Подготовительный этап аудиторской проверки

Перед тем как приступить к проведению аудиторской проверки необходимо пройти несколько этапов планирования. Ведь процесс подготовки аудиторской проверки напрямую влияет на качество дальнейшего аудита.

Замечание 1

ФПСАД №3 «Планирование аудита» - единый стандарт планирования аудита. Чаще всего этот документ координирует работу по повторяющимся проверкам.

Планирование аудиторской проверки начинается с письма-предложения, направленного заказчиком в аудиторскую компанию, либо частному аудитору. После того как аудиторская компания рассмотрит запрос, ей необходимо в обязательном порядке предоставить ответ. При положительном ответе между заказчиком и исполнителем подписывается договор о проведении аудита, в котором необходимо рассмотреть все ключевые моменты предстоящего аудита: объем и условия работы, сроки и порядок оплаты и т.д.

В случае же отказа аудиторской компании в проведении проверки, организация обязана направить заказчику официальное письмо с отказом на проведение аудита.

После того как соглашение достигнуто, договор подписан, начинается важный процесс подготовки к аудиту. Выделяют три этапа предварительного планирования аудиторской проверки:

  • предварительное планирование;
  • составление плана работы аудитора;
  • составление программы аудита.

Подготовка к проведению аудиторской проверки является обязательным разделом рабочего внутреннего стандарта. В этом документе обозначаются нюансы, которые служат обоснованием календарно-тематического плана.

Рассмотрим основные моменты, которые аудитор должен выполнить во время подготовительного этапа:

  • установить состояние дел финансового субъекта, определить добросовестность соблюдения законодательства и устава компании. Изучив основные финансовые документы компании, провести анализ работы производства и управления компании;
  • провести инвентаризацию внутрихозяйственного регламента с целью выявить уровень следования государственным нормативным актам и задачам;
  • выявить факторы риска статей и разделов баланса, учитывая опыт прошлых аудиторских проверок;
  • обозначить полный объем работы: объекты аудита, план аудита.
Замечание 2

Аудиторский стандарт и комментарии к нему включают в себя полный перечень работ по планированию аудита, методы и процедуры осуществления, аудиторские свидетельства и т.д.

После того как аудитор собрал всю основную информацию, он приступает к подготовке плана проведения аудита. В этом документе необходимо отразить все объекты проверки, задачи и цели аудита, сроки осуществления работы, состав аудиторской комиссии и т.д.

Основные вопросы планирования аудита

Правила аудиторской проверки предусматривают положения об необходимости этапа планирования аудита, изучение и оценку бухучета, систем внутреннего контроля, сбора всей необходимой информации, которая может раскрыть вопрос финансовой деятельности предприятия.

Есть ряд вопросов, которые необходимо затронуть во время планирования аудиторской проверки:

  • возможные риски аудиторской проверки;
  • рассмотрение и анализ систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета компании;
  • изучение аналитических процедур;
  • объекты и объемы выборки.

Все эти вопросы рассматриваются в отдельных стандартах (правилах) аудита.

Если аудиторская компания и экономический субъект пришли к соглашению о сотрудничестве, то во время подготовительного этапа аудиторская компания должна решить несколько вопросов:

  • необходимое количество времени на каждый этап аудита (подготовительный, основной и заключительный);
  • планируемое время выполнения аудиторской проверки;
  • состав аудиторской бригады;
  • должностной уровень членов бригады;
  • профессиональный уровень сотрудников аудита.

Подготовительный этап аудита подразумевает решение с руководством компании следующих вопросов:

  • наличие отдельного помещения для проведения аудита;
  • предоставления специального места для хранений документов;
  • предоставление специальной техники для снятия копий с оригиналов документов;
  • наличие розеток;
  • наличие телефонов и иных необходимых средств связи.

Основные принципы планирования аудита

Комплексность, непрерывность и оптимальность – основные принципы планирования проведения аудиторской проверки.

Определение 1

Принцип комплексности – это принцип планирования аудиторской проверки, который предусматривает связь всех этапов планирования аудита.

Определение 2

Принцип непрерывности – это принцип планирования аудиторской проверки, выполнение которого обеспечивает отлаженную работу и координацию всех этапов планирования аудита. Данный принцип предусматривает наличие сопряженных заданий аудиторской группе и своевременное выполнение каждого задания.

Определение 3

Принцип оптимальности - это принцип планирования проведения аудиторской проверки, основа которого состоит в обязательной разработке нескольких вариантов проведения аудита, с последующим определением лучшего.

Качественное планирование проведения аудиторской проверки требует много времени. Так, при первом контракте на осуществление аудита, компания уделяет 20 -25% от общего времени аудита на подготовительный этап аудиторской проверки. И это необходимый шаг, который впоследствии обеспечит высокий результат аудиторской проверки.

Осуществление предварительного этапа планирования покажет факторы, которые могут повилять на отрицательное или условно-положительное заключение. Эта информация в обязательном порядке должна быть передана заказчику, а также может служить основанием для аудиторской компании, чтобы не заключать договор.

Бывают случаи, когда в ходе подготовительного этапа аудиторской проверки выявляются случаи обязательного восстановления отдельных разделов учета. В таком случае этот вопрос оговаривается отдельно с руководством компании. А также определяется, необходимы ли заказчику сопутствующие аудиту услуги. Все достигнутые решения необходимо зафиксировать в договоре о проведении аудита.

Методика осуществления предстоящего аудита должна включать в себя порядок документирования работ на этапе подготовки, а также условия хранения полученных данных.

На подготовительном этапе необходимо наличие опросников, при помощи которых аудитор получает и фиксирует необходимую информацию. Бланк опроса и информация, полученная при помощи его, будет и элементом документирования подготовительного этапа и данными для других документов. Также данный документ необходим для оценки внутреннего контроля компании.

Еще один элемент получения информации и оценка состояния предприятия – тесты. В ходе подготовительного этапа определяется общее представление о системе контроля компании, которое далее определит объем тестов, которые будут осуществлены во время аудиторской проверки. Бывают случаи, когда информация, полученная на подготовительном этапе, отличается от данных, сформированных во время аудита. В таком случае объем и состав тестов необходимо изменить.

Замечание 3

В международной практике аудита в отличие от российского опыта нет этапа предварительного планирования. Но значительное время уделяется предварительному знакомству с заказчиком. Также есть внутренние правила работы аудиторских компаний, которые очень близки к содержанию предварительного планирования, действующего в России.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Подобные документы

    Составление письма о согласии на проведение аудиторской проверки. Договор на проведение обязательного аудита между организацией и экономическим субъектом. Определение уровня существенности и аудиторского риска. Общий план и программа аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2014

    Подготовка к проведению аудиторской проверки, основные этапы: отбор клиентов и согласование проведения аудита; изучение финансово-хозяйственной деятельности объекта. Порядок составления договора на проведение проверки; план, программа аудиторский риск.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2011

    Понятие аудита и аудиторской деятельности, их цели и задачи. Анализ основных видов аудита и сопутствующих аудиту услуг. Сравнительная характеристика внешней и внутренней аудиторской проверки. Специфика аудита по специальным аудиторским заданиям.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2012

    Сущность, цели и задачи аудита и аудиторской деятельности. Содержание предварительного планирования аудита. Построение системы внутреннего контроля. Планирование аудиторской проверки в компьютеризированной среде. Методология аудита финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Цели, задачи и объекты аудиторской проверки основных средств. Основные нормативные документы, регулирующие проведение аудиторской проверки. Организация бухгалтерского учета и контроля на примере ООО "Альфа". Оформление результатов аудиторской проверки.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Инструменты контроля качества аудита. Внешние проверки качества аудита. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Взаимосвязь, цели, задания и отличия внешнего и внутреннего аудита. Порядок реализации материалов аудиторской проверки. Контроль качества проведения аудита. Аудит кредиторской задолженности по кредитам банков. Понятие сопутствующих аудиторских услуг.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2010

    Структура, содержание и принципы аудиторского заключения, его основные виды. Оценка результатов аудиторской проверки. Подготовка к проведению аудита организации. План и программа аудиторской проверки товаров. Аудиторское заключение по итогам проверки.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Сущность, виды, цели аудита. Организация, порядок и принципы проведения аудита. Этапы аудиторской проверки. Профессиональная этика аудитора. Составление аудиторских заключений о достоверности годовых балансов, целевом использовании ресурсов и инвестиций.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Принципы планирования аудита. Подготовка и составление общего плана аудита. Программа аудита. Структура бухгалтерской отчетности. Подготовка аудиторской проверки. Общий план инициативного аудита формирования издержек обращения и расчетов по НДС.

На этом этапе аудитору необходимо решить: стоит ли начинать сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить:

Финансовую стабильность клиента;

Положение клиента в экономической среде;

Отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать с клиентом. В случае если между предыдущим аудитором и клиентом были судебные разбирательства или спорные ситуации, новый аудитор должен быть уведомлен о том, какой информации он будет лишен. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или сам предыдущий аудитор отказался дать информацию.

При необходимости аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями и т.д.

При оценке оснований приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано в ближайшем будущем, аудитор должен собрать как можно больше подтверждений достоверности отчетности.

Российским аудиторским правилом №3 «Планирование аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий.

До написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этом же этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

О внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

О внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Предварительное планирование следует проводить с учетом рекомендаций, изложенных в общероссийских стандартах «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта». Согласно указанным стандартам целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, предварительная оценка объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, подготовка информационной базы для последующих этапов планирования.

    Для осуществления таких оценок аудитор должен достигнуть понимания, по крайней мере, в следующих вопросах:

    бизнес клиента, его организация, масштаб, надежность;

    соблюдение клиентом принципа действующего предприятия;

    состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента.

Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо, как минимум, изучить следующие факторы:

    организационно-правовая форма и структура экономического субъекта, его организационно-управленческая иерархия;

    виды деятельности экономического субъекта, выпускаемая продукция (товары, работы, услуги), специфика отрасли;

    организация и технология производства;

    требования экономического субъекта к персоналу, принципы оплаты труда;

    соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций.

Принцип действующего предприятия предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т. е. руководство его не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать предприятие или существенно сократить его деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для таких пользователей аудиторской информации, как кредиторы, заимодатели, поставщики, покупатели продукции предприятия, т. е. для лиц, связанных с экономическим субъектом финансовыми и имущественными отношениями. Поэтому аудитору необходимо уже на стадии предварительного планирования изучить факторы, в первую очередь, влияющие на соблюдение этого принципа:

    показатели рентабельности и ликвидности, динамика их изменения (не имеет ли место резкое ухудшение этих показателей);

    исполнение в установленные сроки финансовых обязательств;

    состояние рынка сбыта (не сокращается ли он);

    наличие неурегулированных разногласий с государственными органами или другими экономическими субъектами;

    ротация кадров (не покидают ли фирму ключевые сотрудники).

От организации и состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии также зависит очень многое, в частности аудиторский риск (точнее, его составляющие - внутренний Rвн и контрольный Rк риски), объем проверки (вид, объем и последовательность применения аудиторских процедур), стоимость проверки (необходимость привлечения более квалифицированных аудиторов или отсутствие таковой необходимости) и др. Поэтому в ходе предварительного планирования аудитор должен изучить такие первоочередные факторы, влияющие на организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, как:

    форма ведения учета, степень его автоматизации;

    структура бухгалтерской службы, организация работы бухгалтерии;

    состояние учетной документации (полнота, систематизация и т. д.);

    состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ по учетной политике, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т. д.);

    организация работы с нормативно-справочной литературой;

    участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования и т. д.

В ходе предварительного планирования чаще всего используются следующие аудиторские процедуры:

    наблюдение;

  • просмотр документов;

    аналитические процедуры.

Источниками получения информации об экономическом субъекте, его бизнесе, состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут являться:

    учредительные и регистрационные документы;

    приказ по учетной политике;

    бухгалтерская отчетность, регистры учета;

    контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    результаты осмотра предприятия, его производственных площадей, офисных помещений;

    результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;

    результаты наблюдения за производственным процессом;

    результаты проверок, проведенных ранее (другой аудиторской фирмой, налоговой инспекцией);

    информация от третьих лиц.

Следует ли документировать результаты предварительного планирования, Федеральные стандарты не содержат указаний на этот счет. Но, учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, можно утверждать, что документирование результатов этого этапа необходимо.

Поскольку в федеральных стандартах, как отмечено выше, отсутствуют сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования, то это - предмет соответствующего внутрифирменного стандарта.

Результатом предварительного планирования, прежде всего, является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновременном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д.

Другим не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная оценка согласуется с клиентом в процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.

Таким образом, предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок.

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Подготовительный этап включает в себя несколько моментов: предварительное планирование; сбор общих сведений о клиенте; получение информации о правовых обязательствах клиента; оценка уровня существенности; ознакомление с системой внутреннего контроля; анализ рисков; разработка общего плана и программы аудита. Доказательная информация и правовые обязательства клиентов получение адекватной информации необходимо также для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации могут служить публикации на общеэкономические...

Подготовительный этап аудиторской проверки.

Аудит, как любая комплексная деятельность, требует планового подхода, необходимость которого подтверждается решением целого ряда важных задач.

Подготовительный этап включает в себя несколько моментов:

  • предварительное планирование;
  • сбор общих сведений о клиенте;
  • получение информации о правовых обязательствах клиента;
  • оценка уровня существенности;
  • ознакомление с системой внутреннего контроля;
  • анализ рисков;
  • разработка общего плана и программы аудита.

Предварительное планирование - это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется прежде всего на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок.

Правильный подбор персонала, проводящего проверку, имеет большое значение. Назначая аудитора на конкретную операцию, целесообразно учитывать сложность работы, наличие специальных навыков, необходимость привлечения дополнительной экспертизы, цельность аудиторской группы и т.д. Персонал должен быть ознакомлен с общим планом аудита, целями и сроками работы, кругом своих обязанностей.

Сбор общих сведений о клиенте необходим для адекватного проведения аудита. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку.

Доказательная информация и правовые обязательства клиентов - получение адекватной информации необходимо также для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации могут служить публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок. При этом информация должна быть доказательной и достаточной.

Оценка уровня существенности - аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно могут оказать существенное влияние на данные, содержащиеся в финансовой отчетности.

При оценке существенности целесообразно учитывать и качественные стороны информации, такие, как вид деятельности (производство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т. д.) клиента, стабильность его положения на рынке, финансовое состояние.

Оценка системы внутреннего контроля проводится для определения вида, времени проведения объема аудиторских процедур. Характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля.

Следующий момент - оценить приемлемую степень риска. При этом суммируются все выявленные риски и данные о соответствующих контрольных процедурах, учитывая различные аспекты эффективности проверки. Сюда можно отнести риск неэффективности системы учета клиента, системы внутреннего контроля, возможность невыявления существенных ошибок клиента аудиторами и проверки дальнейшей деятельности клиента с точки зрения ее результатов.

После завершения анализа рисков осуществляется разработка общего плана и программы аудита. План прежде всего определяет последовательность действий аудитора. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

Аудит в условиях компьютерной обработки данных

С помощью компьютерной техники обрабатываются значительные объемы учетной информации независимо от следующих факторов:

а) компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной;

б) компьютер используется экономическим субъектом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.

При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных (КОД) сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета экономического субъекта и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.

Использование технических средств приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

для проверки хозяйственных операций наряду с традиционными первичными учетными документами используются и первичные учетные документы на машиночитаемом носителе;

постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации;

вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического с хронологическим, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.

Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение (неполное выполнение) этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, вследствие чего аудиторская организация может потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.

Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора указанных знаний следует использовать работу эксперта в области информационных технологий.

Аудиторской организации целесообразно иметь библиотеку наиболее распространенных систем КОД и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе КОД экономического субъекта.

Аудитор должен изучить и оформить рабочим документом используемое проверяемым экономическим субъектом обеспечение КОД техническими средствами, программное обеспечение КОД, технологическое обеспечение, другие виды обеспечения КОД; в рабочем документе должно быть указано наличие лицензий на каждый из его элементов.

Аудитор должен оценить и оформить рабочим документом возможности компьютерной системы: гибкость реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения; формирование бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности; осуществление аналитических процедур; расширение функций.

Аудитор должен оценивать квалификацию бухгалтерского персонала в области КОД.

и составлении общего плана аудиторской проверки каждый этап планирования должен быть уточнен с пр. учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы КОД. Уровень автоматизации обработки учетной информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур.

Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД влияет на профессиональный риск аудитора.

Аудитор обязан оценить надежность СВК проверяемого экономического субъекта и влияние на эту надежность функционирующей системы КОД.

Аудитор проверяет соответствие применяемых алгоритмов требованиям нормативной документации по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности по основным автоматизированным расчетам экономического субъекта.

Аудитору необходимо убедиться в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных (т.е. их соответствие изменившимся условиям хозяйственной жизни) обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления.

Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе КОД экономического субъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета экономического субъекта. Аудитор имеет возможность применять их, их копии (в том числе фотокопии) в качестве рабочей документации аудита, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами.

Рабочие документы, формирующиеся в процессе аудита в условиях КОД и существенно отличающиеся от обычных рабочих документов (например, документы, подготовленные на машинных носителях), могут храниться в аудиторской организации обособленно в архиве аудиторских файлов на машинных носителях.

Аудиторская организация должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив. Система идентификации рабочих документов в аудиторском файле на машинном носителе устанавливается аудиторской организацией. Целесообразно хранить аудиторские файлы по каждому экономическому субъекту аудиторской организации на отдельном машинном носителе.

В условиях использования экономическим субъектом системы КОД повышается эффективность и надежность такой аудиторской процедуры, как проверка арифметических расчетов экономического субъекта.

Аудитору необходимо убедиться в том, что:

регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета; наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни;

отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения, а санкционированные изменения документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.

В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных процедур.

Машинно-ориентированные процедуры обычно подразумевают использование аудитором программных средств для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта и контрольных примеров для тестирования алгоритмов КОД.

Объем учетной информации предприятия, обрабатываемой компьютерами, непосредственно свидетельствует об уровне автоматизации учетных процессов. Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что большинство руководителей неохотно проводят комплексную автоматизацию учета и ограничиваются установкой нескольких персональных компьютеров для автоматизации учета отдельных участков деятельности, будь то учет труда и заработной платы, материального снабжения и сбыта либо таких взаимосвязанных производственных процессов, как использование сырья и материалов, энергии, полуфабрикатов.

Объем учетной информации предприятия, обрабатываемой компьютерами, оценивается на основании определения ее удельного веса в общей массе информации предприятия, подлежащей учету.

Подобная оценка возможна лишь на основе критериев, выбранных (а возможно, и выработанных) самим аудитором. Точность такой оценки непосредственно зависит от степени условности выбранных параметров и “видимой” необходимости их применения.

Учетную машинную информацию формируют работники предприятия на основе документов. С момента занесения информации в компьютер она считается учтенной (для информации, обрабатываемой на компьютере) и так или иначе влияет на состояние базы данных в целом. Для определения уровня организации автоматизированного учета весьма важным является изучение процесса формирования учетной машинной информации, порядка ее использования.

Информация о деятельности предприятия возникает в различных местах и в разные моменты времени. Изучение этого процесса облегчается при построении схем(ы) информационных потоков по принципу возникновения, обработки (передачи) и использования учетной информации.

Анализ движения информации позволяет оценить оптимальность построения информационных потоков предприятия, выявить неоправданные ходы, излишние пересечения, дублирования информации. В особых случаях возможно составление и решение “транспортной” задачи.

Изучение СВК предприятия за формированием и использованием компьютерных баз данных носит первостепенное значение для аудитора, так как позволяет во многом скорректировать план аудиторской проверки и точнее определить аудиторский риск. Однако такую оценку следует осуществлять лишь на последнем этапе предварительного анализа организационного уровня автоматизации учета предприятия, так как вся СВК предприятия за формированием баз данных и их использованием строится на основе конкретной формы организации компьютерного учета.

С точки зрения оценки СВК компьютерных баз данных необходимо определить:

состав системы контроля;

контролируемые объекты;

методы осуществления контроля.

Для правильного понимания организации внутреннего контроля компьютерных баз данных предприятия необходимо выяснить состав системы контроля. В нее могут входить специальный ревизионный отдел, специалисты основной бухгалтерии, администрация, а также любые сотрудники и должностные лица, в обязанность которых входит контроль за формированием и использованием машинной учетной информации. Некоторые предприятия пользуются постоянными услугами сторонних организаций и экспертов для осуществления ревизии текущей деятельности. Следует обратить особое внимание на внешние источники внутреннего контроля.

Выбор объектов контроля во многом зависит от организации автоматизированного учета на предприятии, однако необходимость контроля вышеперечисленных объектов не вызывает сомнений. Определение контролируемых объектов необходимо для правильной оценки методов осуществления контроля баз данных.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает методы контроля тех или иных объектов, исходя из конкретной системы организации процесса формирования и использования компьютерной информации. Существует несколько принципов организации внутреннего контроля: внезапность, плановость, перманентность проверок, порядок проведения которых достаточно широко известен.

Особое внимание заслуживают программные средства контроля формирования и использования учетной информации, используемые также и для защиты ее от несанкционированного пользователя. Так, следует определить наличие входных паролей компьютеров, а также персональных паролей пользователей, позволяющих определить авторство произведенных операций и полученной информации. Необходимо также рассмотреть способы передачи учетной информации и контроля за возможностью ее утечки или искажения.

Поскольку выполнение рассмотренных этапов предварительного анализа может занимать в некоторых случаях довольно много времени и методы оценки могут неоднократно применяться в практике аудита, целесообразно создать экспертную компьютерную систему оценки организационного уровня автоматизации, хотя это и требует достаточно больших интеллектуальных усилий и затрат времени.

Аудит автоматизированных систем учета и финансового управления является неотъемлемой частью процедуры общего аудита хозяйственной деятельности предприятия.

На основе предварительного анализа организационного уровня автоматизации учета аудитор включает в план проведения проверки наряду с мероприятиями по аудиту счетов бухгалтерского учета, отчетности и т.д. мероприятия по проверке возможных искажений, утере и фальсификации учетной информации в связи с применением компьютеров. Еще раз подчеркнем прикладной характер аудита автоматизированных систем учета, так как он является одним из инструментов аудитора в процессе определения факта достоверности финансовой информации предприятия.

Основная задача аудита автоматизированных систем учета - проверка достоверности учетной машинной информации. При ведении автоматизированного учета на основе персональных компьютеров основной проблемой является разделенность баз данных и несовершенность способов передачи информации вследствие различных причин (обрывов сеансов модемной связи, нарушения целостности магнитного слоя на ГМД и т.д.). В связи с этим базы данных различных компьютеров могут быть взаимно некорректными. Подобная некорректность может стать следствием и умышленных действий.

Особенно важны сверка учетной информации компьютеров с данными первичных документов, а также правильность выведения итогов, выдаваемых машинами.

В случае выявления несоответствий участков баз данных необходимо принять меры, чтобы выяснить их причины и получить правильную информацию. Следует учитывать, что такие искажения могли стать следствием умышленных действий.

Проверка взаимосоответствия различных баз данных ориентирует аудитора в выборе объектов, требующих сплошной и тщательной проверки, путем сравнения выходной машинной информации с первичными учетными документами предприятия.

Любые распечатки, сделанные без участия аудитора, необходимо проверять на достоверность, потому что ряд подпрограмм вывода информации на экран компьютера предполагает формирование последней из полученных на экране выходных форм данного типа в формате текстового файла. Например, при получении отчета на экране типа “Оборотно-сальдовая ведомость за июнь” одновременно в программе формируется файл типа “Oborot s. txt”, где содержится выводившаяся на экран информация, подлежащая любой возможной корректировке.

На предприятиях, имеющих штат программистов, могут быть созданы собственные экспертные системы для принятия самостоятельных решений, анализирующие ситуации и способные давать вполне определенные рекомендации. Необходимо выяснить логику и принципы построения таких систем.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15939. Холдинги правовое регулирование и корпоративное управление 2.86 MB
Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление Вступительное слово Книга которую вы держите в руках является системным исследованием правового положения холдингов как формы предпринимательских объединений наиболее востребованной современно...
15940. Риторика. Учебник 258 KB
С.Е.Шилов. Риторика Введение Одно только знание оказывает ныне сопротивление нигилизму. Родившийся как подручное средство переоценки всех ценностей цивилизации обретя в себе источники собственного развития он стал невероятно избыточен...
15941. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности 397.5 KB
В данном пособии раскрываются вопросы, связанные с понятием, основными признаками, общественной опасностью и тенденциями профессиональной преступности, ее детерминантами, а также вопросы профилактики профессиональной преступности.
15942. Административная юрисдикция 701 KB
А. П. ШЕРГИН АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ МОСКВА ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Шергин А. П. Ш49 Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит. 1979. 144 с. В монографии исследуются сущность и формы административной юрисдикции ее роль в укреплении со
15943. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів 1.88 MB
Загальні положення криміналістичної тактики 1. Поняття і предмет криміналістичної тактики У період зародження криміналістики як самостійної галузі знання тактика розглядалась як частина поліцейської кримінальної техніки. У працях вчених АвстроУгорщини і Німеччи
15944. Криміналістика. Підручник 2.89 MB
ВСТУП Криміналістика у своєму розвитку пройшла шлях від розрізнених окремих галузей до злагодженої системи знань. Сьогодні криміналістичні знання є могутньою зброєю в руках професіоналів оперативнорозшукових працівників слідчих прокурорів суддів. Підручник п
15945. Следственные действия. Система и процессуальная форма 1.14 MB
ШЕЙФЕР СЕМЕН АБРАМОВИЧ доктор юридических наук профессор Заслуженный юрист Российской Федерации заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета. В прошлом работник органов расследования последняя должность на...
15946. Следственные действия. Основания процессуальный порядок и доказательственное значение 791.5 KB
193 Министерство образования и науки Российской Федерации Самарский государственный университет С.А. Шейфер Следственные действия. Основания процессуальный порядок и доказательственное значение. ...
15947. Доказательства и доказывание по уголовным делам проблемы теории и правового регулирования 494 KB
Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам; проблемы теории и правового регулирования. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева 1997 92 с. В монографии рассматриваются проблемы теории доказательств связанные с трактовкой понятия доказывание...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом для проведения аудиторской проверки

2. Выбор экономического субъекта аудиторской организацией или аудитором - предпринимателем

3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

4. Договор на проведение аудиторской проверки

ВВЕДЕНИЕ

Подготовительный этап аудиторской проверки включает комплекс мероприятий, которые имеют отношение как к аудиторским организациям, так и к аудируемым лицам. В данной теме освещены вопросы выбора аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом и выбора экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами. Приведено понятие письма - обязательства о согласии на проведение аудита, рассмотрено содержание договора на проведение аудиторской проверки

1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом для проведения аудиторской проверки

Предприятия и организации имеют право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки и аудиторской организации или аудитора - предпринимателя для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующих аудиту.

Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций - победителей открытого конкурса на право проведения аудиторских проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Во всех случаях при выборе аудиторской организации или аудитора - предпринимателя следует обратить внимание на:

1) наличие лицензии у аудиторской организации;

2) соблюдение принципа независимости аудиторской организации, ее руководителей и должностных лиц, аудитора - предпринимателя и аудиторов от организаций - заказчиков, их руководителей и должностных лиц, отвечающих за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, и их близких родственников;

3) наличие у аудиторской организации достаточного числа сотрудников (аудиторов) для проведения аудиторской проверки организации соответствующего размера;

5) отсутствие претензий к аудиторской организации или аудитору - предпринимателю со стороны других клиентов, лицензирующего органа, налоговых и иных контролирующих органов;

6) наличие у аудиторской организации договора страхования риска ответственности за нарушение договора на аудиторскую проверку.

2. Выбор экономического субъекта аудиторской организацией или аудитором - предпринимателем

Аудиторская организация имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки.

При выборе клиента аудиторской организации важно установить.

1. Виды деятельности организации - клиента, чтобы оценить свои возможности при проведении обязательной аудиторской проверки.

2. Размер организации - клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обособленных подразделений), чтобы понять, может ли быть скомплектована соответствующая бригада аудиторов для проведения проверки.

3. Причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую организацию для проведения проверки, - это может быть обязательный или инициативный аудит, аудит для подтверждения отчета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кредита в банке и т.п.

4. Готовность руководства организации предоставить всю необходимую информацию для проверки - руководство организации обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отчетов (письменных информаций) по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года.

5. Готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых организаций устранения выявленных нарушений.

3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее - письмо-обязательство) - это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.

Письмо-обязательство - это не просто акт вежливости, атрибут делового этикета. Составление этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности организации - потенциального клиента.

Письмо-обязательство направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа - объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.

Письмо - обязательство должно включать:

1) условия аудиторской проверки;

2) обязательства аудиторской организации;

3) обязательства проверяемой организации.

В условиях аудиторской проверки следует указать:

а) объект и цель аудиторской проверки - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;

б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;

в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.

Обязательства аудиторской организации включают:

а) соблюдение аудиторской тайны;

б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;

в) в установленные договором сроки представление аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;

г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

Обязательства руководства и сотрудников проверяемой организации:

а) предоставить для проверки все необходимые документы;

б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (неподтверждении) соответствующей задолженности;

в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;

г) предоставлять все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.

4. Договор на проведение аудиторской проверки

Договор на проведение аудиторской проверки заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности гл.39 "Договор возмездного оказания услуг", и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие как:

а) предмет договора на оказание аудиторских услуг;

б) условия оказания аудиторских услуг;

в) права и обязанности аудиторской организации;

г) права и обязанности экономического субъекта;

д) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

е) ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Наряду с этим в договор могут быть включены другие важные для сторон положения.

В предмете договора на оказание аудиторских услуг фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем, в частности при проведении аудиторской проверки - работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период.

В условиях оказания аудиторских услуг указываются:

а) цель оказания аудиторских услуг и объекты аудита, в частности филиалы и подразделения экономического субъекта (при их наличии);

б) сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

В правах и обязанностях аудиторской организации отражаются необходимость или возможность:

а) неукоснительного соблюдения при оказании аудиторских услуг требований законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов;

б) самостоятельного определения форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом;

в) проверки любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получения разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе аудита вопросам;

г) доступа в систему компьютерной обработки данных проверяемого экономического субъекта;

д) получения по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

е) отказа от проведения аудиторской проверки или отказа от выражения мнения о достоверности проверяемой отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

ж) квалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания иных аудиторских услуг, соблюдения конфиденциальности полученной информации и коммерческой тайны;

з) обеспечения сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

В правах и обязанностях экономического субъекта отражаются необходимость или возможность:

а) создания аудиторским организациям условий для своевременного и полного проведения проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации, обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи по запросу аудиторов разъяснений и объяснений в устной и письменной формах;

б) получения от аудиторских организаций информации о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для аудиторских замечаний и выводов;

в) оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В разделе о стоимости и порядке оплаты аудиторских услуг указываются:

а) порядок определения стоимости аудиторских услуг;

б) порядок и сроки оплаты аудиторских услуг, в том числе выплаты аванса либо задатка.

В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:

а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации".

3. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 8 августа 2001 г.

4. Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190.

5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности // Современная экономика и право - М.: Юрайт-М, 2006. - 328 с.

6. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 655 с.

Подобные документы

    Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Понимание деятельности аудируемого лица. Согласование условий по проведению аудита. Оценка стоимости аудиторских услуг. Программа аудиторской проверки основных средств.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Составление письма о согласии на проведение аудиторской проверки. Договор на проведение обязательного аудита между организацией и экономическим субъектом. Определение уровня существенности и аудиторского риска. Общий план и программа аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2014

    Сущность и этапы аудиторской деятельности, ее цели и задачи. Внутренний и внешний аудит, определение, процедура проведения. Оформление документации по итогам проверки. Образец составления аудиторского заключения, письма-обязательства о проведении аудита.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2009

    Понятие, основные цели и виды аудита, его роль в оценке финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Характеристика этапов аудиторской проверки, ее организация и планирование, сбор доказательств и особенности заключительной стадии.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2005

    Особенности осуществления внешнего и внутреннего контроля качества аудиторской деятельности. Правила составления письма и договора о согласии на проведение проверки финансовой деятельности предприятия. Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2013

    Цель, основные задачи, законодательная база и источники информации для аудита учета затрат. Подготовительный этап и планирование проверки учета затрат. Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудиторской проверки. Заключительный этап проверки.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Подготовка к проведению аудиторской проверки, основные этапы: отбор клиентов и согласование проведения аудита; изучение финансово-хозяйственной деятельности объекта. Порядок составления договора на проведение проверки; план, программа аудиторский риск.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2011

    Основные критерии выбора аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом. Процедуры отбора клиентов и документы, регламентирующие обязательства и ответственность клиента и аудитора. Договор на оказание аудиторских услуг, оценка их стоимости.