Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве. Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

И ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и, в частности, от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, формирования аудиторского мнения, а также прав и обязанностей аудитора.

Единые обязательные процедуры и требования для всех аудиторов содержатся в международных стандартах аудита (МСА).

Переход на МСА ранее запланированного срока. Готова ли Россия?

Уже с 1 января 2017 года возможно преобразование в аудиторской сфере деятельности в России – принятие международных стандартов аудита . Напомним, что переход на МСА планировался только с 2018 года.

О радикальном решении сместить сроки внедрения МСА в России заявил директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансовой отчетности министерства финансов Российской Федерации Леонид Зиновьевич Шнейдман:

«Мы планируем, что в первом полугодии 2016 года /международные/ стандарты будут признаны /на территории РФ/ и, таким образом, они станут обязательными уже с 1 января 2017 года».

По словам Шнейдмана, в скором времени завершится подготовка и разработка всех необходимых законных актов, а уже после их принятия начнется процесс признания на территории Российской Федерации международных стандартов аудита.

Национальные стандарты аудита в РФ были разработаны с учетом МСА. Следует отметить, что реализовать требования международных стандартов аудита можно было двумя способами:

  • принять МСА в качестве обязательных для выполнения, как и поступили многие страны;
  • разработать оригинальные документы, в которых учитывались бы требования МСА.

Кардинальный переход на международные стандарты аудита с обязательной отменой российских стандартов осуществляется в соответствии с внесенными изменениями в ст. 7 п. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Сейчас МСА переводят на русский язык, а затем переведенные стандарты планируется признать в установленном Правительством РФ порядке.

Согласно с законодательством международные стандарты аудита должны быть признаны Россией к июлю 2017 года, таким образом, МСА станут обязательными с 1 января 2018 года. Однако, как заявляет Шнейдман, это может случиться намного ранее положенного времени:

«…но те темпы, с которыми мы работаем, дают основания полагать, что мы это сделаем раньше».

Также Леонид Зиновьевич отметил, что грядущий переход на МСА позволит повысить качество аудита.

Председатель Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности предоставленной информации Арнольд Шильдер уже провел в Москве семинар в целях ознакомления аудиторов и представителей компаний, пользующихся услугами аудиторов с основными изменениями в системе МСА.

«Главное изменение касается формы и содержания аудиторского заключения. Вместо аудиторского заключения на одной странице со стандартным текстом предлагается более расширенное, более информационно насыщенное заключение», — сообщил Леонид Зиновьевич Шнейдман.

Он также подчеркнул, что инвесторы в последние годы высказывали резкую критику в отношении аудиторских заключений в виду недостаточного объема предоставляемой информации.

«Теперь аудитор в своем заключении дает не только свою оценку финансовой отчетности компании, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности проверенной им компании, к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски в деятельности компании», — отметил Шнейдман.

Международные стандарты аудита

Чтобы лучше понимать принципы аудирования, которые начнут действовать в России уже совсем скоро, нужно разобраться в самом понятии МСА.

Международные стандарты аудита (от англ. International Standards on Auditing (ISA) ) – это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита разрабатываются и издаются Международной федерацией бухгалтеров – профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, которая объединяет членов более 170 бухгалтерско-аудиторских национальных организаций и объединений из 125 стран мира.

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:

Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита. Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

Аудиторские стандарты формируют мероприятия по аудиторской подготовке вместе с требованиями по экзаменационным испытаниям на должность аудитора. Именно на них ссылаются судебные органы при проведении проверок, а также аудиторы принимают ответственные меры.

Федеральный уровень

В соответствии с федеральными стандартами осуществляют свою деятельность аудиторские организации, исключая правила нерекомендательного характера .

Эти организации, включая индивидуальных аудиторов, принимают решение о приемах и методах в своей работе, ссылаясь на законодательные правила и нормативные правовые акты.

Сюда не входят операции по планированию экспертизы и ведению ее документооборота. Всего по законодательству насчитывается тринадцать федеральных стандартов .

Разделение аудиторских стандартов состоит из трех групп :

  • общих , то есть независимых, внимательных, объективных, компетентных и прочих правил;
  • рабочих , в которые включаются подготовительные, контролируемые операции, а также внутренние проверки и подробное изучение документации;
  • отчетных , характеризующихся содержанием формы записей с датой, заголовком, подписью, причиной аудита, законами и актуальностью.

Под общими стандартами понимают анализ качества, квалификационный уровень работы аудиторов для эффективных и профессиональных выполненных решений задач, требующих выполнения данными службами.

К рабочим стандартам относятся нормы, согласно которым проводят ревизионные проверки. Это систематические целенаправленные процедуры, позволяющие аудиторам достичь соответствующего итога.

Стандартами отчетности – являются правила, применяемые на завершающей стадии экспертизы. Данные стандарты касаются содержания, распределения и передачи сведений по произведенной проверке.

Внутрифирменные

Принятые законодательством положения и правила по аудиту на федеральном уровне помогают специалистам самостоятельно, а также качественно осуществлять проверки и создавать гарантированные их результаты.

Стандарты, в соответствии с которыми проводятся экспертизы внутри фирмы, подразделяются на два вида .

На первый вид ссылаются саморегулируемые, то есть аккредитованные аудиторские объединения. Следующий тип распространяется на правила внутри компании.

Аккредитованная организация может разработать собственные нормы и систематические данные по использованию стандартов федерального значения с новыми распоряжениями по выполнению аудиторских проверок. При этом очень важно, чтобы они соответствовали законодательным стандартам по проведению экспертизы, не противоречили государственным стандартам и не занижали указанные в них требования.

Внутрифирменные правила состоят из составленных в компании пособий, инструкций, систематических разработок, инструкций и остальных документов по внутреннему алгоритму аудиторских мероприятий.

У таких стандартов могут быть разные назначения :

  • содержание общих положений по проверке;
  • формирование схемы мероприятий по аудиту;
  • составление итогов и финальных заключений специалистов;
  • специализация норм и правил;
  • создание вспомогательных служб по проведению экспертизы;
  • поиск и обучение сотрудников компании.

Планирование

Под планированием аудита понимают комплекс операций по подбору вариантов , позволяющих выбрать стратегические и тактические походы по осуществлению проверок, подобрать виды, общий размер и поочередность аудиторского процесса.

Запланированная экспертиза производится на основе следующих принципов :

  1. Комплексных , то есть включающих в себя все согласованные и взаимосвязанные этапы планирования, начиная с предварительной стадии, и заканчивая финальной.
  2. Постоянных или непрерывных , выраженных в формировании аудиторского состава, координации задач, совмещения с периодами планирования по времени и прилегающих хозяйственных объектов, к которым относятся филиалы, структурные подразделения и представительства.
  3. Оптимальных , способствующих выбору оптимальных вариантов для предстоящей экспертизы и ее проведения.

Составление плана по аудиторским проверкам включает в себя соответствующие процедуры :

  • сбор данных о клиентах, с которыми возможно организация будет сотрудничать в будущем, а именно об их деятельности, методах ведения бухгалтерских операций и проведения контроля внутри компании;
  • анализ степени значимости, то есть допустимых погрешностей и аудиторских рисков;
  • определение учитываемых моментов повышенного риска внутри предприятия, в которых должны быть сконцентрирована основная документация;
  • принятие стратегий по осуществлению экспертиз, определение производственных затрат, размера общих тарифов, а также времени, необходимого на данную деятельность.

К основным документам , применяемым в составлении аудиторского планирования, относят:

  • рабочую спецификацию по исследованию бизнеса клиентов в экономическом отношении;
  • письменную корреспонденцию о предстоящей проверке;
  • договорное соглашение на ее проведение;
  • подробное описание общего плана и программы для нее.

Итоги подготовки по аудиторскому планированию предоставляются в виде двух документов — это программа и сам план. Основываясь на полученных данных, непосредственно определив сроки и стоимость проверки, оформляется и подписывается двумя сторонами договорное соглашение.

Установленные схемы по разработке аудиторских проверок можно разделить на планирование ряда основных этапов , решаемых поочередно:

  1. Сначала на первой стадии предварительно изучают экономический субъект, непосредственно вид и способы ведения его деятельности.
  2. Затем документально оформляют отношения с данным клиентом, путем заключения с ним договора и направления письма с указанными в нем обязательствами.
  3. Далее анализируют устойчивость структуры по контролю внутри компаний экономических субъектов.
  4. На следующем этапе оценивают элементы рисков по аудиту.
  5. После этого определяют степени значимости, то есть допустимые неточности.
  6. Дальнейшее действие заключается в выявлении важных для экспертизы объектов исследования, в которых предполагаются высокий уровень внутренних рисков.
  7. Потом формируют виды методов, подсчитывают объемы и выявляют поэтапное осуществление проверок.
  8. В заключении документально оформляют полученные результаты подготовки к проведению аудита.

На первоначальном этапе оценщик определяет возможные способы выполнения экспертизы, формирует информационные сведения, применяемые на дальнейших стадиях запланированной проверки. Кроме этого, он предварительно оценивает возможные объемы, во сколько обойдется данное мероприятие.

Предположительно, выявленные сведения в течение составления плана по осуществлению экспертизы помогают специалистам установить значимые требования договорного соглашения на данную деятельность, определиться со сроками и общей стоимостью.

Дальнейшее планирование — когда оценивается степень прочности системы порядка внутреннего наблюдения и заканчивается организацией всей программы создается по схеме. Заключаются договора и проводятся подготовительные процедуры по экспертизе.

Предварительное планирование требует встречи аудитора с потенциальным клиентом и выявления целей, для чего ему нужна экспертиза и какие итоги хочет получить по завершению процесса.

Переговоры должны закончиться согласием заинтересованного в проверке лица, предоставить оценщику экономические данные по его работе, имеющие значительное влияние на формирование материальной отчетности.

Аудитору необходимо изучить экономические стороны компании клиента, составляя предварительный план по проверочным мероприятиям. Выяснение степени платежеспособности и ответственности клиента, способствует уменьшению предпринимательского риска оценщика.

Основываясь на предоставленные сведения, специалист по экспертизе определяется с задачей обязательного участия экспертов юридической области, технологической и сотрудников налоговой службы. Их консультации позволяют решить некоторые сложные вопросы , возникающие при аудиторских проверках.

Действительно, стандарты по экспертным проверкам выполняют очень значимую роль для осуществления экспертизы. Ссылаясь на них, оценщики могут наиболее объективно и подробно выразить собственную позицию, связанную с целесообразностью регистрации материальных отчетов, вместе с общепризнанными методами составления бухгалтерской отчетной документации. Таким образом, проводится грамотная и эффективная экспертиза.

Профессиональные стандарты аудита представлены на данном видео.

Аудит - это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором - об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

Основные критерии обязательного аудита - критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором - в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии
Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности акционерное общество;
кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
профессиональный участник РЦБ;
страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Прочие критерии обязательного аудита

Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

Аудиторские проверки давным-давно являются не только прихотью не в меру мнительных соучредителей или акционеров, но и насущной необходимостью, без которой невозможно грамотное планирование развития бизнеса. Да что там говорить, зачастую контрагенты при совершении крупных сделок в обязательном порядке предъявляют требование о проведении аудиторской проверки независимым аудитором, ну или, на худой конец, о внеочередной проверке деятельности предприятия внутренней ревизионной комиссией. В сделках по слиянию и поглощению заключение маститого независимого аудитора презюмируется.

Зачем нужна аудиторская проверка?

В первую очередь, аудиторская проверка, есть не что иное, как логическое завершение конца операционного года, когда необходимо подсчитать активы и пассивы. Все это подчинено одной цели – понять, насколько удачным в финансовом выражении оказался минувший год и что нам принесет год грядущий (благо финансовое планирование еще никто не отменял).

Во-вторых, привлечение независимого аудитора – это прекрасный способ повысить градус доверия в отношениях не только между контрагентами, но и между соучредителями, акционерами или пайщиками. Действительно, что может быть лучше мнения авторитетного аудитора, подкрепленного современными методиками проведения проверок и помноженного на высокую деловую репутацию, как это упоминается .

В-третьих, аудит уже давно превратился в мощное имиджевое средство. Таким образом, аудиторская проверка есть механизм, посредством которого Ваш контрагент получит о финансовой деятельности Вашей компании исчерпывающую информацию, и в зависимости от того, насколько она соответствует его ожиданиям, будут выстраиваться ваши дальнейшие отношения.

Аудиторская система России в 2017 году получит мощный толчок для своего дальнейшего развития. Неожиданностью аудиторской системы страны явилось решение о переходе на международные стандарты аудиторов (МСА) не в 2018 году, как это планировалось, а начиная с 1 января 2017 года. Принципиальным решением и поводом стали глобализация экономики страны и интегрирование бизнеса в мировую экономику. Аудиторы России должны иметь четкую позицию управления и понятия аудиторской деятельности, которая общепринята во всем мире. Международные стандарты регламентируют единые стандарты проведения аудиторской деятельности, которые имеют равную силу на всей территории каждой страны, которая является членом МСА.

Готова ли Россия к МСА?

Как заявил представитель Департамента регулирования бухучета, в том числе по аудиторской деятельности, комплексной финансовой отчетности, который подчиняется Минфину Российской Федерации, до конца июля 2016 года в России должны быть утверждены новые правила в соответствии с требованиями МСА, а начиная с нового 2017 года можно запустить в полную силу новые регламентные требования.
Национальные стандартные требования аудита уже сейчас адаптированы под международные требования, и, чтобы реализовать стандарты МСА, необходимо использовать два способа внедрения:

  • принять в целом все имеющиеся стандарты МСА, как это сделало большинство стран мира;
  • разработать национальные стандарты, где бы отразились регламенты МСА.

Как известно, на территории России действует Закон «Об аудиторской деятельности», и чтобы принять стандарты МСА, необходимо полностью изменить статью 7, п. 1, где необходимо регламент МСА перевести на русский язык. После того, как МСА будет переведен на русский язык, Правительство РФ должно издать постановление о внедрении регламентных положений на всей территории страны.

Трудности перевода на международные стандарты в России

В законе есть пункт, который гласит, что до 12 июля 2017 года все стандарты МСА будут приняты в России, а в 2018 году вступает в действие новое положение. Но директор Департамента по аудиторской деятельности считает, что можно изменить срок ввода в действие регламента МСА, при этом необходимо четко прописать дату ввода в действующем законе.

Введение нового порядка признания международного аудита позволит выпустить заключение со стороны аудиторов не на одной странице, как это было ранее, а в расширенном масштабе, с указанием детализации отчета по каждой позиции подробно, чего не было ранее в национальном стандартном регламенте аудиторской деятельности. Таким образом, расширенная информация об аудиторском заключении позволит значительно повысить эффективность аудиторской деятельности на всей территории страны, что, однако, повысит неминуемо стоимость аудиторской проверки .

Важным толчком к введению международных стандартов стали претензии иностранных инвесторов, которые указывали на неполноту информации аудиторской отчетности. Если ранее аудиторская отчетность предусматривала исключительно финансовую сторону рассмотрения дела, то теперь необходимо указать иные факторы и риски, которые дают полноту рассмотрения дела, повышая при этом доверие к компании.

Что такое МСА?

Чтобы в полной мере понять различие национальной и международной аудиторской системы, необходимо понять суть работы МСА. Главный критерий функционирования системы МСА, которая именуется International Standards on Auditing (ISA), – это внедрение международных базовых принципов, а также понятий и стандартных требований, при помощи которых взаимодействуют все аудиторы ISA.

Сам стандарт МСА разрабатывает Международная федерация бухгалтеров, которая объединяет в своих рядах 175 членов национальных бухгалтерско-аудиторских сообществ, включающих представителей 125 стран мира.