Понятие и виды финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные группы. Их сущность и развитие

Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический "симбиоз" обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развития хозяйственных связей. При этом финансово-промышленная группа (ФПГ) - не просто производственно-технологический комплекс, а прежде всего инвестиционно-финансовый институт или объединение технологических и экономически связанных производственных, торговых и финансовых предприятий.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошли 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России. Статистика показывает устойчивое развитие ФПГ: на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 86 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (среди них - 10 межгосударственных), при этом их общая численность на 2003 г. увеличилась в среднем на 104 объединения.

В истории современные ФПГ представлены своими прообразами - объединениями крупных торгово-финансовых компаний. Поэтому на начальном этапе развития ФПГ определялись как синтез материальных ресурсов с производственно-потребительскими инструментами. Отголоски истории есть и в современном представлении о подобных формах объединений юридических лиц.

На постсоветском экономическом пространстве термин "финансово-промышленная группа" употребляется в нескольких взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. Чаще всего им обозначаются любые формы относительно устойчивого взаимопроникновения промышленного и финансового капитала.

На фоне существующего понятия ФПГ отмечается некоторая "размытость" их определения в сравнении с иными корпоративными объединениями. Общие признаки, заложенные в понятие корпоративных структур, легко обнаруживаются в существующих формах объединений, что порой не позволяет четко установить сущность того или иного юридического формирования.



По мнению ряда авторов, такое неоднозначное понимание статуса ФПГ является результатом отраслевого деления российского права, возникшего еще в советский период развития нашего государства. В настоящее время, например, ФПГ характеризуются при помощи терминологии антимонопольного законодательства как "группа лиц" и "хозяйствующий субъект".

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

ФПГ могут различаться: по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые); по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные); по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Спектр деятельности ФПГ достаточно широк.

ФПГ преследуют социально-экономические цели: развитие экономики отдельных отраслей, расширение рынка сбыта продукции, восстановление партнерских связей между хозяйствующими субъектами, связанными единым производственным циклом.

Сущность такого объединения состоит в консолидации финансовых, научных и производственных ресурсов участников ФПГ. Поэтому потенциальными участниками договорного объедения могут стать компании соответствующего профиля и сферы деятельности: банки, промышленные предприятия, исследовательские институты.

В основном ФПГ создаются для какого-либо крупного проекта, реализация которого требует значительного межотраслевого экономического сотрудничества. ФПГ выступает "базой" для соединения бизнеса и науки в сферах, где преобладание структур подобного рода должно быть значительным.

На начальном этапе возникновения корпоративных объединений правовое положение ФПГ не получало должной регламентации. Первоначально вакуум в правовом регулировании статуса и деятельности финансово-промышленных групп был заполнен Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".

Более взвешенное правовое регулирование ФПГ получили в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Согласно ст. 2 Федерального закона под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Исходя из легального определения, ФПГ может быть образована двумя способами. Первый заключается в создании ФПГ с образованием центральной единицы - основной компании (акционерного общества) и дочерних компаний. В этом случае основное общество является преобладающим в дочерних компаниях посредством реализации корпоративных связей, опосредуемых наличием пакета ценных бумаг таких юридических лиц. "Система участия" - самый распространенный в настоящее способ объединения юридических лиц - предполагает преобладание в уставном капитале юридического лица.

Второй вариант - договорная форма образования ФПГ. В этом случае ФПГ создается как юридическое лицо на основании договора (соглашения) между юридически равными участниками. Эта разновидность представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В обоих случаях объединение не является юридическим лицом, а входящие в него участники не теряют самостоятельности.

В литературе отмечается, что договорная форма создания ФПГ представляет собой синтез элементов нескольких договоров, по крайней мере двух - договора простого товарищества (о совместной деятельности) и учредительного договора. Правовой статус, а значит, и компетенция центральной компании определяются по согласованию между всеми участниками ФПГ. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются по типу объединений на основе договора. Их иногда именуют "мягкими нехолдинговыми корпорациями" или "договорными холдингами". Смешанные договорные конструкции в данном случае типизируют фактическую природу взаимоотношений внутри участников объединения.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Центральная компания ФПГ есть юридическое лицо с "усеченной" правоспособностью. В ФПГ участники также могут передавать часть функций управления центральной компании.

На особый правовой статус юридического лица в отношениях объединения должно быть указано в ее наименовании. Центральная компания ФПГ, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Для ФПГ, не относящихся к юридическим лицам, устанавливается возможность формирования совета управляющих и исполнительно-распорядительного органа - центральной компании ФПГ. Эти органы не идентичны органам юридического лица, но также закрепляют единую организационную структуру ФПГ.

Подчинение в ФПГ весьма условно, так как полномочия центральной компании ФПГ по ведению дел образуются всеми ее участниками.

За фактической капитализацией различного рода форм интеграции порой сложно уловить действующую ФПГ. Высказываются мнения о существовании "неформальных, фактических" ФПГ, легализация которых не представляет по определенным соображениям какой-либо необходимости.

ФПГ может получить официальный статус путем ее государственной регистрации. Некоторые авторы связывают правосубъектность ФПГ с фактом ее государственной регистрации, которая служит подтверждением законности созданного объединения.

Государственная регистрация ФПГ определяет гарантии, экономическое стимулирование существования объединения.

Неслучайно И.С. Шиткина определяет возможность предоставления мер государственной поддержки ФПГ как одну из причин разрешительно-регистрационного порядка возникновения ФПГ.

Представляется, что легальное положение ФПГ приобретает только после государственной регистрации соответствующего объединения юридических лиц, которое в свою очередь получает статус ФПГ.

При этом, с одной стороны, имеет место регистрация договора о создании ФПГ, однако с другой в случае, создания ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами, происходит лишь регистрация "юридического состояния" зависимости юридических лиц.

Однако, например, в дальнейшем возможное изменение участников ФПГ связывается с необходимостью государственной регистрации изменений условий договора о создании ФПГ. При этом юридическая связь участников сохраняется, даже если происходит замена центральной компании. Однако в этом случае изменение состава участников в подобном объединении определяется регистрацией новой компании, получающей статус материнской.

Законодательство определяет ликвидацию (прекращение) ФПГ по правилам прекращения юридического лица, фактически предлагая такую конструкцию объединения.

В целом статус современных ФПГ подлежит наиболее детальному правовому регулированию, что требует существенных корректировок существующих нормативно-правовых актов в данной сфере объединений юридических лиц.

Сегодня одной из активно растущих форм организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами является Финансово-промышленные группы (ФПГ).

Деятельность ФПГ - деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и / или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;

Дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);

Инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Финансово-промышленные группы обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.

Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.

Для компании допускается участие только в одной ФПГ, официально зарегистрированной в Государственном реестре. Дочерние общества вправе входить в ФПГ только вместе с материнскими.

Ключевым понятием закона является «центральная компания ФПГ», которая может быть инвестиционным институтом, хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом.

Совместная деятельность в рамках простого товарищества предполагает выделение участника, которому поручается ведение общих дел, но не все партнеры готовы довериться одному участнику. В таком случае больше подходит совместное учреждение центральной компании, подконтрольной совету управляющих.

Совет управляющих - это высший орган управления группой. Через него обеспечивается контроль участников над совместной деятельностью и использованием выделенных ресурсов. Каждый участник направляет своего представителя в совет управляющих. Для таких ФПГ договор о создании группы - своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания. Он, в частности, определяет объем, порядок и условия объединения активов, а также порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих.

Центральная компания уполномочена в силу закона или договора вести дела группы, так, в частности, она ведет сводные учет, отчетность и баланс ФПГ, готовит ежегодный отчет о деятельности группы, выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой устанавливаются договором о создании группы.

Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте.

Направление участником ФПГ представителя в состав совета управляющих ФПГ осуществляется решением компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих ФПГ устанавливается договором о создании ФПГ.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Участники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести консолидированные учет, отчетность и баланс ФПГ, а также они вправе перекрестно владеть акциями.

ФПГ, среди участников, которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные ФПГ.

В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ.

Для участников межгосударственной ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М., 2003. - С. 120.

Структурные элементы, формирующихся финансово-промышленных групп

Чтобы выделить основные элементы конкретно отечественных финансово-промышленных групп, необходимо проследить, как формировались крупные частные капиталы, так как именно факт наличия капитала является основным в формировании ФПГ.

Слабость государственной власти и законодательства, зачаточное состояние рыночных институтов, быстрые темпы приватизации и открытия экономики, неопытность населения создали благодатную обстановку для спонтанного формирования крупных частных капиталов. Государственный сектор стал своего рода инкубатором для частных фирм. Льготный, привилегированный доступ к государственным ресурсам стал необходимым условием успешного развития крупного частного бизнеса.

Для банковского сектора характерен высокий темп рыночных преобразований. Однако настоящий расцвет банков связан с либерализацией в 1992 году. Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих интересах.

Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора, формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей нынешнего этапа развития ФПГ. Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для роста уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся отечественных финансово-промышленных групп являются банки.

Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая прибыльность торгового бизнеса связана с огромными различиями в структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.

Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним. Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления развития.

В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.

Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение новых рынков).

Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще два «типовых» элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд. В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).

Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью. Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование частных пенсионных фондов. Медведев Н.А. Проблемы формирования и пути развития финансово-промышленных групп / Медведев Н.А., Обливин А.А. - М., 2000. - С. 204.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица. Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в формировании и развитии финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т. к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные администрации в своих краях и областях, желая использовать новую структурную форму для достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%. Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных предприятий перспективным. Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ.

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.

Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

По данным статистики сегодня, за счет образования ФПГ увеличиваются объемы отгруженной продукции выручка от реализации продукции, балансовая прибыль, рентабельность.

Казалось бы, это свидетельствует о плодотворности идеи официального статуса ФПГ. Однако предстоит еще немало сделать, чтобы интеграция промышленного и банковского капиталов в рамках большинства получивших этот статус структур перестала быть декларацией.

Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.

Рыночно ориентированная финансовая система характеризуется высоким уровнем развития рынка капитала, широким набором различных финансовых инструментов. Кроме того, изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил процесс привлечения дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций, поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения их основного капитала. Поэтому, в сложившихся условиях, функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия в управлении предприятиями. Другой отличительной особенностью крупнейших корпораций рыночно ориентированной финансовой системы является значительная степень распыленности акционерного капитала. У типичной корпорации рыночно ориентированной финансовой системы много собственников, каждый из которых владеет сравнительно небольшой долей корпоративного капитала. В результате ни одна из групп акционеров не может предъявить особые права на управление компанией.

Кроме того, на интеграционные процессы в странах с рыночно ориентированной финансовой системой большое оказало влияние антимонопольное законодательство. Так, в американской экономике антимонопольное законодательство не только затрудняло концентрацию промышленного капитала, но и создавало дополнительные препятствия на пути сращивания банковского капитала с промышленным.

Теперь на примере корпоративных структур США рассмотрим характерные особенности их организационного строения и управления. Существующие в США финансово-промышленные объединения можно условно разделить на две группы: в первую входят структуры с доминированием банков, при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков (например, «Чейз», «Моргана», «Меллона», «Лимена-Голдмена, Сакса»).

Организационная структура банковских финансово-промышленных групп представляет собой горизонтальное объединение крупных фирм олигополистического типа, в центре которого находится ведущий коммерческий банк. В большинстве случаев данные группы имеют похожую историю создания и развития, имеют одинаковое строение.

Кроме того, для США характерна, также, тенденция повышения активности и торгового капитала как в проникновении в промышленность, так и финансовые институты. Торговые концерны идут по пути создания если не финансово-промышленных групп, то уж точно по пути формирования подгрупп, в которых они играют весьма существенную роль.

Заканчивая рассмотрение финансово-промышленных объединений США необходимо сделать ряд замечаний.

Характерной особенностью американской модели корпоративного бизнеса является принцип строгого разграничения финансового и производственных секторов экономики, который в последнее время все больше становиться объектом критики, как противоречащая факту весьма успешного функционирования стран с банковско-ориентированными финансовыми системами.

Экономическая политика американского государства, вопреки «антитрестовским законам», не только не предотвращала распространение контроля со стороны банковских структур над промышленными, но даже способствует этому процессу.

Финансово-промышленные объединения континентальной Европы

Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: «Дойче Банк» (Deutsche Bank AG), «Дрезднер Банк» (Dresdner Bank AG) и «Коммерц Банк» (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.

Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3-5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.

Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг. Фактически немецкие банки являются основным источником и «ретранслятором» финансовой «энергии».

Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий (прежде всего это черная и цветная металлургия; сталелитейная, химическая и электротехническая промышленность; автомобилестроение и машиностроение). Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную.

В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.

Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).

Наряду с общенациональными банковскими группами, в экономике Германии особое положение занимают региональные банковские группы. Наиболее заметное их развитие наблюдается в Баварии. Баварские промышленные предприятия, достаточно средние по размерам, традиционно сохраняют связи с баварскими банками даже тогда, когда они входят в концерны, являющиеся структурными элементами финансовых групп крупных немецких банков.

Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, «Эльф-Акитен» (ELF Aquitane), «Компани франсэз де петроль» (нефтехимическая промышленность); «Компани женераль электрисите» (электроника и электротехника) и т.д.) Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: Опыт и перспективы // Пробл. прогнозирования. - 2000. - N 1. - С. 284.

Промышленная составляющая данных объединений представляют собой, как правило, единое целое в производственном отношении - сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий. В состав групп могут входить от нескольких десятков до нескольких сотен юридически самостоятельных фирм. Банковские учреждения, входящие в состав групп, достаточно часто являются подконтрольными главных промышленных предприятий группы.

Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании («Кора», «Интермарше», «Ошан») стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков («Банк аккорд», «Банк шабриер»), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.

Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.

В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.

Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово - промышленных объединений.

Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития.

Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.

Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это «Рено» (Национальное управление заводов «Рено»). Агафонов В.И. Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы. - Калуга, 2007. - С. 240.

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Выполнила: студентка 3 курса факультета МЭО 32 группы

Помаскина Анна Алексеевна

Научный руководитель:

МОСКВА 2002
ПЛАН

Введение

1. Понятие ФПГ

3. Слабые стороны ФПГ и их перспективы

Заключение


Введение

В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Мировая практика показала: ФПГ экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть решению проблемы, очень болезненной и важной для отечественной экономики.

ФПГ имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.

Понятие ФПГ

Сегодня одной из активно растущих форм организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами является ФПГ.

ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Деятельность ФПГ - деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Основными показателями деятельности ФПГ в 2001 являются:

Таблица № 1.Основные показатели деятельности ФПГ в 2001(млрд.руб).

Существует 2 формы ФПГ :

· холдинг , когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества;

· система участия , когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:

· государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;

· дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);

· инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

ФПГ обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.

Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов директоров, по характеру и условиям кредитных сделок, по систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой. Далее хотелось бы привести несколько данных по участникам ФПГ.

Таблица №2. Участники нефинансовой сферы деятельности в 2001г. (млрд.руб).

Таблица №3. Финансово-кредитные учреждения в 2001г. (млрд. руб).

Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций.

Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.

Для компании допускается участие только в одной ФПГ, официально зарегистрированной в Государственном реестре.

Дочерние общества вправе входить в ФПГ только вместе с материнскими.

Ключевым понятием закона является “центральная компания ФПГ”, которая может быть инвестиционным институтом, хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом.

Совместная деятельность в рамках простого товарищества предполагает выделение участника, которому поручается ведение общих дел, но не все партнеры готовы довериться одному участнику. В таком случае больше подходит совместное учреждение центральной компании, подконтрольной совету управляющих.

Совет управляющих – это высший орган управления группой. Через него обеспечивается контроль участников над совместной деятельностью и использованием выделенных ресурсов. Каждый участник направляет своего представителя в совет управляющих. Для таких ФПГ договор о создании группы - своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания. Он, в частности, определяет объем, порядок и условия объединения активов, а также порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих.

Центральная компания уполномочена в силу закона или договора вести дела группы, так, в частности, она ведет сводные учет, отчетность и баланс ФПГ, готовит ежегодный отчет о деятельности группы, выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой устанавливаются договором о создании группы.

Договор о создании ФПГ помогает консолидировать ресурсные потенциалы участников даже при их настороженном отношении к слиянию активов. Стремление приспособиться к действующей налоговой системе подталкивает предприятия объединять ресурсы в рамках простого товарищества. Дело в том, что на стадии объединения вкладов для совместной деятельности не возникает объекта обложения налогом на прибыль, НДС и др.

Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы

Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех

Видимая автономия и структура

Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.

Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.


  • Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
  • Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний

Финансово-промышленные группы в России

В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ)

совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей,длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных

крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

5 декабря 1993г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях,предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные. ФПГ могли создаваться: в добровольном порядке;

путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; по решению Совета Министров -Правительства РФ;

на основе межправительственных соглашений.

Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс.-казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т.д.

Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем: учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ; передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "ФПГ" допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений); Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты,негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

заявку на создание ФПГ; договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

организационный проект: нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников; заключение МАП. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

Договор о создании ФПГ должен определять: наименование ФПГ; порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников ФПГ; объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке,установленном законодательством об акционерных обществах.

Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров,услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. ее участники несут солидарную ответственность.

ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на: а) зачет задолженности участника ФПГ. акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ: г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций; д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра. ФПГ ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ; установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ; истечения срока действия договора о создании ФПГ. если он не продлен участниками ФПГ: принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ. Белов В. А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА" в других словарях:

    Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях технологической или… … Финансовый словарь

    Финансово-промышленная группа - (англ. financial and industrial group) в РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о… … Энциклопедия права

    См. Группа финансово промышленная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    См. ГРУППА ФИНАНСОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях… … Официальная терминология

    Юридический словарь - в соответствии со ст. 2 Закона от 4 июня 1999 г. О финансово промышленных группах финансово промышленной группой считается объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании… … Юридический словарь современного гражданского права

    финансово-промышленная группа - (ФПГ) по законодательству РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ (ФЗ О… … Большой юридический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях … Административное право. Словарь-справочник аудиокнига