Карта населения зарубежной европы. Урок: Население Европы. Политические изменения в европе. нато

В регионе живет более 500 млн человек, или около 9% населения мира.

Размещение населения

Зарубежная Европа – один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк. км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

Урбанизация в зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

    очень густая сеть городов;

    особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);

    с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;

    граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Религиозный состав населения Европы довольно сложен. Господствующая религия - христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Воспроизводство населения зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних миграций населения: из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

    из Португалии, Испании, Италии, Греции, Боснии и Герцеговины, а также стран северной Африки во Францию ;

    из Испании, Италии, а также Индии, Пакистана, Ирландии и стран Африки в Великобританию ;

    из Италии, Хорватии, Греции, Турции в Германию .

Для структуры занятости населения характерна большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занятого в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы).

Зарубежная Европа, расположенная в европейской части Евразии, – это общность из 40 государств, которые с древних времен связаны совместной историей и отношениями политического, культурного и экономического характера. Она занимает территорию площадью пять миллионов квадратных километров, на которой проживает 520 миллионов человек.

Общую характеристика Зарубежной Европы

Европа, занимая значительную территорию, делится на, сравнительно небольшие, государства. Например, Бельгию скорый поезд может пересечь за два с половиной часа. Также на политической карте региона есть микрогосударства, которые занимают в его структуре особое место.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы имеет две характерные черты. Первая – это соседское положение государств. То есть, они могут или непосредственно граничить друг с другом, или разделяться довольно небольшими расстояниями – настолько незначительными, что в большинстве европейских поездов, курсирующих между странами, отсутствуют спальные вагоны.

Рис. 1. Европейский экспресс.

Вторая общая характеристика стран Зарубежной Европы – это их приморское положение. Италия, Греция, Нидерланды, Дания, Великобритания и другие государства расположены возле оживленных морских путей.

Современное политическое единство региона, несмотря на отдельные разногласия, сформировалось и поддерживается с конца 90-х гг 20 века и продиктовано в том числе описанными выше особенностями географического положения. Тогда у руля большинства государств оказались социал-демократические партии, благодаря которым и завершился процесс распада и объединения стран. Консолидации также способствует деятельность ООН. При этом в Зарубежной Европе представлены различные типы государственного устройства – от унитарных монархий до республик.

Природные условия и запасы ископаемого сырья

Природные предпосылки для формирования промышленного потенциала региона обусловлены его географией: платформенная и складчатая части имеют различный состав полезных ископаемых.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Так, в северной части преобладают топливные и железнорудные залежи, а в южной – рудные месторождения осадочного и магматического характера. Гидроэнергетические ресурсы также распределены неравномерно, сконцентрировавшись, в основном, в области Скандинавских и Динарских гор, а также у подножия Альп.

Регион благоприятен для развития сельского хозяйства, но в нем практически не осталось земель, чтобы можно было расширять сельхозугодья. Поэтому многие государства работают над “отвоевыванием” суши у моря. Многие земли нуждаются в искусственном орошении, особенно в средиземноморской части.

Говоря, что Бог создал сушу, а голландцы – Голландию, жители этой страны не преувеличивают: треть ее территорию составляют земли, когда-то бывшие морем и осушенные с помощью сложной системы дамб и плотин. Работа в этом направлении продолжается и сейчас.

Рис. 2. Нидерланды.

Лесное хозяйство наиболее развито в Швеции и Финляндии, где есть для этого природные предпосылки.

В характеристику хозяйства Зарубежной Европы необходимо включить и значительно развитый природно-рекреационный комплекс.

Характеристика населения региона

Первая и самая важная характеристика – это медленный естественный прирост населения. В учебнике за 11 класс отмечается, что доля людей пожилого возраста в Зарубежной Европе постоянно растет. Результатом этого, согласно прогнозам аналитиков ООН, станет уменьшение численности населения к середине 21 века.

Из этого вытекает вторая важная характеристика населения Зарубежной Европы: сегодня доля трудовых иммигрантов существенно возросла. Больше всего их насчитывается в Германии, которая играет роль главного региона иммиграции: из общего количества трудовых ресурсов в 20 миллионов человек на долю этой страны приходится 7 миллионов трудовых иммигрантов.

В Западной Европе много стран со сложным национальным составом, но самыми проблемными регионами уже не первое столетие являются Северная Ирландия, Шотландия и страна басков в Испании.

Рис. 3. Герб Северной Ирландии.

Национальный состав Зарубежной Европы, тем не менее, продолжает оставаться относительно однородным – значительная часть населения относится к индоевропейской языковой семье. Господствующей религией является христианство, разделенное на конфессии. Из-за притока мигрантов, исповедующих ислам, незначительную часть населения современной Европы составляют мусульмане.

Что мы узнали?

Мы узнали, где находится Зарубежная Европа, каковы основные политические и природные характеристики региона, получили краткое описание сырьевого потенциала. Составили представление об особенностях географического положения территории, ее протяженности. Узнали о ее внутренних особенностях, национальном составе и современных проблемах, обусловленных демографическим кризисом и протоком трудовых мигрантов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 199.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты

Этническая структура населения

Замечание 1

В Европе проживает более $700$ млн человек. Коренное население – это представители европеоидной расы. Но в процессе исторического развития в Европу переселились выходцы из других регионов Земли. Поэтому сейчас среди жителей Европы встречаются представители всех рас и наследники смешанных браков.

В ходе экономико-общественных процессов на территории европейских государств завершилось формирование наций. Большинство государств Европы – однонациональные, потому что этнические границы совпадают, в основном, с государственными. Большая часть европейских народов говорят на языках индоевропейской языковой семьи . Она представлена несколькими языковыми группами:

  • романской (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский языки),
  • германской (немецкий, английский, шведский, норвежский, датский языки),
  • балтийской (литовский и латвийский языки),
  • кельтской (ирландский, валлийский, бретонский языки).

Большое распространение имеет славянская языковая группа . Славяне делятся на:

  • западных (поляки, чехи, словаки),
  • южных (болгары, сербы, словены),
  • восточных (русские, белорусы, украинцы).

Особое место занимают албанский, греческий, венгерский и финский языки. Они не похожи ни на один иной европейский язык.

Самым распространенным языком в Европе является немецкий. Им пользуются в шести странах Европы. Он имеет статус государственного в Германии, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Люксембурге и Бельгии.

По религиозной принадлежности большинство европейцев – христиане. Католицизм преобладает в странах Южной и Центральной Европы. В Северной Европе, Швейцарии и Великобритании господствующей религией являются различные течения протестантизма. Жители Восточной Европы исповедуют православие. Ислам характерен для жителей Приуралья и Балканского полуострова.

Размещение населения

Европа издавна осваивалась человеком, так как имела благоприятные для жизни и деятельности природные условия. Поэтому в данном регионе высокая плотность населения и высокий уровень урбанизации . Средняя густота населения Европы составляет $69,2$ человека на $км^2$. Максимальная концентрация населения наблюдается на северо-западе региона, в четырехугольнике, образованном городами Ливерпуль (Великобритания), Гамбург (Германия), Базель (Швейцария) и Париж (Франция). Здесь показатель густоты населения достигает $3000$ чел/$км^2$, а на западе Германии даже $5000$ чел/$км^2$. Самый низкий показатель густоты населения в Исландии – $2,6$ чел/$км^2$.

Государства Европы давно стали на путь индустриального развития. Поэтому большинство жителей проживает в городах. Уровень урбанизации составляет $70\%$. Самые высокие показатели урбанизации принадлежат таким странам, как Монако, Бельгия, Сан-Марино, Великобритания. Наименее урбанизированными являются Албания, Португалия и Лихтенштейн.

В Европе находится более $60$ городов-миллионеров. Самыми большими из ни считаются Лондон, Париж, Москва. Самыми крупными городскими агломерациями следует считать:

  • Лондонскую,
  • Парижскую,
  • Голландскую,
  • Рурскую,
  • Верхнесилезскую.

Особенности механического и природного движения населения Европы

Демографическая ситуация в Европе свидетельствует о «старении нации». Это является следствием снижения прироста населения (из-за снижения рождаемости) и увеличения продолжительности жизни населения. В половой структуре населения преобладают женщины. Для большинства стран Европы характерен первый тип воспроизводства населения. Исключение составляет лишь Албания. Поэтому демографическая политика европейских государств направлена на пропаганду повышения рождаемости.

Механическое движение населения определяется внешними миграциями. Очень много выходцев из стран Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока устремились в Германию, Францию, Великобританию в поисках работы. Это привело к обострению политической ситуации в $2016$ году, когда миграция приобрела массовые масштабы, а развитые страны Европы оказались неготовыми к приему такого количества мигрантов.

Замечание 2

Проблема мигрантов требует своего разрешения на самом высоком межгосударственном уровне. Ее неразрешенность может вызвать межэтнические и экономические конфликты.

Урок 31. Население Зарубежной Европы

08.07.2015 11363 0

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая

группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Австрия

10,6

Албания

20,0

Бельгия

12,6

10,6

Босния

15,7

Герцеговина

10,7

12,2

Болгария

13,9

11,2

Великобритания

12,2

13,7

Венгрия

10,1

Греция

12,4

11,9

Дания

19,0

10,0

Ирландия

Италия

19,0

12,0

Исландия

10,4

Испания

14,1

13,0

Латвия

15,3

10,7

Литва

19,0

11,8

Македония

13,2

Нидерланды

14,3

10,7

Норвегия

14,0

11,0

Польша

16,0

10,0

Португалия

13,6

10,7

Румыния

17,1

10,3

Словакия

13,8

10,4

Словения

13,2

10,1

Финляндия

13,5

Франция

10,1

11,1

ФРГ

13,0

11,1

Хорватия

13,6

13,1

Чехия

12,3

Швейцария

14,5

11,1

Швеция

14,1

12,3

Эстония

15,0

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:


Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

группа

Балтийская

группа

Германская группа

Кельтская

группа

Романская

группа

Греческая группа

Албанская

группа

Финно-угорская

группа

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.