Договор о приобретении акций дополнительного выпуска. Преимущественные права покупки дополнительных акций. Увеличение уставного капитала

При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.

Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:

— подписка (открытая или закрытая);

— конвертация;

— распределение среди акционеров.

Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.

Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.

Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.

Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.

В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг

Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.

Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.

Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).

1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) анкета эмитента;

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;

5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;

6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;

7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;

8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;

11) иные документы предусмотренные Стандартами.

Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате.doc или.rtf с изменениями с учетом новых положений.

В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг

Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.

Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:

1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;

6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;

8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

10) опись представленных документов;

11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.

Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.

Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.

ВНИМАНИЕ : не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.

Наша компания поможет Вам зарегистрировать дополнительный выпуск ценных бумаг. В услуги по регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг входит консультирование на этапах эмиссии, подготовка пакета документов, подача пакета документов в регистрирующий орган и получение документов о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Торги на биржи, исходя из своей конкретной , а именно из заработка средств, предоставляют возможности не только частным инвесторами и инвестиционным компаниям, но и, возможно даже в первую очередь, предприятиям.

Предприятия могут реализовать свои ценные бумаги для того, чтобы увеличить собственный оборотный капитал. Распределяться этот капитал может соответственно любой из сформированных перед компанией задач.

Такой задачей может быть как закупка нового оборудования для производства, так и создание филиальной сети, расширение действующей, ремонт материально-технической и инфраструктурной базы. Также сюда входят маркетинговые задачи и управление человеческими ресурсами.

Для выполнения всех поставленных целей и используются деньги, которые были получены в результате продажи акций и облигаций. Стоит сразу же провести различия между данными типами документации


Виды бумаг

Акция представляет собой вид ценной бумаги, предоставляющий своему владельцу право на часть уставного капитала компании. Определяется данная часть путем пропорционального количества имеющихся на руках бумаг.

Каждый квиток представляет собой имущественной право на небольшую частичку фирмы. Соответственно, чем больше подобных квитков в распоряжении одного лица, тем большей частью фирмы он владеет.

Сам факт владения приносит ему доход исходя из расчета дивидендов. Дивиденды выплачиваются как по обычным, так и по привилегированным акциям. Разница между ними состоит в цене одной единицы, а также в дивидендах и голосах. По обычным дивиденды платятся только по результатам успешного отчетного периода, привилегии же получают деньги всегда. Первые могут голосовать на собрании акционеров, вторые — нет. Именно собрание акционеров и принимает решение о выплате дивидендов на основании финансовой отчетности за прошедший период.

Облигации имеют другой механизм. Здесь инвестор вносит средства в долг фирмы, а та обязуется выдать эту сумму по истечению установленного срока, прибавив к ней проценты по периоду. И акции и облигации могут быть перепроданы на вторичном рынке.

Выпуск акций

Эмитент — это компания, которая выпускает свои собственные ценные бумаги. Это может быть как международная корпорация, так и локальный завод областного масштаба. Основное требование это формирование организационной структуры. Выпуск может производить только акционерное общество — ОАО или ЗАО.

Эмиссия является процессом выпуска активов. Выпуск может быть произведен как на биржу, так и на внебиржевой рынок. Вне биржи торгуются те ЦБ, которые не смогли собрать достаточный объем и подтвердить надежность по требованиям биржи.

Процесс эмиссии происходит в несколько этапов. На первом этапе, действующее руководство принимает решение о том, что оно должно выпустить активы. Затем происходит перестройка предприятия в новое юридическое лицо — акционерное общество. Проходит аудит и прочие проверки. Затем начинается процедура листинга — проверки и расчета выпускаемых акций. И лишь после этого компания попадает на биржу, заплатив госпошлину за регистрацию в органах.

Налог на выпуск

Любое предприятие, выпускающее свои ЦБ должно их обязательно зарегистрировать в государственных органах. Здесь же с них будет взиматься и государственная на регистрацию ценных бумаг.

Госпошлина на регистрацию уплачивается в соответствии согласно пп.53 п.1 ст.333.33 НК РФ. По состоянию на 2016 год, полный список действий, за которые должны быть изъяты суммы следующий:

  • За факт регистрации одного акта выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, — 0,2 процента номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 рублей;
  • По факту производства эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, — 20 000 рублей;
  • За государственную регистрацию отчета об итогах производства акций и облигаций, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, — 20 000 рублей;
  • За оформление проспекта ценных бумаг (в случае, если государственный реестр вывода (дополнительного вывода) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась оформлением их проспекта) — 20 000 рублей;
  • За государственную активизацию оформления российских депозитарных расписок, оформления опционов эмитента — 200 000 рублей;
  • Оформление проспекта российских депозитарных расписок, опционов эмитента (в случае, если государственная регистрация выпуска российских депозитарных расписок, размещения опционов эмитента не сопровождалась регистрацией их проспекта) — 20 000 рублей;
  • По фактам законности изменений, вносимых в решение о размещении эмиссионных ценных бумаг и (или) в их проспект, — 20 000 рублей.

Анализ собственной деятельности

Проведя первичное размещение и реализовав собственные активы, предприятие переходит к анализу проведенных операций. В целом существует один главный критерий успеха выхода. Это то, насколько прогнозируемые ожидания совпали с реальной торговой действительностью.

Полученный в результате выхода на рынок капитал может быть сразу же использован для выполнения поставленных задач по расширению работы или маркетинговых изысканиям.

В случае несоответствия прогнозам и недостаточному финансированию, а также для дальнейшего расширения, предприятие способно провести новый, дополнительный акт вывода своих акций на фондовый рынок.

Осуществляется это в определенной последовательности, а происходит это за счет разделения имеющегося капитала, либо по факты выкупа у держателей предыдущего тиража ЦБ.

Процесс производства ценных бумаг

Первым этапом становится вышеописанное принятия решения об эмиссии. Первый акт производится учредителями, второй же посредством голосования акционеров, либо по принятию выпуска советом директоров.

Совет директоров также выпускает соответствующий документ, постановление, в котором и проводится ревизия действующего положения, а также приводятся мотивы такого действия.

Решение о выпуске – документ, содержащий информацию, имеющую основания для установления конкретного объема прав, закрепленных определенной сертификацией. Законодательно, публикуемое решение о дополнительном выпуске эмиссионных сертификатов обязано соответствовать следующим пунктам:

  • Полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
  • Дата принятия решения о размещении;
  • Наименование органа управления эмитента, принявшего решение о размещении;
  • Дату утверждения решения о производстве;
  • Вид, категорию (тип) ценных бумаг;
  • Права владельца, закрепленные документацией;
  • Условия выхода на рынок;
  • Количество сертификатов в данном тираже;
  • Указание о типе ЦБ: именные, либо на предъявителя;
  • Номинальную стоимость товара;
  • При документарной форме прилагается описание или образец сертификата;
  • Возможные иные сведения.


Регистрация выпуска

При утверждении документа о запуске новой партии активов, фирма переходит у к государственной регистрации. Пошлина, уплачиваемая за данные действия указана в одном из предыдущих разделов.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для оформлениея. Присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер – цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный тираж определенной партии документации.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственного внесения в реестр активов. За достоверность информации отвечает эмитент.

Основаниями для отказа в государственном оформлении и регистрации проспекта являются: нарушение эмитентом законодательства, несоответствие требованиям законодательства; внесение в проспект ЦБ или решение о выпуске ЦБ ложных либо недостоверных сведений.

Причины отказа

Банком России был сформирован список из причин отказа. Здесь приводятся наиболее часто совершаемые эмитентами ошибки, на основании которых им и предъявляется отказ на внесение в реестр эмитированных ими ЦБ.

  • Представлен неполный комплект документов для государственного внесения производства ЦБ и отчета об итогах вывода ЦБ, размещенных при учреждении акционерного общества, созданного на базе имущества должника.
  • Отчет об итогах проведения размещения акций утвержден раньше решения о размещении акций.
  • В решении о эмиссии указана информация о правах владельцев акций вывода, не предусмотренная «Стандартами эмиссии».
  • Из представленных документов не следует, что эмитент является собственником недвижимого имущества, внесенного в оплату уставного капитала общества.

04.06.2018

В последние годы многие акционерные компании, желая привлечь инвесторов или просто расширить свои возможности в сфере конкуренции, вынуждены увеличивать свой уставной капитал и выпускать дополнительные акции. Наша очередная статья расскажет читателям об основных стадиях данной процедуры.

Дополнительный выпуск акций

Уже само название этого процесса говорит нам о его сути. Дополнительный, то есть являющийся дополнением к чему-либо (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.) . В данной ситуации речь идет об акциях, выходящих в свет дополнительно к уже существующим ценным бумагам.

Таким способом АО, как правило, наращивает уставной капитал. Цели у данной процедуры могут быть самые разные: расширить число владельцев, начать преобразование общества, провести реформы, привлечь денежные средства третьих лиц и так далее.

Закрытая подписка

Данная подписка - это распространенный вариант выпуска акций. Она проводится исключительно среди ограниченного круга лиц. Положение ЦБ РФ № 428-П говорит, что перечень этих субъектов может быть сформирован с указанием на их категорию или даже на Ф.И.О. То есть любой желающий никогда не сможет стать обладателем этих ценных бумаг. При этом есть два способа осуществления подобной подписки: среди конкретно установленной группы субъектов, где акционерам дано исключительное право на приобретение новых акций, либо только между владельцами «старых» акций.

Кстати, непубличная организация может использовать только закрытый вид размещения. В свою очередь, публичная компания, наряду с закрытой - вправе использовать ещё и открытую подписку. Разрешение на использование закрытой подписки даёт общее собрание. Для этого необходимо, чтобы за неё проголосовало не менее 3/4 собственников голосующих акций. Впрочем, Устав компании может предусматривать необходимость и гораздо большего количества голосов. Стоит также отметить, что только общее собрание вправе разрешить распространение привилегированных бумаг по закрытой подписке для наращивания уставного капитала.

Следующий интересный момент заключается в том, что внутренняя корпоративная подписка очень часто применяется в качестве защиты от рейдерских атак . Например, рейдеры создают своеобразный плацдарм и скупают акции у нелояльных собственников. В ответ на это общество проводит закрытую подписку допакций. И тогда перед захватчиками встает дилемма: принять участие в приобретении новых бумаг и незапланированно потратить крупные суммы, либо смириться с потерей позиций. И зачастую рейдеры вынуждены отступить.

Способ оплаты акций

Чаще всего новые акции оплачиваются деньгами. Они перечисляются на расчетный счет юрлица в банке. При этом их стоимость не может быть ниже номинальной цены (Решение Арбитражного суда г. Санкт- Петербурга и Ленобласти по делу № А56-52046/2013 от 16.10.2013 года) .

Далее, приобретатели вправе платить за акции станками, материалами, зданиями, недвижимостью, имуществом или другими ценными бумагами, а также правами, которые можно оценить в денежном эквиваленте. Например, довольно часто в производственных АО подобные акции оплачиваются недвижимостью, административными зданиями, крытыми складами, мастерскими, цехами, средствами производства и так далее (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59- 2709/2017 от 21.09.2017 года) .

В этом случае, Совет Директоров обязан оценить вещи, либо права. Кроме того, для данной процедуры нанимается профессиональный оценщик, а стоимость имущества (или прав), определенная Советом Директоров, не должна превышать цены, зафиксированной в отчете оценочной компании.

И наконец - зачет денежных требований. Он также широко применяется при оплате допвыпуска. Точнее сама эмиссия, зачастую, организуется именно для погашения задолженности. Например, у акционерного общества возник долг перед третьим лицом. Уже в суде стороны достигли мирового соглашения: должник увеличит уставной капитал и выпустит акции путём закрытой подписки. В свою очередь, кредитор получит эти акции в собственность. Далее проходит собрание, оно решает выпустить бумаги в пользу кредитора и заключить с ним договор об отступном.

Кстати, иногда в подобных случаях происходят судебные тяжбы между АО и некоторыми из его собственников. Например, кто-то из акционеров не согласен с решением общего собрания. Он подает в суд и требует признать незаконным его решение. При этом акционер ходатайствует о применении обеспечительных мер с целью запретить АО исполнять решения собрания. И хорошо, если он выигрывает дело. Однако, когда в конечном итоге арбитраж признает решение общего собрания законным, то акционерное общество вправе подать иск к несговорчивому собственнику и потребовать взыскать с него убытки, возникшие в результате замораживания дополнительной эмиссии. И суд, однозначно, взыщет деньги с незадачливого владельца акций (Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57- 19371/2016 от 09.03.2017 года) .

Увеличение уставного капитала

Решение о размещении

Прежде чем размещать очередные акции, нужно убедиться, что учредительный документ содержит норму об объявленных . Последние, по своей сути, не являются каким-то особенным видом ценных бумаг. Это всего лишь зафиксированная в Уставе возможность размещать определенное числа дополнительных акций. Наряду с указанием их количества, учредительный документ может содержать данные об их типе, стоимости и правах, которые они предоставляют.

Если же учредительный документ не упоминает о подобных бумагах, то юрлицо не вправе выпускать и новые. Только акционеры на собрании могут внести в Устав фразу об объявленных акциях. Подобным образом собственники как бы контролируют свой Совет Директоров. Последний же распределяет акции в количестве, не превышающем число объявленных, указанное в Уставе.

Поэтому перед тем, как выпускать очередные ценные бумаги, собрание должно зафиксировать в Уставе положение об объявленных акциях. После госрегистрации данных изменений, следует приступать к вопросу о размещении бумаг. Подобное решение может приниматься как Советом Директоров (далее - СД), так и владельцами на собрании. В обоих случаях оно облекается в протокольную форму. При этом СД (или наблюдательный совет) может просто инициировать вопрос о выпуске допакций и вынести его рассмотрение собственников (Протокол Совета Директоров ПАО «Кубаньэнерго» № 247/2016 от 29.07.2016 года), либо самостоятельно принять такое решение (Протокол Совета Директоров ОАО «ФСК ЕЭС» № 179 от 19.11.2012 года) .

Утверждение и регистрация решения о дополнительном выпуске

От решения о размещении акций необходимо отличать решение об их выпуске. Последнее должно быть принято не позднее 6 месяцев после решения о размещении. Решение о выпуске утверждается Советом Директоров (Протокол Совета Директоров № 3 ОАО «Усть- Среднеканская ГЭС от 09.02.2011 года) .

Далее оно подписывается директором общества и скрепляется оттиском печати. Данный документ имеет форму установленного образца, с ним можно ознакомиться в Приложении 11 к Положению ЦБ РФ № 428-П. После оформления решения, заполняется заявление на госрегистрацию. К заявлению прикладываются анкета фирмы, выписка из ЕГРЮЛ, копии протоколов и устава, расчет стоимости чистых активов, квитанция об оплате госпошлины, а также другие документы, перечисленные в Положении ЦБ РФ.

Надо помнить, что решение оформляется в 3-х экземплярах. Кроме того, заявитель обязан скрупулезно соблюдать все правила оформления бумаг. Если, например, документ состоит из нескольких листов, то его следует прошить, пронумеровать, а также поставить подпись и оттиск печати.

Госрегистрация дополнительного выпуска

Она происходит не позже 3-х месяцев со дня ратификации решения о выпуске акций. Для этого компания опять же подаёт в ГУ ЦБ РФ заявление по установленной форме, анкету, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о госрегистрации организации, решение о выпуске в 3-х экземплярах, копии всех протоколов, учредительных документов юрлица, платежное поручение об оплате госпошлины, опись и так далее. С полным списком документов можно ознакомиться в регламентах Центробанка.

Госрегистрация осуществляется управлением ЦБ РФ. Если замечаний нет, то оно направляет заявителю соответствующее уведомление, проспекты ценных бумаг и решения о выпуске со своими отметками.

Но так бывает далеко не всегда. Если эмитент допускает ошибки или нарушения в ходе оформления бумаг, то управление ЦБ РФ обязательно откажет компании в регистрации выпуска. Чаще всего отказ следует из-за отсутствия в решении сведений о порядке оплаты акций, либо в результате предоставления недостоверной информации об адресе местонахождения общества или регистратора акций. Кроме того, заявители иногда не указывают разбивку акций по типам и не обеспечивают в интернете свободный доступ к финансовой информации (Решение Арбитражного Суда Самарской области по делу №А55-1382/2016 от 06.06.2016 года) .

Размещение акций

Зарегистрировав допвыпуск, АО может приступить непосредственно к реализации своих акций. Распределение новых ценных бумаг среди действующих владельцев происходит при помощи записей на их счетах.

Само по себе размещение является обычной бухгалтерской проводкой. Записи разносятся по лицевым счетам субъектов. Каждый из них получает акции того же типа, которые ему уже принадлежат.

В случае же размещения акций с помощью закрытой подписки, между определёнными лицами, не являющимися собственниками, происходит фактическое отчуждение акций. Оно может предусматривать оплату деньгами, имуществом, правами или даже зачетом денежных требований к АО. Для этого заключаются соответствующие договоры и открываются лицевые счета для новых собственников.

Регистрация отчета

Акционерная компания создает и направляет отчет в уполномоченное управление ЦБ РФ. Срок для его предоставления не должен превышать 30 дней после окончания периода размещения, указанного в решении о выпуске акций. А если компания разместила их раньше этого времени, то она должна направить отчет не позже 30 дней после распределения последней ценной бумаги.

Отчет предоставляется не сам по себе, а в комплекте документов. Прежде всего ответственное лицо опять же заполняет заявление по установленной форме. К нему прикладывается сам отчет, копия протокола органа, который принял решение о выпуске, справку о выполнении фирмой требований по раскрытию информации, квитанцию об оплате госпошлины, а также опись документов.

Как правило, отчет утверждается гендиректором. Впрочем, в некоторых компаниях утверждение отчета относится к компетенции Совета Директоров или даже общего собрания.

Изменение Устава

Заявитель вносит соответствующие поправки в Устав юрлица только после завершения распределения новых акций. Это решение принимает собрание (либо СД, если, конечно, он имеет такие полномочия).

Получив отчет о выпуске, ответственное лицо должно заполнить форму Р13001, приготовить лист изменений, либо вообще Устав в новой редакции и заверить его у нотариуса. Следует также оплатить госпошлину в сумме 800 рублей и получить квитанцию.

Заявитель предоставляет сформированный пакет в ИФНС, которая отвечает за регистрацию юрлиц и ИП в субъекте РФ, либо в ближайшее МФЦ. При наличии у заявителя ЭЦП он может отправить документы через сайт Госуслуг.

Надо сказать, что некоторые субъекты хозяйственной деятельности полагают, что, сдавая документы в налоговую инспекцию, они могут не прикладывать отчет об эмиссии. По их мнению, это противоречит закону. Но ИФНС в подобных ситуациях всегда отказывают представителям АО и не регистрируют изменения. Тогда юристы компаний идут в суд и проигрывают дело. Арбитраж, как правило, встаёт на сторону фискальных органов и подтверждает их правоту (Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-6370/2016 от 13.05.2016 года) . Поэтому мы рекомендуем читателям все-таки прикладывать данный отчет к заявлению в ИФНС.

Краткие выводы

Подводя итоги, следует сказать, что сама по себе процедура увеличения уставного капитала путем довыпуска акций достаточно подробно изложена в нормативных актах. Однако обстоятельность изложения далеко не всегда делает процесс понятным и доступным для людей.

Положение ЦБ РФ и федеральные законы содержат очень много нюансов, в которых сложно разобраться даже профессионалу. А судебная практика по таким делам достаточно противоречива. Поэтому мы настоятельно рекомендуем акционерам не полагаться на себя и знания своих (пусть даже и очень грамотных) юристов, а доверить данный процесс профессионалам, которые годами работают на рынке ценных бумаг.

Это позволит собственникам провести выпуск ценных бумаг и увеличение уставного капитала достаточно быстро и безболезненно.

Все регионы Центральный федеральный округ (г. Орел) Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург) Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону) Волго-Камский регион (г. Казань) Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород) Юго-Восточный регион (г. Самара) Крымский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

Все темы 1. 2. О регистрации отчетов об итогах выпусков ценных бумаг 3. О регистрации выпусков ценных бумаг 4. О регистрации проспектов ценных бумаг 5. Об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг 6. О приостановлении эмиссии ценных бумаг 7. Об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска 8. О присвоении выпускам ценных бумаг государственных регистрационных номеров 9. О возобновлении эмиссии ценных бумаг 10. Об аннулировании выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг 11. Об отказе в государственной регистрации отчетов об итогах выпусков ценных бумаг 12. Об отказе в государственной регистрации проспектов ценных бумаг 13. О регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг 14. Об объединении дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг 15. О регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг 16. О направлении предписаний, по результатам мониторинга процедуры эмиссии ценных бумаг 17. О присвоении идентификационного номера выпуску ценных бумаг 18. О направлении уведомления о необходимости устранения нарушений законодательства в ходе эмиссии 19. О проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в эмиссионных документах 20. 21. О признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся

Найдено документов: 11

    Сотников Виктор Иванович

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 19.03.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес Сотникова Виктора Ивановича выдано предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества "Челябинская швейная фабрика "Одежда" в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    Басырова Фларида Гиниятовна

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 19.03.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес Басыровой Флариды Гиниятовны выдано предписание об устранении нарушений требований главы XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    ЗАО "Остров Сахалин"

    В адрес ЗАО "Остров Сахалин" направлено предписание о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ПАО "ПБТФ" в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации от 25.02.2019.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Дальневосточный федеральный округ (г. Владивосток)

    ПАО "ПБТФ"

    В адрес ПАО "ПБТФ" направлено предписание о запрете на совершение действий, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.3 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Дальневосточный федеральный округ (г. Владивосток)

    Общество с ограниченной ответственностью ФинансКонсалтинг

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 18.03.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес Общества с ограниченной ответственностью "ФинансКонсалтинг" выдано предписание о приведении требования о выкупе ценных бумаг Акционерного общества "Завод блочно-комплектных устройств" в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    Кац Б.М.

    Банк России сообщает о направлении в адрес Каца Бориса Марковича предписания о приведении добровольного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг Акционерного общества «Клинское монтажное управление», поступившего в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва 01.03.2019, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Основанием для направления предписания является нарушение требований статьи 84.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Предписание направлено 15.03.2019.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

    Общество с ограниченной ответственностью Норд-Фрост

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 15.03.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес общества с ограниченной ответственностью Норд-Фрост выдано предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Хладокомбинат "Норд" в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах".

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    ОАО «Усольестройматериалы»

    Банк России 13.03.2019 принял решение об освобождении открытого акционерного общества «Усольестройматериалы» (ОГРН: 1023802142847) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)

    АО «МАГАЗИН КАРЛЕН»

    Банк России 13.03.2019 принял решение об освобождении акционерного общества «МАГАЗИН КАРЛЕН» (ОГРН: 1033800522271) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)

    Открытое акционерное общество "Ново-Петровская швейная фабрика"

    Банк России 12.03.2019 принял решение об отказе в освобождении ОАО "Ново-Петровская швейная фабрика" (Московская обл.) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

    Кузьмин Сергей Александрович

    Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу сообщает о направлении в адрес Кузьмина Сергея Александровича предписания о приведении требования о выкупе ценных бумаг акционерного общества «Ярославский шиноремонтный завод», поступившего в Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу 25.02.2019, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Основанием для направления предписания является нарушение требований статьи 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Предписание направлено 12.03.2019.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Центральный федеральный округ (г. Орел)

В большинстве случаев проводится с целью привлечения денежных средств в общество, и его результатом становится увеличение уставного капитала. Кроме того, целью этой процедуры может быть расширение круга акционеров или проведение некоторых форм реорганизации.

С точки зрения порядка проведения дополнительная эмиссия имеет много общего с первичным размещением акций, однако все же существует ряд характерных именно для нее особенностей.

Особенности проведения дополнительного выпуска акций

Перед осуществлением дополнительного выпуска ценных бумаг необходимо убедиться в том, что приведенные ниже условия соблюдены.

  • Все осуществленные обществом ранее выпуски ценных бумаг полностью завершены. То есть акции (облигации) сполна оплачены, отчеты об итогах проведения зарегистрированы в установленном порядке, результаты эмиссий утверждены на общем собрании акционеров, и соответствующие изменения отражены уставе общества.
  • Дополнительный выпуск осуществляется в объеме, не превышающем количество объявленных акции, (акций, которые общество вправе разместить помимо уже размещенных). Их количество и характеристики должны быть определены в уставе.
    В случае если в уставе не определены объявленные акции в количестве, достаточном для дополнительной эмиссии, рекомендуется принять решение об объявленных акциях на том же собрании, на котором будет рассмотрен вопрос о новом выпуске.
  • Общество осуществляет необходимое раскрытие информации в установленном законом порядке.

Способы размещения дополнительных выпусков ценных бумаг

Законодательством определены следующие способы размещения ценных бумаг дополнительной эмиссии:

  • распределение среди акционеров;
  • подписка (может быть как открытой, так и закрытой);
  • конвертация ценных бумаг в акции (алгоритм конвертации определяется уставом общества и условиями выпуска ценных бумаг).

Этапы проведения дополнительной эмиссии акций

Условно процедура проведения дополнительного выпуска акций может быть поделена на несколько взаимосвязанных этапов.

  1. Принятие решения о проведении дополнительной эмиссии.

    Органом, правомочным принять такое решение, может быть либо общее собрание акционеров, либо совет директоров, если такое право предоставлено ему уставом общества. Однако существуют определенные законом ограничения (объемы выпуска, условия размещения, тип общества и прочие), при наступлении которых совет обязан передать свое право принимать указанное решение собранию.

  2. Утверждение решения о дополнительном выпуске акций.

    Решение о выпуске ценных бумаг разрабатывается на основе уже принятого решения о проведении дополнительного выпуска и содержит более развернутую информацию о предстоящей эмиссии. Как правило, оно утверждается советом директоров общества, но в некоторых (обычно предусмотренных уставом) случаях эти полномочия передаются общему собранию.

  3. Регистрация дополнительного выпуска акций.

    Утвержденное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг подлежит государственной регистрации, которая должна быть осуществлена Службой Банка России по финансовым рынкам в течение 30 дней со дня подачи заявления. К заявлению общество прилагает документы, содержащие информацию о его экономическом и юридическом статусе, а также сведения о предстоящей эмиссии акций. Перечень предоставляемых документов определен законом и зависит от вида и способа размещения ценных бумаг, а также от особенностей общества.

    Регистрация дополнительного выпуска акций неизменно сопровождается раскрытием информации , на основе которой акционеры и потенциальные инвесторы могут судить о целесообразности вложений. Порядок раскрытия информации определен соответствующими положениями закона.

    В некоторых случаях при проведении дополнительного выпуска акций требуется регистрация проспекта эмиссии (для обществ, проводящих открытую подписку, либо закрытую, список подписчиков которой превышает 500).

  4. Размещение акций дополнительного выпуска.

    Алгоритм размещения акций дополнительного выпуска устанавливается в решении о выпуске, и, как уже говорилось, в большинстве случаев может быть осуществлен одним следующих способов.

    • Новые ценные бумаги распределяются среди акционеров общества таким образом, чтобы интересы и права последних были соблюдены в полной мере.
    • Размещение акций осуществляется по подписке среди предварительно оговоренного круга лиц, имеющих приоритетное право на их покупку. Указанные лица письменно предупреждаются об имеющейся возможности и вправе реализовать ее (или отказаться) в установленный условиями выпуска срок. Такое распределение называют закрытой подпиской, и оно может быть осуществлено как ОАО, так и ЗАО .
      При открытой подписке приобрести дополнительно размещаемые акции вправе любой желающий, заявивший о своем намерении и подтвердивший его внесением необходимой суммы средств. Открытую подписку могут осуществлять только открытые акционерные общества. Обычно при ее проведении сохраняется приоритетное право акционеров на приобретение акций нового выпуска.
    • Конвертация ценных бумаг в акции осуществляется в соответствии с положениями устава и решения о выпуске.

    Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме.

    В первом случае приобретение ценных бумаг осуществляется на основании договора купли-продажи. Второй случай предполагает осуществление дополнительных действий и оформления специальных документов, определяемых порядком регистрации имущественных прав.

    Срок размещения ценных бумаг устанавливают в решении о выпуске. Законом определены временные границы подписки: она не может длиться менее одного месяца или более одного года.

    В случае распределения ценных бумаг среди акционеров или конвертации акций срок обычно не указывают, поскольку процесс переоформления бумаг занимает примерно один день.

  5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска акций.

    Отчет должен быть представлен в соответствующий государственный орган не позднее 30 дней с момента истечения срока эмиссии, либо (если выпуск завершен досрочно) с момента размещения последней акции. Рассмотрение отчета и вынесения решения по нему должно быть осуществлено в течение четырнадцати дней со дня поступления всех документов.

    Этот заключительный этап несложен, однако он определяет успех всего мероприятия. Непредставление предусмотренных законом документов, нарушение сроков, ошибки или несоблюдение установленных правил может стать поводом для отказа в регистрации. Отказ Службы Банка России по финансовым рынкам в регистрации отчета будет означать, что выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся.

Очевидно, что проведение дополнительного выпуска ценных бумаг это процесс, требующий специальных юридических знаний, понимания нюансов, опыта, внимательного отношения, ответственности. Целесообразно поручить его проведение организации, занимающейся вопросами подобного рода на профессиональном уровне.