Аудит аудиторская деятельность аудиторские услуги. Кто может заниматься аудиторской деятельностью. Понятие и сущность аудита

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Аудит и аудиторская деятельность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье раскрыта сущность аудита и определена специфика аудиторской деятельности.

Слово аудит происходит от латинского audio, что означает буквально "он слышит". Аудиторская деятельность в классическом понимании этого слова – независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.

Вместе с тем, проведение аудита может быть инспирировано как внутренними, так и внешними по отношению к предприятию субъектами, что не отменяет обязательный характер независимости проведения аудиторской проверки.

В сфере аудиторской деятельности произошло расширение спектра услуг, которые оказывают аудиторы. Наряду с проведением аудиторских проверок и сопутствующих услуг, аудиторы оказывают услуги в рамках консультирования по вопросам организации бухгалтерского учета, налогообложения, а также по постановке управленческого учета, автоматизации учета и т.п.

Понятие и сущность аудита

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

Согласно положению Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В ходе аудита также проверяется соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит проводит контрольный орган внутри самого предприятия. Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Основная часть аудиторских проверок относится к внешнему аудиту.

Внешний аудит может быть добровольным, который проводится по желанию предприятия, и обязательным, проводимым в соответствии с законодательными актами. Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.

Внешний аудит предполагает оценку системы отчетности, проверку и оценку активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита – установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за определенный период.
Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит включает в себя два направления:

  • оценка адекватности систем контроля – проверка контроля учета, устранение выявленных недостатков и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности – анализ различных сторон функционирования предприятие, разработка предложений по их совершенствованию.

Специфика аудиторской деятельности и ее роль

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности":

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Под достоверностью при этом понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчетность должна быть достоверной, чтобы ее пользователи могли делать на ее основе правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения.

В системе аудиторской деятельности выделяют следующие организационные формы:

1. Государственный контроль - обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством, соблюдение законности.

2. Специальный контроль - возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.

3. Внутриведомственный контроль - осуществляется в виде ревизий вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

4. Вневедомственный контроль - предполагает проведение аудиторских проверок независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

5. Внутрихозяйственный контроль - аудит осуществляется внутри организации собственными силами.

6. Независимый аудит – осуществляется независимыми аудиторами, имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане.

7. Общественный контроль - базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, средствами массовой информации. Результаты общественного контроля не являются юридически значимыми, но могут послужить основанием для проведения контрольных проверок или аудита органами власти.

Потребность в аудиторской деятельности создали следующие условия:

Несовпадение интересов составителей информации и пользователей;

Опасность принятия хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, что приведет к негативным экономическим последствиям;

Необходимость специальных знаний для оценки достоверности бухгалтерской отчетности, которыми не обладают ее пользователи.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

2. Баханькова Е.Р. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013.

3. Макарова Л.Г., Штефан М.А., Ковина А.К. Основы аудита. – М.: изд-во ВШЭ, 2013.

4. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.

5. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус, 2015.

1. Понятие аудиторской деятельности

2. Цели и задачи аудита

3. Виды сопутствующих аудиту услуг

4. Принципы аудита

5. Субъекты обязательного аудита

6. Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки


Введение

В этой теме рассмотрены понятия аудиторской деятельности, аудита, его цели и задачи. Здесь же рассмотрены принципы аудита, а также виды сопутствующих аудиту услуг. Отдельно определены субъекты обязательного аудита и ответственность аудируемого субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.


1. Понятие аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В Законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита.

1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и / или юридических лиц - это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Работники указанных организаций не всегда умеют квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в деятельности экономического субъекта, но не вполне квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности.

2. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

С точки зрения развития аудита в научной литературе выделяют три функции аудита: подтверждающую, системно-ориентированную и функцию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая - характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Так как аудит - это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированная - предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес - планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

Исходя из приведенной классификации, целесообразно рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого сформулированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

2. Цели и задачи аудита

В п.3 ст.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" отмечено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью и на основании п.7 ст.9 Закона: "Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности". Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

Введение

Тема моей курсовой работы выбрана неслучайно. Жизнь современного человека неразрывно связана с различными предприятиями и организациями. Они производят, закупают, продают, оказывают тому самому современному человеку услуги всех мыслимых и немыслимых направлений. Однако, при всех своих различиях, организации должны подчиняться одним и тем же законодательным нормам и стандартам. Вот тут и наступает время упомянуть об аудите, основная задача которого - выявление нарушений законодательства и отклонений от принятых стандартов.

Однако, не стоит относиться к аудиторам как к «стервятникам», выискивающим как можно больнее ошибок и несоответствий в деятельности организации. Они не только укажут на недостатки в работе, но и помогут их исправить, а также привести деятельность предприятия в установленный российскими законами порядок. Несомненно, что достоверность используемой в работе информации позволяет повысить эффективность работы организации. Так вот, аудит, по сути своей, направлен именно на то, чтобы информация (в частности финансовая) не была искажена в процессе деятельности компании. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия. Итак, я подошла к актуальности темы своей работы. Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности позволит разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Объект моих исследований - аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Своими задачами в данной работе я выбрала изучение сущности, целей и видов аудита, анализ законодательства РФ об аудиторской деятельности, рассмотрение программы аудиторской проверки, а так же анализ аудиторских процедур. Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе я дам определение аудиту и проанализирую историю его возникновения. Вторая глава будет состоять из понятий, описывающих виды аудита. В третей главе я опишу стадии аудиторских проверок.

1. Определение ауд ита и история его возникновения

Точное определение аудиту (аудиторской деятельности) даёт Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ: «это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

В настоящее время ответственной организацией за установление стандартов и инструкций аудита является Совет по аудиторской практике, дающий аудиту несколько иное определение: «это независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом». Аудиторскую деятельность осуществляет аудитор, являющийся фирмой либо частным лицом. Иногда под «аудитором» подразумевается аудиторский персонал, надёленный делегированными полномочиями.

Аудит, по сути, является процессом сбора и оценки свидетельств об экономических действиях организации и преследует цель определить степень соответствия этих действий и их последствий действующим нормам и законам. По завершению аудита его результаты предоставляются заинтересованным пользователям. Здесь нужно отметить, что оценка должна быть объективной (независимой от влияния различных факторов). Аудитор не подтверждает абсолютную точность представленных данных, а выражает свое мнение по поводу их верности и обоснованности. Проверка, как правило, проводится в интересах лиц, мнения и ожидания результатов проверки могут кардинально различаться, поэтому критерии проверки строго регламентированы (в международной финансовой отчетности это общепринятые принципы бухгалтерского учёта).

Однако, настоящему времени, к сожалению, не выработано единой системы финансового контроля и не определены принципы её построения, что указывает на необходимость разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в РФ».

Возникновение аудита связывают дифференцированием интересов управленцев и инвесторов предприятия. Инвесторы, вкладывая средства в деятельность и развитие организации, не желали (да и не могли) со стопроцентной уверенностью доверять той финансовой информации, которую им предоставлял управляющий сегмент. Риск финансовых вложений был очень велик.

Инвесторам была нужна уверенность в том, что представленная отчётность адекватно и точно отражает финансовое положение организации. Как раз для проверки правильности отчётов и точности финансовой информации и нанимались аудиторы, которым инвесторы могли доверять.

Первые упоминания об аудите относятся к 1844 году, когда в Англии впервые появились законы, согласно которым руководство компаний обязано нанимать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчёта перед акционерами, причём, не реже, чем раз в один год. В России аудит (как и многие другие европейские инновации) появился во времена правления Петра I. Аудиторов называли «присяжными бухгалтерами» и вменяли им в обязанности работу одновременно делопроизводителей и прокуроров. К середине 40-х годов ХIХ века, по окончании экономического кризиса, требования к качеству аудиторских проверок значительно ужесточились. Они стали обязательными для всех организаций. Профессия аудитора становится весьма престижной, требующей нескольких лет учёбы и, безусловно, практики.

Подводя итог, укажу, что потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

2. Виды аудита

На практике различают довольно большое количество видов аудита. Их характеристики целесообразно привести в таблице.

Таблица №1. Характеристики видов аудита

Наименование аудита

Характеристика

Обязательный

Представляет собой проверку, проводимую на предприятиях (определяются в законодательном порядке) ежегодно. Основанием для проведения такой проверки может быть санкция прокурора, налоговой полиции, суда или поручение государственных органов дознания.

Цель этого вида аудита - установить достоверность финансовой отчетности организации и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам. Воспрепятствование организации проведению проверки (либо отклонение от неё) влечет за собой штрафы от 500 до 1000 МРОТ.

Инициативный

Проводится по инициативе организации в сроки, обусловленные между аудитором и предприятием заключённым договором. Помимо подтверждения достоверности финансовой отчетности, целью такого аудита может быть: оценка и прогнозирование финансовой устойчивости организации, выбор метода ведения бухгалтерского учёта, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.

Проводится специализированной аудиторской фирмой.

Внутренний

Проводится штатными сотрудниками предприятия (назначаемыми ревизорами и их комиссиями). Фактически, это система внутреннего контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского и финансового учёта и правильностью функционирования самой системы контроля, организованная в интересах собственников организации. Главной задачей такого аудита является оценка правомерности и результативности затрат предприятия и определение резервов производства.

Малых предприятий

Проводится, как стандартный аудит, но с учётом специфики малых предприятий. Так, особое внимание уделяется таким факторам как: нерегулярность ведения бухгалтерских записей, непонимание требований к исправлению обнаруженных в ходе проверок ошибок, отсутствие должного контроля из-за небольшого числа учётных работников, использование наличных денежных средств в расчетах и т.п. Такой вид аудита регламентируется стандартом «Особенности аудита малых экономических субъектов» от 11.06.2000г.

Внутрибанковский

Представляет собой проверку экономической деятельности банков и качества обслуживания ими клиентов.

На соответствие

Цель такой проверки - выявление фактов несоблюдения организацией процедур и правил, установленных государством. Например, проверке подвергаются договора (на соответствие законодательству) или порядок выдачи зарплаты (на соответствие всем нормативам).

Финансовой отчетности

Представляет собой проверку качества и полноты информации представленной финансовой отчетности (отчёте о прибылях и убытках, отчёте о движении собственного капитала, балансе, отчете о движении денежных средств).

Налоговый

Проводится с целью оценки правильности порядка формирования, отражения в учёте и уплаты организацией налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также оказанию иных услуг, связанных с налоговыми вопросами. Объектом такого аудита будут налоговые и бухгалтерские отчёты организации. Данный вид аудита регламентируется стандартом «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам» от 11.06.2000г.

Операционный

Является проверкой текущей (или операционной) деятельности организации для оценки её эффективности. Кроме изучения бухгалтерского учёта во время такой проверки анализируются все основные системы жизнедеятельности организации (документооборот, финансовые потоки, маркетинг и др.).

Регулярный

(согласованный)

Представляет собой проверку соблюдения конкретных процедур, правил деятельности и норм. Предметом такой проверки являются методы работы организации и её сотрудников. Проводится, как правило, по заказу руководителей организации.

Экологический

Это независимая оценка деятельности организаций на соответствие требованиям национального природоохранительного законодательства, с целью определения масштабов экологических рисков от его деятельности и разработки мер по их снижению либо устранению. Объектом такого аудита является определение финансовых рисков, связанных с ответственностью за нарушение допустимых уровней воздействия на окружающую среду (загрязнений). Данный вид аудита регламентируется "Руководящими указаниями по экологическому аудиту. Квалификационными критериями для аудиторов в области экологии" от 1998г.

Отмечу, что экологический аудит в некоторых источниках подразделяют на внешний и внутренний. Внешний осуществляется сторонней аудиторской организацией. Проводится в интересах инвесторов и финансовых институтов для оценки экологических рисков и внедрения систем экологического менеджмента. При проведении такого вида аудита по инициативе финансовых институтов, - его результаты используются при принятии решения о выделении займа или инвестировании проекта.

Внутренний экологический аудит осуществляется специально обученным персоналом по инициативе организации для оценки мероприятий, принятых для устранения ранее выявленных нарушений природоохранительного законодательства. Результаты такой проверки могут быть направлены как на оценку соответствия общим требованиям природоохранительного законодательства, так и на специальные оценки (обращение с отходами, охрана воздуха и т.д.).

Мне хотелось бы более подробно остановиться на теме внешнего и, особенно, внутреннего аудита, т.к. он чаще применяется на предприятиях, и его теоретическими аспектами необходимо владеть каждому менеджеру. Внутренний и внешний аудиты, как правило, дополняют друг друга. При решении многих задач внешние и внутренние аудиторы могут использовать одинаковые методы, - разница заключается лишь в степени детальности применения этих методов. В Таблице № 2 представлены основные особенности и отличия внешнего и внутреннего аудитов.

Таблица №2. Особенности внешнего и внутреннего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством организации, исходя из потребностей управления её подразделениями или организацией в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: организацией и аудитором

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом учёта и отчётности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством аудиту: оценку достоверности финансовой и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно либо определяются стандартами внутреннего аудита

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская

Предпринимательская

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководителю организации, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты

Сотрудники организации

Независимые лицензированные эксперты

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства организации

Регламентируется государством

Начисление з/п

Оплата услуг по договору

Ответственность

Перед руководством

Перед клиентом согласно законодательным актам

Одинаковы при решении одинаковых задач. Различия лишь в детальности и точности.

Отчётность

Перед руководством

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного ведения бухгалтерского учёта и надежности функционирования внутреннего контроля. Потребность в таком аудите возникает в связи с тем, что руководители организации не контролируют повседневную деятельность её структур. Внутренний аудит подтверждает отчёты менеджеров и даёт представление об их повседневной деятельности в целом. Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных задач управления и разработка (либо проверка) информационных систем предприятия. Функции внутреннего аудита, чаще всего, выполняют группы при бухгалтериях и подчинённые финансового директора. К этим функциям относят:

Проверку систем финансового (бухгалтерского) учёта и разработку рекомендаций по их улучшению;

Изучение отдельных статей отчётности, детальную проверку операций и остатков по бухгалтерским счетам;

Расследования случаев по подозрению в злоупотреблениях;

Проверку соблюдения законов и других нормативных актов, требований учётной политики, инструкций, решений;

Проверку деятельности различных звеньев управления;

Оценку эффективности механизма внутреннего контроля и изучение контрольных проверок в филиалах организации;

Оценку используемого организацией программного обеспечения;

Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит решает следующие задачи :

Контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Если на предприятии клиента организован отдел внутреннего аудита, перед проверкой внешний аудитор обязательно должен решить, может ли он полагаться на результаты его работы. Для этого проверяется квалификация штата (опыт работы, образование и т.п.), оцениваются результаты их предыдущих проверок.

Систему внутреннего аудита рассматривают по следующим позициям :

Численность, квалификация и опыт работы специалистов отдела внутреннего аудита;

Степень независимости аудитора от руководства организации;

Масштаб и цели внутреннего аудита;

Методическая основа деятельности внутреннего аудита;

Характеристики предоставленных аудитору средств контроля;

Проверка наиболее рискованных областей;

Периодический контроль работы внутреннего аудиторского отдела со стороны менеджеров;

Соответствие программ и объёма работ внутреннего аудита целям внешнего;

Качество внутренних аудиторских отчётов.

Для ознакомления с системой внутреннего аудита необходимо получить документы , отсутствие которых укажет на то, что эффективно функционирующей системы внутреннего аудита на предприятии нет, а именно:

Документы, подтверждающие создание и функционирование системы внутреннего аудита (приказ о создании системы внутреннего аудита, штатное расписание с должностью аудитора или аудиторского отдела и т.п.);

Подтверждение деятельности аудиторского отдела (планы, протоколы, отчёты).

Внешним аудиторам следует помнить, что не стоит всецело полагаться на работу внутренних аудиторов, и необходимо периодически проводить проверки их работы, т.к. независимо от того, данные внешнего или внутреннего аудита использовались при проверке, ответственность за достоверность аудиторского заключения несет внешний аудитор. По результатам ознакомления с системой внутреннего аудита внешний аудитор выражает своё мнение об эффективности её функционирования, и о том, можно ли положиться на предоставленные результаты при выборе методов проверки.

В этой же главе я хотела бы упомянуть о с опутствующи х аудиторски х услуг ах , т.к. в настоящее время аудиторская деятельность включает в себя не только аудит, но и дополнительные услуги, полноценно оказать которые могут только сотрудники аудиторских организаций, имеющие наибольшую квалификацию в области бухгалтерского учёта, права, налогообложения и анализа хозяйственной деятельности.

В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сопутствующие аудиту услуги это: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП, экономическое, финансовое, правовое и управленческое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение ИТ, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов, проведение маркетинговых исследований, проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другие услуги.

В соответствии со стандартом «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» эти услуги можно классифицировать по принципам их совместимости с различными видами аудита и по их содержанию. Данная классификация представлена в Приложении Б.

Как мы видим, аудит весьма разносторонен, и, преследуя различные цели, предприятия могут проводить проверки различных видов, а так же прибегать к сопутствующим аудиту услугам.

3. Аудиторский процесс и его стадии

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Организации самостоятельно выбирают фирму и заключают с ней договор, в котором указываются направления и особенности проверки. Договор содержит не только время проведения проверки, виды услуг и сумму оплаты, но и права и обязательства обеих сторон.

Что касается стадий проверки, то единого подхода в определении их количества и названий не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии.

Организационная стадия состоит из выбор а объекта аудита и его организ а ционно - методическ ой подготовк и . Основываясь на виде деятельности организации, выясняют, каких специалистов нужно привлечь к проверке. Затем издаётся приказ либо распоряжение руководителя компании, в котором указывается вид аудита, период и сроки проведения проверки, а также перечисляют всех членов аудиторской комиссии с указанием их должностей. Организационно-методическая подготовка аудита начинается с определения экономического состояния организации. Ещё до выезда в проверяемую организацию аудиторская комиссия изучает планы финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, а также их выполнения. Для этого проверяют бизнес-план, бухгалтерскую и статистическую отчётность, акты предыдущих проверок и иные документы. На этапе проверки финансовой отчетности используют аналитические процедуры, такие как:

Сравнение финансовых показателей (фактических с плановыми или фактических с аналогичными за предыдущие годы);

Сравнение показателей с соответствующими показателями аналогичных предприятий;

Определение отклонений.

После этого руководитель аудиторской комиссии разрабатывает программу аудита, которую утверждает руководитель предприятия. В программе указывается объект контроля, последовательность проверки, и т.п. Затем выбирается методика аудита и составляется план-график аудита, в котором указывается срок проверки каждого раздела и исполнителей, проводящих проверку. Так организовывают внутренний аудит. Подготовка внешнего аудита отличается лишь кругом вопросов, поставленных заказчиком.

Исследовательская стадия осуществляется аудиторами в самой организации. Эта стадия делится на два этапа: предысследовательский и исследовательский.

Предысследовательский этап предполагает определённые действия, направленные на создание необходимых условий для проведения аудита. А вот и сследовательский этап представляет собой непосредственно выполнение контрольно-аудиторских процедур.

Завершающая стадия контрольно-аудиторского процесса - это обобщение результатов проверки. При нём обобщают выявленные недостатки и нарушения и излагают их в аудиторском заключении совместно с мерами по предупреждению недостатков в дальнейшем.

На завершающей стадии процесса аудита выделяют три этапа:

Оценка и анализ результатов;

Составление отчёта, подготовка предложений и ознакомление с ними заказчиков;

Написание заключения и подписание акта выполненных работ. На этапе оценки анализа результатов руководитель аудиторской комиссии выясняет, достаточно ли собранных доказательств для подтверждения достоверности финансовой отчетности. Спорные вопросы согласовываются с руководителем проверяемого предприятия. Затем аудитором составляется заключение, в котором указываются сильные и слабые направления деятельности предприятия. Там же отражаются предложения, направленные на улучшение бизнеса организации - клиента и усовершенствование системы внутреннего контроля. Форма и содержание аудиторского заключения регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (Приложение В).

После составления заключения аудитор и заказчик подписывают акт выполнения работ, что является завершающим этапом процесса аудита. Кроме этого, аудиторские фирмы выполняют различные услуги: анализ финансовой отчётности, консультации по экономико-правовым вопросам, налогообложения и т.п. От характера услуг зависит не только методика и процедура аудита, но и этапы их исполнения.

Таким образом, говоря о стадиях аудиторской проверке, стоит упомянуть, что аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Заключение

Подводя итог своей курсовой работы, хотелось бы вернуться к её основным моментам.

Итак, потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

Аудит весьма разносторонен. Различают такие его виды как: обязательный, инициативный, внешний, внутренний, аудит малых предприятий, внутрибанковский, аудит финансовой отчетности, аудит на соответствие, налоговый, операционный, регулярный (согласованный), экологический, а так же сопутствующие аудиту услуги. Такое многообразие обусловлено различными целями, которые преследуются организацией, принявшей решение провести проверку своей деятельности.

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Аудиторские проверки направлены на проверку достоверности информации, используемой в работе организаций, что, несомненно, позволяет повысить эффективность их работы и свести возможные предпринимательские риски к минимуму. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия.

Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности, проведённое в данной работе, позволило разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119- ФЗ

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 №129-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.

6. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.

7. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135.

8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка квалификационного аттестата аудитора» от 25.04.2002 №34.

9. Белуха Н.Т. Аудит. Учебник.//«Знания» КОО., 2000 - 157с.

10. Подольский В.И. Аудит. Учебник для вузов.//М., 1997 - 210 с.

11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.// М., 2000 - 138 с.

12. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Учёт и анализ на предприятии.// Издательское объединение «ЮНИТИ», 2002 - 208 с.

13. Коротков А.П. Антикризисное управление. Учебник для ВУЗов.//М., 2000 - 312 с.

14. Савин А.А. Аудит.//«ACADEMIA», 2002 - 202 с.

15. Подольская Л.В. Основы аудита.// М., 2004 - 312 с.

Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматрива­ет и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

услуги действия (услуги но созданию документов, состав кото­рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее эко­номическим субъектом не созданных);

услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обяза­тельных платежей; тестированию бухгалтерского персонала эконо­мического субъекта);

информационные услуги (услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обуче­ния, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Ре­зультат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в буду­щем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные ха­рактеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.

Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консульти­рования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как следст­вие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ауди­торы их строго придерживаются.

Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием по­нимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуа­цию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большин­ство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».

Управленческое консультирование - это «консультативная служ­ба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, кото­рые помогают организации-заказчику выявить управленческие про­блемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».

Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном поряд­ке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы консуль­танта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществле­нии какого-либо управленческого решения в рамках своей организа­ции. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда сво­ему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, поз­воляющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Та­кой международный сертификат получила пока единственная рос­сийская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).


Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об эксперти­зе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

Международная организация труда (МОТ) с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприни­матели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена при­соединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифициро­вала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуе­мой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стан­дартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Аудит и ревизия .

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рам­ки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - опре­делить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским пра­вом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как не­обходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управля­емого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господст­вуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стрем­ления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных уч­реждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная дея­тельность государственного контроля ни в каком отношении не под­лежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный ко­миссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались про­верка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народно­го контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эконо­мический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - незави­симого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться неза­висимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить раз­мер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.

В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Кон­такт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматрива­ли проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов соб­ственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по во­просам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «боль­шая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. обра­зовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их располо­жения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стра­тегического и оперативного управления, при выполнении всех уп­равленческих функций, при проведении технической работы по уп­равлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостат­ки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию по­нятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бух­галтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планиру­ется создание единого федерального органа для регулирования дея­тельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются усло­вия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в ком­петенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших рос­сийских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответ­ственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Таблица 1.4

Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.

Пользователи финансовой отчетности:
  • инвесторы и их представители;
  • работники и их представители;
  • заимодавцы;
  • поставщики и подрядчики;
  • покупатели и заказчики;
  • органы власти;
  • общественность в целом.

С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.

Виды аудита

Виды аудита согласно зарубежной практики:
  • Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета.
  • Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации.
  • Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов.
  • Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.
Виды аудита согласно российской практики:
  • Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
  • Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
  • Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
  • Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
  • Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
  • Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
  • Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

Классификация аудита

По категориям аудиторов:
  • Независимый
  • Государственный
  • Внутренний
По законодательству:
  • Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ "Об аудиторской деятельности.
  • Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.

По частоте проведения:
  • Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые.
  • Повторяющийся
По цели:
  • Финансовый
  • Операционный
  • На соответствие законодательству
  • Специальный (работы по аттестации)
  • Финансовой (бухгалтерской) отчености
  • Налоговый
  • Управленческий
По направленности:
  • Общий
  • Банковский
  • Страховых организаций
  • Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов

Основные методы аудита

Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.

1. Методы фактического контроля (органолептические методы)

К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

В процессе визуального наблюдения , как правило, используют обследование объектов, анкетирование и тестирование. По специальному аудиторскому заданию могут применяться хронометраж, фотография рабочего дня и служебное расследование. Данные методы больше приемлемы для внутреннего аудита.

К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» . При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

2. Документальные методы

Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Номер документа согласно указанному перечню не является обязательным реквизитом. По наиболее важным направлениям учета

в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор проверяет, оговариваются ли исправления в первичных учетных документах. В соответствии с нормативными правовыми актами запрещается делать исправления в кассовых, банковских документах. По содержанию аудитор проверяет, соответствует ли указанная операция деятельности аудируемого лица, соблюдается ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету, — приоритет содержания перед формой, не противоречит ли данная операция законодательству Российской Федерации.

К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

  • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
  • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
  • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
  • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

Встречные проверки аудитор проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому лицу за предоставлением информации от третьих лиц, подтверждающей ее достоверность. Руководство аудируемого лица обязано ее предоставить. Контрольные сличения (балансовые взаимоувязки) применяются, как правило, в том случае, когда отсутствует аналитический учет. Применение этого метода позволяет выявить искажения по использованию активов в количественном выражении.

Камеральные проверки проводятся на предмет исследования взаимоувязки информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и другой отчетностью.

3. Расчетно-аналитические методы

Эта группа включает в себя экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы. Данные методы применяются чаще всего в части экономического анализы, что характеризуется использованием аналитических процедур.

В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.