Лицензированная аудиторская деятельность. Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Мадрих - Юридическая компания

Закон «О лицензировании РФ» предусматривает выдачу лицензий при осуществлении каждого из таких видов деятельности:

  • аудит в банковской и страховой сфере;
  • аудит бирж;
  • аудит инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;
  • аудит юридических лиц и ИП.

Кто имеет право на получение лицензии

Закон «Об аудиторской деятельности» дает возможность стать аудитором физическому лицу, имеющему специальный сертификат, который подтверждает его квалификацию для осуществления такой деятельности.

Претендовать на получение лицензии может физическое лицо, которое имеет:

  • диплом о наличии высшего экономического или юридического образования;
  • опыт работы юристом, экономистом, финансистом, бухгалтером или ассистентом аудитора не менее трех лет;
  • навыки сферы экономики, финансов, аудита в области хозяйственного права.

Условия для получения сертификата

Перед получением сертификата претендент должен сдать письменный квалификационный экзамен по утвержденной Аудиторской палатой программе.

Важно! Выданный сертификат будет действовать в течение пяти лет, после чего его можно будет продлить, пройдя контрольное тестирование по специальности.

Для получения сертификата следует подготовить и подать:

  • заявление установленной формы;
  • копию паспорта;
  • копию заверенного у нотариуса диплома об образовании и трудовой книжки;
  • квитанцию об уплате сбора за получение сертификата.

Условия для получения лицензии

Лицензию выдаёт Министерство финансов в зависимости от вида деятельности на несколько лет. По истечении срока действия она не продлевается автоматически, а претендент должен подать повторное заявление.
Для получения лицензии аудиторская компания должна выполнить ряд установленных законом требований:

  • лицензию не может получить компания, функционирующая в форме ООО;
  • уставный фонд компании должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат;
  • доля аттестованных аудиторов в уставном капитале должна составлять не менее 51%;
  • наличие в компании не менее двух аудиторов, получивших лицензию в этой области.

Если на получение лицензии претендует ИП, то ему необходимо иметь действующий квалификационный аттестат аудитора в соответствующей сфере аудиторской деятельности.

Важно! Новые лицензии аудиторская компания и ИП может получить при строгом соблюдении требований лицензирования.

Качество проведения аудиторских проверок и соблюдение лицензионных требований контролируется комиссией по аудиторской деятельности.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Лицензирование аудитора осуществляется на основании Правил и Порядка, утвержденных Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Генеральную лицензию выдают представители соответствующей комиссии. Они могут быть получены Минфином и Центробанком РФЦБ РФ. После этого проверяется пакет установленных законом документов. Затем уполномоченный Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии, производит выдачу лицензии единого образца аудитору или непосредственно аудиторской организации.

Квалификационный аттестат выдается после уплаты аудитором ИП сбора 50 МРОТ, а аудиторской компании 150 МРОТ на один год деятельности.

Чтобы наверняка получить сертификат и лицензию на осуществление аудиторской деятельности, необходимо тщательно изучить нормы законодательства, а лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к опытным юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоя­тельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятель­ностью только после получения лицензии на ее осуществление. Поря­док лицензирования аудиторской деятельности в Российской Феде­рации утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 (см. табл. 2.1).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Мин­фином РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается по заявлению соискателя на 5 лет. По заявлению соискателя срок дей­ствия лицензии может быть продлен на 5 лет неограниченное количе­ство раз.

Соискателями лицензии могут быть аттестованный аудитор, зарегист­рированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудитор­ская фирма.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) за­явление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетель­ство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), кви­танцию об оплате, справку с места жительства.

Аудиторская фирма представляет в лицензирующий орган заявле­ние, учредительные документы, свидетельство о государственной ре­гистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), доку­мент об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заве­ренных копий аттестатов, о кадровом составе фирмы. При этом учре­дительные документы аудиторской фирмы должны соответствовать следующим требованиям:

По организационно-правовой форме не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;

Уставный капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);

Доля граждан Российской Федерации, постоянно в Российской Федерации проживающих, должна составлять не менее 50% кад­рового состава фирмы (а если руководитель иностранец - не ме­нее 75%);

Предусмотренные уставом виды деятельности - только аудитор­ская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 300 руб.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы и в течение 60 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок уведомить об этом соискателя и выдать ли­цензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензионного сбора (1 тыс. руб.).

В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата- аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата - аудиторской фирмы лицензиат обязан не­замедлительно подать заявление в лицензирующий орган на пере­оформление лицензии.

Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осущест­влять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.:

Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее со­ответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоя­тельно либо через общественную аудиторскую организацию, чле­ном которой является лицензиат);

Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и докумен­ты при проведении проверок; ,

Составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;

" выносить решения об устранении лицензиатом выявленных на­- рушений в установленный срок;

;■ выносить лицензиату предупреждение;

Приостанавливать действие лицензии в случае выявления неод­нократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более 6 месяцев);

Аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицен­зионного сбора в течение 3 месяцев;

Направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в слу­чае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостанов­лено, в установленный срок не устранил выявленные лицензиру­ющим органом нарушения.

К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, на­пример, могут относиться:

Предоставление аудиторского заключения без проведения про­верки;

Систематическое нарушение требований законодательных, нор­мативных актов, федеральных стандартов;

Уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;

Наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;

Неквалифицированное проведение аудиторских проверок и ока­зание сопутствующих услуг;

Нарушение принципа конфиденциальности;

Проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих та­кую возможность;

Осуществление предпринимательской деятельности, не связан­ной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутству­ющих услуг.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распрост­раняется только на проведение аудиторских проверок.

Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информа­ционные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требу­ют наличия какой-либо лицензии.

Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские фир­мы могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оцен­ка активов.

Осуществление аудиторской фирмой деятельности без соответству­ющей лицензии влечет за собой взыскание штрафа от 400 до 500 МРОТ с юридического лица и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.

Деятельность без лицензии, осуществляемая аудитором - индиви­дуальным предпринимателем, влечет за собой штраф от 20 до 25 МРОТ.


2010 год стал для аудиторских организаций началом "новой эры" в работе. С1 января от-менено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство для аудиторов и для аудиторских компаний в одной из аккредитованных при Мини-стерстве финансов РФ саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Перспектива перехода от лицензирования к саморегулированию в этой сфере была опреде-лена уже давно. Практика работы СРО аудиторов насчитывает более пятнадцати лет, поэтому процесс этот оказался не столь болезненным, более того, по мнению специалистов, он открыл перспективу оздоровления рынка аудиторских услуг. Эти и другие изменения в аудиторской деятельности читателям "Уральской кредитной линии" прокомментировала Светлана Витальевна Киселева, генеральный директор Группы компании "ВнешЭкономАудит".

Начиная с 2010 года, аудиторские услуги в России могут оказывать только аудиторские компании-члены аккредитованных СРО, причем аудиторы, работающие в этих организациях, также должны вступить в СРО. Речь о том, чтобы отменить лицензирование, велась еще с 2005 года. Это решение преследовало несколько важных целей: прежде всего, повысить качество аудита, очистить рынок аудиторских услуг от недобросо-вестных игроков, укрепить позиции профессио-нальных аудиторских компаний. "Не секрет, что раньше некоторые предприятия, подпадающие под обязательный аудит, практиковали"покупку" аудиторских заключений у недобросовестных аудиторских компаний. Порог входа в профессию и на рынок был достаточно низким. Для того чтобы получить лицензию, достаточно было набрать в штат пять аудиторов и заплатить «копеечный» лицензионный сбор. Как правило,такие компании не осуществляли страхование деятельности, не являлись членами профессиональных аудиторских объединений, формально относились к повышению квалификации своих сотрудников. Теперь таким компаниям придется либо пересмотреть свои представления о работе в сторону повы-шения качества, либо уйти с рынка. Дело в том, что членство в СРО требует от аудиторской компании строгого соблюдения стандартов качества аудита. Кроме того, далеко не все аудиторские фирмы смогут позволить достаточно существенные фи-нансовые затраты на осуществление аудиторской деятельности ",-поясняет генеральный директор ГК "ВнешЭкономАудит" Светлана Киселева.
"Дело в том, что аудиторские компании, помимо взносов за вступление в СРО, должны произвести отчисления в компенсационный фонд который гарантирует заказчику выплату штрафных санкций,если аудиторские услуги были предо-ставлены некачественно, - продолжает Светлана Киселева. -Также компания должна ежегодно выплачивать членские взносы не только за себя, но и за своих аудиторов. Увеличилась стоимость по-вышения квалификации аудиторов, параллельно с этим усилился контроль за их обучением. Кроме того, аудиторская компания должна будет про-ходить процедуру внешнего контроля качества и, соответственно, нести дополнительные финансо-вые затраты,
Получается, что теперь аудит - достаточно недешевый бизнес, и заниматься им могут только финансово устойчивые аудиторские организации. "С отменой лицензирования я увидела для себя и для своей компании ряд положительных измене-ний, прежде всего, направленных на повышение качества работы аудиторов и повышение качества услуг, предоставляемых на рынке",- заключает генеральный директор.
Есть еще одна новость, которая вызывает массу противоречивых мнений среди аудиторов.
Речь идет о планируемых поправках в закон "об аудиторской деятельности", предусматривающих освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса в статусе обществ с ограниченной ответственностью. Планируется освободить от обязательного аудита организации с выручкой менее 400 миллионов рублей и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 миллионов. На сегодня аудиторской проверке подлежат все ком-пании, чья выручка составляет более 50 миллио-нов, а сумма активов бухгалтерского баланса более 20 миллионов рублей
С одной стороны, изменение законодательства и отмена обязательного аудита вызовет сокращение спроса на аудиторские проверки у региональ-ных аудиторских компаний, в том числе челябин-ских, и, как следствие, произойдет уменьшение выручки от аудиторской деятельности. Основная причина - в Челябинской области и самом Челя-бинске не так много компаний, выручка которых превышает 400 миллионов рублей.
Однако,с другой стороны, эта нововведение может способствовать тому, что на рынке не останется места для недобросовестных аудито-ров, которые за небольшую плату "штамповали" аудиторские заключения. Поскольку основная клиентура таких "аудиторов"-небольшие пред-приятия, они просто перестанут обращаться за данной услугой.
По мнению Светланы Киселевой, принятия поправки об отмене обязательного аудита для субъектов малого и среднего бизнеса, в первую очередь, стоит опасаться банкам, так как возможно появление большого числа "некачественных" заемщиков и, как следствие- ухудшение качества кредитного портфеля.
Несмотря на то что в банках есть свои специалисты, которые проводят анализ хозяй-ственной деятельности организаций-заемщиков, они делают это на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной организацией, и не занимаются проверкой ее достоверности. Отличие работы аудиторов заключается в том, что мы, прежде чем выражать свое мнение, обязаны проверить и подтвердить данные бухгалтерской отчетности. Наличие у организации аудиторского заключения от аудиторской компании с хорошей репутацией является для банка своеобразной гарантией того, что его потенциальный заемщик ведет прозрачную, легитимную деятельность. Банк может быть уверен в том, что денежные средства получит добропорядочная организация, деятель-ность которой, как и ее бухгалтерская отчетность, не вызывает сомнений.
По мнению Светланы Киселевой, у серьезных аудиторских фирм, предлагающих рынку качествен-ные аудиторские услуги, нет особых опасений, что спрос на их услуги, в связи с грядущим нововведе-нием, пропадет. "Те клиенты, которые заказывают
аудиторские проверки в нашей компании сейчас, понимают, зачем они инициируют проведение ауди-та и осознают те преимущества, которые получат в результате аудиторской проверки. Ведь аудит-это та процедура внешнего и, главное, независимого контроля, которая, прежде всего, полезна собствен-никам компаний»,- добавляет Светлана Киселева.
Проведение аудита -это практически единственная возможность для добросо-вестных участников обществ оградить себя от несанкционированных вмешательств со стороны недружественных участников и других лиц так как выполняя аудиторские процедуры, мы обяза-тельно увидим и просигнализируем о выводе или присвоении активов, о создании "искусственной" дебиторской и кредиторской задолженности, о на-личии признаков банкротства. Кроме того, помимо обязательного аудита, компании инициируют ауди-торскую проверку с целью проверить и минимизи-ровать возможные правовые и налоговые риски, в том числе при приобретении бизнеса, при смене директора или главного бухгалтера.
Для решения таких задач клиенты обращаются только в проверенную аудиторскую компанию, которой доверяют. В начале 2009 года у нас были некоторые опасения, что в связи с кризисом заказов на аудит станет меньше. Но, как показала практика, от обязательного аудита отказались единицы. Зато в разы увеличилась потребность во владельческом аудите, налоговом консалтинге и налоговом аудите, финансовом анализе, в выяв-лении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компаний-партнеров. Я считаю, что большая часть наших клиентов заинтересована в качественном аудите, поскольку понимает, что желание минимизировать расходы на его проведе-ние может привести к неприятным последствиям.

Лицензирование аудиторской деятельности

Журнал "Финансовый директор"
www.fd.ru
ссылка на оригинал статьи на сайте fd.ru


Несмотря на то что рынок услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов (порядка 30000 человек по данным ЦАЛАК Минфина РФ).

Развитие в России можно разделить на три этапа:

Первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-второй этап наступил с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ в сентябре 2001 года; -третий этап начался с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

1 этап. Первые шаги в рыночной экономике

Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.

В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.

До 1994 года организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специального законодательства о лицензировании аудиторской деятельности, как во всех странах с рыночной экономикой, в России не было. Однако клиенты стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. Именно в это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты и ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ. Лицензии выдавались и местными советами, и Правительством Москвы, и комитетом мэрии Санкт-Петербурга и др. Однако все эти аттестаты и лицензии были нелегитимны. Эти «лицензии» (за исключением лицензии Центрального России) фактически носили лишь рекомендательный характер, т.к. ни одному из этих органов законодатель не давал право их выдавать.

Нормативность аудиторской деятельности была Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

Совету Министров Правительства РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 года утвердить представленный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации). Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым. Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из - 30 МРОТ, для аудиторских организаций - 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно. При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии. В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких размеров лицензионных сборов и санкций во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем. На рынке могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.
В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

Предоставление лицензий;
-переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
-приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий;
-аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий;
-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

Заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя
-места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);
-нотариально заверенная копия (устав и учредительный договор);
-нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
-нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления (платежное поручение с отметкой банка заявителя об исполнении, оригинал квитанции России с печатью отделения, в котором производилась оплата).

Кроме того, юридические лица - соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона деятельности и подп. "ж", "з" п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей.
Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую в соответствии с законодательством России.

3 этап. виток в развитии аудиторской деятельности

Такой порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст. 21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице будет лишь вырабатывать государственную нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в России, в отличие от большинства стран мирового сообщества с продолжительной историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется. Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г. в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации").

В настоящее время в Российской Федерации 5 профессиональных аудиторских объединений:

Некоммерческое «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов;
-некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных;
-некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.

Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности. На сегодняшний момент ни одна из организаций не отвечает требованиям проекта Федерального закона, который, после переноса срока вступления в действие на 2 года, должен вступить в силу 1 июля 2008 года. Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита. К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита» - он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной профессионализма аудитора. Однако присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Профессионалы рынка аудиторских услуг, в общем, ратуют за новый порядок, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, но, опять же, с некоторыми оговорками.

Давид Левин , по работе с аудиторами Института Профессиональных Бухгалтеров России:

То, какое место займут профобъединения, в системе после принятия поправок к Закону, зависит от того, какой вариант пройдет. Если будут приняты предложения Минфина (1500 организаций и/или 3000 аудиторов), то мы будем иметь, скорее всего, 3 достаточно мощных и самостоятельных профессиональных объединения, располагающих достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации)

Если пройдет вариант комитета по собственности Госдумы (100 организаций и /или 300 аудиторов), то будут десятки (а может сотни) "семейных" профобъединений, имитирующих саморегулирование.

После изменения порядка лицензирования принципиально новым будет то, что все аудиторы должны будут вступить в профобъединения, а будет ли это реальный контроль за аудиторами или имитация, см.выше.

После введения нового порядка лицензирования принципиальных изменений в деятельности ИПБ России, думаю, не будет, т.к. уже сегодня наш институт де-факто выполняет все функции саморегулирования: объединяет наибольшее в России количество профессионалов - бухгалтеров (более 100000), аудиторских организаций (около 1000), аудиторов (более 5000); является действительным членом международной федерации бухгалтеров (IFAC); ведет реестр своих членов; разрабатывает внутрифирменные стандарты и кодекс этики для своих членов; переводит на русский язык международные стандарты аудита и готовит проекты национальных стандартов, соответствующих международным; осуществляет большой комплекс мероприятий по организации контроля качества работы аудиторских организаций; проводит обучение и повышение квалификации (пока только для бухгалтеров). Скорее всего, значительно (в разы!) возрастут объемы работы.

Изменения, с моей точки зрения, произойдут в работе аудиторов и аудиторских организаций, поскольку в силу обязательного членства все они будут обязаны вступить в саморегулируемые организации и, следовательно, качество их работы кем-то будет контролироваться.

Сергей Шапигузов , президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК:

Это почти аксиома: отмены лицензирования не произойдет, пока не будут приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности». Если эти поправки не будут приняты до лета, то и после 1 июля мы будем жить по-старому.

Какими будут эти поправки трудно сказать. Если курировать этот законопроект по-прежнему будет известный думский мечтатель Виктор Плескачевский, я надеюсь, ситуация с принятием поправок останется патовой.

Мягко говоря, спорных моментов в проекте Закона много.

Напомню, что предполагается заменить лицензирование аудиторов на их обязательное членство в саморегулируемых организациях - СРО, которым и должны быть переданы контрольные функции, что само по себе неплохо. Но проектом Закона устанавливаются такие нормы, что, скорее всего, будет создано более 30 СРО. На наш взгляд, чем меньше таких организаций будет – тем лучше. Практика показывает: чем меньше профессиональное объединение, тем больше по своей идеологии оно напоминает организованную преступную группировку.

Мы против создания института круговой поруки среди аудиторов – а фактически сейчас предполагается именно это. Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла. А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана. Это неправильно. Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.

Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад. Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» - иван иванов. Просто такие крупные компании чисто технически не могут «аудироваться» одним физическим лицом. Они «аудируются», как правило, крупными аудиторскими компаниями.

Есть ощущение, что Дума пытается поставить некий эксперимент над рынком профессиональных консультантов. Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности». Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков. В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.

Геннадий Николаевич Иванов , председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:

Лицензирование аудиторской деятельности прекращалось с 1 июля 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ и было возобновлено с 25 июля 2007 года Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ.

Нужно сказать, что подобная процедура отмены лицензирования и её возобновления происходит уже не первый раз не только в аудите, но и в оценочной деятельности. И честно говоря, некоторая неподготовленность и поспешность решения вопроса отмены лицензирования аудиторской деятельности вызывает неоднозначную реакцию в аудиторском сообществе.

Известно, что с отменой лицензирования Министерство финансов передаст права по контролю аудиторских организаций саморегулируемым организациям (СРО). Таковых на сегодняшнее время несколько, среди них Московская Аудиторская Палата, Аудиторская Палата России и другие организации. Мы уже являемся членами основных профильных саморегулируемых организаций на протяжении многих лет, поэтому новый порядок передачи контрольных функций в СРО, на наш взгляд, кардинально не изменит деятельность нашей и многих других аудиторских компании. Коммуникация с профессиональными объединениями налажена, мы соблюдаем внутренние правила аудиторской деятельности и профессиональной этики СРО. Мы работаем на аудиторском рынке более 10 лет, за эти годы сотрудничество с саморегулируемыми организациями стало действительно эффективным.

Понятно, что на сегодняшний день государству трудно осуществлять контроль более чем 7000 аудиторских организаций, поэтому передача этой обязанности СРО видится эффективным решением проблемы. Ведь в этом случае государство будет регламентировать только деятельность СРО. Однако в последнее время каждые полгода происходит новый виток нестабильности – законодатели вновь и вновь меняют порядок лицензирования, что не добавляет оптимизма ни СРО, ни аудиторским организациям. Самое интересное, что существующая на данный момент практика решения вопроса лицензирования аудиторской деятельности не даёт уверенности в том, что через полгода вновь не произойдёт изменений. Возможно, колебания законодателей связаны с тем, что СРО видятся государственным органам пока ещё недостаточно подготовленными для решения поставленных перед ними действительно серьезных методологических и контрольных задач.

Наша позиция заключается в том, чтобы все сообщество аудиторских компаний России имело четкую и однозначную позицию государства по вопросу отмены лицензирования в области аудита. Мы хотим иметь уверенность в том, что к назначенной дате СРО будут удовлетворять всем необходимым требованиям государства и однозначно смогут взять на себя всю полноту власти и ответственности в части взаимодействия с аудиторскими организациями. Мы выступаем за подготовленное, качественное и точное по срокам решение вопроса.

Иван Григорович , генеральный директор ЗАО "РУФАУДИТ":

На сегодняшний день на рынке можно отметить «расслоение» как клиентов, так и компаний, оказывающих аудиторские услуги. Я бы выделил 3 слоя (уровня) заказчиков, и, соответственно, аудиторов:

Филиалы мировых грандов и крупнейшие российские компании, ведущие бизнес за пределами РФ – это заказчики «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). С соответствующими ожиданиями и ценами. Крупные и средние российские компании, иностранных организаций, считающие деньги, не готовые переплачивать слишком много за имя аудитора, точно знающие для чего им нужен аудит, пусть и обязательный. Аудит у таких клиентов проводят ведущие российские аудиторы. Цены на услуги ниже, чем в первой группе, но соответствуют реальным на рынке профессиональных услуг. Малый и средний бизнес, масштабы которого «заставляют» менеджмент компании проводить обязательную аудиторскую проверку отчетности, а также организации с государственным и муниципальным участием в капитале. Это зачастую заказчик не услуг, а документа с печатью и подписью аудитора. Это – простор для демпинга, а, следовательно – неквалифицированных услуг.

Реальный бизнес аудиторских компаний возможен только с первой и второй группами заказчиков. Это рынок настоящих профессиональных услуг в сфере аудита, на нем существует здоровая конкуренция. А вот демпинг, «серый» или «черный» аудит не имеет ничего общего с реальным аудитом, выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Целью нашей Компании является содействие нашим Клиентам в развитии бизнеса путем предоставления качественных услуг, основанных на глубоком опыте и фундаментальных знаниях.

Мы придаем большое значение контролю качества оказываемых услуг внутри организации. В Компании разработана, внедрена и успешно действует система контроля качества, которой охвачены все аспекты деятельности. Являясь национальной компанией наиболее динамично развивающейся международной сети JPA International, ЗАО «РУФАУДИТ» проходит контроль качества услуг со стороны этой сети. В 2003-2005 годах мы успешно прошли проверку соответствия оказываемых услуг действующему российскому законодательству со стороны Минфина РФ, а также Национальной федерации консультантов и аудиторов (сегодня – Российская Коллегия Аудиторов).

В нашей компании на сегодняшний день работают аттестованные аудиторы, которые являются членами саморегулируемых аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации. В этом смысле, принятие закона, обязывающего аудитора быть членом одного из СРО, для наших сотрудников мало что изменит.

Система профессиональной подготовки, повышения квалификации, наставничества успешно действует в нашей компании, и я могу сказать, что работаю в команде ответственных профессионалов.

Мы ежегодно добровольно страхуем свою профессиональную ответственность в ведущих страховых компаниях России на суммы, которые покрывают наши риски по договорам на оказание услуг. Если предлагаемая система компенсационных фондов СРО сможет предложить такой же четкий, понятный механизм профессиональных рисков аудитора, я буду только рад.

Основной вопрос, который существует при рассмотрении нового порядка регулирования аудиторской деятельности – кто же все-таки будет основным игроком на аудиторском рынке России? Отдельный аудитор, пусть и обладающий выдающимися профессиональными навыками или команда единомышленников, Компания, способная организовать процесс оказания аудиторских услуг, создания ноу-хау, защиту о клиентах и т.п. Выполнение всего комплекса мер, навряд ли будет под силу индивидуальному аудитору. К тому же повышается вероятность появления «карманных» индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, обслуживающих узких круг доверенных клиентов.

Опыт зарубежных стран

Совершенствование аудиторской деятельности в России идет в последние годы достаточно активно. И, очевидно, законодательное обеспечение деятельности должно следовать за темпами развития рынка. Главной задачей реформирования законодательной базы должно быть, прежде всего, формирование единых требований к качеству работы аудиторов в виде обязательных аудиторских стандартов и их приближение к международным.

Сегодня органы государственной власти занимаются изданием соответствующих нормативных документов, аттестацией аудиторских кадров, лицензированием аудиторской деятельности, контролем качества работы, сбором и анализом специальной отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В развитых странах данные полномочия делегированы профессиональным объединениям.

Целью внесения изменений в регламентацию аудиторской деятельности в Российской Федерации является отход от государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности и делегирование данных полномочий негосударственным саморегулируемым аудиторским профессиональным объединениям, как в большинстве развитых стран мира.

В большинстве развитых стран признается эффективным саморегулирование аудиторской деятельности при передаче этих функций одному аудиторскому объединению. Так, в Германии, Франции, США, Японии действует единственная саморегулируемая организация, в Великобритании же наличие трех таких аудиторских объединений обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций.

В Великобритании регулирование аудиторской деятельности осуществляется тремя ведущими профессиональными объединениями: Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI). Институт присяжных бухгалтеров Шотландии является старейшим в мире профессиональным объединением бухгалтеров: с 1854 года все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера, которая дает право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессии. Данными 3 организациями создан объединенный отдел мониторинга (JMO), в котором работает 48 специалистов.

В Германии профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг представляет Палата аудиторов. Данная организация профессионального самоуправления аудиторов также осуществляет надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей.

Задачи по регулированию аудиторской деятельности во Франции в соответствии с декретом от 12.08.1969 и постановлением Правительства от 24.01.1994 возложены на Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (CNCC). Главная цель деятельности данной организации – контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов.

Аудиторскую деятельность в США осуществляет Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, который устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами.

В Российской Федерации в настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдается усиление роли саморегулируемых организаций, которые представляют законные интересы своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Они разрабатывают и устанавливают обязательные для выполнения своими членами правила профессиональной деятельности, внутренние правила и стандарты деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Использование зарубежного опыта в формировании основ аудиторской деятельности и формированием института саморегулирования оценивается положительно, но, очевидно, должно быть более продуманным и подготовленным. В России пока не работают факторы обеспечения качества аудита, присутствующие в развитых странах. Потребители не готовы пользоваться «репутационным механизмом» при выборе аудитора. Саморегулируемые организации еще не готовы взять на себя полную ответственность по обеспечению качества аудиторских услуг. Переходный период с его всеми возможными противоречивыми последствиями неизбежен. К тому же, нет гарантии, что 1 июля 2008 года данный закон все-таки вступит в силу, а не застрянет в коридорах власти, как 2 года назад.


Аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263

2. Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.

3. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее именуется - лицензия).

4. Лицензии выдаются только на осуществление:

банковского аудита;

аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии выдаются по единой форме согласно Приложению.

5. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации выдает генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В целях организации лицензионной работы в области аудита генеральные лицензии первоначально выдаются:

Министерству финансов Российской Федерации - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;

Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью - на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

Центральному банку Российской Федерации - на лицензирование банковского аудита.

6. Для проведения лицензирования аудиторской деятельности на основании генеральной лицензии Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются - центральные комиссии) с соответствующими рабочими аппаратами.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации путем выдачи дополнительных генеральных лицензий может наделять полномочиями по лицензированию аудиторской деятельности иные государственные органы.

7. В соответствии с заявлением аудитора (аудиторской фирмы) лицензии выдаются на срок от одного года до пяти лет.

За выдачу лицензии с аудиторов и аудиторских фирм взимается сбор, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

При отказе в выдаче лицензии либо при отказе аудитора (аудиторской фирмы) от получения лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.

8. Лицензия выдается аудитору, работающему самостоятельно, или аудиторской фирме на основании соответствующего заявления с Приложением:

а) для аудитора, работающего самостоятельно, - нотариально заверенных копий квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; сведений о месте жительства; квитанции об уплате сбора за выдачу лицензии;

б) для аудиторской фирмы - нотариально заверенных копий учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копий свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; справки банка либо иных документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру; сведений о ее руководителях, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах; квитанции (платежного поручения) об уплате сбора за выдачу лицензии.

Перечисленные документы (кроме квитанции (платежного поручения) об уплате сбора) представляются в 2-х экземплярах.

9. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 60 дней с даты представления всех необходимых документов.

Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом соответствующей центральной комиссии. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения.

10. Центральная комиссия может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также настоящего Порядка. В этих случаях центральная комиссия доводит до сведения аудитора (аудиторской фирмы) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.

Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

11. По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора центральная комиссия может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или центральной комиссии.

Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, является основанием для применения к аудитору (аудиторской фирме) мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

12. Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

13. Аннулирование лицензии производится выдавшей ее комиссией, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудитору (аудиторской фирме).

Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

14. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии является основанием для применения к нему мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

15. Центральные комиссии ведут государственные реестры аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию.

В государственный реестр включаются следующие данные:

по аудиторам, работающим самостоятельно, - фамилия, имя, отчество, юридический адрес, расчетный счет, номер средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;

по аудиторским фирмам - наименование фирмы, юридический адрес, номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) фирмы и ее учредителях, сведения о руководителях фирмы, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов).

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны в недельный срок сообщать соответствующей центральной комиссии об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в государственный реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.

16. Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в единый государственный реестр, публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых осуществляют аудиторскую деятельность соответствующие аудиторы и аудиторские фирмы.

17. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудитора (руководителя аудиторской фирмы) может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается сбор в размере 50 процентов от суммы сбора за выдачу лицензии.

Данный Порядок утратил силу кроме норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление банковского аудита - Постановление Правительства РФ от 27.04.99 N 472

Приложение
к Порядку выдачи лицензии
на осуществление аудиторской
деятельности