Причины кризиса 1920. Развитие экономическим кризисом. Восстание в Кронштадте

Летом 1920 г. экономический подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кри- зисе перепроизводства, развернувшемся на базе общего кризиса капита- лизма, с особой остротой проявилось противоречие между разбухшим на военных заказах производственным аппаратом американской промыш- ленности и относительно узким рынком сбыта, ограниченным в конеч- ном счете низкой покупательной способностью основной массы населения. Экономический кризис 1920-1921 гг. вызвал весьма значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем про- мышленного производства США к апрелю 1921 г. сократился по срав- нению с июнем 1920 г. в среднем на 32% 31. В важнейших отраслях тяжелой промышленности свертывание производства было еще больше. Так, более чем вдвое по сравнению с докризисным уровнем (с 46,2 млн. до 21,7 млн. т) упала в 1921 г. годовая выплавка стали, почти в 2 раза уменьшилась продукция машиностроения, резко снизилась добыча ка- менного угля. С весны 1921 г. американская промышленность начала по- 29 Documents of American History: Vol. 1, 2/Ed. by H. Commager. Englewood Cliffs (N.J.), 1973, vol. 2, p. 165-167. 30 Nation, 1920, Mar. 6, p. 284 31 Мировые экономические кризисы, 1848-1935: Т. 1-3. М., 1937-1939, т. 1, с. 353. степенно выходить из состояния кризиса, но максимальный докризисный уровень промышленного производства был достигнут только к концу 1922 г. В условиях экономического кризиса произошло резкое ухудшение положения рабочих. Число безработных в Соединенных Штатах увели- чилось с 2,1 млн. до 4,9 млн., т. е. более чем вдвое, а доля безработ- ных в общей численности гражданской рабочей силы США возросла за тот же период с 5,2 до 11,7%. Существенное сокращение среднегодового заработка американских рабочих (даже по официальным данным, он уменьшился с 1407 до 1233 долл.) повлекло за собой заметное снижение уровня жизни рабочего класса. Промышленный кризис крайне затруднил и условия существования мелкой и средней буржуазии города. Процесс разорения городских средних слоев значительно ускорился: только за три года, с 1920 по 1922 г. включительно, в Соединенных Штатах про- изошло около 52 тыс. коммерческих банкротств 32. Кризис перепроизводства в промышленности переплелся с глубоким и разрушительным аграрным кризисом. К весне 1921 г. цены основных сельскохозяйственных товаров снизились по сравнению с летом 1920 г. в 2-3 раза33. Бурное падение цен резко сократило доходы фермеров: в 1919 г., до наступления аграрного кризиса, валовой фермерский доход в США составлял 17,9 млрд. долл., а в 1921 г. он упал до 10,6 млрд., т. е. более чем на 40%. Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве принял затяжной характер. Он продолжался с неослабевающей силой и после того, как промышленность Соединенных Штатов вступила в фазу циклического подъема. Это объяснялось исторической отсталостью сель- ского хозяйства, дальнейшим усилением эксплуатации фермеров моно- полиями, что отвлекало от производительного использования крупные финансовые средства и на длительный период затянуло процесс преодо- ления аграрного кризиса. Валовой доход американского фермерства в 1922-1923 гг. повысился всего лишь до 11-12 млрд. долл., оставаясь значительно ниже докризисного уровня 34. Сильнейшее сокращение сельскохозяйственных цен и падение доход- ности фермерского хозяйства привели к тому, что для многих фермеров оказалось чрезвычайно трудным, а то и вовсе невозможным возмещение самых элементарных производственных издержек, не говоря уже о регу- лярной уплате долгов и налогов. Растущая убыточность многих мелких и средних фермерских хозяйств стала причиной новой волны банкротств и принудительной распродажи фермерской собственности. Процесс разо- рения мелкого производства в земледелии приобрел массовый характер: в начале 20-х годов, в период наибольшего обострения аграрного кризи- са, разорились и потеряли право собственности на свои фермы около 450 тыс. американских фермеров. Это еще более усилило отлив сельского населения в города: только за 1921-1923 гг. чистая убыль фермерского населения в Соединенных Штатах превысила 2 млн. человек 35. Таким образом, экономический кризис 1920-1921 гг. значительно ухудшил положение широких масс трудящихся. Жизненный уровень 32 Historical Statistics of the United States, p. 135, 168, 589, 693, 701, 912. 33 Agriculture Yearbook, 1925. Wash., 1926, p. 764, 962. 34 Historical Statistics of the United States, p. 483. 33 Hicks J. D. Republican Ascendancy, 1921-1933. N. Y, 1963, p. 19; Historical Statis- tics of the United States, p. 96. 20 I. ЭКОНОМИКА II ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 21 миллионов рабочих и фермеров резко снизился. Все, что завоевали они в ходе упорной долголетней борьбы, было теперь поставлено под угрозу. Результатом этих крайне неблагоприятных изменений в экономической конъюнктуре и в положении основной массы населения Соединенных Штатов было дальнейшее обострение политической обстановки в стране. Недовольство широких слоев населения США проявилось уже в ходе очередной избирательной кампании 1920 г. Однако большинство рабочих и фермеров и на сей раз не вышли в своих политических действиях за рамки традиционной двухпартийной системы. Возмущение масс обрати- лось против партии, находившейся у власти. Правда, в 1920 г. избира- тельная платформа демократической партии все еще содержала фразео- логию «прогрессивной эры». Она подчеркивала роль государственного регулирования в эффективной мобилизации военных усилий страны и вос- хваляла социально-экономическую политику демократов, в особенности создание и деятельность Федеральной резервной системы как важного орудия, якобы гарантирующего экономическую и финансовую стабиль- ность 36. Тем не менее явный сдвиг вправо в политическом курсе прави- тельства Вильсона после окончания войны повлек за собой падение пре- стижа президента и руководимой им партии в глазах избирателей. Когда же летом 1920 г. разразился экономический кризис, принесший трудя- щимся новые бедствия, положение демократов стало совершенно безна- дежным. Республиканцы умело воспользовались этим. Немалую роль в исходе избирательной кампании 1920 г. сыграло и то обстоятельство, что в Соединенных Штатах еще очень сильными оста- вались традиции индивидуализма. К началу 20-х годов значительно уча- стились выступления в пользу ограничения вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Отражая эти настроения, бывший президент США У. Тафт, занимавший видное место среди дея- телей консервативного крыла республиканской партии, выступил с рез- ким осуждением «болезни чрезмерной законодательной деятельности» 37. Государственное регулирование, к которому в чрезвычайных условиях войны прибегло правительство Вильсона, чаще всего рассматривалось как временное отклонение от естественного хода развития. Вот почему рес- публиканский лозунг «Назад, к нормальным порядкам» нашел в 1920 г. широкий отклик среди избирателей, которые в большинстве своем с одо- брением встречали декларации кандидата республиканской партии на пост президента США Уоррена Гардинга о необходимости скорейшего возвращения к «обычному, устойчивому порядку вещей», исключающему всякие «эксцессы» в деятельности федерального правительства, столь характерные, по мнению республиканцев, для периода вильсоновской ад- министрации. В этой обстановке на выборах 1920 г. республиканская партия одер- жала решительную победу. У. Гардинг собрал 16143 тыс. голосов и обеспечил себе 404 выборщика, тогда как кандидат демократов Дж. Кокс получил только 9130 тыс. голосов и лишь 127 выборщиков38. Респуб- ликанцы завоевали прочное большинство и в обеих палатах конгресса. 36 National Party Platforms, 1840-1972/Compl. by D. Johnson, К. Porter. Urbana (111.), 37 Taft W. Liberty Under Law. An Interpretation of the Principles of Our Constitutio nal Government. New Haven (Conn.), 1921, p. 40. 38 Historical Statistics of the United States, p. 1073. После восьмилетнего перерыва республиканская партия вновь оказалась у власти. В состав правительства, сформированного У. Гардингом, вошли в основном представители консервативных групп республиканской партии. Наиболее важную роль среди них играли министр финансов Э. Меллон, глава одной из самых могущественных монополистических групп США, и министр торговли Г. Гувер, известный делец и политик, тесно связан- ный с влиятельными кругами крупного капитала. Неудивительно, что политический курс новой администрации оказался столь консервативным. C приходом к власти республиканцев федеральное правительство особен- но охотно брало на себя роль послушного орудия в руках верхушки фи- нансовой олигархии. По справедливому замечанию видного американ- ского историка У. Лейхтенберга, в тот период «специфические интере- сы бизнеса откровенно отождествлялись с общенациональными интере- сами»39 . Правительство Гардинга с самого начала решительно высказалось против политики государственного регулирования. В первых же своих официальных выступлениях новый президент призвал к существенному сокращению государственных расходов. Еще более энергично он про- возгласил этот курс в декабре 1921 г. в ежегодном послании конгрессу о положении страны. Гардинг со всей определенностью заявил об абсо- лютной недопустимости «сосредоточения чрезмерных полномочий и экст- раординарной концентрации власти в руках федерального правительст- ва» 40. Под лозунгом возвращения к «нормальным порядкам» и сам пре- зидент и другие деятели республиканской администрации требовала скорейшего восстановления таких «истинно американских» принципов, как принципы «твердого индивидуализма» и невмешательства государст- ва в экономическую и социальную жизнь общества. С предельной чет- костью выразил эти идеи один из видных лидеров республиканской пар- тии - сенатор Генри Кэбот Лодж. Выступая в июле 1921 г. в конгрессе, он заявил: «Чем меньше правительство Соединенных Штатов будет впредь вмешиваться в дела бизнеса, тем лучше» 41. Основы теории и практики буржуазного индивидуализма были изло- жены министром торговли Г. Гувером в брошюре «Американский инди- видуализм», вышедшей в свет в 1922 г. В ней утверждалось, что осуществление индивидуалистических принципов означает установление «равенства возможностей» для каждого гражданина играть роль, «соот- ветствующую его образованию, характеру, способностям и устремле- ниям» 42. Функции государства Гувер сводил лишь к охране этого буржуазного «равенства возможностей», категорически отрицая право фе- дерального правительства на непосредственное вмешательство в экономи- ческую и социальную жизнь общества. «Пресекать все те силы, которые ведут к нарушению равенства возможностей,- продолжал он,- и под- держивать инициативу и творческие возможности американцев - вот та двуединая цель, к которой должно стремиться правительство» 43. Большую роль в переориентации социально-экономической политики 39 Leuchtenhurg W. The Perils of Prosperity, 1914-1932, Chicago, 1958, p. 245. 40 The State of the Union Messages of the Presidents, vol. 3, p. 2617. 41 Congressional Record, vol. 61, p. 4156. 42 Hoover H. American Individualism. N. Y., 1922, p. 48. 43 Ibid., p. 54. 44 I. ЭКОНОМИКА II ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 23 федерального правительства в начале 20-х годов сыграл Верховный суд США, в состав которого администрации Гардинга за короткий период ее- деятельности удалось назначить четырех новых членов, оказавшихся, как и следовало ожидать, убежденными реакционерами. Среди них был и но- вый глава Верховного суда экс-президент У. Тафт. Большинство членов этой высшей судебной инстанции Соединенных Штатов упорно противи- лись всяким сколько-нибудь либеральным веяниям, превратившись в «консервативную и закостенелую фалангу» 44. В своих решениях Верхов- ный суд неизменно руководствовался в те годы старыми правовыми докт- ринами «свободы контракта» и «надлежащей правовой процедуры», отвер- гая любые посягательства на «священные» принципы частной собствен- ности. Опираясь на эти правовые доктрины, большинство Верховного суда давало узколегалистскую интерпретацию конституции США, отстаи- вало принцип максимального ограничения полномочий федерального пра- вительства и блокировало любые попытки позитивной социальной дея- тельности буржуазного государства. В соответствии с общими установками идеологии «твердого индиви- дуализма» правительство Гардинга в короткий срок завершило начатую еще администрацией Вильсона ликвидацию органов военно-государствен- ного регулирования. Большинство федеральных агентств, которые в годы войны и вскоре после ее окончания осуществляли правительственный контроль над рядом важных отраслей экономики США, было упраздне- но. Затем началась ускоренная распродажа за бесценок судов торгового флота, построенного в период войны за счет прямых федеральных ассигно- ваний. Уже в августе 1921 г. более 200 судов были проданы за 430 тыс. долл., т. е. за сумму, меньшую чем стоило сооружение каждого из них 45. Эти акции республиканской администрации сопровождались интен- сивной пропагандистской кампанией в пользу «свободного предпринима- тельства». Приход республиканцев к власти сопровождался дальнейшим усиле- нием реакционных тенденций в правительственной политике в отношении рабочего класса. Органы федерального правительства активно поддержи- вали антипрофсоюзный поход предпринимателей. Администрация Гардин- га не приняла каких-либо реальных мер к решению проблемы безрабо- тицы, значительно обострившейся в условиях экономического кризиса 1920-1921 гг. Созванная в сентябре 1921 г. специальная конференция по безработице категорически отвергла принцип федеральных ассигнова- ний на цели помощи безработным, ограничившись призывами к ее орга- низации силами предпринимателей и местных властей 46. Разумеется, ни о каком полном демонтаже государственно-монополи- стического капитализма в начале 20-х годов не могло уже быть п речи, ибо, по образному выражению крупного американского историка Дж. Хикса, «нельзя было перевести назад стрелки часов истории» 47. Не случайно республиканская администрация полностью демонтировала толь- 44 Murray R. Harding Era. Warren G. Harding and His Administration. Minneapolis, 45 Trani E., Wilson D. The Presidency of Warren G. Harding. Lawrence (Kan.), 1977, p.75 46 Сивачев Н. В. США: государство и рабочий класс, с. 142-143 47 Hicks J. D. The American Nation. A History of the United States from 1865 to the Present. Cambridge (Mass.), 1955, p. 466 ко органы чрезвычайного военного регулирования. Но она оставила в неприкосновенности такие важные государственно-монополистические рычаги, как Федеральная резервная система, осуществлявшая эффектив- ный контроль над банками, или Федеральная торговая комиссия, создан- ная в 1914 г. в целях регулирования корпораций, занятых в междуштат- ной торговле. Более того, потребности развития усложняющегося финансового хо- зяйства страны заставили правительство Гардинга пойти на создание не- которых новых механизмов государственно-монополистического регулиро- вания. Так, в июне 1921 г. конгресс по представлению правительства принял специальный бюджетный акт, согласно которому для «совершен- ствования национальной бюджетной системы» предусматривалось учреж- дение должностей генерального контролера финансов и директора бюд- жетного бюро. Все это служило наглядным показателем необратимости государственно-монополистического развития. Однако с приходом к власти республиканской администрации во всех сферах общественной жизни страны стали все же явно преобладать не государственно-монополистические, а частномонополистические принци- пы. Хотя объективный процесс огосударствления социально-экономиче- ских отношений продолжался, неолиберализм, возникший в период «прогрессивной эры» как государственно-монополистическая форма бур- жуазной идеологии, в начале 20-х годов не получил своего дальнейшего развития и был оттеснен традиционным консервативным индивидуализ- мом. Отказ правительства Гардинга от непосредственного государственно- го регулирования экономики и социальных отношений привел к резкому сокращению государственных расходов. Уже в 1922 г., через год после прихода к власти республиканской администрации, расходы федерально- го правительства составили 3,3 млрд. долл., т. е. снизились по сравнению с 1920 г. почти вдвое48. Правда, по своим размерам они и теперь примерно в 4-5 раз превышали максимальный довоенный уро- вень, что, несомненно, отражало более высокую степень государственно- го вмешательства в экономику, чем это было характерно для предвоен- ных лет. Но все же отход республиканцев от политики прямого госу- дарственного регулирования и связанное с этим сильное сокращение расходов федерального правительства свидетельствовали о том, что по сравнению с периодом первой мировой войны в Соединенных Штатах в начале 20-х годов произошло существенное ослабление государственно- монополистических тенденций. Этот курс внутренней политики имел крайне неблагоприятные послед- ствия для рабочих и фермеров, так как лишал их всякой надежды на правительственную помощь. Что же касается крупных монополистов, то, несмотря на значительное сужение социально-экономических функций капиталистического государства, они сохранили неограниченные воз- можности для получения разнообразных правительственных субсидий. Одним из таких щедрых подарков правительства Гардинга монополи- ям стал налоговый закон, принятый в ноябре 1921 г. Новый закон отме- нил введенный в период войны налог на сверхприбыли корпораций и снизил максимальную ставку добавочного налогового обложения лиц с 48 Historical Statistics of the United States, p. 1104. 24 I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 25 высокими доходами с 65 до 50%. Обосновывая эту меру, министр фи- нансов Э. Меллон утверждал, что сохранение «чрезмерного» налогообло- жения крупных капиталистов якобы невыгодно для страны, ибо оно «заставляет налогоплательщиков изымать свои капиталы из производст- венной сферы» и «поощряет непроизводительные формы капиталовложе- ний» 49. Исходя из этих общих принципов, республиканская админист- рация взяла курс на еще большее снижение федеральных налогов на миллионеров. В интересах монополий был проведен и тарифный закон Фордни- Маккамбера, который вступил в силу в сентябре 1922 г. Основываясь на принципах строжайшего протекционизма, новый тарифный акт предус- матривал резкое повышение пошлин на ввоз в США важнейших про- мышленных товаров. Введение более высоких тарифных ставок немед- ленно повлекло за собой сильный рост цен на внутреннем рынке. При- были монополий сразу же подскочили вверх, а увеличение ресурсов крупных фирм значительно укрепило их позиции в конкурентной борьбе. Вытеснение мелкого производства трестами и концернами шло в те годы настолько быстро, что это стало своеобразным рекордом даже в условиях США. Руководителям монополистических объединений нечего было опа- саться: антитрестовские законы, которые никогда не были особенно эф- фективными, в начале 20-х годов, по сути дела, вообще перестали при- меняться, а «регулирующие агентства, созданные предшествующей ад- министрацией, были одно за другим заполнены друзьями того же самого бизнеса, который, как предполагалось, они должны были регулиро- вать» 50. Борьба различных монополистических групп за приумножение бо- гатств не ограничивалась использованием одних лишь легальных средств. Через своих ставленников в государственном аппарате они добивались всевозможных привилегий, не останавливаясь перед прямым нарушением закона. Администрация Гардинга, полностью подчиненная монополиям и пораженная коррупцией, предоставила руководителям крупных фирм неограниченные возможности наживаться за счет расхищения государ- ственных ресурсов. В конце 1921 - начале 1922 г. крупные нефтепро- мышленники Э. Догени и Г. Синклер, подкупив министра внутренних дел А. Фолла, незаконно получили в аренду обширные нефтеносные рай- оны в Калифорнии и Вайоминге, входившие в состав государственного резерва. Пример «нефтяной панамы» оказался заразительным. На путь мошеннических сделок с монополиями вступили генеральный прокурор Г. Догерти, глава федерального бюро помощи ветеранам войны Ч. Форбс и другие высокопоставленные деятели республиканской администрации. Давно уже Вашингтон не был ареной столь разнузданной оргии взяточ- ничества и казнокрадства. Очень удобным орудием монополистов оказался и сам президент, ог- раниченный политический деятель, не отличавшийся ни особыми интел- лектуальными достоинствами, ни самостоятельностью суждений, ни силой характера. Крупному капиталу не надо было теперь больше бояться ка- ких-либо независимых акций федерального правительства, как это было 49 Mellon A. Fundamental Principles of Taxation,- The Annals of America, Chicago, 1968, vol. 14, p. 446-447. 50 Hicks J. D. The American Nation, p. 494. иногда в период деятельности Т. Рузвельта или В. Вильсона. Главой Бе- лого дома стал человек, который, напротив, сам ждал совета и помощи со стороны могущественных боссов республиканской партии. Неудиви- тельно, что Гардинг с самого начала превратился в пешку в руках влия- тельных монополистических кругов, которые использовали его, как им заблагорассудится. Отсутствие твердого руководства со стороны прези- дента создало еще более благоприятные условия для расцвета корруп- ции. Действия некоторых членов республиканской администрации, из- вестных своей близостью к Гардингу, приобрели настолько скандальный характер, что стали компрометировать самого президента. И только ско- ропостижная смерть Гардинга, последовавшая 2 августа 1923 г., избавила его от позора дальнейших разоблачений. Президентский пост занял вице-президент Кальвин Кулидж. Новый хозяин Белого дома был таким же бесцветным и заурядным политиче- ским деятелем, но в отличие от своего предшественника не имел сом- нительных связей с лицами, замешанными в преступных махинациях, и его репутация осталась незапятнанной. Поэтому неожиданное выдви- жение К. Кулиджа на высшую государственную должность оказалось более чем кстати для лидеров республиканцев, так как помогло им до известной степени восстановить пошатнувшийся престиж правящей пар- тии в глазах избирателей. Общее направление внутренней политики республиканской админист- рации осталось прежним. Новый глава Белого дома не менее категори- чески, чем его предшественник, отверг концепцию непосредственного государственного регулирования социально-экономических отношений. В первом же ежегодном послании конгрессу о положении страны, с ко- торым президент выступил в декабре 1923 г., Кулидж решительно выска- зался в защиту принципа «индивидуальной ответственности» каждого американца за результаты своих действий. Задача правительства, про- водящего «истинно американскую политику», продолжал он, состоит лишь в том, чтобы «поддерживать условия, при которых лучше всего могут проявиться и получить вознаграждение способности каждого ин- дивидуума» 51. Проведение этого реакционно-индивидуалистического курса социаль- но-экономической политики правительства Кулиджа сочеталось с без- удержной апологией монополий. «Дело Америки - бизнес», так выразил новый президент свой основной руководящий принцип. «Правильность и мудрость налоговой и вообще всей экономической политики,- заявил он в одном из выступлений,- состоит не в том, чтобы мешать тем, кто уже добился процветания и успеха, а в том, чтобы создавать условия, при которых каждый имел бы равные шансы достичь этой цели» 52. В служе- нии интересам бизнеса, в беспрекословном выполнении всех его пожела- ний правительство Кулиджа видело основной смысл своей деятельности. Таким образом, вся внутренняя политика республиканской админист- рации в начале 20-х годов была продиктована исключительно интереса- ми монополистического капитала. Она ни в коей мере не учитывала нужд и чаяний рабочего класса, трудящегося фермерства, городской мелкой буржуазии. «Партия, которая находится сейчас у власти,- говорилось в 51 The State of the Union Messages of the Presidents, vol. 3, p. 2650. 52 A History of the United States from 1865 to the Present. Meridian Documents of American History / Ed. by F. Clingberg. Cleveland; New York, 1962, p. 355. 53 26 I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ одной из статей журнала „Нейшн",- душой и телом предана идее защи- ты интересов бизнеса. И в то же время для рядовых избирателей, для тех миллионов, которые, как нам часто говорят, составляют Америку, новая администрация, что бы она ни заявляла по этому поводу, не сде- лала ровным счетом ничего» 53. Массы простых американцев с возмущением встретили реакционный курс республиканского правительства. Уже летом 1921 г. один из жите- лей Чикаго писал президенту Гардингу: «Пусть Меллон и Гувер клянут- ся на Библии в том, что они служат благу народа. Я не верю это- MV. Знайте, что Ваш кабинет теряет доверие избирателей. Не считайте это пустой угрозой. Если крупный бизнес не перестанет вершить делами- правительства, Вам придется испытать большие неприятности от народа Америки» 54. Подобные настроения получили тогда широкое распростра- нение. Вот почему массовое народное движение, охватившее Соединен- ные Штаты после окончания первой мировой войны, продолжалось и в начале 20-х годов.

Повышение экономической роли США в межвоенный период

Экономический кризис 1920-1923 гг. Эпоха «процветания»

война кризис депрессия реформа

США в 20-е гг. процветали, но рыночная экономика развивается циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Однако очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению (закон длинных волн Кондратьева).

Экономический подъем первых послевоенных лет называют также эпохой «просперити» (ант. prosperity -- процветание -- неустойчивый, ненадежный подъем, временное, сомнительное процветание) сменился экономическим кризисом, который был преодолен примерно в 1923 г.

По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны. Автомобильная промышленность, производившая ежегодно миллионы машин, создала в стране огромный рынок металла, нефти, резины, стекла и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензозаправочных станций, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство. Внутренний платежеспособный спрос не поспевал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Происходило техническое перевооружение предприятий, увеличение их энерговооруженности, проводилась широкая механизация производственных процессов, повышалась интенсивность труда. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В 20-е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок.

Годы процветания были отмечены ростом стоимости акций. За 5 лет с 1925 по 1929г.г. акции Нью-йоркской фондовой биржи увеличились с 27 до 87 млрд дол., т.е. более чем втрое. Подобная ситуация привлекла на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Дальнейшее процветание было практически невозможно из-за множества факторов, уже в 1926 году будущий президент США Франклин Рузвельт в одной из своих речей говорил: "Наше так называемое процветание со времен мировой войны случилось вопреки, а не в результате усилий политиков".

Эпоха «просперити» положительным образом сказалась на экономике США - наблюдался рост: национального дохода, ряда новых отраслей тяжелой индустрии, внешней торговли; обогащение квалифицированных рабочих и мелкой буржуазии, развитие науки. Вместе с тем экономическое развитие не было беспроблемным - наблюдался застой в таких традиционных отраслях экономики как добыча угля, судостроение.

"Великая депрессия" в США

К 1923 г. США удалось преодолеть экономические трудности, вызванные кризисом 1920 - 1921 гг. Экономический подъем, продолжавшийся до середины 1929 г. и связанные с ним увеличение позиций США в мировой экономике...

"Великая депрессия" в США

"Великая депрессия" в США

В июне 1929 г. один из американских экономистов заявил в своем выступлении на национальной конференции по социальным вопросам в Калифорнийском университете: «Миф процветания, к тому же весьма сомнительного, приведет к неизбежной катастрофе...

Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции

После окончания Первой мировой войны в Турции к власти в результате военного переворота пришёл Мустафа Кемаля, который правил Турцией фактически с открытия 23 апреля 1920 г...

Государство и подданные в Арабском халифате

С VI в. не только Йемен, но и Западная Аравия стали объектом борьбы между Византией и сасанидским Ираном. Целью борьбы этих империй был захват караванных путей из стран Средиземноморья в Индию и Китай...

Законодательное оформление восстановления экономики США в 30-е годы XX века

Исследование системы государственного управления в период НЭПа

экономический политика социалистический сталин Гражданская война завершилась. Наступил долгожданный мир. Однако страну начала 200-х годов можно было сравнить с избитым до полусмерти, тяжело больным человеком...

Кризис римской идеологии в эпоху домината

Новая экономическая политика (НЭП)

Начало 20-х годов XX века в России ознаменовалось глубоким кризисом. Разруха охватила все народное хозяйство страны: не работали фабрики и заводы, был разрушен транспорт, не хватало топлива...

Политическое и социально-экономическое развитие Японии в годы "либерального десятилетия"

Народным массам Японии мировая война принесла бедствия и обнищания...

Театральное искусство в СССР в годы НЭПа

Началом перехода к нэпу стал X съезд РКП(б) (март 1921 г.). В его повестке одним из самых важных оказался вопрос, внесенный в нее в отличие от других лишь на самом съезде: "О замене разверстки натуральным налогом"...

Франклин Делано Рузвельт

Между тем в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов. Даже во времена наивысшей экономической активности безработица не опускалась ниже 4%...

Характеристика зовнішньої політики країн Північної Європи у 20-ті роки

17 липня 1919 р. Фінляндію було проголошено республікою. Прийняли нову Конституцію. Посада президента Фінляндії була заснована Конституційним Актом 1919 року, затвердженим регентом Маннергеймом 17 липня 1919...

Цели, основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

парламентаризм политика перестройка власть В 1989 г. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук...

Экономическая политика фашизма в Германии

Чтобы понять, какие процессы привели к власти гитлеровский фашизм в начале 1933 года, нужно для начала кратко рассмотреть Мировой экономический кризис, а также его последствия для Германии. Этот кризис годов был самым длительным...

ВВЕДЕНИЕ

Япония является уникальной страной, располагающейся в Тихом океане. Она, на сегодняшний день, - высокоразвитое постиндустриальное государство. Япония имеет удивительные историю, культуру, обычаи. Однако одним из наиболее интересных периодов её существования является период превращения Японии в одну из лидирующих стран мира, период перехода от аграрно-индустриальной страны к индустриально-аграрной. Это период между мировыми войнами (1918-1939). За годы первой мировой войны Япония значительно обогатилась и обеспечила дальнейший рост своей индустрии. Однако послевоенный экономический кризис 1920 -- 1921 гг. особенно сильно ударил по Японии в силу ее исключительной зависимости от внешнего рынка.

Тем не менее, всего через несколько лет после первой мировой войны начал наблюдаться рост экономической активности. На протяжении 1924-1926гг. наблюдается быстрый рост строительной, металлургической, судостроительной и других отраслей промышленности, а также торговли. В результате стоимость валовой продукции фабрично-заводского производства увеличилась с 6,6 млрд. до 7,1 млрд. иен. Наибольшие успехи были достигнуты в металлургической, машиностроительной и химической промышленности.

Однако экономическое положение Японии было напряженным. Характерным был огромный пассив внешней торговли, что свидетельствовало о слабой конкурентоспособности товаров. Нередко японские предприниматели в целях удержания позиции на азиатских рынках прибегали к экспорту своих товаров по низким ценам.

За годы «либерального десятилетия» Япония продемонстрировала несомненные успехи не только в преодолении кризисных явлений в экономике, но и обеспечила ее довольно бурный рост.

Изучением истории развития Японии занимались и занимаются в наше время такие историки, как Кутаков Л.М., Кузнецов Ю.Д., Сырицин И.М., Латышев И.А., Петров Д.В., Смирнов Л.Н.

ЦЕЛИ: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в годы «либерального десятилетия»;

ЗАДАЧИ: осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;

оценить степень влияния экономического кризиса на дальнейшее социально-политическое развитие страны;

определить влияние рабочего движения на создание коммунистической партии;

выделить и изучить основные положения закона об избирательном праве;

проанализировать особенности развития японского государства в годы «либерального десятилетия»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ

Народным массам Японии мировая война принесла бедствия и обнищания. Расходы на войну и на интервенцию против Cоветской России буржуазно-помещичьи правящие круги возмещали путём увеличения налогообложения и усиления эксплуатации города и деревни. Выросли цены на предметы первой необходимости, снизился жизненный уровень народных масс. Всё это обостряло классовые противоречия, толкало измученных, изголодавшихся рабочих и крестьян на борьбу против угнетателей.

В 1920 году в Японии начался экономический кризис, охвативший большинство капиталистических стран. Наиболее высокой отметки спад производства достиг в 1921 году. По сравнению с 1919 г. судостроение сократилось на 88, 2 %, экспорт уменьшился на 40 %, импорт -на 30 %, продукция горной промышленности - на 48, продукция машиностроения - на 55, 9%.

В годы первой мировой в Японии выросли производительные силы. После того, как война окончилась, США, Англия и другие империалистические конкуренты Японии стали восстанавливать свои позиции в Китай и на других рынках. Прекратились и военные поставки воюющим державам. Сужение внешних рынков привело к сокращению экспорта в 1921 году (по сравнению с предыдущим годом) на 40% и импорта - на 30, 9%, продукция горной промышленности на 48%, продукция машиностроения на 55,9%. Начался кризис перепроизводства. Сократилось производство хлопчатобумажной, шерстяной, судостроительной, горной и других отраслях промышленности. Банкротство банков, компаний следовало одно за другим. Напуганная буржуазия свёртывала производство. Это и вызвало массовую безработицу. Армия безработных к 1922 г. насчитывала, по официальным данным, 1 283 тыс. человек.

Экономический кризис ухудшил и без того тяжёлое положение трудящихся Японии. Новое наступление капитала выразилось в дальнейшей рационализации производства, повлекшей за собой массовые увольнения. Используя угрозу безработицы, предприниматели могли беспрепятственно усиливать эксплуатацию и снижать заработную плату. Пролетарские политические партии и профсоюзы возглавили борьбу рабочих после наступления монополий. Особенно эта борьба активизировалась в связи с тем, что правительство для оказания «помощи» терпящим крах банкам и фирмам при бегло к увеличению налогов, перекладывая таким образом тяжесть кризисной ситуации на плечи рабочих и крестьян. Обострение классовой борьбы проходило в эти годы в новой для Японии форме-организации делегатских собраний рабочих на заводах и фабриках.

Буржуазия использовала сложившуюся обстановку для наступления трудящихся. Предприниматели увольняли прежде всего рабочих-членов профсоюзов. В горнорудной и текстильной промышленности это привело к сокращению количества союзов. Однако наиболее передовые рабочие возглавили борьбу за сохранение союзов, стали требовать от правительства обеспечения прав профсоюзов. В годы кризиса рабочее движение начало приобретать политическую окраску: выдвигались требования всеобщего избирательного права, пересмотра реакционного закона «об охране общественного спокойствия» (Закон 1900 г.), отмена других реакционных мер, вывода войск их Сибири, признание Советской России.

Интервенция на российском Дальнем востоке стоила Японии больших расходов - около 600 млн.иен. Увеличился национальный долг: cо 130 млн.долларов в 1909 до 1250 млн.долларов в 1921 году, т.е. почти в 10 раз.

Снижение жизненного уровня пролетариата вызвала новую волну массовых стачек. Бастовали шахтеры, рабочие машиностроительной и сталелитейной промышленности. Но слабо организованный, не имевший своей партии Японский рабочий класс встречался с огромными трудностями в борьбе против предпринимателей, на стороне которых была вся сила буржуазно-помещичьего государства. Большинство стачек этого периода закончилось поражением рабочих.

Первый послевоенный экономический кризис 1920 -- 1921 гг. особенно сильно ударил по Японии в силу ее исключительной зависимости от внешнего рынка. Он выявил слабые стороны японской экономики: 1) неравномерность развития отдельных отраслей промышленности; 2) отставание сельского хозяйства; 3) появление многочисленных предприятий спекулятивного плана. За годы кризиса на 40 % упал японский экспорт, на 30 - импорт, на 20 % снизился уровень промышленной продукции. В связи с этим закрылось или перешло на сокращенный режим работы значительное количество промышленных предприятий, выросла безработица, обанкротилось несколько десятков банков. Кризис показал, насколько непрочными явились последствия военного бума, заставил японских промышленников срочно перестраивать экономику в соответствии с условиями мирного времени.

К концу 1920 года несмотря на победу в Гражданской войне большевики крайне неуютно чувствовали себя в стране. Экономическое состояние Советской России конца 1920 года ярко характеризует одно слово: «разруха». Во всех воюющих государствах уже с 1914 года стали проявляться «военно-коммунистические» черты. К началу 1917 года российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе, который усугубился при Временном правительстве. Большевикам досталась Россия в положении хозяйственного распада. Начавшаяся гражданская война привела к окончательному расстройству экономики страны.
Россия понесла огромные людские потери. Миллионы погибли на фронтах, а также от эпидемий и голода. Наибольшему разрушению подверглась промышленность. В стране практически прекратилось производство товаров народного потребления.
В состоянии полного распада находился транспорт.

Производство сельскохозяйственной продукции сократилось к 1920 году до 67 % довоенного уровня. Катастрофически упало животноводство, в несколько раз уменьшилось производство технических культур (хлопка, свеклы, льна, табака и т. д.). Наблюдались огромные трудности в продовольственном снабжении населения. Хлеб и большинство других жизненно необходимых продуктов выдавались по карточкам. В стране ощущалась острая нехватка самого необходимого: одежды, обуви, медикаментов, топлива

Провал политики "военного коммунизма" большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. УШ Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и Крестьян.

За годы Гражданской войны значительно изменилась социальная структура российского общества. Происходит распыление и деклассирование пролетариата. Рабочие уходили в деревню, занимались кустарничеством, отправлялись на фронт. Происходят значительные изменения и в среде крестьянства. За время революции и Гражданской войны оно «выравнивается», уменьшается процент бедняков и кулаков. К 1921 году в деревне господствовал середняк.

Вследствие тяжелого материального положения рабочие повсеместно выражали недовольство, которое выливалось в забастовки, например, весной 1921 года в Москве и Петрограде. Но наибольшей головной болью для советского правительства становится мощнейшее крестьянскоедвижение. Сельское население России выступало за отмену продразверстки и свободу торговли. Мятежи охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань. В Туркестане действовали басмачи. Поднимают голову противники большевиков, и в первую очередь, находившиеся на полулегальном положении, меньшевики и эсеры. Их представители пытаются оседлать растущее крестьянское движение. В феврале - марте 1921 года произошло восстание в Западной Сибири, которое возглавили эсеры. Им удалось сколотить целую повстанческую армию в несколько тысяч человек и захватить Тюменскую губернию. Ситуация стала настолько угрожающей, что в феврале 1921 года ЦК РКП(б) приостановил демобилизацию коммунистов из армии и запретил им всякие отпуска.
Самым мощным и организованным крестьянским движением стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях. Его возглавил начальник уездной милиции эсер А.С. Антонов, по его имени оно и получило название «антоновщина». Антонов сумел захватить всю Тамбовскую и некоторые уезды близлежащих губерний. На подавление восстания были брошены крупные силы под командованием М.Н. Тухачевского. в конце июля 1922 года красноармейцам удалось окружить деревню, где скрывался Антонов. Ее подожгли. Антонов при попытке бежать был убит.К концу Гражданской войны РКП(б) не представляла из себя единую, монолитную организацию. Ценой огромных усилий В.И. Ленина единство партии удалось сохранить.

К концу 1920 года несмотря на победу в Гражданской войне большевики крайне неуютно чувствовали себя в стране. После разгрома белогвардейцев и интервентов они столкнулись с еще более опасным для себя движением, которое могло смести их с политической арены. В.И. Ленин, характеризуя сложившуюся обстановку, заявил: «Мы натолкнулись на большой,- я полагаю, на самый большой,- внутренний политический кризис Советской России».
Обострение ситуации в стране связано в первую очередь с тяжелейшим хозяйственным положением, в котором оказалась республика к исходу Гражданской войны.
Экономическое состояние Советской России конца 1920 года ярко характеризует одно слово: «разруха». Однако не следует винить в таком положении только одних большевиков, которые попытались провести в жизнь безумный эксперимент по строительству светлого будущего в кратчайший срок. Начало экономическому распаду положила Первая мировая война. Во всех воюющих государствах уже с 1914 года стали проявляться «военно-коммунистические» черты. К началу 1917 года российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе, который усугубился при Временном правительстве. Большевикам досталась Россия в положении хозяйственного распада. Начавшаяся гражданская война привела к окончательному расстройству экономики страны.
По весьма приблизительным подсчетам ущерб, причиненный интервенцией Антанты, составил 40 млрд руб. К этому следует прибавить потери от немецкой оккупации и ущерб, причиненный боевыми действиями против белогвардейцев. Таким образом, оценить масштаб экономической катастрофы в материальном выражении практически не представляется возможным.
Россия понесла огромные людские потери. Миллионы погибли на фронтах, а также от эпидемий и голода. Потери работников мужского пола только в сельском хозяйстве к 1920 году составили более 14 млн человек. Наибольшему разрушению подверглась промышленность. В стране практически прекратилось производство товаров народного потребления. Объем промышленной продукции в 1920 году по сравнению с 1913 годом упал до 13,8 %.
В состоянии полного распада находился транспорт. К 1920 году половина паровозного парка и четверть вагонного оказались непригодными для эксплуатации. Население брало поезда штурмом, ехали не только в вагонах, но и в тамбурах, на крышах. Развал транспорта привел к тому, что командование РККА не смогло организовать перевозку демобилизованных красноармейцев, часть из них отправились по домам пешим порядком. Следствием транспортного кризиса становится разрыв хозяйственных связей. Для перевозок продовольствия пришлось использовать специальные поезда Калинина, Фрунзе, Дзержинского и т. д.
Производство сельскохозяйственной продукции сократилось к 1920 году до 67 % довоенного уровня. Катастрофически упало животноводство, в несколько раз уменьшилось производство технических культур (хлопка, свеклы, льна, табака и т. д.). Наблюдались огромные трудности в продовольственном снабжении населения. Хлеб и большинство других жизненно необходимых продуктов выдавались по карточкам. Но такая система распределения обеспечивала только полуголодное существование.
В стране ощущалась острая нехватка самого необходимого: одежды, обуви, медикаментов, топлива. Хуже всего дело обстояло в крупных городах. По подсчетам С.Г. Струмилина, средняя зарплата рабочего в реальном исчислении составляла по отношению к уровню 1913 года в первом квартале 1921 года- 21 копейку в месяц, во втором квартале - 16 копеек. Население Москвы, Петрограда и других промышленных центров голодало. По стране прокатывались эпидемии, уносившие тысячи жизней.
За годы Гражданской войны значительно изменилась социальная структура российского общества. Происходит распыление и деклассирование пролетариата. Рабочие уходили в деревню, занимались кустарничеством, отправлялись на фронт. Индустриального пролетариата в 1921 году было в 2,5 раза меньше, чем в 1913 году. В Москве рабочий класс сократился на 50 %, в Петрограде на 2/3. Происходят значительные изменения и в среде крестьянства. За время революции и Гражданской войны оно «выравнивается», уменьшается процент бедняков и кулаков. К 1921 году в деревне господствовал середняк.
Социальная обстановка в Советской России накалялась день ото дня. Вследствие тяжелого материального положения рабочие повсеместно выражали недовольство, которое выливалось в забастовки, например, весной 1921 года в Москве и Петрограде. Но наибольшей головной болью для советского правительства становится мощнейшее крестьянское движение.
Первоначально большевики, сталкивавшиеся с подобными явлениями еще в ходе Гражданской войны, считали это кулацкими мятежами. Но вскоре стало ясно, что деревня выступает единым антибольшевистским фронтом. Крестьянство, мирившееся с экономической политикой советской власти в годы Гражданской войны, когда существовала реальная опасность лишиться захваченной в ходе революции земли, не желало терпеть «военный коммунизм» в мирное время. Сельское население России выступало за отмену продразверстки и свободу торговли. Крестьяне выдвигают не только экономические, но и политические требования. Самым популярным становится лозунг: «За Советы без коммунистов!». В 1920-1921 годах по Советской России прокатилось около 20 крупных вооруженных крестьянских восстаний. Мятежи охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань. В Туркестане действовали басмачи. Крайне запутанная ситуация складывается на Украине. Здесь, помимо повстанческой армии Махно, орудовало большое количество банд, которыми командовали всевозможные атаманы и батьки.
Поднимают голову противники большевиков, и в первую очередь, находившиеся на полулегальном положении, меньшевики и эсеры. Их представители пытаются оседлать растущее крестьянское движение. В феврале - марте 1921 года произошло восстание в Западной Сибири, которое возглавили эсеры. Им удалось сколотить целую повстанческую армию в несколько тысяч человек и захватить Тюменскую губернию. Железнодорожное сообщение с Сибирью было прервано на три недели.
К весне 1921 года число участников крестьянских восстаний составило около 200 тыс. человек. Ситуация стала настолько угрожающей, что в феврале 1921 года ЦК РКП(б) приостановил демобилизацию коммунистов из армии и запретил им всякие отпуска.
Самым мощным и организованным крестьянским движением стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях. Его возглавил начальник уездной милиции эсер А.С. Антонов, по его имени оно и получило название «антоновщина». Программа восстания была принята в мае 1920 года на крестьянском губернском съезде в Тамбове. Она предусматривала свержение власти коммунистов, созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов, установление власти временного правительства, состоящего из представителей всех партий и организаций, передачу земли тем, кто ее обрабатывает, прекращение продразверстки, отмену деления народа на «классы и партии». Восставшие создали свои органы управления «Комитеты Союза трудового крестьянства».
22 августа 1920 года в Тамбовской губернии вводится осадное положение. К январю 1921 г. повстанческая армия, организованная по образцу РККА, насчитывала 50 тыс. бойцов. Антонов сумел захватить всю Тамбовскую и некоторые уезды близлежащих губерний. На подавление восстания были брошены крупные силы под командованием М.Н. Тухачевского. 1 сентября 1921 года началось решительное наступление Красной Армии с применением авиации, бронемашин, химического оружия. Повстанцам было нанесено тяжелое поражение, но сопротивление продолжалось. Только в конце июля 1922 года красноармейцам удалось окружить деревню, где скрывался Антонов. Ее подожгли. Антонов при попытке бежать был убит.
Трудности, которые переживала Советская республика, отразились и на правящей партии. К концу Гражданской войны РКП(б) не представляла из себя единую, монолитную организацию. Теоретический и политический тупик, в котором оказалась партия, со всей очевидностью проявился осенью 1920 года в ходе дискуссии о профсоюзах. Вопрос о роли и месте профессиональных союзов в советском государстве был поднят Л.Д. Троцким. Эта, казалось бы, частная проблема неожиданно вылилась в ожесточенную дискуссию о методах социалистического строительства, взаимоотношениях рабочего класса и крестьянства, месте и роли партии в обществе. Острые дебаты выявили большое количество фракционных групп и поставили РКП(б) на грань раскола. Ценой огромных усилий В.И. Ленина единство партии удалось сохранить.
У большевиков была возможность не доводить ситуацию до критической точки. Еще в начале 1920 года членом Президиума ВСНХ Ю. Лариным (М.З. Лурье) и Л.Д. Троцким выдвигались предложения об изменении экономической политики Советского государства. Они считали необходимым перестроить систему продовольственного снабжения городов через оживление рыночных отношений. Но эти предложения даже не обсуждались.
В конце декабря 1920 года в Москве проходил VIII съезд Советов. Здесь обсуждались вопросы, связанные с переходом к мирному социалистическому строительству. На съезде принимаются постановления о восстановлении промышленности и транспорта. По докладу Г.М. Кржижановского был одобрен план электрификации России ГОЭЛРО, который предусматривал экономический рост за 10-15 лет на 180-200 % по сравнению с довоенным уровнем.
Центральным вопросом, обсуждавшимся на съезде, был законопроект «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства». В своих выступлениях представители меньшевиков и эсеров говорили о необходимости коренного изменения продовольственной политики. Но это было расценено как проявление мелкобуржуазной стихии. В конечном итоге принимается внесенный большевиками законопроект, который усиливал «военно-коммунистические» меры в сельском хозяйстве. Предполагалось ввести планы обязательного засева, которые фактически дополняли продразверстку посевной и семенной разверсткой. Таким образом, VIII съезд Советов в своих решениях не вышел за рамки «военного коммунизма».
В январе - феврале 1921 года кризис усиливается. Трудно идет сбор продразверстки, по стране полыхают крестьянские мятежи. Становилось ясно, что необходимы срочные и радикальные меры, чтобы переломить ситуацию. В конце 1920 года начале 1921 года В.И. Ленин часто принимает ходоков от крестьян и внимательно читает их письма, направленные в Москву. Под влиянием сложившейся обстановки вождь большевиков приступает к разработке радикальных перемен в экономической политике.
2 февраля 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) решает снять продразверстку в 13 центральных губерниях и создать специальные комиссии для исследования настроений крестьянства. 8 февраля 1921 года. Ленин написал «Предварительный набросок тезисов насчет крестьян», где он говорит о замене продразверстки продналогом. И, наконец, на пленуме Моссовета 28 февраля 1921 года. он впервые открыто объявил об изменении экономической политики советского государства.
Но большевики опоздали. Дискуссия о профсоюзах привела к тому, что X съезд партии, который должен был узаконить новую экономическую политику, перенесли на месяц, с февраля на март 1921 года. С начала 1921 года в Петрограде постоянно проходили митинги и забастовки. Их подавляли курсанты, а не войска ввиду неблагонадежности армии. 24 февраля в городе ввели осадное положение, чекисты начали проводить массовые аресты. Волнения из Петрограда перебросились в Кронштадт. По меткому выражению В.И. Ленина: «Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт».