Чем руководствоваться при формировании учетной политики. Учетная политика и принятие финансовых решений. Раскрытие учетной политики

Учетная политика… Любой бухгалтер совершенно точно знает, что в организации она обязательно нужна. Только вот зачем она требуется и кому – этот вопрос многих заставит задуматься.

Создание учетной политики в организации – процесс творческий, который выливается в ситуацию «кто во что горазд». Одни пользуются готовыми шаблонами, скачанными с сайтов, форумов, другие заимствуют у коллег. Третьи довольствуются тем, что позволяет состряпать программа. Все это можно использовать, но придется довести до ума самостоятельно.

Объем учетной политики варьирует от минимального набора учетных правил до переписывания Налогового кодекса и Плана счетов. И если вы по случайности полагаете, что главное в учетной политике – «чтобы была», а на сколько она соответствует профилю и структуре организации – дело десятое, то данная статья для вас.

1. На основе чего формируется учетная политика организации

2. Создание учетной политики в организации

3. Формы первичных учетных документов

4. Рабочий план счетов в учетной политике организации

5. Правила документооборота

6. Порядок контроля, технология обработки информации и инвентаризация в учетной политике

7. Учет основных средств в учетной политике

8. Учет материалов в учетной политике

9. Учетная политика затрат на производство

10. Готовая и отгруженная продукция в учетной политике

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. На основе чего формируется учетная политика организации

Учетная политика организации формируется на основании правил, изложенных в:

Поэтому учетная политика включает в себя как минимум два понятия – бухгалтерская учетная политика и налоговая. Посмотрим, какие определения дают ей нормативные документы:

«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» (п.2 ПБУ 1/2008).

«Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» (ст.11 НК).

Как видим, принципиальных различий нет, и суть одна и та же. Что бухгалтерская, что налоговая учетная политика – это перечень выбранных организацией способов ведения учета (бухгалтерского и налогового), когда такое право выбора у нее есть.

2. Создание учетной политики в организации

В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).

Что входит в учетную политику:

  • — рабочий план счетов;
  • — формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
  • — формы регистров бухгалтерского учета;
  • — порядок проведения инвентаризации;
  • — способы оценки активов и обязательств;
  • — правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • — порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • — другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Как будет описана вся эта информация – личное дело организации.

При составлении учетной политики включайте в нее только правила по тем операциям, которые на данный момент встречаются в организации . Например, если у вас нет нематериальных активов или финансовых вложений, и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом ни к чему.

Почему? Возможно, что к тому моменту, когда в организации появятся наконец-то эти операции, правила учета поменяются. Или вообще – выбранный заранее вариант не подойдет. А вот если вы заранее методы не выбрали, то при появлении новых операций описать правила их отражения можно в момент появления. И это не будет считаться изменением учетной политики (п.10 ПБУ 1/2008).

3. Формы первичных учетных документов

Как видно из списка выше, одной из составляющих учетной политики является утверждение форм первичных учетных документов. Законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации предоставлено право использовать по желанию – типовые формы, утвержденные Госкомстатом, или собственные формы. Можно использовать и формы, рекомендованные ФНС – УПД (универсальный передаточный документ) и УКД (универсальный корректировочный документ).

Но и те, и другие, и третьи утвердить в учетной политике. Все используемые вами бланки нужно распечатать и приложить. Как это выглядит на практике?

4. Рабочий план счетов в учетной политике организации

План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.

Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:

  1. В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
  2. В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
  3. Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:

5. Правила документооборота

Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.

Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.

Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.

Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).

В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.

6. Порядок контроля, технология обработки информации и инвентаризация в учетной политике

Еще три вопроса, которые не обходит стороной создание учетной политики в организации, но обсуждать которые мы подробно не будем:

  1. Порядок контроля за хозяйственными операциями : зависит от оргструктуры компании и ее размеров:

В крупной организации создается, например, служба внутреннего аудита, которая функционирует согласно Положению о внутреннем контроле.

«Правила внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни установлены в Положении о правилах внутреннего контроля от 10 декабря 2016 года №10, а также в Положении о службе внутреннего контроля от 10 декабря 2016года №11».

На малом предприятии контроль осуществляет сам руководитель или его заместитель, а конкретные обязанности и мероприятия по контролю прописываются в должностной инструкции. В учетной политике же достаточно указать, на кого возлагаются обязанности по контролю.

  1. Технология обработки учетной документации : в учетной политике нужно указать, ведется бухгалтерский и налоговый учет вручную, с помощью специальной программы или комбинированно (программа + дополнительные регистры, составляемые вручную).

Именно выбранная технология обусловливает, какие регистры будут считаться утвержденными для применения – составляемые вручную или формируемые бухгалтерской программой, или и те, и другие. Кроме того, перечень регистров и их образцы приводятся в отдельном положении или приложении к учетной политике.

«В качестве регистров бухгалтерского учета использовать регистры, формируемые бухгалтерской компьютерной программой «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0». Формы указанных регистров приведены в приложении №3 к настоящему приказу».

  1. Порядок проведения инвентаризации. В прошлой статье мы подробно обсуждали эту тему, . А здесь напомню кратко, что в учетной политике по инвентаризации должны найти отражение частота и сроки проведения инвентаризации.

Итак, общие вопросы мы с вами осветили.

Где учетная политика в 1с 8.3 и как ее настроить, смотрите в видеоуроке.

Теперь более подробно пройдемся по некоторым способам оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете.

7. Учет основных средств в учетной политике

Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.

1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств , т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.

В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.

2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).

3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)

4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).

5) Проводится ли в организации переоценка . Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).

6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).

7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.

8) Учет выбытия недвижимости . Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».

8. Учет материалов в учетной политике

Материалы – еще один вид активов, которые встретятся в любой организации. Особенно вдумчиво должен прописываться учет материалов в учетной политике, если сфера деятельности – производство. Итак, какие моменты должно предусматривать создание учетной политики в организации:

1) Является ли единой методология учета материалов и товаров , или они отличаются.

2) Формирование стоимости МПЗ по фактической себестоимости – на счете 10 (41 для товаров) или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Или формирование себестоимости по цене поставки.

3) Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Первый момент – отражение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата. Они могут включаться в состав ТЗР или списываться в состав текущих расходов. Второй момент – порядок списания самих ТЗР. Например, при их небольшом удельном весе, сразу в состав текущих расходов.

4) Оценка МПЗ при отпуске в производство или на сторону. Первый момент – выбранный способ списания будет применяться ко всем группам МПЗ или для каждой из групп будет установлен свой метод. Второе – выбор собственно самого метода списания (себестоимость единицы, средняя – взвешенная или скользящая, ФИФО). Или МПЗ сразу списываются на текущие расходы.

5) По какой цене учитывать тару : по фактической себестоимости или по учетным ценам (виды учетных цен — по договорным ценам, фактической себестоимости прошлых периодов, планово-расчетным ценам, средней цене группы). Многооборотная залоговая тара – будет она у вас учитываться на счете 10/4 (или 41/3 для торговли) или 002 за балансом.

6) Формирование стоимости товаров для торговых организаций: затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов до момента передачи их в продажу – учитываются как расходы на продажу или включаются в фактическую себестоимость товаров.

7) Учет товаров в организациях розничной торговли – по покупной цене или по продажной (с учетом наценки).

8) По какому принципу учитывается товар – по видам (сортам) (подходит для способов списания по средней) или по партиям (подходит для способов списания по стоимости единицы и ФИФО).

9) Порядок формирования и восстановления резерва под снижение стоимости материальных ценностей: когда создается (на каждую отчетную дату, если формируется промежуточная отчетность, или на конец отчетного года), в каком разрезе (под конкретный вид материалов или группу), куда восстановить (отнести в состав доходов или уменьшить величину расходов). Или резерв не создается.

9. Учетная политика затрат на производство

Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:

1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.

2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».

3) Оценка незавершенного производства : по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.

4) Если есть вспомогательное производство , то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).

10. Готовая и отгруженная продукция в учетной политике

И последний раздел учетной политики, который мы рассмотрим в статье – учетная политика готовой и отгруженной продукции. Предусмотрите следующие вопросы:

1) На каком счете учитывается выпущенная продукция – 43 или 40 «Выпуск продукции», и каким образом она оценивается – по плановой или фактической себестоимости. Сохраняйте преемственность, выбирайте тот же способ, что при оценке незавершенного производства.

2) Порядок создания резерва под снижение стоимости готовой продукции : периодичность создания и корректировки, принцип создания (по группам или в разрезе учетных единиц), порядок восстановления. Этот пункт в целом аналогичен тому, который мы выше рассмотрели для материалов и товаров, и желательно, чтобы правила по ним совпадали.

3) Методика списания коммерческих расходов : распределяются между реализованной и нереализованной продукцией или полностью списываются в состав расходов.

Таким образом, создание учетной политики в организации – процесс кропотливый и крайне ответственный. Более подробно формирование учетной политики, в том числе налоговой, будем разбирать в декабрьском Клубе профессиональных бухгалтеров. . Если у вас есть вопросы по теме учетной политики, задавайте их в комментариях.

Создание учетной политики в организации: бухгалтерский аспект

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;

Порядке списания затрат по ремонту основных средств;

Способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

Об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

Принятых сроках полезного использования объектов;

Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

Об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

Способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

Способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

Принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;

Определение сроков списания расходов по НИОКР.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;

Выбор метода оценки МПЗ;

Последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;

Стоимость МПЗ, переданных в залог;

Величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;

Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;

Порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;

Выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

Выбор способа учета готовой продукции;

Выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

Выбор варианта сводного учета затрат на производство;

Выбор метода определения выручки от продажи продукции;

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера;

Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации это основополагающий документ, в котором раскрываются все особенности бухгалтерского (налогового) учета в конкретном периоде. Учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Организации, предприятия и прочие экономические субъекты различаются по форме собственности, структуре активов, численности сотрудников и другим характеристикам. В такой ситуации невозможно применить ко всем участникам экономической деятельности строгие единые нормативы организации бухучета. Поэтому возникла необходимость дифференцировать методы ведения бухгалтерской деятельности для различных видов предприятий. Отсюда и появилось понятие об учетной политике экономического субъекта.

Скачать образец учетной политики на 2017 год для организации на ОСНО можно бесплатно внизу статьи.

Учетной политикой называется совокупность способов экономическим субъектом. Иными словами, федеральные стандарты допускают различные виды форм бухгалтерских документов и организации ведения учета, из которых каждый субъект выбирает наиболее подходящие для своей деятельности способы. Эти способы включают различные варианты группировки и оценки деятельности предприятия, погашения стоимости его активов, обеспечения оборота документов, проведения , использования счетов, реестров бухучета и другие.

Утверждается учетная политика приказом руководителя, который можно составить по такому образцу:

Кем формируется учетная политика организации

Учетная политика предприятия регламентируется Федеральным Законом №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (статья 8) в редакции от 18 июля 2017 года и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В соответствии с этими нормативными актами, учетная политика должна быть разработана главным бухгалтером (либо другим лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет) и утверждена ее руководителем.

Каждый раз в канун нового года в российских организациях встает вопрос об утверждении учетной политики на следующий финансовый год. Само понятие "учетная политика" уже достаточно прочно вошло в обиход российских бухгалтеров, но проблемы, связанные с формированием учетной политики, возникают до сих пор. Чем это вызвано?

Нормативное регулирование

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители организаций. В то же время ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако это отнюдь не означает, что организации действительно совершенно свободны в установлении правил ведения бухгалтерского учета.

Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета сформулированы непосредственно в Законе № 129-ФЗ , а также положениях по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Минфина России, методических указаниях по бухгалтерскому учету; Плане счетов бухгалтерского учета, указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

Понятие учетной политики

Что же представляет собой учетная политика организации? Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н ). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98 ). При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

Форма учетной политики

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

Структура учетной политики

В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

  • организацию ведения бухгалтерского учета;
  • форму бухгалтерского учета;
  • технологию обработки учетной информации;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • организацию системы внутреннего контроля;
  • порядок документооборота;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета.

При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.

Методический раздел учетной политики определяет:

  • методы оценки активов и обязательств организации;
  • методы признания доходов и расходов организации;
  • методы калькулирования себестоимости.

Столь короткий перечень рассматриваемых вопросов не должен вводить в заблуждение – методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, целесообразно сгруппировать их по какому-либо признаку, например:

  • в последовательности нумерации счетов бухгалтерского учета (основные средства (счет 01) и их амортизация (счет 02), доходные вложения в материальные ценности (счет 03), нематериальные активы (счет 04) и их амортизация (счет 05), расходы на НИОКР (счет 04) и т. д.);
  • в последовательности отражения показателей в составе бухгалтерского баланса по статьям (по мере повышения ликвидности – нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и т. д.);
  • в последовательности их возникновения в процессе жизнедеятельности организации (капитальные вложения, основные средства, нематериальные активы, результаты НИОКР и т. д.), а также в любом другом порядке, удобном для организации.

Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

Подготовительная работа

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации . Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, "забегая вперед" при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.

Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета . При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной (см., например, п. 16 ПБУ 5/01 ).

Организациям также может быть предоставлена возможность принятия решения из возможных вариантов не в столь явной форме. В этом случае способы не представлены списком, а упоминания об учетной политике может не быть вовсе. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предлагаемых вариантов всего два. При этом используются словосочетания "организация вправе", "организации могут" и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", которым установлено: "В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами…". Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы , регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении – что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98 . Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

  • выбора из нормативно установленных вариантов;
  • самостоятельной разработки собственного варианта решения.

Кто же должен в организации проводить всю подготовительную работу? Так как речь идет о серьезном анализе большого количества сложных нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, доскональном знании особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействия, знании текущих экономических позиций организации и перспектив ее дальнейшего развития, а также необходимости работы в тесном контакте с другими службами организации, ответ очевиден – это главный бухгалтер. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. Однако в связи с тем что такая серьезная и объемная работа требует значительного количества рабочего времени и полного погружения в проблему, разумнее главному бухгалтеру официально делегировать (не снимая с себя всей полноты ответственности) свои полномочия в части подготовительной работы по формированию учетной политики своему заместителю или отдельной группе работников бухгалтерии. Безусловно, отслеживать изменения в нормативной базе по своему направлению (участку) учета могут все работники бухгалтерии, но это требует наличия у них специальных знаний и навыков достаточно высокого уровня. Поэтому целесообразно иметь в составе бухгалтерии работника, который бы занимался вопросами методологии и организации бухгалтерского учета на постоянной основе. К сожалению, не все организации имеют такую возможность в финансовом отношении, а иногда это связано с непониманием остроты этой проблемы руководством организации.

Стадия принятия решения

Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные варианты . Несмотря на то что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

Например, при выборе способа оценки активов при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения разных способов . На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой оценки.

Такое экономическое "обоснование" должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не входит в компетенцию бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Кто должен руководить работой по формированию учетной политики на стадии принятия решений? Конечно, это может быть главный бухгалтер. Но лучше, если эту миссию примет на себя непосредственно руководитель организации. Это позволит сделать выбор более объективным и оптимальным, что немаловажно в случае возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный бухгалтер.

Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по указанной схеме.

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно "гарантом" ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.

Причины изменения учетной политики

Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации;
  • изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год . Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие – обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ . Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02 , утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/98 , а именно:

применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации. Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", установившей новые правила определения налоговой базы по этому налогу.

Учетная политика в группе взаимосвязанных организаций

В настоящее время составление консолидированной отчетности группы взаимосвязанных организаций (далее – Группы) регламентируется Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности , утвержденными приказом Минфина России от 30.12.96 № 112 (ред. от 12.05.99). Согласно п. 3.3 указанных Методических рекомендаций "при составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ". Это обусловлено тем, что цель составления консолидированной отчетности – представить информацию об активах, обязательствах и финансовом положении Группы как единой организации с точки зрения внешних пользователей отчетности. Поэтому для представления целостной и непротиворечивой картины правила учета и оценки соответствующих активов, обязательств и хозяйственных операций должны быть одинаковы у всех входящих в Группу организаций, показатели отчетности которых построчно суммируются при составлении консолидированной отчетности.

Также п. 3.3 Методических рекомендаций установлено, что "если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации и других дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности". Таким образом, определен только конечный результат – отчетности всех членов Группы до их объединения должны быть приведены в соответствие с единой учетной политикой, используемой для составления консолидированной отчетности, а пути достижения указанного результата могут быть разные:

  • административно-регулирующий;
  • организационно-технический.

В любом случае головная организация выбирает конкретный вариант решения этой проблемы (п. 2.4 Методических рекомендаций ). Таким образом, на уровне нормативных документов головной организации предоставлено указанное право, а реализовать его она может, использовав свое участие в управлении дочерними обществами (в которых ей принадлежит контрольная часть уставного капитала). Это может быть оформлено, в зависимости от принятого с конкретным дочерним обществом порядка взаимоотношений, в виде решения Совета директоров, запроса-поручения одного из участников и т. п.

Один из возможных путей решения поставленной задачи – административно-регулирующий – предполагает, что во всех организациях Группы (головной компании и дочерних обществах) будет в установленном порядке утверждена и применяться единая корпоративная учетная политика Группы. При этом следует учитывать, что на практике это не всегда возможно, так как характер деятельности некоторых дочерних обществ может существенно отличаться от основных направлений деятельности головной организации или других дочерних обществ. Например, одновременно в Группу могут входить производственные и посреднические организации, а также организации, специализирующиеся на оказании услуг и выполнении работ, кредитные и страховые организации, профессиональные участники фондового рынка. В этом случае отклонения от учетной политики Группы возникают в силу экономических причин, когда конкретной организации, входящей в Группу, более выгодно применять иной порядок ведения бухгалтерского учета. Поэтому в интересах Группы в рамках конкретного юридического лица следует отдавать приоритет экономической целесообразности.

В этом случае может быть выбран другой путь – организационно-технический , согласно которому для каждого дочернего общества, применяющего учетную политику, отличную от принятой в Группе, следует разработать специальный набор процедур, позволяющий путем пересчета и переклассификаций устранить все существенные расхождения и привести показатели бухгалтерской отчетности к "общему знаменателю". Выполнять такие процедуры можно уже после представления бухгалтерской отчетности дочернего общества – непосредственно в головной компании или до этого – в дочернем обществе. Поскольку для выполнения указанных процедур могут потребоваться значительные пересчеты и дополнительная информация, то предпочтительнее выполнять указанные процедуры силами дочернего общества, но в соответствии с методикой, разработанной совместно с головной организацией и утвержденной ею.

В любом случае (при применении любого из указанных способов) приступать к формированию положений единой учетной политики Группы целесообразно после детального анализа структуры Группы, характера и особенностей ее деятельности в целом и каждой входящей в нее организации в отдельности, а также взаимоотношений организаций, входящих в ее состав.

На что обратить внимание

Далеко не все хозяйствующие субъекты вынуждены в своей повседневной деятельности руководствоваться всеми перечисленными документами. Это обусловлено разными отраслями, сферами деятельности, масштабами производства и даже степенью публичности организации.

Ограничив круг рассматриваемых организаций, исключив бюджетные, кредитные, страховые организации, всю совокупность перечисленных нормативных документов условно подразделим на несколько групп по приоритетности и частоте использования (а значит, и необходимой степени проработки в организациях):

группа 1 – документы, касающиеся абсолютного большинства организаций и объектов, имеющихся практически во всех организациях;

группа 2 – документы, касающиеся объектов и операций, возникающих у значительного числа различных организаций при наличии определенных условий;

группа 3 – документы специфической направленности и узкого круга применения.

Группа 1 включает в себя Закон № 129-ФЗ , Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, ПБУ 9/99 "Доходы организации", 10/99 "Расходы организации", 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Все перечисленные документы заслуживают самого пристального внимания и тщательного изучения всеми организациями, и не только в целях составления учетной политики. Сюда же можно отнести также ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" и 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Однако, как показывает практика, российские организации часто не только не используют возможности, которые предоставляют им эти положения, но также не выполняют их обязательных требований. Вызвано это, скорее всего, сложностью восприятия этих документов и отсутствием конкретных и четких указаний, так как указанные положения аппелируют преимущественно к профессиональному суждению бухгалтеров и других специалистов организации, требуют оценки вероятности наступления рассматриваемых событий.

К группе 2 можно отнести ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", 19/02 "Учет финансовых вложений". Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число организаций выступает в качестве инвесторов в силу потребности в создании, расширении и усовершенствовании производственных мощностей, осуществляет не только инвестиционную, но и текущую деятельность с привлечением заемных средств, командирует своих работников в другие государства (в том числе страны СНГ), что требует отражения расходов, понесенных в иностранной валюте, участвует в обращении ценных бумаг и других финансовых вложений. Поэтому указанные нормативные документы заслуживают пристального внимания не только при формировании учетной политики организации, хотя на первый взгляд они кажутся узкоспециальными. К данной группе целесообразно отнести также ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам". Ситуация с ним похожа на ситуацию с ПБУ 7/98 и 8/01 . На практике ПБУ 12/2000 применяет крайне незначительное количество организаций, обычно это – крупные компании и группы организаций, отчетность которых (в том числе и консолидированная) является по-настоящему публичной и вызывает интерес у огромного числа пользователей. Практическое значение, полезность информации по сегментам пока еще не оценены как внешними пользователями отчетности, так и самими организациями. К этой же группе можно отнести Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Хотя этот нормативный документ регламентирует исключительно порядок составления и представления сводной (консолидированной) отчетности группы взаимосвязанных организаций, он заслуживает пристального внимания при формировании учетной политики как материнской компании, так и ее дочерних обществ. Это важно в контексте вышеуказанных особенностей учетной политики, положения которой применяются для составления консолидированной отчетности. Кроме того, недостаток внимания к этому документу обусловлен тем, что далеко не все организации, обязанные составлять консолидированную отчетность, делают это на практике. Как правило, это связано с отсутствием реальных пользователей такой отчетности (исключение – упомянутые крупные компании).

К группе 3 можно отнести ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", 14/2000 "Учет нематериальных активов", 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" и т. п. Это вызвано тем, что на практике у организаций редко появляются объекты, подпадающие под действие указанных ПБУ согласно данным в них определениям и ограничениям, а не общему смыслу соответствующих понятий: нематериальные активы, НИОКР, договоры об участии в совместной деятельности, государственная помощь. В ряде случаев бухгалтеров смущает, что в ПБУ как бы отсутствуют упоминания о бухгалтерском учете, а речь идет "только" о раскрытии информации в отчетности, однако для раскрытия информации ее надо где-то собрать (обособленно учесть). Применительно к ПБУ 16/02 ситуация аналогична ситуации с ПБУ 7/98 , 8/01 и 12/2000 – практическое значение, полезность информации по прекращаемой деятельности не оценены по достоинству. Кроме того, указанное ПБУ предполагает применение экспертных оценок специалистов. Особое место в данной группе должны занимать ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" и Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Отнесение их к данной группе обусловлено исключительно дополнительным ограничением, наложенным на область их применения, – отчетность только акционерных обществ и их сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность.

И в заключение необходимо отметить:

1) учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом;

2) принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент;

3) участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности;

4) работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации;

5) учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил.

Е. И. Богатырева, зам. главного бухгалтера ООО "Мострансгаз"

Понятие учетной политики, правила ее построения и раскрытия устанавливаются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 106н от 6 октября 2008 года, а также статьей 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

Учетная политика - это выбранная организацией «совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности».

Путем формирования и раскрытия своей учетной политики организации реализуют свое право в выборе правил учета и составления отчетности; объясняют ее пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них. Посредством учетной политики пользователи также извещаются обо всех фактах отклонения от допущений и требований, сформулированных в Положении.

Формирует учетную политику главный бухгалтер организации. При этом он исходит из обязательного соблюдений допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

Методологический аспект раскрывает сущность отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, также должны получить отражение в учетной политике организации. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

Рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;

Формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотреныих типовые формы;

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Формы бухгалтерского учета;

Порядка проведения инвентаризации;

Методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

Правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

Продолжительности первого отчетного года, если организация приобрела права юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.

Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию и определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя.

Учетная политика может быть изменена в следующих случаях:

Изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителя;

Изменение условий деятельности организации.

Существенные изменения условий деятельности организации могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые впервые возникли в деятельности организации, т.е. ранее таких фактов не было.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения должны вводиться с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Необходимо обратить внимание на то, что изменения учетной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими законодательствами или нормативными актами.

Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования предоставления числовых показателей минимум за два года.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна включать следующие позиции:

Причину изменения учетной политики;

Обоснованность такого изменения;

Оценку последствий изменений в денежной оценке.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объясняются в пояснениях к бухгалтерской отчетности организации.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные правила бухгалтерского учета.

2. Какие допущения установлены положением по учетной политике?

3. Дайте понятие организации.

4. Что является целью коммерческой организации?

5. По каким признакам деятельности различают организации?

6. Как классифицируются коммерческие организации по организационно-правовым формам?

7. Какая форма коммерческой организации является наиболее распространенной в настоящее время?

8. Какова структура органов управления АО?

9. Как образуется ООО?

10. Раскройте понятие кооперации и концентрации?

11. В чем суть объединения организаций, назовите мотивы их объединения?

12. Что такое учетная политика?

13. Исходя из каких требований и допущений формируется учетная политика?

14. На какие показатели деятельности организации учетная политика может оказать существенное влияние?

15. Может ли учетная политика изменяться в течение отчетного года?

16. Кем формируется и кто утверждает учетную политику?

17. Каким документом оформляется учетная политика?

18. Каким образом отражаются в бухгалтерском учете и отчетности последствия изменений в учетной политике?

Контрольные тесты

1. Что обеспечивает финансовый учет?

1) оформление и регистрацию хозяйственных организаций;

2) ведение сводного учета;

3) составление бухгалтерской отчетности;

4) оформление и регистрацию хозяйственных операций, ведение сводного учета и составление бухгалтерской отчетности.

2. Дайте определение учетной политики.

1) совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета;

2) приемы организации документооборота, инвентаризации и способы применения бухгалтерского учета;

3) применение системы учетных регистров и порядок их заполнения;

4) совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

3. Из каких аспектов слагается учетная политика организации?

1) из методологического и технологического;

2) из организационного и методологического;

3) из организационного, методологического и технологического;

4) из методологического и организационно-технического.

4. Кто в организации несет ответственность за формирование учетной политики?

1) экономисты;

2) руководитель;

3) учетные работники;

4) главный бухгалтер.

5. Какие требования учитываются при формировании учетной политики?

1) постоянство, полнота, рациональность;

2) регламентация принципов, своевременность;

3) полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность, приоритет содержания перед фирмой;

4) извещение внешних потребителей, непротиворечиввость и рациональность.

6. В каких случаях допускается изменение учетной политики?

1) при изменении законодательства РФ или нормативных актов;

2) при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности;

4) при изменении законодательно-нормативных актов, разработке новых способов введения бухгалтерского учета, а также существенном изменении деятельности организации.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»