Есть ли будущее у Беларуси? Прогноз развития событий в белоруссии в ближайшем будущем

Белоруссия меняет отношение к Украине. Впервые за время, прошедшее с момента государственного переворота в Киеве, президент РБ в весьма резких выражениях высказался о своем южном соседе. Что стоит за переменой отношения Лукашенко к украинской власти, выясняло издание Украина.ру

И вдруг, все изменилось. Причем речь идет не об оценках и впечатлениях главы Белоруссии. А о конкретных мерах, на уровне пограничной службы.

«Мы приняли решение об укреплении границы с Украиной. Мы видим, сколько оттуда идет сегодня беды для Беларуси, и в том числе оружия переправляется. Мы должны закрыть границу. Но не для порядочных людей, а для бандитов, для тех, кто везет оружие», - заявил Александр Лукашенко.

Это уже не мнение. Это конкретное указание госсекретарю Совета Безопасности Станиславу Засю и главе Госпогранслужбы Анатолию Лаппо . Поскольку в Белоруссии подобные указания принято исполнять, можно уверенно сказать, что те, кто пересекает границу, несмотря на безвизовый режим, скоро увидят, что из всего этого получится.

Совещание у белорусского президента состоялось в тот же день, когда украинская пресса распространила мнения постоянного представителя Украины в ООН Владимир Ельченко и вице-спикера Рады Ирины Геращенко , о том, что переговорную площадку по Донбассу следует перенести из Минска в другое место. По их мнению, Белоруссия не нейтральна и выступает единым с Россией фронтом против Украины.

Заголовки украинских изданий, привыкших подхватывать и разгонять «месседжи» власти, тут же все это и подхватили, и разогнали.

«Украина возмущена предательским поступком Лукашенко» (Диалог UA);

«Украине пора отказаться от услуг Беларуси на переговорах по Донбассу» (Сегодня);

«Лукашенко потребовал закрыть белорусскую границу от «беды» из Украины» (Главред).

Слова тем, кто не согласен с такой точкой зрения и не хочет обострения отношений с единственной страной-соседкой, с которой Украина после госпереворота пока не разругалась, никто не предоставил. Лишь в социальных сетях единственный реальный переговорщик в Минске, украинский оппозиционный политик Виктор Медведчук смог высказать альтернативную точку зрения. Она очень проста и образна: «Это плевок в сторону МИД Белоруссии».Тем более, что в ходе голосований по всем вопросам, которые вносит на повестку дня Украина, абсолютное большинство стран давным-давно воздерживаются или просто не участвуют. Кстати вот этих, последних, с каждым годом все больше. Число послов стран мира в ООН, которые вообще перестали голосовать по украинской тематике, выросло втрое. С 24 в 2014 до 64 в сентябре 2018 года.

Обострение белорусско-украинских отношений из-за позиции представителя Минска в ООН, разумеется лишь верхушка этого айсберга. В подводной части не политическое, но реальное экономическое и научно-техническое сотрудничество двух стран. А вот в области политики речь идет об антиподах, у которых нет и не может быть ничего общего. Экономика - совсем другое дело.

После переговоров в Сочи между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко , последний озвучил слово «Украина» в числе болезненных вопросов, которые он обсуждал с президентом Российской Федерации. Для тех, кто следит - это был самый важный сигнал Киеву. А поскольку те, кто следит, знают о реэкспортных схемах, то и понимают, чего хочет Москва. И это отнюдь не то, о чем говорят в Киеве. Не солидарность при голосовании в ООН по украинской тематике и не желание тайно поддерживать интересы России на переговорах в Минске, в которых, к слову, представители Белоруссии участия не принимают.

Дело в том, что все спикеры официального Киева, та же вице-спикер Рады Ирина Геращенко, тот же постпред Киева в ООН Ельченко, да и большая часть нынешнего киевского режима - это люди с гуманитарным образованием. Цифры им скучны. К примеру, они, еще будучи оппозицией, на дух не воспринимали премьер-министра Николая Азарова по причине того, что он говорил языком скучных и не поэтических цифр. Поэтому всегда смеялись над «азаровским» украинским языком. Что, конечно же, говорило об их невоспитанности и слабой образованности.

Но цифры - штука упрямая. И они не в пользу Киева. Именно на Украину идет почти половина реэкспортируемых из России через Белоруссию бензина, солярки и природного газа. Именно этим недовольны в Москве. По информации «Нефтегазовой ассоциации Украины», 45% украинского рынка бензина и 35% солярки идут с территории северного соседа. Белоруссия обеспечивает поставками 40,31% украинского топливного рынка, Россия - 37,41%, Литва - 9,63%, а еще 12,65% - другие страны.

Именно реэкспортные схемы привели к тому, что летом Россия резко сократила поставки углеводородов в Белоруссию. Официальные лица заговорили даже о полном прекращении поставок нефтепродуктов. Пишут, что уже подготовлено решение о том, что с IV квартала 2018 года РФ ограничивает поставки нефтепродуктов и готова поставлять их исключительно для удовлетворения внутренних потребностей Белоруссии. Причем, власти Минск должен будет обеспечить Москве возможность мониторинга объема этих потребностей.

Если Владимир Путин в Сочи договорился с Александром Лукашенко о прекращении реэкспорта нефтепродуктов, то для Украины такая новость куда страшнее, чем то, как проголосовал в ООН по очередной украинской резолюции представитель Минска.Самое печальное для Украины то, что нынешние власти с гуманитарным образованием не понимают этого. Вице-спикер Ирина Геращенко по образованию - журналист, а спикер, Парубий - историк. А президент Порошенко , то ли юрист, то ли международник. Они и правда верят в то, что «не покупают российский газ» с помощью реверсных поставок из Словакии. Кстати, эту схему придумал и договорился о ней премьер-министр Николай Азаров , еще в 2013 году.

В числе «совпадений» этих дней имеется и нота Украины российскому МИД о не продлении так называемого «Большого договора» с Российской Федерацией. Это формальная процедура, потому что договор давно Украиной не выполнялся. Но даже акт отказа Киева пролонгировать соглашение совершен с нарушением процедуры - об этом украинская сторона обязана была заявить полгода назад. Само по себе это событие может серьезно повлиять не только на положение миллионов украинских трудовых мигрантов, усложнив его. Но и на украинско-белорусские отношения, в той части, о которой написано выше. Но Порошенко с маниакальным упорством продолжает дергать тигра за усы.

Эксперты сходятся во мнении, что в начале года зарплаты в Беларуси «просядут».

– Сейчас власти искусственно – за счет премий, тринадцатых догоняют зарплату до 1000 рублей, но в январе-феврале изобразить красивые цифры по получке не получится, – рассуждает политический аналитик Александр Класковский .

По мнению Вадима Иосуба , старшего аналитика «Альпари», в начале следующего года средняя зарплата по стране опустится примерно до 850 рублей, и вернуться к 1000 рублей «хорошо, если удастся к лету».

Александр Класковский считает, что до конца следующего года «через выкручивание рук вертикали и директорату» зарплату в 1000 рублей будут стараться удерживать, но о средней получке в полторы тысячи рублей, о которой заявлял Александр Лукашенко , можно забыть.

– Сейчас эта цифра уже не фигурирует. Видно, даже президент понимает, что нельзя задирать планку по зарплате, так как это будет чревато для экономики, – говорит Класковский.

ВВП: рост будет, но недостаточный

Белорусское правительство ожидает, что по итогам 2018 года ВВП в Беларуси вырастет на 3,5%. Независимые эксперты прогнозируют более скромный рост экономики – примерно на 1,5 – 2%.

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», говорит, что рост ВВП в Беларуси будет зависеть от мировых цен на нефть, на калийные удобрения, а также от экономической ситуации в России.

– Если по всем этим параметрам все будет неплохо, можно надеяться на рост ВВП на 1,5 – 2%, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению политического аналитика Александра Класковского, учитывая то, что несколько предыдущих лет ВВП снижался, его рост в 2017 и, как ожидается, в 2018 годах дает основание для оптимизма. Но оптимизм этот, по мнению Класковского, относительный.

– Такого темпа роста недостаточно. Среднемировой показатель роста ВВП – около 3,5%. А в развивающихся странах внутренний валовой продукт должен расти еще большими темпами, ведь им надо догонять развитые, богатые страны, – говорит Класковский. – Беларусь в этом плане отстает, и это отставание накапливается.

По мнению собеседника, без решительных реформ экономика Беларуси продолжит «топтаться на месте», обеспечивая нашей стране позицию аутсайдера.

В 2015 – 2016 годах ВВП в Беларуси снижался. В 2015 году падение в экономике составило 3,9%, в 2016 – 2,6%. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП на 2%.

Курс рубля: корзина валют подорожает на 7%

Сильных потрясений на валютном рынке эксперты не прогнозируют, но и прогнозировать точный курс белорусского рубля к основным валютам не берутся.

Вадим Иосуб считает, что стоимость валютной корзины в следующем году скорее всего будет расти. За год, по мнению эксперта, она подорожает примерно на 7%. Но о курсе белорусского рубля к конкретной валюте (доллару, евро, российскому рублю) судить сложно.

– Все будет зависеть от внешних факторов. Например, мировых цен на нефть, курсов валют по отношению друг к другу, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению Александра Класковского, после нескольких девальваций экономические власти страны уже поняли, что «нельзя опять наступать на грабли», и Нацбанк проводит грамотную жесткую монетарную политику. Но вот волюнтаристские политические решения вроде «всем зарплату по 1000 рублей», которые диктуются популизмом и не основываются на реальных экономических условиях могут преподнести неприятные сюрпризы, считает собеседник.

К тому же, отмечает Класковский, белорусская экономика зависит от России, которая в свою очередь «сидит на нефти», и ситуация на валютном рынке нашей страны будет зависеть от курса российского рубля.

– Важно, какими будут цены на нефть, как будут складываться отношения Москвы с Западом. В феврале 2018 года начнет действовать новый пакет американских санкций против России. Если они обвалят российский рубль, незавидная перспектива ждет и белорусский, – рассуждает Класковский.

Бизнес: рывка вперед не будет

В ноябре в Беларуси подписали декрет №7. Документ, призванный раскрепостить бизнес, анонсировали как революционный. Эксперты считают, что декрет №7 – «это лучше, чем ничего», но импульс деловой инициативе в следующем году он вряд ли придаст. Вадим Иосуб не исключает, что предпринимателей в стране станет немного больше, это снизит напряженность на рынке труда, но кардинально ситуация в сфере предпринимательства не изменится.

– Изменения, прописанные в декрете – косметические. Они правильные, но минимальные, их недостаточно, – говорит Вадим Иосуб.

Александр Класковский считает, что в документ вошли не все предложения бизнес-сообщества, к тому же нет гарантии того, что декрет №7 не повторит судьбу директивы №4, подписанной несколько лет назад. Она тоже касалась послаблений для предпринимателей, но на практике большинство ее положений просто не реализовывалось.

– Белорусский бизнес уже не верит в раскрепощение, в справедливость, – говорит Александр Класковский. – У нас порочна вся система – нет правового государства, нет уважения к закону, нет независимых судов. Сегодня могут красиво написать на бумаге, а завтра прийти и уничтожить этот бизнес, надеть на его хозяина наручники.

Александр Класковский считает, что белорусские предприниматели «настолько биты», что боятся рисковать, расширяя свой бизнес, а новые люди в эту сферу вряд ли придут.

С большой осторожностью, по мнению Класковского, смотрят на Беларусь и зарубежные инвесторы.

– Были примеры, когда они оставались здесь без своих предприятий, поэтому к нашей стране они относятся с опаской, – рассуждает Класковский. – Все эти прогрессивные декреты в любой момент могут быть отложены в сторону ради каких-то якобы революционных решений. Они пишутся, но никаких гарантий их выполнения нет.

Декрет №3 и протесты: новый документ не будет драконовским, но могут придумать новую «глупость»

По мнению экспертов, спрогнозировать политическую активность белорусов в следующем году сложно, ведь «протесты всегда непредсказуемы, никто и никогда не предупреждал ни об одной революции, не предвидел февральский марш возмущенных белорусов».

Нынешняя ситуация в стране, считают эксперты, не идеальна, но и поводов для политических волнений пока нет.

– Современная белорусская экономическая модель очень шаткая, ведь советский потенциал исчерпан, подпитка со стороны России стала меньше, а собственных сил у белорусской экономики нет. Но если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то поводов для серьезных социальных протестов в стране не предвидится. Власти не обеспечат чудес благосостояния народа, но и нищеты тоже не будет, – рассуждает Александр Класковский.

По мнению собеседника, ушли в прошлое и народные возмущения по поводу самого скандального за историю страны документа – декрета №3. Он считает, что «протесты дармоедов стали для властей уроком», и этот декрет все еще не отменили лишь для поддержания имиджа руководства страны.

– По сути, этот декрет выхолостили. Я думаю, что после внесения изменений это будет совсем другой документ, в котором не будет драконовских методов воздействия на тунеядцев, и его сверхзадачей будет не поднести спичку к бочке с порохом. Возможно, в будущем этот декрет и вовсе отменят, – говорит Класковский.

При этом Вадим Иосуб не исключает, что в 2018 году неожиданно и непредсказуемо могут возникнуть новые поводы для недовольства людей.

– Белорусские власти могут на ровном месте придумать очередную глупость наподобие декрета №3, которая вызовет волну протестов, – говорит Вадим Иосуб.

Коммуналка: 100-процентная оплата всего, кроме отопления и горячей воды

С 1 января услуги ЖКХ вновь подорожают. Причем за все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, мы будем платить по полной стоимости. То есть субсидируемые тарифы останутся лишь в двух строчках. И государство нас будет меньше упрекать за то, что мы платим только за часть услуг. Что это будут за тарифы? На момент сдачи номера в печать (25 декабря) они пока не были известны. Напомним, что предельные тарифы на коммуналку утверждаются Совмином. К слову, по 550-му указу президента раз в год, 1 января, тарифы на услуги ЖКХ повышаются на $5. Но не все одинаково! На 5 долларов должна вырасти жировка типичной семьи из трех человека, которые живут в двушке площадью 48 квадратных метров.

Пенсии будут повышать только один раз в год

По закону пенсии в Беларуси должны повышать не менее одного раза в год. Но в середине этого года депутаты заговорили о том, что в бюджет на следующий год уже заложены два повышения пенсий. Правда, в окончательной версии бюджета на 2018 год слова депутатов не подтвердились. Итак, в следующем году пенсии повысят один раз, но сразу на 12%. Правда, как пояснили те же депутаты, если экономика страны будет развиваться быстрее и лучше, то возможны еще повышения. Но минимум - повысить их один раз - точно будет соблюден.

В 2018-й шагнем с новой базовой величиной

Депутаты обещали, что с 1 января в Беларуси поменяется базовая величина - с 23 до 25 рублей. По крайней мере, об этом не раз говорила депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольга Политико. Однако 26 декабря стало известно, что базовая повысится до 24 рублей 50 копеек.

Собственно, базовая величина повышается традиционно раз в год и именно 1 января. Она влияет на президентские премии и стипендии, на единовременные пособия в связи с рождением ребенка, стипендии студентам, матпомощь безработным и т. д. То есть с увеличением базовой все эти выплаты тоже увеличатся.

От базовой величины также зависят штрафы. Соответственно, вырастут и они. Например, за переход в неположенном месте с 1 января 2017 года надо будет заплатить 24 рубля 50 копеек, а не 23 рубля. За проезд без билета в общественном транспорте штраф составит уже 12 руб. 25 коп., а не 11 руб. 50 коп.

Увеличатся также пошлины за женитьбу и развод. Так, чтобы пожениться, надо будет заплатить 24 руб. 50 коп. (вместо 23). Чтобы развестись в первый раз - 98 рублей, а во второй и последующие разы - 196 рублей.

Существенно подорожает и плата за допуск автомобилей к движению. Так, для авто массой от 1,5 до 2 тонн, надо будет заплатить 147 рублей вместо прежних 115. Напомним, депутаты предложили платить за допуск к движению автомобилей частями, то есть помесячно - правда, это пока предложение, а не закон. Возможно, он появится в следующем году.

Развиваем IT -технологии

Декрет о развитии цифровой экономики Александр Лукашенко подписал 22 декабря, и большая часть пунктов вступит в силу через три месяца. Президент, а также члены правительства не раз называли его революционным. Что же в нем такого революционного?

Во-первых, айтишникам продлевают льготы. Например, они будут платить подоходный налог в 9% (у всех остальных он 13%), а взносы в ФСЗН работодатель будет делать не с фактической зарплаты, а со средней по стране. Во-вторых, увеличивается количество видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий, - туда вошло развитие киберспорта, обучение по программам, которые одобрены администрацией ПВТ, а также оборот криптовалют (это виртуальные деньги, которые можно добыть - читай, заработать - а также купить и обменять. Самая известная криптовалюта - биткоин, которая еще в начале года стоила $1000, а на 22 декабря уже $14 тысяч. - Ред.). Обычные граждане также могут добывать криптовалюту, менять ее, покупать и даже дарить и завещать, причем это не считается коммерческой деятельностью - со всеми вытекающими льготами по налогам.

Беларусь не будет больше покупать электричество в России

По словам министра энергетики Владимира Потупчика, с 2018 года Беларусь перестанет покупать электроэнергию в России . Причем политики тут нет никакой. Просто нам стало невыгодно закупать электричество у соседей. Ведь мы провели модернизацию белорусской энергосистемы и сократили себестоимость выработки электроэнергии в Беларуси. Соответственно, импортная нам просто не нужна. Напомним, что ранее чиновники говорили о том, что отказаться от импорта энергии мы сможем только с 2020 года. Но это не значит, что за электричество население будет меньше платить. Но бюджет точно сэкономит $300 миллионов в год.

Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2019-20 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Беларусь не справится с выплатами долгов, говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. Что это вообще такое - дефолт, насколько вероятно, что он случится и к чему нам готовиться? Станислав Ивашкевич предлагает разобраться.

В этом году внешний долг нашей страны достиг рекордной отметки в истории - более $ 15 млрд, или около 40% от ВВП. Евразийский фонд стабилизации и развития объясняет: внешний долг начал расти в геометрической прогрессии после 2006 года, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста.

«Возможности экстенсивного роста (за счет увеличения количества продукции), были исчерпаны еще до 2006 года. Далее роста можно было достигать только административной мобилизацией ресурсов при одновременном наращивании долгового бремени», - говорит Алишер Мирзоев, директор проектов стабилизационных кредитов.

Кстати, формальный внешний долг правительства, который публикует Нацбанк и перепечатывают СМИ, - лишь часть государственной задолженности. На самом деле туда входит еще внутренний долг, номинированный в иностранной валюте, а также кредиты госпредприятий, где доля государственной собственности составляет более половины.

«В общей сложности этот долг приблизился к 60% от ВВП, - говорит Александр Чубрик, директор исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента». - Когда мы говорим, что в Японии долг 200%, то, во-первых, он отчасти, внутренний. Во-вторых, он очень долгосрочный, и, в-третьих, очень дешевый, нам такой просто не снился. Поэтому, получается, для них 200, это, может, лучше, чем для нас 60».

Куда пошли все эти деньги?

До 2015 года они расходовались на:

1) удержание высокого курса рубля, который был под постоянным давлением вследствие того, что Нацбанк стимулировал экономику напечатанными деньгами.

2) на государственные модернизационные проекты, которые, в подавляющем большинстве, однако, оказались непросчитанными и провальными.

Среди прочего, белорусские предприятия деревообработки или, например, цементного производства, на модернизацию которых государство потратило по миллиарду долларов (преимущественно китайских кредитов), могут производить в разы больше продукции, чем раньше, но себестоимость этой продукции - неконкурентная. В результате они простаивают или работают с убытками, продолжая сжигать иностранную валюту, которую правительству снова приходится одалживать.

«У нас проблема в том, что даже не долги государства очень дорогие, а долги предприятий, так как они набрали много долгов», - добавляет Александр Чубрик.

Сейчас выплаты по одним только процентам за набранные кредиты составляют более 2% от валового внутреннего продукта. Это - каждый 8-й бюджетный рубль, который идет не на возвращение старых долгов, а на удержание уже набранных. Если бы в этом году мы выплатили сами хотя бы проценты по набранным кредитам, то вместо того, чтобы вырасти на 1,5%, белорусская экономика приблизительно настолько же упала бы.

В 2007 году, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста, власти Беларуси продолжили иллюзию ее развития за счет иностранных займов.

Теперь, когда государственный долг достиг почти 60% процентов ВВП, отечественная экономика не справляется с тяжестью процентов по набранным кредитам, и внешний долг ежегодно увеличивается уже просто для того, чтобы кормить себя. Скатывание такого снежного кома рано или поздно должно закончиться дефолтом.

Что такое дефолт?

Дефолт, это когда страна не способна вовремя сделать актуальные выплаты по своим долгам. Как только страна объявляет дефолт, она начинает экономить на выплатах иностранных займов, но по крайней мере временно теряет возможность делать новые.

«Можем взять, например, Аргентину. Аргентина объявляет дефолт, ее банки не могут вовлечь финансирование и не могут выполнить своих обязанностей по тем депозитам в валюте, которые у них есть», - приводит пример Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра.

Непосредственными последствиями дефолта станет резкая девальвация и рост цен, так как Нацбанк будет вынужден печатать рубли, чтобы закупать дефицитную валюту внутри страны на оплату критического импорта: топлива, пищи, медикаментов. Многие предприятия будут временно неспособны закупать за границей оборудование, что приведет к закрытию многих заводов и резкому скачку безработицы.

«Это, скорее всего, приведет к снижению ВВП, снижению зарплат, к снижению социальных платежей», - считает Дмитрий Крук.

Непосредственную опасность дефолта власти осознали в 2015 году, когда доходы бюджета упали - вследствие падения экономики, а расходы для содержания валютного долга, наоборот, резко увеличились - за счет девальвации рубля. С того момента власти решили взять курс на сокращение внешнего долга.

В 2016 году внешний долг, впервые за многие годы, снизился. Правда, всего на 0,5%. И, чтобы достичь этого, то есть выплатить самостоятельно проценты по долгам, плюс погасить всего полпроцента самого долга, властям пришлось урезать на целых семь процентов все остальные бюджетные расходы. Это стало одним из важных причин прошлогоднего падения экономики, зарплат и занятости.

«На 7% снизить бюджетные расходы за шесть лет это просто - нечеловечески много», - говорит Александр Чубрик.

В этом году власти от идеи погашения долга, похоже, уже отказались, так как резать бюджетные расходы, по большому счету, больше не за счет чего. Реалистичная задача, исходя из статистики, стоит в том, чтобы хотя бы максимально замедлить рост задолженности.

«Этот долг набирается для того, чтобы мы остались в состоянии стагнации, а не продолжили падение», - говорит Леонид Фридкин, шеф-редактор «Экономической газеты».

Специалисты подчеркивают: сейчас стоимость внешнего долга для Беларуси - приблизительно вдвое ниже рыночного - менее 4% годовых, в среднем, за счет льготных кредитов от России, Евразийского фонда стабилизации и развития и Китая.

«Еврооблигации для нас - достаточно дорогие. Но мы получаем льготные кредиты от России и ЕФСР, поэтому средняя эффективная ставка для нас - не такая большая», - говорит Фридкин.

Если Россия будет продолжать поддерживать Минск такими кредитами, то дефолта можно избегать еще много лет, даже не проводя реформ. Но, отмечают специалисты, льготы со стороны Кремля поступают не бесплатно. С каждым годом Кремль требует от Беларуси все новых уступок в деле экономического и политического суверенитета.

«Начиная от военной базы, которую Беларусь крайне не хочет размещать на своей территории и пока этот вопрос якобы закрыла, но он может возникнуть позже. Во-вторых, лакомый кусочек - калий», - говорит политолог Андрей Елисеев.

По словам экономиста Дмитрия Крука, следующий раунд торговли за продолжение российских льгот для Минска ожидается в 2019-2020 годах, когда Беларусь ожидают новые пиковые оплаты госдолга, которые предстоит рефинансировать. Тогда у существующих властей останутся два варианта: или перейти на рыночные условия кредитования, которые в два раза дороже - реальная угроза дефолта тогда может наступить уже в 2021-2022 году. Или согласиться на требования Кремля, потеряв критические элементы военного, политического или экономического суверенитета.

«В рамках того же Евразийского экономического союза, который сейчас представляет экономическое интеграционное объединение, но может приобрести черты политического», - добавляет Андрей Елисеев.

Правда, гипотетически, страна могла бы выплачивать долг и сама, не жертвуя при этом независимостью. Но это потребует шагов, на которые существующие власти Беларуси не решатся, полагают опрошенные нами специалисты.

«Это - очень глубокие институциональные изменения в экономике, изменения системы стимулов, изменения системы экономических отношений в национальной экономике», - говорит Дмитрий Крук.

Стоит отметить, что история знает пример, когда и нереформированная социалистическая экономика приближалась к дефолту, но потом выплатила все свои иностранные долги сама - за счет чрезвычайных мер бюджетной экономии. Это - Румыния времен правления там диктатора Николае Чаушеску. Но эти меры привели к такому падению уровня жизни обычных граждан, что в результате Чаушеску свергли и расстреляли вместе с женой.

Поэтому, полагают опрошенные нами специалисты, Лукашенко будет проводить политику более мягкой бюджетной экономии, которая не позволит сокращать задолженность, но замедлит приближение к дефолту.

В ближайшие год-два дефолта не предвидится. Благодаря льготным кредитам с востока цена государственной задолженности Беларуси за последние два года существенно снизилась и составляет сейчас приблизительно половину от рыночной. Поэтому сейчас наша страна способна выплачивать половину процентов за внешний долг сама. Вторую половину процентных платежей приходится все равно покрывать за счет новых займов, то есть государственный долг все равно растет, но гораздо медленнее, чем до сих пор. Час X, однако, может наступить через 2-3 года, если Минск будет договариваться с Москвой о продолжении условия кредитования. Если власти Беларуси не согласятся на уступку критических элементов независимости страны, то нас ожидает если и не сразу дефолт, то болючие экономические потрясения.

Станислав Ивашкевич, АХ

В конце года эксперты традиционно представляют свои прогнозы на будущий год. Экономике Беларуси, которая постепенно оживает после двухлетней рецессии, прочат относительно благополучное будущее, предупреждая, что она остается слишком уязвимой и не способной генерировать устойчивый рост.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, представляя прогноз , отметил, что пока восстановление набирает обороты: рост реального ВВП ускоряется пятый квартал подряд.

График: www.research.by

В третьем квартале рост реального ВВП ускорился до 2,8% год к году, а в октябре-ноябре достиг и вовсе 4,6% (год к году). Эксперт обращает внимание на то, что в основе роста лежат циклические факторы, а темпы роста долгосрочного тренда все еще отрицательные, хотя и уменьшаются (дно - март 2016 г., темпы прироста долгосрочного тренда -1,44% год к году; ноябрь 2017 г. - темпы прироста долгосрочного тренда - 0,99% год к году).

Александр Чубрик предположил, что рост реального ВВП начнет замедляться уже в первом квартале 2018 г. Прогноз Исследовательского центра на 2018 год для Беларуси выше июньского на 0,5 процентного пункта. Как ранее сообщалось, базовый сценарий прогноза Исследовательского центра ИПМ на 2018 год . При этом источником прироста была как благоприятная внешняя конъюнктура, так и рост потребления из-за увеличения доходов граждан.

В 2018 году директор Исследовательского центра ИПМ прогнозирует замедление роста потребления вследствие замедления увеличения реальной зарплаты. При этом, считает Чубрик, номинальная зарплата, вероятно, достигнет 1000 рублей в месяц к концу 2018 года.

Ранее эксперты ИПМ прогнозировали увеличение реальной зарплаты на 4% и 7,8% год к году в 2017 и 2018 годах соответственно. Однако, предполагали они, восстановление потребления домохозяйств будет более медленным из-за падения занятости. Причем снижается занятость при всех сценариях развития экономики примерно одинаково — более 2% в 2018 году. «Зарплата растет вслед за производительностью труда, но занятость сокращается, как вследствие старения, так и под влиянием падения экономической активности», — поясняют специалисты.

Международный валютный фонд , эксперты которого в конце года работали в Беларуси в рамках традиционных ежегодных консультаций по статье IV. МВФ прогнозирует прирост экономики Беларуси на 1,7% в нынешнем году и 1,8% - в 2018-м, темпы прироста совокупного внутреннего спроса будут соответственно 0,3% и 2,3%.

Ожидается, что неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг государственного сектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно 2 процентами, предупреждают эксперты Фонда.

Президент недавно , что оснований для самоуспокоенности в связи с ростом экономики нет. Лукашенко заявил, что 2018 год будет особым, так как предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, для выхода на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

«Экономика за 2015−2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил президент.

По словам Лукашенко, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем» — признал глава государства.

При этом в качестве безусловно достижения все эксперты признают то, что в 2017 году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости - около 6%.