Чем отличается 590 п от 254 п. Требование цб иметь национальные рейтинги дало первые плоды

С 14 июля присваивать кредитные рейтинги по национальной шкале для использования внутри страны могут только рейтинговые агентства, работающие в России как самостоятельные юрлица, подчиняющиеся российскому законодательству и внесенные ЦБ в реестр российских рейтинговых агентств. Международные агентства, работавшие в России в формате филиалов, после 14 июля не могут присваивать рейтинги по национальной шкале. Сейчас в перечне Банка России два отечественных агентства — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и «Эксперт РА».​

Как ранее сообщал РБК, далеко не все компании поспешили обзавестись новыми рейтингами.

Тяжелый вопрос

РБК запросил топ-30 крупнейших банков относительно ситуации с доформированием резервов, но только некоторые из них согласились предоставить комментарии. Об увеличении отчислений в резервы в июле именно по причине рейтинговых требований РБК сообщили, в частности, в пресс-службе Сбербанка. Впрочем, представитель банка не сообщил объем доначисленных резервов.

В пресс-службе ВТБ ограничились заявлением, что банк «формирует резервы в соответствии с нормативными актами Банка России». Росбанк решил запросить ЦБ относительно особенностей применения нового положения. «Мы ждем уточнений от ЦБ, чтобы детально проанализировать наш портфель и наметить дальнейший план действий», — сообщили в пресс-службе Росбанка. «Райффайзенбанк довольно консервативно соблюдает требования положения 590-П, — сообщили в пресс-службе банка. — Поэтому в связи с изменением 590-П доформирование резервов не требовалось». В банке «Российский капитал» сообщили, что не формировали резервы по ссудам заемщикам без нужного рейтинга, поскольку новые требования «не оказывают влияния на оценку кредитного риска по текущим ссудам банка». При этом в банке подтвердили наличие кредитов компаниям, подпадающим под действие положения, отметив, что объем требований по ним нематериален. В банке «Ак Барс» сообщили, что среди клиентов банка нет заемщиков, подпадающих под рейтинговые требования 590-П.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

У столь разной позиции банков есть и еще одно объяснение. «Положение 590-П не содержит четких указаний даты, с которой банк обязан применять новые требования в части резервирования, поэтому на момент вступления документа в силу в июле большинство банков не стало ничего предпринимать», — уточняет один из собеседников РБК из числа банковских топ-менеджеров. В будущем, по мере исполнения требований ЦБ по дорезервированию по ссудам заемщикам без соответствующих рейтингов, объем дорезервирования может значительно вырасти, считает собеседник РБК. В конечном итоге резервы — это расходы, уменьшающие прибыль и снижающие маржинальность банков.

Без переходного периода

Регулятор, в свою очередь, считает, что банки должны начать формировать резервы по новым стандартам после вступления в силу нового положения. «С учетом сроков вступления в силу норм указанного федерального закона положение Банка России №590-П вступило в силу с 14 июля 2017 года, и, соответственно, если на дату вступления его в силу у заемщика отсутствует необходимый рейтинг, позволяющий не оценивать реальность деятельности заемщика, кредитная организация должна доформировать резерв по ссуде до требуемой положением № 590-П величины», — пояснили в ЦБ.

Банк вправе расформировать ранее созданный резерв, после того как заемщик получит рейтинг, определенный положением №590-П, сообщили в Банке России в ответ на запрос РБК. «При этом резерв должен быть сформирован до момента получения заемщиком необходимого рейтинга, а не до момента получения кредитной организации информации о прохождении им процедуры рейтингования», — уточнили в пресс-службе регулятора.

Компании не торопятся

Компании до последнего времени были не столь активны в получении рейтингов по национальной шкале, сообщала . По данным «Эксперт РА», рейтинг агентства есть у 150 компаний, еще пять находятся в процессе пересмотра. АКРА присвоило рейтинги десяти компаниям.

Для банков это означает, что резервы придется доформировывать по значительному объему активов, уверены в рейтинговых агентствах. «Доля облигаций эмитентов на российском рынке, получивших рейтинг АКРА, составляет 21%, финансовых компаний — 45%, региональных органов власти — 25%, а компаний — 4%, — рассказала Екатерина Трофимова. — Следовательно, банкам предстоит переоценить и дорезервировать свои портфели нефинансовым организациям практически полностью. Вместе с тем пока мы наблюдаем только очень умеренный и постепенный рост запроса рейтингов со стороны компаний в этой связи».

Банки начали также убеждать своих заемщиков получать рейтинги, отмечают участники рынка. «Прекращать сотрудничество с клиентами из-за этого точно не планируем, — уточнил председатель правления МКБ Владимир Чубарь. — При этом порекомендуем клиентам получить соответствующие рейтинги». «Сейчас клиенты начали обращаться за получением новых рейтингов в том числе и по причине требования банков, которые хотят избежать необходимости доформирования резервов по ссудам», — рассказал РБК управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Банкиры на условиях анонимности отмечают, что будут оказывать активное давление на компании, чтобы те получили рейтинги, в первую очередь через повышение ставок по кредитам для тех, кто не торопится. О том, что банки теперь рассчитывают на получение заемщиком рейтинга по национальной шкале, говорят и собеседники РБК в корпорациях. Например, источник РБК в РЖД подтвердил, что банки начали стимулировать компанию к получению рейтинга по национальной шкале, но «пока в вялом режиме».

У некоторых российских банков эффект от нового требования обзавестись рейтингами по национальной шкале стал заметен уже по итогам июля. Это проявилось в росте резервов на возможные потери по ссудам, пишет РБК .

Требование иметь для подтверждения качества заемщика национальные рейтинги от агентств АКРА или "Эксперт РА" содержится во вступившем в силу 14 июля положении ЦБ N590-П.

Размер доначисления резервов составит минимум 50%. Аналогично банкам придется поступить, если по ссуде есть поручитель, но у него на нужную дату не оказалось соответствующего рейтинга, либо если компания-заемщик или ее поручитель успели получить нужные рейтинги, но они не соответствуют минимальным уровням, установленным ЦБ. Иными словами, за доначислением неизбежно последует повышение ставок по кредитам

Положение было принято в рамках реформы рейтинговой деятельности в России. С 14 июля присваивать кредитные рейтинги по национальной шкале для использования внутри страны могут только рейтинговые агентства, работающие в России как самостоятельные юрлица, подчиняющиеся российскому законодательству и внесенные ЦБ в реестр российских рейтинговых агентств. Международные агентства, работавшие в России в формате филиалов, после 14 июля не могут присваивать рейтинги по национальной шкале.

Сейчас в перечне Банка России представлены два отечественных агентства - Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и "Эксперт РА".

Первым, кто публично раскрыл объем доначисленных в связи с новыми рейтинговыми требованиями резервов, стал "Московский кредитный банк" (МКБ). Председатель правления банка Владимир Чубарь недавно сообщил, что объем доформированных на этом основании резервов составляет порядка 500 млн рублей.

Вычленить, какую долю в общем объеме дорезервирования за июль составляют резервы, начисленные по "рейтинговому основанию", как поясняют аналитики, невозможно, но за полгода объем доначислений по РСБУ составил 14,9 млрд рублей.

Издание опросило 30 крупнейших банков относительно ситуации с доформированием резервов, но только некоторые из них согласились предоставить комментарии. Об увеличении отчислений в резервы в июле по причине рейтинговых требований сообщили, например, в пресс-службе "Сбербанка". Правда, при этом представитель банка не сообщил объем доначисленных резервов.

В пресс-службе ВТБ ограничились заявлением, что банк "формирует резервы в соответствии с нормативными актами Банка России". "Росбанк" решил запросить у ЦБ особенности применения нового положения. В банке "Российский капитал" сообщили, что не формировали резервы по ссудам заемщикам без нужного рейтинга, поскольку новые требования "не оказывают влияния на оценку кредитного риска по текущим ссудам банка". В банке "Ак Барс" заявили, что среди клиентов банка нет заемщиков, подпадающих под рейтинговые требования N590-П.

При этом положение N590-П не содержит четких указаний даты, с которой банк обязан применять новые требования, поэтому "на момент вступления документа в силу в июле большинство банков не стало ничего предпринимать", уточнил один из собеседников издания из числа банковских топ-менеджеров.

Регулятор, в свою очередь, считает, что банки должны начать формировать резервы по новым стандартам после вступления в силу нового положения.

Банки начали также убеждать своих заемщиков, которые до последнего времени были не особо активны, получать рейтинги по национальной шкале, отмечают участники рынка. На условиях анонимности банкиры говорят, что будут оказывать активное давление на компании, чтобы те получили рейтинги, в первую очередь через повышение ставок по кредитам для тех, кто не торопится.

О том, что банки теперь рассчитывают на получение заемщиком рейтинга по национальной шкале, говорят и собеседники РБК в корпорациях. Например, в РЖД подтвердили, что банки начали стимулировать компанию к получению рейтинга по национальной шкале, но "пока в вялом режиме".

Приложение 4

к Положению Банка России

"О порядке формирования кредитными

организациями резервов на возможные

потери по ссудам, ссудной

и приравненной к ней задолженности"

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ВОЗМОЖНОМ ОТСУТСТВИИ

У ЗАЕМЩИКОВ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЛИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЕЕ В НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕМАХ

1. В минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах, входят следующие обстоятельства.

1.1. Превышение более чем в 10 раз размера предоставленной заемщику - юридическому лицу необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не является обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества в виде гарантий (поручительств), залога ценных бумаг, залога недвижимости, указанных в главе 6 настоящего Положения, над величиной полученной им среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды (или меньший период для юридических лиц, зарегистрированных в последние 12 календарных месяцев). При определении показателя выручки заемщика - юридического лица возможно использовать данные консолидированной отчетности группы, в которую входит заемщик, составленной по российским или международным стандартам, раскрываемой неограниченному кругу лиц.

1.2. Отсутствие на последнюю отчетную дату у заемщика собственных либо находящихся в пользовании на основании договора аренды основных средств или иного имущества, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек, офисных помещений и прочих), в том числе переданных в залог.

1.3. Случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70 процентов активов которого на последнюю отчетную дату представляют собой дебиторскую задолженность (за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования), займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения.

1.4. Непредставление заемщиком по запросам кредитной организации выписок по банковским счетам, открытым в других кредитных организациях, или иной документарно подтвержденной информации об объемах деятельности и основных контрагентах заемщика в случаях, когда обороты по счетам, открытым в данной кредитной организации, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам.

1.5. Осуществление заемщиком операций в банке-кредиторе, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер).

1.6. Смена лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа заемщика, три и более раз за последний календарный год.

1.7. Отсутствие заемщика по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или по заявленному им фактическому месту нахождения.

1.8. Неоднократная утрата заемщиком правоустанавливающих, первичных учетных документов, оригиналов договоров либо задержки с восстановлением утраченных документов за последние три календарных года в период кредитования заемщика.

1.9. Регистрация заемщика, не являющегося собственником или арендатором помещений на срок свыше 1 года, по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

1.10. Изменение места постановки на налоговый учет более двух раз за календарный год (за исключением случаев, когда изменение вызвано реорганизацией налоговых органов).

1.11. Отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера или бухгалтерской службы, за исключением случаев, когда ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации (аудиторской фирме) или бухгалтеру-специалисту (индивидуальному аудитору) или руководитель организации ведет бухгалтерский учет лично.

1.12. Отсутствие в штате заемщика работников помимо руководителя и главного бухгалтера.

1.13. Отсутствие в течение более чем трех месяцев фактических выплат сотрудникам или их осуществление в размере ниже официального прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту регистрации заемщика, в расчете на одного занятого.

2. Обстоятельства, указанные в подпунктах 1.11 - 1.13 пункта 1 настоящего приложения, в соответствии с внутренними документами могут не признаваться обстоятельствами, свидетельствующими о возможном отсутствии реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Банк России разработал поправки к своему положению от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Проект соответствующего указания опубликован на сайте регулятора.

«Проект разработан с учетом надзорной практики, предложений банковского сообщества и Минэкономразвития России в целях регулирования подходов к оценке кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями по ссудам, и их минимизации», - указано в пояснительной записке к документу, в которой перечислены ключевые новации.

Так, проект устанавливает особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка.

Также предусматривается, что ссуда не признается реструктурированной, если размер процентной ставки снижен в связи со снижением ключевой ставки Банка России, при оценке финансового положения заемщика как хорошего.

Также новое указание ЦБ устанавливает требование о классификации ссуд, предоставленных заемщикам и использованных заемщиками прямо или косвенно (через третьих лиц) для вложений в уставные капиталы других юридических лиц (за исключением вложений в рамках федеральных целевых программ, а также вложений в уставные капиталы стратегических предприятий/организаций или организаций оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения государственного оборонного заказа), не выше чем в III категорию качества. Формируемый после уменьшения на величину обеспечения I и II категории качества резерв по данным ссудам не может быть меньше 10%, кроме случаев, когда по ссуде предоставлена гарантия Российской Федерации в сумме не менее размера ссуды. Кредитной организации также предоставляется право на основании решения уполномоченного органа повысить (не более чем на одну) категорию качества такой ссуды, если финансовые показатели деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме. Формируемый резерв по ссудам, которые по решению уполномоченного органа кредитной организации классифицированы во II категорию качества, не может быть меньше 5%.

Документом дополняется перечень заемщиков-юрлиц, на которых не распространяется требование о необходимости определения реальности их деятельности. Перечень иных существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию, дополняется фактором наличия у заемщика государственной поддержки, предоставленной ему в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Также устанавливается, что требование о классификации не выше чем в III категорию качества ссуд, направленных заемщиками-юрлицами прямо или косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед кредитной организацией, предоставившей ссуду, либо перед другими кредитными организациями, может не применяться, если на указанные цели в совокупности направлено менее 600 тыс. рублей.

Проект указания предусматривает распределение видов обеспечения на три категории качества (вместо двух, действующих в настоящее время), установление для III категории качества дисконта в размере 80% от стоимости обеспечения. Перечень обеспечения I категории качества дополняется независимыми гарантиями и поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при соблюдении нормативов, установленных федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также уточняются требования к отдельным видам обеспечения, в частности к товарам в обороте и собственным векселям кредитной организации.

Кроме того, новое указание предусматривает увеличение для кредитных организаций с базовой лицензией порогового значения величины ссуды (совокупности ссуд), предоставленной одному заемщику, для включения в портфель однородных ссуд с 0,5% до 1,5% от величины собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Уточняются признаки обесценения ссуд в целях формирования резерва на портфельной основе.

Документом предполагается возможность включения в портфели ссуд величиной не более 100 тыс. рублей, предоставленных заемщикам-физлицам, при отсутствии документов для оценки их финансового положения, с формированием резерва в предусмотренном для соответствующих портфелей размере, увеличенном на 0,5 процентного пункта, но не более 100%. Предусмотрена возможность не исключать ссуду из портфеля однородных ссуд при выявлении фактов недействительности документа, удостоверяющего личность заемщика, отсутствия у кредитной организации документов, подтверждающих осуществление сделки с заемщиком, при условии формирования по таким портфелям резерва в размере 100%.

Из пояснительной записки следует, что в новой редакции положения № 590-П будет увеличен с 5 млн до 10 млн рублей размер ссуд, которые при среднем финансовом положении заемщика могут включаться в портфель однородных ссуд (не исключаться из него).

Также документ устанавливает, что резерв по военной формируется в отношении величины, определяемой как разница между суммой требования по военной ипотеке и накопительными взносами, включая средства, поступившие из федерального бюджета.

Наконец, проект указания расширяет перечень информации, которая может использоваться для анализа финансового положения заемщика - субъекта МСП.