Как привлечь иностранные инвестиции с помощью апии. Принципы привлечения иностранных инвестиций в республику

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом сле­дует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.

Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследо­вания показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают сорев­новаться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагруз­ке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрас­ли снижение может составлять от 0% до 5%.

Более того, недавние исследования показы­вают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мо­бильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода ис­следования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секто­ров или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основ­ным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.

К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.

Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком на­логе на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.

Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по при­влечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления ино­странным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в опреде­ленных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее при­влекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относи­тельно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться факто­ром, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в ино­странной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной яв­ляется политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об ин­вестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.

Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.

За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с

Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.

С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.

Интерес к начинающим предпринимателям у инвесторов растет. Существуют даже специальные ассоциации частных инвесторов. Они поддерживают проведение различных мероприятий и форумов, благодаря которым начинающий предприниматель и инвестор могут найти друг друга.Существуют масштабные мероприятия такого рода, которые посещают инвесторы из разных стран. Более того, существуют специальные организации, позволяющие предпринимателю найти своего инвестора. На сайте таких компаний можно разместить заявку с описанием проекта и желаемым объемом инвестиций.Личные рекомендации также могут помочь найти инвесторов. Можно наладить контакты через руководителей компаний, которые уже работали с тем или иным инвестором. Эксперты также могут помочь выйти на потенциального инвестора.Правда, стоит понимать, что эффективность от подобных действий может быть не слишком высока. Тем не менее, ее можно повысить, если придерживаться тематики специальных мероприятий, учитывать стандарты и требования к бизнес-проектам. В конце концов, можно просто перенять опыт тех, кто уже смог найти своего инвестора на таких мероприятиях.Подведем итог того, где найти инвестора для развития бизнеса:
    1. Обратиться в компании или к предпринимателям, которые уже начали работать с инвесторами. 2. Принять участие в так называемом «краш-тесте» для молодых предпринимателей. 3. Посещать специальные мероприятия.

Что такое краудфантинг и как с его помощью привлечь инвесторов

В последнее время, стало популярным использование краудфантинга для привлечения инвесторов. Давайте разбираться, что это такое.Само понятие краудфантинга означает коллективное инвестирование проектов с обменом на подарки или бонусы.Происходит это так:
    1. Придумывается идея. 2. Собирается команда или возможны одиночные действия. 3. Создается проект и запускается на специальной крауд-платформе. 4. О проекте рассказывается обществу. 5. Поступают средства от других людей. 6. Идея реализовывается, инвесторы получают подарки.
Для краудфантинга пригодны далеко не все идеи. Лучше всего привлекать инвесторов таким способом в следующие темы: игры, гаджеты, кино, музыка, креативные продукты.В России можно использовать зарубежные платформы для краудфантинга.Однако есть несколько сложностей:
    большая конкуренция;языковой барьер;неактуальность идей для заграницы;нужен счет в иностранном банке;нужно быть резидентом зарубежных стран.
В России самой популярной платформой для краудфантинга можно назвать Планету, которая работает с 2012 года.Краудфантинг выгоден по нескольким причинам:
    1. Благодаря ему можно собрать средства на развитие бизнеса без кредитов. 2. Благодаря ему информацию о проекте можно донести широкой массе населения без дополнительных затрат. 3. Краудфантинг означает перепродажу и гарантию успеха продукту до его выпуска.
Возможно несколько способов:
    1. Обратиться за помощью в коммерческие и государственные организации. 2. Размещать информацию о проекте в соответствующих базах данных. 3. Принимать участие в международных мероприятиях. 4. Обратиться в агентство, оказывающее услуги по поиску и привлечению иностранных инвесторов.
Главное, чтобы проект был привлекателен и приносил стабильный доход. Лишь это интересует потенциальных иностранных инвесторов.Правда, стоит также знать и о ряде недостатков, которые возможны в работе с иностранными инвестициями.Вот некоторые из них:
    1. Инвестору необходимо будет выплачивать некоторую сумму за использование его узнаваемого и известного бренда. 2. Необходимо строго соблюдать отчетность и прозрачность деятельности для проведения международных экспертиз. 3. Иностранный инвестор может начать навязывать свое видение в стратегии развития бизнеса. Точки зрения на эти моменты могут различаться. Желательно, чтобы у предпринимателя и инвестора взгляды на развитие бизнеса, стратегии и цели, были одинаковыми. Только тогда инвестор станет надежным партнером.
Желательно привлекать не только иностранных инвесторов, но и отечественных. Таким образом можно сократить период выхода на рынок бизнеса.

Как получить инвестиции для малого бизнеса с нуля

Поиск инвестора – процесс трудоемкий, требующий уверенности, терпения, настойчивости.Каждый инвестор заинтересован в том, чтобы приумножить свой капитал. Поэтому предлагаемый бизнес для инвестиций должен быть выгоден не только предпринимателю, но и инвестору.На самом деле, найти инвестора для бизнеса с нуля можно. Главное презентовать идею так, чтобы инвестор был убежден в том, что вложения позволят увеличить капитал.Поэтому, презентуя бизнес-проект, внимание необходимо уделить следующим пунктам:
    уникальность и востребованность идеи;необходимый размер инвестиций;сроки окупаемости идеи;примерный расчет будущей прибыли;гарантии.
Если аргументы по этим пунктам будут убедительны, то инвестор обеспечит финансовую реализацию идеи.Необходимые действия для получения инвестиций:
    1. Необходим четкий бизнес-план, который будет представлен инвесторам. Люди должны понять то, что идея им принесет хорошую материальную выгоду. В этом документе следует описать деятельность компании, перспективы, рыночное место, произвести расчет вложений со сроками их окупаемости. 2. Необходимо определиться с типом инвестора и формой сотрудничества. 3. Обратиться к опытным бизнесменам за дельным советом о том, как привлечь инвесторов. 4. Найти интернет-площадки, где начинающие предприниматели могут продемонстрировать свой проект. Здесь необходимо разместить запрос на финансирование и ожидать, пока инвесторы свяжутся с автором бизнес-проекта.
Прежде чем заняться поиском инвесторов, следует тщательно подготовиться, составить подробное описание будущей деятельности. Рекомендуется привлечь экономистов, которые помогут расписать план действий. Необходимо описать технологию производства, провести маркетинговые исследования, определить конкурентоспособность, выявить рынок сбыта.К плану необходимо приложить финансовый расчет деятельности, описать сроки окупаемости, размер будущей прибыли.После этого можно приступать к поиску инвесторов.

В действующий малый бизнес

Есть несколько вариантов, которые помогут привлечь инвесторов в уже действующий бизнес:1. Обратиться в инвестиционные фонды. Для них необходимо будет составить план развития предприятия, провести анализ своей деятельности, предоставить показатели рентабельности за время работы предприятия, динамику развития.2. Банки. Они выдают кредиты на развитие действующего малого бизнеса. Правда, требования в этом случае будут достаточно серьезными. Вероятней всего, необходимо будет предоставить не только пакет документов, но и залоговое имущество.Это основные способы, которым следует уделить внимание.

Для открытия стартапа

Для реализации стартапа или масштабного проекта, предусматривающего полный производственный цикл, семейным бюджетом или мелким займом вряд ли возможно обойтись.Наибольшее финансирование cтартапы требуют в начале своего развития, когда продукт только начинает появляться на рынке и активно продвигаться.Источники инвестиций могут быть следующими: 1. Так называемые «бизнес-ангелы». Это частные лица, осуществляющие финансирование проектов за собственный счет. Этот вид инвестирования еще не слишком развит в России. Такие люди легко идут на риск в надежде получить значительную прибыль. Однако они уделяют внимание высокорентабельным и оригинальным проектам.2. Государственные программы по поддержке предпринимателей. В этом случае можно получить не только начальный капитал, но и информационную, юридическую поддержку. Конкурсы будут проводить местные организации. Преимущество отдают тем проектам, которые приносят пользу либо городу, либо его жителям.3. Фонды прямого инвестирования – организации, вкладывающие средства в рискованные проекты по производству необходимой продукции. Это так называемые венчурные фонды, распоряжающиеся деньгами вкладчиков. Соответственно они рассчитывают на получение колоссальной прибыли и длительных выплат. Эти компании готовы инвестировать средства в стартапы на любых этапах.

Деньги под проект по франшизе

Шансы на получение средств во франшизе достаточно велики. Дело в том, что те компании, которые работают по этой схеме, не так часто прекращают свою деятельность, как вновь созданные.Многие солидные франшизные системы готовы помогать своим партнерам в поиске дополнительных финансов. Они могут содействовать в получении банковского кредита или льготного кредитования с государственной поддержкой.Если франшиза с иностранным брендом, то можно выйти на международные программы и получить кредит с льготной процентной ставкой. Более того, правительства стран поощряют приобретение иностранными компаниями отечественного оборудования, услуг, товаров. Они под такие программы помогают найти средства на открытие франшизы. Экспортно-импортные банки оказывают подобные услуги.Они готовы выдать кредит компании, которая задействует продукты и сервисы национальных производителей. Западные страны предлагают международные программы содействия франчайзингу.Предприятие по франшизе может получить помощь от программ поддержки и гранты. Следует обратить внимание на международные организации.Как видите, существуют разнообразные варианты получения инвестиционных средств, в зависимости от бизнеса.

Какие разновидности инвестиций существуют. Как государству повысить привлекательность для иностранных инвесторов.

Одна из главных задач каждой компании, организации или государства – это привлечение иностранных инвестиций. Объяснить подобные стремления просто. Деньги, полученные извне, становятся мощной стартовой площадкой для реализации новых проектов и их развития. Итог – повышение прибыльности бизнеса, что очень выгодно, как для владельца, так и для инвестора, получающего прибыль. Единственная сложность – правильно стимулировать иностранные инвестиции, а здесь нужно обладать некоторыми знаниями, учитывать существующие методы и уметь их применять на практике.

Основные виды

Что такое иностранные инвестиции? По сути, это капитал (денежные средства), которые вывозятся из одного государства и вкладываются в развитие бизнеса другой страны. Основная цель подобных вложений – получение дальнейшей прибыли или определенного процента компании.

При этом формы привлечения иностранных инвестиций могут быть различными:

  • государственные. Здесь решение о передаче средств принимается на правительственном уровне, а капитал выделяется из государственного бюджета. Подобный капитал представляются в виде кредитов, займов или межгосударственной помощи;
  • частные. Такой вид вложений подразумевает передачу средств со стороны частного инвестора, который вкладывает свои личные деньги в бизнес другой страны. При этом бизнесмен самостоятельно принимает решение, касающееся объемов, сроков и условий сделки;
  • смешанные. Особенность таких инвестиций – финансовые вливания из одной страны в другую с участием государственных и частных структур.

Важно понимать, что современные инвестиции могут различаться по характеру применения. Они бывают:

  • предпринимательскими. В этом случае деньги передаются для развития конкретного вида бизнеса, а задача инвестора – получение дохода в виде дивидендов;
  • ссудные инвестиции представляю собой одну из форм кредитования, когда получатель средств обязуется выплачивать определенный процент от переданного в пользование капитала.

Но и это еще не все. Иностранные вложения можно условно поделить на портфельные, прямые и прочие. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:

  1. Прямые инвестиции – это вложения от иностранных граждан, дающие право принимать участие в управлении компанией, принятии важных решений, получении процента от прибыли и так далее. Такие отношения, как правило, носят долговременный характер и подразумевают заключение сделки на срок от одного года и более. Для лучшего понимания рассмотрим, какие вложения относятся к прямым. Их несколько:
    • покупка зарубежным инвестором части акций понравившейся компании. При этом общий объем вложений должен быть нем меньше, чем 15-20% от общего размера акционерного капитала компании;
    • реинвестирование дохода, полученного в период деятельности конкретной структуры в той части, которая соответствует доле иностранного спонсора;
    • выплата существующей задолженности или передача средств в форме кредита между основной компанией и ее «дочкой» за рубежом.
  2. Портфельные инвестиции – финансовые вливания, задача которых не контроль над компанией, а получение стабильного дохода в будущем. Такие вложения подразумевают скупку ценных бумаг в объеме, не позволяющем контролировать работу компании (как правило, до 10% от суммарного размера акционерного капитала). Кроме этого, «портфельный» вариант подразумевает покупку других ценных бумаг компании – акций, облигаций, векселей и так далее. Самое главное, такое привлечение иностранных инвестиций производится в свободной форме, то есть через продажу активов на бирже.
  3. К прочим вложениям можно отнести оформление товарных займов, получение банковских кредитов и так далее.

Из всех перечисленных выше финансовых вливаний наилучший вариант – получение прямых инвестиций. Именно они дают гарантию быстрого решения текущих финансовых проблем компании и организации сотрудничества с инвестором.

Основные проблемы

Нельзя забывать, что финансовые вливания извне могут иметь различные последствия для получателя. Так, можно выделить следующие проблемы в привлечении иностранных инвестиций:

  • резкий спад в инвестиционной деятельности компании. Как правило, по своим темпам он существенно опережает текущий производственный спад. В итоге нарушаются условия всех видов воспроизводства, капиталоемкие отрасли начинают отставать в развитии, уменьшаются объемы технического производства;
  • снижается часть общих накоплений в случае применения ВВП. При этом в качестве общего накопления стоит понимать факт «чистой» покупки услуг или товаров, которые поступили вместе с импортом, но еще не были потреблены;
  • нехватка инвестиционного капитала может привести к целому ряду проблем, когда производственные средства устаревают морально и физически. Дальнейшее развитие в такой ситуации становится невозможным;
  • технологическая структура инвестиций не способствует ускорению процессов обновления капитала. При этом часть расходов, предназначенных для обновления оборудования, будет снижаться;
  • различные регионы страны развиваются различными темпами, что становится заметным и потенциальному инвестору. Как следствие, формируется так называемая дифференциация регионов;
  • появляются большие риски, которые связаны с резким повышением цен и снижением рентабельности. Как следствие, привлечение дальнейших инвестиций из-за рубежа становится невозможным.

Государственные гарантии

Обеспечить постоянный приток капитала из других стран можно только при наличии надежной защиты инвестиций со стороны законодательной сферы. Человек, который передает свои деньги, должен быть уверен в их безопасности. В противном случае итогом будет не приток, а отток иностранного капитала. Зарубежные инвесторы будут забирать свои деньги из бизнеса, опасаясь их потерять в ближайшем будущем.

Защита интересов зарубежных инвестором может производиться:

  • путем участия в Конвенции по разрешению инвестиционных спором между инвесторами из других государств и страной, «принимающей» инвестиции;
  • через подписание межгосударственных соглашений, касающихся защиты интересов иностранных инвесторов;
  • путем внесения изменения в конституцию или создание специализированных нормативных актов, направленных на защиту интересов потенциальных инвесторов.

Любое государство, которое планирует создать положительный инвестиционный климат и привлечь средства из-за рубежа, должно не только знать перечисленные выше методы, но и успешно реализовывать их на практике. В противном случае денег можно не дождаться. Идеальный вариант, когда неприкосновенность собственности четко прописана в конституции страны. При этом экспроприация должна быть возможной только в одном случае – при грубом нарушении общественных интересов.

Кроме этого, в конституции страны должно быть закреплено право на получение компенсации и прописаны все методы урегулирования при появлении спорных вопросов. Подобные гарантийные обязательства должны распространяться не только на внутреннего предпринимателя, но и для иностранных бизнесменов. Страны, которые уделяют особую роль привлечению инвестиции, обязательно конкретизируют основные положения в нормативных актах.

Что касается межгосударственных соглашений, то в них могут быть предусмотрены:

  • различные бонусы инвесторам из-за рубежа и условия взаимной защиты капитала;
  • условия защиты иностранной собственности;
  • гарантии перевода полученной прибыли в другие страны и выплаты компенсаций в случае экспроприации собственности иностранного гражданина;
  • рассмотрение спорных вопросов, касающихся инвестиционной деятельности и так далее.

Способы повышения привлекательности для инвесторов

Но описанные выше методы не единственные. Существуют и другие способы, позволяющие привлечь инвестиции в государство:

  • улучшение имиджа страны за счет создания специальных рекламных материалов, характеризующих государство с положительной стороны. Для этих целей могут использоваться средства массовой информации, организовываться соответствующие встречи и так далее. Такие мероприятия требуют огромных затрат от государства, поэтому с целью их снижения ведется работа над развитием какой-то одной, наиболее важной отрасти;
  • предоставление полного спектра услуг со стороны государства. К таковым можно отнести налоговый контроль, упрощение процессов регистрации, оформление разрешительных документов и так далее. При этом в основе действий должны быть исключительно национальные интересы;
  • создание дополнительных условий для привлечения иностранного капитала, к примеру, предоставление дополнительных финансовых или фискальных льгот, финансовых субсидий. Основное условие – полная прозрачность всех финансовых операций и выполнение всех требований, выдвигаемых государством.

В большинстве развитых стран предпочтение отдается налоговым льготам. В государствах, которые только становятся на путь развития, чаще выбираются другие методы — снижение налоговых сборов, возврат части выплаченного налога, предоставление налогового «отпуска» и так далее. Государства, которые переживают переходный процесс в экономике, применяют такие методы, как снижение налоговой ставки, уменьшение пошлин на сырье и оборудование.

Вывод

Описанные в статье принципы подходят не только для государства в целом, но и для небольших компаний. Важно понимать, что для привлечения денег извне должна быть создана соответствующая база. Как только инвестор увидит ответственно отношение и убедится в защите своих интересов, он обязательно принесет свои деньги в страну.

В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических осо­бенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций.
"Естественно, ценность любой стратегии не в замысле, а в успеш­ной реализации. А в наших условиях успех во многом предопределяет активное привлечение иностранных инвестиций и предоставление ин­весторам политических гарантий. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится".

Иностранный капитал нужен не только как простая масса денеж­ных средств, а как важнейший канал проникновения новых мировых научно-технических достижений, технологий. Они способствуют на базе крупного коммерческого жизнеспособного инвестирования повы­шению степени адаптации национальных хозяйственных субъектов к различным товарным отношениям, рационализации их производствен­ной деятельности.

Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен, главным образом, импорт прямого производительно­го капитала, что требует разработки программы привлечения в респуб­лику иностранных инвестиций. В этом процессе /привлечении/ следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесо­образность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:

Экономическая целесообразность, которая определяется исходя из острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем; дефицита инвестиций, ограниченности внут­ренних резервов и возможностей; привлекательности условий инвести­ционных проектов с участием зарубежных инвесторов,

Социально-экономическая эффективность непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с уча­стием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления зай­мов и кредитов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

Принцип экономической и экологической безопасности, безопас­ности суверенитета должен исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики; загрязнение окружающей среды; незаконный вывоз капи­тала за пределы страны; применение отсталых технологий и техники; вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконку­рентными приемами. Применение данного принципа должно ограничи­вать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов /напр., земля/;

принципы взаимовыгодности сделок при привлечении иностранных инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику республики;



Принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объ­екты в соответствии с проводимой в Казахстане структурной и инве­стиционной политикой. Поэтому в республике утвержден список наи­более важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2,000 года. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты ин­вестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом со­стояния их экономики, места в мировой экономической системе, лиди­рующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;
- важным принципом является принцип минимального коммерче­ского риска для республики. Основой реализации его является обеспе­чение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом;

Наконец, существенную роль играет принцип максимального учета мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развито­стью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологи­ческого, финансового и других потенциалов.

Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиции. Привлечение их служит ключевым мо­ментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструк­туризации и модернизации народного хозяйства.



Кроме того, в управлении данным процессом в стране следует учи­тывать ряд глобальных факторов, имеющих притягательную силу и оп­ределяющих стратегию ее развития. Речь при этом в первую очередь должна идти о мощном потенциале республики. Наше государство яв­ляется одним из ведущих обладателей мировых запасов нефти, газа, угля и урановых руд. Развитие этих отраслей и повышение эффектив­ности управления ими требуют особого государственного внимания. Потенциальная извлекаемая ценность минерального сырья в недрах республики оцениваются в 8,7 трл долларов, в том числе разведанных запасов - 3,3 трл, прогаозных ресурсов - 5,4 трл долларов. Реформи­рование в минерально-сырьевом комплексе производится на основании соответствующих законов, а также концепции управления и регулиро­вания недроиспользованием и охраной недр.

Следующим фактором является наличие в Казахстане мощного по­тенциала по производству сельхозпродукции и возможности их экс­портирования, прежде всего зерновых культур, на центрально-азиатский рынок сбыта.

В-третьих, одним из приоритетов долгосрочной стратегии развития Казахстана становится развитие транспортной инфраструктуры. Это строительство нефтепроводов, магистральных трасс, железных дорог, морских и речных терминалов, аэропортов. Иначе говоря - это по­строение развитой сети коммуникаций.

В-четвертых, это вкладывание капитала в человеческие ресурсы. Развитость образовательного уровня населения Казахстана всегда была отличительным признаком его интеллектуального потенциала. Этот фактор представляет собой импульсивную основу конкурентоспособно­сти республики. Уже давно считалось, что наиболее эффективными инвестициями являются те, которые направлены в формирование кад­рового потенциала и развитие личности.

Эффективное и разумное использование в управлении инвестици­онной деятельностью приведенными выше принципами, а также мак­симальный учет потенциальных возможностей страны, создадут благо­приятную и привлекательную атмосферу для привлечения как ино­странных, так и отечественных инвестиций.

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска - на банк и затем - на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа - передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • - создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • - создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • - создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • - ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • - ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • - создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории - концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ - от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства - погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.