«Досудебное урегулирование станет основным цивилизованным способом разрешения налоговых споров. Досудебный аудит

Специалисты правового отдела Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Саранска продолжают информировать налогоплательщиков о преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров.

Так, на стенде Администрации рынка «Заречный» размещена информация о внесенных в Налоговый кодекс РФ изменениях, касающихся досудебного аудита. Здесь же можно ознакомиться и с образцами возражений на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 121, 123), апелляционной жалобы, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц инспекции.

Кроме того, налогоплательщикам вручены брошюры по досудебному урегулированию споров, в которых подробно описаны общий порядок обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц, а также процедура административного обжалования решений налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

УФНС России по Республике Мордовия напоминает, что изменения законодательства коснулись сроков предоставления письменных возражений по акту проверки - месячный срок со дня получения акта налоговой проверки для представления в налоговый орган лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем), письменных возражений по указанному акту, ранее этот срок составлял 15 дней с даты получения акта;

Установлен двухдневный срок до дня рассмотрения материалов налоговой проверки для ознакомления лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, в случае подачи указанным лицом соответствующего заявления;

Кроме этого, поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации с 1 января 2014 г, вводится обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Ранее обязательная досудебная процедура обжалования была предусмотрена только в отношении решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок.

Согласно им жалоба подается в налоговый орган, издавший акт. Тот в течении 3 дней с даты получения направляет ее в вышестоящую инстанцию (в порядке подчинения). Обратиться с жалобой можно в течение года со дня вынесения решения (или с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав).

Срок рассмотрения жалобы ограничен 15 днями с момента получения (на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и (или) решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - 1 месяц, как и ранее). При необходимости его могут продлить еще не более чем на столько же.

В ходе рассмотрения жалобы налогоплательщикам можно представлять дополнительные документы в подтверждение своих доводов.

Одновременно увеличен до 1 месяца срок апелляционного обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок. Прежний срок (10 дней с момента вручения) недостаточен для подготовки мотивированной жалобы.

Пресс-релиз к семинару-совещанию с налогоплательщиками по вопросу «Альтернативные решения налоговых споров: досудебное урегулирование»

В последнее время арбитражные суды все чаще оставляют заявления налогоплательщиков без рассмотрения. Нередко причиной этого является несоблюдение заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом. Налоговым законодательством предусмотрена досудебная процедура обжалования возникших споров. Остается разобраться, как правильно ее выполнить.

Налоговый кодекс РФ устанавливает две процедуры обжалования решений:

  • общий порядок;
  • апелляционный порядок.
Они отличаются сроками подачи жалобы. В обоих случаях жалоба подается в письменном виде и подписанная заявителем или законным, уполномоченным представителем в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. На решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не вступившее в силу может быть подана апелляционная жалоба. То есть в течение десяти рабочих дней со дня получения копии решения. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, принятое по итогам налоговой проверки, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет преимущество перед судебным процессом. Сохранение деловой репутации: решения не несут так называемого протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы.

Бесплатный способ защиты прав: отсутствие значительных материальных трат, связанных не только с уплатой государственной пошлины, но и оплатой услуг квалифицированных юристов. Быстрое решение налогового спора - 30 дней: в судах рассмотрение налогового спора может продлиться от трех месяцев до года. Упрощенный порядок решения сора: свободная форма изложения жалобы, процесс оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством. Полное и объективное рассмотрение спора: в ходе рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган по существу пересматривает все материалы дела. У налогоплательщика имеются дополнительные возможности представить документы и иные доказательства, которые не были предметом рассмотрения ранее.

4 декабря 2012 года в Управлении Федеральной налоговой службы Республики Марий Эл состоялся «круглый стол» с сотрудниками подразделений досудебного аудита налоговых органов Республики, на котором были подведены итоги работы подразделений досудебного аудита за 9 месяцев 2012 года.

В территориальных налоговых органах оспорено 589 актов налоговых проверок, что в два - четыре раза больше, чем в аналогичных периодах 2008 - 2012 годов.

Тенденция значительного увеличения количества оспоренных актов наблюдается во всех инспекциях.

Таким образом, все большее количество налогоплательщиков реализуют свои права на защиту путем оспаривания актов налоговых проверок, и это имеет высокую эффективность.

В отчетном периоде удовлетворены требования налогоплательщиков при вынесении 477 решений, что составляет 81% от общего количества оспоренных актов.

Кроме того, обсуждены вопросы исполнения плана мероприятий по повышению эффективности процедур досудебного урегулирования налоговых споров в налоговых органах Республики Марий Эл в 2012 году, утвержденных Управлением в марте 2012 года.

Наибольшее внимание уделялось исполнению плана мероприятий по проведению семинаров с налогоплательщиками на тему «Порядок обжалования действий и бездействия должностных лиц налоговых органов».

За последние три месяца проведено 18 семинаров. Проведение подобных мероприятий стало обычной практикой налоговых органов Республики.

Также были поставлены задачи по взаимодействию структурных подразделений инспекций с целью улучшения качества проведения налоговых проверок с целью сокращения количества жалоб налогоплательщиков и немедленного их разрешения.

Межрайонная ИФНС России №2 по Калужской области проводит «Неделю досудебного аудита». Сотрудники Межрайонной ИНФС России №2 по Калужской области знакомят налогоплательщиков с законодательством Российской Федерации, и проводят целый комплекс информационных мероприятий, в том числе тематические семинары.

Всем налогоплательщикам, посетившим в эти дни инспекцию, раздаются проспекты с информацией о порядке обжалования ненормативных актов налоговых органов. Ежедневно проводятся мини-семинары для всех желающих, где так же рассказывалось о новом интернет сервисе «Узнай о жалобе».

Надеемся что эта неделя поможет разобраться налогоплательщикам с возникающими проблемами в досудебном порядке, без лишних затрат и волнений.

Налогоплательщик в случае несогласия с выводами, изложенными в акте налоговой проверки на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ есть право возразить и отстоять свою позицию по факту выявленных налоговым органом правонарушений. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт, - поясняют в отделе досудебного аудита УФНС России по Алтайскому краю.

Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 Налогового кодекса РФ. В данных статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Утвержденной формы для составления возражений нет, но следует учесть рекомендации по оформлению. Необходимо указать, кому адресованы данные возражения: в верхнем правом углу отражается, на чье имя пишутся возражения, с указанием должности и фамилии, как правило, это начальник инспекции проводившей налоговую проверку. Также нужно указать, полное наименование и адрес налоговой инспекции. Далее указывается, от кого представлены возражения (полное и сокращенное наименование организации, ИНН, КПП и адрес). Если возражения представляются физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.

Налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. В ходе рассмотрения у налогоплательщика имеется возможность дополнить свои возражения, иными аргументами в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Костромской области напоминает, что при возникновении возражений на не нормативные акты инспекции либо жалобы на действия (бездействие) сотрудников налогового органа можно обратиться в подразделение досудебного аудита.

Досудебный аудит - это независимое экспертное рассмотрение специально уполномоченным специалистом налогового органа заявленных в установленном действующим законодательством порядке возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц на акты ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Так, в структуре Федеральной налоговой службы функционирует Управление досудебного аудита, в Управлении ФНС России по Костромской области - отдел досудебного аудита, в Межрайонной инспекции № 1 по Костромской области создано подразделение досудебного аудита в составе правового отдела.

Номер телефона подразделения досудебного аудита в Межрайонной ИФНС России № 1 по Костромской области 494-35-37-122.

В налоговых органах Еврейской автономной области успешно функционирует процедура досудебного аудита. Досудебный аудит - это внутриведомственная система, призванная урегулировать споры с налогоплательщиками и устранять недостатки в работе налоговых органов.

Возражения и жалобы налогоплательщиков, поступающие в налоговые органы, рассматриваются подразделениями досудебного аудита. В рамках рассмотрения жалоб оценивается правомерность актов, действий (бездействия) налоговых органов и принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков или иных лиц.

По сравнению с судебным разбирательством досудебная процедура урегулирования споров имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: прежде всего, это безвозмездность и оперативность урегулирования споров. Государственная пошлина за подачу жалобы не взимается, а срок рассмотрения жалобы, по общему правилу, составляет 1 месяц.

При этом система досудебного аудита, несмотря на ее внутриведомственный характер, является достаточно независимой и объективной, что обеспечивается ее особенностями:

Досудебный аудит курируют непосредственно руководители налоговых органов;

При рассмотрении жалоб учитывается сложившаяся судебная практика;

Действующие показатели оценки эффективности досудебного аудита не допускают формальное и поверхностное рассмотрение возражений и жалоб.

Таким образом, все обращения налогоплательщиков рассматриваются по существу, полностью, объективно и всесторонне. По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

В налоговый орган жалоба подается в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным). При не соблюдении требований на подтверждение полномочий представителя жалоба подлежит возврату для устранения выявленных недостатков.

1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик и иные расчеты;

3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком - заявителем).

Что необходимо указать в жалобе, подаваемой в налоговый орган:

1. Наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

2. ФИО заявителя (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), при этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе указывать не ИНН, а свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ;

4. Наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

6. Обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

7. Суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

8. Расчет оспариваемой денежной суммы;

9. Перечень прилагаемых документов.

Обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении налоговым органом его жалобы налоговым кодексом РФ и каким-либо иным документом не предусмотрена.

Досудебный аудит - это внутриведомственная система, призванная урегулировать споры с налогоплательщиками и устранять недостатки в работе налоговых органов.

Возражения и жалобы налогоплательщиков и иных лиц, поступающие в налоговые органы, рассматриваются подразделениями досудебного аудита. В рамках рассмотрения возражений и жалоб оценивается правомерность актов, действий (бездействия) налоговых органов и принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков и иных лиц.

По сравнению с судебным разбирательством досудебная процедура урегулирования споров имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: прежде всего, это бесплатность и оперативность урегулирования спора.
Действует следующий порядок подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Апелляционная жалоба подается в налоговую инспекцию, которая проводила проверку налогоплательщика. Инспекция в течение трех рабочих дней со дня поступления указанной жалобы направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на действия (бездействия) налоговых органов также подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Налогоплательщик к жалобе может представить документы, подтверждающие ее обоснованность.
Общий срок рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. В случае получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней.

Все обращения налогоплательщиков рассматриваются по существу полностью, объективно и всесторонне. По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем.

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по решениям налоговых органов существует уже более 2 лет и официальные данные свидетельствуют о высоких показателях результативности досудебной работы налоговых органов.

Согласно статистическим данным за 1 квартал 2011 года из общей суммы рассмотренных в судах исковых требований (67,5 млрд руб.) сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов составила 36,8 млрд руб. (55%). По сравнению с 1 кварталом 2010 года этот показатель вырос более чем на 10%. При этом эффективность работы, в том числе досудебного аудита, позволила уменьшить количество судебных споров с участием юридических лиц по сравнению с 1 кварталом 2010 года с 17,3 тыс. дел до 14,5 тыс., более чем на 2,5 тыс. судебных дел.

«Система досудебного аудита направлена не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, которые в дальнейшем устоят в суде», - отмечает заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

В среднем по России около 40% жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В 1 квартале 2011 года соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило 42%. По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2011 года удовлетворено требований налогоплательщиков на 16,6%. В рамках досудебного урегулирования споров снизилось количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам в 1-м квартале 2011 года по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 20%.

«Данные показатели свидетельствуют о переходе от формального к более качественному и профессиональному досудебному аудиту, эффективности администрирования, о снижении нагрузки судебной системы и о повышении уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования», комментирует Сергей Аракелов.

Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Сергей Аракелов считает, что необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки:

  • совершенствование и законодательное оформление стандартных форм, сопровождающих процедуру рассмотрения досудебного урегулирования споров;
  • внедрение новых инструментов реализации и процедуры досудебного урегулирования споров, предоставление дополнительных прав сторонам спора, рассмотрение дополнительных доказательств;
  • активизация работы по внедрению электронного документооборота.

В соответствии с приказом ФНС России от 31.03.2009 № ММ-7-4/161 "О структуре Управления ФНС России по Ставропольскому краю" в УФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) создан отдел досудебного аудита.

В соответствии с приказом Управления от 07.04.2008 № 04-08/69 "О переводе работника на другую работу" с 07.04.2009 г. исполнение обязанностей начальника отдела досудебного аудита Управления возложено на Елагина Александра Викторовича.

26 сентября 2012 года в здании УФНС Тюменской области состоялось интернет-интервью на тему: "Порядок досудебного урегулирования налоговых споров"

На вопросы интернет-аудитории ответила начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Ножкина О.Ю. .

Ведущий: Доброе утро уважаемые дамы и господа! Доброе утро уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Ножкина О.Ю., начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области. Перед мероприятием мы получили много интересных вопросов, на которые нам сегодня ответит Ольга Юрьевна.

Ведущий: Когда был создан ваш отдел?

Ножкина О.Ю.: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Прежде всего, хочу сказать слова благодарности за предоставленную возможность пообщаться с нашими налогоплательщиками, в частности, по вопросам информирования аудитории о порядке досудебного урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов, в 2006 году было создано специальное подразделение, в компетенцию, которого входит исключительно внутриведомственное разбирательство. Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров и разгрузка судов в сфере урегулирования части споров в административном порядке. Наш отдел досудебного аудита начал функционировать с мая 2006 года. Основные задачи, которые были поставлены изначально, остаются актуальными и в настоящее время.

Ведущий: С 1 января 2009 года порядок досудебного урегулирования споров стал уже обязательным. Как в связи с этим изменилась работа вашего отдела?

Ножкина О.Ю.: Следует учитывать следующее. С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 , в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (то есть в Управлении ФНС России по Тюменской области). Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры не носят требования обязательного досудебного разбирательства. Несмотря на это, мы призывают налогоплательщиков использовать свои права, предоставленные и НК РФ и обжаловать в установленные сроки в вышестоящем налоговом органе (в нашем регионе – в наше Управление) акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, с которыми не согласны налогоплательщики. Мы проводим большую разъяснительную работу с целью информирования налогоплательщиков о праве и порядке обжалования любых актов ненормативного характера, действий (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Наш отдел – отдел досудебного аудита является структурным подразделением Управления ФНС России по Тюменской области и занимается реализацией прав налогоплательщиков на рассмотрение споров с налоговыми органами.

В связи с этим основные задачи нашего отдела, следующие:
– создание условий для реализации данных прав налогоплательщика (на рассмотрение возражений по актам осуществленных мероприятий налогового контроля и рассмотрение жалоб, заявлений);
– информирование налогоплательщиков о возможности досудебного урегулирования спора, его порядка, а также результатов рассмотрения налоговых споров (в том числе на нашем сайте www.r72.nalog.ru есть сервис "Узнай о жалобе" в рубрике "Электронные услуги"). Информирование налогоплательщиков – одна из наших важных задач.
– анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;
– принятие мер по сокращению налоговых споров;
– создание условий для уменьшения налоговых споров путем совершенствования правоприменительной практики.

Основные функции нашего отдела:
– рассмотрение всех жалоб и заявлений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов. Еще раз акцентирую внимание, что жалобы подаются на акты ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа;
– рассмотрение возражений налогоплательщиков (эта ступень урегулирования спора находится на уровне инспекции, где плательщик состоит на учете, после вручения актов проверок по результатам проведения камеральных и выездных налоговых проверок и актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях по результатам проведения иных мероприятий налогового контроля;
– обобщение и анализ всей практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;
– внесение предложений по совершенствованию механизма досудебного урегулирования споров;
– сбор, систематизация и анализ статистической информации (результаты нашей работы отражаются также и в статистических данных, с которыми налогоплательщики всегда могут ознакомиться на нашем сайте www.r72.nalog.ru в рублике "Новости", "Права и обязанности налогоплательщика" – "Досудебное урегулирование налоговых споров");
– выявление типичных причин возникновения налоговых споров, принятие мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
– проведение анализа арбитражной практики, как на уровне нашего региона, так и в целом по России. Подход судов к отдельным нормам права, по отдельным методологическим вопросам, при проведении контрольных мероприятий принимается во внимание складывающаяся арбитражная практика, с целью вынесения необоснованных решений налогового органа в отношении налогоплательщиков.

Это основные моменты нашей деятельности. Их значительно больше, но это самые главные.
Урегулирование конфликта на нашем уровне влияет на взаимоотношения с конечным потребителем государственных услуг и рост доверия налогоплательщиков.

Ведущий: Представители интернет-аудитории спрашивают, а что такое вообще "досудебное урегулирование"?

Ножкина О.Ю.: Досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке именно в целях урегулирования налогового спора. Досудебное урегулирование – это важнейшее средство осуществления принципов законности. Мы, как подразделение ФНС России выполняем не только фискальные функции, но и выходим на качественный уровень своей правоприменительной деятельности. Усиливаем свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях. Досудебное урегулирование – это, прежде всего, цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Каждое лицо имеет право оспорить и обжаловать акты налоговых органов, документов ненормативного характера. Также действия и бездействие должностных лиц соответствующего налогового органа, если эти соответствующие акты, действия или бездействия нарушают его права. Порядку досудебного урегулирования в посвящено две главы (19 и 20), и соответственно, посвящено шесть статей: ст. 137-142 . Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган, к вышестоящему должностному лицу (то есть в Управление ФНС России по Тюменской области), так же и в суд, если другое не предусмотрено отдельными нормами , на чем мы тоже отдельно остановимся. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный , создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

Несмотря на это, в целях повышения качества нашей работы механизм досудебного урегулирования постоянно совершенствуется, поскольку это требует регламентация досудебного урегулирования.

Какие моменты требуют дальнейшего улучшения механизма досудебного обжалования? Нужно обеспечить однозначное толкование правил и норм путем внесения изменений и дополнений в , закрепить права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе процесса досудебного урегулирования налоговых споров. К числу этих вопросов относятся именно процедурные вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования. К ним можно отнести проблемы легитимности действий по рассмотрению документов, представленных плательщиком к жалобе и не рассмотренных ранее соответствующей налоговой инспекцией (по причине их непредставления ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения возражений).

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, в соответствующих главах , которые уже указывались, отсутствуют важные механизмы и инструменты по реализации процессуальных действий, обеспечивающих правильность и эффективность рассмотрения налоговых споров.

Какие вопросы сейчас решает наше ведомство по внесению изменений:
– совершенствование и закрепление стандартов процедуры рассмотрения досудебного урегулирования налоговых споров, предоставления возможности налогоплательщику предоставлять дополнительные документы, каким-либо образом принимать участие в рассмотрении спора, именно, в вышестоящем налоговом органе, внедрение новых инструментов по реализации процедуры досудебного урегулирования, предоставления дополнительных прав, рассмотрение дополнительных доказательств.

Вся эта работа проводится в целях внесения изменений в первую часть .

Так, в начале июля текущего года на сайте Минфина был опубликован проект Федерального закона . Данные изменения затрагивают именно механизм досудебного урегулирования налогового спора. Главы и НК РФ претерпят изменения. Проект закона предусматривает расширительное толкование статей этих глав. Такое положение дел будет удобно как налогоплательщику, так и нам, и снимает многие проблемы, неточности, неясности, которые имеют место.

Этот документ еще будет доработан и направлен на рассмотрение в Госдуму РФ, но с основными положениями уже можно ознакомиться.

Остановлюсь на основных планируемых изменениях. Вводится понятие жалобы, понятие апелляционной жалобы, предусматривается обязательный порядок обжалования решений налоговых органов и всех споров. Сейчас такой порядок действует в отношении только решений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, но с 2014 года любое действие (бездействие), акты ненормативного характера обжалуются в вышестоящем налоговом органе (за исключением нескольких ситуаций) и только потом налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Конкретизированы порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалоб, основания, которые позволят оставить жалобу без рассмотрения.

Меняются и сроки.
Планируется изменить срок на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца, сейчас – в течение 10 рабочих дней со дня получения решения. Согласно проекту закона решение по жалобе (в том числе и апелляционной) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы, возможно продление срока, но не более чем на один месяц (по действующему законодательству продление – не более чем на 15 рабочих дней). По все другим жалобам на действие (бездействие) предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб – 15 дней, и также возможно продление – не более чем на 15 дней, в настоящее время срок – в течение одного месяца и продление на 15 рабочих дней.

Также изменится и срок для подачи жалобы. Он устанавливается общий – в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением отдельных случаев). На текущий момент срок обжалования в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в течение одного года, в отношении других решений, действий (бездействия) – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Также хочу сказать несколько слов о возможности обжалования решений регистрирующего органа (в лице Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области).

С 18 сентября 2012 года вступил в силу Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ, утвержденный приказом Минфина РФ от 22 июня 2012 года №87н . В шестом разделе указанного регламента изложен порядок досудебного обжалования действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц.

Предметом указанного досудебного обжалования являются решения и действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе. В жалобе заявителем указывается наименование инспекции, предоставляющей государственную услугу по государственной регистрации (в частности, в Тюменской области – Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области), фамилия, имя, отчество ее должностного лица, реквизиты решения и действия (бездействие) которых обжалуются, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество либо наименование, место жительства лица либо место нахождения заявителя, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ), сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, ее должностного лица, доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) инспекции, ее должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. При этом при рассмотрении жалобы заявитель имеет право обращаться с просьбой об истребовании информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в том числе в электронной форме.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ее должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении, которое не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется заявителю в письменной форме.

К сожалению, не все заявители знают, что споры по вопросам регистрации также рассматриваются нашим отделом. При вынесении решений по регистрации данная инспекция должна информировать заявителя о возможности обжалования решений регистрирующего органа в досудебном порядке. Не следует заявителям прямо следовать в суд в случае несогласия с решением Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, предлагаем урегулировать вопрос в порядке обращения с жалобой к нам.

Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных услуг по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, оказываемых ИФНС России № 14 по Тюменской области.

Ведущий: Есть определенный порядок урегулирования споров. В чем он состоит? Что предусматривает?

Ножкина О.Ю.: Процедура досудебного урегулирования налогового спора представляет две стадии.

Первая стадия – представления возражений на уровне инспекции, где состоит на учете налогоплательщик, это участок времени между актом камеральной (выездной) налоговой проверки или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (иные мероприятия налогового контроля) и итоговым решением, по которому налогоплательщик привлекается к ответственности. В течение этого времени налогоплательщик имеет право представить письменные и/или устные возражения. Независимо от того, какая проверка проводилась – выездная или камеральная – налогоплательщик имеет право представить возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта, а на акт, свидетельствующий о предусмотренных налоговых правонарушениях, соответственно в течение 10 рабочих дней. Устные возражения представляются, когда происходит рассмотрение материалов проверки, они фиксируются в протоколе рассмотрения возражений. Бывают случаи, когда возражения налогоплательщика поступают за пределами указанных выше сроков. Несмотря на это, налоговым органом возражения будут приняты во внимание, рассмотрены и учтены при вынесении решения по материалам проверки (за исключением случая поступления возражений после вынесения решения по материалам проверки). Налоговый орган обязан заблаговременно и должным образом уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и возражений. Чаще всего плательщики, заинтересованные в урегулировании спора присутствуют на рассмотрении материалов проверки. Кроме того, многие из них представляют ходатайства об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Данная стадия приемлема только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101 , и решений о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101.4 .

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.

Вторая стадия – представление жалобы на уровне Управления ФНС России по Тюменской области. Это стадия между решением налогового органа и судом, это период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган. Различают жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 , которые представляются в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Апелляционные жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 , которые представляются в течение 10 дней со дня получения решения. Жалобы на решения о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101.4 , на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иные акты ненормативного характера подаются в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалобы на постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, а именно, на Постановление по делу об административном правонарушении – срок подачи жалобы в течение 10 суток со дня получения постановления. Срок рассмотрения жалобы Управлением согласно – в течение 10 календарных дней.

В целях должного информирования на нашем сайте Управления есть раздел для налогоплательщиков "Права и обязанности налогоплательщика" – "Досудебное урегулирование налоговых споров", в котором подробно рассмотрены все вопросы порядка досудебного обжалования, вся необходимая информация для подачи жалобы или возражений, с указанием адресов налоговых органов, должностных лиц. Приведены алгоритм действий обжалования, примерные формы жалоб. Мы проводим большую работу по разъяснению порядка досудебного урегулирования споров. Отделом разработана памятка "Порядок обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов" для осуществления действий по реализации права налогоплательщиков на обжалование. Памятка вручается в налоговых органах, может быть получена в операционных залах инспекций, направляется налогоплательщикам по ТКС. Также данная памятка размещена и на сайте.

На семинарах, встречах с налогоплательщиками обсуждаются вопросы досудебного урегулирования налоговых споров. Налогоплательщики активно пользуются услугами нашего сайта, возможности которого постоянно расширяются. Одна из таких электронных услуг – возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, о результате рассмотрения жалобы в Управлении, размещена в сервисе "Узнай о жалобе". Этот сервис действует с весны текущего года и уже успешно себя зарекомендовал. Осуществив ввод ИНН или точный входящий номер, присвоенный вашей корреспонденции, каждый может узнать результат рассмотрения своей жалобы, либо решение по жалобе, либо решение о продлении срока рассмотрения жалобы.
В ходе общения с плательщиками было внесено важное дополнение в сервис сайта. Сейчас можно ознакомиться с результатом решения по жалобе по принципу: "удовлетворено полностью", "оставлено без удовлетворения", "удовлетворено частично". Сервис обновляется ежедневно. Он очень удобен и налогоплательщики этим пользуются. Интернет-сервис "Узнай о жалобе" избавляет налогоплательщиков от необходимости звонить по телефону в Управление, чтобы узнать о результатах рассмотрения жалобы, заявления и позволяет сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более открытым и прозрачным.

Ведущий: Когда налогоплательщик имеет право обратиться в суд?

Ножкина О.Ю.: В соответствии с ч. 4 ст. 198 РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Не следует забывать про обязательный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в досудебном порядке. В отношении данных решений налогового органа срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров ().

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Ведущий: Все ли решения налоговой подлежат досудебному урегулированию?

Ножкина О.Ю.: Обращаю внимание интернет-аудитории, что все акты ненормативного характера, решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы любым налогоплательщиком в установленные сроки путем подачи жалобы в письменном виде в вышестоящий налоговый орган, то есть в Управление ФНС России по Тюменской области. Не следует забывать об обязательности досудебного урегулирования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101 .

Ведущий: Ольга Юрьевна, каковы итоги досудебного урегулирования налоговых споров?

Ножкина О.Ю.: Результаты нашей работы по урегулированию споров в досудебном порядке подводятся по итогам каждого квартала и отражаются также на нашем сайте, доступны для каждого налогоплательщика.

Итоги отражаются по двум направлениям. Первое – результаты рассмотрения возражений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налоговых проверок и актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. По нашим данным за первое полугодие текущего года налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля оспорено 1323 акта, что составляет 6,2% от общего количества актов. За указанный период при вынесении решений налоговыми органами требования налогоплательщиков удовлетворены в 80% случаев, а в части оспариваемой суммы требования удовлетворены на 41% от обжалуемой суммы налоговых претензий. В 44% случаев налоговыми органами применены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Второе – результаты рассмотрения жалоб налогоплательщиков. За первое полугодие текущего года в Управление поступило 217 жалоб, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Рассмотрено 196 жалоб. Удовлетворено за этот период 55% от общего количества рассмотренных жалоб. Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб составила 28% от оспариваемой суммы.

Мы анализируем наши результаты с целью оценки правомерности вынесения актов, решений, причин возникновения возражений, жалоб, причин удовлетворения требований налогоплательщиков, предлагаем меры по устранению ошибок, возникающих при вынесении актов, решений.

Этот анализ также и помогает сократить количество споров. Количество споров неуклонно снижается. Достаточно отметить, что в 2008, 2009 годах поступало ежегодно до 1,5 тысяч жалоб, в 2010 году поступило жалоб на 30% меньше, чем в 2008-2009 годах, в 2011 году снижение количества жалоб составило 27% по сравнению с 2010 годом.

Эти цифры говорят сами за себя. Наша работа дает положительный результат. Если кратко остановиться на причинах возникновения возражений, жалоб и причинах удовлетворения требований налогоплательщиков, то следует выделить наиболее основные: применение обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, представление налогоплательщиком дополнительных документов, технические ошибки, недостаточность доказательственной базы, неправильное применение норм права.

Большинство споров касается несогласия налогоплательщиков с результатами выездных и камеральных проверок и это понятно, налогоплательщики часто выражают несогласие с суммами дополнительных налоговых претензий, в своей работе мы сталкиваемся и с такой категорией налогоплательщиков как "недобросовестные". Все остальные споры мы пытаемся свести к минимуму, добиваясь правомерности действий лиц налоговых органов.

Еще раз обращаем внимание налогоплательщиков не игнорировать возможность обжалования решений, действий (бездействия) налоговых органов путем подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Тюменской области.

Ведущий: Каковы плюсы и минусы досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщика?

Ножкина О.Ю.: Преимущества досудебного аудита перед судебным порядком обжалования:
– сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда;
– дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.). При урегулировании спора в досудебном порядке не уплачивается госпошлина, судебное разбирательство требует значительных финансовых средств;
– оперативность, время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше времени, необходимого для рассмотрения дела в суде. Согласно требованиям жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения;
– наличие права налогоплательщика на возможность обжалования решения налогового органа в досудебном порядке, то есть до обращения в суд. Это упрощает процедуру, особенно при успешном решении спора в вышестоящем налоговом органе;
– в случае дальнейшего обращения в суд налогоплательщик может учесть позицию вышестоящего налогового органа и более качественно подготовиться к судебному разбирательству.
– налоговой проверки в апелляционном порядке (то есть на решение не вступившее в силу) отсутствие мер со стороны налогового органа по взысканию доначисленных сумм;
– истечение срока давности при привлечении к ответственности, урегулирование спора на стадии представления возражений на материалы проверки, то есть после вручения акта проверки, может послужить поводом для назначения проведения в отношении налогоплательщика мероприятий дополнительного контроля (в течение одного месяца) до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствие этому – потеря налоговым органом возможности назначения сумм штрафов. Согласно ст. 113 срок давности – три года со дня совершения налогового правонарушения до дня вынесения решения;
– более длительный срок для обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно налоговому законодательству данные решения могут быть обжалованы плательщиком в течение одного года со дня вынесения решения.
– возможность урегулирования спора до предъявления налоговых претензий и неблагоприятных последствий, связанных с их взысканием в случае пропуска срока для апелляционного обжалования принятого решения по результатам налоговой проверки (преимущества представления возражений на стадии рассмотрения материалов проверки).

Также можно выделить следующие минусы:
– это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом;
– устранение вышестоящим налоговым органом технических ошибок, недочетов;
– усиление позиции налогового органа, более лучшая аргументация;
– отсутствие возможности отмены решения инспекции в суде по причине нарушения прав налогоплательщика на возможность представления возражений, пояснений на материалы проверки и участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган (Управление) восстанавливает нарушенные права, отменяя решение инспекции и вынося новое решение. В этом году уже были случаи, когда мы рассматривали материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устраняли выявленные нарушения, и по результатам рассмотрения отменяли решение нижестоящего налогового органа и принимали по делу новое решение (в соответствии с п. 2 ст. 140 ).
– отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления. Часто налогоплательщик в жалобе настаивают на том, что бы его жалоба была рассмотрена при личном участии. НК РФ не обязывает нас рассматривать жалобу в присутствии налогоплательщика. Мы поясняем заявителю об отсутствии этой обязанности, в отдельных случаях допускается личное участие, если мы объективно видим необходимость.

Ведущий: Ольга Юрьевна, от имени интернет-аудитории мы благодарим вас за то, что нашли время ответить на актуальные вопросы наших читателей.
Спасибо, Ольга Юрьевна, за развернутые ответы. Удачного дня!

66 Свердловская область

Дата публикации: 02.10.2012

Издание: Статус
Тема: досудебный аудит в налоговых органах
Источник:  

В России уже имеется опыт досудебного разрешения налоговых споров. В частности, институт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых проверок появился в 2009 году. Сегодня наша собеседница - Ольга Юрьевна Голендухина , начальник отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Свердловской области.

- Ольга Юрьевна, расскажите, чем занимается возглавляемое Вами подразделение.
- Отделы досудебного налогового аудита в налоговых органах, осуществляя рассмотрение заявлений, жалоб налогоплательщиков, оценивают обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера на предмет законности и обоснованности.
При этом система досудебного аудита является достаточно независимой и объективной и не допускает формального, поверхностного рассмотрения жалоб, поскольку при их рассмотрении учитывается сложившаяся судебная практика, как в регионе, так и в целом по России. Особое внимание уделяется Постановлениям Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам.
По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

- Какие преимущества имеет процедура досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщиков?
Во-первых, предусмотрен упрощенный порядок подачи апелляционной жалобы. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.
Во-вторых, жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.
Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.
На практике, налоговый спор в арбитражном суде может затянуться на срок более года, в то время как статья 140 Налогового Кодекса РФ предусматривает продление месячного срока рассмотрения жалобы в подразделении налогового аудита не более чем на 15 дней.
Еще одно немаловажное преимущество по сравнению с судебным разбирательством - это безвозмездный способ урегулирования спора. Так, рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, установлена госпошлина: для физических лиц - 200 руб., для организаций - 2000 руб.
Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.
Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков.
Налогоплательщик, признав факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.
Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.
В целом, в результате деятельности подразделений досудебного аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений.Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.

- Ольга Юрьевна, в средствах массовой информации широко обсуждается, что в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, порядок досудебного рассмотрения споров требует своего развития. Расскажите, какие изменения ожидают налогоплательщиков.
- Министерством финансов РФ согласован законопроект, предполагающий внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ. Основные предложения касаются процедуры урегулирования налоговых споров.
Например, обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налогового органа, действий или бездействий их должностных лиц.
Такая практика позволит ускорить разрешение всех налоговых споров, существенно разгрузить суды, минимизировать расходы налогоплательщиков на урегулирование налоговых конфликтов, оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.
Еще один вопрос - изменение сроков обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), действий и бездействий налоговых органов.
Сроки обжалования налогоплательщиками на сегодняшний день различаются в зависимости от категории жалобы.
Для обжалования не вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) законопроектом предлагается увеличение срока на подачу апелляционной жалобы с 10 дней до одного месяца (срок рассмотрения жалобы – также 1 месяц).
Для обжалования других актов налогового органа ненормативного характера, действий и бездействий, предлагается предоставить возможность урегулирования споров в досудебном порядке в течение года, установив при этом сокращенный срок рассмотрения таких споров – 15 дней.
Категория жалоб, на которые на сегодняшний день не распространяется досудебный порядок обжалования, носят характер устранения неточностей и ошибок. С целью оперативного разрешения налоговых споров по данным категориям жалоб и предлагается сократить срок для рассмотрения жалоб с одного месяца до 15 дней.
Важное значение имеет возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу РФ решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вступивших в силу.
Законопроектом предлагается ввести особую инстанцию обжалования – ФНС России только для решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Это приведет к единообразному подходу налоговыми органами в целом по России к вопросам оценки доказательственной базы, ее достаточности.
Подача жалобы в ФНС России не будет исключать право на подачу заявления в суд, а станет основанием для приостановления рассмотрения аналогичного спора в арбитражном суде.

- Что предполагается сделать для упрощения процедуры подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобе?
- Закрепить в Налоговом кодексе РФ требования к структуре и содержанию жалобы, общие для всех видов жалоб.
С целью дальнейшего совершенствования процедуры досудебного рассмотрения споров, автоматизации процесса подготовки документов (решений), их анализа также предлагается определить в НК РФ основные требования к решению по жалобе. Предлагается ввести правило оценки дополнительных документов при подаче апелляционной жалобы, а бремя доказывания невозможности представления таких доказательств налоговому органу при вынесении решения возложить на налогоплательщика. Это будет стимулировать налогоплательщика представлять все документы, подтверждающие его позицию, на этапе вынесения решения по налоговой проверке.
В законопроекте предлагается предусмотреть два условия, при которых необходимо приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы, – в случаях представления дополнительных документов, которые необходимо оценить вышестоящему налоговому органу, а так же в случаях возникновения споров в отношении расчетов и т.п.
Процедура должна инициироваться по ходатайству налогоплательщика. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что налоговым органом допущены ошибки и что отраженные в его решении данные не соответствуют фактическим обстоятельствам, он вправе пригласить лицо, подавшее жалобу, для разрешения фактических обстоятельств. По результатам такой процедуры налогоплательщик вправе отозвать жалобу. Выясненные обстоятельства налоговый орган учтет при принятии решения по жалобе.
Конечно, рано судить, будут ли в полном объеме реализованы предложения законопроекта, однако, с уверенностью можно сказать, что его целью является возможность оперативно и самостоятельно восстанавливать нарушенные права и законные интересы налогоплательщиков.

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2019 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Базовые сведения

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Поэтому многие участники конфликта стараются не доводить дело до суда, а решить спор между собой. Эта процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

Любой спор может решиться без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить .

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2019 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Из-за этого возникают различные нарушения, которые выясняются во время . И если налогоплательщик не согласен с решением проверяющих, он может обжаловать его.

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать ().

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Важно знать, что в случае отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую (). Раньше такого права у физических и юридических лиц не было.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2019 год заключается в первую очередь в том, что оно позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Минусом досудебного регулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики недостаточно проинформированы в этом вопросе. Отсюда огромное количество .

В чем заключается административная ответственность граждан за нарушение налогового законодательства, .

Еще один недостаток системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых органов. Некоторые считают, что процедура лишь забирает время, и поэтому стараются сразу решать вопрос через суд.

Теперь, когда досудебное регулирование налоговых споров стало обязательным, необходимо не дать этой процедуре затянуться.

Несмотря на то, что налогоплательщик вправе самостоятельно заниматься подачей жалобы, специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Он может не только проконсультировать, но и правильно составить прошение. Главное – это знать, что решение налоговой службы ошибочно, и уметь это доказать.