Ст 286 п 3 нк особенная часть. Рассчитываем и уплачиваем авансовые платежи правильно

Настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

  • Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
    5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 НК РФ.
  • Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
    8. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 НК РФ.
  • Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

    Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

    Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

    Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

    Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

    Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

    Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

    3 комментария

    Система и наблюдатель

    Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

    Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

    Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

    Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

    Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

    Гипотеза №1. Всевидящее око

    Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

    Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

    Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

    Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

    Течение времени

    Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

    Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

    Как известно, налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Именно по его итогам уплачивается сам налог. А все платежи, которые организация перечисляет в бюджет в течение года, называются авансовыми. Налоговый кодекс предусматривает три способа их уплаты, причем выбор того или иного способа не всегда зависит от желания налогоплательщика.

    По общему правилу авансовые платежи по налогу на прибыль (разумеется, при ее наличии) перечисляются по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала. Однако организация может добровольно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетными периодами будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года. Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрена своеобразная преференция - внесение в бюджет авансовых платежей по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев без ежемесячных авансовых платежей. Подробнее о каждом из этих способов вы узнаете из данной статьи.

    Авансовые платежи…

    …по итогам каждого отчетного периода плюс ежемесячно в течение этого периода

    Суть этого способа заключается в том, что организация, ориентируясь на фактические показатели предыдущего квартала, вносит в бюджет ежемесячные авансовые платежи (ЕАП), затем по окончании отчетного периода уплачивает авансовый платеж (АП), исходя из фактически полученной прибыли за отчетный период и с учетом ранее произведенных платежей.

    При этом согласно сумма ЕАП равняется:

    1. в I квартале - сумме ЕАП, подлежащего уплате в IV квартале предыдущего налогового периода;
    2. во II квартале - 1/3 суммы АП по итогам I квартала;
    3. в III квартале - 1/3 х (АП по итогам полугодия - АП по итогам I квартала);
    4. в IV квартале - 1/3 х (АП по итогам девяти месяцев - АП по итогам полугодия).
    Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ ).

    Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ ). При этом по срокам уплаты они распределяются равными долями в размере 1/3 суммы платежа на квартал. Если сумма платежа не делится по трем срокам уплаты без остатка, то остаток прибавляется к ежемесячному авансовому платежу по последнему сроку.

    Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ ). Декларацию по налогу на прибыль нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ ), то есть не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября.

    При заполнении листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации необходимо учесть следующие особенности. Согласно сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, указывается по строкам 290 - 310 (имейте в виду, что в декларации за налоговый период эти строки не заполняются).

    Сумма платежей по строке 290 определяется как разница между суммами исчисленного налога на прибыль, отраженными по строке 180, за отчетный период и за предыдущий отчетный период.

    По строкам 300 и 310 указываются суммы ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, которые рассчитываются аналогично показателю по строке 290.

    Строки 320 - 340 следует заполнять только в декларации за девять месяцев. В них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода.

    Пример заполнения декларации за первый квартал и полугодие есть в Письме ФНС России от 14.03.2013 № ЕД-4-3/4320@ .

    Предлагаем рассмотреть порядок заполнения декларации по налогу на прибыль в течение всего налогового периода, в том числе случаи, когда сумма авансовых платежей приходилась как к доплате, так и к уменьшению.

    В 2013 году организация получила прибыль: за I квартал - 795 000 руб.; за полугодие - 1 425 000 руб.; за девять месяцев - 2 820 000 руб.;

    за год - 4 560 000 руб.

    К уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода причиталось: за I квартал - 159 000 руб., за полугодие - 285 000 руб., за девять месяцев - 564 000 руб., за год - 912 000 руб.

    В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2012 года по строке 290 листа 02 была указана сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал в размере 72 000 руб. Эти же данные отражены по строке 320.

    Рассчитаем и отразим в таблице сумму ежемесячных авансовых платежей организации за 2013 год:

    Код строки I квартал Полугодие Девять месяцев Год
    180 159 000 285 000 564 000 912 000
    - в федеральный бюджет 190 15 900 28 500 56 400 91 200
    - в бюджет субъекта РФ 200 143 100 256 500 507 600 820 800
    210 72 000 318 000* 411 000* 843 000*
    - в федеральный бюджет 220 7 200 31 800 41 100 84 300
    - в бюджет субъекта РФ 230 64 800 286 200 369 900 758 700
    - в федеральный бюджет 270 8 700 - 15 300 6 900
    - в бюджет субъекта РФ 271 78 300 - 137 700 62 100
    - в федеральный бюджет 280 - 3 300 - -
    - в бюджет субъекта РФ 281 - 29 700 - -
    Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за текущим отчетным периодом, в том числе 290 159 000** 126 000** 279 000** -
    - в федеральный бюджет 300 15 900 12 600 27 900 -
    - в бюджет субъекта РФ 310 143 100 113 400 251 100 -
    Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода, в том числе 320 - - 279 000*** -
    - в федеральный бюджет 330 - - 27 900 -
    - в бюджет субъекта РФ 340 - - 251 100 -

    Строка 210 листа 02 декларации равна сумме показателей строк 180 и 290 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период (159 000 + 159 000 = 318 000, 285 000 + 126 000 = 411 000, 564 000 + 279 000 = 843 000).

    В декларации за I квартал по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале. Сумма ежемесячных авансовых платежей будет равна сумме исчисленного налога по строке 180 листа 02 декларации за I квартал.

    В декларации за полугодие по строке 290 листа 02 отражается разность показателей строки 180 декларации за полугодие и строки 180 за I квартал (285 000 - 159 000 = 126 000).

    В декларации за девять месяцев по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал, исчисленная как разность строки 180 листа 02 декларации за девять месяцев и строки 180 листа 02 декларации за полугодие (564 000 - 285 000 = 279 000).

    Строки 320 - 340 листа 02 заполняются в декларации за девять месяцев, в них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода. Сумма ежемесячных авансовых платежей на первый квартал принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в четвертом квартале.

    Как следует из данных таблицы (в руб.), организация в 2013 году должна была произвести платежи в следующие сроки:

    Сроки уплаты (с учетом выходных дней) Ежемесячные авансовые платежи Налог по итогам отчетного периода к доплате (+), к уменьшению (-)
    Всего Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Всего Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ
    28.01.2013 24 000 2 400 21 600 - - -
    28.02.2013 24 000 2 400 21 600 - - -
    28.03.2013 24 000 2 400 21 600 - - -
    29.04.2013 53 000 5 300 47 700 87 000 8 700 78 300
    28.05.2013 53 000 5 300 47 700 - - -
    28.06.2013 53 000 5 300 47 700 - - -
    29.07.2013 42 000 4 200 37 800 -33 000 -3 300 -29 700
    28.08.2013 42 000 4 200 37 800 - - -
    30.09.2013 42 000 4 200 37 800 - - -
    28.10.2013 93 000 9 300 83 700 153 000 15 300 137 700
    28.11.2013 93 000 9 300 83 700 - - -
    30.12.2013 93 000 9 300 83 700 - - -
    Всего: 636 000 63 600 572 400 207 000 20 700 186 300

    Остановимся подробнее на платежах, которые налогоплательщик должен внести в бюджет в июле. По итогам полугодия у организации образовалась переплата авансовых платежей в сумме 33 000 руб. Между тем по тому же сроку уплаты (29.07.2013) налогоплательщику необходимо произвести еще и ежемесячный авансовый платеж за июль (42 000 руб.). Поэтому по состоянию на указанную дату налоговые обязательства организации по уплате налога на прибыль составят 9 000 руб. (42 000 - 33 000).

    Таким образом, по сроку 29.07.2013 должно быть перечислено:

    • в федеральный бюджет - 900 руб. (4 200 - 3 300);
    • в бюджет субъекта РФ - 8 100 руб. (37 800 - 29 700).
    Если бы переплата, образовавшаяся по итогам полугодия, превысила сумму июльского авансового платежа, ее остаток можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, погашения недоимки и пеней или вернуть на расчетный счет организации в порядке, установленном ст. 78 НК РФ .

    Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), ему в подобной ситуации можно зачесть переплату в счет предстоящих авансовых платежей по налогу на прибыль. Для этого следует обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации с соответствующим заявлением. В течение 10 дней со дня получения такого заявления инспекция принимает решение либо о зачете сумм излишне уплаченного налога, либо об отказе в осуществлении зачета (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Согласно п. 9 указанной статьиналоговики обязаны в письменной форме уведомить налогоплательщика о принятом решении. На это им отводится пять дней со дня принятия решения.

    Обратите внимание

    Превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания отчетного периода, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 НК РФ . Указанная норма не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 №  98 ).

    …ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли

    Налоговый кодекс предусматривает возможность перехода на авансовые платежи по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Такой способ оплаты целесообразен для предприятий, выручка которых носит «волнообразный» характер, когда, как говорится, то густо, то пусто (например, в сезонных отраслях).

    Имейте в виду, что переход на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли - это право налогоплательщиков. Если они захотят им воспользоваться, то должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ ).

    Обратите внимание

    Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ ).

    Исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ ).

    Авансовый платеж производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ ).

    Сумма авансового платежа, который организация должна уплатить в бюджет за соответствующий отчетный период (АПк доплате ), определяется как разность сумм авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (АПотчет. ), и авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего отчетного периода (АПпредыдущ. ):

    АПк доплате = АПотчет. - АПпредыдущ.

    Вполне очевидно, что при наличии убытка за отчетный период сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

    Исчисленные ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли отражаются в налоговой декларации, которая представляется в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ ). Таким образом, при данном способе внесения авансовых платежей налоговая отчетность подается ежемесячно: за январь - 28 февраля, за январь - февраль -

    28 марта, за январь - март - 28 апреля и т. д. (разумеется, с учетом праздничных и выходных дней).

    Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ ).

    Организация приняла решение о переходе с 2013 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Об этом организация уведомила свою налоговую инспекцию в срок до 31 декабря 2012 года.

    Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет - 2%, в бюджет субъекта РФ - 18%.

    С января по апрель налоговая база составила:

    • за месяц (январь) - 1 000 000 руб.;
    • за два месяца (январь - февраль) - 1 400 000 руб.;
    • за три месяца (январь - март) - убыток;
    • за четыре месяца (январь - апрель) - 3 000 000 руб.
    Показатели листа 02 декларации Код строки Месяц Два месяца Три месяца Четыре месяца
    120 1 000 000 1 400 000 - 3 000 000
    Сумма исчисленного налога на прибыль - всего, в том числе 180 200 000 280 000 - 600 000
    - в федеральный бюджет 190 20 000 28 000 - 60 000
    - в бюджет субъекта РФ 200 180 000 252 000 - 540 000
    Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего, в том числе 210 - 200 000* 280 000* -
    - в федеральный бюджет 220 - 20 000 28 000 -
    - в бюджет субъекта РФ 230 - 180 000 252 000 -
    Сумма налога на прибыль к доплате
    - в федеральный бюджет 270 20 000 8 000 - 60 000
    - в бюджет субъекта РФ 271 180 000 72 000 - 540 000
    Сумма налога на прибыль к уменьшению
    - в федеральный бюджет 280 - - 28 000** -
    - в бюджет субъекта РФ 281 - - 252 000** -

    Согласно п. 5.8 Порядка заполнения декларации по строке 210 листа 02 указывается сумма исчисленных авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период (строка 180 листа 02).

    Поскольку за отчетный период три месяца организация получила убыток, налоговая база признается равной нулю. Соответственно, исчисленный и подлежащий уплате в бюджет по сроку 29.04.2013 авансовый платеж также будет равен нулю.

    Обращаем ваше внимание, что налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, в декларации по налогу на прибыль строки 290 - 310 листа 02 не заполняют (п. 5.11 Порядка заполнения декларации ).

    Остановимся подробнее на платежах, которые организация должна внести в бюджет в мае.

    В связи с тем, что за отчетный период три месяца (январь - март) получен убыток, образовалась переплата авансовых платежей (280 000 руб.), которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам (погашения недоимки) либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ .

    Предположим, организация решила зачесть образовавшуюся переплату в счет уплаты следующих по сроку авансовых платежей. Вместе с налоговой декларацией за три месяца она может подать заявление о проведении зачета. Получив решение о зачете к следующему сроку уплаты авансовых платежей, налогоплательщик может скорректировать эти платежи. Тогда налоговые обязательства организации по сроку 30.05.2013 будут выглядеть следующим образом:

    • в федеральный бюджет - 32 000 руб. (60 000 - 28 000);
    • в бюджет субъекта РФ - 288 000 руб. (540 000 - 252 000).
    Обратите внимание

    Налогоплательщик не может изменить систему уплаты авансовых платежей в течение налогового периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ ).

    Если организация захочет вернуться обратно на общий порядок внесения авансовых платежей, рассмотренный в предыдущем разделе, сделать это она сможет только со следующего года. При этом гл. 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих уведомлять налоговый орган о подобном переходе до начала налогового периода.

    Вместе с тем Минфин считает (Письмо от 12.04.2012 №  03-03-06/1/196 ), что для правильного учета налоговых обязательств налогоплательщику целесообразно направить в налоговую инспекцию составленное в произвольной форме сообщение о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату авансовых платежей в ином порядке. Кроме того, Минфин напомнил, что порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период.

    В указанном письме финансовое ведомство разъяснило: для налогоплательщика, который уплачивал в одном налоговом периоде ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, и принял решение о переходе с 1 января следующего года на уплату ежемесячных авансовых платежей в общеустановленном порядке, сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале нового года принимается равной 1/3 суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего года.

    Например, указанным налогоплательщиком в IV квартале были исчислены ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли по декларациям за отчетные периоды январь - сентябрь (по сроку 28 октября), январь - октябрь (по сроку 28 ноября) и январь - ноябрь (по сроку 28 декабря). По мнению Минфина, сумму этих авансовых платежей, подлежащую внесению в бюджет в I квартале следующего налогового периода, следует отразить в декларации по налогу на прибыль по итогам текущего налогового периода . К сожалению, авторы письма не указали, какие строки листа 02 декларации необходимо заполнить в подобной ситуации. Полагаем, что они имели в виду строки 320 - 340.

    Между тем в последнем абзаце п. 5.11 Порядка заполнения декларации говорится, что налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, при переходе с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога согласно абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ строки 320 - 340 листа 02 заполняют в декларации по налогу на прибыль за одиннадцать месяцев .

    …только раз в квартал по итогам отчетного периода

    Есть определенная категория налогоплательщиков, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за первый квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансовые платежи в бюджет не производятся.

    Перечень налогоплательщиков, для которых установлен такой порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в течение налогового периода, содержится в п. 3 ст. 286 НК РФ . Это:

    • бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций);
    • автономные учреждения;
    • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
    • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
    • участники простых (инвестиционных) товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых (инвестиционных) товариществах;
    • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
    • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
    Кроме того, уплачивать авансы раз в квартал должны и остальные (не указанные в этом списке) организации, если их доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ , за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. То есть в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав (внереализационные доходы не учитываются). При этом показатель выручки не включает суммы НДС и акцизов, предъявленные покупателям.

    По мнению Минфина, в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ при определении предыдущих четырех кварталов необходимо учитывать последовательно идущие четыре квартала, предшествующие периоду, на который приходится срок представления соответствующей налоговой декларации (письма от 21.09.2012 №  03-03-06/1/493 , от 24.12.2012 №  03-03-06/1/716 ).

    Например, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала (II, III и IV кварталы 2013 года и I квартал 2014 года) превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то налогоплательщик вносит ежемесячные авансовые платежи начиная со II квартала 2014 года, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2014 года.

    Согласно абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

    Таким образом, сумма квартального авансового платежа, которую организация должна уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода (КАП к доплате ), рассчитывается как разница между суммами квартальных авансовых платежей, исчисленных по итогам текущего отчетного периода

    (КАП отчетный ) и предыдущего отчетного периода (КАП предыдущий ):

    КАП к доплате = КАП отчетный - КАП предыдущий

    Авансовые платежи по итогам отчетного периода вносятся не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ ).

    Таким образом, в течение года организации заполняют налоговые декларации раз в три месяца, исходя из фактически полученной прибыли, а уплату производят в сроки не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября текущего налогового периода.

    ООО «Стрела» за предыдущие четыре квартала получило доходы от реализации, величина которых не превысила в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. В связи с этим организация уплачивает квартальные авансовые платежи. Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет - 2%, в бюджет субъекта РФ - 18%.

    Предположим, что облагаемая база по налогу на прибыль в 2013 году составляла:

    1. за I квартал - 100 000 руб.;
    2. за полугодие - 120 000 руб.;
    3. за девять месяцев - убыток;
    4. за год - 150 000 руб.
    В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:
    Показатели листа 02

    декларации

    Код строки I квартал Полугодие Девять месяцев Год
    Налоговая база для исчисления налога 120 100 000 120 000 - 150 000
    Сумма исчисленного налога на прибыль 180 20 000 24 000 - 30 000
    - в федеральный бюджет 190 2 000 2 400 - 3 000
    - в бюджет субъекта РФ 200 18 000 21 600 - 27 000
    Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период 210 - 20 000* 24 000* -
    - в федеральный бюджет 220 - 2 000 2 400 -
    - в бюджет субъекта РФ 230 - 18 000 21 600 -
    Сумма налога на прибыль к доплате
    - в федеральный бюджет 270 2 000 400 - 3 000**
    - в бюджет субъекта РФ 271 18 000 3 600 - 27 000**
    Сумма налога на прибыль к уменьшению
    - в федеральный бюджет 280 - - 2 400 -
    - в бюджет субъекта РФ 281 - - 21 600 -

    Суммы начисленных авансовых платежей за соответствующий отчетный (налоговый) период, указываемые по строкам 210 - 230 листа 02 декларации, переносятся из строк 180 - 200 декларации за предыдущий отчетный период.

    По итогам девяти месяцев у организации образовалась переплата в федеральный бюджет в сумме 2 400 руб., в бюджет субъекта РФ - 21 600 руб., которая может быть зачтена в счет уплаты налога на прибыль за налоговый период (о правилах осуществления такого зачета мы рассказывали ранее). Если налоговый орган на основании заявления организации произведет зачет, налоговые обязательства по сроку уплаты 28.04.2014 будут таковы:

    в федеральный бюджет - 600 руб. (3 000 - 2 400);

    в бюджет субъекта РФ - 5 400 руб. (27 000 - 21 600).

    Итак, НК РФ предусмотрены три возможных способа внесения авансовых платежей налога на прибыль.

    Налогоплательщики, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ (в том числе организации с доходами от реализации, не превышающими за предыдущие четыре квартала в среднем 10 млн руб. за каждый квартал), уплачивают авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей.

    Остальные налогоплательщики могут выбрать один из двух способов уплаты авансов в течение налогового периода:

    • по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала;
    • по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли.
    К сведению

    С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ ) и представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ )

    Авансовые платежи для вновь созданных организаций

    Согласно п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации вносят авансовые платежи за соответствующий отчетный период, если их выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, вносит ежемесячные авансовые платежи с учетом требований п. 6 ст. 286 НК РФ .

    Как следует из этой нормы, вновь созданные организации начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации, под которым следует понимать три полных месяца. При этом отсчет кварталов ведется с начала календарного года (абз. 2 п. 4 ст. 6.1 НК РФ ).

    Поясним эти нормы права на примере, изложенном в Письме УФНС по г. Москве от 28.05.2009 №  16-15/053914 (поменяем только время действия - с 2008 года на 2014 год).

    Пример 4

    Коммерческая организация создана в апреле 2014 года. До августа 2014 года она не имела доходов, а в августе и сентябре доходы составили соответственно 500 000 руб. и 1 864 000 руб. В каком порядке организация будет вносить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль?

    У организации, зарегистрированной в апреле 2014 года, обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей может возникнуть только

    с IV квартала 2014 года, то есть с 1 октября указанного года. Учитывая, что в сентябре 2014 года (девять месяцев) доходы организации превысили 1 млн руб., в течение следующего отчетного периода (IV квартал) она обязана исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 286 и п. 1 ст. 287 НК РФ .

    1. Форма декларации и Порядок ее заполнения утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@
    2. Если 28-е число приходится на день, признаваемый выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок уплаты переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
    3. Правила зачета (возврата) распространяются и на авансовые платежи (п. 14 ст. 78).
    4. Заявление целесообразнее подавать вместе с декларацией.
    5. Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 215-ФЗ.
    6. В письме, вероятно, допущена опечатка, в нем сказано: обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей может возникнуть с 1 октября 2008 года, то есть с III квартала 2008 года.
  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 286 НК РФ. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

    //=ShareLine::widget()?>

    1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

    Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

    Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

    При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ , от 24.11.2014 N 366-ФЗ )

    В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

    (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

    (абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)

    3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ , от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 28.11.2011 N 336-ФЗ , от 23.07.2013 N 215-ФЗ , от 08.06.2015 N 150-ФЗ )

    Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

    (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ)

    4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

    Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

    5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

    1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

    В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

    2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    (абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

    Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

    При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

    (п. 9 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

    Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

    (п. 10 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    С 1 января 2028 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ статья 286.1 признается утратившей силу.

    Способы уплаты авансов по налогу на прибыль в 2016 году

    Согласно ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года, есть три способа отчислять авансы по налогу на прибыль. Каждый из них подходит не всем организациям. Способы уплаты подбираются по критериям. Итак, существуют следующие варианты:

    1. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев одновременно с ежемесячными платежами внутри каждого квартала. Этот способ доступен всем фирмам, кроме тех, которые используют порядок, указанный в пункте 3.
    2. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев без ежемесячных внутриквартальных платежей. Такой вариант могут использовать фирмы, чьи доходы за предшествующие 4 квартала не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал. Этот расчёт также доступен бюджетным учрежд.; иностранным фирмам, действующим через представительство; НКО; участникам простых товариществ; инвесторам по соглашениям о разделе продукции; выгодоприобретателям по договорам доверительного управления. Все эти учреждения и организации могут использовать данный способ уплаты только в рамках своей деятельности, а не в отношении дополнительных доходов.
    3. По итогам каждого месяца по факту получения прибыли. Такой порядок доступен всем фирмам, своевременно уведомившем о его применении Налоговую службу (не позже 31 декабря предшествующего года). В середине года изменить систему нельзя. Чтобы вернуться к первому или, при возможности, ко второму способу исчисления налога, нужно дождаться наступления нового налогового периода. При таком способе авансовые платежи вносятся ежемесячно исходя из налоговой ставки и фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года и до конца соответствующего месяца.
    Итак, ст 286 НК РФ с комментариями 2016 г устанавливает три варианта исчисления авансов по налогу на прибыль. Какой бы способ уплаты авансовых платежей не выбрала организация, он обязательно должен быть отражен в её учётной политике за очередной налоговый период. Налоговая служба обязана контролировать правильность расчёта и перечисления налога в бюджет, поэтому она должна располагать информацией о том, какой вариант расчёта авансов использует та или иная фирма. Для того, чтобы воспользоваться 2-м вариантом, организации необходимо подтверждать своё право на это, подавая документы и заявление в налоговый орган. Чтобы перейти с 1-го варианта на 3-й, также необходимо обязательно уведомить Налоговую. А вот при переходе с 3-го способа на 1-й никаких уведомлений НК РФ не предусматривает. На общеустановленный порядок уплаты авансов можно перейти просто с начала нового года. Некоторые эксперты выражают мнение, что для правильности учёта налоговых обязательств плательщику всё же целесообразно направить в Налоговую инспекцию заявление о переходе на первый вариант, написанное в произвольной форме.

    Допустимость взыскания ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

    Обратимся к ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года. Она определяет порядок исчисления авансов по налогу, но не содержит разъяснений касающихся таких взысканий. В настоящий момент есть две судебные позиции, и расхожие мнения экспертов. Есть множество судебных решений и информ. письмо ВАС РФ, которые выражают мнение о допустимости принудительного взыскания авансов по налогу на прибыль. Суды указывают, что налоговая служба вправе направить требование об уплате ежемесячных платежей и, при его невыполнении, взыскать долг принудительно. При этом такое же большое количество судебных решений содержит противоположный вывод о недопустимости такого взыскания. Судьи называют авансовые платежи промежуточными, так как они платятся не за весь отчётный период, а лишь за его часть. На этом основании неуплата аванса не признаётся налоговой недоимкой, а значит и требование об уплате аванса не направляется. При этом есть эксперты поддерживающие как одну, так и за другую позицию. Поэтому при возникновении спора правоту придётся доказывать.

    Как платить налог на прибыль авансом при переходе с УСН на ОСН?

    Когда доходы плательщика налога, использующего “упрощенку”, за квартал, превысят определённую сумму (в 2016 году предел поднялся почти до 80 млн. руб.), он потеряет право использовать этот налоговый режим. Также право использовать УСН исчезает, если нарушаются иные установленные НК РФ требования. Например, организация увеличит число своих работников или начнёт заниматься подакцизной деятельностью, или доля чужого участия в её уставном капитале внезапно увеличится и займет более 25 %. При наступлении таких обстоятельств, право применения УСН исчезает для фирмы с начала того квартала, в котором началось превышение допустимого дохода или имели место нарушения. Налоги в таком случае платятся так, будто организация была вновь создана, но на базе применения ОСН. При переходе с упрощенной на общую налоговую систему организация начнёт относиться к тем, кто платит налог на прибыль. Возникнет необходимость платить авансы по налогу на прибыль. Как рассчитать эти платежи в 2016 году? Авансы вносятся вновь созданными организациями за отчётный период, если выручка составит не больше 5 млн. руб в одном месяце 2016 года или не больше 15 млн. руб. в одном квартале (т.к. квартал - это три месяца, то расчёт идет по 5 млн. руб. в месяц). Когда происходит превышение ограничения по выручке, то порядок уплаты авансов меняется с месяца, следующего за месяцем превышения. Тогда налоговая декларация должны быть представлена не позже 28 марта года идущего за истёкшим налоговым периодом. А все авансовые платежи уплачены не позднее срока подачи декларации. Ежемесячные авансы вносятся до 28 числа каждого месяца. Например, если фирма потеряла право на УСН в 1-м, 2-м или 3-м квартале, то не позже 28 числе следующего за этим кварталом месяца ей нужно заплатить квартальный аванс по налогу на прибыль. Если право на УСН потеряно в 4-м квартале, то налог на прибыль рассчитывается за последний квартал, но платится за год да 28 марта следующего года. Вместе с этим организация, у которой за предшествующие 4 квартала выручка в среднем за квартал 2016 года не превысит 15 млн. руб. (если в расчёт берется 2015 год, то 10 млн. руб.), может ежемесячные авансы не вносить, а платить налог только ежеквартально. Осталось уточнить, как считается налог на прибыль. Размер налога равен налоговой ставке умноженной на налоговую базу. Основная ставка по налогу на прибыль в нашей стране 20%. Кроме основной, существуют специальные ставки - как более высокая 30-ти процентная, так и более низкие (льготные) вплоть до нулевой. Применение ставок зависит от вида деятельности, статуса организации и прочих факторов.

    Как считается налог на прибыль фирмой, добровольно поменявшей УСН на ОСН?

    Добровольно перейти с упрощенной на общую систему можно с начала нового календарного года, уведомив об этом налоговую инспекцию до 15 января. Мы уже выяснили, что фирмы, утратившие право использовать “упрощенку”, начинают применять общую систему налогообложения как только что созданные. Но как быть фирмам добровольно выбравшим общую систему. Должны ли они платить налог на прибыль организаций 2016, авансовые платежи внося ежемесячно, как вновь созданная фирма? Или могут воспользоваться правилом п 3 ст 286 НК РФ и вносить платежи ежеквартально? НК РФ этого не уточняет, судебной практики по схожим вопросам тоже нет. Однако Минфин разъясняет, что правила, распространяющиеся на вновь зарегистрированные организации и фирмы, не относятся к налогоплательщикам добровольно сменившим режим на основной. Так, по мнению государственного органа, те, кто платит налог на прибыль, добровольно поменяв режим, вправе воспользоваться льготой п 3 ст 286 НК РФ. То есть, если её доходы за предыдущие 4 квартала (еще в период применения УСН) не превышали 15 млн. руб. в каждом квартале, то организация может вносить авансы по налогу на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно. Таким образом, при добровольной смене налогового режима фирма может выбрать, когда платить налог на прибыль. Считается налог на прибыль по стандартной формуле: ставка 20% (или иная, если есть основания) умножается на налоговую базу (доходы фирмы минус расходы и минус убытки прошлых периодов, если они были).