Основными принципами осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР) являются: а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - объект ВККР); б) независимость ВККР; в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами; г) надлежащий уровень профессиональной компетентности работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры); д) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее - внешняя проверка); е) отчетность о состоянии и результатах ВККР; ж) публичность результатов ВККР; з) обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки; и) подотчетность деятельности субъектов ВККР по осуществлению ВККР совету по аудиторской деятельности, создаваемому в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Внешний контроль качества - проводится саморегулирующими организациями аудиторов;
Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, кроме СОА может осуществлять также Минфин РФ.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации этого контроля регулируются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
СОА в соответствии с этими принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности:1) формы внешнего контроля;2) сроки;3) периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СОА в отношении других членов этой организации.
При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;б) необходимые полномочия контролеров;в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;
г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР; д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров; е) информирование объекта ВККР о выводах и рекомендациях по результатам внешних проверок; ж) мониторинг действий, предпринимаемых объектом ВККР по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки; з) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.
Необходимоть изменений ФЗ «Об ауд. д-ти» объясняется повышением требованний к качучеству Аудита.
Три статьи Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений
Кач-во А-та-э. тождеств-ть мнения А-ра по мере искаж-я БО и меры ее факт-х искаж-ний. Т.е. если А-р дал закл-ние, что БО достов-на (недост-на), и никто не доказал иного, значит, А-т проведен качест-но. Внеш. проверки контроля кач-ва А-та м. выпол-ся: *уполномочен-м федеральным органом по гос. регулир-ю аудит. деят-ти (контроль за собл-нием ауд. орг-ми и индив. предпр-лями федер. Правил, орг-ция сис-мы надзора за собл-нием ауд. орг-ми и индив. ауд-рами лиценз-х требов-ний и условий); *аккредит-ми професс-ми ауд-кими объед-ниями (участ-ть в аттест-ции на право осущ-ния ауд. д-ти, провод-мой уполномочен. федер. органом, разр-ть учебные прогр-мы и планы в соотв. с квалиф0ми требов-ми уполномоч-го федер. органа, осущ-ть профес-ную подготовку ауд-ров). Уклонение от провед-я внеш-ней проверки кач-ва работы/непрест-ние провер-щим всей необх-мой д/я проверки док-ции/иной требуемой инф-ции м. служить основ-нием д/я аннулир-я лицензии на осущ-ние ауд. д-ти. При выявл-нии в ходе внеш. проверки кач-ва работы А-ров фактов сист-мат-го наруш-ия требов-ний НПА и федер. Ст-тов провер-щие д. сообщ-ть о таких фактах в уполномочен. федер. орган. Такие А-ры м.б. привлечены к отв-ти, уст-ной ФЗ «Об ауд. д-ти», вплоть до аннулир-я лицензии на осущ-ние ауд. д-ти. Внеш. контроль кач-ва Ата т/же предпол-т контроль за уровнем профес-ма А-ров. Внеш. контроль кач-ва обесп-ся метод-ми прдварит-го, тек-го и последующ-го контр-ля. Предварит. внеш. контроль кач-ва А-та осущ-ся путем сдачи претендентами экзаменов на право заним-ся ауд. д-тью. Тек. и послед-щий контроль кач-ва осущ-ся путем орг-ции пост-го надзора за д-тью А-ров и А-ких орг-ций. Кроме того А-ры и А-кие орг-ции д. предст-ть в МФ РФ ежегодно отчеты о своей д-ти. Отчет вкл-т 3 раздела: 1)Общие сведенья – числ-ть спец-тов, аттестов-х А-ров, инф-ция о повыш-нии квалиф-ции, о членстве в обществ-х орг-х; 2)Эк-кие пок-ли д-ти за отч. пер-д - инф-ция о реал-ции ауд. услуг по направл-м А-та; 3)Данные об ауд. проверках орг-ций, кот. подлежат обяз-ному А-ту, рез-ты А-та этих орг-ций. В наст. вр. Предпол-ся, что контр-ть кач-во А-та будут саморегулир-мые ауд. орг-ции (САО). Об-том внеш. контроля со стороны САО м.б. т-ко раб. док-ция, т.к. предварит. и тек. контроль кач-ва А-та невозможны. Заребежом орг-цию работы по обеспеч-ю кач-ва ауд. услуг осущ-т также МФБ. Совет МФБ утвердил Полож-ние о м/унар. ауд. практике, по кот. САО д. продемонстр-ть программы, гарантир-щие собл-ние А-рами Ст-тов профес-ной д-ти. В Англии д/я повыш-я кач-ва А-та разделена отв-ть А-ров с акц-рами аудир-мой орг-ции.
Аудиторская организация, аудитор обязаны : 1) проходить внешний контроль качества работы , в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, кроме СОА может осуществлять также Минфин РФ.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации этого контроля регулируются федеральными стандартами аудиторской деятельности. СОА в соответствии с этими принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности : 1) формы внешнего контроля; 2) сроки; 3) периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СОА в отношении других членов этой организации. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора проводится не реже 1 раза в 5 лет , но не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, осуществляются :
- - СОА, членом которой является такая аудиторская организация, не реже 1 раза в 3 года , но не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
- - Минфином РФ не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может быть поданная в СОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства об аудиторской деятельности.
Аудиторская организация должна постоянно работать над тем, как снизить свои издержки, в том числе затраты времени на проверку, не снижая в то же время качества. Возможность организовать работу по созданию и совершенствованию нормативной базы аудиторских проверок дают сетевые методы . Они открывают возможность объективной оценки работы исполнителей и структурных подразделений .
Включение в сетевую модель всех аудиторских процедур, предусмотренных в программе аудиторской проверки, позволяет достичь комплексности планирования. Одним из важнейших понятий сетевых методов является критический путь -- это такая последовательность взаимосвязанных работ и событий, которая имеет наибольшую продолжительность во времени, так как именно он является основой оптимизации планов, координации, контроля работ. Сетевые методы включают также ряд процедур, обеспечивающих управление на всем протяжении производственного процесса. Эти процедуры предусматривают регулярное поступление от исполнителей информации о ходе проведения аудиторских процедур и о возможных изменениях их оценок или содержания. В соответствии с поступающей информацией сетевая модель периодически уточняется и, следовательно, соблюдается принцип непрерывности планирования. Таким образом, на основании программы, согласованной между сторонами, определяют объем работ, стоимость услуг, что оформляется 2 документами: договором и протоколом о согласовании договорной цены. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение определенного вида работ, в частности аудиторской проверки.
[Закон «Об аудиторской деятельности»] [Статья 10]
1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.
5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.
11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
1 комментарий к записи “Статья 10 Закон об Аудиторской деятельности. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов”
Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
Комментарий к статье 10
1. Комментируемая статья, регламентируя осуществление контроля качества работы
аудиторских организаций, аудиторов, выделяет такие виды указанного контроля, как
внутренний (ч. 1) и внешний (ч. ч. 2 — 11). О таких же видах контроля качества работы
аудиторских организаций, аудиторов говорилось и в ст. 14 Закона 2001 г. об аудите.
Причем регламентация осуществления внутреннего контроля качества работы
аудиторских организаций, аудиторов изменилась незначительно. Так, в ч. 1
комментируемой статьи воспроизведено положение п. 1 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите,
обязывающее аудиторскую организацию, индивидуального аудитора установить и
соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.
В пункте 1 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите также предусматривалось, что требования,
предъявляемые к указанным правилам, регламентируются ФПСАД. В отличие от этого в
ч. 1 комментируемой статьи говорится о том, что ФСАД устанавливаются принципы
осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. До издания
соответствующих ФСАД с учетом заключительного положения ч. 9 ст. 23
комментируемого Закона данные вопросы регулируются ФПСАД N 7 «Контроль качества
выполнения заданий по аудиту», утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября
2002 г. N 696 в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863 (см.
комментарий к ст. 7 Закона), устанавливающим единые требования в отношении контроля
качества выполнения заданий по аудиту. ФПСАД N 7 включает следующие разделы:
«Введение», «Определения», «Обязанности руководителя аудиторской проверки по
обеспечению качества проведения аудита», «Этические требования», «Решение о принятии
на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по
конкретному аудиторскому заданию», «Формирование аудиторской группы»,
«Выполнение задания» и «Мониторинг».
Наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества
работы в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона являются одними из
требований к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов (см. комментарий к
указанной статье).
2. В отличие от Закона 2001 г. об аудите, в п. 2 ст. 14 которого предусматривалось
лишь то, что система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и
аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным
федеральным органом, в положениях ч. ч. 2 — 11 комментируемой статьи осуществление
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов
регламентирована гораздо более содержательно.
Прежде всего в ч. 2 комментируемой статьи закреплены обязанности аудиторской
организации, аудитора, предопределенные необходимостью обеспечения реализации
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Так,
аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю
необходимую для проверки документацию и информацию. Уклонение аудитора от
63прохождения внешнего контроля качества работы прямо определено в п. 8 ч. 1 ст. 12
комментируемого Закона в качестве основания для аннулирования квалификационного
аттестата аудитора. Разумеется, уклонение аудиторской организации от прохождения
внешнего контроля качества работы также влечет неблагоприятные последствия для такой
организации. Речь идет о применении предусмотренных в ст. 20 данного Закона мер
дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, в том числе и такой
меры, как исключение аудиторской организации из членов СРО аудиторов;
2) участвовать в осуществлении СРО аудиторов, членами которой они являются,
внешнего контроля качества работы других членов этой организации. Вопросы о
необходимости такого участия решаются СРО аудиторов, членами которой являются
аудиторская организация, аудитор (см. ниже).
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет предмет внешнего контроля качества
работы аудиторской организации, аудитора: соблюдение аудиторской организацией,
аудитором требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности,
правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА. Иначе говоря,
предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской
организацией, аудитором обязательных для них документов:
комментируемого Закона, обязательность соблюдения которого следует из предмета
его регулирования (см. комментарий к ст. ст. 1 и 2 Закона);
ФСАД, обязательность соблюдения которых установлена в п. 3 ч. 1 ст. 7
комментируемого Закона, а также стандартов СРО аудиторов, членами которой
аудиторская организация, аудитор являются, обязательность соблюдения которых
установлена в п. 4 ч. 2 указанной статьи;
правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, обязательность
соблюдения которых подразумевается в нормах ст. 8 комментируемого Закона, а также в
положении п. 2 ч. 2 ст. 15 данного Закона;
одобренного СпАД и принятого СРО аудиторов, членами которой аудиторская
организация, аудитор являются, КПЭА, обязательность соблюдения которого установлена
в ч. ч. 3 и 4 ст. 7 комментируемого Закона.
4 — 5. В положениях ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи определены субъекты,
осуществляющие внешний контроль качества работы аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов:
по общему правилу внешний контроль качества работы аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов осуществляют СРО аудиторов в отношении своих членов;
в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит
комментируемого Закона (т.е. организаций, в уставном (складочном) капитале которой
доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и
муниципальных унитарных предприятий) внешний контроль качества работы может
осуществляться как СРО аудиторов в отношении своих членов, так и уполномоченным
федеральным органом, т.е. Минфином России.
Данные положения заменили собой правило п. 2 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите,
предусматривавшее, что внешние проверки качества работы индивидуальных аудиторов и
аудиторских организаций уполномоченный федеральный орган может проводить своими
силами или делегировать право проведения таких проверок АПАО в отношении
участников этих объединений. Как видно, в отличие от этого правила СРО аудиторов
осуществляют в отношении своих членов внешний контроль качества работы во всех
случаях. Уполномоченным же федеральным органом может осуществляться такой
контроль только качества аудита организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 комментируемого
Закона.
Как установлено в ч. 4 ст. 17 комментируемого Закона, для осуществления
деятельности в качестве СРО аудиторов некоммерческой организацией должны быть
64созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением
членами СРО аудиторов требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской
деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА и
рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО аудиторов мер
дисциплинарного воздействия (см. комментарий к указанной статье).
6 — 7. В части 6 комментируемой статьи предусмотрено, что принципы
осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля подлежат
установлению ФСАД. В свою очередь, в соответствии с установленными ФСАД такими
принципами и требованиями СРО аудиторов, согласно ч. 7 данной статьи, устанавливает
правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов,
определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок,
в том числе проверок, осуществляемых членами СРО аудиторов в отношении других
членов этой организации. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего
контроля качества работы членов СРО аудиторов в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17
комментируемого Закона является одним из обязательных условий для включения
некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов, т.е. для приобретения статуса
СРО аудиторов.
В Законе 2001 г. об аудите подобное регулирование не содержалось. Как говорилось
выше, в п. 2 ст. 14 данного Закона предусматривалось лишь то, что система проверки
качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними
проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Соответственно, представляется затруднительным указать на ФПСАД, которыми бы
регламентировались вопросы осуществления внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
В то же время существует Временное положение об организации и осуществлении
контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной
деятельности и профессиональной этики <1>, одобренное СпАД при Минфине России 30
октября 2008 г. (протокол N 69). Названное Временное положение, согласно его п. 1,
разработано с целью обеспечения единого подхода АПАО к организации и
осуществлению контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов)
профессиональной деятельности и профессиональной этики. Видимо, именно этот
документ подразумевается в заключительном положении п. 2 ч. 3 ст. 23 комментируемого
Закона, согласно которому до 1 января 2010 г. в порядке, установленном до дня
вступления в силу данного Закона, осуществляется внешний контроль качества работы
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами СРО
аудиторов. ———————————
<1> СПС.
8 — 10. В положениях ч. ч. 8 — 10 комментируемой статьи регламентировано
проведение внешних проверок качества работы аудиторской организации,
индивидуального аудитора с делением таких проверок на плановые и внеплановые.
Предваряя рассмотрение этих положений, необходимо отметить два момента.
Во-первых, осуществление контроля СРО за деятельностью своих членов
регламентировано общими положениями ст. 9 Закона о СРО, в ч. 1 которой (здесь и далее
в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), собственно, и предусмотрено,
что контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или
профессиональной деятельности проводится СРО путем проведения плановых и
внеплановых проверок. В то же время в комментируемой статье содержатся отдельные
положения, предусматривающие несколько иную регламентацию, о чем подробнее
сказано ниже. Здесь же следует отметить, что различия в предметах плановой и
65внеплановой проверок определены в ч. ч. 2 и 6 ст. 9 Закона о СРО: предметом плановой
проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО,
условий членства в СРО (ч. 2); в ходе проведения внеплановой проверки исследованию
подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке,
назначенной по иным основаниям (ч. 6).
Во-вторых, отношения в области организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц,
(надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>,
что и закреплено в ч. 1 его ст. 1 (названный Закон с учетом внесенных в него изменений
Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ <2> вступил в силу с 1 мая 2009 г.; до
этого действовал его «предшественник» — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-
ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)» <3>). Причем из сферы действия
названного Закона в силу положений ч. ч. 3 и 4 его ст. 1 осуществление уполномоченным
федеральным органом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не
исключено (в ч. 4 ст. 1 предусмотрено, что другими федеральными законами могут
устанавливаться особенности организации и проведения проверок при осуществлении
государственного контроля (надзора) за деятельностью только самих СРО; см.
комментарий к ст. 22 Закона). ———————————
<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.
<2> РГ. 2009. 30 апреля. N 76.
<3> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436.
Однако регламентация, содержащаяся в комментируемой статье, отличается и от
предусмотренной в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля». Наряду с прочим это означает и невозможность
применения при проведении уполномоченным федеральным органом внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций нормы ч. 10 ст. 9 названного Закона, согласно
которой плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей —
членов СРО проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов СРО и не
менее чем двух членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых
проверок, поскольку в указанной норме содержится оговорка «если иное не установлено
федеральными законами».
В частях 8 и 9 комментируемой статьи определена периодичность проведения
плановых внешних проверок качества работы аудиторской организации, индивидуального
аудитора. В связи с этим следует отметить, что согласно общей норме ч. 3 ст. 9 Закона о
СРО плановая проверка проводится не реже одного раза в 3 года и не чаще 1 раза в год
(кстати говоря, согласно ч. 2 указанной статьи продолжительность плановой проверки
устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО), а
согласно общей норме ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один
раз в 3 года.
По общему правилу ч. 8 комментируемой статьи, которое не распространяется на
аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона, плановая
66внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора
осуществляется не реже одного раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год.
В отношении же аудиторской организации, проводящей обязательный аудит
бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5
Федеральным законом № 307-ФЗ установлена обязательность внутреннего и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Согласно ст. 10 Закона № 307-ФЗ каждая аудиторская организация, каждый индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.
Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы, требования к его организации устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
В отношении внешнего контроля качества Закон № 307-ФЗ устанавливает следующее. Каждая аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Закона, стандартов аудиторской деятельности, принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Саморегулируемые организации аудиторов осуществляют плановый внешний контроль качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) унитарных предприятий, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а также Минфин РФ. При этом плановые проверки осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) Минфином РФ не чаще одного раза в два года.
И саморегулируемые организации, и Минфин РФ могут проводить внеплановые внешние проверки качества работы. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Закона, стандартов аудиторской деятельности, принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
В случае выявления нарушений и саморегулируемая организация (в отношении своих членов), и Минфин РФ могут применять к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам меры дисциплинарного воздействия.
Еще по теме Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Внешний контроль качества:
- Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
- Внешний контроль качества. Требования к контролю качества со стороны федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности
Контроль качества работы аудиторов определяется как Международным стандартом аудита МСА 220, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 7 «Внутренний контроль качества аудита».
Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.
Характер, временные рамки и объем общих целей и конкретных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод. Соответственно цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем их документации.
Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают: профессиональные требования; умение и компетентность; поручение;
делегирование полномочий;
консультирование;
принятие и сохранение клиентов;
мониторинг.
Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.
Профессиональные требования. Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить следующие процедуры:
1) назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства и разрешения вопросов, связанных с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциальности: определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;
2) довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:
информировать сотрудников об общих целях и конкретных процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;
придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе контроля и проверки в ходе аудита;
своевременно информировать персонал о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
3) осуществлять регулярный мониторинг соблюдения общих целей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления;
возлагать ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
возлагать ответственность за получение письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.
Умения и компетентность. Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, знающих законодательные требования и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры при найме на работу:
1) проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:
планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;
разработать программу для достижения целей найма персонала;
информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в персонале и целях найма;
возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
поводить анализ эффективности программы найма на работу;
2) устанавливать квалификационные требования и составлять руководства для оценки потенциальных работников всех профессиональных уровней:
определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;
определять профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников; разрабатывать руководства по найму лиц; собирать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу;
определять квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы;
3) ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:
использовать брошюры или другие способы распространения информации в целях информирования лиц, подавших заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;
составлять и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;
проводить ориентационную программу для вновь принятых работников;
4) готовить руководства и требования по непрерывному профессиональному образованию и доводить их до сведения персонала:
возлагать ответственность за профессиональный рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
обеспечивать проверку разработанных фирмой программ квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;
разрабатывать ориентационную программу, касающуюся деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников;
определять требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;
проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;
5) предоставлять работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:
обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;
для учебных программ, предоставляемых фирмой, разрабатывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;
6) по мере необходимости предоставлять программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:
реализовывать программы фирмы по развитию и поддержанию компетентности в специализированных областях и отраслях - отрасли со специальным законодательным регулированием, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;
поощрять участие во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
обеспечивать персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям;
7) определять квалификационные характеристики, необходимые для различных уровней ответственности в фирме:
готовить руководства с описанием обязанностей для каждого уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню;
определять критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, например знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидерству и преподавательские способности; установление взаимоотношений с клиентами и др.;
использовать справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;
8) оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки:
собирать информацию о работе персонала и оценивать ее; периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста;
9) назначать лиц, ответственных за принятие решений относительно повышения в должности:
возлагать на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;
проводить оценку полученных данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;
периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
Поручение заданий. Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные процедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:
1) формулировать подход фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала: планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;
своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;
определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;
учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала;
2) назначать соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;
3) обеспечивать утверждение графика проведения аудита и назначений персонала со стороны аудитора.
Делегирование полномочий. Важно четко организовать эту работу, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:
1) предусмотреть методы для планирования аудита:
назначить лицо, ответственное за планирование аудита;
подготовить исходную информацию и проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок;
изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита;
2) предусмотреть методы для поддержания стандартов качества фирмы при выполнении аудиторской работы;
3) предоставлять обучение на рабочем месте в процессе проведения аудита.
Консультирование. В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями. Для этого необходимо:
1) определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:
информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;
определить области и особые ситуации, требующие проведения консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;
обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;
2) назначать специалистов, которые будут исполнять роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций;
3) определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.
Принятие и сохранение клиентов. Важно постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо:
1. Установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:
1) методы оценки:
получение и просмотр имеющейся бухгалтерской отчетности потенциального клиента, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;
получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;
контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
оценка независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следует проанализировать потребность в умениях и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;
установление того, что принятие клиента не будет нарушать Кодекс профессиональной этики;
2) назначать лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;
3) информировать соответствующий персонал о процедурах принятия клиентов;
4) определить ответственных за управление процессом соблюдения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;
2. Оценить клиентов при наступлении определенных событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.
Мониторинг. Необходимо постоянно определять эффективность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:
1) определить объем и содержание программы фирмы по мониторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:
установить методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что цель и методы контроля качества фирмы являются эффективными;
установить уровень компетентности для сотрудников, которые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;
проводить мониторинг: проверять и тестировать соблюдение общих целей и конкретных процедур контроля качества фирмы, а также проверять выборочным образом аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контролю качества;
2) сообщить об отмеченных фактах соответствующим представителям руководящего состава, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме.
Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым, исходя из поставленных целей.
Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.
Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Делегирование работы может сопровождаться Информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Программа аудита является важным средством для доведений до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
Смета затрат времени и общий план аудита также полезны с точки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора направляющих указаний по проведению аудита.
Во время проведения аудита персонал, несущий контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оценки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.
Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки; документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.
Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль со стороны основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами.
Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить. Инструкция предусматривает информирование ассистентов по вопросам деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора служит важным элементом для передачи аудиторских полномочий.
Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, посредством повторных, бесплатных для клиента перепроверок достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку не имеет целью проверку работы аудиторов, а ставит вполне конкретные иные цели, в частности правильность уплаты налогов, обеспечение соблюдения процедуры ликвидации и т.п. Однако в Российской Федерации предусмотрена и прямая форма контроля, в частности перепроверка по поручению органа, выдавшего лицензию.
Все формы контроля качества можно разделить на следующие группы: прямой; косвенный; предварительный; последующий.
Основные требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских фирмах или у аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, определяются российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита».
В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы для того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Система контроля качества работы аудиторской организации включает в себя:
соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;
осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Руководитель аудиторской организации до начала аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.
Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.
Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.
При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний является программа аудита.
Текущий контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.
Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:
выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита; документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выходах аудитора; достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур; вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
Сотрудники, проверяющие результаты работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.
Ответственность аудитора за качество аудиторской проверки и достоверность заключения