Регионы доноры и реципиенты в рф. Регионы-доноры

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги. Проанализируем в статье, кто на 2016 год является донором, а кто получателем бюджетных средств.

к 2017 году список регионов-доноров сократится

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула:

«Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Голикова Татьяна Алексеевна

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены" , - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересно в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru , упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.


Фото: Reuters/ Якутия

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

1)Республика Дагестан – 46,7;

2)Республика Саха (Якутия) – 43,1;

3)Камчатский край – 37,5;

4)Республика Крым – 22,3;

5)Чеченская Республика – 22,2;

6)Алтайский край – 16,9;

7)Республика Тыва – 13,5;

8)Республика Бурятия – 13,2;

9)Ставропольский край – 12,3;

10)Республика Башкортостан – 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

В массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву... Так вот, Москвы там никогда и не было.


Фото: Reuters/ Макет полуострова Камчатка на выставке моделей российских городских пейзажей и ландшафтов, в День России в Санкт-Петербурге в 2011 году

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве. Один из самых высоких показателей налогового потенциала по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организаций. Остановились именно на этих видах налогов, так как именно они были заложены в расчет на получение дотации по бюджетной сбалансированности регионов. Подтверждение мифа часто транслируется через не совсем правильную интерпретацию высказываний ученых. Вот, например, высказывание регионоведа Натальи Зубаревич : "При нынешней налоговой системе, когда львиная доля доходов провинциальных бюджетов уходит в центр, хорошего выхода нет" . Это говорит о том, что поступления в основном уходят в центр, что означает - в федеральный бюджет, но не в бюджет субъекта г. Москвы. К тому же, как уже отмечалось, бюджет Москвы не получает дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

«То есть постепенно идет вытеснение других расходов, потому что нужно платить процентные платежи. Здесь Минфином ведется работа по замещению более дорогих коммерческих кредитов кредитами из федерального бюджета, которые являются менее дорогими, и нужно, чтобы они в структуре долга заняли превалирующую часть».

Голикова Татьяна Алексеевна

Пик по долгам региональных бюджетов придется на предвыборный 2017 год.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат . Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

Фото: www.globallookpress.com

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Список регионов, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности согласно законам о федеральном бюджете

"Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации." - п.4 ст.131 Бюджетного кодекса РФ.

В результате выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2015 году дифференциация доходов 10 наиболее и 10 наименее финансово-обеспеченных субъектов Российской Федерации с учетом предоставления дотаций сократилась с 6,8 до 2,8 раз. - из Заключения Счётной палаты на законопроект об исполнении федерального бюджета за 2015 год.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 г., 3 ноября 2007 г., 2 ноября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 20 декабря 2011 г., 9 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 22 апреля, 30 ноября 2015 г.).

Постановлением Правительства № 1291 от 1.12.2014 для Крыма и Севастополя введён особый порядок расчёта дотаций.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, составило 71 и по сравнению с 2014 годом снизилось на 1 субъект Российской Федерации (а не получающих при этом увеличилось на три, т.к. субъектов стало не 83, а 85 - добавились Крым и Севастополь); в 2014 году их было 72, в 2013 году – 73, в 2012 году – 72, в 2011 году – 69.

Кроме того, из госбюджета ежегодно выделяются дотации "на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов", цель которых - возместить непредвиденные расходы, понесённые региональными бюджетами из-за изменений федерального налогового законодательства в соответствующем году. Они иногда достаются и "регионам-донорам". В 2015 году эти дотации получили бюджеты 75 субъектов Российской Федерации (в 2014 году – 81 региона, в 2013 году – 79 регионов, в 2012 году – 80 регионов). Как отмечает Счётная палата, Методика, предусмотренная пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации», утверждена (по состоянию на октябрь 2016) только на 2011 год постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 890 «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год» (т.е. проверить обоснованность их выделения невозможно).

2013 (10): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2013-2015 (216-фз от 3.12.2012).

В соответствии с Бюджетом-2013/15, в 2014 году дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Коми, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (13). А в 2015 - также Башкортостан, Карелия, Краснодарский край, Пермский край, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ (ещё 26, итого 39). Однако, в 2014 - около 15%, а в 2015 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2013 году (40 млрд. руб.) распределены распоряжением Правительства от 24 октября 2013 г. N 1952-р. В списке нет всего восьми регионов: Калужская область, Ленинградская область, Ростовская область, Тюменская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2014 (11): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий, получают 19 регионов, в том числе ни одного из вышеприведённого списка.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2014-2016 (349-фз от 2.12.2013). В списке получателей дотаций отсутствуют также Крым и Севастополь.

В соответствии с Бюджетом-2014/16, в 2015 и 2016 годах дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (15). Однако, в 2015 около 15%, а в 2016 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2014 году распределены распоряжениями Правительства от 15 июля 2014 г. № 1310-р (50 млрд. руб.) и от 15.12.2014 г. № 2550-р (23 млрд. 387 млн. 779,4 тыс.). В обоих списках нет лишь шести регионов: Крым (дотация выделена отдельно - распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 2071-р), Тюменская область, Москва, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2015 (14): Республика Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2015-2017 (384-фз от 1.12.2014). В 2016 предполагается отсутствие дотаций для тех же 14 регионов, а в 2017 - также и для Республики Коми.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий в тексте Бюджета-2015/17 не обнаружены.

Приказом Минфина России от 9 декабря 2014 г. № 453 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации” утверждён, в частности,

Перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в 2015 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

(1) Республика Татарстан (Татарстан)

(2) Калужская область

(3) Ленинградская область

(4) Московская область

(5) Самарская область

(6) Сахалинская область

(7) Свердловская область

(8) Тюменская область

(9) Ярославская область

(10) город федерального значения Москва

(11) город федерального значения Санкт-Петербург

(12) Ненецкий автономный округ

(13) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(14) Ямало-Ненецкий автономный округ

Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.