Мнение госдумы: убыточность осаго вызвана самими страховщиками. В компании не уточнили, о каких именно страховщиках идет речь

По итогам 2017 года средняя выплата в ОСАГО выросла на 10% и составила 75 763 рублей, а средняя премия показала падение на 4% — до 5 819 рублей. Данные свидетельствуют о дисбалансе в системе ОСАГО. «В ряде регионов полисы убыточны, в ряде категорий водителей - молодых, недисциплинированных - они убыточны, они очень убыточны в такси, которые эксплуатируются нещадно и 24 часа в сутки. Это математический факт», — сообщил «Газете.Ru» - глава РСА, который давно выступал за либерализацию системы ОСАГО.

Убыточность бьет не только по самим компаниям, она затрагивает потребителя, потому что страховщики начинают использовать механизмы перекрестного субсидирования.

Проблемы очевидны и для ее - Центробанка. «Банк России в последние годы предпринимал достаточно серьезные усилия для того, чтобы сделать ОСАГО удобным для потребителей страховым продуктом - за счет легкого приобретения полисов, качественного ремонта автомобиля, простого оформления документов о ДТП. К сожалению, на сегодня полностью стабилизировать ситуацию с ОСАГО пока не удалось», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе регулятора.

Трудностей на рынке ОСАГО много - потребители засыпают жалобами ЦБ и другие компетентные организации, кроме того, остаются регионы, где приходится поддерживать систему единого агента ОСАГО. Доступность полиса в таких регионах низкая, и нужны специальные административные меры по поддержанию системы оформления полисов в работоспособном состоянии. В некоторых проблемных регионах частотность судебных решений и средняя сумма выплаты явно превышает общефедеральные значения, отмечают в Банке России.

В 2017 году уже предприняты попытки улучшить ситуацию на рынке автострахования - были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО и приоритет натуральной формы возмещения в ОСАГО. Страховщики, однако, остались недовольны результатами этих перемен - по словам Юргенса, нагрузка на участников рынка из-за новых требований к их услугам существенно увеличилась. «Однако ресурсы компаний уже исчерпаны, ведь при улучшении качества не менялся тариф. Поэтому в 2018 году необходимо запустить процесс либерализации тарифов в ОСАГО», — говорил президент РСА.

Банк России констатирует, что и водителей не устраивает ситуация с ОСАГО — значительная часть жалоб связана с некорректным присвоением коэффициента бонус-малус (он повышается или понижается в зависимости от поведения водителя на дороге в предшествующий период) и его задвоением. Например, от жителей столицы и Московской области в первом квартале 2018 года в ЦБ поступило 15 279 обращений, из которых 12% относились к деятельности страховых компаний. Подавляющее большинство из этих потребителей (64,5%) жаловались на различные аспекты, связанные с ОСАГО.

Либерализация

Накопившиеся проблемы рынка ОСАГО позволит решить только комплексный подход, нацеленный на либерализацию— такой вариант предлагал РСА. Регулятор с ассоциацией согласен.

«Банк России предложил комплексную программу стабилизации ситуации на рынке ОСАГО, которая будет осуществляться в несколько этапов. Основная цель новаций - перейти в перспективе к установлению индивидуального тарифа по ОСАГО. Мы предполагаем перейти к установлению справедливой стоимости полиса ОСАГО для каждого водителя, чтобы каждый отвечал за свое поведение на дороге, за свою аварийность. Если сегодня страховая компания выбирает ставку тарифа для отдельных категорий водителей, то в измененном подходе будет устанавливаться индивидуальный тариф. Произойдет это не сразу, а поэтапно. При таком подходе перекрестное субсидирование, даже если не будет устранено полностью, сведется к минимуму», - сообщили в ЦБ.

Реформа будет проходить в несколько этапов. На первом этапе - летом текущего года - планируется актуализировать действующие тарифы за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов. Границы тарифного коридора базовой ставки будут расширены не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств - легковых автомобилей физических лиц - коридор базовой ставки составляет 3432-4118 рублей, то после принятия изменений он составит 2746-4942 рубля.
Что касается других параметров стоимости полисов, то коэффициент бонус-малус (КБМ) в новой системе будет присваиваться каждому водителю на один год; водителям, имеющим в 2018 году несколько значений данного коэффициента, будет присвоен наименьший. Кроме того, будет проведена калибровка коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя, а также в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. «Если в действующей системе тарификации используются всего 4 сегмента, то в предлагаемой - 50 сегментов. При этом для недопущения резкого скачка стоимости полисов для конкретных водителей, на этом этапе значения коэффициентов во многих сегментах будет идентичным или незначительно различающимся», - успокаивает ЦБ.

На втором этапе предлагается предоставить страховщикам возможность более мелкой сегментации потенциальных страхователей ОСАГО, вплоть до установления индивидуального тарифа каждому конкретному лицу - для этого придется скорректировать законодательство. Также Банк России хочет получить полномочия по контролю затарифной политикой страховщиков по ОСАГО, чтобы не допускать необоснованного завышения цен на полисы.

Неизбежность перемен

Сейчас речь идет не о либерализации, а о стабилизации тарифов ОСАГО, пояснил «Газете.Ru» Юргенс. «Мы ожидаем эффекта равновесности цены, который наступит когда-нибудь, стоимости полиса для всех категорий. На данный момент, если проанализировать обстановку в ряде регионов с различными категориями водителей, получается, что дисциплинированный водитель, москвич с хорошим стажем и спокойной манерой вождения платит за горячего, недисциплинированного, молодого водителя из южных регионов нашей страны. Это самый элементарный пример», — указывает он.

«Если эта кампания по стабилизации тарифов, которая начата ЦБ вместе со страховым сообществом, дойдет до индивидуализации этих тарифов (когда страховщики сами договариваются со страхователями по поводу того, сколько будет стоить их ОСАГО в зависимости от его истории вождения, двигателя машины, территории местоположения и ряда других коэффициентов), тогда вся эта история перетекает из цены, назначаемой государством и могущей быть пересмотренной один раз в год Центробанком, в цену, которая, как и на все остальные товары в нашей действительности, устанавливается рынком», — подчеркнул глава РСА.

По анализу РСА, как показывает практика стран Центральной и Восточной Европы - Германии, Франции и других стран, которые перешли на свободный тариф, возможно, сначала для ряда категорий он немного возрастет, а потом падает. «И дальше ОСАГО становится аналогом КАСКО, и при всей борьбе страховщиков за своего клиента по КАСКО компонент ОСАГО будет сокращаться. Так произошло кругом, где эта реформа была осуществлена», — привел аналогию Юргенс.

В согласны - о либерализации говорить пока рано, но задел для снижения цен есть. «Речь идет о предоставлении новых возможностей - ЦБ предпринимает меры по нормализации ситуации с доступностью полисов, плюс создает какую-то внутреннюю конкуренцию между участниками рынка, расширяя доступное для этого поле, — рассказал «Газете.Ru»представитель компании . — При наличии тарифного коридора мы можем посмотреть на конкурентов и в каких-то регионах начать спокойно снижать цены, идти навстречу потребителям».

Отрасль и технически, и профессионально готова к постепенному переходу на индивидуальный тариф, считает завкафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела , прогнозируя, что со временем понятие тарифа исчезнет вовсе.

В феврале социологи «Ромир» поинтересовалисьотношением водителей к грядущей модернизации ОСАГО. Число автомобилистов, положительно относящихся к предполагаемым переменам, составило 58%, при этом 68% респондентов заявили, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей и увеличит для «лихачей». Среди участников опроса 71% заявил, что сейчас дисциплинированные автомобилисты платят за недобросовестных водителей и за тех, кто злоупотребляет правом.

Положительный опыт в области либерализации тарифов ОСАГО уже есть в нескольких странах Европы - например, в Германии. На момент отмены госрегулирования в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО для немцев составляла почти 300 евро. Уже к 1999 году стоимость полисов снизилась примерно до 250 евро, а к 2010 году составила чуть более 200 евро. Затем падение цены прекратилось, и в 2015 году средняя стоимость ОСАГО составляла 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась, несмотря на инфляцию. По словам Игоря Юргенса, этого удалось достичь благодаря высокой конкуренции между страховщиками. Насколько перспективной окажется эта система в российских реалиях - покажет время.

Минфин считает возможным завершить процесс отказа от регулирования тарифов по ОСАГО к 2023 году - страховщики рассчитывали получить возможность самостоятельно устанавливать тарифы на «автогражданку» на два года раньше. К 2025 году Минфин хотел бы отпустить тарифы и по другим обязательным видам страхования - ответственности перевозчиков и владельцев опасных объектов.


О полной либерализации тарифов по ОСАГО не ранее 2023 года замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил вчера в Санкт-Петербурге в ходе Международного финансового конгресса. Он напомнил, что на первом этапе предстоит либерализовать коэффициенты ОСАГО: такие как КБМ (бонус-малус, учитывает аварийность водителя), возраста и стажа (КВС) и прочие (всего их восемь). Сейчас эти коэффициенты вместе с тарифами устанавливает ЦБ. «Количество обязательных коэффициентов со временем должно сократиться, добровольных - вырасти. Должен быть поэтапный переход только к добровольным коэффициентам, чтобы страховщики в итоге выставляли только те из них, которые им необходимы»,- сказал замминистра.

Также в планах - расширение тарифного коридора по ОСАГО. Напомним, ЦБ уже анонсировал такое расширение на 20% в обе стороны. Это означает увеличение «вилки» базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4 –4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб. Регулятор намерен повысить и точность определения стоимости страхования для конкретного водителя, расширив с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента КВС, в том числе и за счет экологических характеристик авто. Предполагается реформировать и коэффициент бонус-малус, привязав его не к договору, а к водителю и зафиксировать его значение на год. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, в связи с первым этапом либерализации, который ожидается уже этим летом, убыточность ОСАГО приблизится к 100%. По итогам 2017 года убыток страховщиков в сегменте ОСАГО составил 15 млрд руб.. «Соответственно, плюс 15 млрд руб. компании точно должны получить»,- заключил зампред ЦБ.

Отметим, что страховое лобби рассчитывало получить свободные тарифы по ОСАГО раньше названных Минфином сроков. «Мы рассчитывали на то, что полный переход на свободный тариф произойдет в течение трех лет,- говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.- Если же это займет больше времени, готовы обсуждать разные сценарии».

Поэтапную либерализацию на конгрессе поддержал и руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. По его словам, следует понимать, что в первое время расширение тарифного коридора приведет к повышению тарифа в убыточных для страховщиков регионах. Он предложил распространить возмещение по ОСАГО и на водителей, которые пострадали от незастрахованного виновника ДТП (сейчас в этом случае выплаты обеспечивают компенсационные фонды РСА - но только по причинению вреда жизни и здоровью). Зампред ЦБ Владимир Чистюхин на это заявил, что такой вариант приведет к обязательному базовому каско - то есть к увеличению нагрузки на потребителя. Он предложил улучшать ОСАГО за счет введения стандарта на услугу урегулирования убытка. В этом случае автовладелец мог бы за небольшую доплату получить необходимую ему расширенную услугу.

По словам главы «АльфаСтрахования» Владимира Скворцова, появление в ходе либерализации индивидуальных тарифов избавит рынок от такого понятия, как «токсичные регионы». Сейчас их 17, для продажи обязательных автополисов в них существует система «единого агента», которая распределяет убытки по страховщикам. В процессе перехода к свободным тарифам эта же система может распределять уже не регионы, а группы водителей по рынку.

Тем временем Минфин предлагает не останавливаться на либерализации только ОСАГО. Алексей Моисеев предложил заменить остальные обязательные виды страхования на вмененные к 2025 году. Вмененный вид страхования подразумевает обязательность страховки - но тарифы при этом не регулируются ЦБ. Речь идет об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) и ответственности перевозчиков (ОСОПО). В ЦБ “Ъ” сказали, что изучат это предложение.

В стремлении отказаться от обязательных видов Минфин выглядит последовательным. В действующей стратегии развития страхового рынка говорится, что «всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет его автономию воли». Отметим, что ОПО и ОСОПО приносят страховщикам несопоставимо меньшие суммы премий, чем ОСАГО. По данным ЦБ, по итогам 2017 года сборы по ОПО составили 3,1 млрд руб., по ОСОПО - 2.8 млрд руб., по ОСАГО - 222,1 млрд руб.

Повышение тарифов ОСАГО спасло рынок от неконтролируемого распада, признаки которого были заметны уже в 2014 году. Вслед за ростом реальной убыточности (до 103-105% по итогам 2014 года), надежные игроки сворачивали продажи полисов страхования автогражданской ответственности. Повышение тарифов позволит рынку избежать ухудшающего отбора - убыточность, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101%, убытки страховщиков от операций по ОСАГО будут минимальны. При этом заметно улучшится качество урегулирования убытков, вырастут выплаты потерпевшим, сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать в зависимости от изменения средней стоимости автозапчастей, практики принятия судебных решений и параметров убыточности. При этом крайне важно не допустить рост мошенничества при введении электронного ОСАГО.

В 2014 году ситуация в сегменте ОСАГО была критической - убыточность превысила 100%-ый уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, составил 103-105%. В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант. В 2013 году лишь 3 компании из топ-20 продемонстрирвали сокращение взносов в ОСАГО - Ингосстрах, Югория и Росгосстрах.

С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, убытки страховщиков будут минимальны. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101% (в случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140%, последовал бы неконтролируемый распад рынка). Заметно улучшится и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сократятся. В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%), страховые компании вновь начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, при значительном спаде продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО вырастет еще сильнее - на рынке вновь начнется кризис. Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско.

Изменение функционирования рынка ОСАГО в результате принятых поправок будет иметь положительные последствия для граждан . Выплаты потерпевшим в результате ДТП вырастут, люди смогут восстановить поврежденное имущество и здоровье. Ожидается также, что выплаты по ОСАГО будут производиться в большинстве случаев своевременно. Заметно сократятся проблемы с урегулированием убытков в виду возобновления работы закрытых ранее пунктов урегулирования убытков. Потребители будут иметь возможность приобрести полис ОСАГО в любом офисе продаж. Сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Кроме того повысится финансовая устойчивость рынка за счет увеличения присутствия надежных компаний.

Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов:

  • Изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике.
  • Изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам).
  • Изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.
От результатов введения электронного полиса ОСАГО зависит развитие ситуации на рынке . В случае, если удастся избежать мошеннических действий (например, введение некорректных данных о водителе с целю не применять повышающий коэффициент и др.), убыточность в 2015-2016 годах останется на прогнозном уровне 100-102%. При этом в будущем стоит ожидать сокращения убыточности за счет оптимизации расходов страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Если же число полисов, оформленных с нарушениями, возрастет, то убыточность ОСАГО вырастет уже в 2015 году. Кроме того, за счет появления сайтов-агрегаторов растет риск перераспределения долей рынка ОСАГО от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на невысоком уровне. Доступность полисов таких компаний повысится за счет реализации их через сеть Интернет. При этом привлекательность для клиентов будет высока за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов. С учетом обязательности прямого урегулирования убытков, при наступлении страхового события страхователи, которые при покупке полиса не обращали внимания на финансовую устойчивость страховщика, а ориентировались лишь на минимальную цену, могут столкнуться с трудностями в получении выплат.

Методика

Оценки, прогнозы и рекомендации RAEX («Эксперт РА») сделаны исходя из общего понимания ситуации и не основаны на актуарных расчетах.

Основными источниками информации в исследовании являются:

  • Статистика ЦБ РФ.
  • Данные РСА по рынку ОСАГО.
  • Усредненные финансовые показатели по компаниям, имеющим рейтинг RAEX («Эксперт РА»).
Показатели российского страхового рынка были рассчитаны на основе анализа финансовой отчетности за 2013 и 2014 годы 102 страховщиков, специализирующихся на страховании ином, чем страхование жизни. В выборку вошли компании в основном из топ-150 российского страхового рынка, суммарная рыночная доля которых по итогам 2013 года составила порядка 80% (с учетом входящего перестрахования, но без учета ОМС).

В соответствии с методикой RAEX («Эксперта РА»), бенчмарки российского страхового рынка были рассчитаны по следующим формулам:

  1. Коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резервов убытков-нетто) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто).
  2. Комбинированный коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резерва убытков-нетто плюс расходы на ведение дела и управленческие расходы) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто).
  3. Оценка скорректированного комбинированного коэффициента убыточности-нетто учитывает расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду.

Ключевые показатели рынка ОСАГО в России

Темпы прироста взносов по ОСАГО в годовом выражении составили 12,4% по сравнению с 2013 годом. В связи с увеличением тарифов, в 4 квартале 2014 года темп прироста взносов заметно выше среднегодового и составляет 22,7%, что на 7,4 п.п. выше значения аналогичного периода предыдущего года.

Одновременно растут и выплаты по ОСАГО: в 4 квартале 2014 года темпы прироста выплат составили 20,5%. Для определения реальной экономической ситуации на рынке ОСАГО необходимо оперировать значением коэффициента убыточности-нетто (в котором помимо выплат учитываются еще и резервы под будущие выплаты) и комбинированного коэффициента убыточности.

По данным из выборки RAEX («Эксперт РА») значение показателя убыточности-нетто в 2014 году выросло и составило 68,6%. Комбинированный коэффициент убыточности-нетто так же вырос и достиг 88,9%. Возросшие судебные расходы лишь частично учитываются в выплатах. Не всегда страховые компании могут разделить штрафы и выплаты по ОСАГО, взысканные по суду. В итоге заметная часть судебных расходов отражается в прочих расходах страховой организации и не учитывается при расчете убыточности-нетто и комбинированного коэффициента убыточности-нетто. По оценкам «Эксперт РА», скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2014 году превысил 100%-ый уровень и составил 103-105%.

Таблица. Усредненный показатель убыточности ОСАГО

Источник : RAEX («Эксперт РА») по данным компаний

В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант.

Темпы прироста взносов, 2013 / 2012, % График 3. Динамика взносов по ОСАГО топ-20 компаний сегмента 75 69 60 51 47 42 42 39 32 20 18 11 -12 -14 -20 СОГАЗ МАКС ЦЮРИХ УРАЛСИБ АЛЬЯНС СОГЛАСИЕ ГУТА-СТРАХОВАНИЕ АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ РЕСО-ГАРАНТИЯ ВСК СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК РОСГОССТРАХ ЮГОРИЯ ИНГОССТРАХ -40 -20 0 20 40 60 80 Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ

Темпы прироста взносов, 2013 / 2012, % 103 96 81 74 73 52 46 40 26 4 -1 -1 -4 -12 -12 -20 -23 -35 -58 ЮЖУРАЛ-АСКО РСТК СЕВЕРНАЯ КАЗНА ЖАСО СОГАЗ РОСГОССТРАХ ЮГОРИЯ РЕСО-ГАРАНТИЯ АСКО УРАЛСИБ ЭНЕРГОГАРАНТ ВСК МАКС ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ СОГЛАСИЕ ИНГОССТРАХ АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ ЦЮРИХ АЛЬЯНС СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК -100 -50 0 50 100 150 Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ

Региональные рынки ОСАГО

Таблица 1. Рэнкинг регионов России по объему взносов по ОСАГО в 2014 году


Помимо увеличения базового тарифа, были изменены территориальные коэффициенты в отдельных субъектах РФ.

В 11 регионах из топ-15 регионов по уровню выплат за 2014 год были увеличены региональные коэффициенты по ОСАГО. С 1 апреля 2014 года были увеличены территориальные коэффициенты в Камчатском крае (максимальный региональный коэффициент увеличен с 1,1 до 1,3), Республике Мордовия (с 1,2 до 1,5), Мурманской области (с 1,7 до 2,1), Республике Адыгея (с 1,1 до 1,3), Амурской области (с 1,4 до 1,6), Воронежской области (с 1,4 до 1,5), Челябинской области (с 2 до 2,1), Курганской области (с 1,3 до 1,4), Республике Марий Эл (с 1,3 до 1,4), Чувашской Республике (с 1,6 до 1,7), Ульяновской области (с 1,4 до 1,5).

В 10 регионах из топ-15 регионов с наименьшими показателями коэффициента выплат в 2014 году региональные коэффициенты по ОСАГО были снижены. Территориальные коэффициенты были снижены в Республике Дагестан, Ленинградской области, Республике Тыва, Забайкальском крае, Республике Ингушетия, Магаданской области, Чеченской Республике, Еврейской автономной области, Республике Саха, Чукотском автономном округе.

В связи с изменением территориальных коэффициентов в 2015 году ожидается стабилизация ситуации на региональных рынках ОСАГО, трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности заметно сократятся.

Таблица 2. Рэнкинг регионов России по коэффициенту выплат в 2014 году

Прогноз показателей убыточности рынка ОСАГО

Прогноз показателей убыточности рынка ОСАГО произведен с учетом влияния принятых ключевых изменений параметров функционирования рынка:
  • Увеличение лимита выплаты по имуществу со 120 до 400 тыс. рублей на одного потерпевшего с 1 октября 2014 года.
  • Увеличение лимита выплаты по здоровью со 160 до 500 тыс. рублей на человека с 1 октября 2014 года.
  • Введение таблиц выплат на случай причинения вреда жизни и здоровью. До этого действовал принцип компенсации расходов.
  • Изменение предельного уровня износа автомобиля с 80 до 50%.
  • Обязательность досудебного порядка разрешения споров по ОСАГО.
  • Актуализация справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта.
  • Повышение тарифов в октябре 2014 года (на 23-30%) и апреле 2015 года (на 40-60%).

Выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью

До введения таблиц выплат доля выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших составляла порядка 1% от совокупных выплат в ОСАГО.

Выплаты по жизни и здоровью были крайне занижены из-за сложности их получения и действующего порядка расчета (по факту расходов). По оценкам RAEX («Эксперт РА») лишь 15-20% потерпевших в результате смерти кормильца получили выплату по ОСАГО и лишь 3-5% потерпевших при причинении вреда здоровью.

На рост выплат по жизни и здоровью окажут влияние:

  • Увеличение средней выплаты за счет роста лимитов по жизни и здоровью.
  • Увеличение обращаемости граждан за выплатами по этим видам рисков (как в связи с ростом лимитов, так и в связи с облегчением процедуры получения компенсации за счет введения таблиц выплат).

Расчет годовой выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью:

С учетом опыта выплат по жизни и здоровью в ОС ОПО расчеты годовых выплат по причинению вреда жизни и здоровью выглядят так:
  • По смерти хотя бы каждого третьего погибшего в ДТП его родственники обратятся за компенсацией в 500 тыс. рублей (в случае установления порядка расчета выплаты по аналогии с ОСОПО и ОСГОП): 9 000 * 500 = 4,5 млрд. рублей
  • В среднем каждый второй раненный получит 100 тыс. рублей: 130 000 * 100 = 13 млрд. рублей
Итого: 17,5-18 млрд. рублей

Выплаты по риску причинения вреда имуществу

На рост выплат по имуществу окажут влияние:
  • Рост средней выплаты за счет роста лимитов по имуществу (за счет тяжелых «хвостов»).
  • Увеличение выплат за счет изменения предельного уровня износа автомобиля с 80 до 50%.
  • Увеличение страховых выплат за счет введения обязательности досудебного порядка разрешения споров по ОСАГО (сократится часть выплат по ОСАГО, которая проходит через «прочие расходы» за счет выплат по суду).
  • Увеличение страховых выплат за счет актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта
Расчеты годовой выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью :
  • Годовые выплаты по риску причинения вреда имуществу в 2015 году вырастут на 101% по сравнению со значением 2014 года, объем выплат составит 181 млрд. рублей.
  • В 2016 году темпы прироста выплат составят 20% (замедление за счет исчерпывания эффекта повышения лимитов, ускорение за счет очередной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта), объем выплат будет равен 217 млрд рублей.

Взносы по ОСАГО

В связи с ростом базовых тарифов, по прогнозу RAEX («Эксперт РА») темпы прироста взносов по ОСАГО в 2015 году составят 73%, объем рынка будет равен 261 млрд. рублей. В 2016 году в связи с исчерпыванием эффекта роста тарифов, темпы прироста взносов замедлятся до 21%, объем рынка ОСАГО будет равен 315 млрд рублей.

Таблица. Факторный анализ убыточности по ОСАГО

Две трети российских регионов убыточны по ОСАГО: на конец первого квартала 2017 г. бизнес по ОСАГО в 49 регионах Российской Федерации из 85 приносил убытки, свидетельствует статистика «АльфаСтрахование». Список регионов ниже.

«АльфаСтрахование» подсчитала коэффициент убыточности бизнеса по ОСАГО для регионов Российской Федерации. Коэффициент убыточности показывает, сколько рублей выплатила страховая компания на каждый рубль, заплаченный за полис ОСАГО.

Согласно закону об ОСАГО, чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была безубыточной, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%. Убыточность выше 100% говорит о несомненных убытках в ОСАГО, которые несет страховщик.

Больше года назад, на конец первого квартала 2016 г., в Российской Федерации было 36 регионов, где убыточность превышала 100%. То есть там, где страховая компания начала значительно больше выплачивать, чем собирала. На конец марта 2017 г. число таких регионов – уже 49.

Особенно примечательны Бурятия, где уровень убыточности достигает 653%, и на рубль сборов мы платим 6,5 руб. выплат, Еврейская автономная область, где выплаты достигают 3,2 руб. на каждый собранный рубль, Ингушетия, Ульяновская и Ивановская области, а также Северная Осетия-Алания и Хакасия, где платим от 2 до 3 руб. В этих регионах компания собрала 5,5 млрд руб. премии, а выплатила в них к концу первого квартала по убыткам 8,1 млрд руб. Стоит отметить, что еще год назад в «лидерской» Бурятии коэффициент убыточности достигал «лишь» 432,4%, а в Еврейской автономной области – 247,2%.

Кроме семи перечисленных, в Российской Федерации есть еще 42 региона, где убыточность ОСАГО превышает 100%. Год назад их было «всего» 36. Регионов, где убыточность ОСАГО находится в коридоре 77-100%, осталось всего 19. А еще год назад их было 23.

«Сейчас в полис ОСАГО закладывается огромный дисбаланс между стоимостью запчастей, выплатами серым автоюристам и деньгами, что получает страховая компания и на которые она должна не только создать резервы будущих выплат, но и сформировать зарплатный фонд, оплатить офис, интернет и обеспечить всю необходимую для работы ОСАГО и компании в целом инфраструктуру, - отмечает Денис Макаров, руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахование». - Существует достаточно много токсичных регионов, где страховые компании несут огромные убытки долгие годы подряд. И сейчас мы понимаем, что остаемся заложниками не только автоюристов, но и инфляции цен на запчасти и стоимость работ, ведь, по признаниям самих автосервисов, многие запчасти за последние три года выросли в цене на десятки процентов, а тарифы остались неизменными - образца 2014-2015 гг. Если ситуация не изменится, вряд ли многим участникам рынка хватит запаса капитала, ликвидности и резервов продолжать подобную борьбу за ОСАГО».

Если брать в разрезе федеральных округов, то среди самых убыточных в 2017 г. - Дальневосточный, Приволжский и Северо-Кавказский (по восемь регионов), на втором месте Центральный и Сибирский (по семь регионов), на третьем месте Северо-Западный и Южный (по четыре региона) и замыкает рейтинг Уральский федеральный округ (три региона).


Регион РФ

Коэффициент убыточности в I кв. 2017 г.

Республика Бурятия

Еврейская Автономная область

Республика Ингушетия

Ульяновская область

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Хакасия

Ивановская область

Республика Башкортостан

Воронежская область

Амурская область

Чеченская Республика

Магаданская область

Курганская область

Псковская область

Смоленская область

Республика Марий Эл

Республика Адыгея

Чукотский АО

Карачаево-Черкесская Республика

Челябинская область

Пензенская область

Волгоградская область

Республика Алтай

Алтайский край

Курская область

Республика Калмыкия

Мурманская область

Нижегородская область

Краснодарский край

Приморский край

Ростовская область

Республика Дагестан

Тверская область

Архангельская область

Томская область

Камчатский край

Республика Тыва

Республика Татарстан (Татарстан)

Красноярский край

Кабардино-Балкарская Республика

Ставропольский край

Республика Саха (Якутия)

Липецкая область

Удмуртская Республика

Хабаровский край

Республика Мордовия

Свердловская область

Рязанская область

Вологодская область

Группа «АльфаСтрахование»

Объединяет АО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования». Собственный капитал Группы составляет 14,3 млрд руб. Группа «АльфаСтрахование» входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп» (Альфа-Банк, «Альфа-Капитал», А1, «Росводоканал», X5 RetailGroupN.V.). Согласно лицензии Группа предлагает более 100 страховых продуктов, включая продукты по страхованию жизни и страхованию от несчастного случая. На территории России страховую деятельность осуществляют более 270 региональных представительств. Услугами Группы пользуются более 24,8 млн клиентов по всей России. Группа «АльфаСтрахование» имеет рейтинг финансовой устойчивости Fitch «ВВ» по международной шкале и наивысший рейтинг надежности ruAA+ рейтингового агентства «Эксперт РА».

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь.

Вокруг ОСАГО продолжают кипеть страсти. Даже после принятия поправок о натуральном возмещении они не утихают. То ли бешеная прибыль у страховщиков (тогда странно выглядит их желание с этого рынка уйти), то ли дикие убытки. Как же на самом деле?

На самом деле результаты 2016 года реально очень печальны. А итоги I квартала 2017-го, видимо, еще хуже (мы еще не видим статистику, но предварительные результаты января и февраля показывают продолжение мощного роста как коэффициента выплат, так и судебных расходов).

Создание «единого агента» и внедрение е-ОСАГО не решили проблему принципиально, так как страховые компании до сих пор демотивированы продавать в проблемных («токсичных») регионах, а убыточность эти меры не снижают. Влияние на убыточность (в том числе на скрытую ее часть - судебные и прочие расходы) поправок о натуральном возмещении мы сможем оценить не раньше 2018 года. Причем модель ремонта с заменой деталей без учета амортизации (которая будет действовать) станет дополнительным фактором роста убыточности. Иначе говоря, уровень выплат в ОСАГО даже вырастет. Тогда что дадут эти поправки страховщикам и какова реальная экономика ОСАГО?

Страховщики согласились на модель возмещения без учета амортизации, понимая, что это увеличит выплаты, поскольку предсказуемый рост выплат - это все же лучше, чем непредсказуемые расходы, связанные с мошенничеством и «серыми» автоюристами.

Еще раз надо сделать важную оговорку: автоюристы не враги рынка, они выполняют очень важную функцию - только если не начинают действовать против закона. А именно: заниматься фальсификацией документов, вступать в сговор с судьями, вводить в заблуждение пострадавших (в том числе о процедуре получения и потенциальной сумме выплаты).

Теперь посмотрим на статистику. Рост убыточности продолжался в течение всего 2016 года, а уровень выплат в первые месяцы 2017-го даже побил рекордный показатель прошлого года. Если в начале 2016 года только в семи регионах выплаты превышали 77% премий, то в конце года их стало уже 27. Рост премий по ОСАГО замедлился в первой половине года и сменился падением во втором полугодии на фоне ускоряющегося роста выплат. Коэффициент выплат уже в III квартале достиг критических значений в 72%, а в IV квартале вырос до 74%.

Важно понимать, что коэффициент выплат - это не коэффициент убыточности. То есть разница между взносами и выплатами - это не прибыль страховщиков, даже близко. К уровню текущих выплат надо прибавить будущие выплаты (по текущим договорам они будут продолжаться еще более двух лет) и расходы, в том числе судебные. Суммарно это уже больше 100%, а в ряде регионов - больше 120%. По расчетам РСА, в 2016 году было оплачено 24% убытков по текущим договорам на 42,5 млрд рублей, в 2017-м ожидается оплата 59% убытков (по договорам прошлого года) на сумму 104,6 млрд рублей, в 2018-м - 13% на 23 млрд рублей, в 2019-м - 3% на 5,3 млрд рублей, в 2020 году - 1% на 1,8 млрд рублей. Размер выплат по жизни и здоровью составит не менее 2 млрд рублей. Объем расходов на ведение дел страховыми компаниями и резервы компенсационных выплат составляют 23%, в отношении договоров 2016 года эта сумма достигает 52,4 млрд рублей. В совокупности сумма составляет 231,6 млрд рублей. Кроме того, часть судебных расходов и выплат не учтены в данном расчете. Объем собранной премии по ОСАГО по итогам прошлого года - 228 млрд рублей. Получается, что реальный уровень комбинированной убыточности превышает 103%, а в 2017 году, по нашей оценке, превысит 110%.

Первые два месяца 2017 года показали усугубление этой тенденции: премии составили 28,95 млрд рублей, а выплаты за этот период достигли 28,35 млрд рублей. При этом объем сборов вырос на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма выплат - на 38%.

Еще раз: взносы остались такими же, как в первые два месяца прошлого года, а выплаты выросли почти на 40% - такая статистика даже не нуждается в комментариях. Факторов этой динамики много: последствия повышения лимитов в ОСАГО в 2014 году, деятельность недобросовестных юридических посредников и групп страховых мошенников, а также рост уровня средней выплаты. По итогам января - февраля 2017 года средняя выплата достигла 72,7 тыс. рублей, что на 24% больше по сравнению с таким же периодом 2016 года. Средняя премия снизилась на 2% и составила 6,1 тыс. рублей.

Кроме того, продолжает расти доля автовладельцев без ОСАГО: число договоров сократилось на 3 млн в 2015 году и еще на 1,4 млн в 2016-м. Эта динамика не коррелирует с масштабом автопарка и количеством автовладельцев, то есть доля незастрахованных увеличивается как минимум второй год подряд. А это тоже означает, что на меньшее число застрахованных приходится все больше страховых случаев и выплат.

Количество компаний, работающих в этом сегменте, уменьшилось в полтора раза за два года: в 2014 году их было 99, на конец 2016-го осталось 72. Полагаю, что к концу 2017 года в сегменте ОСАГО останется не более 65 компаний.

Рынок должен выйти из кризиса - это в интересах всех, не только страховщиков и регулятора. Возвращаться в 90-е, когда не было ОСАГО? Вряд ли кто-то в здравом уме может этого хотеть. «Разборки» на дорогах, хаос и прочая жесть. Конечно, нам нужно не это, а нормальный рынок ОСАГО.