Анализ денежно-кредитной системы сингапура. где М - количество денег в обращении. V - скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на ден

Национальная валюта Сингапура - сингапурский доллар (SGD) - впервые был выпущен в обращение в 1967 г., когда произошел раздел валют между Малайзией, Сингапуром и Брунеем. Одновременно был предусмотрен свободный взаимный обмен и свободное хождение трех новых независимых валют на этих территориях. За относительно короткий период времени сингапурский доллар превратился в одну из наиболее прочных к стабильных валют мира. Теоретически валютный паритет сингапурского доллара, подтвержденный Международным валютным фондом, соответствует золотому содержанию в нем 0,290299 г. чистого золота. Ежегодный оборот сингапурской валютной биржи уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио - он превышает $25 млрд.

В настоящее время в Сингапуре находятся в обращении банкноты достоинством 1, 5, 10, 25, 50, 100, 500, 1000 и 10000 сингапурских долларов серии "Орхидеи"; банкноты достоинством I, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 10000 сингапурских долларов серии "Птицы" и разменные монеты в 1, 5, 10, 20, 50 центов и 1 доллар. Кроме того, в Сингапуре имеют хождение юбилейные монеты, выпушенные Международной сельскохозяйственной организацией (ФАО) достоинством 5 центов, серебряные монеты достоинством 5, 10 и 50 долларов и золотые монеты достоинством 100, 150, 250 и 500 сингапурских долларов. Монопольным правом денежной эмиссии наделено Валютное управление Сингапура. Наиболее ходовыми в Сингапуре являются банкноты достоинством 10, 25,100, 500 и 1000 сингапурских долларов.

Рассмотрим денежные агрегаты Сингапура. В стране используются 4 денежных агрегата:

М0 - включает все имеющиеся в обращении деньги, бумажные и металлические;

М1 - включает М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и населения + + депозиты населения в банках до востребования;

М2 - включает М1 + срочные депозиты населения в банках;

М3 - включает М2 + депозитные и сберегательные сертификаты + облигации государственного займа.

Денежная масса по последним данным составляет 521 868 800 SGD.

Важное значение в функционировании денежной системы играет центральный банк страны, рассмотрим ЦБ Сингапура поподробнее.

Денежно-кредитное управление (Monetary Authority of Singapore) является центральным банком Сингапура.

До 1970 года, различные денежно-кредитные функции были распределены между несколькими правительственными ведомствами и учреждениями. Стремительное развитие Сингапура требовало более сложную банковскую и денежно-кредитную системы. В связи с этим возникла необходимость упорядочить функции, что должно было поспособствовать развитию динамичной и последовательной денежно-кредитной политики. Поэтому В 1970 году Парламентом Сингапура был принят Закон о Денежно-кредитном управлении Сингапура (Monetary Authority of Singapore act). С 1 января 1971 года Денежно-кредитное управление начало свою деятельность.

Основные функции Денежно-кредитного управления Сингапура:

    Осуществлять деятельность как центральный банк Сингапура, включая осуществление денежно-кредитной политики, эмиссию денежных знаков, надзор за платёжными системами и обслуживание Правительства Сингапура в качестве банкира и финансового агента

    Осуществление надзора за финансовыми услугами и мониторинг финансовой стабильности

    Управление валютными резервами Сингапура

    Развивать Сингапур как международный финансовый центр

Денежно-кредитное управление Сингапура имеет право представлять интересы Сингапура в качестве банкира и финансового агента Правительства Сингапура. На Управление возложены функции по поддержанию финансовой стабильности, кредитного и валютного регулирования в стране, способствующие развитию экономики страны.

В апреле 1977 года Правительством Сингапура на Денежно-кредитное управление Сингапура возложены обязанности по регулированию страховой деятельности в стране. Обязанности по регулированию рынка ценных бумаг были возложены на Управление в сентябре 1984 году Законом о рынке ценных бумаг (англ. Securities Industry Act ). После слияния 1 октября 2002 года Денежно-кредитного управления Сингапура с Советом председателей по денежному обращению (англ. Board of Commissioners of Currency ) на Управление были возложены функции по выпуску сингапурских долларов.

Сингапур является одним из самых развитых финансовых центров в мире, и, конечно же, здесь уделяется немалое внимание такому важному сектору, как банковская система Сингапура. Выдержав в 2013 году стресс-тест Международного Валютного Фонда, финансовый центр Сингапура признан одним из стабильнейших в мире и способных противостоять неблагоприятной экономической ситуации извне. Все это делает и не зря в 2015 году Сингапур в очередной раз был признан наиболее комфортной и благоприятной для ведения бизнеса страной. В нашей статье мы поближе познакомимся с банковской системой Сингапура и узнаем ее особенности и нюансы, а также проведем сравнительный анализ 3 крупных местных банков.

Банкинг и банки Сингапура

Monetary Authority of Singapore (MAS) или денежно-кредитное управление Сингапура регулярно проводит всевозможные оценки уязвимости и рисков финансовой и банковской системы Сингапура с учетом негативных сценариев мировой экономики, чтобы убедиться в ее стабильности и стрессоустойчивости. Все результаты можно узнать в Обзоре финансовой стабильности (FSR). На сегодняшний день банковская и финансовая система Сингапура оценена как одна из самых стабильных в мире. Банковская система Сингапура представлена центральным банком, сетью коммерческих банков и кредитно-расчетными центрами. Несмотря на то, что ежегодно количество банков в Сингапуре растет и точное их число сказать трудно, все банки можно разделить на 3 основных типа:

  1. коммерческие, включающие в себя оффшорные и оптовые банки, а также банки, оказывающие полный набор услуг;
  2. торговые банки, которые занимаются финансированием корпоративных лиц, управлением инвестиционными портфелями;
  3. финансовые – предназначены для финансирования в малых размерах, не имеют права предоставлять необеспеченный кредит на сумму свыше 5 000 сингапурских долларов.

Может компания или частное лицо, не являющиеся резидентами Сингапура, так как в законодательстве никаких ограничений по данному пункту не прописано. Прежде, чем открывать счет, нужно ознакомиться с внутренней политикой выбранного банка, возможно тут будут свои нюансы и оговорки. Кроме того, в банковской системе Сингапура представлен большой выбор частного банкинга. Это означает, что многие крупные банки мира получили private banking лицензию и открыли на территории Сингапура свои отделения. Эти банковские отделения подчиняются сингапурскому законодательству, но при этом позволяют зарубежным инвесторам или хайнетам открывать частные сберегательные или инвестиционные счета без необходимости личного присутствия в Сингапуре.

Также следует сказать, что деятельность абсолютно всех банков в Сингапуре лицензируется.

Сравнительный анализ 3 крупнейших банков Сингапура

  1. DBS (Development Bank of Singapore) является лидером по финансовым активам в Юго-Восточной Азии и имеет более 200 филиалов. Для открытия счета нужно личное присутствие владельца или директора бизнеса, при этом стоимость открытия счета равна 500 сингапурским долларам, комиссия за регулярные платежи отсутствует.
  2. OCBC (Oversea-Chinese Banking Corporation). Данный банк нацелен на упрощенное открытие счетов и имеет низкие налоговые ставки. Ежемесячно комиссия за обслуживание вклада составит 25 сингапурских долларов и 30 сингапурских долларов – ежегодная комиссия. Однако при ежемесячных платежах свыше 8000 сингапурских долларов ежемесячная комиссия отсутствует.
  3. UOB (United Overseas Bank). Данная международная банковская корпорация занимает в Сингапуре лидирующие позиции в сфере кредитования, поддержки малого и среднего бизнеса. Будет интересна зарубежным партнерам в качестве благоприятной оффшорной среды.

Теперь перейдем к цифрам

Чистая прибыль DBS составляет $3,809m, показатели OCBC несколько выше, прибыль данной корпорации составляет $3,993m, замыкает тройку UOB с чистой прибылью равной $2,803m.

Важным показателем является прибыль на акцию, здесь значения следующие: DBS = $1.39 +, OCBC = $0.79, UOB = $1.72.

Что касается рентабельности собственного капитала, то здесь лидирующие позиции занимает OCBC с рентабельностью собственного капитала 12,5%, незначительно ниже значения у DBS – 12,4%. Рентабельность собственного капитала Development Bank of Singapore равна 11,2 +.

Схожую картину мы видим по рентабельности активов этих банков. Здесь рентабельность активов DBS = 0.97% +, OCBC = 1.19%, UOB = 1.18%.

Перейдем к показателям дивидендов: самые высокие дивиденды имеет UOB – 70 cents, самые низкие OCBC – 33 cents, дивиденды DBS равны 56 cents. В процентном соотношении норма выплачиваемых дивидендов у DBS составляет 40.2% +, у OCBC – 41.7%, United Overseas Bank – 40.7%/ По последним данным дивидендный доход DBS составляет 4.00%, чуть ниже показатели у OCBC и UOB, равные 3,67% и 3,96% соответственно.

На 2012 год средняя цена акции DBS была равна $13.98, акции OCBC – $9.00, а средняя цена акции UOB составляла $17.69. На 31 декабря 2012 стоимость акции DBS равнялась $14.84, акции OCBC – $9.73, а UOB – $19.81.

Отношение цены акции к доходу составляет у DBS – 10.1 +, 11.4 у OCBC и у UOB – 10.2. Ознакомьтесь с отношением цены акции к балансовой стоимости, здесь значения таковы: DBS – 1.07, OCBC – 1.13 и UOB – 1.04.

На 2012 год стоимость чистых активов на акцию составила у DBS $12.96, UOB – $16.89, и $7.95 у OCBC.

Банковская система Сингапура: банковская тайна

Несмотря на то, что Сингапур усилил борьбу с уклонением от уплаты налогов на национальном уровне после присоединения к Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которое произошло в мае 2013 года, все опасения по поводу сохранности банковской тайны напрасны. Банковская система Сингапура остается политически независимой и не испытывает такого давления, как банковские системы стран Евросоюза. В соответствии с 47 статьей Закона о банковской деятельности Сингапура банкам и работникам банковской сферы запрещено разглашать любую информацию третьим лицам о клиентах банка, за исключением, когда такая информация запрашивается постановлением суда. Нарушение данного закона карается штрафами, отзывом банковской лицензии, тюремным заключением.

Банковская система Сингапура является одной из передовых в мире, привлекает предпринимателей и инвесторов строгой банковской тайной, низким уровнем коррупции, прозрачностью и стабильностью.

Благодаря резкому скачку в развитии экономики, сегодня Сингапур является процветающим финансовым центром. Вопреки всему город-государство заработал самую положительную репутацию па международном финансовом рынке. В Сингапуре расположены центральные офисы и филиалы наиболее уважаемых мировых компаний и учреждений, осуществляющих финансовые операции.

Стратегия экономического развития правительства Ли Куаи Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также па привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора. Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь им начать производство», - Ли Куаи Ю.

О высоком уровне развития финансового рынка Сингапура говорят следующие факты :

  • По оценке Международного валютного фонда, регулирование и надзор за финансовой системой Сингапура являются одними из самых лучших в мире.
  • Сингапур занимает второе место в мире по уровню развития финансового рынка. Согласно отчету о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2015-2016, сильные стороны Сингапура - доступность кредитования (4-е место) и устойчивость банковской системы (4-е место).
  • Рейтинг Сингапура по показателю "Развитость финансового рынка" в Индексе глобальной конкурентоспособности - 2-е место среди 140 стран
  • В Сингапуре один из наиболее развитых рынков облигаций в Азии. Две трети рынка облигаций Сингапура исчисляется в сингапурских долларах, остальная часть - в долларах США. Рынок облигаций в сингапурских долларах состоит из сингапурских государственных ценных бумаг, квази-государственных облигаций, корпоративных облигаций, структурированных ценных бумаг. Рынок облигаций в сингапурских долларах полностью доступен для всех эмитентов и инвесторов по всему миру

Одной из основных причин феноменального роста является либерализация валютной, фискальной и правовой основы для деятельности иностранных банковских и финансовых учреждений на территории страны. Кроме того, международный валютный рынок и рынок судного капитала в Сингапуре с самого начало были изолированы от национальных рынков, что избавляло последние от отрицательного воздействия на национальную экономику.

Примечательно, что Денежно-кредитное управление Сингапура не устанавливает никаких ограничений для юридических или физических лиц на операции с иностранной валютой.

Сингапур не накладывает ограничения на реинвестиции или репатриации прибыли или капитала. Нет ограничения на валютные операции как для национальной, так и иностранных валют. Тем не менее, суммы, превышающие 30 000 сингапурских долларов, должны быть объявлены по прибытии или отправлении.

Также отсутствует контроль за движением капитала, ограничения на хеджинг или налоги, взимаемые у источника выплат. В результате профиль рынка имеет международный характер, на иностранных инвесторов приходится более четверти объема выпуска облигаций.

Более того, сингапурский финансовый центр сумел предложить рынку новые уникальные продукты, которых в то время не предлагал еще никто. Так, Сингапур был первым рынком, где торговались фьючерсы на японский индекс Nikkei 225, тогда как в самой Японии подобной опции ещё не предусматривалось. Таким образом, Сингапур стал наиболее международным среди азиатских финансовых центров: к 2004 году более половины новых выпусков на Сингапурской фондовой бирже (SGX) и около 25% всех компаний, которые входили в листинг SGX, были иностранными. Другой важный фактор становления Сингапура - честность и стабильность судебной и регулятивной систем. Функционирование этих институтов в Сингапуре оценивается самым эффективным среди азиатских финансовых центров, даже в сравнении с Гонконгом. Денежно-кредитное управление Сингапура (MAS), выполняющее функцию центрального банка страны, по общему признанию является одним из самых строгих финансовых регуляторов в мире. MAS внимательно следит за соблюдением местными финансовыми учреждениями банковской тайны и за тем, чтобы вложением средств клиента занимались только высококвалифицированные профессионалы.

Также необходимо отметить особенность модели фондового рынка Сингапура. Во многом она является уникальной. Во-первых, так как современная Сингапурская фондовая биржа была образована в 1999 году, что относительно недавно, как результат слияния двух бирж (старой фондовой биржей и Сингапурской валютной биржи), она является одной из самых молодых в Азии. К тому же, биржа стала первой азиатской биржевой площадкой, которая начала вести торги фьючерсами па биржевые индексы. Во многом благодаря этому уже к 2005 году Сингапурская фондовая биржа достигла серьёзных показателей в своей деятельности. В результате всех этих умелых действий к моменту начала мирового финансового кризиса 2008 года оборот сингапурской биржи ценных бумаг составил около 450 миллиардов долларов, а по количеству крупных банков Сингапур занял третье место в мире после Лондона и Ныо-Йорка. Более того, все операции на этой бирже производятся исключительно в электронном виде, что более приемлемо для участников торгов, разбросанных не только по всей Азии, по и по всему миру. Это позволяет оперативно оформлять сделки путём рассылки документов участникам. Выгодные позиции и современная система организации торгов и ведения сделок свойственны Сингапурской фондовой бирже. Хотя лишь половина сделок являются абсолютно прозрачными для общественности, однако в этом есть как специфика развивающихся экономических систем, так и привлекательность для многих участников рынка. Помимо всего прочего, Сингапурская фондовая биржа имеет в своей структуре одновременно и первичный фондовый рынок, и вторичный фондовый рынок. Такой симбиоз во многом и объясняет стремительное развитие Сингапурской биржи и по сей день.

Основной и главной тенденцией рынка ценных бумаг Сингапура сегодня является значительный рост и расширение. В Азии Сингапур занимает лидирующее положение среди самых крупных центров вторичными ценными бумагами внебиржевого типа. К тому же, Сингапур отличается стабильным и активно развивающимся рынком промышленных облигаций, став одной из первых стран, где с успехом прошла организация фондов инвестиций в недвижимость, во многом благодаря надёжному макроэкономическому фундаменту. Почти 100% акций SGX находится в свободном обращении, крупнейший пакет (23,4%) - у фонда, подконтрольного центробанку Сингапура. В финансовом году, завершившемся 30 июня 2014 года, ее выручка составила $544 млн, чистая прибыль - $254,4 млн. По оценкам экспертов, эти результаты стали одними из лучших, начиная с 2008 года. Это безусловно является свидетельством об укреплении позиций этой площадки, что соответствует тенденции развития Сингапура в целом как одного из крупнейших мировых финансовых центров.

Сингапур с каждым днем становится все более привлекательным ведущим банковским центром для международных инвесторов. Этому способствуют: строгие законы о банковской тайне, значительные налоговые льготы, а также то, что Сингапур является одним из немногих оставшихся оффшорных центров, которые не подписали Директиву ЕС о налогообложении сбережений, по которой страны могут обмениваться личными данными своих клиентов. Являясь важным элементом в системе управления капиталом и денежными потоками, Сингапур, по данным трёхлетнего центрального банковского исследования рынка вторичных ценных бумаг занимает четвёртое место в списке крупнейших центров торговли иностранной валютой в мире, уступая Лондону, Нью-Йорку и Токио, обогнав Швейцарию. По оценкам Financial Times на 2015, Сингапур в очередной раз возглавил список городов мира по объему прямых иностранных инвестиций в новые проекты. В 2015 году Сингапур занял первое место по управлению международными активами частных клиентов, сместив Швейцарию, которая все еще продолжает ужесточать свое налоговое законодательство. Также в октябре 2015 года была проведена конференция 81Ьоя, что подчеркивает финансовое развитие региона.

Что касается дальнейшего развития Сингапура, как международного финансового центра, то здесь наблюдается явная положительная тенденция, так как Сингапур - это благоприятная деловая среда, отличная инфраструктура, конкурентоспособность, основанная на более низких издержках, квалифицированная рабочая сила и стратегическое расположение в регионе возможностей. Сегодня новинки, которые внедряются биржей, к примеру, возможность торговли акциями одновременно в двух валютах, позволяют 8С1Х привлекать крупные зарубежные компании из соседних регионов. Все это вкупе с прочными отношениями с другими азиатскими партнерами создаст Сингапурской биржи в дальнейшем обширные возможности для диверсификации рисков путем формирования собственной корзины инвестиционных инструментов, представленных на ЗвХ.

Сингапур является одним из ведущих финансовых центров мира и главным распределительным узлом финансов в Юго-Восточной Азии. Неудивительно поэтому, что страна создала одну из самых передовых банковских систем мира, насчитывающую, примерно, 700 местных и иностранных банковских и финансовых учреждений, оказывающих услуги начиная от потребительского банковского обслуживания и управлением активами и кончая биржевыми, банковскими инвестиционными и специализированными стразовыми услугами. На конец 2004 г. внутренний банковский сектор Сингапура насчитывал активов/пассивов на сумму около 230 млрд долларов США. Ведущими банками Сингапура являются АБН АМРО, Ситибанк, ДБС, ЭйчЭсБиСи, ОуЭсБиСи, Стандард Чартерд и ЮОБ. Центральным банком страны является Денежно-кредитная администрация Сингапура (MAS), которая определяет монетарную политику, регулирует деятельность банковских и финансовых учреждений и выпускает валюту. Несмотря на отсутствие в настоящее время поддерживаемой правительством программы страхования депозитов, MAS планирует создание такой системы в ближайшем будущем. Деятельность коммерческих банков в Сингапуре лицензируется и подчиняется Закону о банковской деятельности. Коммерческие банки могут заниматься всеми возможными видами банковской деятельности. Помимо оказания коммерческих банковских услуг, в том числе приема депозитов, чековых расчетов и кредитования, банки могут также заниматься любым иным видом банковского бизнеса, который регулируется или разрешается MAS, включая консультационные услуги в сфере финансов, брокерские услуги в сфере страхования и услуги по размещению капитала на рынке. (Раздел 30 Закона о банковской деятельности устанавливает все возможные виды банковской деятельности). Коммерческие банки и их представители не обязательно должны отдельно лицензироваться для осуществления такой деятельности, но обязаны соблюдать требования кодекса поведения при осуществлении хозяйственной деятельности, предписываемого в Законе о финансовых консультантах (IA) и Законе о ценных бумагах и фьючерсах (SFA), соответственно. В июле 2001 г. Закон о банковской деятельности был изменен, запретив банкам заниматься нефинансовой деятельностью. Банкам предоставили три года, до июля 2004 г., на завершение своей нефинансовой деятельности. В августе 2003 г. этот льготный период был продлен еще на 2 года до июля 2006 г. для тех банков, которые обратились к MAS с просьбой о продлении. В настоящее время в Сингапуре функционируют 113 коммерческих банков. Пять из них зарегистрированы на местном уровне и принадлежат трем отечественным банковским группам. Коммерческие банки работают как банки, предоставляющие полный набор услуг, оптовые банки или оффшорные банки.

Банки, предоставляющие полный набор услуг

Предоставляющие полный набор услуг банки могут оказывать все услуги, предусмотренные Законом о банковской деятельности. В настоящее время в Сингапуре существуют 28 таких банков. Пять из них имеют местную регистрацию и принадлежат 3 отечественным банковским группам, а остальные 23 банка являются филиалами банков, зарегистрированных за рубежом. Шесть из этих 23 филиалов иностранных банков получили привилегию реализовывать полный набор банковских услуг. Иностранные банки, предоставляющие полный набор услуг и пользующиеся указанной привилегией, могут иметь лишь 15 отделений и/или отдельных от их офисов банкоматов, из которых максимум 10 могут быть отделениями филиалов. Эти банки могут использовать банкоматы совместно между собой и свободно менять местонахождение своих отделений. С 1 июля 2002 г. имеющие привилегии банки получили разрешение оказывать дебетовые услуги по сети EFTPOS (электронные перечисления средств), предлагать Дополнительный пакет пенсионного обеспечения, использовать инвестиционные счета (CPF Investment Scheme accounts) и принимать срочные депозиты в рамках инвестиционной схемы и схемы с минимальной суммой депозита.

Оптовые банки

Оптовые банки могут заниматься такой же банковской деятельностью, что и банки, предоставляющие полный набор услуг за исключением того, что они не имеют права оказывать розничные банковские услуги с сингапурским долларом. Они функционируют в соответствии с изданными MAS Рекомендациями по работе оптовых банков. В Сингапуре имеются 37 оптовых банков, и все они являются филиалами иностранных банков.

Оффшорные банки

Оффшорные банки имеют право заниматься такими же видами деятельности, что и банки, оказывающие полный набор услуг, и оптовые банки при осуществлении деятельности с азиатскими валютами, выраженными в единицах азиатских валют (ACU). Единицы азиатских валют - это бухгалтерская единица, используемая банками для учета всех своих операций в иностранных валютах, осуществленных на азиатском долларовом рынке. Операции банков в сингапурских долларах учитываются отдельно во внутренних банковских единицах (DBU). Объем операций, осуществленных во внутренних банковских единицах оффшорными банками несколько более ограничен в части сделок с резидентами по сравнению с оптовыми банками. Оффшорные банки функционируют в соответствии с изданными MAS Рекомендациями для оффшорных банков.

В рамках программы либерализации деятельности банков оффшорным банкам была предоставлена большая свобода действий при осуществлении оптовых операций с сингапурским долларом. Лимит выдачи ссуд в сингапурских долларах для оффшорных банков был увеличен до 500 млн. Теперь эти банки могут осуществлять операции «своп» в сингапурских долларах применительно к поступлениям от выпуска сингапурских долларовых облигаций, которыми такие банки управляют или выпускают.

Всего в Сингапуре функционируют 48 оффшорных банков, и все они являются филиалами иностранных банков.

Торговые банки

Помимо описанных трех категорий коммерческих банков существуют финансовые учреждения, которые могут работать как торговые банки. Торговые банки одобрены Денежно-кредитной Администрацией в соответствии с законодательством, и их деятельность подчиняется Директивам о торговых банках. Операции таких банков в единицах азиатских валют также выполняются в соответствии с Законом о банковской деятельности. Как правило, торговые банки занимаются финансированием корпоративных лиц, подпиской на выпускаемые акции и облигации, слиянием и присоединением компаний, управлением инвестиционными портфелями, консультированием по менеджменту и прочими возмездной деятельностью. Большинство торговых банков с разрешения MAS работают с единицей азиатских валют, через которую они конкурируют с коммерческими банками на азиатском долларовом рынке. Что касается DBU, то торговые банки не имеют права принимать депозиты до востребования, сберегательные депозиты или занимать средства у населения. Вместе с тем, им разрешено принимать депозиты или занимать средства у банков, финансовых компаний, акционеров и компаний, контролируемых их акционерами. Всего в Сингапуре действуют в настоящее время 52 торговых банка.

Финансовые компании

Финансовые компании концентрируют свою деятельность на финансировании в небольших размерах, в том числе кредитуют приобретение в рассрочку автомобилей, товаров длительного пользования, и выдают ссуды для приобретения жилья. Финансовые компании получают лицензии и функционируют в соответствии с Законом о финансовых компаниях. Финансовые компании не имеют права открывать депозитные счета, по которым можно снимать средства по требованию по чекам, векселям или платежному требованию. Им также не разрешается предоставлять необеспеченный кредит на сумму свыше 5 000 сингапурских долларов любому лицу или для осуществления сделки в любой иностранной валюте, золоте или иных драгоценных металлах, или приобретать пакеты акций, деноминированные в иностранной валюте, акции или долговые ценные бумаги. Однако, финансовые компании, владеющие капиталом более 10 млн сингапурских долларов, могут, обращаться с просьбами о разрешении осуществлять операции в иностранных валютах, драгоценных металлах и акциях, деноминированных в иностранных валютах. Такое разрешение выдается при условии, что в любой момент времени совокупная сумма предоставленного кредита в иностранной валюте не превысит 10% капитала финансовой компании. В Сингапуре функционируют 3 финансовых компании.

Некоторые основные финансовые учреждения, функционирующие в Сингапуре в соответствии с лицензией на оказание полного спектра услуг:

АБН АМРО БАНК НВ (ABN AMRO BANK NV)
АМЕРИКАН ЭКСПРЕСС БАНК ЛТД. (AMERICAN EXPRESS BANK LTD)
БАНГКОК БАНК ПАБЛИК КОМПАНИИ ЛИМИТЕД (BANGKOK BANK PUBLIC COMPANY LIMITED)
БАНК ОВ АМЕРИКА, НЕШНЛ АССОСИЭЙШН (BANK OF AMERICA, NATIONAL ASSOCIATION)
БАНК ОВ ЧАЙНА ЛИМИТЕД (BANK OF CHINA LIMITED)
БАНК ОВ ИСТ ЭЙША ЛТД. (BANK OF EAST ASIA LTD,)
БАНК ОВ ИНДИЯ (THE BANK OF INDIA)
БАНК ОВ ТОКИО-МИЦУБИСИ, ЛТД. (BANK OF TOKYO-MITSUBISHI, LTD)
БНП ПАРИБА (THE BNP PARIBAS)
КАЛИОН (CALYON)
СИТИБАНК НА (CITIBANK NA)
СИТИБАНК СИНГАПУР ЛИМИТЕД (CITIBANK SINGAPORE LIMITED)
ЭйчЭл БАНК (HL BANK)
ГОНКОНГ ЭНД ШАНХАЙ БАНКИНГ КОРПОРЕЙШН ЛИМИТЕД (HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED)
ИНДИАН БАНК (THE INDIAN BANK)
ИНДИАН ОВЕРСИЗ БАНК (INDIAN OVERSEAS BANK)
Дж.П. МОРГАН ЧЕЙЗ БАНК Н.А. (JPMORGAN CHASE BANK, N.A.)
МАЛАЙАН БАНКИНГ БХД (MALAYAN BANKING BHD)
ПТ БАНК НЕГАРА ИНДОНЕЗИЯ (ПЕРСЕРО) ТБК (PT BANK NEGARA INDONESIA (PERSERO) TBK)
ЭрЭйчБи БАНК БЕРХАД (RHB BANK BERHAD)
САЗЕРН БАНК БЕРХАД (SOUTHERN BANK BERHAD)
СТАНДАРД ЧАРТЕРД БАНК (STANDARD CHARTERED BANK)
СУМИТОМО МИЦУИ БАНКИНГ КОРПОРЕЙШН (SUMITOMO MITSUI BANKING CORPORATION)
ЮКО БАНК (UCO BANK)

Сингапур -- высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения -- один из самых высоких в мире. В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2007 году 7-е место среди 131 страны. Сингапур является третьим по величине мировым центром нефтепереработки после Хьюстона и Роттердама. Развиты судоремонт и судостроение, производство морских буровых установок для разработки месторождений нефти на шельфе. Важную роль в экономике страны играет торговый порт и морской флот. По суммарному тоннажу торговый флот находится на 8 месте в мире, а порт занимает первое место в регионе по обработке контейнеров. Свыше 400 морских линий связывают Сингапур с 600 портами в 130 странах мира. Сингапур - крупный финансовый центр. По количеству банков, международных финансовых организаций и представительств он занимает третье место в мире. По объему ежегодного оборота сингапурская валютная биржа уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио. Республика относится к числу стран с наименьшей степенью риска для иностранных капиталовложений и занимает по этому показателю второе место после Швейцарии. Львиная доля инвестиций приходится на электронную, электротехническую и нефтеперерабатывающую промышленность, сферу услуг. сингапур промышленный экономический

Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади» - сюда поступают товары, производимые в соседних странах - например, каучук и олово из Малайзии, рис из Таиланда, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Когда эти страны стали строить морские порты, пригодные для судов с большой осадкой, значение Сингапура как торгового посредника уменьшилось. Чтобы компенсировать убытки, правительство страны стало стимулировать развитие собственной промышленности, привлекая для этого прямые иностранные капиталовложения. Поскольку Сингапур не располагает естественными ресурсами, развиваются преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, а также сборка изделий из импортированных готовых деталей. Большое значение приобретают химическая, нефтеперерабатывающая, сборочная электронная, радио- и электротехническая промышленность, а также судостроение. Сохранили свое значение в региональном масштабе оловоплавильная промышленность и переработка каучука. В 1980-е годы Сингапур стал развивать наукоемкие отрасли, специализируясь на передовых технологиях не только в производстве (верхние этажи машиностроения), но и в сфере интеллектуальных услуг (информационных, финансовых, технологических, медицинских). Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остается за государством.

Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов п-ова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.

Сингапур стал независимым в 1953 году, а в 2002 г. - это страна с 4-млн. населением по стоимостному объему экспорта 127 млрд. долл. входила в число 20 стран - крупнейших мировых экспортеров (16 место). Сингапур относится к числу тех немногих стран мира, где стоимостной объем экспорта превышает размер валового внутреннего продукта.

Одной из особенностей промышленного развития Сингапура является исключительно важная роль государства в области экономического развития.

С середины 60-х годов Сингапур развивал промышленность, ориентированную на экспорт, начиная с простых, но трудоемких отраслей. Однако из-за относительно высокой стоимости рабочей силы эта продукция не выдерживала конкуренции: и Сингапур перешел к форсированному развитию технологически сложных отраслей промышленности. Такая промышленная политика осуществляется при активной роли государства. Именно правительство Сингапура приняло в 1980 году программу «Вторая промышленная революция», в которой предпочтение отдавалось созданию предприятий с «мощной экспортной способностью», оснащенных новейшей технологией и применяющих высококвалифицированную рабочую силу.

Модель открытого рыночного хозяйства с преимущественным развитием экспортных отраслей подразумевает всемерное привлечение иностранного капитала. Банковская система Сингапура - оффшор. Существующее законодательство не предусматривает дискриминации в зависимости от страны происхождения капитала. Основные законодательные акты направлены на создание льготных условий для деятельности иностранных предпринимателей.

Для стимулирования экспорта товаров государство берет на себя часть расходов, связанных с продвижением продукции на внешние рынки. Сюда входят расходы на получение иностранной технической коммерческой информации, изучение рынков сбыта, зарубежную рекламу, участие в выставках, организуемых министерством торговли и промышленности за рубежом, подготовку к участию в торгах, содержание торговых представительств, оплату части командировочных расходов и пр.

Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи и других индустриальных систем. К началу 90-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов, где создано 3362 предприятия с общим числом занятых 183 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны. На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.

Реальный политический режим в Сингапуре ближе к авторитарному, нежели к чисто демократическому. Сингапур даже называют современным полицейским государством, что обусловлено меньшей степенью личной свободы граждан и очень строгими законами. Несмотря на регулярные выборы, радикальной смены лидерства никогда не происходило. Официальная форма правления Сингапура - парламентарная республика. Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием на 6-летний срок. С 1 сентября 1999 года президентом является Сэллапан Рама Натан, пост премьер-министра с ноября 1990 года занимает ГоЧок Тонг.

Официальная идеологическая доктрина Сингапура, разработанная в 1988 году Ли КуанЮ и ГоЧокТонгом, направлена на формирование современной просвещенной нации, развитого общества (TheNationofExcellence - нация совершенства). Главные разработчики идеологии утверждали об имманентно присущих сингапурскому обществу таких традиционных ценностях, как высокая мораль, солидарность, чувство долга и ответственности перед обществом. Главными критериями общественно-политического развития выдвигаются такие поведенческие установки и ориентации, как рационализм, эффективность, строгое соблюдение иерархии властных структур, беспристрастность и объективность руководства, равенство шансов и возможностей.

В основу официальной идеологии Сингапура положены следующие принципы:

  • - приоритет интересов общества над интересами личности,
  • - семья как основная ячейка общества,
  • - консенсус, а не конфронтация,
  • - социальная гармония и религиозная терпимость.

Сингапур вместе с большинством стран ЕС, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и Гонконгом входит в группу стран, которые характеризуются высоким уровнем заинтересованности частного и государственного секторов в развитии широкомасштабного информационного сообщества.

В мире мало стран, где внешняя торговля играет столь большую роль в экономике, как в Сингапуре. Внешнеэкономическая политика, интересы которой ставились на первое место, прямо связывались с концепцией «глобального города»: Сингапуру с его специфическим экономическим положением города-государства необходимо прочно войти в систему мирохозяйственных связей и утвердиться на мировом рынке, добившись благоприятного отношения к себе со стороны как региональных, так и внерегиональных государств. В этой островной республике за счет импорта удовлетворяются все потребности в сырье и топливе и большая часть потребностей в продовольствии. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуется более половины продукции ее народного хозяйства. Интересам внешней торговли и морского судоходства подчинена вся экономика страны.

Участие Сингапура в Азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) предусматривает содействие поддержанию устойчивого экономического роста его участников, обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО. На долю АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40% населения. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС к настоящему времени превратился в действенный и авторитетный механизм согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР).

В современных условиях глобализованного мира Сингапуру приходится делать ставку на заключение двухсторонних торговых соглашений со сторонами АТР - Японией, Мексикой, Чили, Новой Зеландией, Индией а также с группировкой ЕАСТ (в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария) и др.. Ведущими покупателями сингапурской продукции остаются США, Малайзия, Гонконг и Япония. В свою очередь Сингапур закупает товары и услуги в основном в США, Японии, Малайзии и Китае.

Сингапур является примером успешного развития так называемых «точечных» зон, ориентированных на экспорт товаров. Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот горст-государство факта чески как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи к других индустриальных систем. Сейчас в Сингапуре организовано более 25 промышленных районов (в том числе в Джуронге, Кранджя, СунгевКадуте, ЮтиЛоян Геи др.), где создано около 3,5 тыс. предприятий с общим числом занятых более 200 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны.

В очередном рейтинге экономической свободы 123 стран мира, опубликованном институтом САТО (США), Сингапур разделил второе место с США. САТО оценивал уровень свободы экономики по 26 показателям, включая количество и уровень налогов, влияние правительства на экономику, независимость судов, уровень защиты интеллектуальной собственности, наличие или отсутствие скрытых таможенных барьеров.

Используемая литература

  • 1. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Отправляясь в одиночной плавание».
  • 2. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Выживание в одиночку».
  • 3. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Борьба с коррупцией».
  • 4. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Дирижёр оркестра».
  • 5. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Главы «Выживание в одиночку» и «Много наречий -- один язык».
  • 6. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Справедливое общество, а не государство всеобщего благоденствия».