Первые экономисты. Известные экономисты в истории человечества

Зарождение экономических учений. Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Уже из названия лекции видно, что первые экономические воззрения зарождаются на заре человеческой цивилизации – в условиях древнего мира. Но ясно, что относительно завершенные, целостные обобщения, которые могут быть названы учениями, возникли не вдруг, не сразу. На формирование учения требуется время, порой немалое. А ещё требуется определенная база, задел для появления учения.

Такой базой явились суждения, оценки и рекомендации о хозяйственном управлении (экономике) представителей власти, духовенства, философов, ученых, представляющих естественные науки, крупных собственников, торговцев. Эти суждения были отрывочными, разрозненными, а поэтому справедливо говорить, что в древнем мире преобладает экономическая мысль, а не учения. Главной формой её выражения были нормативные акты – законы, поучения, предписания. Интересные сведения об экономике можно встретить в трудах философов, мыслителей. Наконец с этой целью можно использовать и литературные источники – произведения поэтов, предания, письма.

Поскольку хозяйство было натуральным, в них, как правило, преобладали практические рекомендации: будь то организация работ или роль государя, содержание престарелых или армии, ведения торговли или сбор налогов. Поэтому экономические взгляды этого периода называют нормативными – они поясняли КАК ДОЛЖНО быть организовано хозяйство: быть безубыточным, обеспечивающим рациональное воспроизводство ресурсов и т.д.

Оформившиеся на протяжении многих веков формы хозяйственных отношений пробудили интерес к теоретическому осмыслению их содержания, к первым попыткам научного анализа. Среди ярких представителей, кто обратился к решению этой задачи, представители разных государств и народов – мыслители Древнего Востока (Египет, Китай, Вавилон, Индия), Древней Греции и Рима. Важными источниками познания являются папирусы, найденные в Египте (XXII – XVIII вв. до нашей эры), сборники работ Конфуция (Китай, IV – III века до н.э.), трактат «Артхашастра» (Индия, IV-III века до н.э.).

Но наиболее значимыми в тот период для становления экономической теории стали работы древнегреческих мыслителей – Ксенофонта, Платона, Аристотеля (конец V – конец IV веков до н.э.). Ксенофонту принадлежат работы «Домострой» и «Экономикос», Платону – «Государство» и «Законы», Аристотелю – «Органон», «Никомахова этика», «Политика».

Все указанные ученые стремились назвать выгоды натурального хозяйства, способности его к саморазвитию. В числе последних – разделение труда, способность учесть потребности членов хозяйства, возможность регламентации хозяйственной деятельности. Много внимания они уделяли совершенствованию государственного устройства как важному условию согласования интересов групп населения, сословий. В числе их идей встречаются такие, которые реально никогда не могли быть осуществлены, но в ряде случаев их суждения поднимаются до уровня теоретических обобщений. В частности, обратившись к сфере обмена Платон и Аристотель указали на влияние, которое могут оказать торговля и денежное обращение на хозяйственное устройство: подорвать основы натурального хозяйства, усилить дифференциацию населения. Аристотель, в частности, указывая на возможность обогащения посредством торговли, ростовщичества, считал этот вид деятельности неестественным для деятельности человека и определил её как «хрематистика».

И Аристотель, и Ксенофонт, кроме того обратили внимание на роль цены. Оба заметили, что цены на товары не являются стабильными, что в свою очередь нарушает пропорции обмена. Наблюдаемые изменения в обмене они справедливо связывали со свойствами товаров, денег, интересами и потребностями людей. Это внимание к взаимосвязям в сфере товарно-денежных отношений уже само по себе заслуживает уважения: оно стало важной подсказкой для последующих исследователей.

Да и в целом, мыслители древности оставили нам много удивительно точных высказываний, оценочных суждений о жизнедеятельности человечества, поведении людей, этике и морали. Знание их служит признаком образованности и культуры современного человека.

В Древнем Риме (III век до н.э. – I век н.э.), наряду с описанием устройства хозяйства и принципами управления им, были предприняты попытки предложить пути повышения эффективности земледелия, рационального использования труда рабов. Среди представителей древнеримской экономической мысли были Марк Катон (ему принадлежит работа «О земледелии»), Марк Варрон (работа «О сельском хозяйстве»), Тиберий и Гай Гракхи, Луций Колумелла. То, что объектом внимания стало сельское хозяйство объясняется несколькими причинами. Но несомненно и то, что росли потребности людей, росла их численность, а это заставляло обратиться к вопросам улучшения плодородия почвы, повышения производительности сельскохозяйственного труда.

Латинский и древнегреческий языки, будучи составной частью образования почти во всех странах Европы, несомненно оказали влияние на экономические воззрения средневековья (III – ХI века).

Преобладающим на ранних этапах средневековья оставалось сельскохозяйственное производство. Но в сфере социальных отношений стало все более заметным социальное расслоение, возникают новые виды производств (ремесел), появляются все новые города и торговые пути. А отсюда, и новые потребности, и продолжающийся поиск путей их удовлетворения.

Источниками, позволяющими познакомиться с характером экономики этого периода, являются «Салическая правда» – сборник нормативных актов в Королевстве франков (начало VI века), «Капитулярий о поместьях» (начало IX века). В них регламентировались правила взаимоотношений между сословиями, крепостными крестьянами и их хозяевами, правила наследования, рекомендовались формы и методы ведения хозяйства.

Одной из особенностей средневековой экономической мысли было тесное переплетение её с религиозной идеологией. Не случайно поэтому одним из видных представителей экономических взглядов стал монах Фома Аквинский (XIII век, Италия; известен своими лекциями в Парижском университете и ряде городов Западной Европы). Ему принадлежат работы «О правлении государей», «Сумма теологий».

В его воззрениях вера в Бога переплеталась с обобщениями вполне объективного характера. В принципе, по его мнению, вся деятельность людей делится на «угодную Богу» и «неугодную Богу»: угодно Богу, чтобы человек был богатым, значит, он и будет таковым; существуют сословия, верховная власть, частная собственность – стало быть, и это предопределено свыше.



Фома Аквинский был последователем Аристотеля. Он много внимания уделил товарно-денежным отношениям – роли денег, цене, торговой и ростовщической прибыли. В поле зрения этого мыслителя попали также вопросы о богатстве, разделении труда, обмене в целом. Вот основные выводы из экономического учения Ф. Аквинского:

Накопление богатства не должно являться высшей целью человека;

Труд должен стать обязанностью всякого, ибо только он может избавить человека от лености и безделья;

Обмен должен быть справедливым, т.е. цены товаров не должны наносить ущерба ни продавцу, ни покупателю;

Торговая прибыль допустима, если она получена из справедливых сделок; ценность денег должна устанавливаться государством.

Как видим, идея справедливости для Ф. Аквинского является важной, но сама справедливость у него двойственна: богатство и нищета неизбежны, как и выгоды из торговли: для низших слоев – одни, для феодалов – другие, а ростовщический процент необходим в силу риска. Но сам факт анализа важнейших категорий обмена получил в дальнейшем высокую оценку и был использован при изучении ценообразования, прибыли и содержания богатства в работах последующих мыслителей.

В странах Востока к выяснению экономических отношений обратились Мухаммед (VII век, Аравия), Ибн-Хальдун (XIV век, север Африки).

Мухаммед известен как основатель ислама и автор его главного писания – Корана. Его идеи затрагивали в основном правовые отношения, закрепляли частную собственность. Вместе с тем обязательной нормой поведения должна была стать благотворительность, добровольная милостыня.

Ибн-Хальдун известен как историк и философ. Его главный труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов…». В нем также оправдывается дифференциация населения по сословиям, по богатству. Это состояние имеет божественное происхождение и поэтому не может быть устранено. Но совокупное, общественное богатство может быть приумножено ростом городов, производством прибавочного продукта, трудом населения и ограничением расточительства, развитием ремёсел. Он дал первую известную нам периодизацию развития общества: 1. Дикость. 2. Жизнь в сельской местности. 3. Жизнь в городах.

Повсеместное распространение ремесел, активизация торговли (городская жизнь) обусловили возросшую роль денежного обращения, а затем и сами стали зависеть от количества денег, от скорости их обращения. Поэтому истории экономической мысли средневековья известны имена тех мыслителей, которые первыми высказали идеи относительно зависимости уровня цен от количества денег, находящихся в обращении. Среди них – французский ученый – Николай Орезм, польский астроном Николай Коперник, юрист Ж. Боден (Франция). Основная идея, которую обосновывали они, сводится к выводу о том, что цены товаров находятся в обратной зависимости от количества денег. Это было новым по сравнению с традиционными утверждениями – к росту цен приводит «порча» денег, а определяет ценность денег государь. Поэтому есть основания считать, что появление количественной теории денег относится к XV – XVI векам.

Аспекты хозяйственного управления можно встретить и в дошедших до нас документах, летописях средневековой Руси. Основным источником сведений об экономических отношениях этого периода является «Русская правда» – свод законов Киевского государства (XII – XIII века). Его создание связано с именами Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В «Русской правде», как и западно-европейских нормативных уложениях, закреплялось сословное деление, порядок сбора налогов, правила торговли, права князей и феодалов.

В XVI – XVII веках появились работы И. С. Пересветова и Ермолая Еразма – сторонников умеренной эксплуатации крестьян, упорядоченных налогов и торговли.

Литература

1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т. 1.
/ МГУ; Гл. редколл.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. – М., 1987. Гл. 6 – 8.

2. История экономических учений / Под ред. В. Автономова и др.: Учеб. пособие. – М., 2001. – Гл. 1.

3. Майбурд Е. М . Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М., 1996. – Гл. 1 – 6.

4. Ядгаров Я. С . История экономических учений: Учебник. Изд. 4-е. – М., 2001. – Гл. 3.

Вопросы для самопроверки

1. Какой вид обмена более способствует экономическому развитию – обмен ради наживы или для удовлетворения производственных и личных потребностей? Какие на этот счет были суждения у Аристотеля, Ф. Аквинского?

2. Почему экономические воззрения древних мыслителей Западной Европы и Востока совпадали в своих основных идеях?

1. Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н. э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тыс. лет назад).С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки.Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кейнсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует обратить внимание на то, что те, кто не обладает достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее формирования, часто становятся либо последователями таких воззрений, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибочных представлений, находящихся вне науки.Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее с взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам – трудам тех экономистов, концепции которых становятся объектом рассмотрения.Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов – Дж. Робинсон: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и политических переворотов.Большое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство – древнекитайское учение Конфуция (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.). В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению и призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей.Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян.С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей.Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н. э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которое должно было активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т. д.

3. Экономическая мысль Древней Индии .нашла воплощение в древнейших памятниках – ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний (I тысячелетие до н. э.). К этому же времени относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махаб-харата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая – о подвигах Рамы.Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», которые содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н. э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагались обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат »Артхашаст-ра» (автор – брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.)). «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны.Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии.Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т. д. В нем подробно описывается состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Трактат уделяет большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального строя. Основными целями политики государства являются пополнение казны с помощью налогов и борьба с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене, неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства составляет учение о торговле. «Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений.

4.Ксенофонт (444–356 гг. до н. э.) – греческий мыслитель, современник Платона, предшественник Аристотеля. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. В небольшом сочинении «Лакедемонское государство» Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты – программы действий для греческих рабовладельцев.Экономические взгляды нашли отражение в «Домострое» («Экономикос»). Именно от названия этой работы произошло название науки – экономика (от гр. oiKonomikc – «искусство домохозяйства»), хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства.Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физиче-;кий труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами, как с животными.Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело разделение профессий.Ксенофонт – идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости – с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

5. Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.).Основная задача учения Платона – выход из кризиса рабовладельческого государства.Его проекты были новым явлением в истории экономической мысли Греции.Их смысл состоит в следующем:1) преувеличение роли государства – государство может своими предписаниями полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни;2) сохранение классов – одни должны работать, другие – воевать, третьи – управлять, причем положение не может изменяться;3) общественный строй Спарты – первичный и наиболее чистый.Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а ихэксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1)философов, призванных управлять государством;2) воинов, чья обязанность – защищать народ;3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ. Они не могут обходиться без личной заинтересованности в результатах своего труда, и им разрешено иметь частную собственность.Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».Проект Платона, изложенный в «Политике и государстве», претерпел неудачную попытку осуществления.

6 . Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель.Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладельческого государственного устройства, он искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни.К издержкам концепции Аристотеля следует отнести двойственную характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует акт наживы и дает основание считать меновую стоимость категорией хрематистики.С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. Такие формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере хрематистики.Аристотель говорил, что ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметомсобственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы.Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА.О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представление дошедшие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), законы Липит-Иштара (XX–XIX вв. до н. э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).Законы Эшнунны предусматривали установление государством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т. д. Законы регламентировали норму процента (20 % годовых в серебре; 33 % – в зерне). В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование продажи недвижимости.Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в истории человечества опыте государственного регулирования ценообразования.Законы Липит-Иштара (1934–1924 гг. до н. э.) дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором году правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи.Наиболее ценным источником знаний об экономических порядках и экономических идеях Древнего Вавилона являются законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Они дошли до нас в виде текстов, высеченных на базальтовой стеле. Законы царя Хаммурапи являются памятником древневосточного рабовладельческого права и дают представление об экономических основах организации общества, состоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы тематически: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе.Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к материальным ценностям. В законах Хаммурапи нашла отражение забота об укреплении и охране частной собственности вавилонских граждан, об аренде, о ростовщичестве и найме. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью, сдачей в рабство.Законы Хаммурапи запрещали продажу наделов вавилонских граждан, государственных служащих, воинов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения должника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматривалось наказание за плохое обращение с заложниками. Долговое рабство было ограничено тремя годами. Законы предусматривали деление населения на три категории: 1) полноправные свободные граждане – общинники; 2) неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3) рабы.Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различные меры наказания.

8 . Августин блаженный (353–430) – епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.Августин считал необходимым ориентировать хозяйственную деятельность на удовлетворение потребностей людей. Опираясь на Библию, он доказывал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. При этом физический труд, который в рабовладельческом обществе был в основном уделом рабов, Августин оценивает также высоко, как и умственный. Его учение служило интересам нарождающегося класса феодалов. Трудом, согласно учению Августина, надо создавать только необходимое; создание же излишнего богатства Августин осуждал: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное».Крупная торговля и ростовщичество осуждались. В отрицательном отношении Августина к торговле, ростовщичеству отразились свойственные его эпохе неразвитость товарно-денежных отношений, преобладание натурального хозяйства.Итальянский богослов Фома Аквинский (12251274) – крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная система отношений уже сложилась, и значительное развитие получили товарно-денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение которого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословий», в котором изложены его экономические воззрения.В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его защиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов.Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – писал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных».Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни. Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.Справедливая цена – соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование.В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.

9 . Меркантилизм имел не только общие принципы и черты, но и страновые особенности. Нужно рассмотреть их в Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, России. Важно выявить рациональные элементы меркантилизма. Томас Ман (1571-1641) - наиболее известный и авторитетный представитель развитого меркантилизма Томас Ман (1571-1641). Он был крупным купцом, директором Ост-Индской компании, влиятельным членом могущественной буржуазной корпорации, называемой Лондонским Сити. Ман являлся автором теории торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления “звонкой монеты” в эту страну за поставленные ею товары и услуги Славу Ману принесла его книга, заглавие которой само выражает основную идею: "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства" (1664). Как говорит Маркс, "сочинение это оставалось еще в течение ста лет евангелием меркантилизма.... если меркантилизм имеет какое-нибудь составляющее эпоху сочинение "как своего рода надпись над входом", то таким сочинением следует признать книгу Мана.... ". В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, сжато и точно изложена самая суть меркантилизма. Как подлинный меркантилист, Ман видит богатство преимущественно в его денежной форме (золота, серебра). Над его мышлением довлеет точка зрения торгового капитала. Ман против запрещения вывоза денег, так как деньги приносят богатство, только находясь в обороте. Он четко формулирует теорию торгового баланса. Ман указывает, что основное правило внешней торговли в том, чтобы продавать иностранцам товаров на большую сумму, чем та, на которую в данной стране потребляются иностранные товары. Ман сравнивал деньги с семенами, которые "земледелец, бросая в землю, как бы расточает, но зато осенью получает обратно в виде обильной жатвы". Ман высказывался за развитие промышленности, за вывоз готовых изделий, а не сырья, за развитие транзитной торговли, судоходства. А. Монкретьен (1575- 1621) - французский экономист. Главный труд - “Трактат политической экономии”. Ввел в оборот термин “политическая экономия”. Место, которое занимает Монкретьен в истории экономической науки, вероятно, является в большей степени результатом заглавия, чем содержания Политическая экономия. Никогда ранее слова "политический" и "экономия" не сочетались на титульном листе тома, претендующего на звание трактата, которое предполагает систематическое рассмотрение одной темы. Для одних это единственная заслуга Монкретьена, другие считают, что он был занят кропотливой работой отделения аналитической пшеницы от плевел фактических данных. Вклад Монкретьена в экономическую науку, даже если отчасти и испытывает недостаток в оригинальности, впервые вводит некоторые важные элементы того, что должно было послужить стандартом меркантилистского образа мышления. Монкретьен был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Политика - это одна из тех первых работ, которая в явном виде ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд больше не находится под проклятием, но является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: "счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство - в работе". Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней. Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз, подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том, как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя.

    Экономисты любят спорить. Чаще всего — на темы, которые людям, с экономикой незнакомым, непонятны и малоинтересны. Существует несколько экономических школ, но у каждого уважающего себя экономиста есть еще и свое личное мнение. Два экономиста — пять мнений. Так что если у вас сегодня вечером свидание с экономистом и вы не хотите выглядеть перед ним совсем уж невеждой, то лучшая стратегия — на все, что бы ни сказал вам ваш спутник, отвечать: «Да, конечно, но...» Эту фразу любой уважающий себя экономист закончит сам.

    1. Адам Смит

    Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.

    В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит предложил концепцию «экономического человека», движимого эгоизмом и стремлением к наживе.

    Этот труд считается краеугольным камнем капитализма. По чистому совпадению он был опубликован в том же 1776 году, в котором появилась главная капдержава мира — США.

    Смит знаменит пресловутой «невидимой рукой рынка». Этой своей «невидимой рукой» Смит объяснил странный парадокс: действуя в своих корыстных интересах, каждый из нас не только богатеет сам, но и приумножает богатство общества.

    Смит был шотландцем, а шотландцы славятся своей скупостью.

    Умер создатель идеи свободного предпринимательства через год после Французской революции, провозгласившей не только свободу, но и равенство с братством, что шло вразрез с идеей индивидуального обогащения.

    Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы. Это был первый удар по нашему самолюбию. Теперь-то нам не привыкать: Чарльз Дарвин объяснил нам, что мы произошли от обезьяны, а Зигмунд Фрейд — что мы мало о чем думаем, кроме...

    Смит — один из очень немногих экономистов, попавших в русскую поэзию. Адам Смит не читал «Евгения Онегина», зато Евгений Онегин читал Адама Смита и был глубокий эконом.

    2. Дэвид Рикардо


    Как и многие другие экономисты, Рикардо был евреем и происходил из семьи сефардов, поселившихся в Англии после изгнания из Испании. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.

    До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.

    Более того, страна будет богаче, если решит производить один тип товара, а остальные импортировать, даже если она все вообще товары производит более эффективно, чем ее торговые партнеры. Это объясняет, в частности, почему банкир не станет чинить свой автомобиль, даже если в машинах он понимает лучше, чем иной механик: потому что время, затраченное на починку автомобиля, он может более прибыльно употребить, работая банкиром.

    3. Карл Маркс


    Маркс был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях.

    Тем не менее, хотя Маркс как экономист периодически объявляется банкротом, его теории все время возвращаются к жизни.

    Маркс считал, что стоимость любого товара определяется затраченным на него трудом. Капиталист может извлекать прибыль, только если цена товара превышает стоимость производства, что достигается исключительно эксплуатацией рабочих. А это рано или поздно должно привести к полному обнищанию пролетариата.

    Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.

    Как и Адам Смит, Маркс тоже вошел в русскую поэзию. Причем не раз. Например:

    Маркс со стенки смотрел, смотрел...

    разинул рот,

    да как заорет:

    «Опутали революцию обывательщины нити...» и т. д.

    Во второй половине XX века стало окончательно ясно, что Маркс неправ. В капиталистических странах рабочие достигли невиданного доселе уровня жизни, а в социалистических, построенных по марксистским принципам, население вместо обещанного процветания клало зубы на полку. Правда, после кризиса начала XXI века идеи Маркса могут вновь получить хождение.

    4. Джон Мейнард Кейнс


    Если вы думаете, что экономисты — люди скучные и занудливые, значит, вы ничего не знаете о Кейнсе. Кейнс тусовался с писателями, художниками и прочей лондонской богемой и был женат на русской балерине Лидии Лопуховой. Впрочем, женитьба удовлетворения ему не принесла, поскольку он был гомосексуалистом. Кейнс не только учил других, как управлять экономикой, но и сам изрядно разбогател, играя на бирже.

    До Кейнса была всего одна экономика — классическая, которую придумал Адам Смит. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства. В трудные времена кризиса государству следует тратить больше и тем самым поддерживать уровень занятости населения.

    Кроме того, Кейнс помог создать послевоенный валютный режим, который был сначала привязан к золотому стандарту, а сейчас целиком основан на американском долларе.

    5. Йозеф Шумпетер

    В начале XX века в Вене было множество прославленных художников, писателей, музыкантов, психиатров и шарлатанов. Неудивительно, что в Австрии были и великие экономисты. В бытность свою студентом Венского университета Шумпетер поклялся стать лучшим экономистом, наездником и любовником в столице империи. Уже будучи пожилым, он сожалел, что хороший наездник из него не вышел. В экономике же он преуспел.

    Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.

    В Силиконовой долине, должно быть, много последователей Шумпетера. Там инвесторы обычно не дают денег предпринимателям, у которых нет за плечами хотя бы одного обанкротившегося проекта. Тех, кто не научился созидательно разрушать, они считают слишком зелеными, чтобы им доверять.

    6. Фридрих Хайек


    Еще один выходец из Австрии, который, как и Шумпетер, был вынужден покинуть страну с приходом Гитлера. Хайек был одним из первых, кто предсказал крах плановой экономической модели. У чиновников просто недостаточно информации для того, чтобы создать мало-мальски функциональный план, утверждал Хайек.

    Хайеку повезло. В отличие от большинства пророков, он дожил до того дня, когда его пророчества сбылись. Он родился в 1899 году, а умер в 1992-м, пережив как рождение, так и распад советского государства с его плановой экономикой.

    Хайек в принципе терпеть не мог государство и не признавал никакого вмешательства в экономику. Поэтому он был ярым оппонентом Кейнса и до сих пор является любимцем консерваторов.

    7. Джон Кеннет Гэлбрейт


    Когда Гэлбрейт был послом США в Индии, президент Кеннеди любил лично читать его депеши. Не потому что Индия была такой уж горячей точкой, а потому что Гэлбрейт всегда писал желчно и остроумно.

    Гэлбрейт был одним из нескольких американских университетских профессоров 60-х годов, которые стали настоящими звездами своего времени. Он был так же знаменит, как, например, Генри Киссинджер и Тимоти Лири. В своих академических трудах (которые читаются не менее легко, чем его депеши из Индии) он критиковал крупные компании за то, что они имеют чрезмерное влияние на рынке, формируют вкусы потребителей и играют большую роль в политике. К экономике же — как, впрочем, ко всему на свете — Гэлбрейт относился скептически. В частности, он как-то сказал, что единственная польза экономических прогнозов состоит в том, что они делают алхимию уважаемой наукой.

    8. Мильтон Фридман


    Если вас спросят, чем знаменит Фридман, скажите: он изобрел монетаризм.

    Экономисты, как уже было сказано, любят спорить друг с другом. Фридман же любил спорить со всеми. Особенно он любил спорить с Кейнсом, хотя Кейнс к тому времени уже умер.

    Не нужно никакого государственного регулирования или вмешательства в экономику, утверждал Фридман. Свободные рынки регулируют себя сами, точно так же, как регулирует себя любой здоровый организм. А для того, чтобы не было экономических кризисов и не возникала инфляция, нужно просто контролировать денежную массу, т. е. следить, чтобы денег в экономике было не слишком много и не слишком мало — примерно так же, как здоровый организм нужно кормить здоровой, полноценной пищей, не перекармливая, но и не держа его на голодном пайке.

    9. Джозеф Стиглиц


    Стиглиц родился в Гари, штат Индиана, — городе, который из процветающего сталелитейного центра его детства буквально за несколько лет превратился в безрадостную трущобу. Тот факт, что Гари — родной город многодетной музыкальной семьи Джексонов, включая великого Майкла Джексона, дела не меняет.

    Стиглиц — один из ведущих представителей посткейнсовской экономики, которая соединяет в себе учение Кейнса с элементами теории Маркса. Стиглиц был экономическим советником президента Клинтона и главным экономистом Всемирного банка, причем на этом посту он выступал с критикой действий международных экономических организаций. Критиковал он и Международный валютный фонд, и свой же Всемирный банк. Стиглиц утверждал, что чрезмерное преклонение перед свободным рынком — причина постоянной бедности в развивающихся странах.

    В 2001 году Стиглиц получил Нобелевскую премию. Нобелевский комитет отметил его исследования, показывающие, что информация на рынке распределяется неравномерно и, следовательно, «невидимая рука» свободного рынка далеко не столь эффективна, как утверждают последователи Адама Смита.

    10. Пол Кругман


    Кругман тоже получил Нобелевскую премию, но за что именно она была ему присуждена — вопрос спорный. Его академические работы в области торговли не очень впечатляют. Во всяком случае, они не кажутся настолько выдающимися, чтобы заслужить главную премию на планете.

    Скорее всего, шведы отметили колонку Кругмана в газете «Нью-Йорк Таймс», в которой он на протяжении всех восьми лет правления Джорджа Буша безжалостно и остроумно критиковал его политику. Колонки были блистательно написаны и невероятно рациональны. Их читала огромная аудитория в Америке и по всему миру, поэтому Кругман остается самым знаменитым современным экономистом. Но на политику администрации Буша колонки Кругмана никак не влияли. В результате страна оказалась на грани финансового краха и банкротства, в точности как Кругман и предсказывал.

    Будучи поначалу горячим сторонником Обамы, Кругман теперь критикует уже его политику. Причем если республиканцы и консерваторы считают, что Вашингтон тратит слишком много, то Кругман утверждает, что даже при дефиците государственного бюджета в 1,3 триллиона долларов государство должно тратить почти на 1 триллион долларов больше, чтобы вывести американскую экономику из застоя.

Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса Аникин Андрей Владимирович

Экономисты прошлого и современность

Экономика играет в жизни человечества важнейшую роль. Маркс говорил о нелепости представлений, согласно которым античный мир жил политикой, а средневековье - католицизмом. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство. Но именно недостаточное развитие экономики - главная причина таких представлений об этих эпохах.

Современная экономика властно вторгается в жизнь каждого человека. Современный мир - это два разных мира, социалистический и капиталистический, каждый со своей экономикой и со своей политической экономией, т. е. законами этой экономики. На мировой арене все более важную роль играет и «третий мир» - освободившиеся от колониального ига развивающиеся страны. Для этих стран все острее встает вопрос о пути развития. В разных общественных условиях встают разные экономические проблемы, для разрешения которых необходимо развитие экономической науки.

Конечно, было бы странно искать ответы на вопросы нынешнего дня в сочинениях экономистов прошлых веков. Но знание их трудов и взглядов помогает выработать правильную оценку настоящего и наметить пути в будущее.

Классики буржуазной политической экономии, особенно Адам Смит и Давид Рикардо, впервые разработали учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют объективные, не зависящие от воли людей, но познаваемые законы. Они считали, что экономическая политика государства не должна идти против этих законов, а должна опираться на них.

Уильям Петти, Франсуа Кенэ и другие ученые заложили основы количественного анализа экономических процессов. Они пытались рассматривать эти процессы как своеобразный обмен веществ, определять его направления и размеры. Маркс использовал их научные достижения в своем учении о воспроизводстве общественного продукта. Соотношения потребительских товаров и средств производства, пропорции накопления и потребления, взаимосвязи отраслей играют важнейшую роль в современном хозяйстве и экономической науке. Кроме того, из трудов этих пионеров экономической науки выросла современная народнохозяйственная статистика, значение которой невозможно переоценить.

В первой половине XIX в. были сделаны попытки использования в экономическом анализе математических методов, без которых в настоящее время немыслимо развитие многих разделов экономической науки. Одним из пионеров в этой области был французский ученый Антуан Курно.

Классики буржуазной политической экономии, а также представители мелкобуржуазного и утопического социализма анализировали многие противоречия капиталистической экономики. Швейцарский экономист Сисмонди одним из первых пытался понять причины экономических кризисов, которые представляют собой страшный бич буржуазного общества. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их последователи глубоко критиковали капитализм и разрабатывали проекты социалистического переустройства общества.

Как писал В. И. Ленин, «вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма».

Классическая буржуазная политическая экономия явилась одним из источников марксизма. Вместе с тем учение Маркса было революционным переворотом в политической экономии. Маркс показал, что капитал представляет собой общественное отношение, суть которого сводится к эксплуатации наемного труда пролетариев. Он объяснил природу этой эксплуатации в своей теории прибавочной стоимости и показал историческую тенденцию капитализма: обострение его антагонистических, классовых противоречий и конечную победу труда над капиталом. Таким образом, в марксовом экономическом учении заключено диалектическое единство, оно одновременно представляет собой отрицание буржуазных концепций его предшественников и творческое продолжение всего положительного, что ими было создано. Раскрытие и объяснение этого единства - важнейшая задача настоящей книги.

В Документе московского Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. указывается, что в целях повышения своей идейно-политической роли в мировом революционном процессе марксистско-ленинские партии будут непримиримо бороться против буржуазной идеологии, в частности «будут пропагандировать в рабочем движении, в широких народных массах, в том числе среди молодежи, идеи научного социализма». Научный социализм в решающей степени опирается на экономическое учение марксизма-ленинизма. Поэтому в пропаганде идей научного социализма важное значение имеет разъяснение истоков и корней этого учения.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев отметил, что современные задачи требуют от нас «усиленного внимания к проблемам теории, ее творческому развитию». Убедительность критики буржуазной идеологии и ревизионистских подделок под марксизм-ленинизм значительно усиливается, если эта критика опирается на глубокое знание теории, на творческое развитие общественных наук. Ясно, что истории этих наук принадлежит здесь важное место.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

24. Особенности денежно-кредитной политики в России: история и современность Денежно-кредитная политика современной России имеет ряд особенностей, которыми отличается от монетарной политики США, Англии, Германии и других стран.С началом реформирования российской

Из книги Экономический цикл: Анализ австрийской школы автора Куряев Александр В

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов автора Мобуссин Майкл

Экономисты, познакомьтесь с мистером Рынком Экономисты давно поняли роль ожиданий в формировании экономических результатов, включая доходность фондового рынка и рисковую устойчивость (робастность) долговременных капиталовложений. Однако большинство традиционных

Из книги Методология экономической науки автора Блауг Марк

За что экономисты не любят методологов Раскроем читателю один секрет: большинство экономистов, по всей видимости, не интересуются вопросами экономической методологии или даже относятся к ней неприязненно. Если мы ограничимся великими экономистами, то ясной картины по

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

ЕСТЬ ЛИ «ДРУГИЕ» ЭКОНОМИСТЫ? Если с экономической наукой все так плохо, как я описываю, тогда что делаю в экономистах я? Если несоответствие действительности - самый безвредный исход моей профессиональной деятельности, а наиболее вероятный результат - вред, не стоит ли

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

Реферат ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ МЕКСИКИ, ПЕРУ И АРГЕНТИНЫ) План1. Введение.2. Общие сведения.3. Природные условия и ресурсы.4. Мексика.5. Перу.6. Аргентина.7. ЗаключениеВведениеК тому времени, когда испанские корабли появились у восточного

Из книги Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в. автора Боннер Уильям

Диссиденты: экономисты - сторонники «здоровых денег» В 1920-х годах немного было экономистов, банкиров и финансовых аналитиков, которые действительно предсказали крах фондового рынка и экономическую депрессию.Только одна группа американских экономистов - представители

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов В конце 20-х гг. сложилась советская школа экономистов-международников. С самого начала она ассоциировалась с именем Е. Варги.Среди достижений этой школы в 30-40-х гг. можно назвать исследования по теории и истории

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

§ 6. Марксизм и современность. Некоторые выводы Важнейший тезис марксизма состоит в том, что производительные силы (или технологический базис) общества предопределяют его экономические, социальные и политические отношения (институты). Этот тезис более важен,

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

МАРКСИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ Тема, заявленная в названии этой главы, во времена существования СССР постоянно присутствовала на страницах печатных изданий и обсуждалась на научных конференциях. Несмотря на перемены, произошедшие в обществе и общественном строе, она

Из книги Капитал. Том второй автора Маркс Карл

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Экономисты прошлого и современность Экономика играет в жизни человечества важнейшую роль. Маркс говорил о нелепости представлений, согласно которым античный мир жил политикой, а средневековье - католицизмом. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Аналитические модели: традиции и современность Традиционно в центре внимания маркетинга был потребитель, однако в связи с увеличением конкуренции со стороны иностранных компаний, а также под влиянием ряда завоевавших популярность книг, посвященных этой проблеме,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

90. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

Древность и современность Полезно знать, что информацию всегда старались держать в доступном месте. Человечество стремилось к сбору и сохранению данных. В III веке до н. э. Птолемей III заполнял Александрийскую библиотеку, требуя от путешественников сдавать свитки для

Зачатки экономической науки появились еще в Древнем мире. Постепенно возникли определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Однако мыслители древности не выделяли экономические взгляды в специальную область знаний. Их основу составляли религиозные верования, мифы, легенды, сказания. В процессе исторического развития из отдельных идей возникали систематизированные экономические учения, формировалась целостная наука.

В Древнем Египте экономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (примером может служить грандиозное строительство пирамид, храмов, содержание «дома вечности», расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых ресурсов, являются памятниками экономической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.

Наиболее известным документом, в котором представлены результаты учета земель, является «Папирус Вильбура ». Это земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель (выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

Вопросы управления наиболее полно рассмотрены в так называемых «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара » – дидактических сочинениях, где перечислены экономические функции деспота, должностные инструкции верховного сановника. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

Древнеегипетское понятие «собственность» включало в себя не только те предметы, которые находились в личной собственности, но и те, которыми египтянин мог владеть или пользоваться благодаря своей службе. Должностное владение переходило по наследству лишь в случае назначения сына на эту должность. Многие стремились превратить должностное владение в частную собственность. В целях предотвращения расхищения государственного имущества была создана сложная процедура доказывания прав частной собственности на объект.

Хозяйство Древнего Египта было в основном натуральным. Постепенно отдельные товары стали фигурировать в торговле. В качестве наиболее распространенных товаров-эквивалентов выступало зерно (ячмень). В период Позднего царства роль всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. В целом высокая централизация хозяйства тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В отличие от Египта Древняя Азия представляла собой совокупность непрочных государственных образований, враждовавших между собой. О развитии экономической мысли Древней Вавилонии свидетельствуют такие памятники культуры, как законы царей Эшнунны (XX в. до н. э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), особое внимание в них уделялось укреплению власти рабовладельцев, защите частной собственности, формам государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Экономика Древней Индии была основана на жертвоприношениях. Накопление не рассматривалось как самоцель. Часть собранного урожая считалось необходимым принести в жертву богам огня, земли, воды (язычество).

В буддийской литературе все беды человека объясняются кармой – воздаянием за его греховодные поступки в прежней жизни. Провозглашается принцип отказа от собственности (только освободившись от имущества как «внешней оболочки тела» можно достичь конечного спасения – нирваны).

В литературе прослеживается отношение к различным сферам экономики. Тексты содержат списки лиц, которых нельзя было приглашать на праздники, а также тех, от которых не принято было принимать подарки, пищу (ростовщики, продавцы мяса, люди, занятые нечистыми промыслами, – игроки).

Основным источником экономической мысли Древней Индии является знаменитый трактат «Артхашастра» (от санскр. artha – учение, sastra – доход), состоящий из 15 книг. Его автором считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель, считавший, что накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев; каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм, подчеркивая, что именно государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. (Предписания по образу жизни царя, деятельности руководителей различных ведомств, вопросы организации налогообложения.)

Экономическая мысль Древнего Китая развивалась в рамках основных течений древнекитайской общественной мысли: конфуцианства, легизма, даосизма. Учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.) защищало интересы родовой знати. Будучи сторонником регламентированных патриархально-семейных отношений, Конфуций считал, что только образованный правитель – «отец народа» способен создать систему равномерного распределения общественного богатства.

Легисты выступали за управление страной посредством законов. Основатель легизма Ли Куй (IV в до н. э.) собрал все имевшиеся до него законы и составил «Свод», который стал основой законодательства. Наряду с прямым государственным регулированием, Ли Куй выдвигал мысли о необходимости косвенного регулирования экономики. Он высказал идею «амбаров справедливости», согласно которой государство должно в урожайные годы увеличивать налоги и накапливать запасы продуктов в своих амбарах, а в неурожайные – продавать эти запасы по низким ценам, а при необходимости раздавать нуждающимся.

Сторонники даосизма осуждали стремление к увеличению богатства и призывали ограничивать свои желания и освобождаться от страстей. Лао Цзы (VІ-V вв. до н. э.), основоположник даосизма, выступал против достижений цивилизации, препятствующих естественному, природному развитию вещей. Это учение было социальной утопией.

Ведущее место в истории общественной мысли Китая занимает коллективный трактат «Гуань-цзы» (была создана академия, где усилиями нескольких тысяч ученых написаны 500 сочинений, объединенных в трактат). Авторы «Гуань-цзы» считали необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Наиболее важными мерами по стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных продуктовых запасов, предоставление льготных кредитов землевладельцам, замену прямых налогов косвенными. Изучив действие товарно-денежных отношений, ставили задачу защиты хозяйства от рыночной стихии посредством выравнивания товарных цен. Предлагали ввести «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен – осенью зерно закупать «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». Наряду с практическими рекомендациями в трактате встречается определение рынка, где просматривается теоретический подход к проблеме экономического равновесия: «Рынок – это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».

В Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель по праву могут считаться первыми учеными-экономистами, которые отошли от натурфилософского понимания мира к анализу отдельных категорий. Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) дал начало научной экономике. Термин «экономика » (от греч. oikonomike – домоводство, искусство управления домашним хозяйством) он впервые использовал в названии одного из своих трактатов «Экономикос ». Основное внимание в работе он уделяет полезному богатству, считая, что «экономика есть название науки, а эта... наука есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное мы как нашли, – это все чем человек умеет пользоваться». В его учении экономика делится на отрасли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда с целью повышения его производительности, считается, что деньги следует накапливать для создания страхового фонда в случае войны или неурожая. По его мнению, это своеобразное концентрированное богатством, которое можно использовать в любое время.

Платон (428–347 гг. до н. э.) развивает учение о разделении труда, видит в нем «основной принцип строения государства», показывает роль специализации, дает понятие профессионального труда. Появление государства Платон связывает с экономической несостоятельностью отдельных субъектов, что вызывает необходимость их объединения для лучшего удовлетворения потребностей. Он отстаивает прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что видно из характеристики двух проектов идеального государства, нашедших отражение в его произведениях «Государство» и «Законы». Деньги же он считал исключительно инструментом обмена и отрицал необходимость их использования в качестве средства накопления.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) (ученик Платона) впервые исследует экономические процессы для выявления общих закономерностей. Он разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их экономикой и хрематисти-кой. Критерием деления была выбрана цель деятельности. В экономику Аристотель включил земледелие, ремесло, торговлю производителей, продающих свои товары с целью приобретения других. К хрематистике он относил профессиональную торговлю, где товары приобретаются для перепродажи, и ростовщичество. Эта концепция носит классификационный характер. Все виды деятельности людей соотносятся с одной из двух сфер:

1) естественной (экономика), которая должна поддерживаться государством, так как способствует удовлетворению жизненных потребностей населения;

2) неестественной (хрематистика), которая основывается на бесчестных торговых, посреднических, ростовщических операциях, целью которых является все большее «обладание деньгами».

Он решительно осуждал использование денег не по истинному назначению, а ростовщичество у него вызывало ненависть. Суть дела состоит в том, что стремление к умножению денежного богатства в этот период еще не стало нормой поведения, поэтому осуждение накопления денег объясняется желанием Аристотеля предупредить угрозу сложившемуся жизненному порядку. В своих исследованиях он приблизился к пониманию стоимости вещей как их ценности с позиции потребления, выявил экономическую сущность обмена, определил цену как денежную меру стоимости.

Среди авторов Древнего Рима , затрагивавших в своих размышлениях экономические проблемы, можно выделить М. Катона (234–149 гг. до н. э.), написавшего трактат «О земледелии», который содержит множество хозяйственных советов и характеризует различные виды экономической деятельности; Л. Колумеллу (I в. н. э.) и его труд «О сельских делах», где представлены идеи о низкой производительности рабского труда, о рациональном использовании земли, позволяющем сохранить плодородие почвы; политического деятеля, оратора, адвоката М. Цицерона (106-43 гг. до н. э.), высказывавшего интересные мысли о собственности. Римские мыслители, досконально разработавшие римское право, дали правовое определение таким экономическим категориям, как деньги, цена, покупка, продажа. Однако после распада Римской империи экономическая мысль практически не развивалась в течение многих веков.

Таким образом, в период Античности появляются экономические произведения не только нормативного характера, делаются попытки с позиции своего времени рассмотреть общие проблемы экономического развития, теоретически осмыслить многие экономические категории, систематизировать экономические явления.

1.2. Экономическая мысль Средневековья

Средневековая Европа – это христианская Европа. В Средние века практически все ученые и мыслители были одеты в сутаны, но это не означает, что экономическая мысль в период раннего Средневековья не развивалась. Появились проблемы, неизвестные античному миру, которые требовали осмысления. К источникам средневековой экономической мысли относят главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

стремление к богатству порочно, так как мешает поиску Царства Божия, является доказательством отсутствия истинной веры;

неравенство людей естественно и вечно: «люди равны перед божественной благодатью»;

труд – единственный источник существования (в античном мире труд был уделом рабов).

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. (В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право».) Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество.

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф. Аквинский (1225–1274) – итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

– осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

– защищал феодальную ренту, частную собственность. Полагал, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности, в частности заниматься благотворительностью;

– порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен. Признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Однако процесс ценообразования ставил в зависимость от статуса участников обмена (учение о справедливой цене);

– подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

– впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск; это способствовало появлению позднее идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора.

На Востоке в Средние века подчиненность экономических взглядов религиозным еще более усиливается, что нашло отражение в затухании в Индии так называемой науки о выгоде (доходе) «Артхашастры».

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

принцип неприкосновенности частной собственности [недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения (ворам отсекали руки)];

уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

запрет Аллаха брать высокий процент.

Около 751 г. сложилось мусульманское право «шариат» (от араб. «аш-шар’а» – закон), где получили развитие правовые и экономические концепции.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна назвается «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». В нем он выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа:

1) «дикость», где люди присваивают плоды природы, занимаясь охотой и собирательством:

2) «примитивность», на котором появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства;

3) «цивилизация», когда развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах.

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).