Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.

В конце 80-х годов в СССР стали постепенно внедряться рыночные отношения, появились кооперативы, возрастала роль рынка в жизни общества. К 1991 году часть населения уже успела значительно поднять свой бюджет трудовыми и нетрудовыми доходами, многие занимались спекуляцией. У населения на руках осели большие суммы денег и это грозило усилением и без того начавшейся инфляции.

Подготовка и ход реформы

14 января на должность премьер-министра был назначен бывший министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Желая сразу же проявить себя в новой должности, Павлов организовал денежную реформу и решил провести её максимально "советскими" методами. Официально заявлялось о том, что реформа направлена на борьбу с фальшивыми банкнотами крупного номинала, которые по заявлению правительства массово привозились из других стран. В действительности целью было избавление от "лишних" запасов населения в рублёвом эквиваленте, поскольку именно крупные купюры чаще всего откладывались "на чёрный день".

В отличие от сталинской реформы 1947 года, когда на обмен денег отводилось две недели, Павлов выделил всего три дня. Обмену подлежали купюры номиналами 50 и 100 рублей, вместо них можно было получить более мелкие номиналы старого образца, или выдавались новые, образца 1991 года. Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года был подписан президентом М.С. Горбачёвым 22 января, а обмен начался уже 23 января. Информация об этом появилась только в вечерних новостях, и многие узнали о реформе только на следующий день. Те, кому удалось получить информацию сразу, бросились избавляться от крупных купюр всеми доступными методами. Магазины практически все оказались закрыты, поэтому люди отправляли денежные переводы, расплачивались с таксистами, покупали ЖД и авиабилеты с целью их дальнейшей перепродажи (тогда билет приобретался без паспорта). Но это были единичные случаи, не сильно повлиявшие на общий ход реформы.


100 рублей нового типа

В течение трёх дней, с 23 по 25 января купюры мог обменять любой желающий, причём это были будние дни, что помешало многим занять очереди с самого утра. В дальнейшем до конца марта можно было обменять деньги до 1000 рублей, но при условии одобрения заявки (проверялись источники получения средств). В дополнение ко всему, для ещё большего удара по инфляции (и по гражданам) ограничили сумму снятия вклада в Сберкассах до 500 рублей в месяц одним лицом. Чтобы избежать обращений в другие сберкассы, в которых тоже могли быть вклады, на пустых страницах паспорта ставились штампы. Последний этап реформы был произведён 2 апреля - снижен курс рубля по отношению к доллару и введены новые цены, превышавшие предыдущие примерно в 3 раза.

Итоги


Оборотная сторона купюры 200 рублей

После реформы население в значительной степени утратило доверие к действиям правительства, страна оказалась на пути к хаосу, а рост инфляции только усилился. На фоне всего этого изъятые из обращения 14 миллиардов рублей (именно столько старых купюр осталось на руках) уже не могли повлиять на экономику.

В обращение в ходе обмена поступили новые купюры 50 и 100 рублей, а также номиналы 200, 500 и 1000 рублей, которых денежное обращение не знало с 1923 года. Летом появились новые купюры номиналом 1, 3, 5 и 10 рублей, выполненные по эскизам И.И. Дубасова и планировавшиеся ещё к реформе 1961 года.


Самая крупная купюра 1991 года

На новых деньгах отсутствовало указание номинала на разных языках, на мелких номиналах надпись "казначейский билет" заменили на "Билет Государственного банка" (как на крупных), а дизайн стал более красочным. Старые банкноты 1, 3, 5, 10 и 25 рублей остались в обращении.

К уже имевшимся монетам образца 1961 года в течение года добавились новые 10 и 50 копеек, а также 1, 5 и 10 рублей. Последняя впервые в истории нашей страны была биметаллической. Новые монеты в народе получили название "монеты ГКЧП", хотя сам ГКЧП не имел к ним никакого отношения.

Денежные реформы в СССР:

Денежная реформа 1922-1924 годов ;
Денежная реформа 1947 года ;
Денежная реформа 1961 года ;
Денежная реформа 1991 года.

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

22 января 1991 года президент Советского Союза Михаил Горбачев подписал указ, предписывающий населению за три дня обменять старые денежные купюры на новые. Этот день вошел в историю как начало конфискационной «павловской» реформы, названной в честь первого и последнего премьер-министра СССР.

Реформа задумывалась как последняя попытка спасти финансовую систему разваливающейся державы - циничный грабеж населения должен был послужить делу дальнейшего перезапуска экономики. Однако все пошло не так, как планировали организаторы. В итоге павловская реформа стала одной из причин крушения СССР.

Когда деньги было некуда девать

К концу 80-х советская экономика напоминала корабль, весь груз которого сложили вдоль одного борта. Дисбаланс между мощной тяжелой промышленностью и слаборазвитым производством товаров широкого потребления был колоссален. Находившаяся в обращении денежная масса втрое превышала стоимость товаров на внутреннем рынке. Цены ведь в СССР были фиксированными, а производство определялось Госпланом - поэтому ни о каком балансировании платежеспособного спроса и предложения речи не шло.

Товарно-денежный перекос привел к формированию нелегального рынка; его игроками стали подпольные предприниматели-цеховики и, разумеется, спекулянты. Но даже колоссальный теневой товарооборот не смог решить проблему тотального дефицита всего и вся. Население самой большой в мире страны годами давилось в очередях, а покупка любой нужной вещи больше походила на поиски сокровищ.

Очень быстро дефицит стал оказывать влияние на общественную мораль: особое уважение стали вызывать люди, умеющие «выбивать» и «доставать», то есть превращать желания в вещи. Еще одной приметой поздних 80-х стало то, что на фоне неплохих зарплат и многотысячных сбережений граждан воры-домушники начали выносить из квартир… еду. В стране было огромное количество номинально не бедных людей, и при этом отсутствовала возможность качественно тратить кровно заработанное.

Реформатор с большой дороги

Руководство страны масштаб проблемы понимало; другое дело, что рецептов ее преодоления ни у кого не было. Экономисты, консультировавшие Горбачева в начале 80-х, советовали ему усиленно инвестировать в машиностроение. Это, по их мнению, должно было создать базу по производству оборудования для легкой и пищевой промышленности, а та, в свою очередь, должна была наконец заполнить полки магазинов. На самом деле этот курс лишь усугубил межотраслевой дисбаланс, превратив СССР в страну долгостроев и пустых прилавков.

Власти понимали, что рано или поздно придется пойти на непопулярные меры. На роль локомотива предстоящей реформы, а заодно и козла отпущения по собственной воле напросился 53-летний министр финансов. Валентин Павлов, называвший себя сторонником «государственного капитализма», с 1986 года прорабатывал различные способы изъятия у населения «лишних» денег.

Легенда, которая должна была обосновать необходимость реформы 1991 года, была придумана заранее. Павлов заявил, что большое количество купюр номиналом 50 и 100 рублей вывозится за рубеж, что создает угрозу денежной интервенции с обрушением финансовой системы СССР.

Любопытно, что с помощью этой байки министр-комбинатор уже пытался продавить свою идею в верхах: летом 1990 года он подал секретную записку на имя президента Михаила Горбачева и председателя Совмина Николая Рыжкова. «Липа» вскрылась почти сразу: Рыжков запросил данные таможни и получил ответ, что из страны в основном вывозятся не полтинники и стольники, а десятирублевые банкноты. Однако плохо, к сожалению, стало после этого не министру финансов, а главе правительства, который слег с обширным инфарктом.

Другим предлогом для реформы стали демагогические рассуждения о том, что честные граждане живут от зарплаты до зарплаты, а большие сбережения принадлежат исключительно нетрудовым элементам и спекулянтам.

Готовясь провести экспроприацию, Павлов проработал около десяти вариантов реформы, в том числе и проект одномоментного отказа от старых денег, который вообще не предусматривал их обмена на новые дензнаки и компенсаций. В любом случае реформа должна была носить конфискационный характер, а значит - реализовываться внезапно и максимально неудобным для населения способом. Именно поэтому за несколько недель до «часа икс» Павлов официально опровергал слухи о готовящемся денежном обмене.

Государство атакует сберкнижки и кубышки

14 января Павлова назначили премьер-министром, а уже 22-го Горбачев подписал указ об изъятии сотенных и 50-рублевых банкнот. В соответствии с распоряжением купюры образца 1961 года свободно обменивались на новые банкноты в объеме до 1000 рублей на человека. С обменом население должно было успеть в срок с 23 по 25 января.

Одновременно ограничивалось снятие вкладов в Сбербанке: с одного счета можно было за раз снять не больше 500 рублей. Суммы, выходившие за лимит, теоретически можно было обменять, но для этого сначала нужно было доказать специальным комиссиям законность их происхождения. Через эти же комиссии могли поменять свои деньги люди, пропустившие общий обмен по уважительным причинам: из-за командировок, лечения в стационарах.

Объявление в отделении Сбербанка. Фото Станислава Панова /Фотохроника ТАСС

Президентский указ был зачитан в вечернем выпуске новостей в 21:00, уже после того, как магазины и почтовые отделения в стране закрылись. Самые сообразительные граждане тут же начали изобретать способы спасения сбережений: с банковскими вкладами много сделать не получалось, а вот наличность позволяла маневрировать. Крупные суммы отправлялись переводами родственникам, небольшие - менялись у таксистов, которые еще не слышали об указе, и в кассах метро. Самые находчивые скупали авиа- и ЖД-билеты на отдаленные даты, чтобы потом, после обмена дензнаков, их можно было сдать, получив купюры нового образца.

Тем не менее подавляющему большинству граждан так и не удалось спасти свои кубышки. В течение двух суток рушились 15–30 тысячные состояния граждан, которые копили эти деньги, притом не для себя, а для детей и внуков. Хуже всего пришлось тем, кто не смог вырваться с работы и вынужден был в бессильной ярости наблюдать, как утекают бесценные часы.

Впрочем, у касс тоже царило отчаяние: к заветным окошкам выстроились громадные очереди; озлобленные, доведенные до нервного срыва люди давились и дрались с куда большим остервенением, чем за самый вожделенный дефицит. И не удивительно: ведь у них отнимали годы труда, надежды и планы на будущее. Пожалуй, в эти дни граждане СССР получили самую мощную прививку от доверия к властям.

Жулики комбинаторам не по зубам

Какую же пользу принесла грабительская реформа экономике страны? Практически никакой. Планируемое сокращение денежной массы должно было составить 81,5 млрд рублей - со 133 до 51,5 млрд. В реальности правительство смогло изъять из обращения только 14 млрд. Нетрудно догадаться, что пострадали в основном не спекулянты и барыги, а честные трудяги.

Спустя 20 лет после реформы, в 2011-м, вор в законе, попросивший журналистов называть его Гарик, рассказал, что за два дня до реформы один из «подшефных» кооператоров показал ему домашний секретер, полностью заполненный мелкими купюрами. Их теневики наменяли через своих людей в банке. Начальнику одной из ростовских колоний, по свидетельству того же Гарика, предлагали за полмиллиона рублей «под честное воровское слово» отпустить одного из сидельцев, чтобы тот смог обменять общак. Начальник от сделки отказался, и зэки потеряли кассу.

Однако в целом теневой бизнес сумел уйти от удара. А вот легальной экономике этого сделать не удалось. Национальный доход в сравнении с 1990 годом уменьшился на 20%, дефицит госбюджета вырос до 20–30% от уровня ВВП. В апреле 1991-го правительство пересмотрело розничные цены, подняв их «в среднем по больнице» на 70%. Разумеется, население восприняло это шаг как второе ограбление. Однако это было лишь началом: впереди советских граждан ждали , распад страны и шоковая терапия.

Вместо эпилога

Безусловно, экономическая реформа была необходима позднему Союзу. Но отнюдь не только денежная. Нужно было пересматривать принципы ценообразования, заняться ускоренным созданием институтов, позволяющих сформировать качественный рынок потребительских товаров. Вместо этого было сделано то, что сделано.

СССР долгие годы относился к своим гражданам как к расходному материалу, и признание его исторических заслуг не отменяет того факта, что интересы простого человека, его собственность и планы на жизнь не стоили в нем ничего. Все денежные реформы, организованные советскими властями в послевоенный период, носили конфискационный характер. В 1947-м это было более заметно, в 1961-м - менее. Однако в конце концов СССР погорел на том, к чему привык: брать, не спрашивая, распоряжаться чужими деньгами, трудом и жизнями.

Павловская реформа оказалась не только самой скандальной, но и самой неэффективной: экспроприация денежных активов населения не решила экономических проблем, не позволила стране перепрыгнуть очередную пропасть, наступив на головы рядовых граждан. Зато она наглядно показала людям, что свое государство тоже может быть врагом. Объяснение оказалось столь доходчивым, что, когда Союзу понадобилась помощь, миллионы людей не шелохнулись. Что было дальше, мы знаем.

Была проведена в январе 1991 года и была названа «павловской», в честь Валентина Павлова, занимавшего тогда пост министра финансов.

Реформа носила конфискационный характер, и главной ее задачей было сократить количество наличных денег, находящихся в обращении, и тем самым, хоть как-то урегулировать ситуацию острого дефицита, возникшую на товарном рынке страны. Официальной же причиной реформы была названа борьба с фальшивыми деньгами, якобы в огромных количествах, ввозимых из-за границы.

В стране вот уже несколько лет шла перестройка, рушились старые социалистические основы работы государства. Очень важным являлся вопрос о переходе к рыночной экономике. Михаилу Горбачеву было предложено сразу несколько программ для осуществления такого перехода, одной из которых была программа, получившая название «500 дней». Но президент СССР, в конце концов, выбрал программу, предложенную правительством и заключавшуюся в постепенном переходе к рынку, и сохранении контроля государства над значительным сектором экономики. В середине 1990 года было решено ввести частную собственность на средства производства, а уже с нового 1991 года начать реализацию экономической программы правительства.

22 января 1991 года, в соответствии с указом Президента, был прекращен прием к платежу купюр достоинством 100 и 50 рублей. Также была существенно ограничена выдача гражданам денег с банковских вкладов.

Как заявили власти, такая вынужденная мера должна была заморозить все средства спекулянтов, фальшивые деньги и всевозможные нетрудовые доходы граждан, это приведет к сжатию денежной массы и остановке развития инфляции.

Об этом указе народ узнал только из вечерней программы «Время», когда большинство банков и магазинов уже закрылись. Однако самые находчивые граждане успели до истечения срока разменять оставшиеся у них крупные купюры в кассах метро или у таксистов, а самые предприимчивые покупали авиа и железнодорожные билеты на дальние расстояния, чтобы уже после обмена сдать их и получить обратно свои деньги.

Идея подобной реформы принадлежала Виктору Павлову, который считал, что крупные купюры находились в основном в руках представителей теневой экономики.

Обмен изымаемых из обращения купюр сопровождался множеством ограничений. Во-первых, по времени, обмен старых купюр на новые проходил всего три дня - с 23 по 25 января. Во-вторых, обмену подлежали наличные деньги, на сумму не более 1000 рублей на человека, обмен более крупных сумм мог быть проведен исключительно с разрешения специальной комиссии. С банковского вклада единовременно можно было получить лишь 500 рублей новыми банкнотами.

В 1991 году начали печататься новые денежные знаки достоинством только в 100 и 50 рублей, купюры всех других достоинств после реформы продолжали свое свободное хождение. Также был налажен выпуск новых разменных монет, отличавшихся от старых, как размерами, так и номиналом. Монета в 10 копеек была изготовлена из железа, 50 копеек и 1 рубль - из никелевого сплава, а 5,10 и 50 рублей были биметаллическими.

Обмен денег производился в обстановке крайней нервозности, и несмотря на то, что деньги можно было обменять на почте или по месту работы, у сберкасс выстраивались километровые очереди. Реформа уничтожила многолетние сбережения многих людей, независимо от того, где они хранились, в Сбербанке или дома «в чулке». Сделано это все было намерено, так как еще за две недели до начала реформы Павлов в своем выступлении на заседании Верховного Совета категорически опровергал все слухи о грядущем обмене денег.

Реформа лишь частично оправдала надежды правительства. Из обращения удалось изъять лишь 14 млрд. рублей, что составило лишь 17% от запланированной суммы. В связи с этой неудачей, уже в апреле 1991 года резко подскочили цены на транспорт, коммунальные услуги и некоторые продовольственные товары. Всего за 1991 год цены выросли более чем в 7 раз.

Жизненный уровень населения существенно упал, а экономика страны оказалась близкой к катастрофе. На 20% по сравнению с прошлым, 1990 годом, уменьшился национальный доход, стремительно усиливались темпы падения производства, дефицит бюджета составлял до 30% ВВП. Денежная масса продолжала неуклонно расти, а значит, велик был риск того, что государство полностью потеряет контроль над финансовой системой. Создалась угроза гиперинфляции, а вслед за ней и полного паралича экономики страны.

Но самым главным последствием павловской реформы стало то, что население полностью утратило доверие к правительству. Недоверие людей оказало значительное влияние на последующие события в стране, а именно создало еще одну серьезную предпосылку для осуществления августовского путча.