Большая энциклопедия нефти и газа. Методы исследования экономических явлений их базовые понятия

Тема 1. Введение в экономику

1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины

1.4. Основные этапы развития экономической теории

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права.

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike-«искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова - науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина,имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика - это совокупность экономических производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика - это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий. Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции - выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ - это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как суммавсех затрат).

Метод индукции и дедукции.Индукция - это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза - предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологийспособствует построениюэкономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними.Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический методотражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты- это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами. Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности;

2) проведение соответствующей государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическоми макроэкономическом.

Микроэкономика - особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики - производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика (национальная экономика) - раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики - инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика - сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки - знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу - поведать о том, что должно быть, как следуетдействовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

Экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы - наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Они носят объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны.

Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции-существуют независимо от того, знают о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают характер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроизводства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.

Экономические категории - это наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются научными абстракциями, отражающими действительно существующие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения - это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ. Можно выделить два типа экономических отношений: социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению. Они, будучи стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства, свойственную только одной общественно-экономической формации, и имеют исторически преходящий характер, меняющийся в результате смены форм собственности.

Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, которые определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы собственности: общественная, частная, государственная. Кроме того, имеются разновидности - промежуточные и смешанные формы собственности. Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений, определяя их специфичность в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Совокупность этих отношений образует систему социально-экономических отношений данного общества.

Второй тип хозяйственных связей - организационно-экономические отношения, которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Это отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются технологическим способом производства. Они обусловлены потребностями технологии организации производства. Это, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри предприятия.

Организационно-экономические отношения подразделяются на три вида:

1) разделение труда и производства;

2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех регионах, где их производство экономически целесообразно;

3) дифференциация, специализация трудовой деятельности.

1.4. Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

Явление
С точки зрения гносеологии экономическое явление есть научная категория, теоретическое свидетельство или вербальный знак реально существующего события в экономической жизни общества. Познание вещей и явлений всегда начинается с установления их внешних свойств и признаков, а также раскрытия этих свойств и признаков во взаимодействии с другими вещами и явлениями и через описание их научными категориями.

В философии Канта «явление» коррелятивно «вещи-в-себе», которая предстаёт перед познающим исследователем. Гегель обозначал явление как «бытие в себе». Экономическая жизнь общества представляет собой сложнейшую мозаичную картину, составленную из явлений. Онтологически явлением может выступать процесс труда индивида, коллектива или общества, созданный общественный продукт, предоставленная услуга, взаимоотношения субъектов экономики, спрос на продукты труда и услуги, предложение продуктов труда и услуг и т.д. Экономическое явление сравнимо с фактом в экономике. Вместе с тем явление не выступает простым событием - оно представляется выражением многочисленных причин и взаимосвязей в социально-экономической действительности. Явление «является» человечеству в определенной форме.

Форма
Форма (от лат. forma) - внешнее очертание, наружный вид, внешнее выражение, определенная структура и порядок протекающих процессов, событий и явлений. Понятие формы Платон употреблял для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего. Аристотель, в свою очередь, считал, что каждая вещь состоит из материи и ее формы, причём «форма» полагается активным фактором, благодаря которому вещь становится «действительной» (causa fotmalis). В обществе «форма» не ограничивается формой вещей. Здесь форма может быть как в виде вещей, например, средств производства, но она может принимать форму отношений между людьми. В экономике и социальной сфере «форма» в виде общественных отношений является преобладающей. Более того, в обществе вещная форма является превращённой, застывшей или овеществлённой формой. В экономике в вещах застывают формы экономических отношений и результаты человеческой деятельности - действует принцип «русской матрёшки», «форма» вмещается в другую «форму», одна «форма» превращается в другую. В дальнейшем эти превращения будут раскрываться на конкретных экономических процессах.

Содержание
Содержание - это то, что наполняет форму, из чего она выступает в качестве явления. В общественном производстве содержание складывается из совокупности признаков, черт, факторов, свойств, количества и качества протекающих процессов и явлений. В предыдущей теме, раскрывая объект экономической теории, мы выделили в его содержании «общественное производство» и «Человека». В свою очередь при характеристике содержания общественного производства выделялись производительные силы и производственные отношения, в которых также определялись соответствующие элементы. Содержание человеческого фактора характеризуется своими особенностями и свойствами, о которых речь пойдёт позже.

Сущность
Содержание экономических явлений, если оно раскрыто полно, даёт исследователю количественную и качественную их картину. В богатстве содержания всегда присутствует самая характерная черта, главный элемент или одна из примечательных особенностей и т.п. Этот методологический приём в исследовании получил название как «нахождение сущности». Сущность или «чтотость» (лат. quadditas) в онтологическом подходе есть то, что составляет суть вещи, явления, процесса, системы отношений. Сущность - субстанциональное ядро реально существующей экономической действительности. Сущность экономических явлений чаще всего скрывается за многочисленными наслоениями поверхностных форм и богатством содержания. Экономическая наука для того и призвана, чтобы расчищать поверхностные и превращённые формы и обнажать сущность экономических процессов.

Экономическая наука - это наука о социально-экономических сущностях. В гносеологическом аспекте исследователей подстерегает опасность принятия поверхностных форм и содержания за сущность. Многие современные экономические теории до сущностей не добираются, а скользят по поверхности явлений. Экономические явления, из которых складывается экономическая действительность, находят проявление в своеобразном трёхслойном «пироге» - явления приобретают поверхностную форму, форма наполняется содержанием, а в содержании в обязательном порядке «содержится» сущность.

Многие экономические явления, лишённые внутреннего содержания и сущности, по своей поверхностной форме делаются похожими друг на друга. Например, обмен продуктов на продукты, и обмен определённого количества труда наёмного работника на заработную плату поверхностно выглядят одинаково. Но за этими обменами стоит совершенно разное содержание и неодинаковая сущность отношений между людьми. Экономическая теория, отражая реальную диалектику социально-экономической жизни, должна выразить её в соответствующих научных категориях: «формах», «содержании», «сущностях», законах и моделях.

Переход от натурально-крепостнического рыночно-крепостническому хозяйству. Процесс перехода от натурально-крепостнического к рыночно-крепостническому хозяйству прослеживается в начале 19 века . Если Пётр I силой насаждал европеизацию, то во второй половине 18 века этот переход становится жизненной необходимостью . Дворянство нуждалось в деньгах, хозяйство становится денежным, это создаёт предпосылки перехода к рыночно-крепостническому хозяйству.

В 1754 г. открывается Дворянский Банк , который выдавал ссуды под залог имений. Была установлена монополия дворян на винокурение, оказывалась помощь в развитии дворянского предпринимательства. Отменяются внутренние пошлины, что служит стимулом к интенсификации торговли, росту количества ярмарок и мануфактур помещиков. Деньги тратились не на развитие производства, а на европеизацию образа жизни.

В отношении крестьянства политика государства, в частности, заключалась в росте денежных оброков (он увеличился в 4-5 раз). Так, в 1725 г. оброк составлял 40 коп., а в 1794 г. уже 3-5 рублей, при этом подушная подать остаётся на одном уровне – 70 коп. Растёт эксплуатация крестьян, происходит перераспределение денежных средств в пользу помещиков, что приводит к обнищанию государства. Крестьяне уходят на заработки в города (от 30% до 40%). Растёт барщина, помещик стремится увеличить запашку. Крестьян переводят на «месячину » (6 дней в неделю).

Главный признак феодальных отношений: земля принадлежит феодалу, он наделяет крестьян землёй, за что последний несёт повинность (налог и барщину).

1. Происходит деформация признака феодальных отношений – наделение (прикрепление) крестьян землёй.

2. Ослабляются связи крестьян с помещиком (начинается отходничество в город)

3. Нарушается признак натуральности хозяйства (оно становится денежным)

Следовательно, можно сделать вывод о том, что начинается разложение (деформация) феодальных отношений , приспособление их к новым условиям.

Правительство стремится укрепить крепостные отношения :



Разрешено право продажи крестьян без земли

Крепостнические отношения развиваются на новых территориях (в частности, на Украине)

Происходила раздача крестьян помещикам (при Петре I – 500 тысяч человек, при Екатерине II – 800 тысяч, а при Павле I – 600 тысяч).

Промышленность и промышленный переворот. Под влиянием развития денежного хозяйства, изменений в сельском хозяйстве, идёт развитие промышленности . В России доминировала обрабатывающая промышленность, в частности, текстильное, сахарное, кожевенное и свечное производство.

Промышленные центры:

Центральный (вокруг Москвы)

Петербургский

Уральский

Центрами винокурения были Чернозёмный центр, Украина, Прибалтика.

2/3 объёма продукции давала мелкая промышленность (кустарные крестьянские промыслы) с помощью которых пытались решить проблему оброка. В этой сфере происходит накопление материала и подготовка рабочих, что обусловило развитие капиталистических отношений.

Развитие мануфактурного производства . Стало очевидно, что крепостное право, что крепостной труд в мануфактурах не выгоден. Количество посессионных рабочих сокращается, увеличивается число вольнонаемных рабочих.

Промышленный переворот . Хронологические рамки вызывают споры у исследователей. Большинство историков определяет его 30 ми – 80 ми годами 19 века . Те, кто делают акцент на технической стороне30 -ми – 60 -ми годами , те, кто делает акцент на социальной стороне60 -ми – 80 -ми годами .

Промышленный переворот имеет 2 стороны:

1. Техническая (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике)

2. Социальная (формирование новых классов – буржуазии и рабочих)

Крепостное право – главное препятствие к формированию постоянных рабочих .

Транспорт. Проблема транспорта была острой. Основным видом транспорта в 19 веке был водный транспорт . Идёт строительство каналов (соединены Кама и Волга, Днепр, Висла и Западная Двина; Днепр соединён со всеми реками, впадающими в Балтийское море). Однако вследствие неблагоприятных погодных условий они использовались довольно ограниченно. В 1815 году появились первые пароходы , в 1837 году – первая железная дорога «Петербург – Царское Село» (основная функция этой дороги была развлекательной). К 1861 году было построено 1500 верст железных дорог .

Новые явления в сельском хозяйстве:

- происходило расширение посевных площадей (более чем на 50%)

Произошло увеличение сбора хлеба (более чем на 50%)

Увеличился вывоз хлеба за границу (3,5 раза)

Проводились попытки рационализации помещичьего хозяйства (расширяются посевы новых сельскохозяйственных культур – свеклы, кукурузы, табака, картофеля; начинается удобрение почвы навозом, травосеяние клевера, повышается эффективность труда)

Крепостное право приводит к неэффективности труда крепостных. Пытались преодолеть недостатки крепостной системы:

Крестьяне переводились на оброк, затем происходил их наём на работу, однако зарплата крестьян уходит на оплату оброка

Начинается наём беглых крестьян, крестьян соседнего помещика

Новые явления в крестьянском хозяйстве :

Появляоись образцовые хозяйства среди зажиточных крестьян

Крестьяне сами изобретали технику и активно её использовали

Некоторые историки считают, что к середине 19 века крепостное право ещё не исчерпало себя, и страна могла бы успешно развиваться при нём.

Россию посетил немецкий учёный Август Гакстгаузен . Он сравнивал хозяйства в долинах Рейна и Волги. В своей работе он пишет: «Если вам кто-нибудь подарит хозяйство в верховьях Волги, то лучше от него отказаться, т.к. оно нерентабельно, в противном же случае вести его лучше при наличии крепостного права». Авторская позиция отражала чаяния помещиков.

В 30 -е годы 19 века крепостное право переживает кризис , который оказывает влияние на все стороны жизни, тормозит развитие страны.

Экономические явления – это результаты одновременного воздействия большого числа причин. Такие процессы постоянно рождаются, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в непрерывном движении – это их диалектика. Сбор информации, систематизация фактов не раскрывают сущности экономических явлений. Поэтому нужно применять исследовательскую методологию. Среди методов изучения экономических явлений следует выделить несколько основных. Прежде, чем выбирать метод для практического применения, необходимо подобрать именно тот инструментарий, который будет индивидуально подходить конкретно вашему предприятию в тех экономических условиях, в которых вы работаете. Методы исследования экономических явлений открывают известные закономерности функционирования исследуемой сферы, а также помогают открыть и понять новые явления и формы этого поля деятельности. Соответственно, можно сделать такой вывод о способах исследования экономических явлений, как и о любых иных: это одновременно и инструмент, и первопричина поиска решений или ответов. Суммарное количество всех методик и способов изучения называется методологией. Специфика приема анализа зависит от сферы, в которой он применяется. Среди них выделяют две основные группы: общенаучные и специальные. Интересен тот факт, что еще античными диалектами было доказано, что отраслевая система экономического хозяйства действует по принципам взаимной связи категорий и законов и развития от начальной стадии – до конечной.

Теория материализма как экономическое явление в методичном исследовании

По мнению сторонников материализма нужно признавать исключительно реальное существование материальных субстанций. Центр развития и динамики истории человеческого мира – это человек-хозяин, человек-предприниматель. Процесс развития воспринимается как переход количества в качество и – наоборот. Таким методам важны только ключевые явления, а то, что на заднем плане, отсекается и не берется во внимание. После появления этой теории стали уделять огромное внимание логике, с помощью которой можно объяснить суть экономических явлений и проследить ситуации, что периодично повторяются (циклируются). Также нужно упомянуть о совместном применении некоторых из этих приемов познания для достижения самого объективного результата. Следует отметить, что постоянно появляются новые подходы к исследованию экономических явлений с высокими перспективами развития. Так же важно подчеркнуть, что существуют количественные зависимости между экономическими явлениями. Например, заработная плата может рассматриваться как совокупность причинно-следственных связей: прибыль предприятия, цена товара, безработица в регионе, объем инвестиций, деловая активность, инфляция, вмешательство государства в экономику.

Роль экономического анализа в методах исследований явлений экономики

Логическим объяснением возникновения рынка и рыночных отношений является элементарный обмен. Специальный набор методологий включает в себя исследование, наблюдение, поиск фактора, анализ (нормативный и позитивный), синтез, индуктивно-дедуктивный метод, аналогия и проблемный способ, математические приемы, способ допущения, экспериментальный и т.п. К первому инструментарию причисляют все формы наблюдений, а именно – аккумуляция данных, и составление вывода по поводу того или иного экономического явления. Экономический анализ неразрывно связан с исследованием явлений экономики. Без анализа невозможно разложить понятие на детали и изучить каждую по отдельности. Если же этими методами анализировали, отходя от принятых правил, то можно получить необъективно-абстрактные факты, бесполезные для субъекта. Такой исследовательский подход к экономическим явлениям нельзя проводить без последующего синтеза полученной новой и уже имеющейся информации. Единственным минусом анализирования и синтезирования конкретных экономических явлений называют некоторую односторонность без видения динамики. А последний фактор в логических методах – один из базисных. В данном исследовании можно изучать в соответствии с нормами и согласи с позитивным прогнозированием. Принципиальная разница в том, что этот метод нормативный утверждает, как должно быть, а позитивный говорит про то, как может быть. Логические понятия вывели всем теперь известные индукция и дедукция. Здесь невольно вспоминаем героя Артура Конан - Дойла Шерлока Холмса, который прославил именно первый способ из этого инструментария. Не перепутать бы, что дедукция – это путь от детали – до общей картины, а индукция – обратно пропорционально. Кстати само слово «метод» звучит на греческом «methodos», что в переводе значит – путь к чему-либо.

Экономическая свобода – это свободный выбор любого вида деятельности с принятием на себя всей ответственности и сопутствующих рисков.

1. Экономическое явления и область хозяйственных фактов. 2. Понятие «хозяйства» и «хозяйственного». Дитцель. Амонн. Лифман. 3. Понятие частного хозяйства. Понятие общественного хозяйства. Экономическое явление как общественно-хозяйственное (общественно-производственное) отношение. 4. Характерные черты экономического явления. 5. Формы экономических явлений. Примат производственного момента. Выводы. 1 Зная природу социального, уже легче выяснить природу и особенности экономического, т. е. того явления, которое ставит себе политическая экономия в качестве объекта изучения, объекта научноэкономического познания. Раз экономическое, как мы видели, есть одна «сторона» социального, определенная «форма» социального, то, разумеется, распознать природу этой стороны, этой социальной определенного содержания формы легче после того, когда уже познана сущность самого социального. Раз анализ социального обнаружил, что оно проявляется в различных своих видах, одним из которых является экономическое, то, очевидно, экономическое по своим родовым, основным признакам будет характеризоваться так же, как мы характеризовали социальное, так как экономическое - лишь разновидность социального, и, следовательно, зная особенности социального, мы уже знаем и характерные особенности экономического. Мы не знаем только одного: при каких условиях и в каких формах возникает экономическое, и как различать экономическое от неэкономического, хотя бы и социального же. Нам, следовательно, надо остановить свое внимание специально на экономической форме социального как таковой, как на «особого» рода социальном отношении, т[ак] называемом] «экономическом отношении», или экономическом явлении; нам надо разобрать специально особенности, специфические черты этого экономического явления. «Не всякие социально-обусловленные факты, - говорит А. Амонн, - не всякие социальные отношения и не социальные отношения в своем целом составляют объект политической экономии, но социально обусловленные факты или, лучше сказать, - социальные отношения особого определенного вида, своеобразные, специфические, единые в себе, но отличные от других категорий социальных явлений, единство которых и различие между которыми обусловлено избранной при исследовании и изложении точкой зрения»1. Итак, что же такое «экономическое явление», которое служит предметом изучение особой социальной науки - политической экономии? Какой критерий нам нужно иметь в руках, чтобы распознавать экономическое от неэкономического и чтобы на основании его мы могли охранить политическую экономию от вторжения в нее чуждых ей как специфической социальной науке категорий? Только выяснивши определенно, что такое экономическое явление, мы можем отдать себе ясный отчет в том, что изучает политическая экономия. Для более детального и более определенного выяснения «экономического» мы должны представить себе, прежде всего, как происходит тот процесс образования социально-научных понятий, о котором мы говорили выше. А именно, мы видели, что сначала перед нами раскрывается непосредственно данная область явлений, область непосредственно данной конкретной действительности. Из этой непосредственно данной области явлений наше обыденное мышление выводит соответственные, свойственные обыденному мышлению понятия, необходимые для повседневного обихода. Понятия эти являются в результате уже некоторой мыслительной деятельности, но неглубокой, поверхностной; настоящей познавательно-логической обработки они еще не находят себе. Обыденное мышление этими понятиями, однако, вполне довольствуется для своих обычных, повседневных, общежитейских целей. Научное познание работой обыденного мышления, однако, не удовлетворяется. Грубую, поверхностную обработку конкретных фактов данной области оно старается продолжить, углубить. Путем целого ряда познавательных приемов (выбором в познавательных целях точки зрения или основы, классификацией, абстрагированием, изолированием и проч.) научное познание перерабатывает понятия обыденного мышления, получая уже оторвавшиеся от поверхности, от конкретных проявлений более углубленные научные понятия664. Объект научного познания представляет собою именно такое логически и методологически строго обработанное понятие, содержащее в себе все общие, типические и основные черты явлений изучаемой данной области. По отношению к политической экономии и экономическому явлению непосредственно данной областью явлений служит область хозяйственных фактов. Обыденное мышление образовало из явлений данной области понятие хозяйства, хозяйственной деятельности, хозяйственного принципа. Это понятие «хозяйственного» для каждого экономиста-исследователя так же, как и для каждого нормального мышления, представляется с более или менее определенным, по крайней мере, приблизительно, содержанием, Но для научных целей оно, однако, слишком еще грубо, слишком расплывчато. В качестве объекта научно-экономического познания оно как таковое служить не может. Большинство экономистов, однако, в целях определения предмета политической экономии исходило в своем анализе именно из понятия «хозяйственного», перерабатывая его свойственными каждому из них познавательно-методологическими приемами, считая долгом своим не образовывать новые понятия, а лишь вкладывать известное, то или иное содержание в выработанное жизнью и вошедшее в обычное словоупотребление понятие хозяйства. В результате такой обработки и переработки понятия «хозяйственного», в руках одних экономистов, в конечном итоге, «хозяйственное» исчезало окончательно и безвозвратно, растворяясь без остатка в других понятиях. В руках других экономистов, напротив, «хозяйственное» находило себе то или иное, определенное истолкование и с определенным, намеченным исследователем содержанием входило в систему научных экономических понятий, приобретая характер основного понятия как объекта изучения в политической экономии. Ввиду такого значения понятия «хозяйства» в установлении и выработке объекта политической экономии, нам представляется необходимым несколько остановиться на выяснении понятия хозяйства. Посмотрим, прежде всего, как определение хозяйства делалось в политической экономии некоторыми наиболее видными из экономистов. 2 Наиболее распространенным определением «хозяйства» среди экономистов является определение «хозяйства» как совокупности действий человека, направленных к созданию материальных средств («хозяйственных благ», материальных предметов) для удовлетворения потребностей (Шёнберг). При этом одни находят необходимым считать такую деятельность человека «хозяйственной» лишь в том случае, когда она рациональна, целесообразна и совершается по принципу «экономии силы», т. е. по принципу получения максимальных результатов при минимуме затрат. Другие этот принцип как присущий не исключительно хозяйственной деятельности и типичный, характерный не только для нее, отрицают, находя, что принцип «экономии силы» приложим ко всякой деятельности и нехозяйственной (к деятельности ученого, художника, музыканта и проч.)665. Бесспорное или менее всего спорное в этом определении сводится к следующему: хозяйственная деятельность-это воздействие человека на внешний мир; это трудовой или в основе своей производственный процесс, направленный на получение материальных предметов; это сфера отношений лица к вещи, это процесс деятельности человека как индивида, как изолированного субъекта, как лица, замкнутого в себе; это процесс, взятый сам по себе, без отношения к другим подобным процессам. «Хозяйственное» в таком смысле может содержать в себе лишь естественно-технические или психологические моменты. Социального в нем, разумеется, нет ни одного атома. Понятие хозяйственного в этом смысле выведено, очевидно, из сферы деятельности изолированного, отдельного субъекта, изолированно хозяйствующего индивидуума. Иначе и быть не могло, так как обыденное мышление могло осилить лишь непосредственно данное, доступное непосредственному наблюдению, таким образом - ближе всего поступки отдельных лиц, отдельных хозяйствующих индивидуумов. Казалось бы, при таком понимании «хозяйственного» большинством экономистов, которое не содержит в себе ни атома социальности, политической экономии как социальной науке не приходится особенно дорожить этим понятием «хозяйственного», так как оно ни в какой мере не социально. Естественно-технические и психологические понятия не могут быть введены в систему понятий политической экономии. Последней нечего делать с естественно-техническими процессами и психологическими понятиями. Вот почему мы встречаем экономистов, считающих понятия «хозяйства», «хозяйственного» совершенно непригодным для круга понятий политической экономии. Так смотрят особенно те из экономистов, которые стоят на социальной точке зрения и всячески охраняют политическую экономию как социальную науку от вторжения в нее неадекватных понятий. Таковы, например, Дитцелъ и особенно Амонн. Дитцелъ не ждет решительно никакого обогащения нашего экономического знания от критического анализа определений «хозяйства»666. Дитцелъ думает, что смысл слов «хозяйство», «имущество», «доход» не менее ясен, чем слов «хлеб», «мясо», «стол». Поэтому, по Дит- целюу определять понятия «хозяйства», «хозяйственного» для ученого значило бы заниматься совершенно непроизводительным трудом; определение таких понятий Дитцелъ считает лишним667. Самое понятие «хозяйство» Дитцелъ считает «естественной» категорией. Человек, говорит Дитцелъ, в своих стремлениях к славе, правде, добродетели, любви, дружбе и проч. свободен: хочет - он стремится к этому; не хочет - не стремится. Есть, однако, некоторые цели, к которым человек не стремиться не в силах; к некоторым стремлениям природа принуждает; так, человек принужден добывать себе пищу, покрывать свою наготу, иметь угол, где бы он мог двигаться и отдыхать; говоря общее, человек принужден подчиняться миру вещей. Вот такого рода потребность в предметах, в вещах мы и называем хозяйственной потребностью, а поведение, являющееся в результате такого рода стремлений, - хозяйственным поведением. Такое хозяйственное поведение образует, по Дитцелю, естественную категорию человеческого поведения. Предметы, служащие для удовлетворения потребностей, - это «блага» (предметы питания, платье, жилище и т. п.). Дитцелъ различает 4 вида такого хозяйственного поведения людей: потребление, производство, циркуляцию (или в более узком смысле - обмен) и распределение. По этим четырем направлениям всюду и везде люди располагают свои хозяйственные действия; если в изолированном хозяйстве еще нет обмена, то циркуляция все же находит себе место, в смысле, например, передвижения добытого «блага» к месту потребления. «Совокупность хозяйственных действий, посредством которых субъект покрывает свою потребность в предметах, в вещах, благах, есть хозяйство, которое в этом смысле есть хозяйствование». Стремление же к нематериальным благам не ведет к сфере «хозяйствования»: например, посещение церкви или музея, поездка на курорт и пр. Таким образом, по Дитцелю, всякое «хозяйственное» непременно предполагает наличность материального блага. Но это еще не значит, что в понятие хозяйствования непременно входит понятие планомерности и трудовых усилий: итальянский лаццарони21", который прибегает к заработку от времени до времени, per occasionem, от случая к случаю, без какой бы то ни было планомерности, все-таки хозяйничает; обрезыватель купонов также хозяйствует, как и чернорабочий. Хозяйственный принцип, т. е. принцип непременного соответствия между целью и средствами, по Дитцелю, вовсе не обязательный признак для хозяйственного поведения: раз субъект своей деятельностью имеет цель удовлетворения своей потребности в благе, это уже будет хозяйством, безразлично, будет ли в этих своих действиях субъект расточительным или нет1. Таким образом, по Дитцелю, хозяйственное действие - всякая деятельность, направленная к удовлетворению потребности в материальных предметах (благах), без отношения к планомерности и рациональности ее и даже без непременных условий наличности особых трудовых усилий (обрезание купонов). Такую деятельность Дитцелъ относит к области естественных категорий. Социального в такого рода категориях нет, и политической экономии, следовательно, с понятием хозяйства делать нечего. Еще более скептически относится к понятию «хозяйства», «хозяйственного» Альфред Амонн. Он справедливо указывает, что общеупотребительное понятие «хозяйство», или «хозяйственный», подобно большинству ходячих понятий, не имеет не только сколько-нибудь ясного, определенного содержания, но и никакого сколько-нибудь ясно очерченного объема; представлялось в конце концов, произволу каждого определять этот объем по собственному усмотрению, по соображениям целесообразности, по догадкам словообразования и т. д. Можно сказать, что имеется не одно, а несколько понятий «хозяйства» и «хозяйственного», родственных, но, однако, далеко на идентичных... Все попытки определить понятие «хозяйства» и «хозяйственного», опираясь на ходячее словоупотребление и в возможно большем согласии с последним, и выводить отсюда понятие «народного хозяйства» или «социального хозяйства» как объект политической экономии должны были, по мнению Амонна, потерпеть полное крушение. Обычно все понятия «хозяйства», «хозяйственного» строились из практики многообразной жизни, подвергались многочисленным, разнообразным и неустойчивым применениям и страдали отсутствием ясного, определенного содержания. Как бы ни определять понятие хозяйства, всегда будут существовать явления, которые должны будут характеризоваться по этому определению как хозяйственные, в то время как по общему словоупотреблению они не будут подходить под найденное понятие, и всегда будут находиться явления, которые не будут подходить под это определение, в то время как ежедневное словоупотребление без всяких сомнений будет характеризовать их как хозяйственные. На этом основании Амонн думает, что напрасны всякие попытки установления определенного понятия хозяйства. «Определенного понятия хозяйства нигде нет и меньше всего в общем словоупотреблении» 668. Если политическая экономия хочет оперировать понятием «хозяйства» и «хозяйственного», она должна считаться, думает Амонн, прежде всего с тем, что между научным понятием «хозяйства» и общеупотребительным понятием хозяйства существуем расхождение; а если она это признает, то стремление исходить непременно из общеупотребительных слов станет бесспорно ошибочным стремлением и поведет неизбежно к ошибкам. Политическая экономия должна, по мнению Амонна, образовывать понятие «хозяйства» и «хозяйственного» согласно своим идеям и целям, по избранной собственной точке зрения и логическим принципам, вовсе не считаясь с опасностью войти в коллизию с обычным словоупотреблением. Задача науки в данном случае не обосновывать и развивать существующее понятие, а конструировать новое, соответствующее требованиям данной науки; тогда понятие будет вновь приобретенным познанием, познанием логически-теоретического единства и связи определенных реальных проблем. Научное же понятие ничего не имеет общего с его общеупотребительным обозначением669. Представители индивидуалистического понимания экономической жизни, наоборот, придают понятию «хозяйства», «хозяйственного» огромное значение. Так, например, Роберт Лифман видит в нем одну из главнейших основ и ключ к пониманию природы предмета политической экономии и к научному построению экономической теории. В хозяйственном поведении Лифман различает два момента, которые, по его мнению, всегда смешиваются, что не способствует, а затрудняет понимание хозяйственного: это моменты технический и психический. Для Лифмана, экономическая проблема - в получении возможно большего наслаждения, возможно большей пользы; техническая - в достижении наибольших результатов (материаль- но-количественных) при наименьших затратах. Исследование сущности хозяйственного поведения неизбежно приводит Лифмана к психологии. Лифман считает это вполне понятным, так как, по его мнению, причина всякого хозяйственного действия - психические явления, ощущения, потребности. Хозяйственное, по Лифману, точно так же должно быть психическим явлением, направленным к удовлетворению потребностей. Сущность хозяйственного поведения - психические суждения (Erwagungen)у психические оценки: «хозяйственное поведение всегда там, где полезности сравниваются с издержками», где полезности противопоставляются издержкам и где имеется, следовательно, идея каких-то излишков; при этом всегда подразумевается экономический принцип - получение возможно больших результатов при наименьшей затрате. Хозяйствовать - значит не производить, а оценивать полезности, к которым стремишься, сравнивая их с издержками для их достижения. Как получить некоторое количество радия из куска радиоактивной глины? Это - не хозяйственная задача, так же, как и вопрос о том, как получить из одной тонны глины возможно больше радия. Это задачи технические, их разрешает техническая химия. Это не хозяйственного характера вопросы. Даже вопрос о том, как получить радий возможно дешевле - не хозяйственный. Хозяйство будет только там, где субъекту приходится расценивать радий по потребностям в нем и по необходимым на его приобретение издержкам670. Лифман считает, что экономисты подходили к понятию хозяйства, главным образом, с точки зрения объекта или блага, служащих удовлетворению потребностей. Такое представление о хозяйстве Лифман считает материалистическим или количественно-ма- тереалистическим. Оно считается, по мнению Лифмана, главным образом, с естественно-технической стороной, а не с существом хо-" зяйственной деятельности. По существу же, цель хозяйства - удовлетворение потребностей. Но понимать ли это удовлетворение потребности психически или с точки зрения материалистическо-ко- личественной, как делают, по мнению Лифмана, не только Кларк и Шумпетер, но и школа Маркса, - в этом пункте среди экономистов расхождение. Лифман решает этот вопрос в сторону чисто психическую и приходит к субъективно-психологической точке зрения; другая же точка зрения ведет, по его мнению, к смещению техники с хозяйством и является объективно-материалистической точкой зрения. «Противоположность между психическим пониманием “хозяйственного” и господствующим количественно-материалистическим пониманием фундаментальная; она, - говорит Лифман, - без сомнения и является основной проблемой теоретической политической экономии»671. Лифман, таким образом, основной признак хозяйства видит в психических моментах оценки и сравнивания полезностей, от того или иного блага ожидаемых, с одной стороны, и необходимых издержек при этом - с другой. Для Лифмана важно отмежеваться, при установлении понятия хозяйственного от технической или - шире - естественно-технических моментов. Технику от хозяйства он различает тем, что в технике идет дело о количественном результате поведения (возможно большее количество полезностей при наименьших затратах средств), в то время как в хозяйстве идет дело о внутреннем психическом результате (возможно больше внутреннего удовлетворения, удовольствия, наслаждения, при наименьших затратах и усилиях)672. То, что индивидуалисты особенно охотно пользуются понятием «хозяйства» в политической экономии, всячески закрепляя это понятие в системе экономических понятий и делая его центральным пунктом для объяснения экономической жизни, показывает уже, что понятие хозяйства - понятие индивидуалистической природы. Говоря о хозяйстве, хозяйственном, речь может идти лишь о поведении и поступках отдельных замкнутых в себе хозяйствующих единиц. Речь идет лишь об отношении человека к природе, об усилиях индивида, о потребностях, о психических переживаниям, об отношениях лица к вещи, но не об отношениях человека к человеку. Если политическая экономия - социальная наука, следовательно, с системой понятий социальной природы, то ей нечего собственно делать с понятием хозяйства как таковым. Вот почему Дитцель выбрасывает это понятие из системы «социальной экономики», как он называет политическую экономию, считая это понятие естественной категорией. Вот почему и Амонн полагает, что те «экономические явления, с которыми имеет дело политическая экономия как с объектом экономического познания не содержат в себе или, по крайней мере, могут и не содержать в себе «хозяйственных» признаков, т. е. могут не относиться к области «хозяйственных» фактов. Вполне можно согласиться с Амонном, что «экономические» явления и соответствующие им «экономические» понятия суть социальные явления, социальные понятия. Но можно ли согласиться с Амонном, что объект политической экономии совершенно отрывается от области хозяйственных фактов? Ведь политическая экономия, изучая «экономическое» как одну из сторон или форм «социального» в конце концов все-таки имеет непосредственную область конкретных фактов, из которых она исходит как из непосредственного опыта. Если эта область не есть область «хозяйственных» фактов, то каких же других? Не отрывается ли абстракция амонновско- го «экономического» явления как объекта изучения в политической экономии от жизни? Не слишком ли уходит Амонн от фактов конкретной действительности? По отношению к занимающему нас анализу «экономического явления» мы можем так поставить вопрос: какая связь экономического явления как объекта экономического познания с фактами хозяйствования? Многие из экономистов, принадлежащие главным образом к социальному направлению в экономике, этот вопрос разрешают тем, что для обозначения объекта политической экономии пользуются неразрывно двумя понятиями: и понятием «социального», и понятием «хозяйство», создавая сложное понятие «социального хозяйства» или «общественного хозяйства». Экономическое явление в данном случае понимается как явление «общественного (социального) хозяйства». Экономическое явление, таким образом, характеризуется и как социальное, с одной стороны, и как происходящее на почве хозяйственной деятельности, с другой. Этим устанавливается, вопреки Амонну, тесная связь «экономического» с хозяйственным: за экономическое здесь принимается такое общественное отношение, которое возникает между людьми в их хозяйственной деятельности. А те хозяйственные поступки, которые не приводят к общественному отношению, а остаются изолированными, не выходя за пределы каждого отдельного хозяйства, в противоположность «общественному хозяйству», получают название поступков «частного хозяйства», относясь к области, не входящей в интересы экономической науки, не составляющей объекта экономического изучения. Такое разрешение поставленного вопроса заслуживает внимания. Рассмотрим поэтому подробнее понятие «частного хозяйства» и «общественного хозяйства», как они употребляются в политической экономии. 3 «Общественное» (социальное) хозяйство противопоставляется «частному» хозяйству. Под последним можно разуметь то же, что связывается с понятием единичного, отдельного хозяйства. Такое единичное хозяйство «частным» является лишь в отношении социального. Частное хозяйство предполагает совокупность хозяйственных действий (т. е. действий человека, направленных на внешний мир, в целях получения материальных предметов, для удовлетворения различного рода потребностей), составляющих одно целое и связанное интересами одного определенного хозяйства, - действий, не соприкасающихся с интересами и действиями других хозяйств. Частное хозяйство - это замкнутое в себе целое, строго очерченное определенным кругом интересов; это единое хозяйство, это отдельная единица в системе хозяйств, замкнутая в себе. Все действия частного хозяйства исходят от определенного центра, определяются единой волей, строго согласованы между собою, планомерны, рациональны. В частном хозяйстве всегда имеется регулирующая, организующая, направляющая воля. В нем имеется общий, единый план; действия частного хозяйства строго соответствуют такому плану; здесь все совершается по «хозяйственному принципу», или по принципу «экономии сил». Частное хозяйство - область борьбы человека с природой; здесь нет борьбы человека с человеком. Все лица, входящие в частное хозяйство, если оно не единолично, связаны общими интересами, представляя органическое единство. Здесь все связаны, несмотря на возможные различия (возраста, пола, физических сил и пр.). В частном хозяйстве ни одно хозяйственное действие не затрагивает хозяйственных интересов других хозяйств; каждое замкнуто в себе. Здесь нет отношений между субъектами различных хозяйств, нет отношений на почве хозяйственных интересов. Частное хозяйство может быть и единоличным, и многоличным (семья), но оно в своих хозяйственных действиях всегда составляет одно целое, одну хозяйственную единицу, одно отдельное хозяйство, регулируемое одною волею, направляемое к одной общей цели и связанное единым планом, общим хозяйственным бюджетом. В чистом своем виде частное хозяйство - это древний ойкос22*, замкнутый в себе, ничем не связанный в хозяйственном отношении с соседним ойкосом. Но пока частное хозяйство не является хозяйственной единицей большого общего целого, чему оно может противополагаться как частное общему или даже как частное общественному или публичному, до тех пор частное хозяйство сливается просто с понятием единичного, отдельного, замкнутого в себе хозяйства. «Частным» такое хозяйство становится тогда, когда оно как хозяйственная единица входит в определенные хозяйственные связи с другими хозяйствами, составляя с ними какое-то хозяйственное целое или что-то общее, но в то же время сохраняя в себе ряд хозяйственных действий, совершенно обособленных, не соприкасающихся с действиями других хозяйств, - ряд действий, замкнутых в себе, носящих характер своего особого круга, своих особых «частных» интересов. В капиталистическом хозяйстве, состоящем из бесчисленного количества отдельных единичных хозяйств, каждое такое единичное хозяйство сохранило в себе ряд хозяйственных действий ойкосного типа, замкнутого характера. Такое единичное хозяйство, поскольку в нем будут иметься хозяйственные действия этого ойкосного типа, стоящие обособленно, отдельно от хозяйственных действий и интересов других, соседних, подобных же хозяйств, будет «частным», в противоположность хозяйственным действиям, обусловленным общею связью и выходящим за сферу строго очерченного, интимного, частного крута, носящим общественный, социальный характер. Приготовление обеда в семье на собственной семейной плите, топка печки в собственной квартире, бросанье каменного угля в камин, приготовление кипятка для чая, рубка дров для плиты, починка платья на себя или на членов семьи, размол кофе на ручной мельничке - все это частно-хозяйственные действия, так как все эти действия направлены на внешний мир, в целях получения предметов для удовлетворения потребностей, но в то же время все эти хозяйственные действия совершенно изолированы от других хозяйств и не затрагивают интересов других хозяйств (кому интерес в том, что вы бросаете уголь в свой камин?673, так как они ограничены рамками одного собственного хозяйства, так как все эти действия рациональны, планомерны, регулируются единой волей (хозяйки дома или хозяина дома-ойкоса) и т. д. Все такие действия обусловлены естественно технически и психологически, но отнюдь не социально. Сводя в одно важнейшие признаки, характеризующие частное хозяйство, мы находим: а) замкнутость в себе; Ь) наличность субъекта, хозяйствующего, все регулирующего и направляющего по своей воле; с) планомерность, строгую согласованность хозяйственных действий и рациональность, выражающуюся в постановке определенных целей и их соответственном осуществлении, а также в применении принципа «экономии силы» (хозяйственный принцип); d) ограничение сферы хозяйственной деятельности только отношениями человека к природе (отсутствие социального момента). Таким «частным» хозяйством в чистом виде было первобытное коммунистическое хозяйство, насколько оно было действительно хозяйством в вышеприведенном смысле, как замкнутое целое. Но так как такое первобытно-коммунистическое хозяйство не могло противополагаться какому-то общему или общественному хозяйству, то оно является не столько уже «частным», сколько просто замкнутым, единым, единичным хозяйством, с вышеприведенными чертами «частного» хозяйства. Таким же «частным» хозяйством может быть идеальное социалистическое, или, лучше сказать, коммунистическое, хозяйство, так как в нем будет и единая воля, осуществляемая каким-нибудь выборным комитетом или советом, и рациональность действий, и планомерность, и общая согласованность всех частей, и единство целей и принцип «экономии сил и средств», и отсутствие социальных моментов в вышеприведенном смысле. Но опять-таки, так как в таком коммунистическом хозяйстве все «частное» сольется с «общим», в смысле направления всех действий каждого отдельного лица к единой общей цели, то и здесь понятие «частного» уже не будет приложимо: оно отпадает, раз ему не противополагается «социальное» или «общественное». Коммунистическое хозяйство, характеризуемое всеми чертами «частного», будет поэтому просто единичным хозяйством, телеологичным23* единством, единым хозяйственным целым, наподобие хозяйства большой семьи, связанной органически общими интересами. В «частном» хозяйстве, таким образом, все хозяйственные действия сводятся к естественно-техническим и психологическим моментам. Здесь нет места сложным и своеобразным отношениям между людьми (социальным отношениям). Весь жизненный процесс здесь сводится к отношениям человека к природе, к борьбе человека с природой, в смысле подчинения своим интересам ее сил. Отношения же между людьми в частном хозяйстве носят характер органической связанности и однородности целей (отсутствия гетерогенности). Зная черты и особенности, соединяемые с понятием частного хозяйства, легче понять, путем сопоставления противоположностей, черты и особенности «общественного хозяйства», с какими это понятие употребляется в политической экономии. «Общественное хозяйство», прежде всего, - совокупность не хозяйственных действий как таковых, а совокупность социально-производственных отношений. «Общественное хозяйство»-это не единое органически связанное хозяйство, не телеологическое единство, а совокупность множества отдельных единичных хозяйств, в своей хозяйственной деятельности связанных социальными отношениями. «Общественное хозяйство» - это гетерогенное образование; в нем царит противоположность интересов, несмотря на то, что в нем все хозяйства связаны. В «общественном хозяйстве» нет субъекта, направляющего и регулирующего хозяйственные действия целого, нет единой, направляющей воли. В «общественном хозяйстве» нет единого плана; в нем нет и не может быть принципа «экономии сил и средств», того хозяйственного «принципа», который приложим лишь в частном хозяйстве, где все результаты предвидятся и можно наперед производить хозяйственный расчет и оценку ожидаемого результата с затрачиваемыми на него средствами. В «общественном хозяйстве» нет рациональности; это область стихийно складывающихся отношений, хотя и закономерно и исторически необходимо. Это область «иррационального»; «общественное хозяйство» - это сфера отношений человека к человеку, это борьба не человека с природой, а человека с человеком, это сфера социальной борьбы за существование. «Общественное хозяйство» -это социально обусловленные взаимоотношения единичных (частных) хозяйств в классовом обществе. Установлением разграничения между понятием частно-хозяйственного и понятием социального (общественно)-хозяйственного достигается более отчетливо представление об экономических явлениях как предмете политической экономии. Область частно-хозяйствен- ных фактов как фактов, обусловливаемых естественно-технически и психологически, а не социально, совершенно выходит из содержания «экономического» как объекта экономической науки. «Экономическое» покрывается содержанием общественно-хозяйственного, т. е. под экономическим явлением разумеется социальное отношение, возникающее на почве хозяйственной деятельности людей, таким образом - явление общественно-хозяйственного порядка. Соединение понятий «хозяйства» и «общества» в одно целое, для более ясного определения «экономического явления», не может, однако, быть признано удовлетворительным в формально-логическом отношении. Объединяются в одно понятие различной природы: общественное - с социальным содержанием и хозяйственное - с естественно-техническим и психологическим. Но при понимании общественно-хозяйственного как общественного отношения, возникающего на почве хозяйственной деятельности, понятие об щественно-хозяйственного нам кажется вполне приемлемым для определения «экономического явления» как объекта политической экономии. Есть, правда, экономисты, предпочитающие заменять понятие «общественно-хозяйственного» понятием «общественно-трудовым». Так, авторы «Курса политической экономии» Богданов и Степанов - считают определение объекта политической экономии понятием «общественного хозяйства» «неточным и ненаучным», следствием «естественной неполноты и неясности буржуазного научного мышления»674. Авторы предпочитают заменять понятие «общественно-хозяйственного» понятием «социально-трудовым», определяя политическую экономию как науку, изучающую «социально-трудовые отношения между людьми». Богданову и Степанову, по-видимому, кажется, что понятие «социально-трудового» -- точное и научное понятие - и есть следствие пролетарского научного мышления, в отличие от буржуазного понятия «социально-хозяйственного». На самом деле и то и другое понятие - одинакового научного достоинства. Хозяйство или труд - то и другое суть понятия о фактах, обусловливаемых естественно-технически и психологически. Труд как понятие так же неопределенно и неполно, как и хозяйство. И то и другое понятие для характеристики экономического явления - одинакового научцо-познавательного ранга. Сами по себе, без методологической переработки, как понятие «хозяйство», так и понятие «труд» не могут дать ни полноты, ни ясности ни буржуазному мышлению, ни пролетарскому; для научного же мышления, повторяем, эти понятия совершенно одинакового (невысокого) научного достоинства и качества как понятия обыденного, повседневного мышления, не переработанные логически. Определение экономического явления как объекта политической экономии посредством понятия «социально-хозяйственного отношения», или понятия «социального отношения, возникающего на почве хозяйственной деятельности» - наиболее других распространено в политической экономии, в рядах представителей социального направления. Нам кажется, однако, правильнее бы было определять экономическое явления как социально-производствен- ное отношение, так как производственные процессы являются определяющими в хозяйственной деятельности и понятие производственного отношения менее сложно, чем понятие хозяйственного. Если выбирать из трех понятий «хозяйство», «труд» и «производство», то в методологическом отношении последнее наиболее предпочтительно как более простое и более основное. Таким образом, мы проводим строгое разграничение между понятием хозяйственного и экономического. Под последним мы разумеем только социально-производственные отношения, т.е. именно те, которые составляют предмет научного изучения в политической экономии. «Экономическое» - это социальное понятие, в то время как «хозяйственное» - естественно-техническая или психологическая категория, «естественная», по выражению Дитцеля. Определяя экономическое явление, мы, таким образом, можем сказать, что, во-первых, экономическое явление - это социальное (общественное) отношение, во-вторых, это отношение, возникающее на почве хозяйственной деятельности, и поэтому, в-третьих, мы можем назвать экономическое явление общественно-хозяйственным (производственным) отношением или общественно-хозяйственным (производственным) явлением. Понятие хозяйственного и производственного указывает на то, что обусловливает экономическое явление психологически и естественно-технически, т. е. на какой естественной, естественно-технической и психологической почве возникает экономическое явление. Понятие же социального показывает основную природу экономического явления. Так как мы уже знаем, чем характеризуется социальное, то знаем и то, в чем характерные, существенные черты экономического явления. 4 Все признаки и особенности, какими мы характеризовали социальное явление вообще, разумеется, будут характеризовать одинаково и все те специфические формы или различные специфические стороны социальных отношений, которые мы определяем как специальные объекты специальных областей социального знания. Наши экономические явления как социально-производственные отношения поэтому, являясь социальными отношениями вообще, могут быть охарактеризованы следующими чертами: во-первых, они гетерогенны по своему происхождению, т. е. они возникают в сфере гетерогенных взаимоотношений, на почве борьбы и антагонистических интересов; они гетерогенной природы уже потому, что они социальны; они предполагают, следовательно, наличность уже такой организации человеческого общения, когда последнее принимает социальные формы, проникаясь отношениями классовой борьбы; во-вторых, экономические явления постольку и могут только существовать и быть открыты для своего познавания, поскольку они выражаются вовне, объективируются; так как производственная деятельность людей направлена на внешний мир, на материю, на вещи, на предметы удовлетворения потребностей всякого рода, то эта объективация социально-производственных отношений принимает в данном случае вид «овеществления», «материализации»; социальные отношения людей в производственных отношениях мате- риализируются, т. е. всегда находят свое выражение в материальных предметах, превращаясь в вещи «чувственно-сверхчувственные», так как в развитом меновом обществе люди являются рабами товарных отношений, рабами отношений товаров к товарам (фетишизм)24*; в-третьих, экономические явления суть исторические категории; в своем движении и изменении как социальные отношения они необходимо должны обнаружить исторический характер своего существования; т. е. социально-производственные отношения являются историческими категориями, в своем существовании связанными лишь с вполне определенными историческими формами человеческого общения; при такой общественной организации, где производственные отношения теряют характер социальной обусловленности в вышеуказанном смысле, экономические явления перестают существовать как социальные, принимая характер естественных категорий. Таким образом, социально-производственные отношения исторически изменяемы: и всей своей внутренней природой, и формами своего выражения in concrete25* они переходящи, исторически обусловлены; в-четвертых, экономические явления не только исторически обусловлены, но и исторически неизбежны; они наступают независимо от индивидуальной воли сталкивающихся субъектов, с исторической необходимостью, хотя и при непременном наличии свободной воли, сталкивающейся с такой же свободной волей других; в-пятых, развиваясь с исторической необходимостью, социально-производственные отношения, однако, складываются и возникают закономерно, т. е. с определенной постоянной правильностью; причем эта закономерность носит характер стихийности, иррациональности; иначе говоря, социально-производственные отношения в известном смысле приближаются по характеру своего развития к развитию законов природы, стихии, стоящей над человеком и подчиняющей себе человека; социально-производственное отношение не только складывается и возникает независимо от индивидуальной воли сталкивающихся лиц, но и принудительно влияет на их сознание и волю, как об этом говорилось выше. Словом, особого явления, особого социально-производственного отношения, которое имело бы свои особые законы развития и особую природу (генетически), отличную от законов развития и от ге нетической природы социальных отношений, нет. Социально-производственное или экономическое отношение - это то же социальное отношение вообще, с его законами развития и проч., но взятое лишь в определенном разрезе, рассматриваемое с определенной точки зрения, открывающееся в познании только одной стороной своего сложного социального целого. 5 Подобно тому, как социальное явление мы разлагали на ряд отдельных видов, в которых социальное проявляется, так и экономическое явление может быть также разложено на несколько групп в своих частичных проявлениях. Таких типических основных групп экономических явлений политическая экономия знает три: производственные отношения, меновые и распределительные. Группировка эта стоит в связи опять-таки с видами хозяйственной деятельности отдельного изолированного индивида, которая распадается на производство, обращение и распределение. Поскольку отдельные единичные хозяйства вступают в общественно-хозяйственную связь и общественно-хозяйственные, социально обусловливаемые отношения, на почве или актов производственного характера, или распределительного, или же на почве актов обращения (меновые отношения), постольку экономические отношения могут принимать вид или со- циально-производственных, или социально-меновых, или, наконец, социально-распределительных. Обычно по этим трем видам и вся теоретическая социальная экономика (политическая экономия) разбивается на три больших отдела: отдел отношений производства, обмена и распределения. Нередко, особенно в руках индивидуалистического направления экономистов, к этим трем отделам присоединяется и четвертый - отдел потребления. Но для тех, кто смотрит на политическую экономию как на социальную науку, а на экономические явления как на социальные отношения, потребление не может быть предметом внимания политической экономии, так как социальных отношений не может быть на почве потребления. В акте потребления хозяйствующий субъект окончательно изолируется от других, замыкается внутри своего хозяйства, и никаких социальных отношений на этой почве ожидать нельзя. Больше того: в актах потребления некоторые из экономистов не находят даже хозяйственных моментов, так как хозяйство, хозяйственная деятельность есть лишь средство, а не цель в себе; потребление же для каждого хозяйствующего индивидуума есть не средство, а сама цель (Туган-Барановский). Указывая на трехчленное деление экономических явлений (производственные, меновые, и распределительные отношения), необходимо отметить, что каждый из этих видов экономического вовсе не является отдельным, самостоятельным актом. Основою всех этих трех видов экономических отношений является первое - производственное отношение; в двух других-ив меновом, и в распределительном отношении - лежит тот же момент, который лежит и в первом виде экономического отношения, т. е. производственный. И меновое, и распределительное отношение представляют по своему внутреннему содержанию лишь разновидность, своеобразное проявление, своеобразную форму производственного отношения. Форма меновых отношений всегда определяется формой производственных отношений, а формы распределения в любом обществе всегда зависят от способа производства, существующего в обществе в данный момент. «Производство, распределение, обмен, потребление образуют, таким образом, - говорит по этому поводу Маркс в своем “Введении к критике политической экономии”, - настоящее логическое единство: производство составляет в нем общее, распределение и обмен - частное, а потребление единичное, замыкающее собою целое... Сам обмен является актом, входящим в производство... Обмен таким образом во всех своих моментах или непосредственно заключен в производстве, или определяется этим последним... Система распределения вполне определяется системой производства. Распределение само есть продукт производства... ибо определенный способ участия в производстве определяет собою форму распределения... Результат, к которому мы пришли, заключается не в том, что производство, распределение, обмен и потребление - одно и то же, но что все они образуют собою части целого, различия внутри единства. Производство в противоположности своих определений охватывает как само себя, так и остальные моменты. С него каждый раз начинается процесс... Распределение... само есть момент производства. Определенная (форма) производства обусловливает, таким образом, определенные (формы) потребления, распределения, обмена и определенные отношения этих различных моментов друг к другу»1726*. В результате нашего анализа экономического явления мы приходим к нижеследующим выводам: 1) экономическое явление в качестве объекта политической экономии есть общественное отношение, возникающее между людьми на почве их хозяйственной деятельности; 2) в этом смысле, так как основной и определяющим моментом хозяйственной деятельности является производство, мы можем сказать, что экономическое явление есть социально-производственное отношение; 3) в своем происхождении, образовании и развитии экономическое явление характеризуется теми же чертами и особенностями, как и социальное явление, представляя собою лишь специфическую форму социального; 4) являясь социально-производственным отношением, экономическое явление, помимо своей основной производственной формы, может выступать как в форме социально-меновых отношений, так и в форме социально-распределительных; 5) понятие экономических явлений не совпадает с понятием хозяйственных фактов: первые обусловлены социально, вторые - естественно-технически и психологически; первые - область абстракции и суть социальные категории, вторые - область конкретной действительности и принадлежат к явлениям частно-хозяйственного порядка, т. е. они суть явления естественнотехнические и психологические.