В. катасонов. «теневая» экономика в ссср. Теневики в ссср

Капитализм в недрах СССР подспудно вызревал на протяжении трех десятилетий

Валентин Катасонов

Эрозия социалистической модели началось задолго до трагических событий декабря 1991 года, когда было подписано соглашение о разделе СССР в Беловежской пуще. Это не только дата развала СССР, но и дата полной легализации новой социально-экономической модели под названием «капитализм».

Советская экономика де-факто уже давно приобрела черты многоукладной. В ней сочетались социалистический и капиталистический уклады. Впрочем, некоторые зарубежные исследователи и политики заявляли, что де-факто в СССР произошла полная реставрация капитализма еще в 1960-е–1970-е. Реставрация капитализма увязывалась с появлением и развитием в недрах СССР так называемой «теневой», или «второй» экономики. В частности, еще в начале 1960-х. член Германской компартии Вилли Дикхут начал публикацию своих статей, в которых он констатировал, что с приходом к власти в нашей стране Н.С. Хрущева произошла (не началась, а именно произошла) реставрация капитализма в СССР.

Социально-экономическая модель эпохи «застоя» СССР прямо называется экспертами «государственным капитализмом». Формально приватизации государственных предприятий не было, но они находились в безраздельном распоряжении партийно-государственной бюрократии - «номенклатуры».

Что же представляла из себя «теневая» экономика?

«Теневая» экономика функционировала на принципах, отличных от социалистических. Так или иначе, она была связана с коррупцией, хищениями государственного имущества, получением нетрудовых доходов, нарушением законов (или использованием «дыр» в законодательстве). При этом не следует путать «теневую» экономику с «неофициальной» экономикой, которая не противоречила законам и принципам социалистического строя, а лишь дополняла экономику «официальную». Прежде всего, это индивидуальная трудовая деятельность. Например, работа колхозника на приусадебном участке или горожанина на своем дачном участке. А при Сталине широкое развитие получила так называемая «промысловая кооперация», которая была занята производством потребительских товаров и услуг.

Для описания «теневой» экономики СССР использовались такие термины, которые не всегда понятны современному человеку.

Одним из ключевых понятий было «цеховик ». Речь идет о предпринимателе, который организовывал подпольное производство дефицитных потребительских товаров – одежды, белья, шуб, головных уборов, обуви, солнцезащитных очков, дамских сумочек, дисков с музыкальными записями и т.п. Чаще всего, такое производство осуществлялось на площадях государственных предприятий, с использованием государственного оборудования и неучтенного (похищенного) сырья. Хотя в некоторых случаях использовались специально оборудованные помещения, находившиеся за пределами предприятий и фабрик.

Другое понятие – «барыга ». Это предприниматель, который действовал не в сфере производства, а исключительно в сфере обращения товаров. В первую очередь, товаров потребительских, которые были предназначены изначально для реализации через государственную торговую сеть по установленным фиксированным ценам. Барыги организовывали реализацию этих товаров по различным каналам по повышенным ценам. В товарно-распределительных цепочках «теневой» торговли могут быть задействованы сотни и тысячи людей. Постепенно барыги стали прибирать к своим рукам и реализацию тех товаров, которые не относятся к категории потребительских. Это бензин, черные и цветные металлы, лесоматериалы, кирпич, цемент, другие стройматериалы и др. Покупателями этих товаров были упомянутые выше цеховики, а также отдельные граждане (например, для индивидуального строительства).

Спекулятивными операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами занимались «валютчики ». Обычно действовали они в тесном взаимодействии сфарцовщиками , которые занимались реализацией товаров, выменянных или перекупленных у иностранцев. Этот вид спекуляции существовал преимущественно в Москве, Ленинграде и крупных портовых городах. Фарцовщики стали достаточно распространенным явлением после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Кроме импорта реализовывалась и советская продукция (зачастую под видом фирменной), создававшаяся в подпольных цехах.

Продажами и перепродажами товаров по ценам более высоким, чем государственные, занимались «спекулянты ». Они действовали в одиночку.

Были еще и так называемые «шабашники » - бригады, занятые на строительстве различных сельских объектов. Заказчиками строительных работ выступали колхозы и совхозы, которые на эти цели получали большие деньги из бюджета. Потребность в шабашниках была обусловлена тем, что государственных строительных организаций на селе катастрофически не хватало. Взаимоотношения шабашников с колхозами и совхозами не регулировались четкими нормами, что создавало питательную почву для хищения бюджетных средств и строительных материалов как строителями, так и заказчиками. Шабашники – пример «серой» зоны в советской экономике. Деятельность в таких зонах не запрещалась, но плохо регламентировалась, что создавало благоприятные условия для злоупотреблений. По данным УБХСС МВД СССР, в 1983 году в стране насчитывалось 40 тыс. бригад шабашников с общей численностью работников 280 тыс. человек. Кстати, таким же невнятным был статус так называемых «студенческих стройотрядов», которые были похожи на бригады шабашников.

В 1970-е появилось понятие «экономическая преступность». Большая часть крупных преступлений в СССР, уже начиная с конца 1950-х, имела все признаки подобных преступлений.

Другие преступления называли «профессиональной преступностью»; это были убийства, разбои, воровские сети, контрабанда, мошенничество и другие действия, перечисленные в Уголовном кодексе СССР. Грань между экономической и профессиональной преступностью была достаточно условной, поскольку большая часть преступлений имела ярко выраженную мотивацию обогащения. Постепенно эта грань стиралась. В 1970 г. в Киеве проходил всесоюзный сход воров в законе. На этом сходе было принято решение о том, что «профессиональные» воры в законе начинают «крышевать» цеховиков, барыг и прочих деятелей «теневой» экономики. В том числе (и даже в первую очередь) обеспечивают защиту «экономической мафии» от «наездов» со стороны милиции и других правоохранительных органов. В 1979 г. в Кисловодске произошел сход воров в законе и представителей «экономической мафии», на котором произошло окончательное сращивание профессиональной и экономической преступности. На этом «съезде» было принято решение о том, что деятели «теневого» бизнеса отчисляют 10% своей прибыли в общую кассу, а профессиональные воры в законе обеспечивают защиту («крышевание») бизнеса.

Мало того, что «теневой» капитал сращивался с организованной преступностью, он также сращивался с партийно-государственной номенклатурой.

Сначала это происходило на местном (региональном) уровне. Правильнее даже сказать, что это было не сращивание. Экономическая мафия «покупала» эту номенклатуру и заставляла ее действовать в своих интересах. Так было в 1960-е годы. А к началу 1970-х подпольный капитал вышел уже на уровень партийно-государственного руководства ряда союзных республик. Особенно наглядно это показали две крупные чистки, которые были проведены КГБ СССР в Азербайджане и Грузии. Удалось доказать, что крупные суммы денег стекались в ЦК Компартии Азербайджанской ССР и в руки лично первому секретарю В. Ахундову. Далее они уходили за границу и размещались в зарубежных банках. Были арестованы несколько сот партийных функционеров уровней секретаря райкома, председателей райисполкомов, районных прокуроров и т.д. Аналогичная операция была проведена в Азербайджане. С середины 1970-х начинается расследование так называемого «хлопкового», или «узбекского» дела, в ходе которого были раскрыты связи «теневиков» с первыми лицами Узбекистана. Операциями по расследованию деятельности экономической мафии в республиках в 1970-е гг. руководил председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов. Тогда еще экономическая мафия не дотянулась до партийно-государственных органов власти в Москве. Но в 1980-е годы, особенно после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, захват власти теневым капиталом произошел и в Москве, и всякая борьба с ним и его сращиванием с «номенклатурой» прекратилась.

В СССР государственные и партийные власти предпочитали не замечать таких явлений, как «теневая» экономика и «экономическая преступность».

Нет, конечно, правоохранительные органы раскрывали и пресекали различные операции в сфере «теневой» экономики. Но руководители СССР, комментируя подобного рода истории, отделывались фразами типа: «исключения из правила», «отдельные недостатки», «недоработки», «ошибки» и т.п. Например, в начале 1960-х тогдашний первый заместитель Совета Министров СССР Анастас Микоян определил «черный рынок» в СССР как «горсть некой грязной пены, выплывшей на поверхность нашего общества».

Тема «теневой» («второй») экономики была табуированной в СССР. Но и в зарубежных СМИ и иностранной специальной литературе она почти не затрагивалась. Видимо, через «железный занавес» информация о «теневой» экономике СССР почти не проникала на Запад. Но вот в 1970-е «занавес» был приоткрыт, несколько тысяч человек покинуло СССР и в качестве эмигрантов оказалось в Израиле, США, некоторых других странах. Это была так называемая «еврейская эмиграция». Одним из таких эмигрантов, оказавшихся в Америке, был советский юрист Константин Симис. В 1982 году он опубликовал книгу «Коррумпированное общество. Тайный мир советского капитализма». До этого, в 1981 году вышла статья Симиса в авторитетном журнале «Форчун» под названием «Подпольные миллионеры в России», которая была перепечатана в еще более авторитетном журнале «Тайм». Автор в период 1953-1971 гг. тесно соприкасался с некоторыми «теневиками», адвокатом которых он выступал на судебных процессах (позднее он работал в качестве эксперта по международному праву в министерстве юстиции СССР). Количественных оценок «теневой» («второй») экономики К. Симис не дает. Вместе с тем, он называет имена некоторых подпольных советских миллионеров. Например, он называет империю Глазенбергов (три брата), которая владела большим количеством подпольных предприятий и имела торговые базы в 64 городах и регионах СССР.

Симис обращает внимание на некоторые особенности «теневой» экономики СССР. Как следует из самого названия его книги, «теневая» экономика в СССР существовала на основе коррупции и становилась источником распространения коррупции. Подпольные бизнесмены давали взятки директорам предприятий, районным государственным и партийным руководителям для «прикрытия» их «теневого» бизнеса. Взятки использовались и для целей, непосредственно не связанных с «теневым» бизнесом. Например, для получения нужных должностей в государственном и хозяйственном аппарате, для устройства детей в ВУЗы, для выезда за границу и т.д. Взятки могли иметь как денежную форму, так и натуральную (дорогие подарки, встречные услуги).

Многие подпольные бизнесмены вели двойную жизнь. Они часто были достаточно известными людьми, занимавшими какие-то официальные должности, при этом были членами КПСС.

Они охотно вступали в коммунистическую партию исключительно из соображений выгоды, с целью укрепить свое общественное положение и гарантировать себе какую-то защиту от уголовного преследования со стороны ОБХСС.

Свои богатства подпольные миллионеры не выставляли напоказ. Основная часть капитала «теневых» бизнесменов материализовалась в золоте, драгоценных камнях, антиквариате, иногда – в иностранной валюте. Все это хранилось в тайниках, подальше от глаз простого народа и правоохранительных органов.

Примечательно, что К. Симис в своей книге указал на угрозу со стороны подпольных миллионеров для социалистической государственности: «И все же, что мы знаем об их владельцах (владельцах тайников – В.К .)? Чего они ждут? Будущего из области фантазии, когда они смогут извлечь из тайников свои богатства и по-царски распорядиться ими? Или они ждут падения советского режима?» Это самое «падение советского режима» произошло через десять лет после появления публикаций К. Симиса. Намек Симиса советское руководство не восприняло всерьез. По крайней мере, никаких радикальных действий власти за этим не последовало.

Вот лишь некоторые данные по результатам этих исследований.

1. В 1979 г. незаконное производство вина, пива и других спиртных напитков, а также спекулятивная перепродажа спиртных напитков, произведенных в «первой экономике», обеспечили доходы, равные 2,2% ВНП (валовой национальный продукт).

2. В конце 1970-х гг. в СССР процветал «теневой» рынок бензина. От 33 до 65% покупок бензина в городских районах страны индивидуальными владельцами автомобилей приходилось на бензин, продаваемый водителями государственных предприятий и организаций (бензин продавался по цене ниже государственной).

3. В советских парикмахерских «левые» доходы превышали суммы, которые клиенты уплачивали через кассы. Это лишь один из примеров того, что некоторые государственные предприятия де-факто принадлежали ко «второй экономике».

4. В 1974 г. на долю работы на частных и приусадебных участках приходилось уже почти 1/3 всего рабочего времени в сельском хозяйстве. А это составляло почти 1/10 всего рабочего времени в экономике СССР.

5. В 1970-е примерно ¼ продукции сельского хозяйства производилась на личных участках, значительная ее часть направлялась на колхозные рынки.

6. В конце 1970-х около 30% всех доходов городского населения были получены за счет различных видов частной деятельности (как законной, так и незаконной).

7. К концу 1970-х удельный вес лиц, занятых во «второй экономике», доходил до 10-12% общей численности рабочей силы в СССР.

В конце 1980-х появился ряд работ по «теневой», «второй» экономике и в СССР. По их данным, годовая стоимость нелегально произведенных товаров и услуг в начале 1960-х составляла примерно 5 млрд. руб., а в конце 1980-х гг. достигала уже 90 млрд. руб. В текущих ценах ВНП СССР составлял (млрд. руб.): 1960 г. – 195; 1990 г. – 701. Таким образом, экономика СССР за тридцатилетие выросла в 3,6 раза, а «теневая» экономика – в 14 раз. Если в 1960 году «теневая» экономика по отношению к официальному ВНП составляла 3,4%, то к 1988-м этот показатель вырос до 20%. Правда, в 1990 году он был равен 12,5%. Такой спад был обусловлен изменением советского законодательства, которое перевело в разряд легальных целый ряд видов экономической деятельности, которые ранее считались незаконными.

Число занятых в «теневой» экономике, по оценкам экспертов, в начале 1960-х гг. составляло 6 млн. человек, а в 1974 г. оно возросло до 17-20 млн. Это - 6-7% населения страны. В 1989 году таких «теневиков» было уже 30 млн., или 12% численности населения СССР.

И американские, и советские исследователи обращают внимание на некоторые особенности «теневой» экономики и ее влияние на общую обстановку в СССР.

«Теневая» экономика как заметное явление советской жизни возникло в конце 1950-х – начале 1960-х. Все исследователи однозначно связывают ее с приходом к власти в стране Н.С. Хрущева, который рядом своих непродуманных решений выпустил из бутылки джина «теневой экономики». Хрущев уничтожил мелкотоварное производство, созданное Сталиным (те же промысловые артели в городах) и на его место тут же пришли «теневики».

«Теневая» экономика была более развита не в центральных регионах СССР, а на периферии страны. В конце 1970-х доля доходов от «второй» экономики составляла около 30% всех доходов городского населения в масштабах СССР. При этом в РСФСР она приближалась к среднему значению по стране, а в регионе Белоруссии, Молдавии и Украины среднее значение было около 40%, в Закавказье и Средней Азии – почти 50%. В Армении среди этнических армян показатель достигал 65%.

Гипертрофированное развитие «второй» экономики в ряде союзных республик создавало иллюзию того, что эти регионы «самодостаточны». Мол, они имеют более высокий жизненный уровень, чем Россия, и могут вполне существовать и развиваться вне Союза ССР.

Все это создавало благоприятную почву для сепаратистских движений в национальных республиках.

«Теневая экономика» существовала за счет государственных ресурсов, значительная ее часть могла нормально функционировать при условии хищения материальных ресурсов государственных предприятий и организаций. Таким образом, создавалась иллюзия, что «теневая экономика» восполняла недостатки «белой» экономики. Происходило просто-напросто «перераспределение» ресурсов из государственного (и колхозного) сектора экономики в «теневой».

Кроме того, «теневая» экономика подрывала систему централизованного управления народным хозяйством в СССР. Изначально все управление осуществлялось из центра, по вертикали. Позднее государственные предприятия стали выстраивать между собой неформальные отношения по горизонтали. Это были различные бартерные операции, о которых предприятия могли даже не информировать центр. Это тоже была «теневая» экономика внутри государственного сектора хозяйства.

В исследованиях, посвященных «теневой» экономике СССР, довольно часто приводятся сравнения с другими социалистическими странами. Там «теневая» экономика процветала не меньше, а иногда и больше, чем в Советском Союзе. В качестве примера чаще всего используется Польша. Впрочем, уже в первой половине 1980-х в Польше, которая формально оставалась социалистическим государством, «теневая» экономика начала исчезать по той причине, что мелкий и средний бизнес был легализован.

«Теневая экономика» в СССР порождала коррупцию. Хозяева «теневых» структур занимались подкупом руководителей и функционеров государственных предприятий и организаций. С какой целью? Чтобы те как минимум не мешали «теневому» бизнесу. А как максимум, чтобы становились соучастниками такого бизнеса, оказывая содействие в снабжении сырьем, товарами, транспортными средствами и т.п. Это первый, микроэкономический уровень коррупции . Далее следует второй, региональный уровень , который связан с подкупом правоохранительных органов и вообще органов государственной власти на местах. А также партийных органов (райкомов, горкомов КПСС). Создается система регионального «крышевания» «теневого» бизнеса. Наконец, коррупция выходит на третий, общегосударственный уровень . «Теневики» начинают лоббировать свои экономические интересы в министерствах и ведомствах и даже правительстве. Некоторые авторы полагают, что экономическая реформа Косыгина-Либермана (1965-1969 гг.) была «продавлена» «теневым» капиталом. Экономика лишь формально продолжает развиваться как «плановая». Управленческие экономические решения на общегосударственном уровне начинают приниматься под влиянием «теневиков».

Хозяева теневого бизнеса накапливают такие громадные капиталы, которые позволяют им заниматься уже лоббированием политической власти в стране.

«Теневикам» становится тесно в рамках даже формального социалистического способа производства. И они начинают готовить полную реставрацию капитализма.

Она и произошла в период нахождения у власти М. Горбачева под прикрытием лживых лозунгов «перестройки». Эта «перестройка», в конечном счете, была инициирована не М. Горбачевым или А. Яковлевым. Она была организована «теневым» капиталом, по указкам которого и действовали «реформаторы» из КПСС. Таким образом, «теневики» обладали очень большим влиянием во многих союзных республиках. Они поддерживали сепаратистские движения в регионах и сыграли важную роль в развале СССР.

Валентин Юрьевич Катасонов - профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова.

Специально для «Столетия»

Теневая экономика - явление, возникшее единовременно с появлением товарно-денежных отношений. Тем не менее, на протяжении долгого времени теневой сектор экономики рассматривался не как общеэкономическая проблема общества, а как проблема чисто криминально-уголовного характера. С развитием экономической системы и усложнением процесса денежного обращения возникли возможности для получения денежных средств полулегальными способами, не связанными с непосредственным нарушением законодательства и применением насильственных мер по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, можно сказать, что теневая экономика - постоянный спутник легальной экономики, отражающий её развитие и изменения.

2.1 Первая половина 20-го века.

«Теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американс­кую экономику. С этого момента проблема ненаблюдаемой экономики превратилась из криминальной проблемы в проблему общеэкономическую и об­щегосударственную. В первой половине двадцатого века благодаря стараниям тогдашнего лидера итальянской мафии Аль Капоне (1899-1974) в сфере теневой экономики впервые появляются такие понятие как «рэкет» и легализация (отмывание) денежных средств. Отмывание денег - это процесс придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Фактически «отмывание» денег - это способ перевода денежных средств из теневой неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. Интересно отметить, что свое название этот вид деятельности получил в честь того, что изначально легализация денежных средств производилась через обширную сеть дешёвых прачечных, клиентуру и доходность которой было невозможно отследить и задокументировать.

2.2 Теневая экономика в ссср.

В условиях командно-административной экономики теневой сектор и процессы, протекающие в нём, имели ряд специфических черт не только отличающихся от западного аналога, но и видоизменяющиеся в процессе смены власти в СССР.

Особенности теневой экономики в СССР:

1. Теневая экономика как заметное явление советской жизни возникла лишь в конце 1950-х – начале 1960-х годов и в наибольшей степени связана с приходом к власти Н.С. Хрущева, который рядом своих непродуманных решений создал благоприятную почву для теневой экономики и спровоцировал её развитие. При Н.С. Хрущеве произошло резкое сокращения негосударственного сектора: ликвидация промысловой кооперации; перевод колхозов в совхозы; запрещение подсобных промыслов; ограничение на ведение личного подсобного хозяйства и т.д. Государство само спровоцировало рост теневой экономики, ничего не дав взамен обществу, которое нуждалось в услугах и товарах, производимых в негосударственных секторах.

Примечательно, что в период нахождения у власти Иосифа Виссарионовича Сталина, теневой или подпольной экономики почти не было. Зато было легальное мелкотоварное производство – например, промысловые артели в городах. Хрущев уничтожил такое мелкотоварное производство, в результате чего на его место пришли «теневики».

2. Теневая экономика была более развита не в центральных регионах СССР, а на периферии страны. Так, Г.Гроссман оценивал, что в конце 1970-х годов доля доходов от «второй» экономики составляла около 30% всех доходов городского населения в масштабах СССР. При этом в РСФСР она приближалась к среднему значению по стране, а в регионе Белоруссии, Молдавии и Украины среднее значение было около 40%, в Закавказье и Средней Азии – почти 50%. В Армении среди этнических армян показатель достигал 65%.

3. Теневая экономика существовала за счет государственных ресурсов. В процессе хищения материальных ресурсов государственных предприятий и организаций, теневая экономика фактически перераспределяла ресурсы из государственного (и колхозного) сектора экономики в теневой. 8

В процессе развития теневой экономики и увеличения её объёмов в СССР начала стремительно прогрессировать коррупция. Коррумпированные структуры всё глубже вклинивались в экономическую систему государства, и, в конечном итоге, послужили одним из стимулирующих факторов развала СССР.

2.3 Теневая экономика в странах Европейского экономического сотрудничества.

Несмотря на то, что в начале XXI века из-за систематических мер по оздоровлению экономической системы доля теневой экономики в странах Европейского сотрудничества начала снижаться, волна кризисов, пошатнувшая экономическую стабильность европейского общества, привела к расширению сектора ненаблюдаемой экономики.

Согласно данным статистического агентства ЕС «Eurostat» за 2012 год, доля ненаблюдаемой экономики в Европе достигает следующих объёмов:

Австрия– 8,2%, Люксембург – 8,2%, Нидерланды – 9,8%, Франция и Великобритания – по 11%. При сравнительном анализе с остальными членами Европейского содружества, данные показатели справедливо считать наилучшими, так как доля подпольного и серого бизнеса в национальной экономике здесь наименьшая.

Во второй эшелон по объёмам теневой экономики попадают: Испания, Португалия, Италия, Греция и Венгрия. Показатели по Испании – 19,2%, Португалии – 19,4 %, Италии – 21,2%, Венгрии – 22,8%. Замыкает список Греция – 24,3%.

С наибольшими проблемами сталкивается третья группа государств. В нее попали Польша, Мальта, Кипр, а так же Румыния и Болгария. Показатели Польши, Мальты, Кипра и Латвии - 25%, 25,8%, 26% и 26,5% соответственно. В Эстонии и Литве показатели объема теневой экономики колеблются от 28,6% до 29%

Наконец, наибольшую тревогу у ЕС вызывают Румыния и Болгария. Здесь удельный вес подпольного бизнеса подбирается к трети ВВП. Данные по Румынии – 29,6% и по Болгарии – 32,3%. 9 10

Современные исследования показывают, что представление о командной экономике советского типа как о системе тотального учета и контроля во многом ошибочно. Хотя государство требовало всеохватывающего учета и регламентации, реальный хозяйственный механизм включал многочисленные неформальные компоненты. Теневая экономика в Советском Союзе представляла собой своего рода "изнанку" легальной экономической деятельности. И хотя главными субъектами здесь являлись хозяйственные руководители, участниками этой деятельности становились и рядовые граждане, без молчаливого согласия которых систематические хозяйственные нарушения были бы невозможны.

Исследования показывают, что в "беловоротничковые" формы теневой экономической деятельности в государственном секторе при командной экономике входили:

1) экономика неформальных традиций - общепринятые социально-экономические взаимоотношения, не зафиксированные в нормативных документах, но хорошо известные практически всем гражданам (примерами могут быть негласный обмен дефицитными материалами между предприятиями по личным договоренностям их руководителей, негласная дополнительная оплата "шабашников" и работников сферы услуг);

2) экономика приписок (фиктивная экономика) - искажение экономической информации, представляемой низовыми подразделениями контролирующим организациям (завышение количества и качества произведенной продукции, утаивание ресурсов). По данным ВНИИ МВД СССР приписки объемов выполненных работ в 80-е годы оцениваются в 30 млрд. рублей, размеры необоснованных повышений цен - в 1,2-1,5 млрд. рублей, обман покупателей - в 4,5-9,8 млрд. рублей, а общая сумма незаработанной заработной платы за фиктивный труд - в 35 млрд. рублей ;

3) экономика личных злоупотреблений (экономика взяток) - коррупция лиц, ответственных за распределение редких ресурсов (производственного сырья, рабочих мест, жилья и т. д.). При этом если в 70-х годах трудящиеся платили в виде дани теневой экономике седьмую часть своих доходов, к началу 80-х - более 18%, в 1985 году - 21%, в 1988-89 гг. - 25%, то на начальном этапе вхождения в рыночные отношения этот показатель возрос до 33% ;

4) экономика нелегального производства товаров и услуг. В сравнении с громоздким, мало мобильным и консервативным государственным сектором теневая экономика в сфере производства и услуг быстрее реагировала на конъюнктуру товарно-потребительского спроса, вытягивая из семейного бюджета колхозников до 60%, рабочих и служащих - до 70% совокупного дохода, и втягивала в свою орбиту примерно 10% экономически активной части населения. По расчетам НИЭИ при Госплане СССР общая сумма теневых услуг, оказываемых населению в конце 80-х годов, составляла 20-22 млрд. рублей. С другой стороны, все статьи незаконных доходов граждан союзным Госкомстатом в 1989 году оценивались в 56,6 млрд. рублей ;

5) экономика хищений. Долю неучтенной продукции в общем промышленном производстве А. Бирман оценивает в 7-8%. Это было в начале брежневской эпохи, к концу которой теневая экономика расцвела пышным цветом. А в 1990 году, согласно материалам следственных органов, хищениями социалистической собственности, должностными, хозяйственными и другими преступлениями причинен ущерб на 254,1 млн. рублей. По расчетным же данным МВД СССР преступники присвоили в 1986 году 463 млн. рублей, в 1987 г. - 465 млн., в 1988 г. - 493 млн., в 1989 г. - 674 млн., в 1990 г. - уже 878 млн. рублей ;

Таким образом, размеры нелегальной сферы, как показывает исторический анализ, в СССР были огромны.

По абсолютному объему нелегальной экономики на первом месте среди всех отраслей народного хозяйства СССР в конце 80-х годов стояло сельское хозяйство - 23 млрд. рублей теневых доходов в год. На этот сектор приходилось около 1/3 всего объема теневой экономики в сфере материального производства.

Столь высокая доля теневой экономики в этой сфере народного хозяйства имеет достаточно глубокие исторические корни. Дело в том, что, после свертывания НЭПа кооперативная и индивидуально-кустарная деятельность была ссужена до минимума. Формально Конституцией СССР 1936 года разрешалась индивидуальная деятельность, а Положением о кустарно-ремесленных промыслах 1949 года она регулировалась. Более поздними частными актами признавалось деятельность граждан в сфере оказания медицинских, педагогических услуг населению и др. видов деятельности. Однако с принятием Программы КПСС в начале 60-х годов обозначилось резкое негативное отношение к этой сфере, в результате чего численность занятых в кустарно-ремесленных производствах не достигала и 0,1% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Далее эта группа вообще перестала фиксироваться госстатистикой, как несуществующая.

Возникший экономический кризис (тогда официально не признанный) в середине 70-х годов вынудил власти "реабилитировать" личное подсобное хозяйство граждан, которое в то время стало для многих основным источником существования. Советом Министров СССР в 1976 году была дана новая редакция данного Положения. И, наконец, в 1977 г. в статье 17 Конституции СССР законодательно было разрешено заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Однако фактически данное положение не оказало должного эффекта, и индивидуальный сектор до середины 80-х годов оставался в "тени".

На втором месте по доле теневой экономики находилось государственная и кооперативная торговля, а также общественное питание. Ежегодный теневой оборот здесь составлял 17 млрд. рублей. По расчетам К. Улыбина, ежегодная дань советских граждан теневой экономике в торговле составляла от 5 до 10 млрд. рублей. Интересно, что с точки зрения ряда исследователей органы управления официальной экономикой в своей хозяйственной деятельности исходили из существования теневой экономики. Так, Л. Никифоров отмечет, что оплата труда в торговле занижена в расчете на то, что добавочный доход торговым работником будет получен им самим по известным рецептам - перепродажей, недовесами, взятками.

На третьем месте в СССР по теневым отношениям стояло строительство. По мнению Т. Корягиной за последние 25 лет существования СССР теневая экономика в строительстве возросла в 60 раз и составила на конец 80-х годов 12 млрд. рублей.

Четвертое место в Союзе по доле теневой экономики экспертами было отдано промышленности - около 10 млрд. рублей теневых доходов в год.

Оббьем теневых услуг в области медицинского обслуживания достигал 2,5-3 млрд. рублей.

С началом перестройки эти процессы только усилились. С середины 80-х годов из-за высоких налогов частники в основной массе просто вновь переходили на нелегальную или нерегистрированную деятельность. То есть значительную часть своих товаров и услуг не фиксировали в отчетностях. Если в начале "перестройки" индивидуалы в СССР скрывали 1/4 часть произведенной в собственных хозяйствах продукции или услуг, то к концу - уже 2/4. В начале 90-х годов сумма неучтенных услуг и товаров оценивалась в 65-75% от общего числа. По расчетам Т. Корягиной в конце 80-х годов госбюджет страны терял от неуплаты подоходного налога в индивидуальном секторе 2,0-2,4 млрд. рублей.

Что касается кооперативного сектора, то, по оценкам специалистов, доля нетрудовых доходов составляла здесь около 20% от общей суммы заработков. Здесь же отмечалась высокая доля подпольного и неофициального производства. Если в начале действия Закона СССР "О кооперации" только 1/6 произведенной продукции здесь уходила по неофициальным каналам реализации, то есть на "черный" рынок, то в последующие годы эта тенденция возросла: к 1987 году уже 1/5, а к 1991 году - 1/3 и даже 1/2 части.

Таким образом, к концу 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. Как экономический институт теневая экономика обладала относительно стабильной социальной структурой, в её рамках люди имели определенный статус, играли конкретные социальные роли ("толкачей", рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.) В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально работать.

«К власти в СССР после 1953-го пришли националисты и карьеристы-взяточники. Покрываемые из Кремля. Когда придёт время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники… » Мао Цзэдун, «Новый Китай», Пекин, 1964, N 12.

Теневая экономика существовала, существует и будет существовать во все времена. Отличия наблюдаются только в уровне вовлеченности населения страны. Она развивается по многим причинам: повышение налогового бремени, усложнение бюрократического аппарата, запрет на предпринимательскую деятельность и многое другое. Общей характеристикой является отсутствие контроля со стороны государства. Не обошла стороной эта проблема и СССР.

На протяжении всей истории СССР уровень теневой экономики не был постоянным. Считается, что он был самым низким во времена и начал постепенно увеличиваться с приходом , достигнув пика в конце 80-х годов, когда началось изменение законодательства.

Почти полное отсутствие теневой экономики во времена принято объяснять наличием репрессивной машины, которая пресекала развитие предпринимательства. Это было время сворачивания и начала планового хозяйства. Но такое объяснения является неполным, антисталинисты забывают о том, что в то время существовали артели, в рамках которых развивалась предпринимательская инициатива. К моменту смерти Сталина в этом секторе экономики работало 114000 мастерских и предприятий, которые давали рабочие места 2-м млн человек и производили 6% ВВП страны. Они производили 40% мебели, более 30% всего трикотажа и почти все детские игрушки.

Долгое время наличие второй экономики предпочитали не замечать. Партийные работники предпочитали относиться к этому вопросу как исключению из правил, отдельным недостаткам или недоработкам. Это объясняет, почему до конца 80-х годов не было серьёзных исследований на эту тему, хотя в США они появились ещё в 70-х.

Родоначальником анализа советской теневой экономики считается Грегори Гроссман (Калифорнийский университет). Своей статьёй 1977 года “Вторая экономика” в СССР” он положил начало систематическому изучению данного вопроса. Интерес постепенно рос. Это привело к появлению периодического совместного сборника Грегори Гроссмана и Владимира Трэмля (Университета Дюкка), посвященного теневой экономике СССР. С 1985 по 1993 год было издано 51 исследование 26 авторов. Стоит отметить, что первичной информацией для таких исследований послужили анкеты семей, покинувших СССР с 1971 по 1982 годы.

Нелегальная деятельность принимала различные формы. Но самым распространённым видом была кража общенародной собственности. Воровали почти все, различия были только в масштабах, которые определялись местом работы и должностью. Цитата из работы Гроссмана:

«Крестьянин ворует фураж из колхоза с тем, чтобы кормить животных у себя на дворе. Рабочий ворует материалы и инструменты для своей собственной деятельности. Врачи воруют лекарства, водители – бензин. Общественные машины зачастую выполняют роль частного такси. К «черному рынку» направляются целые грузовики дефицитных товаров и материалов. С помощью государственных материалов и транспорта, зачастую, и в официальное рабочее время, строятся дачи или проводятся капитальные ремонты частных жилищ. За государственный счет идет поставка запчастей и ремонт частных машин и т.п. »

Из-за дефицита распространение получило и откладывание товара, который потом реализовывался по завышенной цене. Это могла быть одежда, бытовая техника и многое другое. Платить иногда приходилось даже за движение в списках на реализацию особенно ценных вещей. Например, автомобилей.

Кроме воровства или спекуляции в теневой экономике наблюдалось даже создание собственных производств. Такое производство могло быть полностью подпольным: покупка на чёрном рынке материалов, работников, машин и распределение там же продукции. Но могло быть и производство под прикрытием государственного предприятия. В таком случае вся продукция сверх плана направлялась на чёрный рынок. Часто таким образом выпускали дефицитные товары: одежду, обувь, сумки, предметы домашнего обихода, украшения и др. Но такая деятельность не была бы возможной без поддержки государственных чиновников, которую просто покупали.

Особым видом деятельности была коррупция. Она также затронула все уровни советской действительности. С одной стороны, это были обычные “чаевые” парикмахеру, “благодарность” врачу или секретарше. С другой стороны, были случаи и продажи прибыльных должностей. Например, продажа высших партийных и государственных постов в Азербайджане в 70-е годы.

По данным советского экономиста Татьяны Корягиной в последние 30 лет существования СССР наблюдался бурный рост теневой экономики, что было вызвано ростом занятого в ней населения. В начале 1960-х годов — 6 миллионов человек, в 1974 году — 17-20 миллионов человек, а в 1989 году — 30 миллионов человек, или 12% численности населения СССР. По её расчётам к концу 80-х годов объём накоплений, полученных незаконных путём, достиг 20-25% всей личной собственности в стране.

Годы

Месячная зарплата (в млрд. руб.)

80,6 122 145,8 168,9 190,1 219,8

Зарплата в процентах по отношению к 1961 г.

100 152 180 210 236 273

Расходы + сбережения (в млрд. руб.)

103,2 223,2 329,9 464,6 590 718,4

В процентах по отношению к 1961 г.

100 216 320 450 572 696

Теневая экономика усиливала критику социализма и утверждала культ всемогущества денег. Всё больше укреплял свои позиции мелкобуржуазный классовый строй. Теневая экономика становилась школой кадров, которые были заинтересованы в предстоящих рыночных реформах. Таким образом, поворот к рынку стал логическим завершением резвившийся в стране новой идеологии.

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский социально-экономический институт

Специальность: Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)

Предмет: Теневая экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Теневая экономика в СССР

Студент (ка) 3-го курса

Факультета Экономики и менеджмента

Ф.И. О. Музыченко О.А.

№ зачетки: 13-ЭМ/ЭУ/З-08

Преподаватель: Лукин В.К.

Краснодар 2016

Введение

Теневая экономическая деятельность советской бюрократии, ее причины, формы и результаты. "Бюрократический рынок". "Клановый социализм"

Неформальное производство в советскую эпоху: черный рынок, теневая занятость

Влияние "советского наследия" на развитие теневых отношений в постсоветской России

Заключение


Введение

Проблема теневой экономики возникла отнюдь не вчера. Она имеется во всех странах мира. Основные различия теневой экономики разных стран - это её удельный вес в реальной экономике. В европейских странах удельный вес теневой экономики не столь велик как в России. К примеру, если "теневая" составляющая ВНП развитых стран оценивается в 5-10%, то в России - около 50% в среднеотраслевом значении. В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в большую "шестерку" стран с самой развитой теневой экономикой. В России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.

Термином "теневая экономика" логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Главный её признак - это скрытый характер.

Теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. Как это ни парадоксально, но в условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики". Одним из немаловажных факторов существования теневых отношений в современной России является наследие прошлого. Навыки неформального экономического поведения настолько глубоко укоренились в сознании миллионов советских граждан, что оно стало восприниматься как нечто "правомерное".

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в СССР. В процессе мне предстоит решить следующие задачи:

.обозначить причины, формы и результаты теневой экономической деятельности советской бюрократии;

2.рассмотреть неформальное производство советской эпохи;

.оценить влияние "советского наследия" на развитие теневых отношений в постсоветской России.

1. Теневая экономическая деятельность советской бюрократии, ее причины, формы и результаты. "Бюрократический рынок". "Клановый социализм"

В СССР с первых лет советской власти нелегальная хозяйственная деятельность определялась преимущественно рыночными отношениями, характерными для современных развитых стран. Они выражались в стремлении хозяйственных структур и индивидов вывести часть экономической деятельности из сферы финансового контроля. Поэтому уже с конца 1920-х годов в условиях нарастания процессов тотального огосударствления и административной централизации экономики, отсутствия гибкости экономических отношений и их отрыва от потребностей общества нелегальная деятельность стала быстро разрастаться. В этих условиях возникает необходимость появления негосударственного сектора экономики, базой для расширения которого послужил нарастающий дефицитный характер потребительской сферы и низкий уровень жизни населения.

В послесталинское время сформировался бюрократический или административный рынок, который подразумевал определенный порядок согласования между ведомствами.

Бюрократический рынок - это экономика согласований. В отличие от обычного денежного рынка товаров и услуг, на бюрократическом рынке происходит обмен не только и не столько материальными ценностями, но властью и подчинением, правилами и исключениями из них, положением в обществе и вообще всем тем, что имеет какую-либо ценность.

Предприятия уже не были пассивными получателями заданий сверху - они делали заявки на ресурсы и таким образом влияли на решение вышестоящих органов снизу. Заявки предприятий на ресурсы направлялись вверх по иерархической цепочке, пока не достигали органа, который имел право давать задания производителям. Задания распределялись между производителями, которые выдвигали встречные требования о выдаче им ресурсов. Таким образом, формировался бюрократический рынок как торг высших и низших звеньев. Высшие звенья в этом торге боролись за максимизацию заданий и минимизацию выделенных ресурсов, а низшие звенья преследовали прямо противоположные цели.

На бюрократическом рынке получить достоверную информацию еще сложнее, чем при нормальных рыночных отношениях.

Причины бюрократии:

§огромное количество согласований (речь идет о государственном аппарате);

§дисбаланс между целями и ресурсами, которые требуются для их достижения;

§отсталость в технике и технологии управления.

Негосударственный сектор экономики восполнял дефициты на потребительском рынке и одновременно провоцировал их рост. Он выступал как бы оборотной стороной несбалансированности в любых его проявлениях и в то же время способствовал развитию и процветанию организованных криминальных структур. Нарастание таких процессов в обществе привело в начале 1960-х годов к росту объёма теневой экономики в 3-5 млрд руб. в год. Решение возникших экономических проблем оказалось не под силу централизованной экономической системе, поэтому был официально допущен и узаконен негосударственный сектор экономики в виде потребительской и промысловой кооперации, личного подсобного хозяйства и подсобных промыслов. Его существование носило временный характер, поскольку, по мнению организаторов, оно постепенно должно быть изжито.

Однако, уже в начале 1960-х годов, когда была принята Программа КПСС, возможности развития официально разрешённого негосударственного сектора были ограничены и находились под пристальным контролем государства. Его деятельность не поощрялась, но и не запрещалась. Это привело к тому, что экономические "ниши" стала занимать запрещенная негосударственная производственно-хозяйственная деятельность, получившая впоследствии название "теневая деятельность". Она учитывала спрос и предложение в различных формах, устанавливая рыночные контакты одновременно с государственным и негосударственным секторами экономики. Они были вызваны необходимостью установления личных связей для получения материальных ресурсов и противозаконных сделок, поэтому отчасти являлись криминальными.

Переход теневой экономики в новое качество начался с 1970-х годов, когда устоявшийся дефицит товаров народного потребления создал предпосылки для широкомасштабных "спекуляций" и торговли "из-под прилавка".

Таким образом, в 1970-х - начале 1980-х годов теневая деятельность в СССР стала неотъемлемым элементом социально-экономической системы. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е годы уже не могла нормально работать. Теневая деятельность в СССР превратилась в некий экономический институт советского общества. Она уже выполняла ряд важнейших хозяйственных функций, без которых официальная экономика не могла полноценно функционировать, главными из которых были две следующие:

§преодоление хозяйственных диспропорций (предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых велась система стихийных обменов, преодолевалась нехватка ресурсов и т. д.)

§обеспечение социальной ниши для предприимчивых людей , которые не могли реализовать себя в официальных структурах с целью получения дополнительных доходов, которые не могла предоставить официальная экономика.

Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. В результате у хозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьма разнородная совокупность мотивов, выступавшая дополнением к "официальной" мотивации и включавшая как более "высокие", так и более "низкие" мотивы, которые подавлялись официальной экономикой.

По данным НИЭИ при Госплане СССР, примерно 5/6 оказывающихся на "черном" рынке товаров приходилось на источники криминального характера, в том числе 1/3 на хищения, почти столько же - на вымогательство, поборы, незаконные встречные услуги, остальное - на спекуляцию и контрабанду. Гигантские потери от бесхозяйственности привели к тому, что в 1988 г. общие непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве находились в пределах от 580 до 629 млрд. рублей. Их доля в валовом общественном продукте составляла 38 - 40 %.

Лаконичное объяснение основной причины тотальной криминализации социалистического хозяйства дал американский экономист М. Олсон: если отсутствует частная собственность, то все граждане материально заинтересованы в разворовывании государственного богатства, но никто не заинтересован лично в его сохранении.

В 1980-е годы советологи вообще начали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается экономическая система смешанного типа, в которой неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное.

Изменение структуры экономической сферы, а также бесконтрольность и бесхозяйственность привели к тому, что теневая экономика, оставаясь незаконной, фактически вышла из тени.

Теневая экономика включала в себя три части.

Во-первых - "легкую", то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых - "среднюю", представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих - "тяжелую", связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

К "легкой" теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (так называемые "подснежники" - люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители работодатели) или деятельность "толкачей" - работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к "средней" - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; к "тяжелой" - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.

Таким образом, в СССР среди причин, спровоцировавших развитие теневой деятельности, можно выделить следующие:

§централизованно планируемая экономика, характеризующаяся наличием дефицитных товаров и услуг, что побуждало граждан заниматься незаконной деятельностью в целях удовлетворения своих потребностей и получения дополнительных доходов;

§общественная собственность на средства производства, предоставившая субъектам хозяйствования прямой доступ к государственным ресурсам, возможность приватизации прав на их использование в целях личного потребления материальных благ, производившихся в рамках государственных предприятий, бюджетных учреждений и кооперативов;

§виды свободной предпринимательской деятельности, появившиеся на определённых этапах существования социалистического строя и изживаемые им как чуждые для советского общества.

2. Неформальное производство в советскую эпоху: черный рынок, теневая занятость

В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции "неприкрепленным" потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность "фарцовщиков"; оказание за плату или "по блату" услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

В советской научной литературе публикации о теневой экономике появились только в конце 80-х - начале 90-х годов. Западные ученные уделяли этой проблематике немало внимания. В их работах описаны основные виды теневой деятельности, коррупция и ее роль в советской хозяйственной системе и некоторые другие этапы экономической преступности. По вполне понятным причинам такие работы не могли базироваться на данных систематических эмпирических исследований, дать достаточно полную картину теневой экономики СССР. Однако в ряде работ содержались обобщающие оценки теневой компоненты советской экономики, представляющиеся вполне реалистичными. Так, по мнению Г. Офера и А. Винокура, в 1973 г. В СССР она составляла 3-4% от ВВП - ниже, чем в развитых странах с рыночным хозяйством.

Тем не менее, исследования, которые проводились с участием авторов в начале 80-х годов, позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках "легкой" и "средней" теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Можно сказать, что в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая составляющая. Самым распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) "на сторону", взятки за принятие нужных "клиенту" управленческих решений, оказание услуг в частном порядке.

В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. Систематическое описание структуры теневой деятельности в советскую эпоху дано в работе А.Каценелинбойгена, в которой характеризуется три рынка - "серый", "коричневый" и "черный". Как экономический институт, теневая экономика обладала относительно стабильной социальной структурой, в её рамках люди имели определенный статус, играли конкретные социальные роли ("толкачей", рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.) Все знали, что такие роли существуют, что они необходимы и без них производство нормально функционировать уже не может. При этом выполнявшие данные роли были определенным образом взаимосвязаны и их отношения опосредовались денежными потоками (нижестоящий платил деньги вышестоящему, который платил своему начальству и т.д.). В терминах того времени это называлось "круговой порукой". В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными из них было две.

Первая функция - экономическая , состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали "диспропорции": на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В её рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

Вторая функция - социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны, то их число превышало миллион человек. В действительности их было намного больше - к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации этих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.

Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. Дефицитный характер экономики являлся главным, базисным основанием для существования ее теневого сектора. Государство не могло удовлетворить существовавший платежеспособный спрос на значительный объем товаров и услуг. Если не могло удовлетворить спрос государство, его удовлетворяла теневая экономика.

Далее И. Николаев в своей статье приводит интересную статистику. Если в начале шестидесятых годов объем теневой экономики оценивался специалистами в 3-5 млрд. рублей в год, то уже во второй половине восьмидесятых - в 70-90 млрд. рублей. Число занятых в этом секторе приблизилось к 30 млн. человек. Официально было зарегистрировано в 1985 г. в СССР 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой.

Расширение теневой экономики было вполне предсказуемо. Помимо фундаментальных причин существования и расширения теневой экономики, существовали и факторы, привнесенные необдуманной политикой властей. Как известно, в 1956-1960 гг. была фактически ликвидирована промысловая кооперация. Следствием этого стал мощный толчок к развитию теневой экономики. Выше отмечалось, что власти реально оценивали факт существования теневой экономики. Весьма характерной иллюстрацией данного утверждения является тот факт, что официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране планировались существенно выше, чем имевшиеся учтенные производственные и трудовые ресурсы. А каждый третий рубль, по оценке Т. Корягиной, не возвращался в банк, а обращался по каналам теневой экономики.

Свидетельством существования и развития теневой экономики являлся и факт наличия в нашей стране достаточно многочисленной прослойки "официальных" миллионеров. Оценки их общего числа расходятся весьма существенно: если по данным Минфина СССР в 1985 г. в стране насчитывалось около 400 миллионеров, то Т. Корягина называла цифру в 30 тыс. человек. И хотя последняя оценка представляется явно завышенной, можно утверждать, что в стране были, как минимум, сотни очень богатых людей. В их числе, несомненно, были люди, заработавшие эти деньги праведным путем: известные деятели культуры, к примеру. Но число таких людей могло измеряться десятками, но не сотнями и тысячами.

Основная часть "официальных" миллионеров заработала свои деньги в теневой экономике. Такой однозначный вывод следует из сопоставления следующих фактов. Считалось, что наивысшую официально установленную заработную плату в СССР имел президент Академии наук: 700 рублей - оклад, плюс 500 рублей - надбавка за академика. Итого получалось 1200 рублей. Сколько десятков лет пришлось бы работать президенту Академии наук, чтобы заработать миллион рублей?

Интересные данные, свидетельствующие, о значительном объеме теневой экономики, были приведены специалистами Всесоюзными института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли. По данным за 1985 г. половина владельцев личного автотранспорта покупали запчасти у частных лиц. А что касается стройматериалов для постройки садовых домиков, то практически все застройщики (9 из 10) покупали на стороне. Повсеместно на строительство дач использовалась государственная техника, естественно, неофициально.

С нарастанием кризисных явлений в командно-административной экономике росли и масштабы теневого сектора. Более того, под конец они стали увеличиваться стремительно. Вызвано это было, во-первых, нарастанием дефицитности экономики. Во-вторых, с конца 80-х годов государство не самым рациональным образом стало вводить экономические регуляторы (налоги, кредиты, цены и др.), что способствовало развитию теневой экономики. К примеру, заработная плата вышла из-под контроля, ее рост стал катализатором усиления несбалансированности на финансовом рынке. Одно время в конце 80-х самым высокооплачиваемыми работниками стали представители конструкторско-технологических организаций, так как по договорам они смогли "положить" себе такую заработную плату, за которую еще несколько лет назад надо было трудиться многие десятки лет. Разрешенные к развитию кооперативы с их возможностями использовать государственные производственные фонды и сырье и правом фактически свободно устанавливать цены также послужили хорошей основой для расширения теневого сектора экономики.

Теневая экономика в условиях административной экономики являлась необходимым компенсатором. Однако факт быстрого развития этого сектора свидетельствует о нарастании ситуации разрегулированности экономики в целом.


Навыки неформального экономического поведения настолько глубоко укоренились в сознании миллионов советских граждан, что оно стало восприниматься как нечто правомерное. А с переходом к рыночным отношениям деформация в сознании общества никуда не делась, а стала еще больше и как следствие этого масштабы теневой экономики тоже.

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в России

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России "комплекс гиперприватности" - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего, в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручивают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.) Функционирование компании подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для "обхода" этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка "дружественным" фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкопу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и над добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и т.п. - негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - квазичастные фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

В то же время между квазичастными монополиями и правящими группировками существует определенный "социальный договор". Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность монополий, позволяя им сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших квазичастных монополий предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества "фонда стабильности", расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма монополизма - монополизм "снизу" как надстройка над частной рыночной активностью. Это система "крыш" ("крыша" - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка), которые делят между собой тот или иной рынок. Ясно, что как сама деятельность "крыш", так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.

Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

Заключение

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что ни отдельным специальным "постановлением", ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов.

В настоящее время в России сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта " О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономически условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только "теневиков-хозяйственников", но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Эти подходы к регулированию экономических отношений характеризуются несистемностью, размытостью, слабой прогнозируемостью конечного результата, фрагментарностью воздействия на социально- экономическую ситуацию, неоптимальностью достижения поставленной цели. бюрократия теневой занятость социализм

Прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределят развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных "правил игры" между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. По самым оптимистичным оценкам у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция) - почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.

Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.

Необходимо уточнение понятийного аппарата: "налоговая преступность", "организованная преступность", "криминальная деятельность", "теневой сектор экономики", с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.

И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.

Список используемых источников

Воеводина Н.А., Дусенбаев АА. Экономическая история России. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

2.Гайдар Е. Смуты и институты. - М.: Литрес, 2015. - 320 с.

Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: Монография. - Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2013. - с 174.

Кормишкина Л.А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 136 с.

Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. - М.: Юстицинформ, 2009. - 512 с.

Миропольский Д.Ю., Максимцев И.А., Тарасевич Л.С. Основы теоретической экономики: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.

Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - № 2. - 49-50 с.