Экономика ливии. Ливия наращивает добычу нефти, угрожая планам опек

Ливия - индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный, морской, трубопроводный.

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3%; Германия - 12,0%; Великобритания - 8,9%; Франция - 6,8%; Тунис - 5%). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3%; Германия - 16,6%, Испания - 10%; Турция - 6%; Франция - 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.

В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.

Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)

Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.

История экономики Ливии

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.

Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.

В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.

В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Промышленность Ливии

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы.

Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки.

Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Сельское хозяйство Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Транспорт Ливии

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 - с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: "Великая рукотворная река" - система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Валюта и банковская система Ливии

Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.

Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.

Источник - http://www.stranz.ru/str/164-liv/863-liae.html

Экономика Ливии
Валюта Ливийский динар (LD)
Международные
организации
ОПЕК , COMESA
Статистика
ВВП ▲ $41.50 billion (2014)
Рост ВВП 0,5 %
ВВП на душу населения 10 335
Инфляция (ИПЦ) менее 1 %
Индекс человеческого развития (ИЧР) 0,760 (2011)
Экономически активное население 1.438 миллион (2014)
Уровень безработицы 30% (2004), 20.70% (2009), 19.5% (2011)
Основные отрасли нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность
Внешняя торговля
Экспорт $10,51 млрд (2015)
Статьи экспорта нефтепродукты, природный газ, химикаты
Импорт $11,24 млрд (2015)
Статьи импорта машины и оборудование, потребительские товары, продовольствие
Государственные финансы
Государственный долг 6,6% ВВП (2015)
Внешний долг $5,244 млрд (31 декабря 2014)
Государственные доходы $10,19 млрд (2015)
Государственные расходы $24,85 млрд (2015)
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Валюта

Общая характеристика экономики

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая промышленность и нефтеперерабатывающая , добыча подземной пресной воды, пищевая , текстильная , цементная, металлургическая . Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный , морской , трубопроводный .

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $ 62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в то же время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3 %; Германия - 12,0 %; Великобритания - 8,9 %; Франция - 6,8 %; Тунис - 5 %). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3 %; Германия - 16,6 %, Испания - 10 %; Турция - 6 %; Франция - 3,6 %).

В конце XX в. государственные предприятия производили около 90 % всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази . После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата , Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т.

До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища.

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки. Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Нефтедобыча

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП . Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК . Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти . Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки .

Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation ), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир , Ваха и Зельтен . Порты общего назначения: Триполи , Бенгази , нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф , Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов , общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Добыча газа

Сельское хозяйство в Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом - орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1 % площади страны, и только 1 % из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» - водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн га - в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Добыча пресной воды

В 1950-х годах во время проведения нефтеразведок в южной части Ливии под песками пустыни

Триполи объявил, что нефтяная отрасль после пятилетнего перерыва открыта для зарубежных инвесторов и нефтяников. Ливия может оказаться даже большей угрозой для восстановления цен на нефть, чем сланцевики из США. Сейчас она качает 715 тыс. бар./сутки, а к концу года будет качать 1,25 млн.

Министр энергетики России Александр Новак предположил, что в этом году цены на нефть стабилизируются на уровне 60 долларов за баррель. Первый месяц действия соглашения показал, что его участники выполняют взятые обязательства на 80-90%. Причем, ряд стран, включая Саудовскую Аравию, даже сокращают добычу с опережением графика. Тем не менее, цена на нефть пока «топчется» в районе 55 долларов за «бочку». Многие специалисты настроены менее оптимистично по сравнению с нефтяными чиновниками. Среди угроз соглашению, главной из которых является наращивание добычи, а не ее сокращение, называют трех членов ОПЕК: Ливию, Нигерию и Иран.

Никто не обвиняет нефтяников этих стран в мошенничестве, потому что им по разным причинам официально разрешено не снижать добычу. Иран, например, согласился не добывать больше 4 млн бар./сутки. Это значит, что Тегерану даже разрешили нарастить добычу на 90 тыс. бар./сутки. Нигерия в прошлом году, пусть и не по своей воле, а из-за подрывной деятельности исламистских боевиков в дельте реки Нигер, уже и так значительно сократила добычу.

Что касается Ливии, которая, как считают многие экономисты, является самой большой угрозой соглашению, то в этой многострадальной стране уже пять лет бушует гражданская война между центральными правительствами (сейчас Правительство национального единства – GNA) и многочисленными милициями и сепаратистами, вооруженными до зубов. Чаще всего бои идут как раз за месторождения нефти, терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, главный источник доходов государства.

Члены ОПЕК должны снизить добычу нефти на 1,5 млн бар./сутки, а нефтедобывающие страны, не входящие в картель, еще на 600 тыс. Эти цифры и ожидания от выполнения соглашения уже подняли цену на нефть выше 50 долларов за баррель, однако специалисты отмечают, что эффект воздействия соглашения на рынок уже начал выдыхаться. В любом случае, деятельность трех перечисленных выше стран будет продолжать сдерживать цены на «черное» золото.

Конечно, такой вариант возможен лишь в том случае, если Триполи удастся восстановить свою нефтяную промышленность. Практически все нефтяные месторождения, НПЗ и терминалы на особенно богатом нефтью востоке страны сейчас находятся под контролем так называемой Национальной армии Ливии NLA под командованием генерала Халифы Хафтара. Ливийские нефтяники возобновили работу и наращивают добычу. За непродолжительный период времени: с сентября прошлого по январь этого годов добыча нефти в Ливии увеличилась, заявил на пресс-конференции в Лондоне президент национальной нефтяной компании National Oil Company (NOC) Мустафа Саналла, с 300 до 715 тыс. бар./сутки. Представитель GNA хвалился в минувшие выходные, что она превысила 750 тыс. бар./сутки. Так много нефти в Ливии не добывалось уже три года, с октября 2014 года, когда добыча составляла 850 тыс. бар./сутки.

Правительство национального единства Ливии объявило о планах нарастить добычу нефти к концу 2017 года как минимум до 1 млн бар./сутки. Некоторые экономисты прогнозируют на конец года и 1,5 млн бар./сутки, но, скорее всего, это слишком завышенные цифры и добыча если и превысит миллион баррелей, то ненамного.

Конечно, маловероятно, что наращивание добычи ливийскими нефтяниками будет проходит равномерно, по нарастающей. Например, на этой неделе проблемы с электричеством на месторождении Сарир привели к тому, что добыча сократилась на 60 тыс. бар./сутки.

В 2011 году, перед свергжением Муамара Каддафи, Ливия добывала 1,6 млн бар./сутки. Для того, чтобы вернуться к этому уровню, Триполи потребуется, по словам Саналлы, от 100 до 120 млрд долларов иностранных инвестиций для восстановления разрушенной инфраструктуры и разведки и освоения новых месторождений. Самые серьезные разрушения на терминале Эль Сирт, где сейчас в рабочем состоянии лишь 5 из 19 резервуаров. Во вторник правительство объявило, что существовавший с 2011 года мораторий отменен и что иностранные инвесторы могут вкладывать деньги в ливийскую «нефтянку».

Конечно, для соглашения о снижении добычи нефти и цен на нее очень важны темпы, с которыми будет восстанавливаться нефтяная промышленность Ливии. В основном, это будет зависеть от политической обстановки в стране, которая далека от стабильности. Кроме местных разборок, не следует забывать и об «Исламском государстве», силы которого в Ливии представляют реальную и существенную силу. Отряды джихадистов были выбиты в декабре из Сирта, но это поражение не означает разгром радикального исламизма в стране. Наблюдатели уверены, что ИГ сейчас перегруппирует силы и еще даст о себе знать.

ООН и Запад поддерживают Правительство национального единства Ливии. Москва тоже поддерживает GNA и заявляет, что поддерживает контакты со всеми силами в Ливии. Правда, на Западе в последние недели утверждают, что Кремль склоняется к поддержке Халифы Хафтара, который, в свою очередь, на стороне так называемого Восточного парламента. Напомним, что после захвата исламистами Триполи Палата представителей (HoR) переехала на восток страны, в Тобрук.

Самым плохим для Ливии и, естественно, для ее нефтяного сектора станет попытка NLA свергнуть слабое Правительство нацединства. Такой вариант будет означать полномасштабную гражданскую войну и будет на руку ИГ и прочим радикалам. Однако именно такой сценарий развития событий, пусть и теоретически, наиболее предпочтителен для ОПЕК и не входящих в него нефтедобывающих стран, стремящихся к восстановлению цен на «черное» золото.

По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса.

Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. - и до 0,8 млн.б/д.

Система концессиональных прав на нефтеразведку . Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений - не менее 50%.
Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде "Соглашений о разработке и долевом участии в производстве" (EPSA).
Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти.

Сегодня осуществляется третий этап добычи - ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам.

Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями "Шелл" (Дания), "ОМВ" (Австрия), "Тоталь" (Франция), "Сага Петролеум" (Норвегия), "Бразпетро" (Бразилия), "Петрофина" (Бельгия), "Лаемо" (Великобритания), "Аджип" (Италия), "Винтерхалл" (ФРГ), "Хаски Ойл", "РСО", "Интернэшнл Петролеум Корпорейшн" (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской "Репсол", разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД.

Развитие перспективных нефтяных месторождений . Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний "Репсол" (доля - 45%), "Тоталь" (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%.

Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией "Тоталь", которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании "Сага Петролеум". Она сформировала дочернюю фирму "Сага Петролеум Мабрук АС", открывшую в 1996 г. представительство в Триполи.

Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти - 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. "Тоталь" и "Сага Петролеум" занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти.

Бури (западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с "Аджип", которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля "Аджип" увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури - 5 млрд.барр. нефти.

Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения - 250 млн. барр. В 1995 г. компания "Винтерхалл", занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей.
Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании "АГОКО" ("Арабиен Галф Ойд Компани"), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. "АГОКО" объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д.
Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы.
На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе - в целом около 300 тыс. б/д.
Завия . Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность - 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется.
Рас-Дануф . Завод построен компанией "Раско", функционирует с 1985 г. Его мощность - 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс.
Тобрук . Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д.
Себха . Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен.

Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты.
До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания "Ойлинвест Интернэшнл", для чего была создана дочерняя компания: "Ойлинвест Нидерландс", управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций.

Газовая промышленность. Крупные месторождения - Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию.
Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией "Аджип". Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории.

Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д"Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого - Италия, Германия, Испания - в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области).
Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития.

Ливийская нефть.. между финансами и блокадой.
http://www.afrigatenews.net/node/187555

Абдель Бассет Габара

Нефтяное богатство является одним из самых важных завоеваний ливийского народа, Ливия явлась "одной из самых богатых стран в регионе". После того, как в последние годы нефтяной сектор пережил кризис, появились "надежды на улучшение экономической ситуации" в стране, но эти надежды по-прежнему сталкиваются с реальностью финансовых и экономических проблем, отсутствием безопасности, угрожающим "обещаниям стабильности и лучшей жизни" для арабской страны, раздираемой расколами.

Ливия удивила многих наблюдателей, когда ей "удалось увеличить" производство до "более миллиона баррелей в день", нефть - единственный важный источник дохода. Недавно американская компания Jane Scape показала, что темпы добычи нефти в Ливии равны тем, которые были в июле 2013 года. Нефтяная и энергетическая компания заявила в своем отчете, что добыча нефти в Ливии в январе составляла "один миллион восемьдесят три тысячи баррелей в день" сырой нефти.

Несмотря на улучшение добычи нефти в стране, сообщается о препятствиях на пути этого улучшения, они все время нарастают, а в последнее время главарь ННК(Триполи) предупредил, что финансовые проблемы во всем нефтяном секторе могут обернуться серьезными последствиями, угрожающими уровню производства, который будет значительно сокращен, если "Министерство" "финансов" не предоставит финансовые средства, необходимые для завершения ряда проектов и выплаты заработной платы сотрудникам.

В заявлении, опубликованном во вторник, "министерство" заявило, что последствия финансовых проблем, с которыми оно сталкивается, нарушают предложения по планам "развития", которые должны быть реализованы для развития нефтяного сектора и поддержки его производства. Это произошло после встречи главаря ННК(Три поли) с Председателем Правления компании Al-Jouf Oil Technology Majdi Jibril Al-Derasi для обсуждения проблем и трудностей, которые препятствуют функционированию компании.

Фонд «Национальной нефтяная корпорации»(Триполи) получает свой бюджет через Центральный банк и "международно" "признанное" "правительство" в Триполи. В публикации на своей официальной странице на сайте Facebook Фонд собщил, что «любая задержка со стороны Минфина по финансированию расходованию ННК(Триполи) на 2018 год даст сигнал "ливийскому народу", что "министерство" "финансов" не хочет "добывать ливийскую нефть" для "восстановления". Фонд пишет, что «поля, станции, скважины и системы, находящиеся в эксплуатации до сих пор - это и есть "амбициозный и всеобъемлющий план для реализации Национальной нефтяной корпорации" в 2018 году, который "будет способствовать" значительному "увеличению производства" и "стабильности".

«Так кто же его блокирует?».

ННК(Триполи) уже не первый раз жаловалась на финансовые трудности. В январе в своем выступлении на Энергетической конференции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, организованной Королевским институтом международных отношений (Chatham House, London) заявлено, что добыча сырой нефти в Ливии постоянно прерывается из-за "постоянных ограничений бюджета" ННК(Триполи), что Фонд получил только 50% своего бюджета в 2017 году.

«Если у нас не будет денег, мы не только не сможем увеличить производство, но мы не сможем его поддерживать на нынешнем уровне», - сказал Санала Рейтер по возвращении из поездки на поля "Шарара" и "Элефант" на юго-западе.

На один дирхам.

Плохие отношения между "правительством" ПНС-2 и ННК(Триполи) сорвали контракт с немецкой нефтяной фирмой Wintershall, которая имеет две концесии на востоке. В мае 2017 года ННК(Триполи) обвинила "правительство" в том, что оно эксплуатирует эти споры о контракте, чтобы распространить свою власть на нефтяной сектор, и обвинил Wintershall в закулисной сделке с ПНС-2. Санала заявил, что "политикам необходимо прекратить борьбу за контроль над нефтяными ресурсами" и предоставить ННК(Триполи) бюджет, в котором она нуждается.

"Ливия страдает от серьезного финансового кризиса" из-за "политического раскола", хаоса, отсутствия безопасности, отсутствия государственных институтов, войн, которые произошли в "нескольких" ливийских городах с 2011 года, принудительного закрытия портов и нефтяных месторождений и резкого снижения нефтяных доходов[в результате нападения НАТО].

С другой стороны, угрозы безопасности по-прежнему "затмевают" нефтяной сектор в Ливии в свете продолжающихся нападений вооруженных групп на порты и на нефтяные объекты, особенно, в городах Юга, где несколько месяцев назад граждане [начали] жаловаться и досиз пор жалуются на острую нехватку топлива, что привело к долгим "часам" ожидания на заправках, и расцвету "черного рынка по фантастическим ценам". (а на "черном рынке" бензин с неба льется? - прям как в СССР в конце перестройки, когда из Питера и Киришского НПЗ Тимченко с Пуссиным бензин вывозили в Эстонию - пер.)

В заявлении, во вторник, 20 февраля 2018 года, Brega Oil Marketing Company подтвердила наличие топлива на своих складах в Триполи, Мисурате и Завии, но указала, что "отсутствие безопасности", которое угрожает разграблением танкеров, вынудило ассоциации и транспортные компании прекратить поставки нефтепродуктов на нефтебазу Сабха.

Компания отметила, что водителей грабят и на основных дорогах, и их груз постоянно "под прицелом". Она подчеркнула, что она не раз обращалась к "службам безопасности" и "министерству" "внутренних дел" с просьбой о "защите дорог", но никаких действий к этому не предпринималось. Согласно заявлению, компания сможет предоставлять топливо на юг при наличии охраны. (но поскольку мисуратян выперли с Юга, они устроили блокаду - пер.)

Жители южно-ливийских городов "всегда жаловались на нехватку топлива и услуг", что привело к восстановлению черного рынка. В октябре прошлого года два совета, муниципалитет, а также старейшины и вожди Сабхи дали "властям" Триполи "72 часа для снабжения города топливом", пригрозив блокировать поля Элефант и Шарара и систему Великой рукотворной реки, если топливо не поставят на Юг. Ливия имеет самые большие запасы нефти в Африке и явлась одной из самых богатых стран в регионе, запасы нефти оцениваются в 46,6 млрд. барил, самыми крупными в Африке. До нападения НАТО в 2011 года Ливия производила в среднем 1,6 млн. барил в день. За последние четыре года "Ливия" зафиксировала "убытки" на сумму более "140 млрд" долл. США из-за неоднократного закрытия нефтяных месторождений и портов и низких цен на мировом рынке. Затем силы хафтарников "восстановили" контроль над крупными нефтяными терминалами в прибрежном Нефтяном полумесяце, крупнейшими запасами нефти в Ливии, С ноября 2016 началось увеличение добычи.

Прим. пер.: За прошлый год было разворовано и выведено 50% доходов ННК(Триполи) от ливийской нефти, и это не считая финансирование терроризма в Ливии под видом "государственных расходов" на разбоев, вывода денег под "мертвые души" - 9 млн ИНН, крышевания организаций, грабежей банков, граждан и вымогательства с захватом заложников. И еще тщательно скрываются цены, по которым "международные сообщники" в лице "признанных трейдеров" выкачивают ливийскую нефть. До падения цен на нефть это было "Лондон - 40%"