Неравномерное развитие стран в начале 20 века. Это интересно знать. Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустри­альному обществу. Однако и в эти десятилетия страны за­падного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и ли­бералы, которые пытались укрепить свои позиции в ме­нявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалис­тов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Герма­нии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и соци­альной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.)

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках за­конов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периоди­чески «замораживали» зарплату (запрещали ее повыше­ние). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

Перемены 60-х гг.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии от­мены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвы­чайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята кон­ституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля из­брали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококва­лифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но боль­шинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. но­вым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика со­циал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государ­ственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось од­ним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Вторую половину XX века можно отнести к новому, современному этапу развития мира. В целом он представляет собой эволюцию поисков новой парадигмы экономического развития в мире: в странах капиталистической системы хозяйства, в странах "третьего мира" и, наконец, в странах социалистической системы.

Новый этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технического развития (НТР). Ее развитие и последствия имеют по ряду признаков всемирный характер и определяются совместными международными усилиями. Современное обновление науки, техники и технологий столь масштабно и всесторонне, что осуществить его силами одной, даже крупной страны уже невозможно. Более того, НТР позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции, что рамки отдельной страны оказываются слишком узкими для ее полной реализации и использования. Становится необходимым и экономически оправданным развертывать производство в расчете не на одну, а на ряд стран.

Переворот в средствах информации, связи и транспорта сделал возможным быстрое распространение НТР во всех регионах земного шара, резко повысил подвижность капитала и рабочей силы, необходимых для освоения этих достижений. В результате созданные в одной стране техника и технология, преодолевая искусственные барьеры, быстро распространяются по всему миру. Для всех стран, независимо от их социально-политического устройства, определяющую роль начинают играть общие тенденции технологического и организационно-экономического прогресса. Сложились единые критерии технико-экономической эффективности, требующие, чтобы хозяйственная деятельность в каждой стране отвечала общим для мирового хозяйства требованиям и стандартам. Последние закрепляются в документах международных организаций.

Вместе с тем это, хотя и очень важная, объективно обусловленная уровнем производительных сил, но лишь одна сторона современного этапа развития мирового хозяйства. В теоретическом плане огромный интерес представляет эволюция поисков новой парадигмы экономического развития мирового хозяйства, предопределенной требованиями нового уровня и характера производительных сил. В указанной эволюции можно выделить два периода. Первый связан с изменением экономической идеологии в капиталистической системе мирового хозяйства и формированием в странах данной системы экономики смешанного типа, что обеспечило высокие темпы роста в 50-60-х годах. Второй период – успешное развитие мировой социалистической системы хозяйства, в основе которой лежали принципиально иные экономические отношения – сотрудничества и взаимопомощи, но не конкуренции. Противостояние двух мировых систем хозяйства затрудняло выбор экономической стратегии для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Характерное для их правительств балансирование между идеями социализма и капитализма в ряде случаев выразилось в так называемом «некапиталистическом» (но и не социалистическом! – примечание авторов) пути развития.

Первоочередной целью послевоенной экономической политики западных стран стало обеспечение и поддержка процесса экономического роста, что подразумевало смену идеологических ориентиров. Такой поворот объяснялся тем, что были сделаны выводы из просчетов, допущенных в предшествующие десятилетия. По окончании первой мировой войны Европа стремилась воспроизвести либеральный капитализм 21 века. Однако несовместимость этих идей с новой экономической ситуацией проявилась довольно быстро.

Массовая безработица и всеобщий хаос во время кризиса 30-х годов показали всему миру, насколько рыночный капитализм не соответствует идеалам цивилизованного общества.

Разрушение финансовой и денежной систем распространилось на все страны, мировая торговля развалилась. Предприятия прекратили инвестирование и пытались сохранить свои рынки сбыта за счет создания всевозможных картелей и принятия протекционистских мер. Технологический прогресс способствовал созданию монополий и манипулированию рынком. Сформировались мощные экономические группировки, разрушить которые не могло никакое антитрестовское законодательство. В международном аспекте страны пользовались плодами капитализма для укрепления военной мощи государства. Подобное развитие делало неизбежным возникновение военных конфликтов.

Стала очевидной необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь в целях реорганизации системы свободного рынка. Вмешиваясь в экономическую жизнь, государство могло руководствоваться уже применявшимися до и во время первой мировой войны рецептами. Примером подобного вмешательства была модель плановой экономики, разработанная военным министром Германии Вальтером Ратенау и использованная в период первой мировой войны. Хорошие результаты дали и пятилетние планы, которые с 1928 г. осуществлял Советский Союз. Он не был затронут Великой депрессией и, более того, за короткие сроки сумел провести индустриализацию, что позволило отстоять независимость и победить во второй мировой войне. Был создан достаточно высокий уровень новых предприятий, соответствующий мировым стандартам, ликвидирована безработица, обеспечен рост благосостояния трудящихся (правда, в основном городского населения).

Плодотворным примером государственного вмешательства в экономику был и «новый курс» 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта (1882-1945) .

В XX в. наблюдается четко выраженная тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, что обусловливается усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; расширением связей между народами при одновременном обострении конфликтов из-за неравномерности их экономического, этнического, политического развития.

Особенно заметна возросшая роль государства во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., в годы Первой и Второй мировых войн, а также в разрешении экономических, научно-технических проблем Новейшего времени.

В XX в. на состояние, значение, действенность государства и права отдельных стран сильное влияние стали оказывать все более крепнущие информационные, культурные, экономические связи, устанавливаемые между народами мира, а также национальный, религиозный факторы, отражающие возрастные и психоэмоциональные различия народов. Прогресс как повышение уровня специализации, дифференциации и в государственном управлении настоятельно требовал его осуществления специализированными органами и специально подготовленными кадрами, но этим же он ограничивал творческую активность управляемых, их духовную индивидуальность.

Процессы либерализации и демократизации, развивавшиеся в мире в XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов.

Обобщая характеристику основных направлений развития государства и права в XX в., нельзя обойти вниманием «социальные мотивы», социалистическую тенденцию, проявляющуюся в расширении прав профсоюзов, регламентации рабочего времени, предоставлении ежегодных отпусков, пособий и т. п. Нельзя не отметить и выделение политической теорией Новейшего времени требования «приоритетного значения прав личности», что находит все более заметное отражение в законодательстве и практике современных государств.

После поражения в «холодной войне» и разрушения советского блока и СССР образовались новые самостоятельные государства – Украина, Казахстан и др., произошло объединение Германии, разделенной Второй мировой войной на Западную и Восточную зоны, что в той или иной мере выражало национальные устремления народов.

Конституционные изменения в XX в. отличались неоднородностью, противоречивостью, подчас разнонаправленностью. Наряду с укреплением либерально-демократической тенденции наблюдалась и вполне очевидная реализация противоположно действующих стремлений, преследовавших цели ограничения, выхолащивания демократического содержания правовых институтов, а также четко выраженное движение в сторону авторитаризма, тоталитаризма и фашизма. Последнее ярко представлено в образовании фашистских и советской империй, длительном противостоянии военно-политических блоков, «холодной войне». Разрушение советской империи говорит также и об огромных возможностях невоенных средств подавления поверженного противника.

Противоречивый, подчас взрывной характер преобразований либерально-демократической тенденции в ведущих капиталистических государствах хорошо различим в конституционной истории Франции после Второй мировой войны.

Особенности развития стран в начале ХХ века

В ХIХ в. экономически развитые государства завершили переход от традиционного к индустриальному обществу. В этих странах сложилась мощная индустриальная технология, рыночные отношения, фермерское сельское хозяйство, классовый тип общества, демократические отношения, правовые политические режимы.

Модернизация не обошла и Россию. Следует отметить особенности российской модернизации, характерные для любого периода. Это прежде всего догоняющая модернизация. Отсюда – феномен многоукладности во всех сферах жизни. Основное внимание уделяется экономическому росту, на последнем месте стоит социальное развитие. Российская модернизация всегда носит прерывистый характер, отличается повышенной ролью государства на всем ее протяжении.

Не избежал этих особенностей и вариант модернизация начала ХХ в. Каковы ее главные особенности?

1. В экономической сфере необходимо отметить, в отличие от Запада, высокиетемпы развития промышленности . По объему промыш­ленного производства Россия в начале столетия занимала пятое место в мире. Приоритет, в отличие от Запада, по-прежнему был за тяжелой промышленностью. Так, к 1914 г. удельный вес продукции тяже­лой промышленности в общем объеме промышленного производства составлял 40%. Страна на 56% удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании. Высокая концентрация капитала и производства. Это можно подтвердить данными, приведенными в табл. 1, 2.

2. Высокий уровень концентрации производства в главных отраслях крупной индустрии стал основой зарождения в России монополистических тенденций. Монополии всех видов утверждались во многих отраслях промышленности. Появляются монополии высшего типа – тресты и концерны. К 1914 г. только крупных синдикатов и монополий насчитывалось 150-200. Монополистические связи стали одной из основ всей хозяйственной жизни империи.

Основные черты и тенденции экономического развития в 20 веке

Экономическое развитие в новейшее время происходило неравномерно и неоднозначно для различных стран и регионов. Но в целом можно выделить несколько основных тенденций, характерных для экономики всех стран.

1. Весь ход развития мировой экономики в 20 веке определил глубокий раскол мира, начало которому было положено Октябрьской революцией в России. Мир раскололся на две социально-экономические системы: капиталистическую, основанную на рыночной экономике, и социалистическую, командно-административную систему. Начались долгие годы противостояния - экономического, политического, идеологического и военного. Усиливается милитаризация экономики, в первую очередь ведущих стран. Гонка вооружений обескровливала экономику, поглащая огромные финансовые, интеллектуальные и материальные ресурсы. Раскол мира усилился с образованием мировой системы социализма после второй мировой войны и закончился во второй половине 80-х - начале 90-х годов 20 века с крушением СССР и мировой системы социализма.

2. Современная экономика всех стран развивается под воздействием научно-технической революции (НТР). НТР - это глубокие, радикальные изменения во всех элементах производительных сил: в технике, технологии, материалах, источниках энергии, системах хранения и переработки информации, в положении человека на производстве (появляются новые отрасли, создана ракетная техника, используется ядерная энергия, информационные, лазерные и биотехнологии, созданы материалы с заданными свойствами, развивается генная инженерия и др). Меняется облик аграрного сектора, происходит “зеленая революция”, призванная решить проблему голода (в сельском хозяйстве широко используется электроника, достижения химии, генная инженерия, капельное орошение и др.). Индустриальная эпоха сменяется постиндустриальной, информационной.

Достижения НТР непосредственно сказываются на росте доходов и улучшении качества жизни населения (широко используется современная бытовая техника, компьютеры, личный транспорт, современные строительные технологии).

В 60-х - 70-х гг. произошел переход развитых стран к преимущественно интенсивному типу экономического роста, основанному на завоеваниях НТР. Главная причина такого перехода - ограниченность всех видов ресурсов и крушение колониальной системы, бывшей источником этих ресурсов для метрополий.

3. Главной позитивной чертой экономического развития в 20 веке стало усиление государственного регулирования экономики. Глобализация экономики, усложнение современного рынка, обусловили снижение его способности к саморегуляции. Следующие внутренние и внешние причины обусловили необходимость его внешнего регулирования:



Усиление экономической нестабильности (систематические экономические кризисы);

Обострение социальных проблем и усиление классовой борьбы на рубеже 19 - 20 веков;

Монополизация экономики;

Масштабные войны и локальные конфликты с их негативными экономическими последствиями;

Усиление инфляционных процессов;

Глобализация экономики и др.

Исходя из этого, основными целями усиления государственного вмешательства в экономику стали:

Обеспечение стабильного экономического роста (без глубоких спадов, затяжных депрессий и перегрева экономики во время экономического подъема);

Обеспечение социальной стабильности и классового мира в обществе;

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на рынке;

Антиинфляционное регулирование,

Внешнеэкономическое регулирование, направленное на интеграцию национальных экономик в мировое рыночное хозяйство и др.

Основными формами государственного участия в экономике стали: государственное прогнозирование, целеполагание и программирование экономики (не путать с планированием в условиях административной экономики); законодательная деятельность и контроль за исполнением законов; государственная собственность и государственная предпринимательская деятельность; регулирование основных макроэкономических параметров инструментами финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Трансформация рыночной экономики в 20 веке связана в первую очередь с усилением государственного регулирования и решением на основе этого регулирования многих острых социальных и экономических проблем.

4. Следующей принципиальной чертой современной рыночной экономики стала трансформация экономических отношений:

Гуманизация производства (сокращение рабочего времени; повышение реальной заработной платы; государственный контроль за режимами труда, отдыха и санитарно-гигиеническими условиями, соблюдением трудового законодательства и др.);

Усиление социальной защищенности населения (пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, поддержка безработных и малообеспеченных, защита детства и материнства и др.), развитая система государственного образования и медицинского обслуживания;

Участие трудящихся в прибылях (“демократизация капитала”) за счет получения доходов от ценных бумаг и банковских вкладов; стимулирование труда из прибыли предприятий, что создает основу для роста среднего класса - класса собственников.

Все эти изменения становятся предпосылками социальной стабильности в обществе и социального партнерства труда и капитала. И чем более развито общество, тем больше у него возможности для реализации социальных программ и роста национального благосостояния.

5. Важные изменения произошли в 20 веке в мировой экономике: глобализация, экономическая интеграция и завершение формирования единого мирового хозяйства. Новыми формами мирохозяйственных связей стали: международный маркетинг, лизинг и инжиниринг, усилились научно-техническое сотрудничество и финансовые взаимосвязи в современном мире. Возросла открытость национальных экономик, их зависимость от экономических процессов, происходящих в мире.

Однако, несмотря на усиление взаимосвязей в мировом хозяйстве, сохраняется и усиливается неравномерность экономического развития стран (мир делится на высоко развитые постиндустриальные страны, динамично развивающиеся новые индустриальные страны и слаборазвитые страны). С другой стороны, не исчезают явления соперничества и конкуренции на мировом рынке (сложились три основных центра мирового соперничества: страны европейского сообщества, Североамериканский союз и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

В 20 веке завершилось крушение колониальной системы, что обусловило глубокие изменения как в хозяйстве бывших колоний, так и их метрополий. Главным результатом деколонизации для западного мира стала экономическая интеграция и переход к интенсивному типу хозяйства в условиях потери колониальных источников сырья.

6. В 20 веке обостряются глобальные экономические проблемы: экологические, связанные с негативными последствиями хозяйствования человека на Земле; обеднение животного и растительного мира; исчерпание невосполнимых ресурсов; проблемы разоружения и конверсии; борьбы с мировым терроризмом; освоения Космоса и мирового океана; проблемы бедности и нищеты в отсталых странах; проблема инфекционных заболеваний и др. Эти проблемы носят глобальный характер, так как они касаются всех стран, и решение их возможно только на основе объединенных усилий всего человечества.

Кроме перечисленных черт и тенденций в 20 веке сохраняются такие особенности рыночной экономики, как монополизация (несмотря на активное государственное антимонопольное регулирование) и цикличность в развитии экономики (периодические спады и кризисы, несмотря на проводимую антициклическую политику). Таковы основные черты и тенденции в экономическом развитии стран в 20 веке.

Выделяются несколько периодов экономического развития в 20 веке: межвоенный период (1919 - 1939 гг.), послевоенный (1945 - конец 60 - х гг.) и современный период (последняя треть 20 - начало 21 века).

Последствия первой мировой войны и экономические изменения

в межвоенный период

Усиление неравномерности экономического развития стран в конце 19 - начале 20 века обусловило обострение борьбы между ведущими странами за передел мира - за колонии, источники сырья, рынки сбыта, сферы приложения капиталов. Эта борьба привела к первой мировой войне 1914 - 1918 гг. между странами Антанты (Англия, Франция, Россия и другие страны) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и др.). Это была именно мировая война, так как в ней участвовали 34 страны из 56 стран мира и 80 млн. человек. Победу одержала Антанта, исход войны был предрешен успехами английского военного флота, отрезавшего Германию и ее союзников от источников сырья, и вступлением в 1917 г. в войну США.

Экономические потери в результате войны были огромными: уничтожено треть материальных ценностей человечества, большой урон был нанесен природе, осуществлены огромные нерациональные военные расходы (выросшие за годы войны в 20 раз), человеческие жертвы составили более 10 млн. убитых, 20 млн. - инвалидов, еще 10 млн. умерших от голода и заболеваний. 50 % промышленности работало на нужды фронта, производя пулеметы, танки, самолеты, подводные лодки, пушки, обмундирование и боеприпасы. Только США и Япония вышли из войны обогащенными, их национальное богатство увеличилось на 40 и 25 % соответственно, США сосредоточили половину мирового запаса золота..

В результате войны произошла глубокая перестройка экономической и политической систем ряда стран: распад Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империй; буржуазные революции в России и Германии; социалистическая революция в России, положившая начало расколу мира и противостоянию двух систем; начало крушения колониальной системы. В борьбе с социализмом в мире сложилось две основные тенденции: с одной стороны, к демократизации общественной жизни и гуманизации производства (США, Англия, Франция), и с другой стороны, к тоталитаризму и усилению политической реакции (Германия, Италия и Япония).

Основные этапы межвоенной экономики:

1918 - 1924 гг. - послевоенное восстановление хозяйства;

1925 - 1929 гг. - оживление и подъем экономики;

1929 - 1936 гг. - мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия;

1936 - 1939 гг. - новое оживление на основе военной конъюнктуры.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. стал главным событием мировой экономики. Он охватил весь мир и стал тяжелейшим потрясением для рыночной системы хозяйства. Это был типичный кризис перепроизводства, вызванный дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения. Проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Выход из кризиса каждая страна искала по-своему, общим было усиление государственного регулирования с целью оживления экономики.

Германия. Германия была побежденной в первой мировой войне страной и понесла большие людские и материальные потери (2 млн. чел. погибло, 1,5 - ранено, 1 млн. - погибли в результате голода и эпидемий). Версальский мирный договор 1919 г. поставил Германию как побежденную страну в крайне тяжелое положение: огромные репарации (132 млрд золотых марок товарами и золотом), территориальные потери (Франции возвращены Эльзас и Лотарингия, передан Саарский угольный бассейн), отторжение колоний (с населением в 13 млн. чел.). Был ликвидирован военно-морской флот, сокращена сухопутная армия и все виды вооружения. Военные расходы Германии за годы войны составили более 150 млрд. марок. В стране усиливался экономический хаос, произошел спад производства (до 43 %), царила безработица (она составляла четверть населения), обострялась классовая борьба.

В 20-х годах осуществляются экономические преобразования, нацеленные на стабилизацию экономки: антиинфляционная денежная реформа 1923 г., модернизация устаревшего оборудования, укрепление германских монополий, усиление эксплуатации. Боясь революционного пожара в стране, а также будучи заинтересованным в восстановлении военно-политического потенциала Германии, значительную экономическую поддержку оказывает мировой капитал (смягчение условий Версальского договора, пересмотр репараций, кредиты и иностранные инвестиции). Был разработан план Дауэса (на 1924 - 1929 гг.), направленный на поддержку Германии, и затем план Юнга (с 1929 г. он не был реализован в условиях начавшегося кризиса).

В результате, во второй половине 20-х гг. отмечается оживление германской экономики. Превзойден довоенный уровень производства, началось его расширение на новой технической основе (особенно быстро развивались электротехническая промышленность и машиностроение). Производительность труда выроста на 40 %, по объемам производства Германия вышла на 2-е место в мире. Были восстановлены утраченные международные позиции германского финансового капитала.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. тяжело поразил германскую экономику, едва оправившуюся от послевоенного спада. Почти на 40 % упало производство, 68 тыс. предприятий потерпело крах, около 8 млн. чел. (11 % трудоспособного населения) стали безработными, разорялось крестьянство. В стране произошел рост заболеваний и самоубийств.

Выход из кризиса в Германии происходил на основе создания командно-административной экономики и централизации управления. В 1933 г. к власти пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, это было крахом политической системы Веймарской республики и демократии в стране. Гитлер был поддержан национальной и мировой буржуазией, которая видела в милитаристской Германии щит против усиления советской России. Тиссен, Флик, Крупп, Стиннес, Шредер, Шахт и другие финансировали нацистскую партию. Утверждается фашистская диктатура, усиливается тоталитаризм и политическая реакция, Германия готовится к войне за ”восстановление исторической справедливости” и жизненное пространство.

Игнорируя условия Версальского договора, Гитлер начинает открытое перевооружение и наращивание военного потенциала. Он делает ставку на милитаризацию экономики (военные расходы в 1933 - 1939 гг. выросли в 25 раз, их удельный вес в государственных расходах увеличился с 26 % до 76 %), на самообеспечение, централизованное управление и государственный контроль за ценообразованием и распределением всех видов ресурсов. Создаются огромные стратегические запасы за счет импорта сырья (в том числе и из России). Осуществляется принудительное картелирование (монополизация) экономики, растет государственный сектор экономики, в значительной степени за счет ариезации (конфискации собственности не немцев). Расширяются государственные заказы, в первую очередь военного характера. Формируется государственно-монополистический капитализм гитлеровского типа. Запрещены забастовки, стачки, профсоюзы и рабочие политические партии. В стране наводится “порядок” и жесточайшая дисциплина.

Экономический рост в Германии, начавшийся во второй половине 30-х гг., связан в большой степени с подготовкой к войне и усилением ВПК. Германия становится мощной военной державой.

США. США были ведущим государством мира и самой благополучной в экономическом отношении страной (с конца 18 века здесь не прекращался экономический рост). Мировой экономический кризис особенно больно поразил экономику США. Он произошел после долгой эпохи благополучия и стал моральной катастрофой, разрушил веру американцев в свое вечное процветание (психологию “просперити”).

Докризисный период был связан с беспрецедентным “перегревом” экономики и ростом спекулятивного капитала. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, быстро охватил все отрасли и перекинулся через Атлантику. Это был типичный кризис перепроизводства. По стране прокатилась волна разорений и банкротств. Производство сократилось на 46 % и было отброшено назад на 20 лет, к уровню 1911 года. Резко ухудшилось положение трудящихся. В стране было огромное количество безработных: около половины трудоспособного населения (в 1931 г. только в Нью-Йорке от голода погибло 2 млн. человек). Особенно тяжелым было положение фермеров.

В 1929 году президентом становится Г. Гувер. Он сделал ставку на традиционный американский индивидуализм и экономический либерализм (надежда на то, что рынок все сам отрегулирует), но экономика еще больше погружалась в кризис. В 1932 г., в разгар кризиса, к власти приходит Ф. Д. Рузвельт - один из величайших политических деятелей Америки. Он провозглашает “Новый курс”: экономическую политику, основанную на классовом мире и добрососедстве, на государственном регулировании на основе кейнсианских рецептов.

Дж. М. Кейнс, великий английский экономист, полагал, что в период экономического кризиса надо стимулировать не совокупное предложение (производство), а совокупный спрос (потребительную способность нации). Он не только обосновал необходимость сильного государственного регулирования экономики, но и показал конкретные его рычаги: финансовую и денежно-кредитную политику. Кейнс посетил США, беседовал с Рузвельтом, объяснял ему свой механизм регулирования экономики. Вся программа выхода из кризиса, которую реализовал Ф.Д. Рузвельт, была реализацией кейнсианских идей.

Выход из кризиса Рузвельт начал со спасения банковской системы. Были закрыты банки, и объявлены “банковские каникулы”, затем проведена реструктуризация банковской системы (значительная часть банков при этом была признана нежизнеспособной и ликвидирована); была создана Федеральная Резервная система - аналог центрального банка - для регулирования банковской системы; введено государственное страхование депозитов, что вернуло доверие вкладчиков к банковской системе; изъято из обращения золото и запрещен его вывоз за границу; золотые запасы были сконцентрированы в Казначействе; была осуществлена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Вторым слагаемым программы Рузвельта было восстановление промышленности. Бал принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), “Кодекс честной конкуренции и найма”, ограничивший конкурентную борьбу и регламентирующий отношения труда и капитала. Были развернуты общественные работы, финансируемые государством, в целях сокращения безработицы и стимулирования общественного спроса. Промышленность была поддержана государственными субсидиями, снижением налогов и банковского процента в целях оживления инвестиционной политики. Проводилось принудительное картелирование.

Третья составляющая выхода из кризиса была связана с помощью сельскому хозяйству. Был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА): подняты закупочные цены на сельхозпродукцию, стимулировалось снижение производства для обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Фермеры получили кредитную поддержку и погашение своей задолженности банкам за счет государства. Осуществлялась концентрация земель и аграрного производства.

В 1935 г. произошел поворот государственной политики влево, в сторону трудящихся. Был принят закон Вагнера - легализированы профсоюзы и рабочие партии, принято трудовое законодательство, Закон о социальном обеспечении, Закон о справедливых условиях труда (начинает осуществляться государственный контроль за условиями труда и заработной платой).

Таким образом, выход из кризиса США был связан с усилием государственного регулирования экономики, с политикой либерального реформизма.

Великобритания . Здесь кризис на был таким тяжелым, как в Германии и США, и тем не менее, экономика была дестабилизирована. Спад производства произошел на 18 %, особенно в старых отраслях, в два раза сократилась торговля, свирепствовала безработица (она составляла 30 - 35 %), была парализована финансовая система. Необходимы были решительные меры по стабилизации экономики.

В 1931 г. Была создана комиссия под руководством банкира Дж. Мэя, которая была призвана проанализировать экономическую ситуацию и выработать рекомендации для правительства. Комиссия делает неутешительные выводы о состоянии экономики и финансовой системы в стране. Это стало ударом по лейбористскому правительству, к власти приходят консерваторы и разворачивается программа по оздоровлению экономики.

Основное внимание правительства направляется на финансовую стабилизацию. Принимается жесткий бюджет, осуществляется план государственной экономии и рационализации бюджетных расходов (причем английские чиновники не только урезают социальные программы, но и ограничивают финансирование госаппарата и силовых ведомств). Ужесточается налоговый пресс. Проводятся мероприятия по укреплению денежной системы (отменен золотой стандарт, проводится девальвация фунта стерлингов, что приводит к ценовым преимуществами стерлинговых товаров на мировых рынках). Восстанавливается доверие к фунту, возвращаются вклады в английские банки. Вводится политика торгового протекционизма (после двух столетий фритредерства), повышаются таможенные пошлины на импортные товары, улучшается платежный баланс страны.

Все эти мероприятия дают стабилизационный эффект, уже в 1932 г. миновал финансовый кризис, и в 1934 г. начинается оживление британской экономики.

Франция . Особенностью стабилизации во Франции была широкая демократизация общественной жизни и гуманизация производства.

Во Франции в начале 30-х годов усиливается влияние фашистской партии, но нация смогла сплотиться в борьбе против угрозы фашизма, создав Народный фронт - правительство объединенных левых сил (рабочих, мелкобуржуазных, крестьянских партий).

Правительство Народного фронта под руководством социалиста Л. Блюма было у власти в 1936 - 1938 гг. За это сравнительно непродолжительное время было сделано очень много для улучшения положения трудящихся. Было достигнуто соглашение между союзом предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда о признании профсоюзов, увеличении заработной платы, улучшении условий труда (40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров) - так называемые “Матиньонские соглашения”. Эти соглашения были законодательно закреплены решением парламента. Деятельность Народного фронта показала эффективность совместных усилий государства и общества.

Правительством Народного фронта проводилась политика активного государственного регулирования экономики: антимонопольное регулирование, частичная национализация экономики, политика регулирования доходов и гармонизации экономических отношений в интересах общества.

Эта политика встретила ожесточенное сопротивление крупной буржуазии. Начинается ее саботаж, локауты, отток капитала за границу. Широкие социальные программы ложатся бременем на государственный бюджет, растет его дефицит, усиливается инфляция. Начинается правительственный кризис, компромисса интересов широких масс и крупной буржуазии не было найдено. Происходит раскол внутри самого Народного фронта, усиливается ориентация экономической политики на интересы крупного бизнеса. В 1938 г. правительство Л. Блюма уходит в отставку, его сменяет правительство правого радикала Ф. Даладье, сворачивается политика Народного Фронта, усиливается политическая реакция, страна готовится к войне.

Таким образом, разные страны демонстрируют различные пути выхода из экономического кризиса и национального возрождения: либерально-реформистский путь в США и Великобритании, широкая демократизация и социализация во Франции и Испании, тоталитарный диктаторский режим и создание административно-командной экономики в Германии, Италии, Японии.

Экономические последствия второй мировой войны и послевоенная экономика ведущих стран.

Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) заканчивается поражением Германии и ее блока. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, ее экономика была истощена войной. Англо-американский флот блокировал пути поставки сырья в Германию. Объединенный военный и экономический потенциал союзников (СССР, Англия и США) был выше германского. Германии не удалось избежать затяжной войны на два фронта. Кроме того, на оккупированных территориях сложился оккупационный режим, вызвавший ненависть к оккупантам и упорное сопротивление гражданского населения.

Война носила характер мировой, так как в ней приняли участие 60 стран с населением 4/5 всех жителей планеты; военные действия происходили на территории 40 стран Европы, Азии, Африки и в экватории океанов; в армию было призвано 110 млн. человек.

Последствия войны были катастрофическими для побежденных и очень тяжелыми для победителей: огромные человеческие жертвы (более 55 млн. чел.), разрушенное национальное богатство (на сумму примерно 316 млрд. долл), огромные военные расходы (порядка 962 млрд. долл. - в 4,5 раз большие, чем во время первой мировой войны). Все страны вышли из войны с выросшими государственными долгами, деформированной милитаризированной экономкой, дефицитным бюджетом, спадом гражданского производства, изношенным оборудованием, разорванными хозяйственными связями, разрушенной системой внутренней и внешней торговли, инфляцией и нехваткой самых необходимых товаров. Многие страны пострадали из-за бомбардировок и военных действий на их территории.

В результате войны укрепилось экономическое могущество только США: промышленное производство выросло в 2 раза, промышленная прибыль - в 5 раз, страна сосредоточила 2/3 мирового запаса золота (в частности, в результате помощи США по ленд-лизу, внешний долг Великобритании вырос в 8 раз).

В результате войны произошли глубокие социально-экономические и политические изменения в Европе и во всем мире: в 40 - 50 гг. образуется и растет мировая система социализма (в нее включаются Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Германская демократическая республика, Чехословакия в Европе, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика и Вьетнам в Азии, Куба в Америке). В значительной степени под воздействием мирового социализма завершается крушение колониальной системы.

В результате образования мировой системы социализма усиливается противостояние двух социально-экономических систем, начинаются долгие годы “холодной” войны, главным смыслом которой была гонка вооружений. Формируются военно-политические блоки двух систем (Варшавский и Северо-Атлантический - НАТО).

Послевоенная экономика прошла несколько этапов в своем развитии:

1. Вторая половина 40-х годов - послевоенное восстановление экономики;

2. 50 - 60-е гг. - экономический подъем на основе сильного государственного регулирования и разворачивания НТР;

3. 70 - 90 гг. - современный этап в развитии экономики, связанный с ее либерализацией.

Послевоенное восстановление экономики заняло 5 - 6 лет. В послевоенном возрождении многих стран большое значение сыграла реализация Плана Маршалла1 (1948 - 1951 гг.). Это была программа экономического сотрудничества и помощи 16 европейским странам со сторны США в размере примерно 13 млрд. долл.: топливом, продовольствием, сырьем, оборудованием (основную долю помощи получили Англия, Франция, ФРГ и Италия)2 .

В июне 1947 г. был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для подготовки сводной заявки на американскую помощь, в апреле 1948 г. Конгресс США принял Закон о помощи. Она носила частично безвозмездный характер, частично финансировалась банками на кредитной основе под гарантии государства. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возрождения экономики разрушенных стран - валютные, торговые, финансовые. Значение этой помощи для экономического возрождения Европы трудно переоценить. Но с обострением международной обстановки, с усилением “холодной” войны экономическая помощь все больше трансформировалась в помощь военную. Усиливалась политическая и экономическая зависимость европейских стран от США (экономическая помощь предоставлялась при условии создания американских военных баз на территории соответствующих стран, их участия в военно-политических союзах, дискриминации в торговле с социалистическими странами и др.).

К началу 50-х гг. были в основном залечены раны войны, достигнут довоенный уровень развития производства. Душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень 1938 г., особенно быстро восстанавливалась энергетика

С начала 50-х годов начинается новый экономический подъем. Осуществляется новая технологическая модернизация, появляются новые отрасли (электроника, реактивный транспорт, современное автомобилестроение, жилищное строительство на основе новых технологий и др.), складывается “постиндустриальное”, или “информационное” общество. Начинается освоение Космоса, использование высоких технологий, широкая компьютеризация общества. Совершенствуется структура производства, расширяется сфера услуг, науки и образования. В результате крушения колониальной системы и утери мощных источников сырья западные страны делают ставку на интенсификацию производства и экономический рост на основе НТП.

Особенностью экономики 50-60-х гг. стало сильное государственное регулирование на основе кейнсианских идей. Во всех странах расширяется доля государственной собственности, растут государственные инвестиции в экономику (в Англии национализируются предприятия угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, частично - электротехнические и автомобилестроительные предприятия, банки. Во Франции - угольная, газовая, авиационная, автомобильная, частично - нефтеперерабатывающая и оборонная промышленность, железнодорожный транспорт и банки). Осуществляется государственное прогнозирование и программирование экономики в целях экономической стабилизации и сглаживания экономического цикла. Активно используются инструменты финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста. Глубокие изменения происходят в экономических отношениях общества (отделение собственности от управления, демократизация капитала, гуманизация производства и др.)