Составить таблицу тему глобальные экономические проблемы. Глобальные экономические проблемы в мире. Освоение Мирового океана и космоса

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М.

МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики (слайд 1)

Цели урока:

- обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

Подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

Воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

Уметь проводить поиск необходимой информации;

Знать обществоведческие термины;

Прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

    Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

    Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

    Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

    Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

    Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

    Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

    Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

    Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока: (слайд 3)

    Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

    Причины возникновения глобальных проблем экономики

    Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

Глобальные проблемы,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I . Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие глобальных проблем экономики,

Виды глобальных проблем экономики,

Пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать глобальные проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока .(слайд 3,4, 5)

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II . Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

III .Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики - это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы (слайд 7) .

Глобальные проблемы экономики - проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельностичеловека (слайд 8).

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

    экономическая отсталость;

    экологическая;

    демографическая;

    продовольственная;

    разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость (слайд 9)

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая (слайд 10)

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная (слайд 11)

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая (слайд 12)

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом (слайд 13)

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости - колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос - основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по - вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости - переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы - обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем - переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV .Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску- слайд 16 ), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Причины Последствия

Глобальные проблемы экономики

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V . Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI . Домашнее задание (1 мин). (слайд 17)

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом

Виртуальная экономическая библиотека - http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

    Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.

    Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

    Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

    Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

    http :// yandex . ru / - фото для презентации

    https :// ru . wikipedia . org / wiki - терроризм

Мировая экономика может быть определена как совокупность национальных экономик отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений. Сложившиеся тенденции в мировой экономики скрывает в себе и опасности. Они по-разному затрагивает жизненные интересы различных государств, социальных слоев и групп.

Особенностями глобальных проблем являются:

    стратегический характер, решающее влияние на будущее положение мирового сообщества и дальнейшее развитие производительных сил или даже гибель цивилизации;

    обусловленность множеством слабо контролируемых факторов - технических, экономических, социальных, природных;

    масштабность. Они прямо или косвенно касаются всего или большей части населения планеты, каждого из шести с лишним миллиардов ее жителей, т. е. носят общемировой характер;

    срочность, т. е. настоятельность решения. В одном случае речь идет о незамедлительных действиях, ибо ежегодно миллионы людей на планете гибнут от голода в другом случае история отводит для этого несколько лет или даже десятилетий, однако достаточно продолжительное время мириться с их существованием нельзя;

    тесная взаимосвязанность, например, решение демографической проблемы уже само по себе снижает остроту проблемы голода;

Возможность решения проблем совместными действиями всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы делятся на 3 основные группы:

    интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);

На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы и т.д.) явился рост военных расходов, который мог принимать характер и масштабы гонки вооружений.

социально-демографическая (рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни)

в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мира увеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек) При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доля перспектив-ного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в развивающихся странах.

В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессам Растёт несоответствие между численностью населения планеты и ресурсами. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества

    социально-экологические (загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космическою пространства и ресурсов Мирового океана).

Экологические проблемы. Начиная с 60-х гг. 20 века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитую зону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства.

Топливно-сырьевая ситуация в мире. Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.

На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет.

В последнее время в мировом сообществе стали называть новую проблему,которая касается уже всех стран, а именно: Защита интеллектуальной собственности. По оценкам ряда экспертов, 7-8% объема мировой торговли приходится на контрафакт. Это касается не только киноиндустрии, но и производства компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, фармацевтической, пищевой промышленности, предметов роскоши, спортивных товаров и т.д., - сказал Медведев. - Масштабы пиратства напрямую угрожают стабильности национальной экономики каждого государства.

К инструментам регулирования международных экономических отношений при решении глобальных проблем относятся международные организации, координирующие их развитие с наднациональных позиций, двусторонние и многосторонние соглашения и нормы международного экономического права.

Последнее обеспечивает:

    юридические условия функционирования и развития системы международных i экономических отношений, ее корректировку в интересах достижения их справедливости | и сбалансированности;

    применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности;

    формирование цивилизованных принципов осуществления международных экономических отношений.

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Глобальные проблемы мировой экономики - это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения путем объединения усилий всех членов мирового сообщества. Эксперты выделяют порядка 20 глобальных проблем. Наиболее значимыми являются следующие:

1. Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства развивающихся стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии -- около 43% и в Индии -- примерно 48%.

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся шире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

  • - утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
  • - безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
  • - международное регулирование процессов развития отсталых стран.
  • 2. Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 20 -го столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.

Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у 6-ти стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

  • - доля военных расходов по отношению к ВНП;
  • - количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
  • - объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи;
  • - интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума (Австрия, Швеция, Швейцария).

Война не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).

3. Продовольственная проблема.

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс -- численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств).

В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.

4. Проблема природных ресурсов.

В последней трети XX в. среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и нехватки природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья.

В сущности, глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две очень близкие по характеру происхождения проблемы -- энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энергосырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1973 г., когда в результате скоординированных действий государства -- члены ОПЕК практически одномоментно повысили в 10 раз цены на продаваемую ими сырую нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах был предпринят в самом начале 80-х гг. Это позволило говорить о второй волне мирового энергетического кризиса. В результате за 1972--1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. В литературе это было названо «мировым нефтяным шоком», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. Некоторые аналитики расценивали подобные события как свидетельство истощения мировых невозобновляемых природных ресурсов и вступления человечества в эпоху длительного энергетического и сырьевого «голода».

В настоящее время решение проблемы ресурсо- и энергообеспечения зависит, во-первых, от динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы; во-вторых, от изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах; в-третьих, от возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители; в-четвертых, от возможных новых технологических подходов к решению глобальной энергосырьевой проблемы, обеспечить которые может непрерывный НТП.

5. Экологическая проблема.

Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

В качестве примеров деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, за последние 10 лет площадь лесов сократилась на 35%, а средняя лесистость -- на 47%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. По подсчетам ученых, в результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. И в настоящем, в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие. 1/2 всех этих потерь в конце 80-х гг. приходилось на четыре страны: Индию (6 млрд. т), Китай (3,3 млрд. т), США (млрд. т) и СССР (3 млрд. т).

За последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное - в отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.

Показательным примером страны с непродуманной технологией может служить Россия. Так, в СССР ежегодно образовывалось около 15 млрд. т твердых отходов, а сейчас в России - 7 млрд. т. Общее количество твердых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках, достигает ныне 80 млрд. т.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. Было подсчитано, что за последние 20--25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2--5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на. 2%. В Северном полушарии содержание озона в атмосфере, уменьшилось уже на 3%. Особую подверженность Северного полушария воздействию фреонов можно объяснить следующим: 31 % фреонов производят в США, 30% -- в Западной Европе, 12% -- в Японии, 10% --в СНГ.

Одно из главных последствий экологического кризиса на планете -- оскудение ее генофонда, т.е. уменьшение биологического разнообразия на Земле, которое оценивается в 10--20 млн. видов, в том числе на территории бывшего СССР -- 10--12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

6. Демографическая проблема.

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры -- 256 млн. человек, к 1000 г. -- 280 млн. человек, к 1500 г. -- 427 млн. человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего -- 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого -- через 15 лет (в 1974 г.), пятого -- по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого -- через 12 лет (в 1999 г.). В 2012 г. население мира составило 7 млрд. чел.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Зоной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% --в Восточной Азии против 29% -- в Южной Азии и 44% -- в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

7. Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Возникновение глобализации обусловлено объективными процессами развития мировой экономики. Она была подготовлена всем ходом исторического развития мировой экономики, начиная с позднего Средневековья, и является естественным продолжением современного процесса интернационализации. Великие географические открытия, строительство дорог и каналов, промышленная революция, появление новых средств транспорта и связи, создание мирового рынка, массовые миграции, интенсификация международных контактов и обменов положили конец изолированному существованию стран и народов. Развивающиеся мирохозяйственные связи, создание мировых систем регулирования международных отношений, интенсификация культурного и научного взаимодействия дополнили этот процесс и привели к тому, что мир обрел целостность.

Ученые проанализировали ход исторического процесса и пришли к выводу, что элементы глобализации были характерны для всех этапов развития мировых отношений. Такой подход получил название исторический. Сторонники этого подхода выделяют следующие формы глобализации:

    вялотекущая глобализация (характерна до периода географических открытий);

    медленно прогрессирующая глобализация, которая проявляется в виде межгосударственных отношений, развития мировой торговли и колонизации отсталых стран (продолжалась вплоть до середины XIX века);

    структурная глобализация, которая связана с переделом мира, сфер влияния и распадом противостоящих социально-экономических систем и их консолидацией (проходила до середины 80-х годов XX века);

    последовательная глобализация, которая выступает как самостоятельный научный фактор.

Основными направлениями глобализации являются:

    преобразование основ конкурентоспособности центров мирового хозяйства;

    формирование новых регуляторов мирового хозяйства;

    постоянное воздействие на хозяйственное развитие периферии.

Следствием глобализации стало изменение взглядов на классификацию стран мирового сообщества. Если совсем недавно в качестве главного критерия принимался уровень развития промышленности и показатели, характеризующие доходы населения, то сегодня на передний план выступает интеллектуальная составляющая национальной экономики. В качестве одного из показателей, способных оценить влияние научно-технического потенциала на роль стран в мире, предлагается индекс человеческого капитала - это такой показатель, который характеризует развитие человеческих способностей и возможностей.

Наиболее полно глобализация проявила себя на финансовом рынке и в сфере международных научных исследований

Глобальные проблемы мировой экономики

Сущность и факторы формирования мировой экономики

Экономическая, культурная, политическая жизнь в каждой стране различна, что объясняется рядом следующих причин:

    географическое расположение;

  • исторические особенности;

    традиции.

Но общим для всех является хозяйственная деятельность, производство товаров и услуг для обеспечения потребностей населения, без чего невозможно поддержание и воспроизводство жизни общества.

Согласно статистике мирового банка сегодня в мире насчитывается 207 государственно-территориальных образований, вступающих между собой в экономические взаимоотношения. На политической карте мира эти образования подразделяются на две группы: суверенные государства и несамоуправляющиеся, политически зависимые территории. Знание особенностей государственных образований позволяет правильно понимать социально-политические и экономические процессы, происходящие в современном мире.

На протяжении XX века число суверенных государств увеличилось с 55 государств в 1900 году до 185 - в начале XXI века. Еще 22 территориальных образования в соответствии со специальным списком ООН относятся к колониям.

Для того, чтобы определить понятие «мировая экономика», сначала дадим определение «национальная экономика», т.к. это более последовательно, содержательно и логично.

Национальная экономика - это хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах определенных государственных и национально-территориальных образований, которые обладают основными признаками международной правосубъектности. С экономических позиций существенной чертой рассматриваемого понятия является международное государственное и хозяйственное территориальное обособление.

Теперь дадим определение «мировая экономика». Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства и объединенных международным разделением труда. Т.е, как уже было сказано в 1-й главе, понятие «мировая экономика» похоже на понятие «мировое хозяйство».

Важнейшим фактором мировой экономики являются крупные структурные сдвиги в международном разделении труда. Международное разделение труда является объединяющим началом, которое стоит у истоков возникновения мирового хозяйства как системы. Сутью международного разделения труда является сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на определенных сферах и отраслях хозяйственной деятельности и производствах с учетом внешних потребностей. Международное разделение труда проявляется в международной специализации и кооперации.

Понятие, причины и виды глобальных проблем мировой экономики

Глобальные проблемы мировой экономики - это результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономик, которые нельзя объяснить с позиции какой-либо одной науки. Рассмотрим ряд причин, которые привели человечество к глобальным проблемам мировой экономики.

Важнейшей причиной глобальных проблем является в первую очередь накопление громадной производственной мощности, т.к. оно оказывало давлении на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности - в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.

Еще одной важной причиной, которая привела к глобальным проблемам, является научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Масштабы воздействия НТП на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов.

НТП способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.

Таким образом, глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.

    Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживают почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную проблему обычно называют проблемой отсталости развивающихся стран.

На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет где-то в порядке 1:60. Это значит, что на каждую развитую страну приходится примерно около 60 слаборазвитых государств.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, характерна сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них можно назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

    утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;

    безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

    международное регулирование процесса развития отсталых стран.

    Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема мира и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, которые происходили с 1945 г. до конца 80-х годов, обернулись потерями в 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. долларов в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

    доля военных расходов по отношению к ВНП;

    количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;

    объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов;

    степень военизации жизни, быта, семьи;

    интенсивность использование военного насилия во внутренней и внешней политике.

С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества:

    сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета);

    сверхдостаточный;

    уровень оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-х годах как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем и СССР привели к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок.

    Продовольственная проблема.

Данную проблему называют одну из главных нерешенных проблем XX века. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократились почти в два раза. Но в то же время значительная часть населения Земли до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность, которые нуждаются в них, превышает где-то около 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия испытывает каждый седьмой человек. От голода ежегодно умирает в порядке 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

    Проблема природных ресурсов.

Данная проблема обозначилась в последней трети XX века. Ее также называют проблемой исчерпаемости и нехватки природных ресурсов. К этим ресурсам относятся особенно энергетические ресурсы и минеральное сырье. Эта проблема, в сущности, представляет собой очень близкие по характеру происхождения проблемы - энергетическую и сырьевую. При этом энергетическая проблема является в значительной мере производной от сырьевой, потому что практически большая часть используемых способов получения энергии в настоящее время по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энерго-сырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1972-1973 годов, когда в результате скоординированных действий государства члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) практически в один момент повысили в 10 раз цены на продаваемую ими нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах, предпринят в самом начале 80-х годов. Это стали называть второй волной мирового энергетического кризиса. В результате за 1972-1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. Период 1972-1981 гг. получил название «мировой нефтяной шок», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. В настоящее время энерго-сырьевая проблема представляется следующим образом:

    расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых повлекло за собой резкие изменения в окружающей среде;

    металлургические, химические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия, работающие в большинстве своем с использованием традиционных технологий, пагубно воздействует на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, приводят к климатическим изменениям, резко меняют условия существования человека;

    возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, роста морских перевозок нефти, увеличение протяженности нефте- и газопроводов ведет к загрязнению поверхностей Мирового океана и суши.

В настоящее время решение энерго-сырьевой проблемы зависит от:

    динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы;

    изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах;

    возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители;

    возможных новых технологических подходов к решению глобальной энерго-сырьевой проблемы, обеспечить которые может НТП.

Экологическая проблема.

Всю эту проблему можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности. В качестве примера деградации окружающей природной среды можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, в период возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн. км2 суши, а с учетом кустарников и перелесков - 75 млн. км2, или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн. км2, а средняя лесистость - до 30%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. В результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га продуктивных земель, что значительно больше всей современной площади пашни. Да и в настоящее время в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие и превращаются в пустоши. Потери почвы можно оценить не только по площади, но и по весу. Учеными было подсчитано, что только пахотные земли нашей планеты теряют 24 млрд. т в год плодородного почвенного слоя.

В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивались в 40-50 млрд. По современным расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. При это нужно учитывать, что только сейчас 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию, а остальные 90-95% превращаются в прямые отходы.

Жидкими отходами загрязняется, прежде всего, гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале 90-х гг. достиг 1800 км3. Для разбавления загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня на единицу объема требуется около 10-100 ед. чистой воды. Таким образом, использование водных ресурсов для разбавления и очищения сточных вод стало самой крупной статьей их расходования.

Нефтяное загрязнение отрицательно сказывается прежде всего на состоянии морской и воздушной среды, т.к. нефтяная пленка ограничивает газо-, тепло- и влагообмен между ними. Например, в Мировой океан попадает около 3,5 млн. т в год нефти и нефтепродуктов.

Загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами вызываю большую тревогу. Ежегодно в атмосферу земли выбрасывается где-то в порядке 60 млн. т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы.

Деградация экологической системы связана также с поступлением в природу химических веществ, созданных в процессе производства. В настоящее время в отравлении окружающей среды участвуют около 100 тыс. химических веществ. Основная доза загрязнений приходится на 1,5 тыс. из них.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. За последние 20-25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2-5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на 2%.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

    Демографическая проблема.

Численность населения на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры - 256 млн. человек, к 1000 г. - 280 млн. человек, к 1500 г. - 427 млн. человек). В XX веке темпы прироста населения резко ускорились. Первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 году, второго - в 1927 году, третьего - в 1959 году, четвертого - в 1974 году, пятого - в 1987 году, шестого - в 1999 году. На сегодняшний день население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста населения всего мира постепенно замедляются. Это вызвало тем, что страны Северной Америки, Европы и Япония перешли к простому воспроизводству населения. Для этого воспроизводства характерен незначительный прирост или относительно небольшая убыль населения. Также существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но самой главной демографической проблемой является то, что свыше 80% прироста населения всего мира приходится на развивающиеся страны.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в 5-6 раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития. Поэтому обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран - один из важнейших аспектов демографической проблемы в современных условиях. В этих странах решение проблемы занятости возможно путем создание новых рабочих мест в современных отраслях их экономики и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели:

рождаемость;

смертность;

естественный прирост или убыль.

Эти показатели зависят от уровня развития общества. Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения. Также в развивающихся странах усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

    Проблема устойчивого развития.

Устойчивое развитие основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства. Основное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу:

Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т. д.) - их количество или возможность увеличивать биомассу не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.

Относительно невозобновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) - необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (к примеру, частичная замена нефти, угля, газа на альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).

Относительно отходов - должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

    Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. А оно проявляется в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных задач.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.