Стратегия хабаровского края. Анализ экономического развития хабаровского края. Уровень жизни населения

Долгосрочные цели и сценарные параметры социально-экономического развития Хабаровского края определены Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр
(далее – Стратегия-2025).

Главной целью Стратегии-2025 определено формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Стратегия-2025 предусматривает выполнение поставленной цели в два этапа.

Первый этап по реализации Стратегии-2025 завершен в 2015 году. Уровень достижения целевых показателей представлен в таблице 1.

На первом этапе реализации Стратегии-2025 в рамках развития экономической системы края определенных успехов удалось достигнуть в промышленном производстве и транспортной сфере.

Уровень целевых показателей инновационного сценария
Стратегии-2025 достигнут и даже превышен по демографическим показателям: рождаемость и смертность на 1 тыс. чел. населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Достижение целевых показателей социально-экономического развития
Хабаровского края

Таблица № 1

(процентов в сопоставимых ценах)

А. Среднегодовой темп роста за 2008 – 2015 гг., процентов

Показатель Факт Целевое значение
Инерционный вариант Инновационный вариант (основной)
Уровень развития экономики
Валовой региональный продукт 100,6 103,0 105,2
Инвестиции в основной капитал 99,1 104,9 109,0
Промышленность 103,2 101,6 106,5
Продукция сельского хозяйства 100,2 100,8 103,0
Оборот розничной торговли 104,4 105,1 106,3
Грузооборот транспорта 112,9 106,2 111,2
Услуги связи 101,5 110,0 112,6
Уровень жизни
Реальные денежные доходы населения 102,0 х 108,5
Реальная начисленная заработная плата 102,6 х 109,6

Б. Социальные индикаторы

Показатель 2008 год 2015 год Целевое значение
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. 1353,0 1336,4 1398,0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 18,8 13,3 12,5
Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения 18,0 19,0 27,0
Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, раз 2,4 2,8 4,5
Рождаемость, случаев на 1 тыс. населения 12,6 14,3 12,2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,0 68,7 66,0
Смертность, случаев на 1 тыс. населения 14,5 13,4 14,0
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах 8,6 5,3 4,9

Относительная неудача с выходом на предусмотренные
Стратегией-2025 целевые показатели в области экономики и доходов населения связана с выбранными ожиданиями сохранения сложившихся в период 2000 – 2008 гг. тенденций и пропорций в экономической, социальной и институциональной сферах. Предположение о высокой скорости восстановления национальной и региональной экономики после кризиса 2008 – 2009 гг. и при фундаментальном осложнении общеэкономической ситуации в стране в 2014 – 2015 гг. оказалось неосуществимым.



Тенденции экономического роста и инвестирования в экономический рост в крае претерпели существенное изменение. Если в 2000 – 2008 гг. средний за год темп прироста ВРП составлял 7,4 процента, что формировало высокую интенсивность прироста доходов бюджета и увеличения совокупного спроса, то под воздействием кризисных явлений мирового масштаба среднегодовой темп прироста ВРП в 2009 – 2015 гг. составлял только 0,6 процента, что существенно изменило возможности как краевого бюджета, так и в целом ухудшило конъюнктуру и ожидания экономических агентов. Кардинально изменились также тенденции инвестирования, что отражало необходимость пересмотра инвестиционных мотиваций.

В то же время стоит отметить, что основные макропоказатели за период 2008 – 2016 гг. имели положительную динамику (рисунок 5). Это отражает способность экономики региона противостоять внутренним и внешним вызовам, а при сопоставлении значений макропоказателей региона со среднероссийским уровнем подтверждается эффективность выбранной Хабаровским краем экономической и социальной политики.



Рисунок 5

Динамика основных макроэкономических индикаторов Хабаровского края
в 2016 году, в процентах к 2008 году

К 2017 году наибольших успехов удалось добиться в решении следующих задач Стратегии-2025:

Обеспечении загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса;

Развитии лесопромышленного и рыбоперерабатывающего комплексов;

Развитии транспортного сектора, в том числе трубопроводного транспорта;

Внедрении новых, высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения;

Повышении качества и доступности услуг общего и профессионального образования;

Улучшении демографических показателей (рост рождаемости, снижение смертности, замедление миграционного оттока населения).

Успешно реализованы крупные отраслевые проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию экономики края:

Масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов в
гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;

В целях реализации программы строительства Российского регионального самолета Сухой Суперджет 100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению Комсомольского-на-Амуре филиала АО "Гражданские самолеты Сухого": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов;

Проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительный комбинат производительностью 100 тыс. тонн золотосодержащего концентрата на месторождении "Албазино" в районе им. Полины Осипенко, гидрометаллургический комбинат в г. Амурске, обогатительная фабрика на Ургальском каменноугольном месторождении в рп. Чегдомын);

Производства по переработке древесины (деревообрабатывающий комплекс по производству 150 тыс. куб. м. пиломатериалов в п. Березовый Солнечного района, деревообрабатывающий комплекс по производству 550 тыс. куб. м пиломатериалов, 140 тыс. куб. м ДСтП, 240 тыс. тонн топливных гранул в пос. Октябрьский Ванинского района, завод по производству 150 тыс. куб. м пиломатериалов в п. Хор, завод по производству 300 тыс. куб. м лущенного шпона Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске);

Развитие транспортного комплекса (наращивание портовых мощностей по перевалке грузов в порту Ванино, ввод в эксплуатацию второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, строительство Кузнецовского тоннеля, строительство автодорожного моста через протоку Амурская);

Проекты по развитию агропромышленного комплекса (модернизация и наращивание мощностей ЗАО "Переясловский молочный завод" и ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ПЭТ линия для увеличения производственной мощности филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика – Хабаровск", тепличные комплексы в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, проекты по птицеводству, рыбоперерабатывающие комплексы и цеха в гг. Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на–Амуре, в Советско-Гаванском, Нанайском и Амурском муниципальных районах).

За период 2008 – 2016 гг. построено около 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. Введено около 3,4 млн. кв. м жилья (в 2015 году построено 449,5 тыс. кв. м жилья – максимальный объем строительства с 1990 г.).

В целях улучшения качества жизни населения введены социально значимые объекты:

1) образования (более 35 детских садов, школы, в том числе Краевой центр образования в г. Хабаровске);

2) здравоохранения (консультативно-диагностические центры в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Перинатальный центр в г. Хабаровске, больница
в п. Ягодный, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями в гг. Бикин и Советская Гавань, Центр позитронно-эмиссионной томографии краевого клинического центра онкологии, центр амбулаторного диализа г. Хабаровске, хирургический блок онкодиспансера
в г. Комсомольске-на-Амуре);

3) культуры и спорта (краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Краевой Дворец культуры и спорта "Русь", детско-юношеский клуб "Спарта" п. Переяславка района им. Лазо, крытый ледовый дворец для хоккея с мячом – арена "Ерофей", спортивное сооружение с искусственным льдом рп. Ванино, плавательные бассейны в гг. Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, дом культуры в с. Верхняя Эконь Комсомольского муниципального района, социально-культурный центр в с. Датта Ванинского муниципального района).

В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также – ТОСЭР), режим Свободного порта, комплексное развитие г. Комсомольска-на-Амуре, реализацию закона о "дальневосточном гектаре".

В крае созданы три ТОСЭР: "Хабаровск" (предусмотрено развитие производства строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности, логистики), "Комсомольск" (развитие высокотехнологичных производств, производства деталей для воздушных судов, механообработки, переработки древесины, пищевой перерабатывающей промышленности) и ТОСЭР "Николаевск" (предполагает создание производств в рыбной и судоремонтной областях).

Определена роль г. Комсомольска-на-Амуре как индустриального и инженерного центра на Дальнем Востоке. Реализуется долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, несмотря на недостижение значений ряда целевых параметров, определенных Стратегией-2025, Хабаровскому краю удалось достичь нового уровня развития. Однако, существенное изменение общих условий функционирования национальной и региональной социально-экономических систем требует пересмотра как целевых ориентиров, так и системы приоритетов Стратегии-2025.

1.2.2. Оценка реализации "майских указов" Президента Российской Федерации

Заметное влияние на динамику и приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края оказали целевые показатели и мероприятия, определенные указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года (далее – "майские указы").

"Майские указы" предусматривают достижение 43 показателей.

Система целевых показателей и мероприятий, установленная "майскими указами", на уровне Хабаровского края интегрирована в систему государственных программ края.

За 5 лет реализации "майских указов", несмотря на сложности экономической ситуации, в крае проведена серьезная работа и отмечены значительные успехи:

С 2015 года обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение 2011 – 2016 годов в крае за счет строительства, капитального ремонта и выкупа помещений создано более 7,3 тыс. новых дошкольных мест. На эти цели направлено почти 4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей – из краевого бюджета. Ведется работа по сокращению очереди для детей от 1 года до 3-х лет;

- "с нуля" сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 01 января 2017 г. – открыто 329 окон. Обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" для более 99,0 процентов населения края;

Значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. Улучшены показатели по смертности от кровообращения, онкологии, туберкулеза. Практически в 2 раза снизилась младенческая смертность (с 10,5 до 5,9 умерших на 1000 родившихся живыми). Все эти изменения существенным образом сказались на росте продолжительности жизни: по итогам 2016 года она оставила 69,13 года (в 2011 г. – 66 лет);

Меры по поддержке многодетных семей, реализуемые в крае, позволили увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,854 (Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606
"О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлено значение к 2018 г. – 1,753);

Обеспечивается выполнение плановых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

Проделанная работа отмечена и рейтинговыми агентствами. Так, согласно медиарейтингу, составленному в 2016 году компанией "Медиалогия", Хабаровский край стал одним из 10 лучших регионов России по исполнению "майских указов". По их реализации в сфере экономики регион занял 5 место, в сфере государственного управления – 8 место.

В соответствии с государственными программами края будет продолжена работа по выполнению установленных "майскими" указами целевых значений показателей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1-пр

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия , Забайкальского края и Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;

Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития .

3. Министерству экономического развития и внешних связей края ():

3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.

3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".

Срок - II квартал 2009 г.

Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (577,3 тыс. жителей, 2 место в ДФО), г. Комсомольск-на-Амуре (272,4 тыс. жителей, 3 место в ДФО).

Физическая карта

Рисунок не приводится.

2.2. Природно-климатические условия и туристско-рекреационный потенциал

Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал. Максимальная высота - 2933 м. В крае насчитывается около 1,5 тыс. больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России - Амур, много больших и малых озер.

Политико-административная карта

Рисунок не приводится.

В реках и озерах водится около 100 видов рыб. Фауна Хабаровского края насчитывает 70 видов млекопитающих и более 360 видов птиц. Лесами занято в крае более 51,2 млн. га.

Климат Хабаровского края континентальный с хорошо выраженными муссонными чертами. Зима продолжительная и суровая, сухая и солнечная. Средняя температура воздуха в январе колеблется от -22 C° на юге, до -40 C° на севере; на побережье от -18 до -24 C°. Лето теплое и влажное , средняя температура июля на юге +22 C°, на севере +14 C°. Продолжительность безморозного периода на юге края составляет дней, в центральных и северных районах от 90 до 130 дней. Годовая сумма осадков колеблется от 400 мм на севере до 800 мм на равнинах.

Туристско-рекреационный потенциал края обусловлен выгодным географическим расположением региона, его экономическим развитием, высокой концентрацией и разнообразием природных ресурсов, богатым культурно-историческим наследием.

Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природным ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур - одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.

В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).

2.3. Потенциал природных ресурсов

Минерально-сырьевая база

Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине - 50 процентов, золоту - 8 процентов, олову - 20 процентов, меди - 50 процентов, углю - 7,5 процента.

Имеются значительные запасы цветных, редких металлов, строительных материалов . Выявлены также месторождения агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

В крае выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ.

При этом следует отметить слабую геологическую изученность территории края. Геологическая съемка масштаба 1:50000, на стадии которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, проведена всего на 35 процентах территории края, что характерно для Дальневосточного региона в целом.

Водно-биологические ресурсы

Основные рыбные ресурсы Хабаровского края представлены пресноводными и морскими гидробионтами.

Пресноводные ресурсы Хабаровского края главным образом связаны с р. Амуром. Промысловое значение имеют более 30 видов рыб, 20 из которых имеют высокую товарную ценность. Это тихоокеанские проходные лососи (кета, горбуша, голец-мальма, сима), осетровые (калуга и амурский осетр), некоторые виды крупного частика (щука, сазан, верхогляд, сом, толстолоб, таймень, ленок, сиг, желтощек, лещ). Ежегодно во внутренних водоемах края изымается промыслом 5 - 9 тыс. тонн рыбы.

В прибрежных водах Татарского пролива и Охотского моря добываются лососевые, тихоокеанская сельдь (нерестовая), мойва, камбала, ламинария, крабы. Ежегодный объем вылова водных биоресурсов в прибрежной зоне составляеттыс. тонн.

Водные ресурсы

Водообеспеченность населения края одна из самых высоких в России - около 330 тыс. куб. м на человека. В крае насчитывается около 206 тыс. рек, включая мельчайшие и самые малые, общей длиной более 550 тыс. км с общим стоком почти 400 куб. км в год. Главная водная артерия - река Амур - одна из крупнейших рек России, занимающая по водности четвертое место после Енисея, Лены и Оби. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

Минерально-сырьевые ресурсы

Рисунок не приводится.

Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт. ч в год.

В крае насчитывается более 58 тыс. больших и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн. куб. м каждое.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн. куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений.

Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.

Земельные ресурсы

По результатам комплексного исследования конкурентоспособности регионов, выполненному в 2008 году автономной некоммерческой организацией "Институт региональной политики" при поддержке Министерства региональной политики Российской Федерации, Хабаровский занял 19 место из 82 субъектов Российской Федерации, по которым проводились исследования, и вошел в группу лидеров конкурентоспособности.

По исследованиям, проведенным в 2007 году Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Хабаровский край занял 10 место в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу.

Географическая структура экспорта и импорта

Хабаровского края в 2007 году (процентов) <*>

Рисунок не приводится.

<*> Без учета экспорта нефтепродуктов, произведенных на территории края.

Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.

Крупнейшими краевыми экспортерами в последние годы были ООО "РН - Комсомольский НПЗ", ООО "Альянс-Хабаровск", ООО "Хабаровская топливная компания", ОАО "Амурметалл", ЗАО "Смена-Трейдинг", ООО "Дальвторсырье", ОАО "Хабаровский судостроительный завод", ЗАО "Флора", "Аркаим".

В структуре краевого импорта наибольший удельный вес приходится на текстиль, текстильные изделия и обувь, машины и оборудование.

За последние 7 лет макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста производства товаров и услуг, инвестиций в экономику и социальную сферу (таблица N 1).

Таблица N 1

┌────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────┐

│ │Российская│Хабаровский│ Дальневосточный │

│ │Федерация │ край │федеральный округ│

│ ├──────────┴───────────┴─────────────────┤

│ │ 2007 год к 2000 году (процентов) │

└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

Валовой внутренний продукт - 162,8 148,3 155,3

сумма регионов (валовой

региональный продукт)

Индекс промышленного 148,6 134,9 151,1

производства

Инвестиции в основной капитал 226,7 226,6 в 3,2 раза

Для повышения прозрачности взаимодействия между органами исполнительной власти края и гражданским обществом в крае создаются отдельные элементы "электронного правительства ".

В 2008 году введены в эксплуатацию Web-сайт "Нормативно-правовые акты Хабаровского края", где размещены действующие акты Губернатора и Правительства Хабаровского края с 2005 года, и информационный портал государственных услуг, на котором представлены сведения по более 80-ти государственным услугам, оказываемым гражданам, и более 70-ти государственным услугам, оказываемым организациям. Создан раздел "Административные регламенты государственных услуг (функций)", в котором размещены утвержденные административные регламенты , проекты предлагаемых административных регламентов, по которым население и организации могут дать свои замечания. За 10 месяцев 2008 года отмечено 128 тыс. посещений страниц этого раздела.

Предприятия и организации широко используют раздел "Закупки" Web-сайта Правительства края, где размещается информация по процедурам заказов (извещения, протоколы и прочее) на поставки товаров, выполнения работ , оказания услуг для государственных и муниципальных нужд Хабаровского края. В 2007 году было зафиксировано 1,46 млн. посещений страниц этого раздела.

На данном Web-сайте для предпринимателей и инвесторов размещена информация о наличии свободных для организации или расширения бизнеса на предполагаемых к продаже или сдаче в аренду производственных площадей.

С 2002 года действует сайт "Малый бизнес Хабаровского края", где размещается информация, интересующая предпринимателей (нормативно-правовая, аналитическая, статистическая и др.).

Хабаровский край — в ряду динамично развивающихся дальневосточных территорий

Итоги исполнения бюджета в 2016 году

За отчетный период в регионе получено налоговых и неналоговых доходов на сумму 84,8 млрд рублей. Это на 10,3 млрд больше, чем за 2015 год. Прирост составил 13,8 %.

Налоговые поступления к уровню прошлого года увеличились на 15,3%. Сумма налога на прибыль выросла в 1,6 раза, акцизов - на 29%, налогов на совокуп­ный доход - на 5%, налога на доходы физических лиц – на 4,9%, налога на имущество организаций - на 4,4%.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов выполнено на 102,9%. Дополнительные доходы бюджета края составили 2,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступило 17 млрд рублей трансфертов (99,5% от плана).

Дополнительно привлечена дотация на обеспечение сбалансирован­ности краевого бюджета в размере 320,9 млн рублей и кредит для частичного покрытия дефицита бюджета края в сумме 651,9 млн рублей.

Бюджет края по расходам исполнен на 106,4 млрд рублей (96,8% от плана). Расходы на социально-культурную сферу составили 69,2 млрд рублей (65% от общей суммы расходов), на выплату заработной платы - 39,8 млрд рублей (37,4% от расходов).

Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Расходы на социальные выплаты составили 11 млрд рублей с ростом к уровню 2015 года на 20%.

На реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. из бюджета региона направлено 5,3 млрд рублей. Бюджетные инвестиции составили 7,4 млрд рублей.

В 2016 году велась оптимизация расходов бюджета. Сформирована нормативно-правовая база по нормированию закупок для нужд Ха­баровского края и актуализирована в сфере планирования деятельности кра­евых государственных учреждений. Эти и другие меры позволили добиться оптимизации в 1,2 млрд рублей. Управление финансовыми активами обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга на 913,3 млн. рублей.

Общая оценка социально-экономической ситуации

Макроэкономическую ситуацию характеризуют следующие показатели:

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности увеличился;

– промышленное производство увеличилось на 0,5 процента;

– грузооборот транспорта составил 115,8%;

– объем продукции сельского хозяйства увеличился на 4,2 процента;

– рост внутреннего потребительского спроса;

– снижен уровень безработицы;

Уровень жизни населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 35,4 тыс. рублей.

Реальные денежные доходы населения края составили 95,7%, реальные располагаемые доходы (за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) – 101,5 процента.

Помимо высокой динамики потребительских цен замедление роста реальных доходов населения усугубляется повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты.

Среднедушевые номинальные денежные доходы жителей края сложились в размере 31,7 тыс. рублей.

Труд и занятость

Реализация органами исполнительной власти края полномочий в области содействия занятости граждан положительно повлияла на ситуацию на рынке труда.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения составили:

— по Госпрограмме – средства краевого бюджета на активную политику занятости населения, субвенции из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан;

— по Программе дополнительных мер для трудоустройства незанятых инвалидов;

Показатели, характеризующие состояние контролируемого рынка труда Хабаровского края:

— численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан уменьшилась.

Новости

    Новую адресную программу по расселению аварийного жилья запустили власти Хабаровского края. В ближайшие годы на ее реализацию будет направлено почти 3,8 млрд рублей. Из

    Выходные данные сборника:

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    Беликова Тамара Николаевна

    преподаватель Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса», РФ, г. Комсомольск - на - Амуре

    E-mail:

    SOCIOECONOMIC PROBLEMS OF KHABAROVSK KRAI POPULATION

    Tamara Belikova

    lecturer of Territorial State Budgetary Educational Institution of Secondary Vocational Education Komsomolsk-on-Amur College of Information Technologies and Service, Russia, Komsomolsk-on-Amur

    АННОТАЦИЯ

    Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, высокая смертность, старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних.

    ABSTRACT

    Modern demographic situation in the Far East arouses certain concern. Its main peculiarities are: irresistible proportions of population reduction; low fertility not providing reproducion of population; heavy mortality; ageing of population; modification in proportion between working-age population and unemployable age population with the last as a prevailing party.

    Ключевые слова: миграция населения; жизненный уровень населения; среднедушевой доход населения; материнский капитал; социальное сиротство.

    Keywords: population migration; standard of living; per capita income of population; maternity capital; social orphanhood.

    Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения Хабаровского края. Вследствие оторванности региона от экономических, культурных и рекреационных центров страны (дороговизна транспортных услуг), ухудшения условий жизни населения и др., началась массовая миграция населения.

    По данным переписи населения, в 2002 г. на Дальнем Востоке проживали 6 млн 440 тыс. человек, в 2010 г. - на 155 тыс. меньше .

    Демографическая кривая продолжает путь вниз, и численность населения в ДФО к 2026 г. может составить 5,9 млн. чел. (столько было зафиксировано переписью населения 1970 г.), к 2050 г. - 4,0 млн. чел, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации

    Главные причины оттока молодежи с Дальнего Востока - это дороговизна жилья и неудовлетворенность зарплатой. За последние семь лет отсюда уехали 260 тысяч молодых людей - почти 15 процентов численности молодого населения. Не меньше молодых дальневосточников, как показывают исследования социологов, не скрывают намерений уехать в другие регионы.

    Рассмотрим некоторые показатели жизненного уровня населения Дальнего Востока. Уровень жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России. В 2013 г. доходы на душу населения в РФ в среднем составили 20 тыс. руб. в месяц; по Хабаровскому краю доход на члена семьи составляет 25 357 рублей, но если эти деньги пересчитать с учётом их покупательной способности, то получается 17 тыс. рублей. Стоимость электроэнергии, коммунальных услуг, транспортные затраты у нас выше. При этом жители Дальнего Востока и Забайкалья работают более напряжённо и эффективно. Валовый региональный продукт в России в среднем составляет 292 тыс. руб. на душу населения, а на Дальнем Востоке - 366 тыс. рублей .

    Рисунок 1. Среднедушевой денежный доход населения (руб/месяц) по Хабаровскому краю

    Изменение к предыдущему периоду в 2013 году составили 6,56 % с плюсом.

    Среди всех работающих именно женщины практически всегда и во всех субъектах Дальневосточного региона получали заметно более низкую заработную плату. Руководители, как правило мужчины, исходят из желания поддержать мужчину как главу семьи, не замечая, что рядом такая же «глава», но только мать-одиночка, лишенная и государственной, и мужской поддержки. Так, неся большую нагрузку и большую ответственность, женщины в целом получают меньшую признательность и государства, и общества. И получается, что Закон на бумаге, это еще не факт, даже, если это основной закон (ст. 34 и ст. 53 Конституции России).

    С другой стороны молодым людям, особенно выпускникам учебных заведений и молодым мамам очень сложно найти работу с достойной заработной платой. Приведем результаты анализа рынка труда по г. Комсомольску-на-Амуре.

    Таблица 1.

    Анализ состава обратившегося населения по КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре за январь-декабрь 2013 года

    С нарастающим итогом

    Безработные

    Наименование

    Номер строки

    Обратилось всего

    Трудо- устроено всего

    Зарегист

    рировано

    Трудо- устроено

    На конец месяца

    Численность граждан, ищущих работу

    Из строки 01: несовершеннолетняя молодежь

    Молодежь 16-29 лет

    Учащаяся молодежь

    Выпускники школ, ВУЗов

    Из них воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

    Одинокие и многодетные

    Демобилизованные из ВС

    Уволенные по собственному желанию

    Следует отметить, что количество браков, зарегистрированных в администрациях органов местного самоуправления поселений Хабаровского края, постепенно снижается (в 2011 г. - 248, в 2012 г. - 209, в 2013 - 199 браков).

    Количество расторжений брака также имеет устойчивую тенденцию к снижению: 264 в 2007 г., 190 в 2010 г., 206 в 2011 и 220 в 2012 г.

    Но в ряде областей Дальневосточного региона число разводов превышает число зарегистрированных браков на 1000 населения

    (Магаданская область, Чукотский АО).

    Показатель рождаемости (число рожденных на 1000 населения) на Дальнем Востоке стал иметь тенденцию к росту и в 2013 г. поднялся до 12,3 % (в России - 11,3 ‰) .

    Безусловно, определенную роль здесь сыграло введение материнского капитала. На 01.01.2012 г. в Дальневосточном федеральном округе выдано 14878 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. При этом 11286 чел. получили сертификаты за рождение второго ребенка и 3592 - за рождение третьего и последующих детей. Вполне вероятно, что это в определенной степени отложенные рождения.

    В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. С каждым годом при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях

    Предлагаем ознакомиться со статистикой брошенных и отказных детей на территории Хабаровского края в 2010-2013 гг. Анализ сделан на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

    По данным статистики, общая численность детского населения ежегодно уменьшается на 10-15 тысяч. При этом: 44,2 процента детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 процента детей - в неполных семьях, 6,3 процента - в неблагополучных семьях, 4,5 процента - в семьях, находящихся в социально опасном положении.

    Каждый год свыше 150 брошенных детей пополняют дома ребенка, а в школах-интернатах и детских домах (их в крае - 62) воспитываются 3308 детей. Причем количество постоянно увеличивается. И за причинами далеко ходить не надо - это асоциальное поведение родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания, насилие над детьми и другими членами семьи, бедность, безответственность за судьбу детей, отсутствие в обществе четкой системы, направленной на предотвращение семейного неблагополучия. Все это влияет на социальные процессы современного общества. И если рассмотреть конечный результат таких негативных явлений, то в конце концов появилась угроза национальной безопасности страны.

    Такова современная демографическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Ее основные тенденции находятся в русле общероссийских демографических трендов.

    Таким образом, современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются:

    · значительные масштабы сокращения населения;

    · низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, и высокая смертность;

    · старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних;

    · потери населения от сверхсмертности мужчин в молодом трудоспособном возрасте, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм;

    · кризис семьи, высокий уровень разводов;

    · миграционный отток населения.

    Это является серьезной проблемой, которая негативно отражается на социально-экономическом развитии всего Дальнего Востока России.

    Анализ результатов работы позволяет сделать следующие выводы:

    1. Устойчивость семьи падает, растет число внебрачных детей, разводов и неполных семей

    2. Увеличивается разрыв между индексами заработной платы и потребительских цен

    3. Отмечается увеличение гражданских браков при материальной незащищенности женщин и рожденных при совместном проживании детей.

    4. Наиболее незащищенной категорией граждан являются дети, затем - женщины. Заработная плата женщин ниже таковой у мужчин.

    5. Прерывание беременности без медицинских показаний как следствие социального стресса, неуверенности семьи в завтрашнем дне приняло колоссальные масштабы и является, в свою очередь, одной из причин демографического кризиса.

    6. Растет заболеваемость детей, количество брошенных детей и совершающих преступления, употребляющих наркотики.

    Специфические проблемы, характерные для большинства молодых семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей; небольшие возможности для трудоустройства и приработка.

    Мероприятия по реализации государственной семейной политики по отношению к молодой семье могут предусматривать следующее:

    1. Восстановление института традиционной (многодетной) семьи. Пропаганда ценностей семьи в СМИ и образовательных учреждениях в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов.Запрет телевезионных шоу типа «Дом-2»

    2. Детское сиротство является серьезной социальной проблемой человеческого общества и отражает бездуховность и низкий уровень культурного воспитания подростков в школе и семье. Предупреждение таких поступков через образовательные программы для старшеклассников по здоровью и развитию семьи, формирующие чувство ответственности за сексуальные связи и за таинство рождения новой жизни. Это позволит укрепить семью и предупредить многие беды.

    3. Создание условий для максимально полной реализации потенциала молодых людей нового поколения в возрасте до 30 лет. Речь идет о вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность, развитии деловой активности. Очень важно, чтобы как можно больше молодых людей рассчитывали на себя, самостоятельно создавали свои предприятия, компании, бизнес.

    4. Создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

    · развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов.Молодым семьям с возрастом супругов до 30 лет должна предоставляться ипотека по ставке не выше 7-8 процентов.

    · расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

    5. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставление финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10 %) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).

    6. Выделение материалов для индивидуального строительства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соответствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение воды, газа, электричества и т. д.

    7. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимости. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.

    8. Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    9. Разработка и реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

    10. Разработка и реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

    ·создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

    · расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

    11. Оказание адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.

    Список литературы:

    1.Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 2009. № 1-2.

    2.Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья. М. Вып. 2. 2004 г., - с. 169.

    3.Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во «Права человека», 2011. - с. 28.

    4.Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов/О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. 2008.

    5.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 2007.

    6.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи.//Социология образования. 2009 г. № 5.

    7.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г., - с. 48.

    8.Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. Хабаровск: ДВАГС, 2006 г., - с. 70.

    9.Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

    10.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

    Хабаровский край - один из самых крупных регионов Дальнего Востока (788 тыс. кв. км), население которого составляет 1,4 млн. человек. Ведущими секторами экономики Хабаровского края являются промышленность (свыше 20 процентов), транспорт и связь (около 20 процентов), торговля и строительство. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25 процентов), машиностроительный комплекс (около 20 процентов), добыча полезных ископаемых (около 13 процентов), металлургическое производство (около 12 процентов), лесозаготовки и деревообработка (свыше 12 процентов), производство пищевых продуктов (около 10 процентов).

    Как и большинство субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, Хабаровский край внутренне неоднороден. Подавляющая часть социально-экономического и демографического потенциала приходится на Амурскую долину, за пределами которой - разреженная сеть поселений и экономических центров вдоль побережья и очаги освоения во внутренних горных районах. Выделяются такие зоны опережающего экономического роста различной специализации, как хабаровская и комсомольская агломерации, Ургальская топливно-энергетическая зона, расположенная в зоне Байкало-Амурской магистрали (в западной горной части Хабаровского края), и прибрежная портово-промышленная зона, расположенная на юго-востоке края.

    В состав хабаровской агломерации входят г. Хабаровск и большинство населенных пунктов Хабаровского района. Перспективы развития хабаровской агломерации связаны с формированием многопрофильного Хабаровского научно-образовательного и финансово-промышленного комплекса.

    В рамках развития хабаровской агломерации планируется формирование единого транспортно-логистического узла, промышленного и делового центра с развитой производственной сферой и сферой услуг, среди которых большое значение будут иметь услуги образования, здравоохранения, туризма, коммерциализации научных и инновационных разработок.

    В качестве перспективных специализаций хабаровской агломерации выступают развитие нефтепереработки, производство пищевой продукции, продукции строительной индустрии, электротехнических изделий, мебели, машин и оборудования. Планируется развитие инновационно-проводящей инфраструктуры, услуг образования, здравоохранения, культуры и спорта. Индустриальный профиль экономики хабаровской агломерации сохранится в средне- и долгосрочной перспективе, что определяет необходимость создания технико-внедренческих зон. В агломерации будет сформирован транспортно-логистический комплекс общероссийского значения.

    Центром комсомольской агломерации является г. Комсомольск-на-Амуре. В комсомольскую агломерацию входят также г. Амурск и Комсомольский, Солнечный и Амурский районы. Комсомольская агломерация представляет собой крупнейший в округе промышленный узел (авиастроение, судостроение, производство боеприпасов, нефтепереработка, металлургическое производство, добыча руд цветных металлов и лесопереработка). Активно развиваются наука (технический университет, институт машиностроения Дальневосточного отделения Российской академии наук), учреждения высшего образования, проектно-конструкторские учреждения.

    Определяющую роль в промышленном производстве будет и дальше играть оборонно-промышленный комплекс, обладающий наиболее современными технологиями. Предприятиями предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных продуктов, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного, двойного и гражданского назначения. Планируются к реализации проекты серийного производства авиационных комплексов Су-35 (поколение 4++), разработки и строительства истребителя пятого поколения, среднемагистральных авиалайнеров "Сухой Супер Джет - 100".

    В судостроении помимо оборонной тематики получит развитие гражданское судостроение, строительство сооружений для морских нефтегазодобывающих платформ.

    На базе действующего в г. Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода будет построен нефтегазохимический комплекс, в г. Амурске планируется организация производства целлюлозы, осуществление ряда проектов по переработке древесины и производству строительных материалов. Будет построен гидрометаллургический завод по производству золотосодержащего сплава (сплава доре).

    В зоне влияния комсомольской агломерации расположены перспективные для освоения месторождения олова, в том числе Правоурмийское и Соболиное, имеющие общероссийское значение по запасам металла.

    Специализация Ургальской топливно-энергетической зоны - производство и экспорт электроэнергии, добыча угля и золота, лесопереработка. Ургальская зона опережающего роста - это еще один ареал роста на Байкало-Амурской магистрали (Верхнебуреинский район Хабаровского края). Здесь имеются благоприятные условия для строительства крупного Ургальского топливно-энергетического комплекса, строительство которого в зоне прохождения Байкало-Амурской магистрали основано на возможности компактного размещения группы топливно-энергетических объектов высокой производительности. Кроме производства электроэнергии и добычи угля в Ургальской зоне будут развиваться добыча и первичная переработка золотых и оловянных руд.

    Снижение рисков реализации инвестиционных проектов и развития Ургальской топливно-энергетической зоны в целом возможно в случае комплексного подхода к строительству инфраструктуры, в том числе транспортной, позволяющей Ургальской зоне интегрироваться в опорные инфраструктурные сети.

    Прибрежная портово-промышленная зона опережающего экономического развития будет формироваться на базе Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла, включающего портовую особую экономическую зону на базе порта Советская Гавань и порта Де-Кастри. Она получит развитие за счет строительства новых морских перегрузочных терминалов и формирования акватерриториальных (морепромышленных) комплексов, базирующихся на перспективных транспортно-логистических узлах, лесопромышленных, рыбохозяйственных производствах и линейно-очаговых системах расселения преимущественно на морском побережье и прилегающих районах, дополняемых континентальной транспортно-энергетической инфраструктурой. Реализация инвестиционных проектов по наращиванию портовых мощностей на территории Хабаровского края будет способствовать развитию порта Ванино, что позволит значительно увеличить объем ежегодной грузопереработки железной руды, нефти и нефтепродуктов, глинозема, леса, контейнеров и других грузов, приведет к созданию новых рабочих мест.

    Проект создания крупного транспортно-промышленного узла в бухтах Ванино и Мучке, заливе Советская Гавань базируется на освоении и разработке богатых природных ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали, в том числе Нерюнгринского и Эльнинского месторождений в Республике Саха (Якутия), месторождений Куранах, Большой Сейим и Гаринское в Амурской области, Кимканско-Сутарского месторождения в Еврейской автономной области, а также месторождений Кузбасса, что обеспечит формирование значительных экспортных грузопотоков в направлении морских портов Хабаровского края. Проекты по строительству портовых комплексов позволят прогнозировать развитие портовых мощностей Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла до 80 - 100 млн. тонн к 2025 году. Масштабное развитие портовых мощностей будет способствовать успешной реализации крупных проектов освоения месторождений как в зоне Байкало-Амурской магистрали, так и Транссибирской магистрали, что придает Ванинско-Советскогаванскому транспортно-промышленному узлу статус общегосударственного значения.

    В порту Де-Кастри продолжится формирование транспортно-промышленного узла, перспективы которого связываются с дальнейшим развитием нефтеотгрузочных терминалов, реализацией транспортных проектов, строительством предприятий по переработке древесины. Реализация на территории зоны крупных инфраструктурных проектов (строительство автомобильных и железных дорог) даст значительный импульс социально-экономическому развитию прибрежной зоны Хабаровского края, обеспечит всесезонный доступ к использованию природных ресурсов северо-восточной части края. Развитие инфраструктуры станет дополнительным стимулом разведки и освоения месторождений, повышения их экономической ценности, в том числе и в более северных районах - Тугуро-Чумиганском (с учетом развития приливной электроэнергетики межрайонного значения) и Аяно-Майском. Проект снизит транспортные издержки на обеспечение северного завоза, повысит комфортность проживания населения. Строительство железнодорожной линии повысит конкурентоспособность продукции местного производства и будет способствовать развитию профильных производств, в частности лесопромышленного комплекса, повышению качества жизни местного населения.

    Неравномерность размещения населения на территории Хабаровского края обусловлена значительной протяженностью территории, повышенной удаленностью сельского расселения населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Характерной особенностью является наличие двух крупных центров расселения - г. г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

    Формирование агломерационных форм расселения является одним из стратегических приоритетов развития региона. В настоящее время хабаровская агломерация выделяется условно, поскольку фактически групповая система населенных мест в непосредственной близости от столицы Дальнего Востока не сложилась. Общая численность населения на этой территории превышает 600 тыс. человек. Для хабаровской агломерации основным принципом стратегического пространственного развития станет развитие пригородных функций (селитебных, производственных и инновационных) в пределах примыкающей к городу зоны по 2 основным направлениям: на запад и юго-восток вдоль государственной границы Российской Федерации. Стратегическое направление пространственного развития агломерации Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный - инфраструктурная, экономическая и социокультурная интеграция отдельных ее частей. В условиях относительной автономности агломерации (удаленности от других центров расселения Дальнего Востока) усиление ее роли в системе расселения региона формируется на основе создания в пределах агломерации единой системы коммуникаций, обеспечивающей одновременно производственные и социальные функции.

    Основой транспортного комплекса Хабаровского края является развитая железнодорожная сеть, которая включает в себя Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, соединенные между собой меридиональными железнодорожными линиями Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и Известковая - Чегдомын. Транссибирская магистраль связывает сеть российских железных дорог с морскими портами Приморского края, а Байкало-Амурская - с морскими портами Ванино и Советская Гавань.

    Развитие железнодорожной инфраструктуры регионального и местного значения предполагается за счет строительства планируемой железнодорожной линии Селихин - Ныш, железнодорожной линии Постышево - Тугур к Тугурской приливной электростанции.

    Получит развитие сеть аэропортов и воздушных линий. Будет реализован проект создания международного узлового аэропорта (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый), что с учетом развития фидерной сети краевых местных воздушных авиалиний позволит повысить эффективность обслуживания трансфертных и внутренних пассажиропотоков. В первую очередь будут реконструированы аэропортовые комплексы г. г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Охотска, Чумикана, Богородска и Советской Гавани. Планируется создание Хабаровского укрупненного центра организации воздушного движения.

    Развитие опорной транспортной сети в крае будет дополнено формированием региональной сети автодорожного сообщения. Будут построены и реконструированы автомобильные дороги Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын, Аян - Нелькан - Югоренок (граница Республики Саха (Якутия)), Селихино - Гурское - Кенада - Ванино, Полины Осипенко - Чумикан - Аян, проходящие через северные районы Хабаровского края и обеспечивающие северный завоз.

    Автодороги федерального значения Хабаровск - Владивосток, Хабаровск - Находка и Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре обеспечивают выход сети российских автодорог к морским портам Приморского и Хабаровского краев и являются продолжением федеральной трассы Чита - Хабаровск.

    Строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска укрепит автомобильное сообщение сети автодорог Хабаровского и Приморского краев с федеральной трассой Чита - Хабаровск.

    Предусматривается создание постоянного грузо-пассажирского пункта пропуска Хабаровск (о. Большой Уссурийский) - Фуюань на российско-китайской государственной границе и строительство автодорожного моста через протоку Амурская, который позволит расширить внешнеэкономические связи с северными провинциями Китая и направить грузы в порты Ванино и Советская Гавань, а также в западном направлении.

    В бассейне р. Амур получит развитие внутренний водный транспорт с восстановлением пассажирского сообщения на ранее закрытых линиях.

    Комплексное развитие транспортной системы позволит осуществить создание и интеграцию логистических систем всех уровней, что обеспечит необходимое развитие товаропроводящей инфраструктуры Хабаровского края.

    Одним из приоритетных направлений развития энергетики Хабаровского края является обеспечение надежного энергообеспечения экономики и населения края. В краевом центре будет расширена Хабаровская ТЭЦ-3, построена Хабаровская ПГУ-450, осуществлено электросетевое строительство высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Хабаровская ТЭЦ-3 - Хехцир, Хабаровская ПГУ - Хехцир, Хабаровская ТЭЦ-3 - Амур и подстанции (220 кВ) Амур с заходами высоковольтных линий электропередачи (220 кВ). В целях развития электросетей г. Хабаровска будет произведена реконструкция распределительных электросетей (35 кВ) центральной части г. Хабаровска с переводом на напряжение 110 кВ.

    Важное значение для реализации проекта по созданию Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла имеет развитие Советскогаванского энергорайона. В рамках развития электроэнергетической инфраструктуры будет реализовано строительство теплоэлектроцентрали в г. Советская Гавань, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Комсомольская - Советская Гавань. Развитие энергетической инфраструктуры повысит надежность и обеспечит прирост электропотребления в портовой зоне.

    Увеличение электропотребления в связи с развитием промышленности в г. г. Комсомольске-на-Амуре и Амурске будет обеспечено за счет расширения Комсомольской ТЭЦ-3 и сооружения парогазовой установки мощностью 180 МВт на Амурской ТЭЦ.

    Большое значение для повышения эффективности и надежности энергоснабжения потребителей Хабаровского края имеет присоединение Николаевского энергоузла к энергосистеме региона за счет строительства высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Селихино - Ныш (участок Селихино - Николаевская) с кабельным переходом через р. Амур с подстанциями (220 кВ) Ягодный, Циммермановка, Де-Кастри и Мыс Лазарева.

    Реализация на территории Хабаровского края проекта строительства газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток позволит повысить надежность газоснабжения, обеспечить прогнозируемый рост потребности в природном газе потребителей края.

    Учитывая имеющуюся производственную базу и планы развития Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла необходимо развивать на территории края производство продукции для нефтегазовой отрасли в целях использования ее при реализации восточной газовой программы (буровые платформы, различные классы судов, в том числе метановозы и полупогружные буровые суда, суда ледокольного типа и так далее).

    В Хабаровском крае сформировалась устойчивая, с многолетними традициями, динамично развивающаяся система образования. Она представлена 1078 учреждениями всех типов и видов, включая 999 учреждений системы общего образования и 79 учреждений системы профессионального образования. В образовательном комплексе Хабаровского края представлены все уровни, виды и формы образования. Это позволяет предоставлять населению широкий спектр образовательных услуг.

    Дальнейшее развитие системы образования в Хабаровском крае будет связано с обеспечением возможности получения профессионального образования, соответствующего профессионально-квалификационным требованиям на рынке труда, как условия высокого уровня жизни.

    В Хабаровском крае один из самых низких на Дальнем Востоке показателей охвата детей дошкольным образованием. До 2025 года планируется строительство новых детских садов в городах, особенно в г. г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также Советскогаванском и Ульчском муниципальных районах. В связи с высокой потребностью будут открываться дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех муниципальных образованиях края. При этом будет обеспечена не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства и социального положения семей, но и повышение его качества за счет видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, развития услуг дополнительного образования, а также за счет содержания образовательных программ каждого дошкольного образовательного учреждения.

    Основным направлением развития общего образования являются формирование оптимальной сети базовых школ с филиалами и развитие профильного обучения. В Хабаровском крае проводится плановая работа по замене школьных зданий, имеющих высокую степень износа, на современные. Наибольшую потребность в инвестициях в строительство и реконструкцию новых школ испытывают крупнейшие города края - г. г. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также Ванинский, Ульчский и Хабаровский районы. Планируется строительство краевого центра образования на 1000 ученических мест с детским садом в г. Хабаровске.

    В удаленных северных районах Хабаровского края из-за климатических условий и разобщенности населенных пунктов будут использоваться такие формы обучения, как экстернат, семейное, дистанционное и индивидуальное обучение.

    Одним из факторов инновационного развития Хабаровского края является развитие начального и среднего профессионального образования посредством привлечения в профессиональные учебные заведения молодежи из других субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, а также использования имеющегося научного потенциала для усиления инновационной составляющей регионального производства.

    На базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации со специализацией на подготовке кадров для машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности.

    Система здравоохранения в Хабаровском крае одна из самых развитых на Дальнем Востоке.

    Ключевыми направлениями развития системы здравоохранения Хабаровского края являются снижение смертности, в первую очередь от болезней системы кровообращения (с 775,3 случая до 600 - 630 случаев на 100 тыс. человек), от несчастных случаев, отравлений и травм (с 239 до 100 - 150 случаев на 100 тыс. человек). Стратегическим ориентиром является увеличение доли детей, относящихся к I группе здоровья, до уровня не менее чем 40 процентов. Кроме того, необходимо решить задачи снижения коэффициента первичного выхода на инвалидность детей с 26,5 до 20 на 10 тыс. детей, снижения смертности населения трудоспособного возраста от предотвратимых причин с 837 человек в 2007 году до 600 человек в 2025 году на 100 тыс. населения.

    Решение указанных задач потребует от Хабаровского края создания высокоорганизованной, оснащенной новейшими медицинскими технологиями, высокопрофессиональными кадрами системы здравоохранения. Повышение доступности современных медицинских технологий будет осуществлено за счет расширения практики бесплатного предоставления уже имеющихся видов высокотехнологической помощи, увеличения масштабов инновационной деятельности по освоению новых медицинских технологий, что приведет к повышению уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной помощи с 10 - 20 процентов до 70 - 80 процентов.

    Важную роль в развитии здравоохранения края сыграет повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала, их постоянное переобучение и освоение передовых зарубежных и российских медицинских технологий, а также обеспечение соответствия оказания медицинской помощи населению требованиям медицинских стандартов.

    В целях повышения адаптивности системы здравоохранения Хабаровского края к изменениям в демографической структуре населения будет усовершенствована деятельность педиатрической службы, продолжено развитие института врачей общей практики, особенно в сельской местности и северных районах.

    Основными задачами в сфере культуры являются развитие профессионального искусства, улучшение кинообслуживания и расширение географии гастрольной деятельности творческих коллективов.

    Предполагается развивать филармоническую деятельность, создавать условия для художественного роста Дальневосточного симфонического оркестра и других художественных коллективов. Важным направлением развития культуры является реализация прибыльных концертных, фестивальных, выставочных и других проектов в сфере культуры, ориентированных на публику не только г. Хабаровска и Хабаровского края, но также других районов Дальнего Востока, Байкальского региона и приграничных стран.

    В рамках сохранения и развития библиотечных систем планируется создать корпоративную систему общедоступных библиотек и построить новое здание Дальневосточной государственной научной библиотеки.

    Кроме того, будет продолжена работа по расширению музейной сети, укреплению материально-технической базы музеев, увеличению экспозиционных площадей и фондохранилищ, модернизации музейного и технического оборудования, внедрению в музейную практику новых информационных технологий, а также поиску новых форм музейного обслуживания. Планируется создание краевого центра реставрации по различным видам музейных экспонатов. Создание реставрационного центра поможет обеспечить сохранность уникального памятника древней культуры "Петроглифы с. Сикачи-Алян".

    Важным направлением развития культуры края является расширение перечня услуг, предоставляемых учреждениями культуры северных районов. Для этого будет организована деятельность межпоселенческих кинотеатров, сохранена муниципальная киносеть, которая будет переведена на видеоносители. Здания многих учреждений культуры северных районов края будут реконструированы.

    К 2025 году в Хабаровском крае планируется увеличить долю населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 23 процентов. Предполагается увеличить обеспеченность спортивными сооружениями, в том числе: плоскостными сооружениями - до 47,6 процента (2007 год - 43,2 процента), спортивными залами - до 30,4 процента (2007 год - 23,7 процента), плавательными бассейнами - до 9,3 процента (2007 год - 7,6 процента).

    Для туристско-рекреационного комплекса Хабаровского края наиболее перспективными направлениями развития являются:

    создание лечебно-рекреационных туристических центров на базе термоминеральных вод и лечебных грязей;

    проведение речных круизов;

    создание рекреационных зон в пределах крупных городских агломераций.

    Лечебно-рекреационные туристические центры планируется создать на базе имеющихся в крае Тумнинского и Анненского термальных источников, относящихся к бальнеологической группе азотно-кремнистых термальных вод. Имеется все необходимое для развития курортно-рекреационного комплекса: ценная минеральная вода, прекрасный ландшафт, богатые флора и фауна, относительно развитая опорно-базовая инфраструктура, устойчивое транспортное сообщение и расположенные рядом населенные пункты с незанятым населением.

    Наиболее перспективные направления развития санаторно-курортного лечения и рекреации - бальнеотерапия, грязелечение, применение минеральной воды, климатолечение (аэро- и гелеотерапия). Ландшафт и рельеф прилегающей к источникам территории являются дополнительными факторами для организации трасс лечебно-оздоровительных прогулок (терренкуров) продолжительностью до нескольких часов, а также для организации экскурсионной и туристической деятельности.

    Развитие зон лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма кроме социально-демографического аспекта даст толчок для развития таких инфраструктурных составляющих, как сеть транспортного сообщения (автомобильные дороги, объекты энергетики и инженерные коммуникации), а также повышения уровня занятости местного населения в этой и сопутствующих областях (торговля, питание, изготовление местных сувениров и прочее).

    Развитие речных и морских круизов в крае рассматривается как перспективное направление. Необходимо отметить, что одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе р. Амур является главной достопримечательностью Хабаровского края. В бассейне р. Амур сосредоточена большая часть имеющегося природного и культурно-исторического туристического потенциала. В зоне амурского водного пути находятся обширные территории Хабаровского края, Амурской, Еврейской автономной и Читинской областей, а также северо-восточного Китая. Возобновление круизного движения в крае будет способствовать вовлечению в экономический процесс целого ряда муниципальных районов края - Комсомольского, Николаевского, Нанайского, Ульчского и Хабаровского. Это позволит создать дополнительные рабочие места и повысить занятость, в том числе коренных малочисленных народов Севера, проживающих в долине р. Амур.

    Как перспективное направление развития туристического комплекса Хабаровского края рассматривается создание рекреационных зон вокруг крупных городских агломераций. В данном случае речь идет о создании удобных подъездов к объектам отдыха, парковок для автотранспорта, обеспечении высокого уровня санитарной гигиены в местах отдыха, наличии объектов проживания и питания, а также объектов спортивно-развлекательного характера.

    Кроме того, предполагается создание рекреационных зон в пределах крупных городских агломераций, в частности в Хабаровском районе. Получит развитие горнолыжная рекреация в Комсомольском, Солнечном и Хабаровском районах. Эколого-туристический комплекс будет построен в районе имени Лазо (Сихотэ-Алинь). Рекреация будет развиваться на острове Большой Уссурийский и в окрестностях государственного природного заповедника Большехехцирский.

    Повышение уровня и качества жизни населения Хабаровского края, защита социально уязвимых слоев населения являются приоритетными задачами до 2025 года.

    Дальнейшее развитие жилищного строительства в Хабаровском крае необходимо рассматривать в контексте геостратегических интересов России на Дальнем Востоке. Основой государственной политики в вопросе обеспечения жильем граждан является создание условий, которые позволят удовлетворить потребность в жилье экономически активной части населения, возможных переселенцев из других регионов страны, соотечественников, проживающих за рубежом, а также оказание эффективных мер государственной поддержки тем категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить свою жилищную проблему самостоятельно. Комплексная застройка новых жилых микрорайонов с необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, развитие малоэтажного строительства и деревянного домостроения приведут к увеличению объемов жилищного строительства, повышению комфортности и доступности жилья, что обеспечит закрепление населения в Хабаровском крае.

    Предполагается сформировать специальный жилищный фонд, предназначенный для предоставления гражданам по договорам социального найма, осуществить проектирование домов с невысокой стоимостью строительства, эксплуатации и потребления коммунальных услуг.

    Государственная политика стимулирования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры на территории Хабаровского края будет учитывать дислокацию производительных сил и концентрацию населения в зонах опережающего экономического развития.

    Особенно важным для развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является глубокая модернизация и обновление коммунальной электроэнергетической инфраструктуры. Для этого в целях создания равных условий экономического развития территорий изолированных энергорайонов на федеральном уровне будет осуществлен комплекс мероприятий по переводу на более экономичные виды топлива энергоснабжающих предприятий децентрализованной зоны обслуживания и введена система коммерческого учета электроэнергии. Кроме того, будет улучшена ситуация с обеспечением качественной питьевой водой потребителей за счет применения новых технологий подачи, повышены надежность работы систем водоснабжения и водоотведения, качество очистки питьевой воды и уровень очистки сточных вод.

    Для обеспечения водоснабжения малых поселений будет реализована программа развития нецентрализованных систем водоснабжения и создания условий для снабжения населения бутилированной питьевой водой.

    В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения и снижения себестоимости выработки тепла в отдаленных населенных пунктах Хабаровского края будет продолжаться перевод котельных с жидкого топлива на уголь и модернизация котельных и сетей теплоснабжения с высокой степенью износа. Приоритетным направлением будет строительство мини-теплоэлектроцентралей в отдаленных населенных пунктах и реконструкция трубопроводов тепловых сетей.

    Планируется совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом и повышение качества работы коммунальных систем.

    Показатели социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях N 3 и 4.