Рынок лизинга рф в году. Экспорт рейтингов

Резюме

Объем лизингового бизнеса за 2016 год вырос на 36% и составил 742 млрд рублей, достигнув уровня 2011 года. Столь существенный прирост рынок показал в том числе за счет крупных сделок в IV квартале, на который пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год. Однако, помимо крупных сделок, важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого в автопродажах достигла 10%. В 2017 году рынок лизинга, согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), продолжит расти и превысит рекордные 800 млрд рублей, а с 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга.

Прирост объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2016 год составил около 36%, а его номинальный объем, по оценке RAEX (Эксперт РА), достиг 742 млрд рублей. О восстановлении рынка также свидетельствует увеличение числа участников исследования: с 110 за 2015 год до 119 за 2016 год. В целом восстановление рынка обусловлено как активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок, так и заключением лизингодателями крупных сделок с ж/д техникой, самолетами и водным транспортом в IV квартале (на него пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь 2016 год против 29% годом ранее). При этом ряд крупных сделок лизингодателей, заключенных в 2016 году, не был учтен в оценке объема рынка, так как не полностью соответствовал критериям методологии исследования RAEX (Эксперт РА).

Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос на 33% (-12,5% годом ранее) и составил около 375 млрд рублей за 2016 год. В результате доля сегмента МСБ в объеме нового бизнеса второй год подряд превышает 50%. Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 35%. Кроме того, рост показали строительная и с/х техника, нарастившая доли на рынке до 7 и 3%, соответственно. Количество лизинговых сделок в 2016 году, по данным анкетирования, составило не менее 145 тыс. (+12% к 2015 году). Вместе с тем средняя сумма сделки на рынке за прошедший год выросла с 6,7 до 8,2 млн рублей, что обусловлено заключением крупных сделок в конце года (за 9 месяцев 2016 года средняя сумма лизинговой сделки не превышала 7 млн рублей).

По оценкам RAEX (Эксперт РА), доля лизинга в автопродажах выросла за 2015– 2016 годы с 5 до 10%. Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга. Средства госпрограммы позволили передать в лизинг более 63 тыс. автомобилей за последние два года, что, по оценке RAEX (Эксперт РА), привело к увеличению объемов нового бизнеса с автомобилями в 2015 году на 18%, в 2016 году – на 14%. Без учета эффекта госсубсидий доля лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей за последние два года выросла бы с 5 до 8%, а не до 10%.

Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), новый бизнес продолжит расти в 2017 году, а влияние реформы регулирования лизинга на рынок начнет сказываться только с 2018 года. Позитивный (базовый) прогноз подразумевает, что объем нового бизнеса по итогам 2017 года вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей. Согласно данному прогнозу, ж/д сегмент покажет рост на уровне 10% вследствие достижения баланса парка полувагонов. На авиализинг позитивно повлияет господдержка аренды / лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов «Сухой Суперджет – 100». В результате объем авиализинга вырастет на 10%. Перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент, объем нового бизнеса в котором возрастет на 20%. На 2017 год придется значительная часть работ по подготовке инфраструктуры городов к ЧМ-2018, что, как следствие, подстегнет рост объема лизинга строительной и коммунальной техники. Прочие сегменты лизингового рынка также покажут позитивную динамику (+15%) вследствие наращивания региональных сделок.

Агентство «Эксперт РА» представило исследование рынка лизинга за три квартала. Объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16% против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в железнодорожном сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка в еще меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике, говорится в материале «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2018 года: консолидация в действии».

Развитие рынка за девять месяцев 2018 года

Объем и динамика рынка

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь - сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 год (см. график 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые девять месяцев 2018 года она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь - сентябрь 2018 года составила 1,65 трлн рублей против 1,14 трлн годом ранее (см. таблицу 1). Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018-го вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд рублей. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2018 года составило 43%, как и годом ранее. Однако отмечается, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

9 мес. 2015 г.

9 мес. 2016 г.

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

1 095 1 010 Темпы прироста (период к периоду), %

26,2 -19,9 Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

1 140 1 620 1 650 Темпы прироста (период к периоду), %

21,8 Концентрация на топ-10 компаниях в сумме новых договоров, %

Индекс розничности, %

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

Объем профинансированных средств, млрд руб.

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

60 393 83 233 61 967 86 044 64 912 92 082 72 921 Доля лизинга в ВВП, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордных 4,1 трлн рублей на 1 октября 2018 года. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля Государственной Транспортной Лизинговой Компании в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 1 октября 2018 года с 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний - ГТЛК, «Сбербанк Лизинга », «ВТБ Лизинга » и «ВЭБ-лизинга» - прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать «токсичные» активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля. По оценке агентства «Эксперт РА», без учета переуступленных банками лизинговым компаниям проблемных активов и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов (это легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса, снизился до 40% за январь - сентябрь 2018 года с 48% за аналогичный период прошлого года. На снижение индекса оказал влияние существенный рост объема крупных сегментов, в особенности ж/д техники, что также привело к увеличению средней суммы сделки с 8,8 млн до 9,3 млн рублей. Тем не менее объем нового бизнеса розничных сегментов демонстрирует рост, что прежде всего обусловлено положительной динамикой автолизинга: прирост за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 17%. Результатом роста розничного бизнеса стало рекордное число сделок по итогам девяти месяцев 2018 года, которое, по оценкам агентства, составило около 180 тыс. (см. график 3).

Объем профинансированных средств за январь - сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, за январь - сентябрь 2018-го доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (минус 3,2 процентного пункта к аналогичному периоду прошлого года). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п. п. и составила 67% от объема профинансированных средств (см. график 4). Данный рост прежде всего обусловлен снижением ставок по банковским кредитам ввиду соответствующей динамики ключевой ставки. Также влияние на структуру финансирования сделок оказало повышение концентрации лизингового рынка на крупнейших игроках: увеличение объема их бизнеса привело к росту банковских кредитов, поскольку они имеют возможность привлекать внешнее финансирование на более выгодных условиях. В то же время абсолютный объем привлечений на публичном рынке не претерпел существенных изменений, однако доля выпущенных облигаций снизилась с 10,5% до 6,6%. Рост числа крупных сделок, которые редко сопровождаются авансом, привел к снижению доли авансовых платежей в структуре фондирования до 12,5% (минус 1,9 п. п. к аналогичному периоду предыдущего года).

Лидеры рынка

По итогам девяти месяцев 2018 года лидером рынка стала ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с ж/д техникой (см. таблицу 2). На втором месте находится «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-тройку компаний приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-десятки выросла на 6 п. п., до 73%, а топ-20 - на 4 п. п., до 84%.

Таблица 2. Топ-20 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 года

Место по новому бизнесу

Объем нового бизнеса (стоимость имущества) за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 мес. 2018 г., %

Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

191 767 401 521 892 217 ГК «Сбербанк Лизинг»

162 975 242 071 578 024 «ВТБ Лизинг»

50 960 74 100 «ВЭБ-лизинг»

46 515 63 271 354 636 ГК «Газпромбанк Лизинг»

45 381 81 975 195 814 ГК «Альфа Лизинг»

44 485 70 236 109 441 ГК «Балтийский Лизинг»

30 981 44 041 48 895 «Сименс Финанс»

26 748 34 293 53 276 «РЕСО-Лизинг»

16 041 22 051 36 343 «CARCADE Лизинг»

14 049 19 883 21 998 «Мэйджор Лизинг»

11 794 14 162 52 516 ГК «КамАЗ-Лизинг»

10 476 15 732 22 437 ГК «Стоун-XXI»

9 971 14 597 15 931 «Элемент Лизинг»

9 958 14 624 13 779 «Регион Лизинг»

«ruBBB-а 9 083 14 174 31 998 ГК «Интерлизинг»

6 919 9 986 16 148 Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей по итогам девяти месяцев 2018 года (см. график 5). Доля крупного бизнеса за январь - сентябрь 2018-го составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п. п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На госучреждения за январь - сентябрь 2018 года пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В соответствии с распределением нового бизнеса по регионам, за девять месяцев 2018 года основной объем сделок по-прежнему приходится на Москву, однако доля нового бизнеса в первых трех кварталах снизилась с 41% до 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. график 6). В то же время доля Центрального федерального округа (за исключением Москвы) выросла на 6,4 п. п., составив 17,9%. Данные изменения обусловлены географической структурой сделок ГТЛК, у которой по итогам девяти месяцев 2018 года 40% нового бизнеса сосредоточено в ЦФО. Кроме того, около 6% сделок ГТЛК пришлось на Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга), что привело к увеличению доли региона до 6,2%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 года остается автолизинг, объем которого за январь - сентябрь 2018 года составил около 318 млрд рублей, или 31,3% рынка. Поддержку авторынку на протяжении 2017-2018 годов во многом оказали госпрограммы. Однако в текущем году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 млрд рублей с 14 млрд, выделенных годом ранее. Вместе с тем, несмотря на сокращение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам агентства «Эксперт РА», проникновение лизинга в автопродажи легкового автотранспорта за первые три квартала 2018 года достигло 9%, что соответствует уровню прошлого года. В то же время доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизилась с 48,9% за январь - сентябрь 2017 года до 47,8% за аналогичный период текущего года.

Таблица 3. За девять месяцев 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

9 мес. 2018 г.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.

1 601 1 426 1 596 1 209 количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК По данным «Автостата», средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011 году до 13,1 года в 2017 году. При этом грузовой автопарк характеризуется более высоким средним возрастом - 20 лет в 2017 году. По оценкам агентства «Эксперт РА», рост автопродаж продолжится в ближайшие один-два года, пока средний возраст легковых автомобилей не снизится до 11,8-12 лет. По этой причине рост лизинга автомобилей продолжится в 2019 году, однако темпы роста будут более скромными, чем в 2018 году, а уровень проникновения лизинга в автопродажи не претерпит серьезных изменений.

В мировой экономике лизинговые сделки завоевали лидирующие позиции среди инвестиционных продуктов в силу ряда преимуществ, к которым можно отнести налоговые льготы, решение проблемы обеспечения, различные варианты установления лизинговых платежей, простаты учета.

Опыт развивающихся стран (Китай, Малайзия, Корея) позволяют сделать вывод о том, что проведение технического перевооружения и модернизации национальных хозяйств этих государств, в течение короткого промежутка времени стало возможным, благодаря использованию лизинга.

В России, для которой проблемы модернизации и инновационного развития экономики является актуальными и насущными, лизинг не играет той роли, так как перспективы его роста зависят от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся снижение ставки рефинансирования, уменьшение налоговой нагрузки и др.

Более важным являются внешние факторы, к которым можно отнести ситуацию на мировом финансовом рынке, коньюктуру на сырье, cанкции.

Действия политики санкций как со стороны США и ЕС в отношении России, так и ответные санкции нашей страны, создали поле для переориентации экономики, в частности, импортозамещения товаров и услуг.

На первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования или замене старого.

При недостатке собственных средств для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования - финансовый кредит и лизинг.

В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10-12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%).

Высокая степень износа основных фондов в России (более 50% на конец 2015 года) свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга .

В этой связи важным предоставляется анализ динамики лизинговых операций в РФ в настоящее время.

В настоящее время российская экономика испытывает на себе последствия мирового финансового кризиса и санкций, в результате которых наблюдается: рост оттока капитала, ухудшение финансового положения предприятий; сокращение инвестиций в основной капитал, спад производства практически во всех отраслях экономики .

По итогам 2015 года (в сравнении с 2013 годом) внутренний валовой продукт (ВВП) составил 60687,1 млрд. рублей и снизился на 9,1%; годовой объем промышленного производства сократился на 5,1%; инфляция в 2015 году увеличилась до 12,9%; объем инвестиций составил 14,005 триллиона рублей, падение инвестиций в основной капитал - 8,4% .

В результате стагнации экономики сужается и рынок лизинговых услуг: объем нового бизнеса в 2015 году сократился против 2013 года на 30,4%, сумма новых договоров на 26,2%, доля лизинга во внутреннем валовом продукте понизился с 1,2% до 0,9% (таблица 1)

Индикаторы развития рынка лизинга

Таблица 1

Показатели

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд. рублей

Сумма новых договоров лизинга, млрд.рублей

Темпы прироста (период к периоду), %

Совокупный портфель лизинго-вых компаний, млрд. рублей

Номинальный ВВП Россиипостоянных ценах 2011 года, по данным Росстата), млрд. рублей

Доля лизинга в ВВП, %

Источник:

Лизинг классифицируется по многим признакам, основными из которых являются: лизинг по отраслевой принадлежности и по способу финансирования.

Лизинговые услуги по отраслевой принадлежности различают по типу арендуемых активов: лизинг физических (реальных) активов, в которых выделяют лизинг движимого имущества и лизинг недвижимого имущества (долгосрочная аренда зданий и сооружений).

На рынке лизинговых услуг в РФ преобладает лизинг физических активов, доля лизинга недвижимого имущества в лизинговом портфеле небольшая - на 01.10.2016г. составляет 2,3% (график 1).

Топ-10 сегментов в лизинговом портфеле по итогам 9 мес. 2016 года

График 1

Источник

В составе лизинга физических активов крупнейшим по объему нового бизнеса является сегмент грузовых и легковых автомобилей, доля которых составила 38,1%. Позитивный эффект на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу (2015г. - 9мес. 2016г).

Вторым сегментом стала авиатехника, доля которой на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Сокращение связано с расторжением лизинговых договоров с авиакомпанией «Трансаэро».

Объем нового бизнеса с ж/д техникой за 9 месяцев 2016 года упал на 10%, а доля ж/д техники на рынке снизилась с 16 до 13%.

Значительный прирост (+64%) показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за январь - сентябрь 2016 года составила около 8%.

Всего по рынку лизинга за 9 месяцев 2016 года из 17 крупнейших сегментов, положительные темпы прироста продемонстрировали 11. Годом ранее рост наблюдался в 7 сегментах из 17 .

Для того чтобы лизинговые сделки состоялись, компании, занимающиеся лизингом, должны иметь доступ на рынки капитала, либо иметь собственные средства для финансирования.

По способу финансирования различают следующие виды лизинга:

Лизинг, финансирующийся за счет собственных средств лизингодателя;

Лизинг, финансирующийся за счет привлеченных средств (инвесторов);

Раздельно финансирующийся лизинг, частично финансирующийся лизингодателем .

Стоимость привлекаемых на рынке кредитных ресурсов для финансирования лизинговой сделки (банковское, коммерческое, бюджетное кредитование), а также финансирование за счет собственных средств лизинговой компании зависит от многих факторов, в том числе таких как: финансовая состоятельность клиентов лизинговых компаний; риски, которые могут возникнуть при реализации лизингового проекта; обеспечение сделки; валюта, в которой проводится лизинговая сделка; места заимствований - на внутреннем или международном рынке капиталов; отклонения от ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком России и др. .

В период с 2013-го по 2015 год доля банковских кредитов в профинансированных средствах лизинговых компаний продолжала снижаться.

С текущего года отмечается обратная динамика: доля кредитов в структуре финансирования сделок выросла с 55% за 9 месяцев 2015 года до 61% за 9 месяцев 2016 года. Доля облигаций снизилась с 9% до 3% в связи с менее активным использованием этого инструмента крупнейшими компаниями. С 5 до 7% увеличилась доля ценных бумаг, в связи с привлечением средств за счет векселей. Доли авансов и собственных средств не претерпели существенных изменений и составили 12 и 13% от профинансированных средств за январь - сентябрь 2016 года соответственно (график 2).

Источники финансирования лизинговых компаний

График 2

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

По итогам 9 месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ) пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее 54%). Активизация региональных сделок с начала года привела к тому, что объем нового бизнеса с представителями МСБ вырос на 29% за январь - сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 270 млрд. рублей. Активное участие в рознице за январь - сентябрь 2016 года продемонстрировали лидеры рынка, которые входят в топ-3 по количеству заключенных новых сделок. На госучреждения и физические лица по-прежнему приходится незначительный объем сделок: совокупно около 2% объема лизингового бизнеса за 9 месяцев 2016 года. Доля крупных компаний в структуре нового бизнеса за январь - сентябрь 2016 года снизилась до 38%, что является наименьшей долей за последние пять лет (график 3).

Доля малого и среднего бизнеса в объеме нового бизнеса

за 9 месяцев 2016 года

График 3

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

Количество новых заключенных договоров лизинга за январь - сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года. Увеличение числа заключенных договоров привело к снижению средней стоимости лизинговой сделки: с 6,5 млн. рублей за 9 месяцев 2015 года до 6,2 млн. рублей за 9 месяцев 2016 года.

По итогам 9 месяцев 2016 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил около 450 млрд. рублей (+17% по сравнению с 9 месяцами 2015 года) (график 4). Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За первые девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее лизинговый бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Динамика объема лизингового бизнеса за 2013- 2016 г.г.

График 4

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

Сумма новых договоров лизинга за 9 месяцев 2016 года выросла на 15% и составила около 680 млрд. рублей, объем лизингового портфеля - 2,9 трлн. рублей, что соответствует его уровню на 01.10.2015г. (таблица 2). Несмотря на позитивную динамику профинансированных средств (+38%), их объем с 2013 года уступает объему полученных лизинговых платежей.

Динамика показателей рынка лизинга за 2013 -2016 г.г.

Таблица 2

Показатели

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд. руб.

Темпы прироста (период к периоду), %

Сумма новых договоров лизинга, млрд. рублей

Темпы прироста (период к периоду), %

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. рублей

Объем профинансированных средств, млрд. рублей

Совокупный портфель лизинго-вых компаний, млрд. руб.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по результатам анкетирования ЛК

Российский рынок лизинга относительно молодой по сравнению с рынками Европы и США. Из-за сокращения спроса на лизинговые услуги он опустился с 5-го на 11-е место в рэнкинге европейских лизинговых рынков по состоянию на 01.01.2016 года. В объеме ВВП России доля лизингового бизнеса за 2015 год составила около 0,9 %, что меньше на 0,3 п. от максимального уровня, достигнутого в 2013 году.

Среди европейских рынков лизинга российский сопоставим с Испанией, Италией и Турцией (график 5). При этом Россия уступает крупнейшим лизинговым рынкам Европы (Англии, Франции, Германии), доля которых в объеме ВВП своей страны составляет не менее 1,8%.

Доля лизингового бизнеса в объеме ВВП по итогам 2015 года

График 5

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

Из-за ослабления курса рубля российский лизинговый портфель за 2015 год в евро сократился на 26% и занимает пятое место среди европейских стран.

За 9 месяцев 2016 года лидерами рынка по объему нового бизнеса являются компания «ВТБ Лизинг», «ГТЛК» и «Сбербанк Лизинг», доля нового бизнеса которых в общем объеме составляет 36%.

Доля крупнейшего лизингодателя «ВТБ Лизинг» в объеме нового бизнеса в 2014-2016 годах стабилизировалась (график 6).

Концентрация рынка на 10 крупнейших лизингодателях

График 6

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

С 2015 года первые четыре позиции по объему нового бизнеса на лизинговом рынке занимают госкомпании. По состоянию на 01.10.2016г. доля госкомпаний в объеме нового бизнеса снизилась с 53 до 48% Увеличение присутствия независимых лизинговых компаний на рынке связано как с оживлением розничных сделок в 2016 году, так и со значительным сокращением нового бизнеса компании «ВЭБ-лизинг», которая являлась бессменным лидером рынка на протяжении 2010-2014 годов.

Отраслевой рынок лизинговых услуг России имеет высокую концентрацию - большая его доля приходится на мегаполисы и наличие явных лидеров. Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, несмотря на снижение с 68% за январь - сентябрь 2015 года до 62% за аналогичный период 2016 года, остается высокой.

Российская система лизингового рынка имеет олигополистический характер (тройка членов главного рыночного ядра аккумулирует примерно 55% общего объема рынка), характерной особенностью которого взаимосвязь в формировании своей ценовой политики .

В территориальном распределении нового бизнеса за 9 месяцев 2016 года по сравнению с 9 месяцами 2015 года доля Москвы сократилась почти на 14 п. п. до 35% (график 10). Снижение концентрации нового бизнеса на столице связано с тем, что в текущем году лизинговые компании активизировали региональные продажи.

Санкт-Петербург и Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга) продемонстрировали увеличение: их доли в новом бизнесе выросли на 4 и 2 п. п. до 11 и 5% соответственно. Доля Дальневосточного ФО выросла с 2 до 4%, что в большей степени связано со сделками в данном ФО компаний «ГТЛК», «Сименс Финанс» и «Сбербанк Лизинг». Увеличение объема лизинговых сделок в Южном ФО отчасти связано с тем, что в его состав, согласно Указу президента России от 28 июля 2016 года № 375, был включен упраздненный тем же указом Крымский федеральный округ.

Распределение долей других федеральных округов не претерпело кардинальных изменений по сравнению с 9 месяцами 2015 года.

Одним из наиболее сложных и важных этапов проектирования лизинговой сделки и подготовки договора лизинга является определение конечной стоимости лизинговых услуг.

Цена лизинговой услуги складывается из:

Первоначальной (восстановительной) стоимости оборудования;

Стоимости заимствований, необходимых для приобретения оборудования;

Стоимости дополнительных услуг, которые оказывает лизингодатель лизингополучателю в течение срока действия договора между ними;

Вознаграждения (маржи) лизинговой компании;

Стоимости страхования различных рисков (имущества, переданного в лизинг, возврата лизинговых платежей и т. д.), если в качестве страхователя выступает лизингодатель;

Налога на имущество, если переданное в лизинг имущество находится на балансе лизингодателя;

Налога на добавленную стоимость, базой для исчисления которого становятся все перечисленные выше составляющие.

Цена услуги по лизинговой сделке является коммерческой тайной и для каждого лизингополучателя рассчитывается отдельно в зависимости от предмета лизинга, аванса, срока договора и др.

В 2015 годулизинг по стоимости для бизнеса может составить достойную конкуренцию кредитам. Ставки по корпоративным кредитам сейчас находятся на уровне 11-22% годовых, по лизингу в среднем - на уровне 20% годовых.

В период кризиса резко упал клиентский поток. Несмотря на все преимущества лизинга, клиенты предпочитали не увеличивать свою дебиторскую задолженность .

Большинство банков, решив перестраховаться, в одностороннем порядке пересмотрели свои ставки по действующим кредитным договорам в сторону увеличения, что в конечном итоге отразилось на клиентах. В результате снизилась платежная дисциплина по сделкам, а объемы изъятой в прошлом году техники был рекордным - более 55 млрд. рублей. Финансовые институты также резко ограничили финансирование лизинговых компаний.

Основные факторы, которые повлияли на потребительскую активность рынка: высокие процентные ставки, падение спроса из-за роста курса валют, нехватка у лизинговых компаний заемного финансирования.

По состоянию на 01.10.2016г. на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, что обусловило улучшение деловых ожиданий участников рынка.

В структуре лизинговых сделок происходят системные изменения. Сужаются сегменты железнодорожной техники и авиатехники, растут доли сегментов, работающих на малый и средний бизнес (в первую очередь - автотранспорт). В результате доля крупного бизнеса стала менее 50%.

Меняются ориентиры лизинговых компаний по сегментам. В 2016 году менее рискованными и более быстро растущими являются сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), объем нового бизнеса за 2016 год вырастет на 17% и составит около 640 млрд. рублей (график 7). Прогноз подразумевает сокращение сегмента ж/д техники не более 10%, объем авиализинга останется на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Реализация позитивного прогноза возможна при замедлении падения инвестиций в основной капитал за 2016 год до 3,5% (за 2015 год падение было на 8,4%). Прогноз также подразумевает снижение инфляции до 6%, а также сохранение ключевой ставки Банком России на уровне 10%.

Прогнозные показатели объема нового бизнеса в 2016году

График 7

Источник : "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

По прогнозу агентства позитивная динамика лизингового рынка продолжится и в 2017 году, при этом лидерами будут автолизинг, авиализинг и лизинг строительной техники. Прочие сегменты рынка в целом также продемонстрируют позитивную динамику в результате наращивания лизинговых сделок в регионах. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу RAEX (Эксперт РА) вырастет на 10-20% и составит 700-770 млрд. рублей.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Главный итог 9 месяцев 2016 года - постепенное восстановление лизингового рынка. Снижение ставок кредитования, определенная стабилизация экономической ситуации и активное использование лизинговых механизмов в рамках госпрограмм определили умеренно-положительную динамику отрасли.

2. За 9 месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд. рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%. Однако существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года.

3. Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с малым и средним бизнесом вырос на 29% и составил 270 млрд. рублей. По итогам 9 месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказали автолизинг, строительная и с/х техника.

4. С начала текущего года наблюдается рост доли кредитов в структуре финансирования сделок до 61 % против 55% за 9 месяцев 2015 года и снижение доли облигаций с 9% до 3% в связи с менее активным использованием этого инструмента крупнейшими компаниями.

5. Лизинговые компании стали занимать заметное место на финансовом рынке, уступая по размеру портфеля только банкам: на начало 2016 года объем лизингового портфеля составлял около 3 трлн. рублей, в связи с чем назрела необходимость в реформировании лизингового законодательства. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение информационной прозрачности и введение требований по контролю рисков, что позволит снизить стоимость лизинговых услуг для потребителей.

6. Отраслевой рынок лизинговых услуг России имеет высокую концентрацию, что свидетельствует об олигополистическом характере конкуренции (тройка лидеров аккумулирует примерно 55% общего объема рынка).

7. Позитивная динамика лизингового рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лизинг по стоимости для бизнеса может составить достойную конкуренцию кредитам (в Европе 20% финансирования бизнеса приходится на лизинг, 80% - на кредитование; в России - 5-6% на лизинг и 94-95% - на кредитование).

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%, а точкой поддержки - авиасделки госкомпаний. Вместе с тем отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и запустило процесс реформирования рынка. Поэтому ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Еще одним вызовом останется слабая инвестиционная активность бизнеса, которая ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10-20%, согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА»).

Рынок лизинга восстанавливается: объем нового бизнеса за девять месяцев 2016 года вырос на 17% и составил 450 млрд рублей. В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016-го отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с МСБ вырос на 29% за январь - сентябрь текущего года и составил 270 млрд рублей. По итогам девяти месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее - 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%. Кроме того, позитивную динамику показали строительная и с/х техника, нарастившие доли на рынке до 8% и 4% соответственно. В итоге общее количество лизинговых сделок за январь - сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года.

Средняя доля проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней) по рынку на 1 октября 2016 года составила около 10% (годом ранее - 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам агентства, он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 1 октября 2015 года до 20% на 1 октября 2016 года.

Одним из ключевых вызовов для лизинговых компаний в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами станут появление СРО, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.

Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки - ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу агентства вырастет на 10-20% и составит 700-770 млрд рублей.

Руслан КОРШУНОВ, младший директор, банковские рейтинги

Станислав ВОЛКОВ, управляющий директор, банковские рейтинги