Последствия застоя. Характеристики эпохи застоя. Приход к власти Л. Брежнева. Косыгинские реформы

В 2017 году провели опрос, приуроченный к столетию Февральской революции — россиян просили ответить, при каком правителе за последний век в стране жилось лучше всего. Из более чем полутора тысяч опрошенных 29% назвали лучшей эпоху правления Леонида (для примера, руководство Сталина собрало лишь 6% сторонников, время перестройки — 2%, а Ельцина — 1%). Интересно, что с годами любовь к Брежневу окрепла — в апреле 2006 года к нему относились положительно только 39% россиян, а в январе 2017 года в симпатии к нему признавались уже 47% участников опроса.

Россиянам действительно есть за что благодарить Леонида Брежнева — после войны и кипучих реформ Никиты Хрущева спокойствие и благополучие были необходимы советским гражданам, чтобы перевести дух и набраться сил для перемен, которые были уже не за горами.

За 18 лет, которые Брежнев провел у власти, реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население России увеличилось на 12 млн человек, а 162 млн жителей СССР получили бесплатное жилье.

При этом квартплата в среднем не превышала 3% от дохода семьи. Наивысшего развития также достигли доступность медицины и высшего образования.

Иллюзия реформ

Правление Брежнева началось с экономической реформы, проводившейся председателем Совета Министров СССР . Ее разработка началась еще при Никите Хрущеве, и новое руководство страны решило дать преобразованиям шанс. Суть реформы сводилась к тому, чтобы дать предприятиям и колхозам больше самостоятельности, а также обновить методы централизованного планирования.

Перемены пошли экономике на пользу — по сравнению с предыдущей пятилеткой, в 1966-1970 годах среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1%, а валовый общественный продукт увеличился более чем на 350%. В СССР начали производить в четыре раза больше продукции, чем в предыдущие четыре пятилетки: выпуск промышленных товаров подскочил на 485%, а сельскохозяйственных — на 171%. Однако вскоре экономическая реформа забуксовала и заглохла, так как без политических преобразований будущего у нее не было.

«С середины 1970-х годов нефтяной фактор стал определяющим в развитии страны на долгие годы и сделал ненужным, в представлении руководства страны, экономические преобразования. Страну сильно подкосило «ресурсное проклятие», экономика стала еще более неэффективной, однобокой, недиверсифицированной, зависимой не только от нефтедоходов, но и от импорта. Полученные доходы от экспорта нефти, безусловно, способствовали росту реальных доходов населения, закреплению страны на лидирующих позициях в мире по объемным показателям. Однако они не были направлены на структурные преобразования, на инвестиции в передовые отрасли», — полагает доктор экономических наук, профессор Алла Дворецкая

В итоге темпы роста снизились с 7-8% до 3-4%, а объективная невозможность выиграть в гонке вооружений довершила картину экономической несостоятельности огромной страны.

«Переход к рынку и политические преобразования стали неизбежными», — резюмирует эксперт.

Эпоха «застоя»

Термин «застой», которым теперь часто обозначают период правления Леонида Брежнева, появился благодаря — в 1986 году в докладе, который он зачитал на XXVII съезде ЦК КПСС, говорилось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления». Причем имелся в виду «застой» во всех областях жизни страны — от политической и экономической до социальной.

«Я хорошо помню то время — в конце периода правления Брежнева я был студентом. Тогда это, конечно, воспринималось как «застой», тогда был спрос на перемены. Когда люди слишком долго живут в обстановке стабильности, они перестают ее ценить — на протяжении истории человечества это случалось много раз. В конце этого периода было напряженное состояние ожидания перемен. У Цоя есть песня «Перемен, мы ждем перемен», которая тогда воспринималась очень четко, всем было ясно, о чем он поет», — вспоминает Владимир Бессонов.

Перемены требовались не только людям, но и экономике: по данным экономиста , в 70-е годы для увеличения национального дохода на 1% производственные основные фонды и капитальные вложения на их прирост увеличивались на 1,5%, объем сырья и материалов — на 1,2, численность рабочей силы — на 0,3%.

«Экономика страдала массой недугов. У нас был очень большой военно-промышленный комплекс, и это плохо,

был раздутый инвестиционный комплекс (когда закончилась плановая эпоха, много где осталось не распакованное оборудование в ящиках, купленное за валюту за рубежом), а на единицу произведенной продукции мы затрачивали в разы больше сырья, материалов, электроэнергии и труда», — комментирует эти цифры Бессонов.

По словам эксперта, при Брежневе был достигнут высший уровень развития плановой экономики, но в этой высшей стадии проявились и все пороки существовавшей системы, и в первую очередь — отсутствие мотивации на микроуровне.

«Поскольку все планировалось сверху, то с уровня домашнего хозяйства, отдельного работника или предприятия мало что можно было сделать. Это убивало инициативу снизу, а плановый характер системы доводил ситуацию до абсурда: например, в легкой промышленности для внесения минимальных изменений в дизайн одежды требовалось чрезвычайно долго согласовывать их в разных инстанциях. Таким образом, потенциал людей в этой системе не мог быть использован, и в этом смысле она была порочной, а годы ее наивысшего развития были годами накануне краха», — уверен Владимир Бессонов.

Стабильная безнадежность

Эксперты дают разные оценки экономике брежневского периода — хотя число ее противников преобладает, встречаются и активные защитники стабильного правления без реформ и перемен.

«Если в 1960 году национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 году — уже 67%. И это при том, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам,

тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. Где-то на рубеже 1970—1980-х годов наметился было некоторый откат назад, но позже, во второй половине одиннадцатой пятилетки, все встало на свои места, и развитие СССР вновь продолжилось в режиме опережения», — утверждает в своей книге «СССР при Брежневе» историк Дмитрий Чураков.

Однако есть и прямо противоположные данные. Согласно авторам книги «Экономика переходного периода» под редакцией , «имеются убедительные научные доказательства того, что экономическое развитие СССР и тесно связанных с ним стран-членов СЭВ в 70-80-х гг. носило внутренне неустойчивый характер, что с этой траектории уже не было выхода в режим хотя бы и стагнирующей, но устойчивой социалистической экономики».

В результате и Советский Союз, и большинство других стран соцлагеря встали на путь перемен, начав переход от социализма к рыночной экономике.

«Брежневский период предстает чем-то однородным, когда мы судим о нем по контрасту с предыдущим и последующим. Это застой в глазах тех, для кого хрущевской период — оттепель, а 90-е годы — время свободы. А стабильность — восприятие тех, для кого Хрущев ассоциируется в основном со спорными импровизациями, а девяностые годы — с экономическим и социальными потерями. Как бы то ни было, в истории периоды остаются во многом своими итогами, наследством. В брежневский период больше проблем было накоплено, чем решено. Значит, все же застой», — объясняет первый проректор НИУ ВШЭ .

Характеристика периода «застоя»

Период с 1965 г. по 1984 г. — время наиболее стабильного развития советского общества. Этот период в истории СССР называют периодом «застоя». Термин «застой» был введен на ХХVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) для констатации застойных явлений в экономической и социальной сферах. Сторонники обозначения 1965-1984 гг. как «застойных» связывают стабильность советской экономики того времени с ростом мировых цен на нефть. Вместо модернизации экономики руководство страны поставляло на мировой рынок нефть, а полученные средства использовались для закупки продовольствия, строительства промышленных объектов и решения других хозяйственных вопросов. В экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание СССР от капиталистических стран. После падения цен на нефть в середине 1980-х гг. у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики.

После отставки Н. С. Хрущева руководителями в СССР были: Л. И. Брежнев — Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин — председатель Совета Министров и М. А. Суслов — член Президиума ЦК КПСС, ответственный за идеологическую сферу. Л. И. Брежнев — рядовой функционер КПСС — выдвинулся в верхний слой партийного аппарата в период сталинских репрессий, когда молодые выдвиженцы заменили уничтоженную старую партийную гвардию. Л. И. Брежнев постепенно отстранил от руководства всех участников переворота 1964 г. и заменил их своими друзьями, земляками и родственниками. Руководство страной осуществляло ближайшее окружение Л. И. Брежнева: A. Л. Кириленко, Н. В. Подгорный, Н. А. Тихонов, К. У. Черненко, Н. А. Щелоков и др. С годами сам Л. И. Брежнев все больше отходил от государственных дел. Тем не менее в 1977 г. он был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР. Бесконтрольность и отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата. Начала складываться «своя» мафия, влияющая на принятие руководством страны тех или иных решений. В стране начался процесс «старения» руководства. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

В 1965-1984 гг. завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Выборы в Верховный Совет осуществлялись один раз в 5 лет, а его сессии проходили ежегодно. Постоянно действующим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета. С 1966 г. его председателем был Н. В. Подгорный, с 1977 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы республик, советы областей, городов, районов.

Исполнительная власть в государстве принадлежала Совету Министров. В 1978 г. был образован Президиум Совета Министров. С 1964 г. председателем Совета Министров был А. Н. Косыгин, с 1980 г. по 1985 г. — Н. А. Тихонов.

Конституционное закрепление руководящей роли КПСС

Решающую роль в системе управления страной играла КПСС. Несмотря на рост численности членов партии — с 12,5 млн в 1966 г. до 19 млн в 1985 г. — авторитет КПСС падал. На съездах и конференциях партии все делегаты голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли. На тот или иной пост выдвигался только один кандидат. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев, с ноября 1982 г. по февраль 1984 г. — Ю. В. Андропов, с февраля 1984 г. по март 1985 г. — К. У. Черненко.

В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л. И. Брежнев заявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

В 1977 г. была принята новая (третья по счету) Конституция СССР. Социальной базой советского строя были объявлены рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Конституция утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Новым было включение в ее текст десяти положений о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Движение диссидентов

В условиях несоответствия официальной пропаганды и реальной жизни в стране возникло движение диссидентов. Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Правозащитники считали, что необходимо добиться выполнения тех положений Конституции, которые не выполняются. Правозащитники предпринимали молчаливые демонстрации в День Конституции, организовывали пресс-конференции и издавали листовки, в которых вскрывали нарушения прав человека в СССР. На Западе выходило правозащитное издание «Хроника текущих событий». Против диссидентов действовали идеологические службы КГБ. Активисты правозащитного движения прошли через тюрьмы, лагеря, психиатрические лечебницы.

Борьбу за свободу слова вел писатель А. И. Солженицын. В 1968 г. на Западе был опубликован его роман «В круге первом». За это А. И. Солженицын был исключен из Союза писателей. Когда ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы, советская пресса писала: «Нобелевская премия есть каинова печать за предательство своего народа». В середине февраля 1974 г. А. И. Солженицын был насильно выслан из страны.

Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы академик А. Д. Сахаров. В марте 1971 г. он направил Л. И. Брежневу «Памятную записку» с предложениями по решению социальных и экономических проблем страны, в сентябре 1971 г. — записку членам Президиума Верховного Совета, где были изложены его взгляды на свободу эмиграции. В 1975 г. А. Д. Сахарову как борцу за права человека была присуждена Нобелевская премия мира, после чего развернулась его травля в советской прессе. После ввода в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан А. Д. Сахаров организовал пресс-конференцию, на которой осудил эту акцию. В январе 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, а затем без суда и следствия сослан вместе с женой Е. Боннэр в город Горький.

Несогласие с существующей системой проявлялось в экологических кампаниях, проводимых под руководством писателя С. П. Залыгина. Он выступал против загрязнения озера Байкал, против проекта поворота сибирских рек.

Нарастал кризис в национальных отношениях. Несмотря на провозглашение в 1972 г. тезиса о решении национального вопроса в СССР и о формировании новой исторической общности — советского народа, в союзных республиках происходили конфликты на межнациональной почве. Неспокойно было в Нагорном Карабахе, Чечено-Ингушетии, Абхазии, Ошской области Киргизии, Литве. В стране возникли национальные движения евреев и немцев, проходившие под лозунгом предоставления права выезда из СССР на историческую родину. Петиции с призывами предоставить свободу выезда подписали десятки тысяч представителей этих народов.

Экономические реформы периода «застоя»

В экономике в 1965-1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А. Н. Косыгин. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Суть реформы заключалась в попытке усиления экономических рычагов управления экономикой, расширения самостоятельности предприятий, усовершенствование централизованного планирования.

В результате реформ 1965-1967 гг. были ликвидированы территориальные совнархозы, восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Предполагалось изменить систему планирования экономики, чтобы оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по количеству реализованной, а не произведенной продукции. Планировалось перевести предприятия на хозрасчет и сохранить в их распоряжении большую часть прибыли. Предполагалось изменить систему оплаты труда: использовать часть доходов предприятий для стимулирования трудящихся.

В годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) предполагалось увеличить производительность труда на 33-35 %. Первостепенное значение придавалось использованию ресурсов Сибири и южного Таджикистана. В 1967 г. была введена государственная аттестация предприятий с присвоением знака качества. Были приняты меры, направленные на рост производительности труда и усиление заинтересованности коллективов предприятий в результатах труда.

Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты. С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. В строй было введено около 1 900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления. По темпам роста восьмая пятилетка была одной из наиболее удачных за все послевоенное время, за что ее часто называют «золотой».

Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Постепенно экономические преобразования были свернуты.

Реформирование производства не было подкреплено реформой центрального аппарата, сохранившего административно-командные методы руководства. Система оплаты труда осталась прежней, она была слабо связана с результатами труда. Важнейшие задачи экономического и социального развития решались на экстенсивной основе, т. е. вовлечением в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов.

Уже с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) положение дел в экономике ухудшилось. Это было связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, снижением количества трудоспособного населения. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы в европейской части СССР. Топливно-энергетический комплекс переместился на восток, что привело к повышению себестоимости сырья и обострило транспортную проблему. Сказывались физический износ и моральное старение промышленного оборудования.

Руководство страны предпринимало усилия для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обосновывалась необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Однако новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Не помогло и увеличение объемов капиталовложений в эту отрасль. Серьезными проблемами в сельском хозяйстве были плохие условия хранения продукции на складах и постоянная нехватка рабочих рук. Между тем с середины 60-х гг. произошло некоторое улучшение жизни колхозников. Был ослаблен партийно-государственный контроль над колхозами, сверхплановую продукцию можно было сдавать по повышенным ценам, была введена помесячная заработная плата колхозникам, они получили право на пенсию, страхование, гражданский паспорт, были сняты ограничения на приусадебное хозяйство.

В условиях кризисного положения в сельском хозяйстве было принято решение о разработке Продовольственной программы, которую принял майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые объединялись совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не были жизнеспособными экономическими механизмами.

Несмотря на все предпринимаемые меры, продовольственная проблема к середине 80-х гг. значительно обострилась.

Нарастание кризиса в советской экономике

В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) ставка делалась на закупку импортного промышленного оборудования и товаров широкого потребления в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников (уголь, нефть, газ). Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов с 1974 г. по 1984 г. составили 176 млрд рублей. Однако эти средства не использовались для интенсификации экономики в должной мере. Одной из важнейших причин такого положения была милитаризация экономики. Научные исследования в областях, не носивших военный характер, игнорировались высшим руководством страны.

Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от научно-технической революции (НТР) к технологической революции, к созданию пост индустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики. Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она имела место как в виде подпольных производств, особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций. Особенно были поражены такие отрасли, как торговля и строительство. Их чиновничий аппарат совместно с партийными работниками создавал условия для формирования капитала на криминальной основе. В тесной связи с государственной экономикой формировался «криминальный рынок».

В 1965-1984 гг. в советском обществе произошли демографические изменения. С 1960 г. по 1979 г. рождаемость в стране снизилась на 25 %, а смертность увеличилась на 15 %. Увеличились разрывы в темпах прироста населения по регионам. Неславянское население увеличивалось значительно быстрее. Важным явлением социальной жизни стала урбанизация. Если в 1939 г. в городах проживало 56 млн человек, то в 1980 г. — более 180 млн. Возрос профессиональный и образовательный уровень населения. В 70-80-е гг. сформировался особый слой людей, получивший название «номенклатура» — элита, имеющая доступ к системе управления.

С середины 60-х гг. руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на увеличение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня граждан. В то же время расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и количестве качественных товаров во второй половине 70-х гг. привело к дефициту. Начала расти социальная дифференциация, основанная на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием привилегий для отдельных категорий партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность. Недостаток внимания к социальной стороне производства, быту, досугу населения не мог не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. В 70-х — начале 80-х гг. произошел серьезный сдвиг в обеспечении населения жильем. Однако жилищная проблема оставалась неразрешенной и усугублялась так называемой проблемой «лимитчиков». В городах трудящиеся промышленных предприятий вынуждены были жить в общежитиях. Очереди на получение отдельного жилья растягивались на десятилетия.

В целом по сравнению с нищетой конца 30-х гг. и послевоенным периодом положение основной части населения заметно улучшилось. За все время существования Советского государства самый высокий жизненный уровень основной части населения наблюдался в 1986-1987 гг. Кризис сельского хозяйства и легкой промышленности прикрывался массированными закупками продовольствия и ширпотреба за границей, средства на которые были получены от распродажи топлива и сырья.

110 лет назад, 19 декабря 1906 года, родился ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года и глава СССР Леонид Ильич Брежнев. Брежнев руководил СССР в 1964-1982 гг., поэтому с его именем связана целая эпоха.

Эпоху, в течение которой Брежнев возглавлял партию и страну, вскоре после него стали называть «застоем». Однако это не совсем верно. Советская страна в эти годы активно развивалась, становилась сильнее, укреплялось хозяйство, появлялись прорывные технологии в военном деле и космической области, которые могли вывести СССР в XXI столетии на место бесспорного лидера человечества.


Советский Союз в военном и экономическом отношении был сверхдержавой. Наши вооруженные силы были самими мощными и боеспособными на планете. Никто не мог бросить прямой вывоз СССР. В 1975 году удельный вес СССР в производстве мировой промышленной продукции составлял 20%, а валовой внутренний продукт - 10% от мирового. До 1985 года СССР занимал 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции. Уже в шестидесятые годы СССР производил больше, чем любая другая страна, в том числе и США, железной, марганцевой и хромовой руд, угля и кокса, цемента, калийных солей, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна и некоторых других видов продукции. С 1975 года СССР стал мировым лидером по производству чугуна, стали, нефти, минеральных удобрений.

Можно отметить, что СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, с 1966 года заметно опережал по этому показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию. Это очень важный показатель, фактически «хлеб» промышленности. Так, известные экономисты Хорхе Лопес и Лес Раддок, специалисты по макроэкономике, оценивают динамику объемов потребления цемента, наряду грузоперевозками, в качестве базового индикатора экономического здоровья государства. Рост производства цемента - это рост в целом хозяйства, ВВП страны.

Кроме высокоразвитых станкостроения, тяжелого машиностроения, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, СССР был лидером в области космонавтики и ракетостроения, атомной энергетики, лазерных технологиях, оптике, в самолетостроении (включая гражданское), а также в производстве первоклассной военной продукции. К примеру, в 1980-е годы СССР занимал лидерские позиции в мировом станкостроении. Станкостроительная продукция экспортировалась не только в развивающие страны, но и в Японию, Канаду, США и ФРГ. Советский Союз был фактическим лидером в робототехнике. В общей сложности в Советском Союзе было выпущено более 100 тыс. единиц промышленной робототехники. Они заменили более одного миллиона рабочих (1990-е годы всё это было разрушено). Одним из самых заметных достижений отечественной робототехники и науки стало создание в КБ им. Лавочкина «Лунохода-1». Именно советский аппарат стал первым в мире планетоходом, который успешно выполнил свою миссию на поверхности другого небесного тела. Научно-техническая революция в СССР сулила невиданные перспективы стране и всему человечеству.

Кроме того, СССР удалось создать эффективную экономическую систему стран социализма - СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В 1975 году все страны СЭВ производили около трети мировой промышленной продукции и более четверти мирового национального дохода, при том, что население стран-членов СЭВ составляло лишь 9,4% от населения планеты. За 1951-1975 гг. доля социалистических стран в мировой промышленной продукции удвоилась. В 1950 она составляла примерно 20%. СССР производил более 60% промышленной продукции стран - членов СЭВ, а доля капиталистических промышленно развитых стран уменьшилась с 80% до немногим более 50%.

Для сравнения, в настоящее время большинство стран бывшего соцблока в Европе (ставшие членами ЕС и НАТО) в социально-экономическом и культурном упадке. Государства попали в долговую кабалу к МВФ, западным банкам. Хозяйство приватизировано (разворовано), развалено, методично уничтожена индустрия, часть сельского хозяйства, правительства попали в кредитную кабалу, государства низведены до роли рынков сбыта продукции стран ядра капиталистического мира, частично сельскохозяйственных придатков, поставщиков дешевой рабсилы, «борделей» (секс-туризм) более богатых западных стран и т. п. Население стремительно вымирает и переезжает в поисках работы и личного счастья в Германию, Австрию, Англию и т. д. К примеру, в Болгарии население с 9 млн. человек уменьшилось до 7 млн. человек, и страна продолжает вымирать. К середине XXI исторической Болгарии не будет, как и единого болгарского этноса.

Люди в Союзе жили в полной безопасности (внутренней и внешней), имели лучшее в мире образование и науку, одну из лучших систем образования и социальной защиты человека. В СССР трудилась четверть учёных всего мира! В вузах обучалось 5 млн. студентов, их обучало полмиллиона преподавателей. В СССР не было массовых социальных болезней присущих капиталистическому миру: массовой нищеты, армии беспризорников, проституток, наркоманов, бандитов, извращенцев-дегенератов. В СССР не было вопиющей социальной несправедливости, как в нынешней «демократической» и капиталистической (или неофеодальной) Российской Федерации, где несколько процентов населения обладают 90% богатства всей страны, а половина населения живет в нищете или на грани бедности. В Советском Союзе не боялись исламского радикализма, пещерного национализма и другой архаики, которая в настоящее время тянет человечество в прошлое. Действительно это был период «развитого социализма». Понятно, что недостатки были и много, но в целом это была отличная база для развития советской цивилизации и общества. Не удивительно, что по результатам опроса общественного мнения в 2013 году Леонид Ильич Брежнев признан лучшим главой государства в России-СССР в XX веке.

При этом существование СССР позволяло целой группе стран - «третий мир», быть вне лагеря капиталистических стран во главе США и блоком НАТО, или социалистической лагеря. А в западном, капиталистическом мире его хозяевам приходилось сдерживать аппетиты, поддерживать т. н. «средний класс», «вывеску капитализма», чтобы население западных стран не желало социалистических преобразований и революции. После развала СССР средний класс на Западе пустили под нож, он стремительно сокращается, так как в нём уже нет нужды. Выстраивается классическая схема неорабовладельческого (посткапиталистического) мира: богатые и очень богатые с обслугой, включая творческую сферу и техперсонал, и бедные и очень бедные.

«Застоем» эпоху Брежнева назвали враги советского проекта и цивилизации, так как не оправдались их ожидания по продолжению «перестройки», которую начал Хрущев. Не удивительно, что в Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. А при «лучшем немце» Горбачеве началась такая «положительная динамика», что от СССР и социалистического блока очень быстро остались только «рожки да ножки».

Основной проблемой эпохи Брежнева было то, что советская верхушка не нашла в себе смелости сказать о необъективности оценок Сталина, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках Хрущёва во внутренней и внешней политике, и главное - вернуть к сталинской программе по созданию общества созидания и служения, общества «золотого века». В брежневском СССР не было полноценной Идеи, как с сталинском СССР, только заменители. То есть гниение советской верхушки продолжилось, хоть и более медленными темпами, что в итоге и привело советскую (русскую) цивилизацию к катастрофе 1985-1993 гг. и поражению в Третьей мировой войне (т. н. холодная война).

Никиту Хрущёва сместила недовольная его «волюнтаризмом» партийно-государственная верхушка. Слишком быстро Хрущёв всё разрушал, его «перестройка» была чревата нежелательными последствиями для многих в партийной, государственной и военной верхушке СССР. Поэтому двигателями заговора против Никиты Сергеевича стали те же деятели, которые прежде его поддерживали - Микоян, Суслов и Брежнев. Брежнев был выдвиженцем 1930-х годов, когда партийные работники быстро поднимались вверх, заменяя уничтоженную «ленинскую гвардию». Брежнев хорошо проявил себя политработником на войне, умело работал по восстановлению послевоенного хозяйства. И попал в число «молодых», которых Сталин заметил и поставил в высшие эшелоны власти в последние годы жизни. Брежнев и при Хрущёве отличился первым секретарем компартии Казахстана, поднимая целину и участвуя в подготовке строительства космодрома. С мая 1960 года председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Понятно, что Брежнев не был главным в тайной оппозиции Хрущёву. Среди советских лидеров были более опытные и авторитетные люди. Однако те же Суслов и Микоян уступили первую роль ему. Брежнев считался другими более весомыми фигурами временной, компромиссной фигурой. Эти деятели планировали продолжить курс Хрущёва, но без «перегибов» и без самого Хрущёва, с его авторитарным стилем руководства.

Но несколько просчитались. Брежнев сохранил власть и постепенно обновил руководство страны и партии. В частности, был отправлен в отставку Анастас Микоян. В 1967 году попал в опалу секретарь ЦК КПСС Александр Шелепин, его ставленник глава КГБ Владимир Семичастный был уволен «в почётную отставку» на малозначительный пост первого заместителя Председателя Совмина УССР и исключен из общесоюзной политической жизни.

Преодоление колоссальных ошибок Хрущёва и его людей во внутренней и внешней политике стало главной задачей нового курса Брежнева, при этом предшественник не подвергался публичной критике. Новому руководству Союза - Брежневу, Косыгину, Подгорному, Суслову - пришлось предпринимать срочные меры по выправлению ситуации, в которую загнал Советский Союз Хрущёв. Была сразу же отменена партийная реформа, промышленные и сельскохозяйственные парторганизации снова сливались воедино. Ликвидировали совнархозы, восстанавливали нормальные отраслевые министерства. Отменили и школьную реформу с «профессиональным» образованием. Чтобы снять продовольственную проблему, которая появилась из-за разрушительных «реформ» Хрущева, продолжили закупки продовольствия за границей. Чтобы снять напряжение в народе, колхозникам вернули возможность иметь приусадебные участки, колхозам и совхозам списали долги, повысили закупочные цены, установлена надбавка за продажу сверхплановой продукции государству. При Брежневе колхозники начали получать зарплату и пенсии, были освобождены от налогов, которыми при Хрущеве обложили чуть ли не каждое дерево и голову скота или птицы в приусадебных хозяйствах (на что крестьяне ответили забоем скота). Началась реализация программы комплексной механизации аграрного производства. В начале брежневского правления было остановлено удорожание товаров широкого потребления, начавшееся с 1961 года как следствие хрущевских «реформ». Заморозили преследования по религиозному признаку, которые процветали при Хрущёве (по стране прокатилась вторая волна по закрытию и разрушению храмов, многие из которых были восстановлены при Сталине). Довольно успешно решали жилищную проблему: к началу 1980-х годов 80% семей имели отдельные квартиры (получали бесплатно!).

Предпринимались усилия по нормализации ситуации в промышленности. По предложению Косыгина внедрялись новые методы. Расширялась самостоятельность предприятий, снижалось число плановых показателей, которые спускали сверху, вводились механизмы хозрасчёта с возможностью использовать часть прибыли на социальные, культурные и бытовые нужды. Вводилось материальное стимулирование для рабочих и служащих. Начинается ускоренное строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления. Стоит сказать, что многое из сделанного в области промышленности и сельского хозяйства пробовалось еще в 1951 г. - начале 1953 г., то есть в последние сталинские годы, по предложениям Шепилова и Косыгина.

Таким образом, в целом внутренняя политика Брежнева была в интересах народных масс. Концептуальная проблема была в том, Леонид Ильич не решился пересмотреть итоги XX съезда КПСС 1956 года, где с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» выступил Хрущёв. То есть основной «мусор», который Хрущёв и хрущевцы набросали на могилу величайшего политического лидера России, да и мировой , не разгребли.

Брежнев по умолчанию пытался в ряде сфер проводить сталинский курс (неосталинизм), но главного сделать у него не хватило духу. В частности, на XXIII съезде КПСС (1966 г.) Брежнев планировал сказать о необъективности оценок Сталина в «закрытом» докладе Хрущева, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках хрущевского правительства в отношении Китая, Албании, ряда зарубежных компартий. То есть тех стран и компартий, которые отказались отречься от курса Сталина. Но против этого плана восстали оставшиеся в руководстве СССР хрущевцы и сторонники «либерализации» СССР, то есть представители постепенно загнивающей советской верхушки, которая в итоге и приведет к краху советскую цивилизацию. Также против восстановления исторической правды о Сталине и его времени выступили те лидеры соцстран, которые уже нашли себя в политики сближения с Западом (вроде Тито). Брежнев не решился пойти против всех и реабилитировать Сталина, он не был руководителем такого ранга как Сталин или Фидель Кастро («и один в поле воин»).

В результате энтузиазм народа угас. Его уже нельзя было поднять и воодушевить на великие свершения. Последний всплеск духовной энергии народа проявился во время освоения целины, призывов «догнать и перегнать Америку», на обещание, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Но затем стало ясно, что народ обманули. Хрущевские «перегибы» истощили народную энергию. Безобразия и крупные ошибки «реформ» Хрущева подорвали духовно-идеологическую сферу советской цивилизации. При Брежневе также были громкие лозунги. Провозглашали «решающие» и «определяющие» годы, «пятилетку качества» и т. д. Однако это уже не действовало как раньше. Народ не верил идеологам. В стране были ударные стойки - КамАЗ, БАМ, Атоммаш, гигантские газопроводы и нефтепроводы, которые протянулись из Сибири к западным границам. Но шумиха была в основном показной. Для молодежи устраивали торжественные проводы на «стройки коммунизма», но большинство людей уже шло на «ударные» стройки» с целью заработать.

Вторую попытку по реабилитации Сталина предприняли в канун 90-летия со дня рождения Сталина (1969). Готовилось постановление ЦК об исправлении ошибок в оценке его деятельности. Но снова внешняя и внутренняя оппозиция не дали этого сделать. Только в 1970 году под давлением Пекина на могиле Сталина установили бюст.

Эта «противоречивость» Москвы при Брежневе сказалась и на внешней политике СССР. С одной стороны, мы оказывали помощь Вьетнаму в ходе американской агрессии, поддерживали Египет и Сирию в борьбе с Израилем, и происками Запада. Помогли многим странам арабского мира идти по пути арабского национального социализма. Восстановили порядок в Чехословакии. Активно развивали Организацию Варшавского договора и СЭВ. СССР нормализовал отношения с ведущими странами Запада. Москву посетил Шарль де Голль, СССР сблизился с Францией. Наладили отношения с ФРГ, где канцлером был Вилли Брандт. Переговоры в Москве в 1970 году привели к заключению соглашения, по которому стран отказывались от применения силы в отношении между собой. Были признаны послевоенные границы. В 1972 году ФРГ признает социалистическую ГДР. Оба германских государства вошли в ООН. Возобновились советско-американские встречи на высшем уровне. Добились паритета по межконтинентальным ракетам с США. Вашингтон был вынужден идти на переговоры по ограничению стратегических вооружений. Настоящей победой стало в Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году в Хельсинки. Мы закрепили политические и территориальные итоги Второй мировой войны, были признаны принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела иностранных государств (все разрушено в ходе и после развала СССР).

С другой стороны, продолжился курс на конфронтацию с Китаем, вплоть до того, что войны с Поднебесной опасались больше, чем с НАТО, и держали на границах с КНР мощную ударную группировку войск. То есть вместо того, чтобы вместе с Китаем давить «империализм» и строить социализм на планете, потратили уйму ресурсов и сил на его «сдерживание». В итоге Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном. Не удалось добиться полного согласия с Румынией, Албанией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом (практически везде уважали Сталина). Брежнев был противником усиления военной активности СССР в Афганистане, но поддался давлению «военной партии». В результате Афганистан стал большой проблемой, как из-за обострения международной политики, так и увеличения нагрузки на экономику СССР. Проблему Афганистана необходимо было решать дипломатическими методами, силами разведки, сил спецопераций, но не общевойсковой операцией.

В целом во второй половине правления Брежнева намечается ухудшение. Оно было связано с ростом влияния «соратников», которые выражали интересы вырождающейся советской номенклатуры. Советская «элита» хотела идти курсом «сближения» с Западом, войти в «мировое сообщество», «приватизировать» народную собственность и стать «хозяевами жизни». Это в итоге и привело к катастрофе 1985-1993 гг., когда произошла либерально-буржуазная контрреволюция. Брежнев, как соратник Сталина и ветеран Великой войны, на это не пошёл бы. Но он не имел стальной воли и его постепенно «обрабатывали», и генсек менял курс в угоду настойчивым товарищам. У него вырабатывали «манию величия», создавали новый «культ личности. В частности, награждали всевозможными орденами, премиями, медалями, а самые активные деятели из Политбюро называли его «Ленин сегодня», «выдающийся полководец Великой Отечественной». Брежнев незаслуженно стал Маршалом Советского Союза, четырежды Героем Советского Союза, награждён орденом «Победа» и т. д.

Кроме того, Брежнев стал все чаще болеть и меньше участвовать в повседневной работе. Возможно, что его сознательно травили. Сам Леонид Ильич чувствовал, что пора уйти на заслуженный отдых. Он с 1978 года не единожды заявлял о желании уйти в отставку, но окружение и слышать об этом не хотело. Им был выгоден такой руководитель, слабый и больной, за спиной которого можно было проводить свой курс. В последние годы правления Брежнева инфильтрация будущих разрушителей СССР в высшее руководство страной в целом была завершена. Под их контролем был и КГБ. Так, именно Андропов познакомил Брежнева с Горбачевым, намекая при этом на необходимость преемственности курса. С тех пор карьера молодого ставропольского функционера резко пошла в гору.

Понятно, что в поздние годы Брежнева ухудшилась ситуация и в хозяйстве, хотя необратимых проблем и не было. Снизились темпы роста экономики (но он продолжался). Увеличилась зависимость от продажи углеводородов, зависимость от поставок продовольствия. Значительная часть валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. Только за 15 лет страна 8 раз пережила сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984). Потери были не только из-за суровых природно-климатических условий, но и плохой организации труда и т. д. Также сказывалось разрушение русской деревни при Хрущеве, излишняя урбанизация, что ухудшало и демографию. Росло число некомпетентных чиновников в различных секторах экономики, в сферах управления, что вело к падению качества управления СССР. Развивалась теневая «серая» экономика (от подпольных мастерских до криминала). Активно формировался новый социальный слой - дельцы подпольного бизнеса, первые преступные организации, который примет активнейшее участие в развале Союза. Особенно бурно развивался этот социальный слой в национальных окраинах - в Закавказье, на Северном Кавказе и в Средней Азии. Происходил рост преступности, шла алкоголизация населения. Кроме того, приоритетное развитие национальных окраин (Прибалтики, Закавказья, Средней Азии) за счёт великорусских губерний создало у местного населения завышенную самооценку, мнение, что «хватит кормить Москву» и т. п.

Таким образом, эпоху Брежнева нельзя назвать «застоем». Можно выделить две основные тенденции:

1) по заданному в эпоху Сталина курсу советская держава активно продолжала развиваться, была лидером в военном деле, космосе, мирном и военном атоме, станкостроении, робототехнике и т. д. Росла численность населения, мы имели лучшую в мире школу, были самой образованной и читающей нацией. На высочайшем уровне была социальная защищенность населения. То есть имелись все задатки, чтобы стать мировым лидером, совершить блистательный прорыв в XXI век. Но для этого необходимо восстановить курс Сталина, создавать общество созидания и служения, вернуть большую Идею в народ. Однако Брежнев сделать этого не смог, видимо, не был по своей психологии воином или жрецом-брахманом;

2) разложение советской верхушки продолжалось, хотя основные разрушительные «реформы» Хрущева и удалось обезвредить. Разрушители-«перестройщики» постепенно заняли лидирующие позиции в партии. В национальных окраинах происходила смычка партийных вырожденцев, которые уже не были коммунистами, с будущими «новыми русскими», криминалом. Это «болото» в итоге сдало советский проект, советскую цивилизацию, чтобы «жить красиво», как на Западе.

«Застоем» же время Брежнева назвали враги советской цивилизации и СССР, так как не удалось разрушить Союз в 1960-1970-е годы, либерализацию и разграбление советской державы пришлось отложить до рубежа 1990-х годов. Для простых же людей эпоха Брежнева была самым лучшим временем в истории СССР-России: у них было мирное небо над головой, они не голодали, не воевали, не знали массовых социальных язв Запада и Востока, их жизнь и благосостояние из года в год улучшались и росли.

Приход к власти Л. Брежнева. Косыгинские реформы

В результате смены партийного и государственного руководства в 1964 г. во главе Советского государства оказался Л. Брежнев. Он был представителем постсталинской генерации советских руководителей, которые стали выходить на ведущие роли уже после ХХ съезда партии. Будучи уроженцем Днепропетровщины, Л. Брежнев в 1939 г. стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У. В период ВОВ занимал должности начальника политотдела 8‑й армии и политуправления 4-го Украинского фронта. После войны возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а с 1950 г. стал первым секретарём ЦК Компартии Молдавии. С 1957 г. - член, а с 1960 г. - Глава Президиума Верховного Совета СССР.

Большая часть времени пребывания Л. Брежнева на посту главы государства (1964–1982) отличалась замедлением темпов экономического развития страны, стагнацией во многих сферах общественной жизни, ростом коррупции и теневой экономики. Всё это стало свидетельством глубокого кризиса советской модели развития. Исключение - первые пять лет его пребывания у власти.

VIII пятилетка 1965–1970 гг., которую ещё называют «золотой», прошла под знаком реформационной деятельности тогдашнего председателя Совета министров А. Косыгина. Косыгинские реформы - реформы системы планирования и управления экономикой. Они оказались наиболее масштабной за все послевоенные годы попыткой преобразований в экономике соответственно с духом времени, которая одновременно проводилась в нескольких отраслях: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве. Реформы характеризовались использованием экономических методов управления. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, возрастала роль материального стимулирования трудящихся. Их осуществление должно было способствовать преодолению диспропорциональности в развитии разных отраслей экономики, уменьшить их затратность.

Благодаря реализации косыгинских реформ произошло сокращение плановых показателей; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования; независимо от прибыли вводилась твёрдая оплата за использование предприятием производственных фондов; промышленное строительство стало финансироваться за счёт кредитов, а не дотаций; запрещалось менять планы без согласования с руководством предприятий; были расформированы совнархозы и восстановлена отраслевая система управления; повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; произошло перераспределение части национального дохода в пользу аграрного сектора.

Первые результаты реформ обнадёживали: в течение «золотой пятилетки» ежегодный рост производительности труда в среднем на 6,5% превышал показатели 1-й половины 1960-х гг., в 1,5 раза увеличились фонды оплаты труда; за 1966–1970 гг. государственные закупки зерна выросли почти на треть, по сравнению с годами предыдущей пятилетки. В результате этих мер оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольственными товарами, практически все показатели пятилетки были выполнены в полном объёме.

Экономическая стагнация. Прогрессивные методы хозяйствования, использовавшиеся в годы косыгинских реформ, дали положительную динамику. Однако с начала 1970‑х гг. темпы реформ в хозяйственной сфере стали падать. Основная причина состояла в том, что реформирование не было направлено на системное изменение старого хозяйственного механизма управления экономикой. Оно только несколько видоизменяло распределение функций между центральными и низовыми звеньями при неизменности сути командно-административной системы. Руководство страны попыталось выйти из создавшейся ситуации путём увеличения количества отраслевых министерств и ведомств, что только усугубляло кризисные явления.

Ещё в реформе 1965 г. произошло совмещение двух опасных для страны тенденций: курса на максимизацию прибыли и принципа затратного хозяйствования. В результате советская экономика оказалась в состоянии затяжного кризиса. Продолжались межотраслевые соревнования, предприятиями выполнялись и перевыполнялись плановые показатели, а в отчёты всё чаще попадала непроизведённая стоимость, за которую работники регулярно получали зарплаты и премии. Произошёл запуск инфляционных механизмов. Объём денежной массы перестал соответствовать своему товарному обеспечению. Обесценивание рубля усугублялось несовершенной ценовой политикой: рост стоимости предметов роскоши и высококачественных товаров негативно сказывался на его состоянии, делая всё менее весомым. Это привело к тому, что со временем советские деньги уже не воспринимались как реальная мера стоимости. Его значение сводилось к использованию в качестве средства платежа-обращения и накопления, которое стало их первостепенной функцией: с 1970 до 1985 г. объём денежных вложений населения в сберкассы возрос в 6,5 раз, всё больше накапливалось неотоваренных денег и на счетах предприятий.

Затратная энергоёмкая экономика затрудняла переход от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором ставка делалась на компьютеризацию и развитие информационных технологий. К концу 1970‑х гг. отставание в этих компонентах от ведущих стран Запада стало очень ощутимым. Денежные доходы граждан росли быстрее, чем производство товаров широкого потребления, рос дефицит, снижались темпы жилищного строительства, ухудшалась экологическая обстановка (отравление отходами бумажных комбинатов озера Байкал, гибель Аральского моря). Возобновление масштабного строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) породило массу социальных проблем, продолжала отставать в темпах развития нечернозёмная зона РСФСР. Серьёзные проблемы экономика испытывала из-за продолжавшейся гонки вооружений. Разрастание военно-промышленного комплекса подрывало положение других отраслей промышленности, приводя к их стагнации. В 1981–1985 гг. наблюдалось падение среднегодовых темпов увеличения национального дохода до 3,5%, тогда как в годы 8-й пятилетки этот показатель составлял 7,7%. Такая же тенденция наблюдалась и относительно темпов роста производительности труда - 3% против 6,8%.

Отсутствие материальных стимулов и личной заинтересованности колхозников в результатах своего труда обусловило кризис аграрного сектора. Многомиллиардные государственные инвестиции (за 1966–1980 гг. сельское хозяйство получило почти 400 млрд рублей) не могли изменить ситуации и уже вначале 1980-х гг. большинство колхозов и совхозов было признано нерентабельными. С 1964 по 1988 гг. на 22 млн га сократилась освоенная пашня, при этом потери сельхозпродукции при сборе урожая колебались от 20 до 40%. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности заставляло крестьян переселяться в города. Стагнация сельского хозяйства заставляла государство идти на экономические эксперименты. Так, в 1970-х гг. повсеместно создавались агропромышленные объединения, что, впрочем, себя не оправдало. В стране существовала продовольственная проблема, приходилось расширять импорт сельскохозяйственной продукции. Стала расти социальная дифференциация, основанная не на трудовых показателях, а на степени доступа к дефицитным товарам и незаслуженным привилегиям.

Всё это государство пыталось нивелировать за счёт масштабной продажи нефтепродуктов и других энергоресурсов. Анализ статистических данных свидетельствует, что, если в 1965 г. СССР экспортировал 75,7 млн т. нефти и нефтепродуктов, то в 1985 г. - 193,5 млн т. Это стало возможным благодаря разработке новых месторождений в Западной Сибири. Около 40% экспортируемой нефти продавалось за свободно конвертируемую валюту. Так, если в 1965 г. советский бюджет от продажи нефти получил 670 млн долларов, то к 1985 г. этот показатель вырос в 19,2 раза, составив колоссальную сумму, равную почти 13 млрд долларов. Помимо «чёрного золота», важной статьей экспорта ресурсов был природный газ.

Получение «нефтедолларов» некоторое время позволяло поддерживать видимость благополучия и стабильности. Уровень жизни советских граждан медленно повышался до середины 1970-х гг., после чего сохранялся достаточно высоким ещё более пяти лет. Однако к концу периода «застоя» стала очевидной иллюзорность утверждений о превосходстве социалистической модели развития над капиталистической и нереальность построения коммунистического общества в СССР.

Несомненно, даже в эти годы у СССР были определённые успехи. Продолжалось освоение космоса (международный проект «Союз» - «Аполлон», серия орбитальных станций «Салют»), завершено строительство магистрального газопровода «Союз» (Оренбург - западные границы СССР), введена в эксплуатацию самая большая в мире термоядерная установка Токамак Т-10. На воду спущено не имеющее мировых аналогов научно-исследовательское судно «Юрий Гагарин».

Проявления «застоя» в общественно-политической жизни

В первые годы своего пребывания во главе партии Л. Брежнев пытался осуществлять коллективное руководство Президиумом ЦК КПСС (с 1966 г. - Политбюро). Однако особенность партийно-государственной системы СССР состояла в невозможности функционировать без яркого лидера - первого лица, которым после 1967 г. и стал Л. Брежнев. Он значительно укрепил свои позиции, поставив во главе КГБ Ю. Андропова, а министром обороны назначив А. Гречко. Это были преданные ему люди.

В начале 1970‑х гг. в политическом курсе партийного руководства окончательно утверждаются консервативные тенденции. Так, в идеологической сфере фактически сворачивается десталинизация: игнорировались факты политических репрессий, оправдывались насильственные методы коллективизации, искажались причины поражений Красной армии на начальном этапе ВОВ. Ключевая роль в этих процессах принадлежала главному партийному идеологу М. Суслову.

После тяжёлой болезни, перенесённой в 1974 г., Л. Брежнев всё меньше внимания уделял управлению страной, ситуация выходила из-под контроля, а негативные личностные качества советского лидера проступили ещё более выпукло. Страсть к лести и наградам (Л. Брежнев имел 220 советских и за рубежных орденов и медалей) увенчалась тем, что он был награждён четырьмя звёздами Героя Советского Союза и орденом «Победа», ему были присвоены звания Героя Социалистического труда и Маршала Советского Союза. Написанная от его имени трилогия мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина») стала объектом справедливой критики и насмешек. Авторитет лидера партии и государства существенно упал.

На этом этапе существования советского государства прослеживалось внедрение во все руководящие структуры представителей партии, часто не имевших необходимых профессиональных качеств. Партийные органы представляли властные институты, общественные организации и даже интересы отдельных республик. На практике это приводило к росту бюрократии и превращению партийной номенклатуры в особую касту, стоявшую выше обычных советских граждан, что нарушало саму суть социалистического строя. Эти изменения были отражены на законодательном уровне в Конституции СССР 1977 г., ст. 6 которой закрепляла за КПСС руководящую роль в жизни общества.

Период «застоя» также характеризовался нарастанием тенденций скептического отношения рядовых граждан к официальной идеологии и недоверия партийным лидерам, правовым нигилизмом значительной части населения. В свою очередь власть попыталась ответить усилением репрессивного воздействия на общество. Была не только свёрнута десталинизация, начатая Н. Хрущёвым, но и ужесточилась цензура, прокатилась новая волна арестов представителей творческой интеллигенции по обвинениям в «антисоветской агитации» (А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург и др.).

Диссидентское движение

Антидемократические действия власти привели к появлению новой формы оппозиционного движения - диссидентства. Диссиденты в СССР - граждане, открыто выражавшие своё несогласие с доминировавшей в обществе коммунистической идеологией и основами советского строя. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. диссидентство было доминирующей формой независимой гражданской активности в общественно-политической жизни Советского Союза. Наиболее активными участниками диссидентского движения были представители творческой интеллигенции, духовенства, верующие. Многие из них были подвергнуты репрессиям.

В развитии диссидентского движения в СССР выделяют несколько этапов:

  • 1961–1968 гг. На этом этапе основным методом деятельности диссидентов было составление писем, обращённых к лидерам страны и подписанных известными деятелями науки, культуры. Формой распространения диссидентских идей стал «самиздат» - машинописные журналы, литературно-публицистические сборники. В молодёжной среде возникают первые неформальные объединения в противовес комсомолу. В декабре 1965 г. на Пушкинской площади Москвы состоялась первая правозащитная демонстрация, организаторами которой были А. Сахаров, А. Гинзбург, Л. Богораз.
  • 1968 - середина 1970‑х гг. Этот период характеризовался активными формами протеста. С апреля 1968 г. диссиденты стали издавать «Хронику текущих событий». Лидерами диссидентского движения были академик А. Сахаров, литераторы А. Солженицын и А. Гинзбург, поэтесса и переводчица Н. Горбаневская, публицист Л. Богораз. В августе 1968 г. восемь диссидентов провели на Красной площади акцию в знак протеста против введения советских войск в Чехословакию и силового подавления «пражской весны». Своеобразным манифестом диссидентского движения стала работа А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). А в 1969 г. была создана первая в Советском Союзе открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР.

Многим творческим людям, критически настроенным к советской действительности, пришлось покинуть страну - А. Солженицыну, М. Ростроповичу, И. Бродскому, А. Тарковскому, Ю. Любимову и др. Зарубеж так же выехали многие известные спортсмены, учёные. С начала 1970-х гг. СССР массово покидают граждане еврейской национальности. Диссидентские организации также действовали в ряде республик (Украинской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской). Их участники, помимо отстаивания прав человека, требовали соблюдения национальных интересов своих народов.

  • Середина 1970‑х - середина 1980‑х - это время характеризовалось организационным оформлением диссидентского движения. После присоединения в 1975 г. СССР к Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе диссиденты создали Московскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений (1976). Её возглавил правозащитник Ю. Орлов. Члены группы подвергались постоянному давлению со стороны КГБ. В 1982 г. она прекратила своё существование.

Диссидентов ссылали (А. Сахаров), отправляли в лагеря (Ю. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург) и психиатрические лечебницы («дело Григоренко», «дело Щаранского»), высылали за рубеж и лишали гражданства. Для борьбы с проявлениями инакомыслия в КГБ было создано специальное 5-е Управление, но идеи диссидентов с каждым годом приобретали всё большую популярность, приближая крах советской системы.

Период жизни СССР 1965-1980 годов справедливо называют эпохой Брежнева или на языке перестройки - периодом «застоя». Как в любом историческом периоде, так и в эпохе Брежнева, есть свои плюсы и есть свои минусы.

Леонид Ильич Брежнев и годы его правления не вызывает у соотечественников таких горячих споров, как Сталин или даже Хрущёв. Однако и эта личность вызывает весьма противоречивые оценки, а соответствующий период оставил самые разные впечатления в памяти народной. В первой части (http://inance.ru/2016/04/brezn...), мы рассмотрели приход к власти Брежнева и некоторые показатели его эпохи.

В данной статье мы продолжим рассмотрение основных моментов времени правления Леонида Брежнева.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БРЕЖНЕВА

Консервация политического режима

Практически за двадцать лет правления Брежнева, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило её.

За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

Возрастание роли военной сферы

Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики

Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперёд, росло благосостояние, экономика резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

Социальная жизнь

Естественный прирост населения России

Несмотря на то, что дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия.

Внешняя политика

В момент прихода Брежнева к власти советская внешнеполитическая мощь казалась менее впечатляющей, чем в конце сталинской эпохи - как в отношении господства над коммунистическим блоком, так и в соперничестве с Соединенными Штатами. Карибский кризис обозначил границы ядерной эскалации. В США президентство Кеннеди , несмотря на подписание Московского договора в августе 1963 года, ознаменовалось энергичным усилением гонки ядерных и обычных вооружений, которая дала Америке впечатляющее военное превосходство над СССР. Брежневу удалось переломить эту тенденцию. Менее чем за десять лет СССР добился ядерного паритета с Западом и создал мощный флот.

По отношению к восточноевропейским сателлитам советские бонзы приняли стратегию, которая вскоре получила название «доктрины Брежнева». То, что советская внешняя политика была готова применять её без колебаний, продемонстрировали события в Чехословакии . В 1968 году сделанная чешским коммунистическим лидером Александром Дубчеком попытка широкой либерализации политической и экономической системы (под лозунгом «социализма с человеческим лицом») вызвала неприятие Москвы, которая боялась повторения венгерских событий 1956 . В июле 1968 года СССР объявил «Пражскую весну» «ревизионистской» и «антисоветской». 21 августа 1968 года, после неудачного давления на Дубчека, Брежнев приказал силам Варшавского договора вторгнуться в Чехословакию и заменить её правительство лицами, преданными Советскому Союзу. Это грубое вмешательство на два десятилетия определило пределы автономии, которую московская внешняя политика соглашалась предоставить своим сателлитам. Однако Брежнев не наказал Румынию Чаушеску, не принявшую участия в интервенции, и Албанию Энвера Ходжи, которая в знак протеста вышла в конце 1968 из Варшавского договора и СЭВ . Примирение, достигнутое Хрущёвым со строптивым Тито в 1955 году, при Брежневе не было оспорено. Вопреки всем тревожным прогнозам западных алармистов о предстоящем вторжении СССР в Югославию, Брежнев не только не предпринял его, но и ездил в мае 1980 на похороны Тито.

Но отношения с Китайской Народной Республикой при Брежневе продолжали ухудшаться - до кровавых пограничных столкновений в 1969 году. Восстановление китайско-американских отношений в начале 1971 года ознаменовало собой новый этап внешнеполитической истории. В 1972 году президент Ричард Никсон отправился в Китай на встречу с Мао Цзэ-дуном . Это сближение продемонстрировало наличие глубокой трещины в коммунистическом блоке, который ранее выставлял напоказ своё единство. Оно убедило Брежнева в необходимости политики разрядки с Западом. Эта политика была призвана предотвратить образование опасного антисоветского альянса.

Политика разрядки началась с визита Никсона в Москве в мае 1972 года и подписания по этому случаю соглашения ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений. Во Вьетнаме , несмотря на минирование 8 мая 1972 года порта Хайфон (причине некой «холодности» приёма Никсона в Москве), Советский Союз способствовал подписанию Парижских соглашений 27 января 1973 года. Они позволили погрязшим уже десять лет в Юго-Восточной Азии американцам на время - до апреля 1973 - сохранить лицо. Зенитом разрядки стало подписание Хельсинкского Заключительного акта в 1975 году между Советским Союзом, европейскими и североамериканскими государствами. Советская внешняя политика видела основополагающий успех в признании Западом границ, установленных по итогам Второй Мировой войны.

Взамен Советский Союз принял пункт о том, что государства-участники Хельсинкского соглашения будут уважать права и основные свободы человека - в том числе свободу религии и совести. Эти принципы не были применены в СССР на практике, но внутренние противники коммунистических режимов теперь могли апеллировать к ним в своём противостоянии власти.

Так поступали и советские диссиденты - например, Андрей Сахаров , создавший Московскую Хельсинкскую Группу.

Заметки на полях

Хотя вполне может быть, что демократизаторы, взращиваемые через КГБ должны были выступить как «козлы-провокаторы» (http://cyclowiki.org/wiki/%D0%...) для диссидентского движения, но либо вышли из под контроля, либо в КГБ были группы, поставившие на них. Ходят же слухи о том, что Навальный - это проект наших спецслужб, выполняющий такую же провокационную роль (http://echo.msk.ru/blog/oreh/1...).

Источником сильных разногласий стали и проблема эмиграции советских евреев. Её не смогли решить на встрече Брежнева и президента Джеральда Форда во Владивостоке в ноябре 1974 года. Чуть позже СССР, требуя уважения к своему суверенитету, даже предпочел разорвать экономическое соглашение в США, чьим условием было требование дать евреям право свободной эмиграции в Израиль .

ОСВ-1 и заключённый в 1979 году ОСВ-2 констатировали ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Однако под руководством троцкистов СССР продолжал свою деградацию, чем примером судьба военно-морского флота под руководством адмирала Горшкова.

ЗНАЧЕНИЕ И ИТОГИ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕОНИДА БРЕЖНЕВА - БЛЕСТЯЩИЕ УСПЕХИ КАК ЗАЛОГ ГРЯДУЩИХ ПОРАЖЕНИЙ

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем.

1. С падением цены на нефть обнажились все «застойные» явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами.

2. Для формирования качественно новой политики не были проведены радикальные перемены: не была создана соответствующая научная и образовательная база, не было проведено резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, не была выстроена сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

3. Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой», поскольку руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Программа реформирования системы управления советским обществом, которая вынашивалась Сталиным со второй половины 1940-х годов, предполагала разделение функций государства и партии. Реальный центр властных полномочий должен был переместиться при этом в Совет министров СССР. Именно пост председателя Совета министров, который занимал Сталин, имел ключевое значение в позднесталинской властной иерархии, а функции ВКП(б) предполагалось ограничить задачами идеологического воспитания. Программа Хрущёва носила прямо противоположный характер. В ходе процесса десталинизации он продолжил линию на превращение СССР в партийное государство, линию, которая была начата ещё при Ленине.Что касается Брежнева и его соратников, то именно они, несмотря на свою антипатию лично к Хрущёву, завершили начатый процесс десталинизации. В системном плане это означало передачу всей полноты власти партийному аппарату, сохранение жесткого партийного контроля над органами государственной безопасности и вооруженными силами.

4. Партийно-государственная элита - номенклатура значительно укрепила свою власть. Негативные тенденции нарастали в структуре государственного управления. В позднем советском партийном государстве шел процесс срастания партийного и советского аппарата управления, что вело к повсеместному дублированию управленческих функций. Этот процесс не только не способствовал оптимизации управления народным хозяйством и обществом в целом, но и отвлекал внимание партийного аппарата от вопросов организационной и идеологической работы, то есть как раз от того круга проблем, на которых Сталин в своих несостоявшихся реформах системы государственного управления предполагал сосредоточить внимание партийных органов.

5 Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: невиданных размеров коррупция и теневая экономика. Так партократия закрепляла своё положение как нового класса эксплуататоров.

6. Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре, а также - падение престижа власти, распространения пьянства, интриги, чинопочитание, угодничество.

7. Стабильность советской экономики того времени связывают с нефтяным бумом 1970-х. Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран.

8. Для стиля брежневского правления характерен консерватизм. Как политик, Брежнев не умел четко увидеть перспективы развития государства. Для политической жизни Союза брежневской эпохи характерен был рост бюрократического аппарата и усиление его произвола.

9. Функционирование советской идеологической машины, которая под руководством верного соратника Брежнева М.А. Суслова достигла в 1970-е годы пика своего могущества. Однако результативность её деятельности, то есть степень влияния на идеологические и поведенческие установки советских людей, неуклонно снижалась.

На идеологическую работу в Советском Союзе при Брежневе и Суслове затрачивались колоссальные средства, огромными тиражами выпускались книги, доклады и речи руководителей партии и правительства, в колоссальных масштабах использовалась наглядная агитация. Однако она была заведомо не эффективной, потому что реальные проблемы не обсуждались.

Заметки на полях

Интересный факт, но именно в эпоху Брежнева снят очень неоднозначно воспринятый документальный фильм «Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)», который был снят Борисом Карповым и Дмитрием Жуковым в 1973 году по заказу идеологов ЦК КПСС и должен был критиковать политику Израиля на Ближнем Востоке с точки зрения советского режима. Но авторы явно перешли тот рубеж дозволенного, который могли позволить действующие в стране агенты влияния. Его тут же объявили «антисемитским» и «черносотенным».

Больше всего негодовал кинооператор-фронтовик Леонид Коган, писавший доносы на имя Брежнева. В итоге фильм был запрещён лично председателем КГБ Юрием Андроповым (Флекенштейном по матери), и в широкий прокат не попал. Тем не менее, Карпов вынес из монтажного помещения сокращённый вариант фильма, который потом демонстрировался на закрытых показах среди антисионистски настроенных чинов партии.

Сейчас фильм могут посмотреть все желающие:

Всё это не помогало - идеологическая индоктринация традиционного типа больше не оказывала ожидаемого воздействия, а реальный, хотя и неофициальный контроль над идеологическим дискурсом в стране медленно, но верно перетекал в руки таких «властителей дум» советской интеллигенции, как А. Солженицын, А. Сахаров, А. Галич и «город Лондон, Би-би-си». Результатом стало появление в 1960-1970-х годах целых поколений советских интеллигентов, которые, как удачно подмечено в известном фильме «Копейка» Ивана Дыховичного, больше всего на свете любили жену, физику (вариант: философию, филологию, математику - далее по списку) и диссидентов и ненавидели советскую власть, которая дала им всё .

КРАХ ЭРЫ БРЕЖНЕВА - ОТСУТСТВИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Обществу был необходим переход на новый мировоззренческий уровень (который в свою очередь требовал развития социологии, психологии и всей гуманитарной науки в целом) и модернизация остальных сфер с опорой на прочные мировоззренческие тылы. Сегодня совершенно очевидно, что сил и средств для такого идеального решения в середине 60-х годов в наличии не было.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте .