Каким может быть регулирование рынка. Методы косвенного государственного регулирования. Альтернативные концепции ГРЭ

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.


Объекты регулирования - совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Конкуренто-рыночная;

Корпорационная;

Государственная;

Межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально - техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно - технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально - экономические и научно - технические программы;

Хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально - экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

Введение

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Рыночная экономика не способна самостоятельно заниматься ликвидацией данных проблем, именно поэтому важной и актуальным является рассмотрение роли и основных рычагов государственного регулирования рынка.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: первые две теоретико-аналитические и третья представляет собой практическое рассмотрение темы, с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Объектом исследований будут основные средства, меры и рычаги регулирования рынка. Предметом разработок для практического исследования темы будет автомобильный рынок России, а именно рассмотрение роли субсидирования государством ОАО «АВТОВАЗ» как одного из средств регулирования рынка.

Целью работы является исследование роли государственного регулирования рынка, его путей и мер. Основные задачи - исследование понятия рынок, его функций и механизмов, теоретический обзор сути, роли и функций государственного регулирования рынка, его объектов и направлений, основных средств и методов регулирования, изучение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства как основных рычагов регулирования рыночной экономики, практическое рассмотрение роли государственного регулирования на примере ОАО «АВТОВАЗ». Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование путей и мер государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование рынка

Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

В современной экономике существует множество определений понятия рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок - это экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок - это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.

По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.

По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.

По правовому положению: легальный, теневой и т.д.

По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1).

Рисунок 1 - Место государственного рынка в национальной экономике

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической теории различают следующие функции рынка:

Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.

Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.

Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2 - Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

Способствует обострению социальных отношений равенства;

Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

Не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

Не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма рынка выделяется государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование рынка - это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении, а также с целью решения социальных проблем.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1) определяет рыночное равновесие (E 1) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T). Hо при данной цене спрос (Q d2) значительно меньше прежнего (Q e1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше прежней (P e1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P - за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P -).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + - P e1 ,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - (P - = P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P - , но меньше прежней равновесной P e1 . Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + - P e1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e2 будет меньше прежней P e1 .

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2), либо на более высоком (P 1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.