Показатели вторичного распределения доходов. Определение национального располагаемого дохода

Национальный доход - важный показатель результативности общественного воспроизводства.

Национальный доход (НД) - совокупный доход в экономике, который получают все владельцы факторов производства (труда, капитала, земли): заработной платы, прибыли, ренты, процента. Он свидетельствует о степени участия каждой категории собственников в общественном воспроизводстве, их вклад в него.

Национальный доход представляет собой заново созданную стоимость и включает стоимость необходимого продукта всех занятых в общественном производстве и стоимость дополнительного продукта (в+ш). По натурально-вещественной форме он включает как средства производства, так и предметы потребления. Определение стоимости национального дохода осуществляется вычитанием из чистого внутреннего продукта (ЧВП) косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, лицензионные платежи и т. п).

ВС является заработанным доходом, поскольку не содержит в себе ни косвенных налогов, ни субсидий, и является показателем чистого прироста продуктов, услуг за год, состояния благосостояния нации .

Процесс общественного воспроизводства в качестве своего неотъемлемого атрибута имеет и такое явление как распределение и перераспределение национального дохода.

ВС является одной из важнейших составляющих общественного продукта, ибо именно за его счет осуществляется расширение производства и улучшается жизнь населения. В процессе своего движения национальный доход проходит следующие стадии: производство, распределение, перераспределение и потребление.

Произведенный национальный доход подлежит распределения. Последний осуществляется между теми, кто участвует в его производстве. Наемные рабочие получают свою долю национального дохода в виде заработной платы. Предприниматели получают прибыль, а банкиры и землевладельцы, соответственно, процент и ренту. Сегодня в экономической жизни активное участие принимает и государство, которое тоже может получать определенную часть национального дохода. Распределение произведенного национального дохода между этими субъектами носит название первичного и на его базе формируются основные, или первичные, доходы. За счет перераспределение НД образуются вторичные доходы . В результате распределения и перераспределения национального дохода формируются фонд потребления и фонд накопления. их соотношение в каждой стране разное, ибо определяется, прежде всего, уровнем производительности труда. Но в целом оно находится в пределах 2025 % на накопление и 80-75 % на потребление.

Распределение произведенного национального дохода ведет к образованию личных доходов. Они различаются не только по основным источникам (для наемных работников-это заработная плата, а для предпринимателей - доход от собственности), но и по размерам. Вследствие этого в обществе возникает определенная имущественная дифференциация. Для определения уровня дифференциации в доходах используют различные показатели. Среди наиболее распространенных следует назвать кривую Лоренца и показатель децільності. Децільний коэффициент рассчитывается как величина разрыва между доходами 10 % населения с самыми большими доходами и доходами 10 % населения с самыми малыми доходами. Считается, если этот разрыв выходит за пределы десятикратного, то в обществе начинается социальная нестабильность.

Примечания

1. Первую попытку определить источники национального дохода сделали меркантилисты, которые считали, что богатство общества (они не употребляли термин "национальный доход") накапливается в сфере торговли (прежде всего внешней). Физиократы таким источником считали сельское хозяйство. А. Смит и Д. Рикардо значительно расширили понимание источников создания национального дохода. Они считали, что он создается в сфере материального производства (в сельском хозяйстве и промышленности). Дополнил сферу создания национального дохода и К. Маркс, включив в нее сферу материальных услуг. На то время сфера услуг была развита очень слабо. Поэтому в трудах К. Маркса положение о том, что национальное богатство создается и в сфере услуг, не приобрела вид теории. По марксистской (звужувальною) концепцией национальный доход исчислялся без учета нематериальной сферы производства.

Современные ученые придерживаются расширительной концепции относительно определения источника национального дохода. По ней любой труд является производительным, а потому создает национальный доход. Критериями для западных ученых служит получение субъектами экономической деятельности доходов.

2. Распределением национального дохода его движение не ограничивается. Дело в том, что в обществе есть и те слои населения, которые при определенных обстоятельствах не принимают участия в производстве. Это, например, больные, инвалиды, дети и т. др. Для обеспечения их жизни необходимы средства, которые и формируются за счет перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные доходы.

В осуществлении перераспределения решающую роль играет государство. Через государственный бюджет она аккумулирует часть национального дохода. Эта часть формируется преимущественно путем взимания налогов. Полученные средства государство направляет на финансирование здравоохранения, образования, науки и на содержание других бюджетных организаций и учреждений.

Наряду с этим перераспределение осуществляется через цены, его использует как корпоративный сектор, так и государство. Последняя чаще всего осуществляет такое перераспределение через фиксацию цен на определенные товары (например, на продукцию сельхозпроизводителей, заработную плату, скажем, в случае ее замораживания и тому подобное). Еще одним каналом перераспределения являются добровольные взносы граждан в фонды различных обществ, политических партий и тому подобное.

I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.

II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.

III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:

Заработная плата работников непроизводственной сферы;

Платежи в госбюджет;

Платежи во внебюджетные фонды;

Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами

общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).

В результате вторичного распределения:

1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;

2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;

3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;

4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;

5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).

Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:

1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.

2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу

3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.

4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.

5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование

6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.

Инструментами реализации распределительной функции являются:

Госбюджет;

Имущественное и личное страхование.

Основная цель распределительной функции финансов:

Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.

Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.

II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.

Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.



Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.

Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

Особое значение функции финансов:

1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

Социальная сфера;

Оборона и другие.

2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

Учебные вопросы:

2. Типы финансовой политики

3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ

Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью, стоимостью, приносящей прибыль доход. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.

Термин "финансы" происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш.

В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончательный расчет, т.е. означал завершение денежного платежа.

Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля различных государственных органов, получали на руки документ, называемый fine.

Впоследствии от названия этого документа произошел термин financia, который на латинском языке означал денежный платеж.

В XVI в. во Франции латинский термин financia превращается во французский термин finance, означающий наличность, доход. Этот термин используется в смысле как совокупность публичных (т.е. государственных) доходов и расходов и постепенно трансформируется в современное понятие финансов.

Как историческая категория финансы являются продуктом цивзации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послуж мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением мтаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, пре­имущественно косвенные.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь че­ловечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы; государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступ в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

2. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития. Исторический опыт убеждает, что финансы успешно можно использовать как в тоталитарных системах для удовлетворения узкоклассовых, партийных личных интересов, так и в демократических системах для достижения социального согласия, для высокоэффективного производства и повышения жизненного уровня граждан.

Как объективное явление в экономической жизни общества финансы могут успешно выполнять свою роль только за определенных организационных основ, т.е. при наличии совершенной законодательной базы и соответствующих финансовых институтов.

Финансы не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от опознания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.

Переход к рыночной экономике характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воссоздания. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе государства.

Назначение финансов - обеспечить необходимые условия для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране. Это достигается путем организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого отдельного гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методами создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности, методами производственной и общественной интеграции и конечных целей соответствующего вида деятельности.

Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями, в первую очередь с ценой. Цена отображает параметры влияния финансов на процессы, связанные с созданием и использованием валового внутреннего продукта, потому что при реализации товара, работы услуги устанавливается их реальная стоимость и реальные величины фондов финансовых ресурсов, которые определятся после окончания производственного цикла: фонда нагромождения, фонда потребления и фонда восстановления производственных фондов

Финансы как объект исследования имеют сущность и внешние формы проявления. Для познания сущности финансов недостаточно ограничиться простым созерцанием движения денег, потому что по внешней форме проявления могут скрываться различные экономические явления, стоимостные категории. Поэтому для изучения сущности финансов необходимо обобщить всю систему отношений, которые абстрагируются в этой категории, проанализировать весь массив фактов, которые имеют к ней непосредственное отношение, систематизировать их, выстроить своеобразную модель.

Финансы - это система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения на макроуровне - валового внутреннего продукта и национального дохода (на микроуровне - выручки и прибыли), по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов (что чаще всего происходит в фондовой форме) с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Характерными признаками, которые вытекают с определения экономической сущности финансов и предоставляют возможность выделить финансовые операции с определенного массива фактов, есть такие:

Ø финансы участвуют в стоимостной форме распределения;

Ø финансы всегда имеют дело с движением финансовых ресурсов (их формированием, распределением, использованием), которое чаще всего происходит в фондовой форме.

Особенно необходимо отметить на заключительной части определения сущностити финансов, конечной цели их функционирования удовлетворении общественных интересов и потребностей. Однако система общественных интересов и потребностей достаточно разнообразна и имеет в своем составе общегосударственные, отраслевые, ведомственные, корпоративные, коллективные, групповые, региональные, местные чные интересы. К этому перечню следует прибавить еще и международные, межгосударственные, глобальные. Принимая во внимание ограниченность финансовых ресурсов и на противостояние интересов друг другу, большую сложность составляет достижение оптимального соотношения в их удовлетворении в процессе стоимостного распределения, осуществление правильного выбора. Удовлетворение интересов одних за счет ущемления других угрожает обществу негативными последствиями от сугубо этических рассуждений, социального недовольства, экономических кризисов, вплоть до политических потрясений. Как на макро-, так и на микроуровнях следует наибольшее внимания уделять мотивации наращивания объемов производства и реализации продукции, работ и услуг, увеличению объемов финансовых ресурсов, а в более широком понимании выручки и прибыли фирм, валового внутреннего продукта и национального дохода государства, которое может быть обеспечено через развитие национального предпринимательства, создание новых предприятий, решение платежного кризиса, увеличение количества рабочих мест и увеличение доходов и покупательной состоятельности населения.

Основными признаки финансов являются:

1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа - зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятель­ности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

4. ДИССКУСИОННІЕ ВОПРОСІ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца пока еще не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

К разряду дискуссионных в финансовой науке относится прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как ка­тегорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Правомерность расширительной трактовки финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводственного процесса, к одной и той же категории - финансам. Более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Ученые, подчеркивающие распределительный характер финансовых отношений, не отрицают того, что финансы являются категорией воспроизводства. Утверждение о возникновении и функционировании финансов на второй стадии воспроизводственного процесса призвано подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления влияния. Финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воз­действие на них. Ограничение финансов только отношениями второй стадии воспроизводственного процесса не исключает их из состава активных экономических рычагов, поскольку распределение не является лишь пассивным результатом производства и обмена; оно оказывает на них обратное влияние.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, включают в состав последних как отношения первичного распределения стоимости, так и ее перераспределения. Они обоснованно возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями (в основном - бюджетными), поскольку именно благодаря финансам (непосредственно в сочетании с дру­гими стоимостными категориями) осуществляются процессы первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. Причем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.

Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества на определенной ступени его развития. В отличие от финансовых отношений формы их проявления всегда отражают деятельность субъекта, организуются им. Поэтому, если под императивностью понимается практи­ческая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений. Однако, в подобной интерпретации императивность ничего не добавляет к характеристике сущности финансов, так как, во-первых, является чертой, отличающей форму проявления финансовых отношений, а не их сущность, и, во-вторых, продуктом деятельности государства выступают формы проявления не только финансовых, но и любых других экономических отношений.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений; подчеркивается даже, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. По­добные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо двух вышеназванных, присущи и другие функции: производственная (разные авторы по-разному ее называют), стимулирующая, регулирующая и т.д.

Признавая необходимость дальнейших исследований проблемы функций финансов, нельзя не подчеркнуть, что плодотворность научных разработок во многом будет зависеть от четкости определения предмета исследования. Например, к ошибочным результатам может привести непроизвольная под­мена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, ибо это - разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д.


После распределения первичных доходов наступает этап перераспределения доходов, или вторичное их распределение, в ходе которого часть доходов в форме текущих трансфертов изымается у одних институционных секторов и передается другим институционным секторам. В перераспределении доходов на этой стадии участвуют такие текущие трансферты, как подоходные налоги, налоги на богатство и другие, взносы на социальное страхование, социальные по
собия и другие текущие трансферты. Рассмотрим состав каждого вида текущих трансфертов.
Текущие налоги на доходы, богатство и другие, участвующие во вторичном распределении доходов, состоят из подоходных налогов домашних хозяйств и корпораций и налогов на материальные ценности. К подоходным налогам относятся все налоги, кроме налогов на производство и нерегулярных налогов на капитал и материальные ценности. В соответствии с классификацией, применяемой в СНС, в эту группу налогов, кроме подоходных, входят налоги на доходы от прироста капитала и других налогов на доходы.
Подоходные налоги включают налоги с доходов частных лиц или домашних хозяйств, некоммерческих организаций и с прибылей корпоративных предприятий.
Подоходные налоги с частных лиц или домашних хозяйств образуются из налогов на личный доход и добавочных подоходных налогов. Они взимаются из общей суммы объявленных или предполагаемых доходов. В группу подоходных налогов входят также налоги с владельцев некорпоративных предприятий.
В соответствии с порядком налогообложения, установленным в Республике Беларусь, налогом облагается каждая категория доходов: заработная плата и приравненные к ней доходы, доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы, авторские вознаграждения, доход от предпринимательской деятельности и другие доходы. Сумма налога определяется по специально разработанной шкале для каждой категории доходов.
Подоходным налогом облагаются также суммы, выплачиваемые гражданам в форме дивидендов, а также доходы, получаемые ими в результате распределения прибыли (дохода) предприятия пропорционально доле их пая в уставном фонде.
К налогам на доходы корпораций относятся налоги на прибыль корпораций, доходы и другие налоги на доходы. Размер налогов определяется из суммы доходов, полученных от всех видов деятельности.
Налоги на доход от прироста капитала формируются из налогов на увеличение капитала (или активов) частных лиц или корпораций, необходимость уплаты которых возникла в текущем периоде, независимо от периода, в котором происходил прирост капитала. Расчет суммы налога ведется исходя из номинального полученного дохода.

Другие налоги на доходы формируются из текущих налогов на капитал и прочих текущих налогов.
Текущие налоги на капитал - это периодически уплачиваемые налоги на собственность или чистый капитал институционных единиц, кроме налогов на землю или другие активы, которыми владеет предприятие или которые оно арендует. В эту группу налогов не включаются налоги на собственность или материальные ценности, взимаемые нерегулярно и через большие интервалы или при особых обстоятельствах (налог на наследство). Такие налоги включаются в группу налогов на капитал.
К текущим налогам на капитал относятся текущие налоги на землю и здания, не принадлежащие предприятиям и не используемые ими в процессе производства, периодически уплачиваемые налоги со стоимости земли или основных фондов (за вычетом всех долгов по этим фондам) и текущие налоги на другие активы (периодические налоги с ювелирных изделий и других внешних признаков богатства).
К прочим текущим налогам относятся подушные налоги (на душу взрослого населения или на домашнее хозяйство), налоги на расходы, платежи домашних хозяйств за приобретение некоторых лицензий, налоги на финансовые и капитальные операции, гербовые сборы и налоги на внешние операции.
К текущим трансфертам, участвующим во вторичном распределении доходов, относятся взносы на социальное страхование. Они производятся предприятиями и работниками с тем, чтобы в будущем обеспечить право на получение пособий по социальному страхованию при наступлении определенных условий.
Взносы на социальное страхование в СНС рассматриваются как фактические взносы работодателей на социальное страхование, взносы наемных работников, взносы самостоятельных работников и незанятых лиц и условно начисляемые взносы на социальное страхование.
Фактические взносы работодателей на социальное страхование являются обязательными и представляют взносы в фонды социального обеспечения, страховым предприятиям или другим институционным единицам, осуществляющим административное управление социальным страхованием с целью обеспечения социальных пособий для своих работников.

К взносам работников на социальное страхование относятся отчисления в систему социального страхования в их собственных интересах. Они производятся в случаях, когда возникают обязательства уплаты взносов, обусловленные выполнением определенных работ. Эти взносы являются обязательными, хотя работники могут производить и добровольные отчисления.
Взносы в фонды социального страхования могут вносить также самостоятельно занятые работники и незанятые лица при возникновении обязательств об уплате. Они имеют как обязательную, так и добровольную форму и производятся в собственных интересах этих лиц.
Отдельные работодатели сами предоставляют социальные пособия своим работникам, бывшим работникам или иждивенцам из собственных источников, без создания специальных фондов. Для таких наемных работников необходимо производить условные начисления возмещений, которые должны быть равны сумме взносов на социальное страхование, требуемой для обеспечения прав на получение социальных пособий. Подобные взносы в системе называются условно начисленными.
К текущим трансфертам относятся социальные пособия. В СНС различают два вида социальных пособий: пособие по социальному страхованию и пособие по социальному обеспечению. В отличие от первого вида пособия по социальному обеспечению представляют текущие трансферты государственных органов или некоммерческих учреждений домашним хозяйствам для удовлетворения тех же потребностей, которые покрываются пособиями по социальному страхованию, но вне рамок системы социального страхования.
Необходимость выплаты социальных пособий может возникать в случае потребности во временной или постоянной медицинской помощи, в уходе или опеке в связи с болезнью, при хроническом заболевании, другом психическом или физическом состоянии, а также в результате увечья, несчастного случая на работе или других обстоятельствах, в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, остановкой производства и другими причинами, достижением пенсионного возраста, потерей кормильца, обязанностью содержать на иждивении детей или других лиц в связи с возрастом, психическим или физическим состоянием.

Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме) включают пособия по социальному обеспечению в денежной форме, пособия по социальному страхованию, финансируемые из частных источников, не- финансируемые социальные пособия наемных работников и пособия по социальной помощи в денежной форме.
Прочие текущие трансферты, участвующие в перераспределении первичных доходов, включают страховые премии и страховые претензии, не связанные со страхованием жизни, текущие трансферты в рамках органов государственного управления, текущие трансферты, связанные с международным сотрудничеством, трансферты между домашними хозяйствами, пени и штрафы, налагаемые судами за неуплату или уклонение от уплаты налогов, выплаты компенсации (за телесное повреждение, ущерб, нанесенный имуществу, и т. п.) и др.
Перераспределение первичных доходов отражается на счете вторичного распределения доходов (табл. 3.7).
Табл. 3.7. Схема счета вторичного распределения доходов по экономике в целом
По такой схеме составляется счет вторичного распределения доходов в целом по народному хозяйству. Валовой располагаемый доход в этом счете является балансирующей статьей и определяется путем прибавления к валовому национальному доходу текущих трансфертов, полученных от “остального мира”, и вычитания текущих трансфертов, переданных “остальному миру”, или прибавления к валовому национальному доходу сальдо текущих трансфертов с “остальным миром”.
Валовой располагаемый доход в целом по народному хозяйству характеризует размер средств, которыми располагает экономика и которые будут использованы на конечное потребление и сбережение.
Материалы счета вторичного распределения доходов позволяют проанализировать процессы, происходящие в пере
распределении доходов, изучить состав полученных и переданных “остальному миру” текущих трансфертов, динамику валового располагаемого дохода и текущих трансфертов.
Счет вторичного распределения доходов по республике приведен в табл. 3.8.
Табл. 3.8. Счет вторичного распределения доходов в народном хозяйстве Республики Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)

  • Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 31.
Валовой располагаемый доход равен: 351101 + (2652 - 692,4) = 353060,6 млрд р.
Сальдо текущих трансфертов от “остального мира” (по- лучено-передано) в Республике Беларусь в 1997 г. было положительным, поэтому валовой располагаемый доход за этот период оказался больше валового национального дохода. В течение 1991-1997 гг. соотношение этих показателей было различным. В 1991 г. они совпадали по величине, в 1994 г. валовый располагаемый доход был меньше валового национального дохода, а в остальные годы этого периода валовой располагаемый доход превышал валовой национальный доход, т. е. сальдо текущих трансфертов от “остального мира” было положительным.
Счет вторичного распределения доходов составляется также по институционным секторам экономики. В ресурсной части этого счета показывается сальдо первичных доходов по сектору и текущие трансферты к получению от других секторов экономики, а в “видах использования” - текущие трансферты к передаче другим институционным секторам экономики. Балансирующей статьей в счете вторичного распределения доходов по сектору выступает показатель валового располагаемого дохода, определяемый как сумма сальдо валовых первичных доходов и текущих трансфертов по соответствующему сектору.

Материалы счетов вторичного распределения доходов в разрезе секторов позволяют проанализировать состав и динамику переданных и полученных текущих трансфертов, а также валового располагаемого дохода, определить долю участия отдельных секторов в образовании валового располагаемого дохода по экономике, выявить тенденции и закономерности в перераспределении доходов.
Перераспределение доходов заканчивается образованием скорректированного располагаемого дохода, который отличается от располагаемого дохода на размер социальных трансфертов в натуральной форме. В состав социальных трансфертов в натуральной форме входят социальные пособия в натуральной форме (расходы фондов социального обеспечения на лекарства, медицинское лечение и др.) и нетоварная продукция органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также товарная продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.
Скорректированный располагаемый доход учитывается на счете перераспределения доходов в натуральной форме. Схема счета для сектора экономики показана в табл. 3.9.
Табл. 3.9. Схема счета перераспределения доходов в натуральной форме
Скорректированный располагаемый доход определяется по секторам общего государственного управления, некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, и сектору домашних хозяйств. По первым двум секторам скорректированный располагаемый доход равен разности располагаемого дохода соответствующего сектора и суммы социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащей передаче сектору домашних хозяйств. По сектору домашних хозяйств скорректированный располагае-
$

мый доход получают суммированием располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащих к получению домашними хозяйствами от секторов общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Секторы нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не предоставляют социальных трансфертов в натуральной форме домашним хозяйствам, поэтому располагаемый и скорректированный располагаемый доход у них совпадает.
В связи с тем, что перераспределение доходов в натуральной форме происходит внутри экономики и социальные трансферты в натуральной форме, переданные секторами общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны социальным трансфертам, полученным сектором домашних хозяйств, скорректированный валовой доход по народному хозяйству совпадает с валовым располагаемым доходом до его перераспределения в натуральной форме.
Данные счета перераспределения доходов в натуральной форме позволяют изучить состав социальных трансфертов, определить их удельный вес в скорректированном располагаемом доходе, выявить сложившиеся закономерности. При этом такой анализ можно произвести как на уровне экономики в целом, так и по секторам, у которых скорректированный располагаемый доход не совпадает с располагаемым доходом. В табл. 3.10 приведен счет перераспределения доходов в натуральной форме по республике в целом.
Табл. 3.10. Счет перераспределения доходов в натуральной форме по Республике Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)
* Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 32.

Скорректированный валовой располагаемый доход равен: 353060,6 + (50198,4 - 50198,4) = 353060,6 млрд р.
Удельный вес социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном валовом располагаемом доходе в 1997 г. составил 14,2 %. Однако этот показатель был на

  1. 8 процентных пункта ниже по сравнению с 1996 г. и на 4,2 процентных пункта выше, чем в 1991 г. Таким образом, начиная с 1991 г. происходил постоянный рост уровня социальных трансфертов в натуральной форме, достигший в
  1. г. 15,5 % в валовом скорректированном располагаемом доходе, после чего наметилось некоторое его снижение.
Литература
JIunne П. Экономическая статистика. Штутгарт: ФСУГ, 1995. Гл. III.
Национальные счета Республики Беларусь за 1990- 1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998.
Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов. Мн.: Вышэйш. шк., 1995.
Новиков М.М., Теслюк И.Е. Макроэкономическая статистика. Мн.: БГЭУ, 1996.
Практикум по социально-экономической статистике / Под общей ред. И.Е. Теслюка. Мн.: БГЭУ, 1997.
Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Фин- статинформ, 1996.
Система национальных счетов: пересмотренный вариант. Нью-Йорк, 1993. Гл. 6, 7.
Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1997.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый "заработанный доход" общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т. д.) и внешнеторгового сальдо.

В структуре национального дохода можно выделить следующие фонды:

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т. д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%.

Рассмотрим особенности формирования национального дохода.

Общественный продукт, а с ним и валовой доход общества в процессе воспроизводства проходят стадии создания (производства), распределения и перераспределения, обмена и, наконец, использования (потребления в широком смысле этого слова, включая и производственное потребление). Фаза обмена во времени в общем совпадает с фазой распределения и перераспределения.

На стадии производства национальный продукт выступает как сумма чистой продукции (валовых доходов) отраслей материального производства.

В процессе распределения и перераспределения национальный доход принимает форму различных видов первичных и вторичных доходов населения. Именно на этой стадии происходит "раздвоение" национального дохода – денежные доходы временно обособляются и получают самостоятельное движение. Одновременно происходит и обмен потребительных стоимостей, в которых овеществлен национальный доход как вновь произведенная стоимость.

В фазе использования национальный доход представляет собой массу предметов потребления и средств производства, составляющих вещественное содержание доходов, направленных на потребление и накопление.

Непосредственно в результате процесса производства происходит первичное распределение национального дохода, в ходе которого образуются первичные доходы экономических субъектов.

К первичным доходам населения относятся заработная плата и все виды доходов типа заработной платы, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, доходы от личного подсобного хозяйства.

Первичные доходы населения выступают как в денежной, так и в натуральной форме.

Первичные доходы предприятий и государства выступают в виде прибыли, налога с оборота, начислений на заработную плату, и т. д.

Образование первичных доходов представляет собой лишь первую ступень распределения вновь созданной стоимости и продукта, в котором она овеществлена. Вслед за первичным распределением национального дохода в сфере материального производства происходить перераспределение первичных доходов через финансово-кредитную систему, оплату услуг и цены. Цены играют весьма важную роль в перераспределении национального дохода. уже само образование первичных доходов связано с существенными элементами перераспределения дохода вследствие несовпадения цен с общественно необходимыми затратами труда.

При дальнейшем движении первичных доходов часть их переходит в другие руки, первоначально сложившиеся количественные пропорции в распределении дохода изменяются: доходы государства и предприятий становятся доходами населения и наоборот; часть доходов одной группы населения в результате купли-продажи может стать доходами другой группы; то же самое происходит в результате оказания личных услуг с соответствующей оплатой; в пределах государственного производственного сектора также происходит систематическое и непрерывное перераспределение в целях удовлетворения разнообразных материальных и культурных потребностей всех групп населения, обеспечения обороны страны и развития науки, формирования и поддержания определенного уровня бюджетной политики.

В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные доходы. К вторичным доходам государства, государственных предприятий и учреждений относятся, например, отчисления от прибылей и плата за используемые производственные ресурсы; налоги, поступления по займам и др.

Вторичные доходами населения являются: заработная плата и прочие разновидности оплаты труда работников непроизводственной сферы; пенсии, пособия и стипендии, выигрыши, проценты по вкладам и т. д. Вторичные доходы образуются и в результате обмена товарами и услугами между группами населения и отдельными лицами.

Сумма вторичных доходов и не поступивших в перераспределение первичных доходов не равна сумме первичных доходов. Чем интенсивнее идет процесс перераспределения, чем многократнее один и тот же доход переходит из рук в руки, тем больше оказывается объем вторичных доходов общества в целом, в том числе и населения. Сумма первичных доходов, оставшихся в руках их первоначальных владельцев, и всех вторичных таким образом превышает национальный доход.

Объем национального дохода на стадии распределения (распределенный национальный доход) может быть исчислен или как сумма первичных доходов или как сумма конечных доходов, но не как сумма первичных и вторичных доходов.

Процесс распределения и перераспределения национального дохода завершается формированием конечных доходов.

Конечные (реально используемые) доходы реализуются в материальных благах, которые используются для непроизводственного потребления, включая потребление населения и накопления во всех его формах.

Конечные доходы представляют собой национальный доход на завершающей ступени процесса распределения, в результате которого устраняется двойственность в выражении национального дохода (продукты и деньги), характерная для фазы его распределения, после чего национальный доход вновь предстает в форме материальных благ, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Количественные конечные доходы, если отвлечься от потерь, возможных в последнем акте обмена, равны использованному национальному доходу.

Конечные доходы населения складываются из части его денежных доходов, которые остаются на руках у населения в результате процесса перераспределения и на которые приобретаются материальные блага, а также из стоимости благ, присваиваемых населением непосредственно в натуральной форме и стоимости элементов материального потребления, которым сопровождается оказание услуг.

В отечественной экономической литературе принято выделять три формы государственного воздействия на экономические процессы: правовую, административную и экономическую. Каждая из них имеет специфику и решает задачи особого рода, однако наряду с самостоятельным применением не отрицает использования в комплексе с другими формами. При этом любой форме соответствует свой набор инструментов, с помощью которого реализуется то или иное воздействие.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире все регулирующие действия правительства в рамках и административной, и экономической формы должны осуществляться на правовой основе, т. е. быть установленными законодательно. Экономическая форма государственного регулирования, согласно подходу, наиболее распространенному в настоящее время, включает два взаимосвязанных вида регулирующей деятельности: монетарную (денежно-кредитную) и фискальную (налогово-бюджетную) политику. Обе они оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства. Главными инструментами монетарной политики являются: 1) политика процентной ставки; 2) ограничение кредита; 3) резервные требования; 4) операции на открытом рынке; 5) рефинансирование и учетные операции; 6) политика избирательного кредитования и 7) политика обменного курса национальной валюты. К инструментам фискальной политики относятся государственные расходы, налоги, субсидии. Регулирующее воздействие фискальной и монетарной политики не только проявляется в рамках закрытой национальной экономики, но и распространяется на проблемы открытой экономики.

При большом разнообразии подходов к выбору используемых инструментов и их сочетаний, а также при очевидной неоднозначности результатов их воздействия на потоки капитала, можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях, характерных для большинства стран. В современных условиях роль главных источников и движущих сил развития мировой экономики все в большей степени начинают играть международные потоки капиталов, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Главными субъектами международного инвестирования являются транснациональные корпорации. В начале 90-х гг., по данным центра ООН по ТНК, в мире насчитывалось 35 тыс. ТНК (из них около 30 тыс. из промышленно развитых стран) с 147,2 тыс. зарубежных филиалов. Совокупность ТНК и их зарубежных филиалов, а также разветвленная сисмеждународных межфирменных связей (научно-технических, производственных, финансовых, лицензионных и т.д.) образует систему транснационального бизнеса, который играет решающую роль в распределении мировых ресурсов, в повышении конкурентоспособности национальных экономик (как стран базирования субъектов инвестирования, так и принимающих стран), в ускорении процессов международной экономической интеграции. Проблемы участия в международном рынке капиталов путем привлечения зарубежных инвестиций актуальны и требуют оперативного научно обоснованного решения. Для этого необходимо внимательное изучение международного опыта в этой области и адаптация полученных выводов к национальной специфике нашей страны.

Мировой опыт показывает, что в равной степени нежелательны и недостаточный, и чрезмерный приток капитала (особенно в виде краткосрочных инвестиций). Для успешного регулирования потоков капитала важен учет особенностей форм и инструментов такого регулирования, их возможностей в решении конкретных задач, а также позитивных и негативных последствий их применения. Сравнительный анализ форм и инструментов государственного регулирования с точки зрения их эффективности позволяет выбрать оптимальное их сочетание в зависимости от целей и задач политики иностранных инвестиций, чтобы избежать ошибок и трудностей, с которыми в свое время столкнулись другие страны.

Большинство стран, которые испытали на себе сильный приток капитала в начале 90-х гг., принимали меры по ограничению воздействия этого притока на их экономики. Одним из подходов здесь является реагирование обменного курса национальной валюты на давление со стороны потоков капитала либо путем ревальвации при режиме фиксированных обменных курсов, либо путем удорожания при системе гибких обменных курсов. Альтернативным подходом служит использование монетарной или фискальной политики, что позволяет избежать удорожания валюты, которое опасно для эффективности политики фиксированного обменного курса. Кроме того, удорожание валюты считается неблагоприятным для международной конкурентоспособности и поэтому следует снимать давление на обменный курс, вызванное притоком капитала. Наряду с этим учитывается и то, что изменчивая природа международных потоков капитала делает уязвимой финансовую систему, в частности, если банковская сисиграет доминирующую роль в их обслуживании.