Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки). Покупка валюты: проводки, курсовые разницы. Особенности учета валютных операций при ведении бизнеса за рубежом

Валютные операции ведутся предприятием на валютных счетах, количество которых не ограничено, однако, открыть их можно только в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета, в том числе обязательным является представление в банк пакета документов. На их основании банк откроет предприятию 2 счета:

текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет – для зачисления валюты и проведения ряда валютных операций, например, для зачисления на счет валюты, поступившей от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, для оплаты экспортных таможенных пошлин и т.д.

специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Обо всех совершаемых операциях банк сообщает предприятию в выписке в двух валютах: в иностранной и в рублевом эквиваленте.

РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ это пересчитанная в рубли сумма инвалюты по курсу ЦБ РФ на день совершения операции .

Бухгалтерский учет валютных опера ций регламентируется ПБУ 03/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” и организуется на счете 52 “Валютные счета” (А), к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 “Текущий валютный счет”;

52-2 “Транзитный валютный счет”;

52-3 “Специальный транзитный валютный счет”.

Независимо от вида используемых валют бухгалтерский учет валютных операций ведется в рублях, поэтому активы и обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, необходимо пер е считывать в рубли по официальному курсу.

Когда осуществляется пер е счет Что пересчитывается
1. На дату совершения

операции в инвалюте

а) величина УК (80);

б) стоимость приобретенных ОС и НМА (08), материалов (10), товаров (41);

в) долгосрочные финансовые вложения (вклады в УК, долговые ценные бумаги) (58).

В дальнейшем при изменении курсов валют пересчет этих статей не производится .

г) стоимость денежных средств.

2. На дату составления

отчетности

Стоимость денежных средств :

− наличная валюта и денежные документы (50),

− средства на счетах в банках (52, 55),

− средства в расчетах (60, 62, 71, 73, 75, 76),

− краткосрочные финансовые вложения (58),

заемные средства (66, 67), предоставленные займы (58),

− остатки средств целевого финансирования в инвалюте (86).

3. По мере изменения курсов валют (при необходимости) Наличная валюта и средства на счетах в банках

Официальный курс рубля изменяется во времени. По этой причине в учете могут возникать курсовые разницы (КР): положительные и отрицательные. Если курс валюты вырос , то на акти в ных счетах возникают положительные КР, а на пассивных − отрицательные. Если курс валюты снизился, то наоборот.

Сумма положительной КР включается в состав прочих доходов:

Д 50 (52, 60, 62, 66 . . .) – а) отражена положительная КР

К 91 б) включена в состав прочих доходов сумма положительной КР

Сумма отрицательной КР включается в состав прочих расходов:

Д 91 – отражена отрицательная КР

К 50 (52, 60, 62 . . .)

Исключением в порядке учета КР является учет курсовых разниц, возникающих при расчетах с учредителями, когда вклад учредителя-нерезидента объявлен в иностранной валюте. В этом случае возникающие КР относятся на изменение добавочного капитала. Например,

Д 75 – увеличен добавочный капитал предприятия на сумму положительной КР

А про банковские и другие финансовые организации грех говорить, ведь тут практически вся деятельность базируется на подобном виде активности. Конечно же, их нужно как-то декларировать. Этим всегда занимается бухгалтер, а также главбух. Эти люди обязательно должны иметь специальное образование для того, чтобы знать, как правильно организовывать учет валютных операций. В противном случае у предприятия или банка могут возникнуть проблемы с различными службами.

Бухгалтерский учет и анализ валютных операций включает в себя целую организационную систему, которая имеет свои правила, методы, а также принципы. К примеру, каждое действие должно быть учтено на определенном счету. Так, на 52-ом под названием «Валютные счета» обязательно должна быть показана такая операция, как списанная/проданная

Следует сказать о том, что на законодательном уровне абсолютно нет никаких ограничений по поводу совершения процедур данного типа между резидентами, а также нерезидентами. Но, учет валютных операций очень строго контролируется, и любая ошибка может очень дорого обойтись. Поэтому каждый бухгалтер должен очень внимательно выполнять свою работу.

Учет валютных операций имеет некоторые особенности. В первую очередь это касается того, что есть необходимость пересчета активов, а также обязательств в национальную валюту. Также следует учитывать которые образуются вследствие перерасчета.

Следует заметить, что на любом предприятии учет валютных операций следует совершать в некоторых случаях. В первую очередь, это касается того, к примеру, когда предприятие покупает или продает товары и услуги, цены на которые указаны в иностранной валюте. То есть происходит учет импортных операций. Бухгалтер создает отдельный счет, на котором и проводит все действия. К примеру, учет валютных операций следует организовывать, когда получает кредит в иностранной валюте или, наоборот, погашает его. Также есть еще огромное количество примеров того, когда следует вести подобный учет, но, как показывает практика, названные ситуации являются самыми распространенными.

Кстати говоря, учет валютных операций следует проводить по текущему курсу валют, который называется "спот". То есть если сделка была проведена 12 числа, а бухгалтер начал работу 14 числа, то проводить ее нужно по курсу 12 числа, то есть ориентироваться на дату операции.

В конце хотелось бы сказать о том, что если у вас нет специального то вы не сможете вести учет валютных операций просто потому, что не будете знать, как правильно это сделать. В данном случае невозможно просто научиться, тут обязательно нужно понимать, что необходимо сделать и как происходит, к примеру, списание денежных средств. Именно поэтому на каждом предприятии есть бухгалтер, который следит за тем, чтобы все операции были правильно проведены, и не возникло никаких ошибок.

Введение

В международной экономике между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать средства и за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия на мировом уровне ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность валютных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций на валютных счетах..

Целью данной работы является изучение нормативного законодательства учета валютных операций

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Определить роль валютных средств в успешном функционировании организации

2. Изучить нормативное регулирование валютных ценностей

3. Рассмотреть организацию валютного контроля

Законодательное и нормативное регулирование учета валютных операций

Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон 58-ФЗ от 29 июня 2004 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты. В Законе определены основные понятия: иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства -- «резидент» и «нерезидент», имеющие различные режимы валютного регулирования.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в #M12293 0 901882225 1265885411 78 476789288 3874882843 539820076 2773658752 429774846 4статье 2#S Федерального закона 58-ФЗ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок оценки имущества и обязательств организаций в иностранной валюте установлен специальным Положением по бухгалтерскому учету, обобщившим действующие до этого правила и нормы оценки и учета по данному объекту учета.

В соответствии с указанным Положением стоимость имущества и обязательств организаций, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли курсу Центрального Банка РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте или дату составления отчетности.

За дату представления бухгалтерской отчетности принимают последний календарный день в отчетном периоде.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк РФ. Он устанавливает порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдает валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны--ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации -- Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ.

Агентами валютного контроля выступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В 1999 г. - налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства в пределах их компетенции.

С 1994 г. проводится паспортизация экспортных сделок. При этом по каждой экспортной сделке составляется паспорт, органы валютного контроля (уполномоченные коммерческие банки; и Государственный таможенный комитет) следят за своевременным поступлением валюты.

С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий только при наличии подписанного паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может производиться только со счета импортера в его уполномоченном банке или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. Это позволяет уменьшать утечку валюты за рубеж.

Основные применимые законодательства и нормативные акты в области движения иностранной валюты:

1. О формировании Ведомостей банковского контроля в соответствии с требованиями Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П

2. О вопросах валютного контроля, Письмо ГТК России от 10.06.2004 N 13-15/21026

3. О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за...

4. Положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П

5. О документах по внешнеэкономической деятельности, Письмо Минэкономразвития России от 08.12.2000 N 697-10/IV-4

6. О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров (с изменениями на 24 июня 2002 года),Инструкция Банка России от 13.10.1999 N 86-И

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по дисциплине:

«Контроль и ревизия»

Вариант №12.

Выполнила:

Факультет: учетно-статистический,

Специальность: бухгалтерский учет,

анализ и аудит,

№ зачетной книжки:

Проверил: ст. пр. Разумова И. В.

Киров, 2010

Введение.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

1 Организация валютного контроля ЦБ РФ,

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

Определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

Устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

Устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

Готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);

Определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

Устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

Может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

Устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

Устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

Устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

Поводит все виды валютных операций (п. 2 «в» ст. 9);

Устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

Устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

Выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 «О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей «ниши» на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

2 Организация валютного контроля в Минфине России.

Говоря о контрольных функциях Минфина России, нужно выделить два принципиальных момента.

Впервые сформулировано положение о том, что Минфин России осуществляет внутренний контроль за использование бюджетных денег. Оно полностью соответствует положению этого министерства в системе федеральных органов исполнительной власти, его задачам и функциям. В нем закреплено осуществление Минфином России государственного финансового контроля в пределах своей компетенции. Такой подход отражает изменившуюся роль финансового ведомства в условиях рыночной экономики по сравнению с монопольным положением, которое оно занимало в денежно-кредитном секторе советской плановой системы.

Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Такими случаями прежде всего являются случаи получения финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается проверка, а исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Тем самым был сделан серьезный шаг к восстановлению жизненно необходимой для нормального функционирования бюджетной системы Российской Федерации финансовой контрольной вертикали, отсутствие которой в стране, где подавляющее большинство субъектов Федерации имеют дотационные бюджеты, сказывалось на финансовой политике государства крайне деструктивно. Правительство, федеральный Минфин, формируя и исполняя федеральный бюджет, выделяя средства государственной поддержки, дотации, субвенции, трансферты республикам, краям, областям, не имели законной возможности проверить, какими средствами располагают сами просители, куда и как они их расходуют.

Права субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части проведения собственной бюджетной политики и осуществления финансового контроля в условиях названных требований Кодекса не ущемляются. Они могут создавать свои органы финансового контроля. Вместе с тем сохранилась и получила необходимую правовую основу наработанная десятилетиями практика взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России.

Из выступления заместителя председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу С.К. Осипова (Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации):

Основные задачи, решавшиеся Департаментом валютного контроля и региональными управлениями валютного контроля в соответствии с их положениями, утвержденными Министром:

Совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля;

Осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства;
- создание законодательной базы и организационного механизма противодействия легализации преступных доходов.

Значительные усилия были сосредоточены на решении последней задачи, включая подготовку и дальнейшее сопровождение проекта Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, создание уполномоченного органа и нормативной базы его деятельности. С принятием соответствующего закона и образованием Комитета по финансовому мониторингу создана необходимая основа для развертывания этой работы. Сейчас это направление полностью передано КФМ России, подотчетному Минфину России.

В процессе экспертной доработки многочисленных поправок, внесенных в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” депутатами Государственной Думы, удалось добиться разумного баланса между отменой ряда экономически не оправданных ограничений и сохранением основ валютного регулирования и контроля.

Одновременно решена проблема законодательного установления статуса Минфина России как органа валютного контроля (в качестве правопреемника ВЭК России) и определен правовой механизм разграничения функций в этой сфере.

Сотрудники Департамента приняли участие в качестве экспертов в работе комиссии Государственной Думы и Администрации Президента РФ по проекту новой редакции КоАП РФ. Принятый в декабре 2001 г. Кодекс устраняет практически все имевшиеся проблемы в части применения ответственности за нарушения валютного законодательства.

Последний вариант проекта новой редакции Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” внесен в Правительство РФ с разногласиями, касающимися в основном объема полномочий Правительства и Банка России в сфере текущего валютного регулирования. Тем не менее проект согласован более чем на 95 %. В процессе работы над проектом между разработчиками достигнута концептуальная договоренность о целесообразности последовательной либерализации валютного законодательства в течение 3-5 ближайших лет по мере создания необходимых предпосылок (макроэкономическая стабильность, устойчивость банковской системы, прозрачность финансовых потоков и т.п.).

С учетом уже внесенных изменений принятие новой редакции Закона уже не имеет прежней остроты (необходимо проанализировать все последствия нововведений в изменяющихся условиях).

Остро стоит проблема с новым положением о Минфине России, в котором должны быть подтверждены конкретные функции и полномочия в сфере валютного контроля (согласованный проект внесен в Правительство РФ еще в конце 2000 г.) В отсутствие такого Положения заморожено принятие нормативных актов по реализации Минфином России согласованных с ЦБ РФ функций в сфере валютного контроля (выдача заключений об обоснованности приобретения иностранной валюты для оплаты услуг и др.), а также межведомственных соглашений по взаимодействию и информационному обмену с ЦБ РФ, ГТК России, ФКЦБ России.

Соответственно, осложнено выполнение Минфином России координационных функций, предусмотренных постановлением Правительства от 23.08.2000 г. № 624 “Вопросы Минфина России”.

В организации собственно контрольно-проверочной деятельности также происходит смена приоритетов (от фискальной функции к надзорно-аналитической). Для проведения обоснованной валютной политики необходим анализ влияния принимаемых законодательных изменений с учетом конкретной экономической ситуации, в т.ч. на поведение хозяйствующих субъектов.

Общие результаты проведенных проверок свидетельствуют об относительном улучшении положения с соблюдением требований валютного законодательства - если раньше такие нарушения выявлялись в большом количестве на каждом предприятии, то сейчас доля нарушителей не превышает 30 % от проверенных субъектов. Наряду с либерализацией законодательства, это можно расценивать как результат повышения правовой культуры бизнеса, в т.ч. под влиянием стабильности надзора со стороны органов валютного контроля.

Проблемы нормативной базы отражаются на деятельности региональных управлений.

Департамент старался ориентировать их в этой сложной обстановке: проводились семинары для юристов и сотрудников аналитических отделов. На базе Академии бюджета и казначейства организовывалась учеба для руководителей и бухгалтеров.

Благодаря высокому профессионализму и ответственности руководителей большинства региональных управлений система территориальных органов валютного контроля сохранила свою дееспособность.

3 Организация валютного контроля в ГТК России.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Заключение.

Органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

В Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно- правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые опасны тем, что ответственность слишком высока.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Таким образом, сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.–М.: Издательство “Ось-89”, 2000.–48с.

7. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.

8. Голощапов Н.А. Таможенный контроль. Под редакцией А.И. Ильина – М.: «Экзамен», 2001. – 320с.

22. Валютные операции – М.: Информационно издательский дом «Филинъ»,2001. – 352с.

26. Мерзликина Е.М. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 80с.

27. Адоменко Ю.П., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля // Деньги и кредит.-2001.-№3 - с. 37.

28. Иванова Т.М. Паспорт сделки как инструмент валютного контроля // Закон. - 2005.- №4 – с.59-61.

29. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ //Деньги и кредит. - 2005. - №3 – с.33-37

31. Саркисян А.Г. Либерализация валютных операций: Мировой опыт и Россия //Финансы и кредит. - 2001. - №15(87) – с.10-13.

32. Хандруев А.В. Валютное регулирование //Эксперт.- 2001.- №32–с. 37-39.

Для проведения таких операций банки заключают сделки с клиентами, другими кредитными организациями и биржами. Рассмотрим вопросы нормативного регулирования, документирования и бухгалтерского учета таких операций.

Нормативное регулирование и принципы учета операций с иностранной валютой

Основным нормативным актом, регулирующим порядок совершения банками валютных операций, в том числе операций купли-продажи иностранной валюты, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Покупка и продажа иностранной валюты регламентирована Инструкцией Банка России от 16.09.2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, c участием физических лиц».

Порядок проведения торгов на межбанковских валютных биржах прописан в Положении Банка России от 16.06.1999 № 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж». Порядок бухгалтерского учета валютных операций определен Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 302-П).

Порядок бухгалтерского учета операций покупки и продажи банками наличной иностранной валюты изложен в Указании Банка России от 13.12.2010 № 2538-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее — Указание № 2538-У).

Отдельных балансовых счетов для учета валютных операций в Плане счетов не предусмотрено. Счета в иностранной валюте могут открываться на любых балансовых счетах, на которых могут отражаться валютные операции.

Синтетический учет операций с наличной иностранной валютой и чеками ведется в валюте Российской Федерации. При этом рублевый эквивалент рассчитывается по действующему официальному курсу Банка России (действие курса учитывается с 00:00 до 24:00 часов по местному времени).

Аналитический учет операций с наличной иностранной валютой и чеками ведется на лицевых счетах, которые открываются по каждому виду иностранной валюты, чеков, неповрежденных и поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств), а в случае необходимости — в разрезе внутренних структурных подразделений.

Признак подлинности и платежности рубля, код валюты или драгоценного металла указываются в номере аналитического лицевого двадцатизначного счета (символы с 6-го по 8-й). Коды валют установлены Общероссийским классификатором валют, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-Т. Порядок применения кодов и признаков валют установлен Приложением 1 к Положению № 302-П.

Бухгалтерский учет операций по покупке и продаже наличной иностранной валюты

Наличная валюта (валюта РФ и валюта иностранных государств) учитывается в банках на счете 20202 «Касса кредитных организаций» (счет активный). Cчет 20202 предназначен для учета наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, находящихся в операционной кассе кредитной организации (филиала) и отдельных структурных подразделениях.

Поступление денежной наличности в рублях и иностранной валюте отражается по дебету счета 20202, а ее списание (выдача) — по кредиту. Курсовые разницы (доходы и расходы), возникающие у кредитной организации при совершении операций покупки-продажи наличной иностранной валюты, отражаются по дебету и кредиту счета 20202, открытого в иностранной валюте.

В аналитическом учете по счету 20202 ведутся отдельные лицевые счета:
— по операционной кассе кредитной организации (филиала), по отдельным внутренним структурным подразделениям и по хранилищам ценностей;
— по видам валют;
— по учету авансов денежной наличности, выданных (полученных) для осуществления кассового обслуживания физических лиц в послеоперационное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Выдача денежной наличности и ценностей кассовому работнику для совершения операций в операционной кассе банка производится по книге учета принятых и выданных денег (ценностей) без отражения на балансовых и внебалансовых счетах. Операции покупки-продажи иностранной валюты проводятся в бухгалтерском учете по курсу сделки (курсу банка) с отражением курсовой разницы.

При покупке наличной иностранной валюты (например, долларов США, код (840)) за наличную валюту РФ (рубли, код (810) оформляется следующая проводка:
Дт 20202 (840) «Касса кредитной организации»
Кт 20202 (810) «Касса кредитной организации».

Разница между рублевым эквивалентом поступившей в кассу иностранной валюты и суммой в рублях, выплаченной клиенту за купленную у него валюту, относится на доходы или расходы кредитной организации.

Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по операциям покупки-продажи иностранной валюты

Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за рубли в наличной и безналичной формах (в т.ч. по срочным сделкам) определяются как разница между курсом сделки и официальным курсом на дату совершения операции.

Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за другую иностранную валюту определяются как разница между рублевыми эквивалентами соответствующих иностранных валют по их официальному курсу на дату совершения операции (сделки). Под датой совершения операции при этом понимается ранее наступившая из двух дат — дата поставки или дата получения соответствующей валюты. В отчете о прибылях и убытках доходы от операций покупки-продажи иностранной валюты в виде курсовых разниц отражаются по символу 12201 «Доходы от купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах».

Комиссионные вознаграждения и сборы

При совершении операций покупки-продажи иностранной валюты возникают доходы и расходы в виде комиссий (комиссионные вознаграждения и комиссионные сборы). Комиссии в зависимости от вида и характера операции подразделяются:
— на доходы и расходы от банковских операций и сделок;
операционные доходы и расходы.

Комиссионные вознаграждения, получаемые кредитной организацией при совершении операций покупки-продажи иностранной валюты, отражаются в доходах кредитной организации по символам:
а) доходы от банковских операций и других сделок:
— 12102 «Вознаграждение за расчетное и кассовое обслуживание»;
— 12406 «Доходы от оказания консультационных и информационных услуг»;
б) операционные доходы:
— 16201 «Доходы за проведение операций с валютными ценностями»;
— 16202 «Доходы за оказание посреднических услуг по брокерским и аналогичным договорам»;
— 16203 «Доходы по другим операциям».

Комиссионные сборы — это расходы кредитной организации в виде платы, взимаемой с нее другими организациями за совершаемые операции, cделки и оказываемые ей услуги, а также за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, агентским договорам.

Комиссионные сборы отражаются в расходах кредитной организации по следующим символам:
— 25201 «Комиссионные сборы за проведение операций с валютными ценностями»;
— 25202 «Комиссионные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и ведение банковских счетов»;
— 25205 «Комиссионные сборы за оказание посреднических услуг по брокерским и аналогичным договорам»;
— 25206 «Комиссионные сборы по другим операциям».

Курсовые разницы

Термин «реализованная курсовая разница» был заменен понятием «курсовая разница» еще Указанием Банка России от 11.06.2004 № 1446-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», однако он применяется по сей день, характеризуя особенность совершения срочных сделок.

Определения курсовых разниц для разных видов операций, возникающих при проведении сделок купли-продажи иностранной валюты, приведены в п. 4.6 Приложения 3 к Положению № 302-П. Это:
— разница между курсом сделки и официальным курсом на дату совершения операции (для операций купли-продажи иностранной валюты за рубли в наличной и безналичной формах);
— разница между рублевыми эквивалентами соответствующих иностранных валют по их официальному курсу на дату совершения операции (для операций купли-продажи иностранной валюты за другую иностранную валюту в наличной и безналичной формах, т.е. конверсионных операций).

Учет курсовых разниц выражается в рублях РФ и оформляется следующими проводками:
Дт 70606 (810) «Расходы» по символу 22101 «Расходы по куплепродаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах» — в случае отрицательной курсовой разницы.
Кт 70601 (810) «Доходы» по символу 12201 «Доходы от куплипродажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах» — в случае положительной курсовой разницы.

Доход от продажи иностранной валюты

Доход от продажи наличной иностранной валюты у кредитной организации возникает, если курс продажи, установленный банком, выше официального курса этой валюты, установленного Банком России. Если наоборот, то у банка возникают расходы.

При продаже наличной иностранной валюты за рубли (например, долларов США) оформляется проводка:
Дт 20202 (810) «Касса кредитной организации»
Кт 20202 (840) «Касса кредитной организации».

По окончании операционного дня кассир на основании составленного реестра по всем операциям, совершенным за день, и сумм полученного им аванса выводит остаток средств в иностранной валюте по видам валют, платежных документов в иностранной валюте и наличных рублях. Эти данные сравниваются с денежной наличностью в кассе, после чего составляется отчетная справка об остатках наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте и наличных рублей в операционной кассе на конец операционного дня. При выявлении расхождений между фактическими остатками и данными учета кассир обменного пункта составляет акт с объяснением причин расхождений.

Бухгалтерский учет операций по покупке и продаже безналичной иностранной валюты

Уполномоченные банки могут осуществлять операции покупки продажи иностранной валюты от своего имени, по поручению и за счет клиента, выступая поседником, а также за счет своих средств в пределах лимита открытой валютной позиции.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляются на валютном рынке, где совершаются операции купли-продажи валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на основании спроса и предложения, определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы определенной страны. Участниками валютного рынка являются кредитные организации и другие финансовые учреждения, брокерские компании и брокеры, другие участники.

Кредитные организации и другие финансовые учреждения могут осуществлять валютные операции как для своих нужд, так и в интересах клиентов. Специализированные брокерские и дилерские организации, кроме проведения собственных валютных операций, занимаются информационной и посреднической деятельностью. И есть группа участников, состоящая из небанковских кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые сами не занимаются валютными операциями, а пользуются услугами банков по договорам доверительного управления.

Сторонами сделок являются покупатели и продавцы валюты, профессиональные посредники: брокеры и дилеры.

Брокеры совершают сделки от имени и за счет клиента, они могут быть институциональными и индивидуальными участниками рынка. Дилеры выступают от своего имени и за свой счет, они могут быть только институциональными участниками рынка.

Для расчетов с контрагентами по операциям покупки-продажи иностранной валюты в Плане счетов определены следующие счета:
— 47403 (пассивный), 47404 (активный) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами». Аналитический учет по ним ведется в разрезе бирж (организованных рынков), видов операций с учетом правил заключения и исполнения сделок и расчетов на биржах (организованных рынках);
— 47405 (пассивный), 47406 (активный) «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты». Порядок аналитического учета по данным счетам определяется кредитной организацией самостоятельно, однако он должен обеспечивать получение информации по каждой сделке;
— 47407 (пассивный), 47408 (активный) «Расчеты по конверсионным операциям и прочим сделкам».

Активные и пассивные счета с одинаковыми названиями — это парные счета, cальдо по ним может меняться на противоположное, но допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары — активном или пассивном.

Операционный день начинается с использования лицевого счета, имеющего сальдо, а если остатка не было — со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета: на пассивном счете — дебетовое, а на активном — кредитовое, то оно должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет на основании мемориального ордера. Если образуется сальдо на обоих парных лицевых счетах, выписывается мемориальный ордер с бухгалтерской записью о переносе меньшего сальдо на лицевой счет с большим сальдо.

Пример 1

Операции по покупке кредитной организацией иностранной валюты (долларов США, код (840)) на бирже по поручению клиента оформляются следующим образом:
— поступление денежных средств в рублях от клиента для покупки иностранной валюты:
Кт 47405 (810) «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»;
— перечисление банком денежных средств в рублях для совершения операции покупки долларов США на валютной бирже:
Кт корреспондентский счет, банковский счет биржи (в рублях);
— отражение требования к бирже по поставке иностранной валюты и обязательств банка перед клиентом:
Кт 47405 (840) «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»;
— поступление купленной для клиента валюты с биржи:
Дт корреспондентский счет, банковский счет биржи (в рублях)
— перечисление банком купленной валюты на валютный счет клиента:
Дт 47405 (840) «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»
Кт 40702 (840) «Коммерческие организации»;
— отражение исполненных требований и обязательств по совершенной по поручению клиента сделке:
Дт 47405 (810) «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»
— отражение полученного банком от клиента комиссионного вознаграждения:
Дт 40702 (810) «Коммерческие организации»
Кт 70601 (810) «Доходы» (символ присваивается в соответствии с учетной политикой банка и юридической формой договора);
Дт 70606 (810) «Расходы» (символ присваивается в соответствии с учетной политикой банка и юридической формой договора)
Кт 47404 (810) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами» или корреспондентский счет, банковский счет биржи.

Целью приобретения кредитной организацией иностранной валюты является пополнение корреспондентских счетов либо регулирование размера открытой валютной позиции.

При покупке банком иностранной валюты на бирже за свой счет возникают положительные или отрицательные курсовые разницы. При таких операциях, кроме счетов расчетов с биржами, используются счета по учету расчетов по конверсионным операциям и срочным сделкам.

Пример 2

При покупке банком иностранной валюты на бирже за свой счет оформляются следующие проводки (на примере сделки с долларами США):
— перечисление банком денежных средств в рублях для совершения операций покупки иностранной валюты на валютной бирже:
Дт 47404 (810) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами»
Кт корреспондентский счет (в рублях);
— отражение требований в иностранной валюте и обязательcтв банка в рублях по заключенной сделке:


— отражение требований банка к бирже в иностранной валюте:
Дт 47404 (840) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами»
— исполнение банком обязательств по сделке (в счет перечисленного рублевого покрытия):
Кт 47404 (810) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами»;
— поступление с биржи купленной иностранной валюты:
Дт корреспондентский счет (в иностранной валюте)
Кт 47404 (840) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами»;
— отражение уплаченного банком бирже комиссионного сбора:
Дт 70606 (810) «Расходы» (символ определяется в соответствии с учетной политикой и формой договора)
Кт 47404 (810) «Расчеты с валютными и фондовыми биржами» или корреспондентский счет, банковский счет биржи (в рублях).

Банк может осуществлять покупку у клиентов и продажу им иностранной валюты в безналичной форме. Такие операции влияют на размер открытой валютной позиции, а финансовым результатом является курсовая разница. Приведем пример отражения в учете одной из операций покупки-продажи безналичной валюты.

Пример 3

Отражение в учете операции покупки долларов США за рубли у клиента
юридического лица осуществляется следующими проводками:
— требования банка в иностранной валюте и обязательства банка в рублях по заключенной сделке:
Дт 47408 (840) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам»
Кт 47407 (810) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам»;
Дт 70606 (810) «Расходы» по символу 22101 «Расходы по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах»
Кт 70601 (810) «Доходы» по символу 12201 «Доходы от купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах»;
— перечисление валюты со счета клиента для исполнения обязательств по сделке:
Дт 40702 (840) «Коммерческие организации»
Кт 47408 (840) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам»;
— перечисление денежных средств в рублях на счет клиента:
Дт 47407 (810) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам»
Кт 40702 (810) «Коммерческие организации».

Приводится фрагмент статьи. Полную версию читайте в журнале.