Осаго — почему нам не продают полисы. Почему выстраиваются очереди? Могут ли отправить за полисом из области в Челябинск

Сайт 74.ru решил ответить на девять самых распространенных вопросов, касающихся оформления «автогражданки» на Южном Урале.

Есть ли сложности с покупкой полисов?

Проблемы с ОСАГО в регионе наблюдаются уже несколько лет. Пиком был 2014 год, когда страховщики стали массово отказывать в продаже полисов и навязывать допуслуги. Как сообщила начальник отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Ольга Степанова , за год было зафиксировано 438 жалоб на действия страховых компаний. Тогда же 18 компаний обвинили в сговоре . В 2015 году их было уже 78. Неудивительно: именно в этот год были повышены тарифы на ОСАГО, как, впрочем, и лимиты выплат «по железу» и жизни. В первом полугодии 2016 года Роспотребнадзор зафиксировал 60 обращений (отметим, что жалобы принимает еще и ЦБ), половина из которых связана с проблемами при заключении договоров ОСАГО. Ситуация хоть и сгладилась, но кардинально не поменялась - высокая стоимость полисов породила липовое ОСАГО. Страховые компании снова начали уходить с рынка, появился дефицит полисов, очереди. И страховщики, несмотря на рост сборов, продолжают говорить о высокой убыточности ОСАГО в регионе из-за широкого распространения «черных» автоюристов и мошенников.

В итоге Челябинскую область и еще пять регионов нарекли «токсичными» и вплотную занялись доступностью ОСАГО в регионе. Как признаются страховщики, предпринятые меры, кое-где даже принудительные со стороны властей, помогают, но без системных изменений вряд ли окончательно решат проблему ОСАГО.

Почему выстраиваются очереди?

Дефицита полисов в регионе нет, сообщают в региональном УФАС. Как пояснила и.о. руководителя УФАС в Челябинской области Наталья Сапрыкина , ведомство проводило соответствующую проверку. Очереди наблюдаются только в «Южурал-Аско» и «Росгосстрахе». Отметим, что эти две компании имеют самую большую долю рынка в регионе. По словам президента Союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», генерального директора «Южурал-Аско» Аркадия Любавина , уход с рынка страховщиков увеличил долю компании на рынке ОСАГО с трети до 55%. «Мы вывесили везде информацию о страховых компаниях, где можно купить полис. Пожалуйста, если не хотите стоять в очереди, идите в другую компанию, - пояснил Аркадий Любавин, добавив, что талоны - это вынужденная мера для того, чтобы регламентировать продажи. «Мы не можем продавать без остановки. Иначе к середине месяца у нас не будет свободных бланков, поскольку есть определенная квота по их количеству», - рассказал эксперт.

Где еще можно купить полис?

Другие страховщики удивляются: у них такого ажиотажа нет. Директор филиала в г. Челябинске в страховой компании ЗАО «МАКС» Ринат Валеев рассказывает, что автовладельцы сами не идут к другим страховщикам, стоят в очередях, ругаются, но не уходят. «Позвонил мне знакомый, жутко недоволен, что приходится в “Аско” стоять. Я ему говорю, чтобы приходил ко мне, у нас и бланки есть, и народу нет. А он мне заявил, что у него там скидка, - возмущается Ринат Валеев. - На все мои пояснения о том, что “скидка” - это коэффициент бонус-малус, который действует во всех компаниях, он отмахнулся».

Да, такая реакция автовладельцев понятна - не так давно страховые компании по-разному (законно и не очень) препятствовали своим продажам. Однако этим летом РСА фактически принудил страховые компании увеличивать продажи в Челябинской области. Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев , страховщики сейчас за счет доходов в других регионах нарастили продажи на Южном Урале. Со 2 августа в регионе запущен «Единый агент РСА». По данным ассоциации, через него в проблемных регионах в среднем продается 500 полисов в день. В качестве агентов выступает 16 компаний, они реализуют полисы 50 страховщиков.

«Единый агент» работает следующим образом: те страховщики, которые имеют офисы в регионе, помимо собственных полисов продают ОСАГО других компаний. Делают это не все офисы, а лишь определенные точки. То есть если в таком отделении у страховщика закончились собственные бланки или автовладельцу не принципиально, где страховаться, компания методом случайного отбора по номеру ПТС выбирает другого страховщика. За возмещением при такой продаже обращаться нужно в компанию, чей полис куплен. Если в регионе нет офиса компании, то в ту компанию, с которой у страховщика заключен агентский договор. Список будет выдаваться вместе с полисом. Напомним, по закону компании, продающие ОСАГО, обязаны иметь представителя во всех регионах.

По словам Аркадия Любавина, уже на этой неделе офисы «Южурал-Аско» в Магнитогорске, Копейске, Коркино, Еманжелинске, Южноуральске, Миассе, Чебаркуле, Златоусте и Сатке - всего с Челябинском 17 точек - будут работать в качестве «Единого агента». Еще 14, по его словам, запустили другие страховые компании. «Со второго августа нами продано 46 полисов других компаний, в июле-августе - почти 200 по отдельным договорам в других регионах», - рассказал Аркадий Любавин, поясняя, что темп продаж возрастает, так как устранены некоторые технические проблемы.

В конце августа РСА опубликует перечень точек продаж страховых компаний, которые выступают в качестве «Единого агента». К системе «Единого агента» присоединились: ООО «Абсолют Страхование», ООО «СФ “Адонис“», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Страховая компания “Ангара“», АО СК «Армеец», ООО СГ «АСКО», АО СК «Астро-Волга», ОАО СК «БАСК», АО «Боровицкое страховое общество», ООО СК «ВЕКТОР, ООО СО «ВЕРНА», САО «ВСК», ПАО «СК ГАЙДЕ», ООО СК «Геворстрах», ООО «Страховая Компания “Гелиос“», ООО СО «Геополис», АО «ГУТА-Страхование», ООО СК «ДАЛЬАКФЕС», ЗАО «Страховая компания “Двадцать первый век“», ООО РСО «ЕВРОИНС», ПАО «Железнодорожная страховая компания “ЖАСКО“», ПАО «ЖАСКО», ООО «Зетта Страхование», СПАО «Ингосстрах», АО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ», АО «Либерти Страхование», ЗАО «МАКС», ООО СК «Мегарусс-Д», ЗАО СК «Мед-Гарант», САО «Медэкспресс», ООО СК «Московия», ООО МСК «СТРАЖ», САО «Надежда», ОАО «НАСКО», ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО», АО «ОСК», АО «СКО», АО СК «ПАРИ», ООО СК «Паритет-СК», ООО «ПСА», АО СК «Подмосковье», АО «Страховая Компания “ПОЛИС-ГАРАНТ“», ООО «ПРОМИНСТРАХ», АО СК «РЕГИОНГАРАНТ», ООО «Группа Ренессанс Страхование», СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах», ООО СК «СЕРВИСРЕЗЕРВ», ООО «Страховая компания “СДС“», ЗАО СК «Сибирский спас», АО «СОГАЗ», ООО СК «Согласие», ОАО «Страховая группа “Спасские ворота“», АО РСК «Стерх», АО «Страховая бизнес группа», ООО «Страховое общество “Сургутнефтегаз“», АО «СО “Талисман“», АО «Тинькофф Страхование», ПАО СГ «ХОСКА», ООО «ЦСО», АО СК «Чулпан», ООО ЛСО «Шанс», ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО СК «ЭНИ», САО «ЭРГО», АО ГСК «Югория», ООО СК «ЮЖУРАЛ-АСКО», АО «ЮЖУРАЛЖАСО», АО «Страховое Общество “ЯКОРЬ“».

Что делать, если навязывают допуслуги?

Проблема с навязыванием дополнительных услуг была особенно актуальна в прошлом году. В этом, по данным УФАС, массовых жалоб нет. Как отмечают эксперты, обязать в довесок к ОСАГО покупать другие продукты страховые компании не могут по закону. Необоснованный отказ в продаже полиса и навязывание дополнительных услуг влечет за собой административную ответственность и высокие штрафы. «Не нужно путать навязывание с кросс-продажами, агент может только предложить застраховать, например, ребенка, если он едет на отдых», - рассказывает директор челябинского филиала «Согаз» Ирина Савчук .

Так как договор ОСАГО является публичным, отказать в его заключении страховая компания не может. Если это происходит - требуйте письменный отказ.

Страховщики напомнили, что сейчас действует «период охлаждения », когда человек может отказаться от страховки и вернуть деньги. РСА еще в осенью 2015 года внесли эту меру в правила профессиональной деятельности союза. А с 1 июня эта система утверждена на уровне Банка России и носит более широкий характер, касаясь не только ОСАГО, но и других видов страхования.

Автовладелец может легко отказаться от навязанной услуги в течение пяти рабочих дней, написав заявление в страховую компанию, и, если страховых случаев не происходило, компания вернет полную стоимость полиса. Если страховщик отказывается это делать, можно смело идти жаловаться в Банк России. Главное, чтобы жалобы выглядели больше, чем «крик души». Как добавила Ольга Степанова, лучшим доказательством навязывания станет видео- или аудиозапись, по которым можно идентифицировать компанию, место и факт. Можно привлечь свидетелей. Имея эти доказательства, можно идти жаловаться в Роспотребнадзор, Банк России, УФАС и прокуратуру.

Могут ли отправить за полисом из области в Челябинск?

Лицензия ОСАГО не предполагает требования, что полисы обязуются продавать каждый сотрудник и обособленное подразделение страховой компании. Страховщик сам определяет, какие подразделения имеют право продавать те или иные полисы, в зависимости от необходимой квалификации сотрудников. «Кроме того, в связи с убыточностью ОСАГО, ряд действующих федеральных страховщиков предпочел либо совсем уйти с рынка ОСАГО, либо сократить розничную сеть и закрыть офисы продаж в районах области, оставив офисы только в крупных городах», - поясняет начальник отдела автотранспортного страхования филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Анна Безганс . Поэтому, если автовладельца отправляют за полисом в Челябинск, то нарушения в этом нет. В таком случае лучше поискать другую страховую компанию или, как теперь возможно, обратиться в точки продаж, работающие через «Единого агента».

Стоит отметить, что при продаже полиса страховая компания вправе провести осмотр автомобиля. «Для объективной оценки состояния принимаемого на страхование ТС, а также идентификации номерных агрегатов осмотру подлежат чистые автомобили при хорошем освещении. Данное требование проговаривается клиенту до организации самого осмотра», - пояснила Анна Безганс.

Скидку за безаварийность можно получить только в своей страховой?

Коэффициент бонус-малус (КБМ), или скидка за безаварийную езду, всегда применяется при расчете стоимости ОСАГО. Независимо от того, в какой страховой компании он оформляется. Данные о водителе и автомобиле проверяются через базу РСА. Действительно, некоторые сбои в системе были, но сейчас все более-менее устаканилось. Если есть какие-либо сомнения в корректности начисления КБМ, проверить его можно на сайте РСА . Напомним, максимальная скидка на полис составляет 50% - за десять лет безаварийной езды. Более того, с 1 декабря 2015 года работает упрощенный порядок обращения водителей при их несогласии с примененным значением КБМ. В соответствии с ним страховая компания при получении соответствующего заявления от автовладельца проверяет его КБМ в АИС РСА и в случае разночтения страховщик применяет то значение, которое имеется в базе РСА.

Почему в разных страховых разная цена ОСАГО?

В прошлом году в Челябинской области был повышен территориальный коэффициент с 2 до 2,1, базовый тариф ОСАГО вырос на 40%, а тарифный коридор, в котором страховщики вольны устанавливать цену полиса, расширился до 20% (было 5%). Разница в стоимости полиса объясняется именно тарифным коридором - кто-то продает по верхней границе, кто-то - по нижней. Однако, по ощущениям, большая часть страховщиков в регионе выбрала максимально высокий тариф. Плюс разночтения могут крыться в корректности начисления КБМ. Как их устранить, мы писали выше.

Можно ли купить полис через Интернет?

Возможность оформлять полисы ОСАГО через Интернет у южноуральцев есть. Но по факту у большей части страховых компаний этот сервис не работает. С 1 января 2017 года страховщики будут обязаны обеспечить безотказность технологических и операционных средств, которые используются для заключения договоров ОСАГО в круглосуточном режиме.

Кто виноват, и что делать?

По словам страховщиков, виной всему высокая убыточность ОСАГО, причина которой в расцвете мошенничества и деятельности «черных» автоюристов. По словам Аркадия Любавина, в первом полугодии страховщики в области собрали премий на 1,3 млрд рублей, а выплатили - 1,2 млрд рублей. И почти половина выплат - по суду.

«Черные» автоюристы навязывают свои услуги по спорам с компаниями еще до обращения потерпевшего в ДТП в страховую. «Такие услуги предлагаются прямо у ГИБДД. Имеются случаи, когда автоюристы приехали на место аварии в форме сотрудников ГИБДД! Это доказано», - рассказывает глава «Южурал-Аско». Автоюристы перекупают право требования выплаты у пострадавших, а дальше взыскивают ее со страховой. Как рассказывали страховщики, как правило, юристы специально затягивают сроки, чтобы потом по суду взыскать еще и моральный ущерб. В итоге сумма, которую взыскивают со страховой, большая, но автомобилист получает только небольшую ее часть, остальное за услуги забирают автоюристы.

Безусловно, причины не доверять страховым в вопросе расчета выплат у южноуральских автомобилистов есть. И они это признают, однако добавляют, что сейчас, с принятием Единой методики оценки ущерба, вопрос с занижением выплат уже не стоит. «Жители Челябинска сегодня платят больше, чем все другие регионы за ОСАГО из-за мошенников, - рассказывает Евгений Уфимцев. - Мы по факту заставляем страховщиков продавать ОСАГО в “токсичных” городах за счет доходности в других регионах». За лето, по его словам, десять страховых компаний сдали лицензию на ОСАГО. Нужно понимать, что у страховщиков есть веские причины считать ОСАГО проблемным видом страхования: это бизнес, и раз компания отказывается от живых денег, значит, все на самом деле критично.

Главная претензия страховщиков к правоохранительным органам - в регионе практически не возбуждаются уголовные дела по страховому мошенничеству. Если эта практика изменится, проблема с доступностью ОСАГО на Южном Урале будет решена, считают они. «В противном случае территориальный коэффициент могут повысить еще больше», - уверен Евгений Уфимцев.

Как действовать, если заканчивается полис ОСАГО

  1. Озаботиться покупкой полиса заранее - не за день-два, а минимум за месяц. В этом случае при навязывании, отказах и очередях будет время для маневра.
  2. Если вам без разницы, где страховать гражданскую ответственность, то лучше воспользоваться «Единым агентом РСА». То есть обратиться в одну из точек продаж (список будет опубликован позднее), и по номеру ПТС случайным образом вам будет выбрана СК. Это избавит от очередей в самых популярных компаниях. Напоминаем, количество полисов, которые реализует компания, ограничено долей рынка, которую она занимает.
  3. Если вы хотите купить полис определенной страховой компании:
    . вариант первый - оформить страховку в общем порядке в день обращения. В зависимости от компании может быть очередь;
    . вариант второй - написать письменное заявление о своем желании застраховать автомобиль в данной страховой (образец в офисе или на сайте РСА), отправить его по почте письмом с уведомлением или лично (заявление в 2 экз. с пометкой о принятии) с копиями необходимых документов в страховую. Компания рассмотрит заявление в срок не больше 30 дней (на практике 10-14 дней), назначит дату осмотра автомобиля. С этим актом в порядке живой очереди можно оформить полис. Страховщики говорят, что это дольше прямого обращения, однако документ даст гарантию, что автомобиль застрахуют. В случае отказа он поможет на суде.
  4. Предлагать дополнительные услуги будут все равно: будь это страховка от клеща, перевод в другой НПФ или оформление вклада. Главное помнить, что вы точно имеете право отказаться, а если «заболтают», то в течение пяти дней воспользоваться «периодом охлаждения» и вернуть свои деньги.
  5. Записывайте на видео или аудио разговор с менеджером, если опасаетесь, что возникнут проблемы с покупкой полиса.

Битва за ОСАГО. Почему снова очереди?

1163 просмотра

Бланков полисов снова не хватает, у автомобилистов паника: как ездить без страховки?

За полисом - в другой город

«В 4.30 утра в очереди за полисом я была третьей, - говорит нижегородка Наталья Юрьева. - Время работы страховой компании сократили. Техосмотр, оформленный у другого страховщика, здесь уже не действует - плати ещё. Насчитали услуг на 5500 руб. (раньше они тоже были - на 1500 руб.). Сил нет!»

Дефицит новых бланков полисов охватил всю Нижегородскую область. Некоторые в поисках не один десяток километров намотали.

«В Заволжье часть офисов страховщиков закрыли. Нашёл работающий - там новых бланков не будет до сентября, - говорит Иван Константинович Сорокин, пенсионер. - Поехал в Городец - там требуют ещё и жизнь застраховать. Зачем тратить ещё 4 тыс. руб., если мне 82 года?»

«А у нас в Пильне говорят: «Страхуйте дом, тогда и ОСАГО оформим». Почему, как в советские времена, что-то навязывают в назгрузку?!» - возмущён Иван Степанович Сунин.

Но кто-то согласен и в очереди постоять, и заплатить за «лишний» полис - лишь бы не нарваться на штраф за отсутствие полиса ОСАГО.

Где страховщики?

Проблемы с ОСАГО в регионе возникают с завидной регулярностью. А ведь полис подорожал - этого добивались страховщики. По данным ЦБ РФ, в I квартале 2016 г. сборы по ОСАГО в Нижегородской области выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2015-го - за счёт роста базового тарифа. В то же время выплаты выросли более чем на 56%.

«Ряд страховщиков ОСАГО сократил или полностью свернул присутствие в Нижегородской области, считая этот вид страхования высокоубыточным, - рассказали «АиФ-НН» в нижегородском филиале крупной страховой компании. - Два года назад в регионе было примерно 43 страховщика ОСАГО, в этом году - 34, а активно работающих - вообще 15. А автомобилей меньше не стало».

ОСАГО с убытком

«В 2015 году с российского рынка ушли более 70 страховых компаний, - говорит Иван Цыплаков, директор нижегородского центра страхования, президент Всероссийского союза операторов техосмотра. - Это связано и с отзывом лицензий на страхование автогражданской ответственности, и с тем фактом, что компании отказываются от продажи полисов ОСАГО как убыточного вида страхования. Даже лидеры стараются снижать долю на рынке. Некоторые пытаются под всякими предлогами не выдавать полисы, предлагают потребителям: «Пишите заявление - рассмотрим в течение 30 дней».

Даже после того как в апреле 2015 года полис подорожал, ситуация не изменилась - одновременно вырос размер ущерба. Выплаты до 400 тыс. руб. - за каждый автомобиль, попавший в конкретное ДТП (раньше выплачивали 120 тыс. руб. за одно авто и 160 тыс. руб. - на всех участников аварии). До 500 тыс. руб. выросли компенсации ущерба здоровью. То есть нагрузка на страховые компании увеличилась.

На рынке стало больше автоюристов, которые пытаются зарабатывать на дорожных происшествиях. Кстати, в кризис выросло и число мошенников, в том числе рядовых граждан, которые хотят обманным путём получить выплаты по ОСАГО.

Всё меньше отделений страховых компаний работают в районах Нижегородской области. Страховщики обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: открыли офис в Нижнем Новгороде и формально обеспечили доступность услуг. Если страхование убыточно, компании приложат все силы, чтобы полисами не торговать.

С июля 2016 года стали продавать полисы нового образца. Документы старого формата имеют право выдавать только до октября 2016 года, позже - уже не должны. От старых полисов компании постарались быстрее избавиться, а бланки нового образца страховщики продавать не спешат.

Мои прогнозы - до конца года ситуация будет только ухудшаться. С 1 января 2017 года планируют ввести электронное оформление полиса ОСАГО, но как эта система будет работать, пока неизвестно.

Продажа вместе с полисом ОСАГО дополнительных страховок - для страховщиков способ выжить. Так компании пытаются возмещать убытки по автогражданке. Получить полис без допуслуг можно, если написать в страховую письменное заявление. Его обязаны рассмотреть в течение месяца и продать полис. Но даже чтобы написать заявление, стоят огромные очереди».

Компетентно

Наталья Кучеренко, руководитель управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:

По Гражданскому кодексу РФ страховая компания, получив лицензию на ОСАГО, должна реализовать полис каждому, кто к ней обратится. Необоснованный отказ страховщика или навязывание допуслуг, по КоАП РФ, влечёт штраф: на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если с вами отказались заключить договор из-за отсутствия бланков или навязывают допуслуги, обращайтесь в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ (603008, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26). Можно и подать в суд иск, требуя обязать страховщика заключить договор и возместить убытки. Кстати, ЦБ ввёл «период охлаждения»: в течение 5 дней с даты заключения договора добровольного страхования гражданин может его расторгнуть и получить обратно деньги.

Страховые компании в Уфе оказались не готовы к наплыву клиентов после ухода с рынка автострахования других игроков. За оформлением полисов ОСАГО в офисах страховщиков выстраиваются очереди. В страховых компаниях говорят, что помимо сокращения предложения на рынке ОСАГО трудности создает работа с базой Российского союза автостраховщиков (РСА), которая периодически дает сбои. Но автомобилисты и эксперты рынка усматривают в сложившейся ситуации попытки направить водителей к страховым агентам, не продающим полисы без дополнительных услуг.


В офисах страховых компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке ОСАГО в Уфе, выстроились очереди за полисами, рассказали „Ъ“ очевидцы. По словам автовладельцев, страховки оформляются очень медленно. Сотрудники страховых компаний заранее составляют списки желающих получить полис, но в течение дня успевают обслужить лишь небольшую часть клиентов. «В списке страховой компании, куда я заезжал 1 и 2 марта, было больше 40 человек, но с утра до обеда в офисе приняли не больше пяти. Остальным предложили стоять в очереди дальше, приехать на следующий день или воспользоваться услугой страхового агента. Но агенты чистое ОСАГО не продают, а только с дополнительными опциями. Аналогичная ситуация и у других страховщиков»,- рассказал „Ъ“ один из автомобилистов. По словам автовладельцев, сотрудники страховых компаний объясняют задержку при оформлении ОСАГО отсутствием бланков, а также техническими сбоями в работе автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков, которая помогает определить коэффициент «бонус-малус» (считает скидку за безаварийную езду в течение года). Согласно поправкам, принятым в закон об ОСАГО в 2014 году, использование этой системы для страховщиков является обязательным. По данным „Ъ“, трудности с оформлением полисов ОСАГО возникли у автомобилистов в «Росгосстрахе», ВСК и «Согазе». «В «Росгосстрахе» на улице Жукова один полис оформляют по полчаса и дольше. В этот понедельник к концу дня сотрудница в офисе осталась одна и попросила всех разойтись, так как успеет принять не больше семи человек. В очереди было человек 30»,- рассказал один из очевидцев. Несколько клиентов СК сообщили „Ъ“ также, что сайты страховщиков не позволяют оформить электронный полис ОСАГО.

Страховщики подтвердили информацию о наплыве посетителей и очередях. В «Росгосстрахе» сообщили, что в 2015 году с рынка ОСАГО в Башкирии ушли девять компаний, ряд других сократили офисы в районах и весь поток клиентов направился в крупные города. Время обслуживания клиентов выросло из-за необходимости сверять данные об автомобилистах в базе РСА. «К сожалению, она нередко сбоит»,- отметили в компании. Собственные сбои с онлайн-сервисами в компании не подтвердили. Директор уфимского филиала «Согаза» Иршад Ахмеров добавил, что на эти сложности наложилось и ежегодное весеннее увеличение потока автомобилистов за полисами, так как «многие не эксплуатируют автомобили в зимний период и заключают договоры ОСАГО выборочно по сезонам». При этом, отметил представитель СК, поскольку прогнозировать отток и наплыв клиентов невозможно, увеличивать штат сотрудников для оформления полисов в компании не планируют. Представители ВСК для комментариев были недоступны.

В РСА „Ъ“ сообщили, что 1 марта не зафиксировали сбоев в работе системы. «Они были в минувшие выходные, во время проведения плановых работ»,- отметили в организации.

Юрист Николай Костенко, специализирующийся на урегулировании споров автовладельцев со страховыми компаниями, отмечает, что «разговоры про зависание базы РСА - это ерунда». «Есть телефон горячей линии ассоциации - там всегда скажут, когда есть, а когда нет сбоя. Они редки. То же показывает введенная недавно система «Светофор» на сайте РСА».

Представитель регионального филиала Федерации автомобилистов России Азамат Валеев полагает, что ситуация в офисах страховых компаний может быть спровоцирована искусственно, с целью навязывания автомобилистам дополнительных опций страхования. «Проблемы начались еще в начале года,- отмечает он.- Не исключаю, что идет затягивание оформления документов, чтобы вынудить автовладельца к вызову агента и покупке более дорогой страховки».

Марат Каримов, Наталья Павлова

Дефицит на ОСАГО и создание искусственных очередей. Челябинские страховщики придумывают все новые ухищрения при продаже полисов. Чтобы получить документы, автомобилистам приходиться занимать очередь ночью или переплачивать крупные суммы. Ситуацию даже взял на контроль губернатор Челябинской области. Почему страховым компаниям не выгодно продавать ОСАГО?

«На часах сейчас 8 утра, до открытия офиса страховой компании осталось полчаса, однако очередь уже растянулось на 20 человек — для людей это единственный шанс получить полис ОСАГО».

Здесь все как в Советском Союзе. Большой дефицит и запись по талонам. Чтобы получить документы, народ занимает очередь с 2 часов ночи. Вчера, например, выдали всего 25 полюсов. К примеру, пенсионер Анатолий Соловьев, уже второй день не может застраховать машину. Вчера получению заветной автогражданки помешал сбой техники.

«Завис компьютер, я говорю, что я завтра с утра приеду и мы допишем, он говорит завтра, уже на этом месте будет другой агент сидеть, а с этим полюсом, ему подсказывает соседка, он говорит, а что мне с этим полюсом делать, уничтожить, было время, когда не хватало полюсов, а сейчас он говорит, уничтожить».

Сотрудники ссылаются на отсутствие полюсов, однако при покупке дополнительной страховки ОСАГО волшебным образом появляется. Несколько лет назад компании активно штрафовали за навязывания допуслуг. Сегодня схема осталась та же, только страховые стали действовать хитрее. Сейчас все бланки доступны через агентов, которые добавляют к стоимости несколько тысяч.

«Это уже со страховкой жизни? — Да. — А сколько она? 3 200. 3 200 и входит в стоимость. 1075 техосмотр на 2 года. — А почему в других офисах нет страховки? В АСКО по-моему нет такого. — Ну в Росгосстрахе так».

Но даже на этом мучения автомобилистов не заканчиваются. Даже если человек готов переплатить за страховку, агенты примут далеко не всех. Челябинские водители утверждают, у всех сотрудников есть черный список автомобилей, которые просто не страхуют в Челябинске. Потому что выплаты по ним производят чаще всего.

Чтобы на машину оформили полис авто должно быть не старше 2009 года и иметь свыше 100 л.с.; прописка у собственника обязательно челябинская.

В черный список входят все отечественные авто а также японцы,с правым рулём — Мазда, Субару и Мицубиши.

Страховые агенты тоже не в простой ситуации — такую политику им диктует начальство, а их зарплата напрямую зависит от навязывания дополнительных услуг. Поэтому челябинцам приходиться оформлять полисы, что называется по блату, либо переплачивать. Сложнее всего приходиться владельцам старых машин. Некоторые компании вообще отказываются их страховать.

«Другие федеральные компании, они старые машины 2009 и 8 начинают брать, остальные не берут, и здесь стараются их не брать, потому что старые и агентские не платят».

После многочисленных жалоб горожан, разобраться в ситуации решил губернатор Челябинской области. Глава региона поручил взять ситуацию на контроль. Борис Дубровский уверен, ажиотаж и очереди искусственно созданы и надуманны.

«Сегодня весь день по городу, во многих отделениях будет происходить контрольная закупка штаба общественной поддержки губернатора, по всему городу, во многих отделениях, и по итогам мы увидим, какая ситуация складывается в страховом бизнесе города Челябинска».

В итоге ситуация без выходная. Ездить без ОСАГО незаконно. А получить его практически нереально. Из-за того, что страховым компаниям просто невыгодно продавать полисы, страдают простые автомобилисты. Как результат, горожане все чаще выбирают липовое ОСАГО».

Следите за главными новостями региона на нашей странице в

Если кто-то думает, что с взлетом цен на ОСАГО очереди в страховых компаниях исчезли – сильно заблуждается. Их в Ульяновске не только занимают с ночи. Более того, как в самые плохие советские времена, люди записываются на получение полиса за несколько дней. К примеру, сегодня утром возле офиса «Росгосстраха», что на улице Ленина, уже с 7:30 утра сформировалась очередь из желающих получить заветный и обязательный, в соответствии с требованиями правил дорожного движения, полис страхования автогражданской ответственности. Одним из первых в очереди с пяти утра стоял старичок, приехавший за страховкой на автомобиле «ОКА» со знаком инвалид.

Примерно в 8:30, за полчаса до начала работы страховых агентов, очередники в количестве около пятнадцати человек прошли в офис и заняли места для ожидания. Через пять минут одна из сотрудниц достала из под стола зашарканную тетрадь и объявила: «Сегодня мы страхуем по записи. Вот те, кто записан».

В списке оказалось порядка тринадцати человек, двое из которых быстренько застолбили места за столами страховых агентов. Очередь моментально отреагировала на действия страховых агентов. С них стали требовать объяснить правовое происхождение данного списка: на каком основании он возник и почему, собственно говоря, является обязательным. Никто из страховых агентов по существу на бунт рассерженных автовладельцев ответить не мог, но, увидев активное сопротивление граждан, которые сегодня на редкость активно принялись отстаивать свои права в борьбе с коммерческим произволом, они заверили, что возмущающихся обслужат так называемые агенты, которые вот-вот должны спуститься со второго этажа.

Между собой толпа возмущенно делилась, что большинство из них приходили ранее, звонили по телефону – ни о каких списках речи не было, а сегодня они вдруг появились. Так как многим для визита в страховую компанию пришлось отпроситься с работы, и каждый час обходился ожидающему некоторым количеством денег, градус возмущения рос с каждой минутой. Несколько раз с третьего этажа, где располагается руководство филиала «РГС», выходили женщины, отказывающие представиться, они пытались успокоить очередь, обещая при этом принять всех желающих. «Давайте оформим вот этих самых активных, кто ругается», - предложила вдруг одна из сотрудниц страховой компании. После этих слов двух человек из очереди забрали наверх.

Между тем уже более 40 минут страховые агенты тянули время с теми, кто сели первые по тому самому списку. Очередь не двигалась. В углу молча все это время сидел дедушка-инвалид, спорить у него, вероятно, не было сил и здоровья.

Через десять минут с третьего этажа спустились девушка и мужчинв и заявили, что на третьем этаже, куда их ранее забрали как самых возмущавшихся, им поставили условие – если хотите оформить ОСАГО, то, пожалуйста, только с ДОПами (так называемое незаконное навяливание страхования другого объекта – жизни, квартиры и т.д. с целью увеличения страховой премии). Поняв, что всех снова обманули, граждане стали возмущаться еще больше, требуя прекратить беспредел и начать работать в соответствии с законодательством.

«Я, конечно, терпеливый парень. Но ведь не настолько же, чтобы мне в открытую в глаза врали. Вы меня туда направили, я туда сходил. Страхуют, но в довесок еще жизнь за 3000 рублей», - возмущается мужчина. «На каком основании агент впаривает нам страхование жизни?» - подхватывает его стоявшая рядом девушка.

«Этот список у вас официальный? Или вы его сами придумали? Пригласите начальство, пусть подтвердят, что список официальный. Мы вчера здесь были, никакого списка не было», - вновь стали возмущаться собравшиеся.

Загнанные в угол сотрудницы безуспешно снимали трубку внутреннего телефона и просили подослать им дополнительных агентов. Время шло, агентов не было. К 10 часам по инициативе одного из молодых людей очередь коллективно потребовала оформить ОСАГО дедушке-инвалиду, к тому времени он уже и сам кинул на стол агенту свое удостоверение: «Вы обязаны оформить ОСАГО мне без всяких очередей, вот смотрите на мое удостоверение, почему я должен здесь сидеть с пяти утра?».

На удостоверение, впрочем, женщины не обратили никакого внимания. Но молодые люди буквально под руки схватили инвалида с его места в углу и усадили вне очереди за стол страхового агента, освободившийся через 45 минут с момента открытия «Росгосстраха».

Оформление полиса намерененно затягивалось, страховые агенты то открывали программу, то закрывали ее обратно, охотно отвлекались на споры с клиентами, на дополнительные вопросы подходивших… Делали все возможное для затягивания процесса. Одного из присутствующих попросили перестать спорить, иначе сейчас вызовут «пультовую» охрану. Благо, до этого дело не дошло, но стоявшие в очереди четко обозначили свою позицию – никаких неофициальных списков, только живая очередь...

Некое движение очереди началось лишь после жесткого противостояния, причем создавалось ощущение, что страховщики начали быстрее работать, чтобы избавиться от тех, кто активно отстаивает свои права, и после «зачистки» продолжить дальше реализовывать свою по истине несправедливую политику в сфере автострахования.

Кстати, в страховой компании «Жасо», которую мы также посетили накануне, ситуация аналогичная – без предварительной записи застраховаться невозможно. В очередь вы сможете записаться примерно пятидесятым, и об этом нужно позаботиться как минимум за десять дней до окончания действующей страховки, иначе будете ездить без полиса.

По такому же неофициальному списку СК «Жасо» страховые агенты выдают в день, по словам ожидающих, не более 10 полисов, т.е. если перед Вами пятьдесят человек, то нужно быть готовым регулярно на протяжении более недели посещать офис на улице Локомотивной 106 А, чтобы не пропустить свой черед. Это под силу только безработным.

Ни для кого не секрет, что на рынке страхования ОСАГО такой беспредел творится уже в течение нескольких лет. Ни Центральный банк, ни ФАС, ни прокуратура, ни Роспотребнадзор – ни один из контролирующих органов не может справиться с разнузданностью автостраховщиков и положить конец бесправию автолюбителей. Ситуация складывается следующим образом – обязательное страхование есть, а возможности оформить полис ОСАГО «без боя и преодоления полосы препятствий» - нет. Получается, что граждане ездят по городу и ищут, кому заплатить денег. Без проблем застраховать автомобиль тоже можно, но стоить это будет в районе десяти тысяч рублей, что весьма сильно бьет по карману среднестатистического ульяновца.

Расписывающийся в собственном бессилии непосредственный контрольный орган ЦБ РФ уже пробовал ограничивать лицензию компании «Росгосстрах» на осуществление страхования по ОСАГО с 26 мая 2015 года по 7 июня. С 8 июня Банк России возобновил право СК «РГС» оформлять полисы ОСАГО. Причиной стал якобы отчет страховой компании о принятых мерах по устранению нарушений. В действительности же навязывание дополнительных видов страхования и другие проблемы остались. Послабление со стороны Центробанка, естественно, шаг вынужденный потому как реальной замены распоясавшемуся страховщику в России нет, и ситуация на рынке автострахования моментально становится критичной. Этим и пользуются «Росгосстрах» и другие компании, руководители которых не сильно боятся ограничений лицензии.

С 8 июня страховые агенты работают в том же духе, также предлагают ДОПы и создают проблемы для автолюбителей. Не гнушаются страховщики и ущемлять права инвалидов, в том числе стариков, которых страховые агенты обязаны обслуживать без очереди. Просим прокуратуру и другие надзорные инстанции проверить факт сегодняшнего (10.06.2015г. г. Ульяновск, ул. Ленина, 89) нахождения в очереди за ОСАГО инвалида, которого обслужили через час после открытия филиала в порядке очереди, и то после общественного порицания со стороны клиентов.