Что не относится к обязанностям налогоплательщика. Основные права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков рф

Налогоплательщиками признаются субъекты определенных правоотношений, за которыми законом устанавливается обязанность осуществлять отчисления в бюджет за счет личных средств. В России действуют различные системы обложения. Они предусмотрены для граждан и для юрлиц. Далее будет дана общая характеристика этой категории, а также рассмотрены основные права налогоплательщиков.

Признаки субъектов

В соответствии с определением, которое дано выше, налогоплательщиками выступают физические лица и организации, чей статус определяется в соответствии с ГК. При этом ряд категорий предусмотрен непосредственно в отраслевом Кодексе. В частности, НК относит к налогоплательщикам обособленные подразделения компаний, представительства и филиалы, в том числе реализующие самостоятельно продукцию, услуги либо работы, а также постоянные представительства зарубежных организаций. Определение статуса в последнем случае будет зависеть от разных условий.

По общему правилу, постоянным представительством зарубежного юрлица считается территория регулярного исполнения работ, реализации продукции, оказания услуг. На законодательном уровне рассматривается предложение об отнесении в самостоятельную категорию консолидированную группу субъектов. Предполагается, что для них будет разработана особая система, в рамках которой обложению не будет подлежать имущество и средства, перемещаемые внутри них. Сегодня ст. 13 ФЗ "О финансовых промышленных группах" предусматривается, что их участники, которые заняты в сферах производства работ, продукции или услуг, могут признаваться консолидированной категорией. Кроме этого, в качестве субъектов, согласно законодательству ряда стран, могут выступать не отдельные граждане, а семьи в целом.

Права и обязанности налогоплательщиков

Они определены в законе "Об основах системы обложения". Необходимо отметить, что главные права и обязанности налогоплательщиков едины для всех. Они не зависят от вида субъекта. При этом для некоторых групп устанавливаются особые права налогоплательщиков. К примеру, компании, которые используют труд инвалидов, могут отказаться от льгот по НДС. Некоторым организациям можно перейти на упрощенное обложение. Однако это, в свою очередь, вызовет появление дополнительных обязанностей.

Юридический аспект

Права налогоплательщиков и налоговых агентов закреплены в отраслевом законодательстве. В ст. 21 Кодекса по обложению, в частности, содержится соответствующий перечень. Следует отметить один нюанс, характеризующий развитие ситуации. Закон, регламентирующий основы обложения, включал в себя сначала статью об обязанностях, а затем - о правах налогоплательщиков. В Кодексе положения приводятся в другом порядке. Это указывает на то, что законодатель признает в первую очередь права налогоплательщика в РФ.

Классификация

Как выше было сказано, права налогоплательщиков установлены в ст. 21. Их можно сгруппировать по ряду критериев и представить в виде системы. В первую очередь следует сказать о том, что закон предоставляет субъектам определенные юридические возможности в сфере информации об уплате, установлении и введении сборов. Таким образом, это группа № 1. Права налогоплательщиков этой категории считаются относительно новыми. Следующая группа относится к сфере исполнения законодательных предписаний по отчислениям в бюджет. Третья категория включает в себя права налогоплательщиков в области учета и контроля обложения. Последняя группа относится к сфере привлечения субъектов к ответственности и защите их интересов. Рассмотрим эти категории отдельно.

Информационное сопровождение

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, что он может получать бесплатно сведения от уполномоченных органов о действующих тарифах, сборах, а также юридическом регулировании сферы обложения. Важно отметить, что за использование подобной возможности никому не нужно платить. Кроме этого, реализация данного права налогоплательщиков осуществляется по месту их учета в надзорном органе.

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает бесплатное выделение каждому субъекту соответствующего пакета действующих в государстве нормативных актов. В России данная процедура требует определенных бюджетных расходов, в связи с чем не может быть выполнена. Кроме того, проблема состоит и в том, что законодательная база постоянно обновляется, и выдавать каждый раз новый пакет актов нецелесообразно. Тем не менее в каждой инспекции присутствуют информационные стенды. В них разъяснены основные сведения о сборах и налогах, обязанностях и правах плательщиков. Кроме этого, Кодекс требует от уполномоченных инстанций ежеквартально публиковать информацию о местных и региональных отчислениях в бюджет. Данное требование не касается федеральных сборов, поскольку они публикуются в доступных официальных источниках.

Получение письменных разъяснений

Налогоплательщики имеют право запросить объяснения по вопросам применения норм отраслевого законодательства. Эта возможность обеспечивает новое построение взаимоотношений между субъектами и контрольными органами. Предполагается, что добросовестный субъект при возникновении затруднений при определении вероятных последствий какой-либо сделки может написать в инспекцию. Она, в свою очередь, даст соответствующие разъяснения по интересующему заявителя вопросу. Однако данное положение на практике реализуется довольно сложно.

В ст. 111 НК предусмотрено, что при получении разъяснений и дальнейшем их следовании налогоплательщик освобождается от ответственности при нарушении им норм законодательства. Это значительно снижает интерес инспекций давать ответы на поступающие запросы. Ведь в таком случае все правонарушения в налоговой сфере, невозможность взыскать недоимки и штрафы ложатся на контрольные органы. Здесь целесообразно привести в пример опыт Германии. В этой стране плательщики заключают договора с финансовыми инстанциями о вероятных налоговых последствиях. Они вместе просчитывают их, что позволяет субъекту объективно оценить ситуацию. В России это сделать сейчас крайне проблематично хотя бы уже потому, что все последствия предусмотреть невозможно ввиду нестабильности законодательной системы.

Соблюдение тайны

Данное понятие вводится ст. 102 Кодекса. Налогоплательщики имеют право потребовать от уполномоченных инстанций сохранения сведений, касающихся отчислений, которые осуществляют непосредственно они сами. В указанной ст. 102 присутствует также перечень данных, которые не признаются в качестве личной финансовой тайны.

Исполнение норм Кодекса

В качестве первого права налогоплательщиков в этой группе следует отметить возможность использовать льготы при обложении. В ст. 56 Кодекса предусматривается отказ от применения послаблений. В качестве следующего права налогоплательщиков НК РФ определяет возможность требовать ясности норм отраслевого законодательства. Речь в данном случае о том, что все противоречия, присутствующие в положениях Кодекса и прочих актах, трактуются в пользу субъектов обложения.

В этой связи данное право формулируется как ясность законодательства как база для исполнения налоговых обязанностей. Кроме того, во вторую группу входит возможность субъекта обложения просить рассрочку, отсрочку, своевременный зачет либо возврат излишне выплаченных средств, получить кредит. Также плательщик вправе нанять юрлицо либо гражданина, обладающего определенной компетентностью в сфере налогообложения. Уполномоченный субъект представляет его интересы в рамках соответствующих отношений. Данная возможность формирует институт консультантов по вопросам обложения.

Сфера контроля и учета

Права налогоплательщика (физического лица или организации), относящиеся к этой области, предусматривают:

  1. Присутствие в ходе проведения процессуальных действий контроля.
  2. Получение экземпляров актов проверки и прочих решений уполномоченных надзорных инстанций.
  3. Предоставление своих пояснений по уплате и исчислению налогов.
  4. Получение требований об отчислениях и уведомлений.

Ответственность и защита интересов

Эти две категории в сфере налогообложения тесно взаимодействуют друг с другом. Законодательство закрепляет за субъектами возможность учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, обжаловать решения надзорных органов, их бездействие/действие, а также поведение отдельных служащих. При этом выбор способа защиты остается за плательщиком. Так, субъект может использовать административный, судебный, иной порядок или несколько одновременно. В данном случае закон не предусматривает никаких ограничений.

Специфическая категория

Необходимо также упомянуть о таком, хоть и несколько сомнительном, праве не исполнять неправомерные решения и требования налоговой службы или должностных лиц. Незаконность считается оценочной категорией. То есть если налогоплательщик посчитает, что поведение или решение уполномоченного органа или служащего неправомерно и не исполнит предписание, а в последствии будет доказано обратное, то вся ответственность ляжет на субъекта обложения. По мнению ряда экспертов, введение этой нормы в законодательство нецелесообразно, и даже считается негативным явлением. Объясняется эта позиция тем, что такое положение формирует предпосылки для неправомерности действий налоговой службы. Хотя, как считают другие специалисты, следует в первую очередь исходить из того, что поведение и требования уполномоченных органов законны, а обратное доказывается в судебном порядке.

Обязанности

Определение их круга имеет существенное значение, поскольку применение мер ответственности будет обусловлено именно нарушением какого-либо предписания, определенного в законодательстве. Вместе с этим осуществление защиты своих интересов и прав основывается на доказательстве отсутствия у налогоплательщика той либо другой обязанности или факта исполнения предписания надлежащим образом. В качестве первого требования выступает, собственно, полное и своевременное отчисление предусмотренных платежей в бюджет. Оно формируется в силу налогового обязательства субъекта. В этой связи указанное требование считается универсальным и распространяется на всех участников соответствующих отношений.

При осуществлении отчислений непосредственно налогоплательщиком, а не агентом, в законе предусмотрены дополнительные требования. Так, субъекты должны сдать платежные документы до наступления срока уплаты соответствующим подразделениям банка для последующего перечисления в бюджет. Прочие обязательства налогоплательщиков можно рассматривать как факультативные, так как они распространяются не на всех субъектов. При этом они направлены на исполнение указанного выше главного требования.

Ведение учета и составление отчетности

Это обязательство распространяется на организации. Следует отметить, что в ряде случаев для исчисления базы обложения необходимо вести специальный учет. Он может не совпадать с бухгалтерским. При этом последний выступает в качестве основы для налогового учета. Хранение отчетной документации должно осуществляться в течение не меньше 5 лет.

Предоставление инспекции необходимых документов и информации

Данная обязанность довольно условна, что объясняется отсутствием в законодательстве перечня необходимых сведений и бумаг, которые должны быть переданы. Однако на практике с документами обычно не возникает неясностей. Некоторые сложности имеют место с предоставлением информации. По сути, налогоплательщик должен предъявить данные, которыми он располагает, и для получения которых нет необходимости совершать дополнительные действия. В ином случае указанное требование должно состоять не только в предоставлении, но и в получении информации.

Внесение исправлений в отчетные документы

Данная обязанность касается корректировок сумм заниженного либо сокрытого дохода, которые выявлены в ходе проверок. Это требование исходит из специфической нормативной конструкции Закона, регламентирующего применение санкций к нарушителям. В случае сокрытия (неучета) прочих (кроме прибыли) объектов обложения внесение исправлений не имеет смысла, поскольку сумма налога включается в финансовые санкции.

Предоставление пояснений

При несогласии с фактами, которые изложены в акте по проведенной проверке, налогоплательщик обязан мотивировать отказ от его подписания. Это требование не означает, что субъект должен удостоверить своей подписью представленный уполномоченной службой документ. Однако, отказываясь его подписывать, он обязан мотивировать свое решение письменно.

Уведомление о ликвидации

Законом предусматривается обязанность субъекта известить налоговый орган о решении реорганизовать или прекратить свою деятельность в десятидневный период. Данное требование носит принципиальный характер. Обусловлено это тем, что от надлежащего его исполнения будет зависеть возможность инспекции осуществить итоговую проверку организации, выявить налоговые обязательства и проконтролировать мероприятия по их полному погашению.

Налогоплательщики в нашей стране обязаны соблюдать все правила, нормы и порядки налогового кодекса. Все права и обязанности плательщиков также прописаны в этом официальном документе.

Нарушение сроков уплаты пошлин, уклонение от уплаты или другие нарушения законодательства грозят штрафными санкциями и привлечением к ответственности, как административной, так и уголовной.

Частные лица и организации должны досконально знать все нормативные документы, которые регламентируют вопросы, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчётов в налоговую службу. Зная свои права и обязанности, налогоплательщики уберегут себя от проблем, которые могут возникнуть при нарушении налогового законодательства.

Кто является налогоплательщиком

Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.

Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.

Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:

  • граждан нашей страны;
  • граждан других стран;
  • лиц без гражданства.

На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.

Юридические лица

К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.

Юридические лица делятся на:

  • коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
  • некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.

Физические лица

Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:

  • НДФЛ;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • водный налог.

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:

  • торговый сбор;
  • пошлина на добычу полезных ископаемых.

Выбор системы налогообложения

Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:

  1. система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
  2. упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
  3. система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения.

Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

Правовая база

Статья 17 Налогового кодекса гласит, что элементами налогообложения являются:

  • плательщики налогов;
  • объекты взыскания налогов;
  • налоговая база;
  • период уплаты пошлины;
  • ставка по налогам и сборам;
  • правила начисления и расчёта налогов;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под объектами взыскания налогов понимаются частные лица и организации, на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности производить уплату разного рода пошлин. К главным объектам относятся плательщики налогов.

Налоговый кодекс нашей страны не рассматривает филиалы и подразделения российских фирм объектами взыскания пошлин и налоговыми агентами. Ответственным лицом по уплате является головное предприятие в состав которого входит то или иное подразделение или филиал.

Обязанность по расчёту и уплате пошлин возложена на прямых плательщиков. Но в некоторых случаях, например, при начислении налога на доход частных лиц, расчёт и уплата возлагается на налоговых агентов. Иными словами, налог удерживается из заработной платы сотрудника, значит он является плательщиком данного вида пошлины. Но расчётом и перечислением занимается бухгалтер предприятия – налоговый агент.

Представительство в налоговых правоотношениях

Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

Отличительные особенности представительства:

  • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
  • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
  • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

  • представительство на законном уровне;
  • уполномоченное представительство.

Представительство на законном уровне

Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

Уполномоченное представительство

Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

Список обязанностей плательщика налогов достаточно обширен. Все частные лица и организации обязаны знать не только свои права, но и обязанности, которые на них возлагает налоговое законодательство. Ведь нарушение какого-либо пункта может грозить налогоплательщику серьезными штрафными санкциями.

Данный вопрос регламентирует статья 23 налогового кодекса. В ней говорится о том, что плательщики сборов и пошлин обязаны:


Кроме перечисленных обязанностей, частные лица обязаны сообщать в налоговую службу о имеющемся в собственности имуществе, а также обо всех доходах, которые он получает. Сокрытие такой информации приравнивается к уклонению от уплаты налогов и влечет за собой административные меры наказания, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

Права

Эту тему регламентирует статья 21 налогового кодекса. В ней чётко прописаны права частных лиц и организации в вопросах налогообложения. Плательщики любого рода пошлин и сборов в нашей стране имеют право:

  1. бесплатно получать в налоговой инспекции, в месте своего пребывания, любого рода информацию. Она может содержать данные о налогах, которые необходимо уплатить. Также могут получать информацию о расчете и начислении налогов и пошлин, порядке и сроках внесения платежей, правах и обязанностях и имеют право получить образцы налоговых деклараций и получить разъяснения по их заполнению;
  2. получить информацию в письменном виде по вопросам применения налогового законодательства;
  3. получать и использовать льготы, которые установлены налоговым законодательством;
  4. просить о рассрочке или отсрочке платежа согласно действующему законодательству;
  5. на возврат в установленные сроки сумм, которые были ошибочно уплачены, или если платёж превысил необходимый размер;
  6. вместе с налоговой службой осуществлять сверки по расчётам и налоговым документам и получать соответствующие акты с детальным описанием;
  7. лично или при помощи представителей защищать и представлять свои интересы;
  8. лично присутствовать при выездной проверке налоговиками;
  9. получать извещения об уплате налогов и данные о проведении разного рода проверок;
  10. опротестовать в установленном порядке неправомерные действия налоговой службы и акты о проведении проверок;
  11. получить возмещение понесенных денежных потерь, которые связаны с неправомерными действиями налоговой службы;
  12. участвовать в процессе рассмотрения данных по проверкам налоговой службы.

Плательщики сборов, пошлин и страховых взносов имеют те же самые права что и налогоплательщики.

Законодательство нашей страны предоставляет налогоплательщикам и налоговым агентам возможность обжаловать неправомерные взыскания налоговых органов и акты проверок. Обжалованию также подлежат действия или бездействия соответствующих органов, нарушающие права граждан.

Защита прав

Предусмотрены следующие варианты защиты прав для частных лиц и организаций:

  • защита на уровне президента;
  • защита в судебном порядке;
  • защита на административном уровне;
  • обращение в прокуратуру;
  • обращение в Конституционный и Мировой суд;
  • защита собственными силами.

Вариант защиты зависит от того, какого рода неправомерное действие, нарушающее права налогоплательщика, было совершено налоговыми органами. Обращаться необходимо в ту инстанцию, которая регламентирует правовые вопросы относящиеся к объекту правонарушения.

Существует несколько вариантов защиты прав:

  • признание действующего акта неправомерным;
  • признание актов, которые выполнены с грубейшими нарушениями, действий и бездействий правовых или иных органов недействительными;
  • наложение мер взыскания обязательных платежей и штрафов.

Способы защиты прав налогоплательщиков условно можно разделить на три категории:

  1. способы, которые целиком направлены на изменение или приостановление правоотношений, которые возникли между налоговой службой и основным плательщиком;
  2. способы, которые направлены на принуждения совершить определенного рода действия или принять соответствующие акты, восстановив таким образом права плательщика пошлин;
  3. способы, которые напрямую нацелены на обнаружения наличия или отсутствия спорных вопросов.

Ответственность

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны соблюдать все правила и нормы, которые предусмотрены налоговым законодательством. Чётко следуя букве закона, плательщики могут быть уверены в том, что со стороны налоговой службы к ним не возникнет никаких претензий.

За отступление от действующего налогового законодательства может грозить налоговая, административная и уголовная ответственность. Меру наказания определяет степень вины налогоплательщика и характер правонарушения. Чем серьёзнее нарушение, тем серьёзнее и наказание.

В случае, если плательщика привлекли к ответственности за совершение нарушения, связанного с уплатой пошлин, то это не освобождает его от обязательств в полном размере уплатить необходимые налоги с учётом пеней и штрафов.

Ответственности в этом вопросе можно избежать, если:

  • нет события налогового нарушения;
  • вина плательщика не установлена или отсутствует;
  • лицо, совершившее налоговое нарушение, не достигла возраста 16 лет;
  • истёк срок давности по привлечению лица к ответственности за налоговые правонарушения.

В нашей стране существует несколько способов призвания к ответу за нарушения налогового законодательства:

  1. ответственность на административном уровне;
  2. ответственность на уровне уголовного права;
  3. дисциплинарные взыскания;
  4. налоговая ответственность.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает в тот момент, когда плательщиком было совершено административное налоговое правонарушение. Данным нарушением является несоблюдение налогового законодательства, за которое предусмотрено административное наказание. Все эти нормы прописаны в законодательных налоговых документах. Там имеется список возможных правонарушений, в которых указаны меры наказания и привлечения к ответственности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – это самый серьёзный вид из всех перечисленных. Ей подвержены лица, которые нарушили налоговое законодательство в тех вопросах, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Она может быть наложена только в судебном порядке, после вынесения соответствующего приговора.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной относится ответственность служащего перед своим непосредственным работодателем. К ней относятся нарушения трудового распорядка и дисциплины, а также недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Отвечать за это работнику придётся перед своим начальником.

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность наступает тогда, когда налогоплательщик совершил какое-либо правонарушение, за которое в налоговом кодексе предусмотрено наказание и привлечение к ответственности.

Введение

1. Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений

2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

3. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Итак, рассмотрим права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).


Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

3) Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц - семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.


Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:

Уплачивать законно установленные налоги;

Встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

В течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций. Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.

Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность упла­чивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевре­менно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что на­логоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объ­ектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчис­ляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подле­жащих налогообложению либо связанных с налогообложением.



Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в по­рядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как пра­вило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расхо­дов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения дан­ных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предпри­ятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в на­логовые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обя­заны представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обя­заны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях деклара­ция может быть подана на дискете или ином носителе, допускаю­щем компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в ус­тановленный законом срок. По выбору налогоплательщика декла­рация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации являет­ся дата принятия отправления почтой

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы на­логоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих осо­бого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установле­ния единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчерк­нул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплатель­щика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплатель­щик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налого­вый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указани­ем даты принятия. В случае отправки декларации по почте под­тверждением ее представления является опись вложения с указани­ем даты отправки.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не пред­ставляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять нало­говым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законо­дательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в пол­ном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтап­но (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установлен­ных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ дости­гать с финансовыми органами договоренности об изменении сро­ков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он опреде­ляется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной считается задолженность, взыскание которой ока­залось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установ­ленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов со­ответственно (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. пе­ренос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налого­вом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихий­ные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоя­нии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип спра­ведливости, требующий учета платежеспособности лица, предопре­деляет право налогоплательщика в указанных и подобных им слу­чаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сро­ков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачи­вать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, приня­тым на основе и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также не­доимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При за­держке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Раз­мер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установ­ленном законодательством. Это означает, что до истечения уста­новленного законом срока уплаты налога налогоплательщик дол­жен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные де­нежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности от­деления банка - в кассу органа местного управления либо почто­вого отделения.

Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается приме­нительно к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законода­тельства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устра­нить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщи­ком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, ауди­торов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искаже­ний) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налого­вых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при не­возможности определения этого периода коррективы вносятся в те­кущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вруче­ния ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности запол­нения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение пра­вил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 час­ти первой НК РФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законода­тельства в ходе проверок, других контрольных действий. Если про­веркой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответст­вующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обяза­ны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультатив­ные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить на­логи и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанно­стью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоот­ношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обя­занности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эф­фективной реализации налоговыми органами своих функций, пре­жде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных На­логовым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщи­ка, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на ос­новании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязан­ность в течение 10 дней после их государственной регистрации (по­лучения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпри­нимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких дей­ствий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, ре­гистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирую­щих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом орга­не по местонахождению организации или по месту жительства гра­жданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регист­рацию и в других территориальных налоговых органах. Организа­ции обязаны встать на налоговый учет также и по местонахожде­нию их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

И в этих случаях регистрация организаций проводится на осно­ве подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе ин­формации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваи­вается единый идентификационный номер, который затем простав­ляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведе­ния о налогоплательщиках группируются в Едином государствен­ном реестре налогоплательщиков.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщика­ми обязанностей по налоговой регистрации достигается примене­нием санкций за нарушение сроков постановки на учет в налого­вом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщи­ка возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его на­логовому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случа­ях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта ин­формация предоставляется налогоплательщиком не по запросу на­логового органа, а по собственной инициативе. Установлены сро­ки представления указанной информации и ответственность за не­выполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложе­нием. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз­можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов нало­гоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщи­ков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесен­ных расходов, уплаченных налогов.

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового пе­риода, к которому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетно­сти в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хра­нения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).

Обязанность представлять налоговым органам документы и ин­формацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных ко­пий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).

Лицу может быть предъявлено требование представить имею­щиеся у него документы, содержащие сведения о другом налого­плательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязан­ность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необхо­димую информацию и документы в случаях и порядке, предусмот­ренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостовер­ными сведениями.

Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловли­вают обязанность представить документы. Поэтому указанное тре­бование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавлива­ет, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной дея­тельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при проведе­нии выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принужде­ния. Такие меры могут быть правовосстановительными и кара­тельными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение нало­гоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также воз­мещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В По­становлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть ком­пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза­тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенса­цию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответ­ствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовре­мя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ори­ентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствова­ниям и уплачивать проценты по займам.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют ис­ключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

В противоположность правовосстановительным карательные ме­ры принуждения возлагают на нарушителей налогового законода­тельства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в примене­нии иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонаруше­ния - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законода­тельства - это комплекс принудительных мер воздействия каратель­ного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательст­ва - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько ви­дов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданская ответственность характерна для отношений юри­дически равных сторон. Налоговые отношения имеют государст­венно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имуще­ственная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмеще­ние убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредст­венно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за на­рушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом ко­дексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые яв­ляются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополне­ниями) 1 .

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обя­занностей причинен ущерб предприятию, то он несет материаль­ную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственно­сти может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюде­ния этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организа­ции нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, пре­дусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основа­ниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результа­те уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связа­ны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры администра­тивной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как са­мостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисцип­линарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно гово­рить только как о комплексном институте, объединяющем нормы раз­личных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоот­ношений

Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» при­меняют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущест­венной, денежной ответственности

Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые пра­вонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совер­шение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, и ответствен­ность за их совершение»), являются мерами административной от­ветственности, которые применяются к налогоплательщикам, на­логовым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид администра­тивного правонарушения

При привлечении организации-налогоплательщика к админист­ративной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области на­логов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ

Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным право­нарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица

Характерная черта административной ответственности - при­менение административного наказания в качестве меры ответствен­ности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа

Специфических мер воздействия за нарушения налогового за­конодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного на­казания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правона­рушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1

Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

    получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    Налогоплательщик: подробности для бухгалтера

    • Налогоплательщика вызвали дать пояснения

      На необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной... технических средств. Об обязанностях налогоплательщиков Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. ... обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров... передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту... рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика. Добавим, возбуждение дела...

    • Трехлетний срок реализации права на возмещение НДС: важные моменты, которые необходимо учитывать налогоплательщику

      Образовавшаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда... отвечающей принципу дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от степени... в названном случае возлагается на налогоплательщика. Резюмируя изложенное, соблюдение предусмотренного... . №53, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным... сделке; наличие реальности исполнения сделки налогоплательщиком и его контрагентом; наличие...

    • Истребованы пояснения к декларации по НДС: действия налогоплательщика

      Информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. ... вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации... по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, ...

    • Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

      По налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены... инспекции. Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются: 1 ... признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности... занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это... организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия: присваивается...

    • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

      И спорных ситуаций? Большинство налогоплательщиков изначально выбирают стратегию добросовестного... по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности... контролю инструменты воздействия на налогоплательщика. Признак 4. Налогоплательщик только перепродавец. Речь... точки зрения налоговых органов такой налогоплательщик – «транзитер», заслуживающий повышенного... Признак 12. Сам налогоплательщик или контрагент налогоплательщика участвуют в посреднических сделках...

    • Деловая цель и реальность деятельности налогоплательщика: объясняем налоговой

      О реальности деятельности контрагента налогоплательщика. Налоговый орган настаивал на...) денежные средства снимались представителями налогоплательщика. Также, в качестве доказательства... индивидуальный предприниматель был работником налогоплательщика. Доводы налогоплательщика в опровержение позиции... принял во внимание доводы налогоплательщика относительно реальности самого контрагента... схема деятельности индивидуального предпринимателя (контрагент налогоплательщика) доказана, реальна и соответствует...

    • Как инспекторы доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?

      Характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, ... подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Безусловно, налогоплательщикам стоит быть... основании взаимозависимости, спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику; обстоятельства, свидетельствующие о согласованности... исследования станут: недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента; обстоятельства, ...

    • ... » от традиционного понимания концепции отношений «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ... своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством. Налоговый агент... если приобретение прав и обязанностей налогоплательщика носит самостоятельный, безусловный характер, ... налогообложения при обязательном условии – наличии налогоплательщика 2 . Таким образом, научное... особенности взыскания налога в отношениях «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ...

    • Уточнен перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение

      Прохождение независимой оценки квалификации работниками налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. ... а также прохождение работниками налогоплательщика независимой оценки квалификации включаются в... физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица... после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются... стоимость содержания помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату...

    • О том, как налоговики расходы с налогоплательщиком не поделили

      Полировка и нарезка плитки) оказывалась налогоплательщику сторонними исполнителями (контрагентами). Суд... не указаны, что позволяет налогоплательщику самостоятельно определиться с расходами, ... , подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, являются рекомендованными законодателем прямыми затратами... налоговикам? Законодатель закрепил за налогоплательщиком право самостоятельного определения в... ограничений по самостоятельному определению налогоплательщиком перечня прямых расходов. Все...

    • Если у налогоплательщика и его контрагента один IP-адрес

      Налогового спора? Случаи использования налогоплательщиком и его контрагентами одного IP ... довод налогового органа об использования налогоплательщиком и его контрагентами для подключения... не является однозначным доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Постановление АС... иных доказательств заведомой согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов в использовании... формальности проведения денежных средств между налогоплательщиком и его контрагентами, а...

    • Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен

      Размещения, относится информация о налогоплательщиках следующего характера: о суммах... о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками; об участии организации в консолидированной... группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников... каждой организации (с указанием ИНН налогоплательщика) включается информация следующего характера... ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков Указываются по состоянию на...

    • Предоставление стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид

      Даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с... что размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... с этим возникали разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом, которые приходилось...

    • Об учете расходов на покупку онлайн-касс налогоплательщиками – спецрежимниками (ЕНВД и ПСНО)

      А вмененный доход), данные налогоплательщики оказались в неравном положении по... Специальные условия применения вычета отдельными налогоплательщиками Предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную... дальнейшем пояснят официальные органы. Для налогоплательщиков, применяющих ПСНО, предусмотрена подача уведомления... расходов по приобретению онлайн-ККТ. Налогоплательщикам, применяющим спецрежим в виде уплаты... форма уведомления не утверждена, налогоплательщик вправе подать его в произвольной...

    • Отложенный налоговый актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков

      Актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков» Описание проблемы Налоговое законодательство... Федерации позволяет нескольким взаимосвязанным налогоплательщикам при соблюдении определённых условий... Организация, являющаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), формирует в... Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Этот показатель раскрывается в... прибыли участниками консолидированной группы налогоплательщиков 1. Каждый участник КГН...