Основной недостаток подушного обложения петра i. Какие налоги ввел Петр I в России (Московии)

Согласно сделанным еще до революции подсчетам (П.Н. Милюков), за время царствования Петра прямые и косвенные налоги возросли в пять с половиной раз, и эта цифра не учитывает еще огромную инфляцию.

Рассмотрим новые налоги, введенные Петром.
1. Орленая бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждения должны были подаваться на гербовой бумаге).
2. Сбор на рождение (родился ребенок - плати).
3. Сбор на похороны (помер близкий - плати).
4. Сбор на заключение брака.
5. Сбор на составление завещания.
6. Налог на пшеницу.
7. Налог на свечи.
8. Налог с владельца лошади.
9. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его - плати).
10. Налог на конские хомуты.
11. Налог на упряжные дуги.
12. Налог на ношение бороды.
13. Отдельный налог на ношение усов.
14. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
15. Налог на домовладение (в Москве).
16. Налог на ульи (по всей России).
17. Сбор с покупки кровати.
18. Банный сбор (с каждой баньки).
19. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
20. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой - плати).
21. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
22. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
23. Налог на арбузы.
24. Налог на огурцы.
25. Налог на питьевую воду.
26. Налог на продажу лошадей.
27. Налог на частные рыбные ловли.
28. Налог на покупку гробов.

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство — Ингермандландская канцелярия во главе с А. Д. Меншиковым . В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конюшни и площадки, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги . Всего с населения взималось до 30 различных налогов.

* * *

История налогов и налогообложения в России

Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных при¬четников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

Экзотичен, хотя и несколько более осмыслен налог на цвет глаз, введенный при Петре в Башкирии в начале 18 века.

За черные и карие глаза там платили 2 алтына, за серые глаза приходилось платить 7 алтын, за зелёные и голубые по 10 и 13 соответственно. Суммы эти очень велики: 13 алтын - это 39 копеек, для сравнения подушная подать с крепостного, введенная примерно на 20 лет позже, когда рубль подешевел почти вдвое, составляла 74 копейки. То есть это мера, сравнимая с годовым подушным обложением.

В "Новых Известиях " журналистка Альмира КОЖАХМЕТОВА переврала эту меру так:" Во времена Петра I царские чиновники, увлеченные сбором податей, ввели в Уфе ряд новых налогов, в том числе и самый экзотический – налог на карие глаза. Такой цвет глаз был почти у всех местных жителей, и потому чиновники решили, что собираться он будет исправно. Что и происходило какое-то время, пока возмущение башкир не вылилось в бунты, и налог отменили".

Не был этот "генетический" налог направлен против башкир, которые, будучи в основном черноглазыми или кареглазыми, облагались по низшей ставке налога.

По сути своей это РАСОВЫЙ НАЛОГ, направленный против притока РУССКИХ крестьян и колонизации ими плодородных земель, очень негусто населяемых кочевниками-башкирами в пределах, намного более ширрких, чем современная Башкирия. Современная Челябинская область, южный Урал, значительная часть Приуралья были в конце концов освоены этими крестьянами и стали промышленным и аграрным регионом. Процесс этот продолжался весь 18 и 19 век.

Другое дело, что такой налог, по сути своей дискриминационный, антирусский, а в конце концов втягивающий и башкир в плату за собственные расовые признаки.

Этакая справедливость по Петру: наказать русских за бегство на окраины, а заодно заработать немного и на башкирах.

Брить или не брить — вот в чём вопрос!


6 апреля 1772 года в России был отменен введенный Петром I налог на бороды.



С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.
В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.
Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали. Были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения.


А согласно указу 1705 года все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.
Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».
Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только двум людям в российском государстве — московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя и боярину Михаилу Черкасскому из уважения к его преклонным годам..
Дочь Петра — Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии.


Лишь Екатерина II в 1772 году отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».



О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков


На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел без мотчания, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город, отнюдь не пропускать. И о том для ведома по воротам с сего великого государя указу прибить письма, а в города к воеводам послать его великого государя грамоты, а к бурмистрам памяти, а в Разряд о посылке послушных грамот, а в ратушу к бурмистрам о посылке ж послушных указов послать памяти, с подкреплением: буде они воеводы и бурмистры, станут в том чинить кому поноровку и им воеводам за то быть в опале, а бурмистрам в наказаниях и в разорении без всякой пощады. А буде кто из царедворцев и из градских жителей и из приказных и из посадских людей похочет ходить с бородою, и ему б для взятья знака ехать к Москве и явиться в приказ Земских дел; а в сибирские и в поморские города знаки послать с Москвы.

Орфография текста изменена в соответствии с современными нормами, но для звучания речи XVIII века отдельные слова оставлены в характерном написании той эпохи. Пунктуация подлинника сохранена без изменений.

Бояре возвращаются от царя Петра I, остригшего им бороды. Гравюра. 1894
документы
  • «Ведомости». Первый номер первой русской печатной газеты. 2 января 1703
  • Россия при Петре Великом. Воспоминания И.-Г. Фоккеродта. 1737
  • Правление царей Петра I Алексеевича и Ивана Алексеевича. Извлечение из книги Г.А. Шлейссингера «Полное описание России…». 1687
  • Указ Петра I о сборе редкостей и их покупке у населения от 13 февраля 1719 г.
  • Указы о сборе рукописей и печатных книг от 20 декабря 1720 г. и 16 февраля 1722 г.
  • Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным». 1785
  • Попечение Петра Великого о российских летописях. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным». 1785
  • Заведение Кунсткамеры. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным». 1785
  • Создание модели и отливка памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Извлечение из труда И.Г. Бакмейстера- 1782. 1786
  • Гром-камень и его перевозка в Санкт-Петербург. Извлечение из труда И.Г. Бакмейстера. 1786
  • Великое посольство. 1697—1698. Петр I в Голландии. 1697. Отрывки из воспоминаний Я.К. Номена. Первая четверть XVIII в.
  • Открытие памятника Петру I в Санкт-Петербурге. 7 августа 1782 г. Извлечение из труда И.Г. Бакмейстера. 1786
  • Введение нового календаря Петром I. Извлечение из дневника И.А. Желябужского. 1700
  • Прошение сенаторов к царю Петру I о принятии им титула «Отца отечества, императора Всероссийского, Петра Великого». 22 октября 1722
  • Петр I на Истьинском заводе. Воспоминания П. Миллера. Начало 1740-х гг.
  • Великое посольство. 1697—1698. Въезд русского посольства в Кенигсберг. 18 мая 1697. Описание приема посольства Г. фон Бессером. 1697
  • Стрелецкий бунт. 1698.. Пытки и казни стрельцов. Извлечение из «Дневника путешествия в Московию». И.Г. Корба. 1698—1699
  • Стрелецкий бунт. 1698.. Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб. 1699
Статьи
  • Дело царевича Алексея Петровича. 1716—1718. Извлечение из сочинения В. Бергмана «История Петра Великого». 1833
  • Введение гражданского шрифта в России. 1708. Историческая справка
  • Азовский поход. 1696.. Победа русской армии под Азовом. 1696. Извлечение из сочинения Г.З. Байера. 1768
  • Стрелецкий бунт. 1682.. 1768. Убийство бояр. Извлечение из сочинения А. П. Сумарокова. 1768
  • 8. Понятие «налогообложение». Соотношение понятия налогообложения с понятиями налог и сбор.
  • 9. Функции налогов и налогообложения.
  • 10. Государственная налоговая политика.
  • 11. Налоговая система и система налогов и сборов в Российской Федерации.
  • 12. Виды налогов и сборов по законодательству Российской Федерации.
  • 13. Налоговая система Великобритании и сша.
  • 14. Налоговая система Испании и Швейцарии. Сравнительная характеристика.
  • 15. Основные черты налоговых систем Германии и Франции.
  • 16. Общая характеристика налоговых систем восточно-европейских стран.
  • 4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:
  • 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
  • 33. Порядок исчисления и уплаты налогов (сборов).
  • 35.Налоговый период. Порядок определения.
  • 49. Налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля.
  • 50. Учет налогоплательщиков.
  • 51. Налоговые проверки.
  • 52. Камеральная налоговая проверка.
  • 53. Выездная налоговая проверка.
  • 54. Документы, оформляемые налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
  • 55. Оформление результатов налоговой проверки.
  • 56. Проведение осмотра, экспертизы в ходе мероприятий налогового контроля.
  • 57. Основные требования, предъявляемые к оформлению протокола, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
  • 58. Участие в мероприятиях налогового контроля переводчика, понятых и других специалистов.
  • 59. Понятие и содержание налоговой тайны.
  • 60. Понятие и виды налоговых правонарушений.
  • 61. Формы вины за совершенные налоговые правонарушения.
  • 62. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 63. Производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 64. Административные правонарушения в сфере налогового законодательства рф.
  • 65. Понятие налоговой санкции.
  • 66. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • 67. Давность взыскания налоговых санкций
  • 68. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
  • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение
  • 69. Виды налоговых правонарушений, связанных с непредоставлением или неправомерным не сообщением сведений налоговому органу
  • 70. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
  • 71. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
  • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • 72. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • 73. Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней
  • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
  • 74. Общая характеристика Налогового кодекса рф
  • 75. Правовая характеристика государственной пошлины
  • 76. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
  • 77. Общая характеристика региональных налогов и сборов
  • 78. Общая характеристика местных налогов и сборов
  • 79. Понятие упрощенной системы налогообложения
  • 80. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 81. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • 82. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • 84. Тенденции развития налогового права в Российской Федерации. Самостоятельность налогового права как отрасли права.
  • 3. Налогообложение в Петровскую эпоху.

    В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов. Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

    Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

    В царствование приемников Петра I кардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

    При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

    Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов. Был отменен налог на соль (1880), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

    Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894). Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

    Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога. В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам. При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

    Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

    В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы - до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

    Начало XX в. для России - период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались - только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

    Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

    Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму - почти 80 тыс. руб.Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр.265-266

    Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей - по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.Толкушкин А. В. «История налогов в России. -- М.: «Юристь», 2001, стр. 45

    Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

    В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

    С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино - 973 292 руб., клеймение кубов - 14 432 руб., табачная продажа - 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр. 264

    Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

    Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

    В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

    В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

    Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486

    I.Косвенные налоги и акцизы

    1. Таможенные (внутр.и портовые)

    2. Кабацкие

    3. С клейменья кубов

    4. Табачные (и трубочные)

    5. Конские пошлины с продажи

    6. С клеймения хомутов

    7. С мостов и перевозов

    8. Привальные и отвальные

    9. С весчих товаров

    Итого косвенные налоги и акцизы:

    II.Оброки и откупы государственных имуществ

    1. С дворцовых волостей

    2. С рыбных ловель

    3. С оброчных земель и сенных покосов

    4. С ледокола и водопоя

    5. С откупных статей наддачи

    6. С продажи скотины и кож

    7. С отписных лавок

    8. С продажи виногр.,чихиря и овощей

    III.Промысловые сборы:

    1. С торговых бань

    2. С разночинцевых бань

    3. С мельниц

    4. С постоялых дворов

    5. С лавок, полков, кузниц

    6. С найма извозчиков 10й доли

    7. С разных промыслов

    8. С приезжих в Москву возов

    Итого промысловых сборов:

    IV.Пошлины:

    2. С письма крепостей

    3. Печатные

    4. Гербовая бумага

    5. С неуказанного платья и бород

    6. Канцелярские мелочные

    Итого пошлин:

    V.Регалии

    2. С денежных дворов

    3. Почтовый доход

    VI. Прямые сборы

    1. С татар, самоедов и лопарей ясашных

    2. С казанских татар ведомства Кудрявцева

    VII. Сборы разных учреждений и областей

    Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

    Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

    Причины проведения реформы

    Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
    Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
    В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
    Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
    Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
    Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
    Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
    Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
    Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
    Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
    Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

    Этапы проведения налоговой реформы

    Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
    В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
    С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
    Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
    Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
    В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
    В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
    В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
    Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
    Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
    Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

    Историческое значение реформы

    Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
    Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
    Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
    Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
    Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

    Петра часто вспоминают за его вульгарность.

    После его визита в Англию, парламент был вынужден выплатить крупную сумму на ремонт изгаженного дома, в котором проживал Петр

    Потребовалось шесть месяцев, прежде чем зловоние улетучилось. Петр ел руками, пукал и рыгал на публике, и вообще сильно не утруждал себя приличиями.

    Его гости захлебывались в вине – до такой степени, что кто-нибудь из них умирал от интоксикации, либо вываливался зимой на улицу, где и замерзал на смерть.

    Петр желал, чтобы русские дамы выглядели так же сексуально, как и западные женщины.

    Он приказал им носить платья с открытыми плечами и грудью. Если женщина отказывалась пить – он и его дружки зажимали ей нос и заливали вино прямо в горло.

    После посещения западной Европы, Петр твердо решил переделать Россию на западный образец – но не так, как это делают современные российские политики. Когда он пришел к власти, Россия была в периоде упадка. Петр изменил направление развития российской истории, переделав налоговую систему, занявшись стимулированием экономики и децентрализацией государства.

    До реформ Петра, многие деревенские дома и наделы пустовали. Сотни людей слонялись без дела, они не работали и не платили налогов.

    Податями облагалась пахотная земля, как при монголах. У крестьян не было стимулов к тому, чтобы совершенствовать сельхоз инструменты, старые непродуктивные земли покидались.

    Существовал налог, взимавшийся с крестьянского дома [с одного «дыма» - прим. переводчика], поэтому крестьянские семьи объединялись и делили общее жилье. Две, три семьи использовали преимущества проживания в одном доме, который облагался одним налогом.

    Царские сборщики податей отреагировали на это тем, что стали облагать налогом каждую внешнюю дверь, обнаруженную в доме. Крестьяне ответили тем, что заколачивали лишние двери.

    Все это означало, что семьи крестьян не будут расширяться, строить новые дома, возделывать новые земли. Безделье и безработица доминировали во всем. Налог с сохи и налог с дыма подорвали экономику страны.

    Петр изменил налоговую систему, отменив обе эти подати и установив единую подушную подать со всего мужского населения. Свободные крестьяне платили более высокую подушную подать, чем крепостные.

    Крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа – объект нематериальный. Как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили. Новый налог не мешал проявлению инициативы.

    Крестьянин, который работал продуктивно и обзаводился новыми сельхоз инструментами и землями, мог оставить у себя заработанное сверх обязательств перед государством. В этом отношении о Петре говорили как о человеке, в котором был дух Адама Смита.

    Но к удивлению Петра, эти новые налоги не принесли большой прибыли. Количество мужчин указанных в переписных грамотах, давало лишь отрывочное представление о количестве мужчин, способных работать. Множество крестьян избегали переписи, подкупая царских чиновников.

    Петр решил провести новую перепись. Он знал, что в каждом городе и монастыре находятся толпы безработных, не переписанных бродяг. Безделье было образом жизни большой части общества.

    Петр приступил к решению проблемы как Диоклетиан. Каждый будет либо работать, либо платить налоги. У безработного было четыре выбора: платить подушную подать, стать крепостным и жить без податей, поступить на государственную службу - военную либо гражданскую, либо стать рабом на галерах.

    У большей части бродяг был выбор только между галерами и жизнью крепостных. Стать крепостным, очевидно, было лучшим вариантом.

    С точки зрения правительства крепостные не освобождались от податей – подушную подать каждого из них должен был выплачивать государству его хозяин. Крепостные крестьяне были освобождены от необходимости персональной выплаты налогов, за что расплачивались потерей личной свободы.

    Отряды крепостных начали разбухать – землевладельцы были принуждены принимать каждого, кто хотел стать крепостным. Но каждый новый раб, желая того или не желая, приходил к новому господину с грузом податных обязательств, которые теперь должен был оплачивать его хозяин.

    Поэтому землевладельцы требовали соответствующей власти над своими новыми рабами. Россия стала страной крепостных и их хозяев, каждый из которых сам был государевым холопом. Величайшая автократия современного мира появилась как инструмент, гарантировавший сбор налогов, так же как и в поздней римской империи.

    У Петра была армия, курировавшая сбор податей. Три раза в год чиновник, обученный на военный манер, посещал землевладельцев, чтобы провести аудит их дел и сосчитать количество душ в их подчинении.

    Помещиков, заподозренных в уходе от налогов, колесовали. В древние времена русский сборщик податей отрезал бы такому помещику нос или ухо, но Петр был более изобретателен. Растягивание человека на колесе и переламывание его позвоночника было более современной казнью – ни крови, ни прочего безобразия.

    На подушной подати Петр решил не останавливаться. Он нашел возможным обложить податями все, даже церковь . Когда ему требовалось железо для пушек – он отбирал у церкви столько церковных колоколов, сколько было необходимо, и переплавлял их. Он обложил налогами всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани.

    В том, что касается частной жизни человека, он обложил налогами рождение, свадьбы, похороны, бороды, отказ от крещения и ввел особый налог на тех, кто не был членом православной церкви.

    Единственный налог, который он упустил – налог на смерть. Также непонятно, по какой причине он не обложил налогами поместья и наследство. Вся торговля – внутренняя и внешняя – была обложена налогами.

    Был введен гербовый сбор – на коммерческие документы, юридические и прочие акты, фиксировавшиеся на специальной гербовой бумаге, которую правительство продавало по смехотворно высоким ценам.

    Были введены гос. монополии на торговлю солью, соленой рыбой, табаком, множество товаров продавались по завышенным ценам. Короче, был раскупорен неистощимый фонтан налогов на все и вся. Приведенный перечень ни в коей мере не является полным.

    Для управления этим фонтаном налогов, Петр организовал особую емкость под названием Сенат. Сенат состоял из десяти суперчиновников, ответственных за изобретение новых способов увеличения государственного дохода. Военные кампании Петра были весьма дороги. Ему всегда не хватало денег и он постоянно подгонял, угрожал и давил на Сенат, требуя больше и больше денег.

    Петр не церемонился с частным капиталом, также как и правители Советского Союза до перестройки.

    Но отъем частной собственности был не таким же легким, как превращение всех собственников в рабов. Русское золото бежало из страны, находя более привлекательные объекты инвестирования в Амстердаме, Лондоне и Париже.

    Частный капитал не отягчен любовью к родине – он всегда ищет наиболее безопасные и прибыльные гавани. Петр издал законы, препятствующие бегству частного капитала, подобно современным системам таможенного и валютного контроля, но эффективно контролировать их исполнение невозможно. Изворотливые всегда найдут способ обойти наиболее жесткий закон.

    С момента, когда Петр ввел жесткую систему таможенного контроля, и до сегодняшнего дня, профессиональные контрабандисты вывозят из России ее золото с минимальными рисками.

    Россия была совсем не привлекательна как для внутренних инвесторов, так и для внешних. У Петра не было возможности одалживать денег ни у кого. Он модернизировал Россию благодаря обращению ее в тотальное рабство с помощью налогов. Он не нагрузил государство внешними долгами, поскольку у него не было возможностей получить займ.

    В то время, как и сейчас, мало кто верил в платежеспособность русских. Лишь незадолго до падения царского режима у многих стран появилась эта вера, и в то время на биржах всего мира стали продаваться облигации царского правительства.

    Сегодня наследники тех незадачливых инвесторов оклеивают ими стены туалетов. К удивлению многих, в конце восьмидесятых Советское правительство выступило с предложением о выкупе царских обязательств.