Типы экономической политики. Бавижев А.У. Экономическая политика государства

Характеристика основных видов экономической политики государства.

Экономическая политика - это по­ведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объектив­ных трудностей, - политические действия, включающие оцен­ку трудностей, принятие решений их законодательное утвер­ждение - экономический эффект, т.е. ответная реакция рын­ки, экономических агентов. Само собой разумеется, что вре­менные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуника­ций, деловой активности людей и т.д.

Основные направления государственного вмешательства в экономику:

1. Цель монетарной политики заключается в обес­печении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денеж­но-кредитной политики, которые осуществляются довольно медлен­но, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме­нение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указан­ная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т. п.

В мировой экономической практике используются следующие инст­рументы регулирования денежной массы в обращении:

□ операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначей­ских ценных бумаг;

□ политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

□ изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

2. Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

3. Социальная политика – экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной поли­тике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления националь­ного богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, v в этом смысле в социальной политике концентрируются цели эко­номического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социаль­ной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономиче­ского роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной эко­номической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая сту­пень экономического развития, тем выше требования к людям, обес­печивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическо­му и нравственному развитию. В свою очередь, это требует даль­нейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономи­ческой деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную вза­имозависимость современного мира, можно говорить о межгосудар­ственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической от­сталости групп стран или даже континентов).

4. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

5. Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.6. В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики.7. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.8. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

  • Глава 4. Товарное производство
  • 1. Формы и типы общественного хозяйства
  • 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
  • 3. Благо и товар
  • 4. Теории стоимости товара
  • 5. Деньги
  • 6. Цена
  • Глава 5. Рынок
  • 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
  • 2. Структура и типы рынков
  • 3. Инфраструктура рыночной экономики
  • 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
  • Глава 6. Спрос и предложение
  • 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
  • 2. Предложение и его функции
  • 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
  • 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
  • Глава 7. Конкуренция и монополия
  • 1. Конкуренция и ее методы
  • 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
  • 3. Экономическая монополия и ее формы
  • 4. Антимонопольное регулирование
  • Глава 8. Теории потребительского поведения
  • 1. Экономическое потребление
  • 2. Граница производственных возможностей
  • 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
  • 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
  • Раздел III. Теория микроэкономики
  • Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
  • 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
  • 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
  • 3. Особенности предпринимательства в России
  • Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
  • 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
  • 2. Многообразие форм предприятий
  • 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
  • Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
  • 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
  • 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
  • 3. Концепция и основные задачи логистики
  • 4. Сущность и содержание маркетинга
  • Определения маркетинга
  • 5. Маркетинг как рыночная концепция
  • Глава 12. Теория производства и производственная функция
  • 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
  • 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
  • 3. Изокванты
  • 4. Производство с одним переменным фактором
  • 5. Замещаемость производственных факторов
  • 6. Прямая равных издержек (изокоста)
  • 7. Производство с двумя переменными факторами
  • Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
  • 1. Определение издержек производства
  • 2. Виды издержек
  • Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
  • 3. Эффект масштаба производства
  • 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
  • Глава 14. Рынки факторов производства
  • 1. Рынок труда и заработная плата
  • 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конку­рентным.
  • 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой про­дукции.
  • 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
  • Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
  • 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
  • 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
  • 3. Основные и оборотные фонды, их структура
  • 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
  • 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
  • Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
  • 1. Аграрные отношения и их специфика.
  • 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
  • Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
  • 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
  • Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
  • Раздел IV. Теория макроэкономики
  • Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
  • 1. Определение национальной экономики
  • 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
  • 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
  • 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
  • 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
  • 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
  • Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
  • 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
  • 2. Государственное регулирование регионального развития
  • Глава 19. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
  • 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
  • 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
  • 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
  • Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
  • 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
  • 2. Экономический рост
  • 3. Безработица: сущность, причины и формы
  • 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
  • Глава 21. Закономерности денежного обращения
  • 1. Понятие денежного обращения
  • 2. Законы денежного обращения
  • 3. Денежная система и ее элементы
  • 4. Структура денежной массы и ее показатели
  • Денежная масса в Российской Федерации в 1997-2001 гг.1
  • 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
  • Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
  • 1. Сущность и функции финансов
  • 2. Финансовая система государства и её субъекты
  • 3. Концепции финансов государства
  • 4. Государственный бюджет
  • 5. Кредит: принципы, функции, формы
  • 6. Банки и современная банковская система
  • 7. Государственный долг
  • 8. Страховая деятельность
  • 9. Рынок ценных бумаг
  • Глава 23. Налоги и налоговая система
  • 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
  • 2. Принципы налогообложения
  • 3. Субъекты налоговых отношений
  • 4. Налоговая система Российской Федерации
  • 5. Налоговая политика
  • Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
  • 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
  • 2. Экономические функции государства
  • 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
  • 4. Экономическая политика государства
  • Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
  • 1. Общая модель смешанной экономики
  • 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
  • 3. Функциональное строение совокупного спроса
  • 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
  • Раздел V. Проблемы переходной экономики
  • Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
  • 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  • 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
  • 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
  • Глава 27. Трансформация отношений собственности
  • 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
  • 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
  • Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
  • Глава 28. Мировое хозяйство
  • 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
  • 2. Классификация стран
  • 3. Теории мирохозяйственных связей
  • 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
  • 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
  • 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
  • 7. Интеграция России в мировое хозяйство
  • Глава 29. Глобализация экономических отношений
  • 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
  • 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
  • 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
  • Раздел VII. Из истории экономических учений
  • Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
  • 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
  • 2. Меркантилизм - первая научная экономическая система
  • 3. Возникновение классической школы
  • 4. Теоретические основы марксизма
  • Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
  • 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
  • 2. Неоклассическое направление экономической мысли
  • 3. Институционализм и неоинституционализм
  • 4. Кейнсианство
  • 5. Неолиберальные концепции
  • 6. Монетаризм
  • Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
  • 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
  • 2. Основные направления развития политэкономии социализма
  • 3. Постсоветская экономическая мысль
  • Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
  • 1. Особенности развития экономической мысли в России
  • 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
  • 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов
  • 4. Экономическая политика государства

    Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики. Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

    Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

      Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

      Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

      Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

      Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

    Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

    Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

    Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

    Общий вид функции:

    где У; (i = 1, ..., k ) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., X s - множество инструментов экономической поли­тики;

    Z i , ..., Z n - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

    Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

    Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi -то инструмента на yi - ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики ( mif ) - показателя эффективности воздействия xi -то инструмента на yi - ую цель: d y , тц = d xj .

    Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» у х )

    определяет, на сколько процентов изменится значение цели У i при изменении инструмента xi на 1%.

    При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

    При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

    Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

    В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

    Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

    Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

    Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

    Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

    Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

    70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

    Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

    Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

    Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

    Этот процесс идет по следующим направлениям:

    последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

    резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

    уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

    В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

    В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

    Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

    По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

    Экономическая политика – это курс действий, который призван контролировать поведение экономики. Обычно экономическая политика осуществляется и устанавливается правительством страны. Примеры экономической политики включают в себя решения о 1) государственных расходах и налогообложении, 2) перераспределении доходов от богатого населения бедному и 3) росте денежной массы. Эффективность экономической политики можно оценить одним из двух способов, известными как позитивная и нормативная экономика.

    Позитивная и нормативная экономика

    Позитивная экономика пытается описать, как работает экономика и экономическая политика, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются лучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть протестированы , а затем подтверждены или отвергнуты. Например, гипотеза о том, что увеличение предложения денег ведет к росту цен относится к сфере позитивной экономики, потому что ее можно проверить, изучив данные о предложении денег и уровне цен.

    Нормативная экономика включает использование оценочных суждений для определения поведения экономики и экономической политики. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены. Например, гипотеза о том, что уровень инфляции слишком высок относится к сфере нормативной экономики, поскольку он основан на оценочном суждении и поэтому не может быть проверен, подтвержден или опровергнут. Неудивительно, что большинство разногласий среди экономистов относятся к нормативным экономическим гипотезам.

    Цели экономической политики

    Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, какую именно экономическую политику следует проводить и, следовательно, подпадают под категорию нормативной экономики. Хотя имеются много разногласий относительно соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, имеют широкое, хотя и не всеобщее признание. Широко распространенные цели включают:

    Экономический рост: экономический рост означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) со временем увеличиваются.

    Полная занятость: Цель полной занятости заключается в том, что каждый человек , являющийся частью рабочей силы и имеющий желание работать, может найти работу.

    Ценовая стабильность: целью стабильности цен является предотвращение резкого неконтролируемого роста общего уровня цен, известного как гиперинфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция .

    Цели экономической политики достигаются путем грамотного проведения бюджетной и монетарной политики.

    В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т.е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

    Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

    Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4- 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей(пенсии, пособия).

    Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит расширительный характер (направлена на расширение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы - это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, государство вводит новые правила (дискретные меры) - стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

    Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

    Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

    Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

    Элементами, составляющими монетарную политику, являются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика, - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; 3) политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

    Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

    Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).

    Схема 57.

    Субъекты исполнения экономической политики.


    Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

    – Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

    – Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

    – Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

    Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).

    Схема 58.

    Пирамида целей.


    1. – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

    2. – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

    Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.

    Схема 59 .



    Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

    11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

    Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.

    Схема 60 .



    Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

    Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

    Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

    Схема 61.

    Виды фискальной политики.



    Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.

    Схема 62.

    Основные виды налогов.



    Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой . Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

    Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

    Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

    По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

    Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера . Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

    Схема 63.

    Кривая Лаффера.



    Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

    Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27):

    Таблица 27.

    Структура государственного бюджета.



    Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

    Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

    В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

    Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

    Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

    Фактическийдефицит – общий дефицит госбюджета.

    Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

    Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

    Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.

    Схема 64 .



    Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

    – существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

    – вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

    – увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

    – перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

    Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

    11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

    Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 65.

    Схема 65 .



    Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

    Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 28).

    Таблица 28.

    Институты кредитно-денежной политики.



    При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

    При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:


    Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.

    Схема 66.

    Структура основных денежных агрегатов.



    Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.

    Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

    Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции (таблица 29).

    Таблица 29.

    Типы инфляции.



    Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

    Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.



    где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1 – средний уровень цен в прошлом году.

    Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.

    Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

    Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

    Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на схеме 67.

    Схема 67 .



    Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

    11.4. Социальная политика

    Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

    – развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;

    – реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;

    – осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

    – защиты и поддержки нуждающихся;

    – проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

    – активной социальной политики и социального партнерства.

    Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

    Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 68.

    Схема 68 .



    Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром». Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.

    Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

    В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.

    Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.


    Экономисты выделяют три основных типа безработицы.

    Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.

    Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5–6 % от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.

    Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 %.

    Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченность экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном – снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.

    В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.

    Тренировочные задания к теме 11

    1. Предположим, что в национальной экономике наблюдаются: а) высокий уровень инфляции; б) падение уровня производства; в) падение курса национальной валюты по отношению к доллару; г) рост безработицы. Определите основные направления кредитно-денежной политики в каждом из данных случаев. Определите основные направления кредитно-денежной политики, если все названные экономические явления наблюдаются одновременно. Какие из выбранных Вами направлений экономической политики являются приоритетными?

    2. Если индекс цен в прошлом году был 120 %, а в этом 147 %, то каким будет уровень инфляции в этом году?

    3. Рассчитайте скорость оборота денег, если денежная масса наличных и безналичных денег – 400 млрд. руб., а ВНП – 4080 млрд. руб.

    4. Представим, что степень эластичности налоговых поступлений в России составляет 1,2. Как изменится сумма налоговых поступлений, если экономический рост в течение года составит 2 %?

    5. Какая ситуация предпочтительней – полная занятость с 5 % годовым уровнем инфляции или стабильные цены с 8 % уровнем безработицы? Объясните, почему?

    6. В таблице приведены условные данные о размере налогооблагаемого дохода и уровне предельных ставок налога.



    На основании имеющихся данных заполните таблицу. Сделайте выводы о характере данного налога.

    7. Допустим, что население одного из регионов страны составляет 15 млн. человек, из них: детей до 16 лет – 4,5 млн.; лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждения, –0,3 млн.; пенсионеров – 3,2 млн.; безработных – 0,7 млн. Определите уровень безработицы и ее влияние на национальное богатство.

    8. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 50 д.е., трансфертные платежи равны 10 д. е., процентные выплаты – 10 % годовых по государственному долгу, равному 20 д. е., налоговые поступления составляют 40 д. е.

    Тест к теме 11

    Определите все верные ответы.

    1. В каких случаях существует совместимость между двумя политико-экономическими целями экономической политики

    а) достижение одной цели связано с риском отказа от другой;

    б) преследование одной цели тормозит достижение других;

    в) достижение одной цели способствует реализации других;

    г) достижение одной цели отрицательно влияет на другие.

    2. Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные и безналичные деньги?

    а) М0 ; б) М1 ; в) М2 ; г) М3 .

    а) умножения показателя номинального ВНП на индекс потребительских цен;

    б) деления показателя реального ВНП на индекс потребительских цен;

    в) деления показателя номинального ВНП на показатель реального ВНП;

    г) умножения показателя реального ВНП на агрегатный индекс цен.

    4. Какие меры позволят избежать сокращения занятости при смещении кривой совокупного предложения в результате роста издержек производства?

    а) эмиссия денег; б) повышение налогов;

    в) уменьшение денежной массы ЦБ;

    г) стимулирование сбережений в коммерческих банках с помощью премиальной системы.

    5. Внутренний долг растет более высокими темпами, чем объем ВНП. Данное обстоятельство

    а) приведет к кризису финансовой политики государства;

    б) не является негативной экономической ситуацией;

    в) влияет на темпы экономического роста;

    г) не оказывает прямого влияния на состояние экономики.

    6. ЦБ, продавая большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, преследует цель

    а) сделать кредит более доступным; б) увеличить инвестиции;

    в) снизить учетную ставку; г) все отмеченное неверно

    7. Государственная политика доходов направлена на

    а) регламентирование уровня зарплаты всем работникам;

    б) поддержание равного уровня оплаты труда всех работников;

    в) ограничение роста личных доходов;

    г) перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.