Налог на добычу полезных ископаемых. Что является объектом налогообложения по ндпи

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской . Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются и , признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности при отнесении добываемого полезного ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого полезного ископаемого» означает, что предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке и реализующие уже не продукцию добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения применять специальные методы определения стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения (ст. 337) относит:
  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:
  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Важным элементом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым способом, так и косвенным. При использовании прямого способа количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса). Косвенный способ — это определение объема добытого полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого невозможно.

В соответствии с оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Рассмотрим второй и третий способы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1 . Допустим, что на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2 . Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных солей и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам (табл.18.), необходимо определить налоговую базу по каждому полезному ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма расходов распределяется между двумя добытыми полезными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) расходов или 21,6 тыс. руб., а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) расходов или 50,4 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых составит:
  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета , уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Существенное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3 . Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота составляет 6% (табл.18). Таким образом, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по итогам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи).

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Рассмотрим теперь четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, применяемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. Налоговая ставка же устанавливается как специфическая — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России).

Коэффициент Кц ежеквартально определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261 ,

  • Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и также определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V ) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V ,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1 , коэффициент Кв принимается равным 0,3 . Если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв , где V — объем добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 — 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога.

Таким образом, если по итогам некоевого налогового периода средний уровень цен на нефть сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это означает, что при указанных выше мировых ценах на нефть и курсе доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Необходимо обратить внимание на то, что при снижении цены на российскую нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу полезных ископаемых фактически не уплачивается — коэффициент приобретает отрицательное значение.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча . Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сразу стал основным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по итогам 2009 г. на его долю пришлось более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Пользователи недр обязаны платить налог на добычу полезных ископаемых. Начисление и уплата его производится согласно НК РФ и Закону «О недрах». Этот налог представляет собой плату государству за возможность пользования природными богатствами. Каков порядок его начисления? Какие нюансы следует учесть при расчете этого платежа? Расскажем в статье.

Элементы налога на добычу полезных ископаемых

Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

Элементы Расшифровка Характеристики
Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц

Что облагается налогом, какие недра?

Налогом облагаются добытые полезные ископаемые. При этом речь идет только об объектах, добытых:

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ.

База налога на полезные ископаемые

В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:

  • количество;
  • или стоимость добытого ископаемого.

Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи – нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.

Число добытых в отчетном периоде ископаемых налогоплательщик может рассчитывать одним их двух способов:

Организация обязана утвердить в учетной политике, какой способ расчета количества ископаемых будет применяться на протяжении всего времени добычи. Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов:

Вычет по налогу на недра

Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога. Такие издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые включают в себя расходы материалов, на зарплату сотрудникам, принимающим непосредственное участие в производстве продукции, реализации товаров, работ и услуг, на социальное страхование, затраты на амортизацию производственных фондов.

Остальные издержки кроме внереализационных расходов, относятся к косвенным. Величина налога уменьшается на издержки, связанные с модернизацией и реконструкцией оборудования, охраной труда. Косвенные расходы полностью включаются в затраты текущего периода, а прямые – по мере продажи продукции.

Величина расходов, которая может быть принята к зачету, имеет ограничения. Она не должна превышать определенного значения, равного сумме налога за отчетный месяц, умноженной на коэффициент. Коэффициент устанавливается дифференцированно для каждого участка. Его значение в обязательном порядке отражается в учетной политике юридического лица и не может превышать 0,3.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту – 45 рублей за тонну. В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25. Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Ставка налога по разным видам ископаемых

Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:

  • адвалторные (в процентах);
  • специфические (в рублях);
  • нулевые ставки.

Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.

Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.

Перечисление платежа и предоставление отчета

Перечисление в бюджет проводится не позднее 25 числа месяца после отчетного. Ежемесячную декларацию разрешается предоставлять как на бумажном носителе, так и в электронном формате. Крупные налогоплательщики сдают электронную декларацию.

Особенности и нюансы налогообложения

Расчет НДПИ имеет определенные тонкости. Нюансы касаются нефтепромысла, добычи газа, драгоценных металлов и угля.

Налог при добыче нефти

При расчете НДПИ по нефтедобыче применяется специфическая ставка. Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю.

При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов.

Ставка налога по газу

Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого. Величина налога корректируется с учетом коэффициентов расхода на доставку газа до места обработки и единицу условного топлива. Эти показатели определяются налогоплательщиком по окончании месяца в порядке, установленном налоговым законодательством. По некоторым видам газа, полученного на полуострове Ямал или в ЯНАО, применяется нулевая ставка НДПИ.

Налогообложение при добыче угля

При налогообложении его добычи также используются твердые ставки в стоимостной оценке на 1 тонну полученного угля. Они меняются по разновидностям угля. К налоговой ставке применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый нормативными актами. Сумма НДПИ в отношении добычи угля может быть снижена на величину расходов по охране труда. Этот вычет применяется либо при расчете НДПИ, либо налога на прибыль.

Налоговый учет драгоценны металлов

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. За текущий месяц добыча полезного ископаемого в ООО «Рассвет» составила 141600 рублей с учетом НДС и акцизов. Сумма акцизов составила 36600рублей, а расходов по доставке добытой продукции 2600 рублей. Ставка НДПИ 10%. Как определить сумму налога на добычу ископаемых?

  • В первую очередь необходимо отделить НДС из общей суммы стоимости продукции:

141600/118*18 = 21600 рублей.

  • Стоимость ископаемых без НДС:

141600-21600 = 120000 рублей.

  • Далее необходимо вычесть акцизы из стоимости продукции:

120000 – 36600 = 83400 рублей.

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого.

80800*10% = 8080 рублей.

Вопрос №2. Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону?

Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ. Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости.

Вопрос №3. Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства?

Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять. Для этого должно выполняться условие документального подтверждения факта того, что оплата этого налога была произведена ранее при добыче ископаемого. Но если на получение ископаемых из отходов требуется отельная лицензия, то НДПИ необходимо перечислить в любом случае.

Вопрос №4. Как производятся расчеты по НДПИ, если у предприятия отсутствует лицензия на добычу полезных ископаемых?

Если добыча полезных ископаемых осуществлялась без лицензии, то недропользователь не обязан перечислять НДПИ в бюджет. Но в таком случае возникает необходимость компенсировать государству те убытки, которые были нанесены самовольным недропользованием без разрешения.

Вопрос №5. Если добыча полезных ископаемых приостанавливается, нужно ли сдавать декларацию по НДПИ?

В том налоговом периоде, когда начата добыча ископаемых, у недропользователя возникает обязанность предоставлять декларацию. Если добыча приостановлена, то обязанность сдачи отчетности за налогоплательщиком сохраняется.

НДПИ

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр -- организации (российские и иностранные) и (ст. 334 НК РФ).

Исходя из статьи 9 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (Письма от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Как происходит постановка на учет в качестве плательщика НДПИ

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога (п. 1 ст. 335 НК РФ).

Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Под местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование понимают территорию субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Отметим, что если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта РФ, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.

Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — представления подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, — то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).

Как отчитаться плательщику НДПИ

Согласно статье 341 НК РФ налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).Уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Налоговую декларацию представляют не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в статье 345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.

Что является объектом налогообложения по НДПИ

Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в пункте 1 статьи 336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
  • извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
  • добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.

Полезное ископаемое - это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту (ст. 337 НК РФ). Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).

Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.

Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.

Как определить налоговую базу по НДПИ

Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из статьи 338 НК РФ.

То есть для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.

Методы определения количества добытого ископаемого:

Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Так при определении количества добытого полезного ископаемого учитывают только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых (п. 7 статьи 339 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Прямой метод . При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в пункте 3 статьи 339 НК РФ.

Фактические потери полезного ископаемого — это разница между количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т. д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

Пример.

ООО «Звезда» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.

Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:

  • в июле 2015 года — 100 т;
  • в августе 2015 года — 120 т;
  • в сентябре 2015 года — 140 т.

Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:

  • по итогам июля 2015 года — 100 т;
  • по итогам августа 2015 года — 120 т;
  • по итогам сентября 2015 года — 140 т.

По итогам проведенных в октябре 2015 года измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2015 года составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2015 года полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:

100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.

Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:

380 т х 5% = 19 т.

В октябре 2015 года добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2015 года обложению НДПИ подлежат:

  • по налоговой ставке 0% (руб.) -- 19 т;
  • по общеустановленной налоговой ставке -- 110 т + 20 т - 19 т = 111 т.

При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывают то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из пункта 7 статьи 339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

Косвенный метод . Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

Как оценить стоимость добытых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Оценить стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен его реализации означает возможность определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

Если налогоплательщик получает субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

Пример.

ООО «Крокус» в июне 2015 года осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):

  • 60 т по цене 130 руб./т;
  • 100 т по цене 100 руб./т;
  • 40 т по цене 120 руб./т.

Выручка от реализации полезного ископаемого составила:

60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.

Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:

22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.

Таким образом, стоимость добытого в июне 2015 года полезного ископаемого составила:

113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со статьей 340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:

  • на оплату пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
  • по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
  • по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся траты по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в пункте 4 статьи 340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному 25-й главой НК РФ. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитывают расходы, не связанные с добычей.

В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.

1. Прямые расходы. Это материальные расходы (подпункты 1 и 4 ст. 254), расходы на оплату труда (ст. 255), амортизация (статьи 258--259). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.

2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты статьи 254, кроме 1-го и 4-го), расходы на ремонт основных средств (ст. 260), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261), прочие расходы (статьи 264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.

3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст. 262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Какие установлены ставки НДПИ

В статье 342 НК РФ установлены налоговые ставки по которым уплачивают НДПИ. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. -- если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче в частности:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых -- это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921;
  • попутного газа;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 № 899.

Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные пунктом 2 статьи 342 НК РФ.

Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.

Объект налогообложения по НДПИ — элемент соответствующего налога, который может быть в ряде случаев корректно определен только при условии последовательного применения норм федерального и регионального законодательства. Рассмотрим данную специфику правового регулирования НДПИ подробнее.

Объект НДПИ: определение по НК РФ

Строго говоря, понятие «объект налогообложения» в контексте НДПИ закреплено на уровне отдельной правовой категории. В ст. 336 НК РФ сказано о том, что соответствующим объектом могут быть:

1. Полезные ископаемые, которые добываются на территории России на месторождении, предоставленном в пользование хозяйствующему субъекту в соответствии с законодательством РФ. На практике это означает получение хозяйствующим субъектом лицензии (ее значимость мы рассмотрим далее).

2. Полезные ископаемые, которые извлекаются из отходов производства, если данное извлечение в соответствии с законодательством должно лицензироваться.

3. Полезные ископаемые, добываемые из недр Земли на территориях, расположенных за границей, но в юрисдикции РФ — например, возникающей на основе права аренды месторождения хозяйствующим субъектом, который зарегистрирован в России.

О ставках, применяемых при начислении НДПИ, читайте в материале .

Что понимать под полезным ископаемым по НК РФ

Полезным ископаемым, которое может рассматриваться в качестве объекта НДПИ, признаются:

1. Продукция горнодобывающего предприятия, в том числе получаемая на этапе разработки карьеров, содержащаяся в минеральном сырье, извлеченном из недр, и соответствующая государственному, международному либо внутрикорпоративному стандарту (п. 1 ст. 337 НК РФ).

В свою очередь, не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при дальнейшей переработке (посредством обогащения или технологического передела) полезного ископаемого.

2. Сырье или минералы, перечисленные в широком перечне в п. 2 ст. 337 НК РФ. Это общеизвестные ископаемые — нефть, газ, уголь, металлы и т. д.

3. Продукция, являющаяся результатом разработки залежи, а также выпускаемая из минерального сырья при использовании технологий, которые соответствуют специальным видам работ по добыче сырья или минералов. Таких как, например, подземная газификация, гидравлическая разработка россыпных залежей, выщелачивание и иные перерабатывающие технологии.

С одной стороны, сущность объекта налогообложения в рамках НДПИ однозначно закреплена в федеральном законодательстве на уровне НК РФ. С другой — практическое применение рассмотренных нами норм может требовать задействования иных правовых актов с меньшей юридической силой, но необходимых с точки зрения корректного определения соответствующего объекта.

Какие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения по НДПИ

Основной нюанс, характеризующий определение объекта налогообложения по НДПИ, заключается в том, что сам факт извлечения каким-либо субъектом сырья либо минерала природного происхождения из залежей не обязательно означает, что соответствующее сырье либо минерал будут фактически признаны объектом НДПИ, несмотря на то что соответствуют критериям, закрепленным в ст. 336, 337 НК РФ.

Объектом налогообложения по НДПИ признаются, прежде всего, сырье или минерал, добытые лицами, официально признанными в качестве плательщиков НДПИ. Данные лица могут быть представлены ИП или юрлицами, являющимися пользователями недр на основе лицензии (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Обязанность в получении лицензии на добычу сырья или минералов возникает у хозяйствующих субъектов, извлекающих сырье или минералы из залежей, расположенных на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). На практике данная обязанность чаще всего устанавливается для фирм, извлекающих сырье или минералы из глубины более 5 метров — соответствующий показатель зафиксирован во многих нормативных актах регионов РФ, например в ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании от 03.11.2010 № 169-3.

Стоит отметить, что в нормативных актах на федеральном уровне критериев определения глубины почвенного слоя или же норм, аналогичных той, которая закреплена в законе № 169-3, не установлено.

В случае если ИП или организация будут извлекать сырье и минералы из залежей без лицензии, их деятельность будет поводом для наложения штрафа в соответствии с нормами п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Вред, нанесенный природе, им придется компенсировать (ст. 51 закона от 21.02.1992 № 2395-I).

В случае если сырье или минерал добывается индивидуальным предпринимателем (при этом данные объекты относятся к категории общераспространенных и используются ИП не в коммерческой деятельности, а в личных целях), НДПИ по данному сырью или минералу не уплачивается (п. 2 ст. 336 НК РФ). Узнать, какие ископаемые относятся к общераспространенным, можно, ознакомившись с рекомендациями, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р.

Кроме того, в подп. 2-6 п. 2 ст. 336 НК РФ прямо перечислены иные виды сырья и минералов, которые не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения в рамках НДПИ.

Итоги

Таким образом, объект налогообложения по НДПИ — это полезное ископаемое, которое:

  • добыто обладателем лицензии на извлечение сырья или минералов из недр Земли;
  • добыто в России или на территориях, которые находятся в юрисдикции РФ (извлечено из отходов производства при условии, что данное извлечение также лицензируется);
  • облагается НДПИ по основаниям, закрепленным в НК РФ (в частности, не является общераспространенным при том, что его добывает ИП для собственных нужд).

Нормы, устанавливающие критерии для определения объектов налогообложения, зафиксированы в НК РФ, дополнены нормами региональных актов, а также разъяснены в ряде подзаконных правовых актов.