Надеваем «умную каску. Страховая телематика

Стоимость полиса КАСКО относительно велика. В отдельных случаях достигает она нескольких десятков тысяч рублей. Одним из способов снизить её является установка телепатического устройства.

Что это такое

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несмотря на ежегодно повышающуюся стоимость полиса КАСКО он остается все также востребован на рынке в Российской Федерации. Причин тому одновременно несколько.

При этом существует множество различных способов для экономии. Цену полиса возможно разными способами снизить. Одним из таковых является установка телематического устройства.

Но прежде, чем оформить соответствующего типа соглашение, нужно разобраться что собой представляет аппарат телематики.

Если клиент страховой компании практикует достаточно аккуратное вождение, то он имеет право на получение скидки на приобретение полиса КАСКО.

Величина таковой составляет порядка 55% в отдельных случаях. Но для получения подтверждения нужно будет обязательно подтвердить факт разумного поведения на дороге. Сделать это возможно будет именно за счет установки телеметического устройства.

Такое устройство многие компании устанавливают полностью бесплатно. Оно отслеживает перемещение транспортного средства, фиксирует иную информацию.

Право на оформление такого полиса имеют лишь владельцы транспортных средств, возраст которых составляет не более 7 лет.

Важно учесть, что подобные услуги предлагает ограниченное количество страховых компаний. Одним из таковых является «Альфа Страхование».

Страховая телематика КАСКО позволяет реализовать одновременно целый ряд самых разных задач. При этом работают в этом направлении одновременно сразу несколько разных компаний.

Потому возможно будет без труда подобрать оптимальный вариант — без каких-либо существенных затруднений. Нужно лишь внимательно ознакомиться с условиями установки оборудования, а также всеми остальными нюансами.

Так как различного рода трудности, проблемы возникают именно по причине невнимательного прочтения договоров клиентом.

Преимущества и недостатки

Существует целый ряд самых разных достоинств и недостатков, связанных с монтажом такого оборудования. Причем как для самих клиентов, так и для страховых компаний.

Именно поэтому пред заключением соответствующих договоренностей нужно будет внимательно изучить основные особенности подобной процедуры. Это позволит избежать различных трудностей в дальнейшем.

Для автолюбителя

Выгода для владельца автомобиля, являющегося физическим лицом, очевидна. Величина скидки в отдельных компаниях составляет целых 70%.

Также при помощи телематического оборудования возможно будет отследить расположения своего автомобиля.

Что особенно важно для машин, стоимость которых достаточно велика. В случае угона найти при помощи телематического оборудования их будет в разы проще.

Особенно выгодна установка такового оборудования юридическим лицам. На сегодняшний день к основным преимуществам использования соответствующих устройств относится следующее:

  • возможность использования наиболее выгодного тарифного плана;
  • экономия топлива — спутниковый мониторинг позволяет оптимизировать расходы на содержание собственного автопарка;
  • надежность — сам процесс наблюдения через спутник можно будет осуществляться непрерывно, 24/7;
  • комфортабельность использования — нет необходимости вникать в незнакомый интерфейс в течение длительного периода времени, приложение для управления не предполагает каких-либо серьезных познаний в технике.

Фактически, для самих клиентов использование данного типа интерфейса подразумевает лишь только одни плюсы. Дополнительно оплачивать процесс монтажа нет необходимости.

Единственный минус — при аварии или же если будет установлен факт агрессивного вождения, будет невозможно воспользоваться соответствующей величины скидками.

Обычно КАСКО с телематикой покупают опытные водители. Но многие страховые не устанавливают какие-либо требования к стажу.

Ограничения по возрасту также отсутствуют. Необходимо будет лишь после установки устройства не допускать аварий, водить максимально осторожно. И скидка будет оформлена соответствующим образом.

Для страховых компаний

Сегодня предлагает КАСКО с телематикой Ингосстрах, а также множество других страховых.

Причиной массовости данного продукта является именно наличие множества плюсов именно для самой страховой компании:

  • получение подробной информации о водителе, стиле вождения такового;
  • возможность спрогнозировать сам факт вероятности ДТП;
  • привлечение клиентов за счет новой услуги, снижение цен на полисы при отсутствии финансовых потерь.

Также имеются определенные минусы для самих страховых, которые практикую установку телеметических устройств. В первую очередь — это необходимость само такое оборудование приобретать.

Стоимость спутниковых устройств достаточно велика. Потребуется специальный программный комплекс, подразумевается целый ряд самых разных других трат.

Насколько снижается стоимость страховки

За счет телематики возможно будет существенно снизить стоимость покупки полиса КАСКО. Обычно скидка варьируется от 10 до 70% от стоимости, определенной в стандартном случае.

В каждом случае все сугубо индивидуально. Перед заключением соглашения нужно внимательно ознакомиться с его условиями. Так как использование подобного рода услуг далеко не всегда действительно представляет собой достаточную выгоду.

СК, предлагающие КАСКО с телематикой

«Важно. Новое страхование», пионер рынка страховой телематики в России, подводит промежуточные итоги запуска проекта на основании 1 000 000 км пробега клиентов.

Продукт «Каско – Страховая телематика» позволяет клиентам приобрести страховой полис со скидкой от 10 до 50% при установке телематического устройства с момента заключения договора.

Продукт имеет возможность индивидуальной настройки страхового покрытия, напрямую влияющего на стоимость страхования (подробнее о принципах работы продукта – в Приложении №1). При пролонгации договора страхования, клиент также может получить скидку за аккуратное вождение в соответствии с системой оценки.

Собранная с момента запуска проекта статистика показывает, что такая конфигурация продукта полностью обоснована и соответствует потребностям клиентов. Порядка 85% клиентов «Важно. Новое страхование» проезжают не более 1 500 км в месяц, а 95% клиентов не превышают скорость в 110 км/ч. А это значит, что ограничения, предлагаемые нами, востребованы и позволяют нашим клиентам не переплачивать за действительно ненужное им покрытие.

«Клиенты не верят в призрачные скидки на пролонгацию только после некоторого периода вождения с устройством. Именно поэтому наши продукты можно купить сразу со скидкой до 50%. Одновременно с этим мы уже сейчас видим, что установка телематического устройства на автомобиль дисциплинирует водителя и приводит к социально ответственному вождению» - комментирует Генеральный директор «Важно. Новое страхование» Денис Гаврилов.

Водители проводят в пробках не менее ¼ времени, при этом пробег в «часы пик» составляет 30%, что отражает реальную картину движения в Москве – многие едут на работу из загорода рано утром, а выезжают с работы или до пробок или сильно «после». При этом на будние дни приходится 70% времени вождения автомобиля.

На основании собранной статистики, 50% «хороших» водителей, по предварительным данным, смогут получить скидку от 10% до 20% при пролонгации договора страхования. Ключевыми параметрами для определения безопасной езды являются такие факторы, как: пробег, соблюдение скоростного режима, регулярность поездок, отсутствие опасных маневров, резких разгонов и торможений. Следить за своим рейтингом и получать рекомендации о том, как можно улучшить качество своего вождения, клиент может в приложении для смартфонов на базе iOS, Android и Windows Mobile «Важно. Телематика».

Зависимость тарифа на страхование от стажа и возраста водителей, допущенных к управлению автомобилем – уже всем привычный факт. Но на данный момент, собранная статистика показывает, что аккуратность вождения автомобиля и баллы, набираемые в соответствии со скоринговой моделью компании никак не зависят от возраста и стажа водителя (иллюстрации к статистике – в Приложении №2).

«Отсутствие зависимости между стажем и возрастом и «аккуратным вождением», - это очень интересное наблюдение. При его подтверждении в следующем году мы представим рынку совершенно новый подход к андеррайтингу и определению цены страхования» - добавляет Директор по автострахованию «Важно. Новое страхование» Тимур Кузеев.

Страховая телематика позволяет клиентам получить не только более низкий тариф и индивидуальное страховое покрытие, но и урегулирования убытков без справок по большей части страховых случаев бесплатно, а необходимости посещать офис страховой компании нет вообще. Это стало возможным за счет воссоздания картины ДТП в режиме реального времени, которая позволяет понять – где, когда и самое главное при каких условиях произошел страховой случай.

С момента запуска этого продукта, компания уже урегулировала ряд убытков полностью без справок только на основании данных телематических устройств.

Важно. Новое страхование – это новый уровень страховых услуг без необходимости посещения офисов, современным электронным и мобильным урегулированием. Услуги предоставляются ООО «СК «Независимость» (товарный знак – «Важно»). Лицензия на страхование и перестрахование ФСФР № 3693 77. Размер уставного капитала составляет 650 000 000 рублей.
Компания осуществляет активную страховую деятельность с конца 2012 года. Объем собранной страховой премии по итогам 2013 года составили почти 1,9 млрд. рублей (предварительные данные). По страхованию от несчастных случаев и болезней Компания входит в Топ-15 компаний на рынке РФ по итогам 2013 года. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» Компании был присвоен рейтинг надежности B+ «Достаточный уровень надежности».
Поставщиком технологических решений, позволяющих считывать и анализировать необходимые данные, является компания “Meta System” – лидер итальянского рынка микропроцессорных технологий.

Страховая телематика - это ключ к нахождению взаимопонимания между страхователями и страховщиками. Она дает возможность страховой компании обоснованного снижения стоимости полиса Каско, чего так ждут наши клиенты.

Принцип достижения данного компромисса прост: страхователь, заинтересованный в снижении стоимости страхового покрытия, дает согласие на установку телематического оборудования на своей машине. Данный прибор, связанный с GPS и Глонасс, ретранслирует ряд важных для страховщика данных, которые затем в автоматическом режиме обрабатываются и после прохождения через скоринговую модель интерпретируются.

В результате клиент через мобильное приложение получает статус с оценкой его текущей манеры вождения с рекомендациями о том, как ее можно улучшить, чтобы получить дополнительные преференции от своего страховщика.

Опишите целевую аудиторию, которой в первую очередь может быть интересна телематика?

Мы сейчас находимся на стадии формирования портрета потребителя «умного страхования». К середине 2016 года накопленная статистика позволит нам представить развернутый портрет потребителя страховой телематики.

На данный момент можно отметить, что целевой аудиторией умного страхования являются мужчины-новаторы, возрастной группы от 25 до 45 лет. В тоже время мы отмечаем еще одну целевую группу - женщины от 25 до 40 лет, являющиеся активными пользователями гаджетов.

Что из себя представляет «черный ящик» телематики? Его характеристики?

Телематика - это технологичное устройство, которое легко устанавливается в автомобиль клиента. По своей технологичной составляющей, данные устройства ничем не отличаются от обычных современных телефонов, которые имеет каждый второй россиянин и ежедневно заряжает их в автомобиле через обычный прикуриватель, т.е. установка данных устройств никак не влияет на качества автомобиля, либо на его гарантию.

«Важно. Новое Страхование» работает только с сертифицированными поставщиками оборудования, которые имеют многолетний опыт реализации программ «Страховая телематика» на рынке.

Мы используем 2 типа телематических устройств:

    • устройство OBD-разъема (устанавливается в диагностический разъем автомобиля);
    • устройство аккумуляторного типа (устанавливается на аккумулятор автомобиля).

Фото телематических устройств:

Кто несет затраты на приобретение и монтаж оборудования?

Устройство устанавливается и демонтируется по истечению срока договора страхования бесплатно. Таким образом - клиент не несет никаких затрат.

Как происходит монтаж оборудования? Направление на сервис, длительность монтажа, гарантия на работы?

При оформлении полиса на нашем сайте https://www.vazhno.me/ на последней странице у клиента появится информация о предстраховом осмотре - клиент сам выбирает удобное место и время для монтажа устройства. Установка производится в момент предстрахового осмотра автомобиля, или на дилере, если автомобиль новый. На осмотре вашего автомобиля и будет установлено телематическое устройство - процедура занимает 15-20 минут. Для машин, аккумулятор которых находится в труднодоступном месте (пример: под сиденьем), процедура может занять 30 минут.

Как быть владельцам автомобилей, находящихся на заводской гарантии? Влияет телематическое оборудование на гарантию?

Телематическое оборудование не влияет на гарантию автомобиля и имеет сертификат соответствия № C-IT.AГ92.В32328. Устройство оснащено собственной батареей и расходует минимальное количество энергии аккумулятора. После выключения зажигания устройство переходит в спящий режим.

Что происходит после установки оборудования? Как оно собирает и передает статистику вождения? Какие именно параметры фиксирует?

После установки телематики клиенту направляются данные для входа в мобильное приложение «Важно Телематика». В приложении клиент видит диагностику, статус работы устройства, маршрут движения и баллы, накопленные за поездку.

Основные параметры, по которым мы оцениваем:

    • средняя скорость движения;
    • среднесуточное время движения;
    • годовой пробег;
    • стиль вождения: динамика разгонов, количество резких торможений и маневров.

Может ли подобное оборудование активно помогать водителю в ДТП? Вызвать скорую, МЧС, ГИБДД?

Значимым преимуществом использования страховой телематики является возможность предоставления полной картины ДТП. Мы можем получить информацию благодаря телематическому устройству - внутри него установлен датчик удара, при срабатывании которого компания моментально получает отчет о ДТП, его координаты и информацию о повреждениях автомобиля. В дальнейшем эта информация помогает в урегулирования убытков в большинстве случаев без справок.

Есть и «нестраховые» плюсы: к нам начали поступать запросы на предоставление отчетов с телематических устройств для опротестования штрафов за превышение скорости. При чем сами клиенты уверены, что не превышали скорость и отчеты также подтверждают позицию клиента. Но решений от государственных служб пока нет, так как дело с приложенными отчетами находится на рассмотрении.

Может ли сам автовладелец мониторить свою статистику вождения, чтобы активно влияет на ее результаты?

Конечно, каждый клиент, застрахованный по продукту «Каско - страховая телематика» получает доступ к приложению «Важно Телематика». В приложении клиент может в реальном времени следить за своими баллами, получать подсказки о том, что нужно сделать, чтобы увеличить свой рейтинг, который в дальнейшем поможет набрать максимальные баллы и получить большую скидку при пролонгации страхового договора. Помимо статистики клиент может следить за местоположением своего автомобиля - данная информация также отображается в приложении. На нашей практике было раскрыто 6 угонов, общая сумма которых составляет порядка 8 миллионов рублей.

Опишите процесс демонтажа оборудования. К примеру, после завершения договора каско и переходе клиента в другую СК.

Перед окончанием срока договора страхования клиенту направляется предложение о пролонгации договора «Каско-страховая телематика», с ним также могут созваниваться представители нашего контакт-центра. Если клиент не планирует продлевать договор, то составляется заявка на демонтаж (по аналогии с монтажом оборудования) и после согласования удобного для клиента времени и места специалист выезжает не демонтаж.

Если клиент пролонгирует договор, то устройство остается у него на новый период страхования.

Беседовал Евгений Попков, сайт

Информация о спикере

Валерия Скороходова

Г енеральный Директор

Страховой компании «Независимость»

Розничный проект «Важно. Новое страхование»

Обладает 12-летним опытом работы в страховой сфере. Свою карьеру в страховании начала в ОСАО «Россия» в 2003 году, где прошла путь от специалиста до Начальника службы прямых продаж. Покинула компанию в 2012 году. В течение следующего года являлась Директором департамента прямых продаж ЗАО "ГУТА-Страхование". В дальнейшем занималась бизнес-консалтингом в области выстраивания дистрибьюции и обучения продажам для страховых посредников.

В августе 2015 года возглавила команду «Важно. Новое страхование».

Окончила Московский Государственный Институт Электроники и Математики по специальности «Инженер вычислительных комплексов». Также имеется степень бакалавра экономики Российского экономического университета им. Плеханова.

Телематика действительно может уменьшить стоимость страховки для аккуратного водителя

Фото: Fotolia/ra2 studio

Российские водители за год сэкономили на страховках каско около 100 млн рублей с помощью телематики - таковы оценки разработчиков решений для «умного» автострахования. Какие характеристики водителя важны для «умного» каско, каким автовладельцам телематика обеспечит скидку, а для кого будет совершенно бесполезна - разбирался Банки.ру.

Очень умный полис…

Российский водители за 2015 год сэкономили порядка 95-100 млн рублей на каско с помощью «умного» страхования. Такие оценки привели Банки.ру компании - разработчики страховой телематики Raxel Telematics и Meta System. «Умное» каско основано на принципе Pay-As-You-Drive («Плати, как ездишь»): в автомобиль бесплатно устанавливается телематическое устройство - прибор, который фиксирует стиль управления и позволяет аккуратным водителям впоследствии получить скидку на каско. Средний дисконт, который «зарабатывают» водители, по данным разработчиков, составляет около 10-15%, максимальный - около 30%. Страховые компании заявляют о возможности получить скидку до 55% (в зависимости от страховщика). В luxury-сегменте авто скидка может составлять до 200 тыс. рублей в год, свидетельствуют данные Meta System.

Около 70% водителей, установивших телематическое устройство, получают высокий рейтинг и могут рассчитывать на скидку, рассказывает генеральный директор Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. По его словам, телематические данные позволяют гораздо точнее предсказывать «аварийность» каждого конкретного клиента, чем стандартные факторы, от которых зависит цена полиса классического каско, - возраст, стаж водителя, марка и модель автомобиля, год выпуска.

«В первую очередь это может быть выгодно молодым водителям - я имею в виду возрастную категорию 18-30 лет, - говорит эксперт. - Полис каско для них стоит обычно на 40-50% дороже, чем для группы водителей 31-40 лет, и это объяснимо, потому что молодые люди в среднем попадают в ДТП значительно чаще, чем опытные водители. При этом среди молодых водителей есть и аккуратные. По нашей статистике, 60% водителей этой группы имеют рейтинг безопасности больше 50 баллов и могут рассчитывать на значительную скидку. Но тарифы высокие для всей категории, так как 60% аккуратных водителей 18--30 лет платят за 40%, имеющих низкий рейтинг. То есть телематика, как элемент более точного ценообразования, позволяет выявлять аккуратных молодых водителей».

«Этот продукт стал инструментом предоставления очень хорошего предложения для аудитории молодых и неопытных водителей в возрасте 24-29 лет, которой на рынке крайне сложно получить интересный тариф и с которой мы не очень плотно работали раньше», - подтверждает представитель компании «АльфаСтрахование».

Телематика оценивает стиль и «рискованность» вождения по более чем 20 параметрам, рассказывает Дмитрий Рудаш: как часто водитель превышает скорость, резко тормозит, ускоряется и перестраивается, сколько часов подряд проводит за рулем - так как от этого зависит скорость реакции. Важно также, днем или ночью обычно человек использует автомобиль: «Каждый километр, который вы проезжаете с 11 вечера до 6 утра, по статистике, примерно в три раза более опасен с точки зрения степени риска, чем в любое другое время суток. Ночью скорость движения выше, усталость больше, скорость реакции ниже в два раза», - объясняет разработчик.

Существенным фактором является ожидаемый годовой пробег: по статистике Raxel Telematics, водители, которые проезжают 30 тыс. км в год, попадают в ДТП примерно в два раза чаще, чем те, кто проезжает 10-12 тыс. км в год (при среднем пробеге в России 16 тыс. км в год). Оценивается даже такой «сложносочиненный» показатель, как сложность маршрута - по федеральным, региональным или городским дорогам преимущественно ездит человек («100 километров по трассе и 100 километров по городу - это, согласитесь, разные 100 километров», - говорит эксперт), и даже число левых поворотов, которые считаются более опасными, чем правые.

«Кроме молодых водителей, телематика может помочь сэкономить тем, кто не использует автомобиль для каждодневных поездок, а, например, только в выходные - так как в часы пик аварийность выше. Ну и в целом водителям, которые стараются ездить аккуратно и не гонять», - подытоживает представитель Raxel Telematics.

…даже слишком умный

И наоборот, можно выделить две категории клиентов, для которых телематика будет бесполезна. Это люди, которые привыкли к агрессивному стилю вождения, а также те, кто много ездит на машине, например любители дальних автопутешествий и таксисты, рассказывает Дмитрий Рудаш. Доля таких водителей не превышает 30%, уточняет он.

«Конечно, если человек проедет те же 30 тысяч километров в год, но при этом будет стараться ездить в дневное время суток, будет избегать резких торможений, ускорений, других опасных маневров и будет проводить за рулем не больше четырех часов за раз - у него будет хороший рейтинг. Но практика показывает, что это скорее исключение, - рассказывает эксперт. - По дороге в Крым и Краснодарский край часто можно увидеть последствия того, что человек проводит 15 часов за рулем без перерыва».

Кстати, именно опасение оказаться неаккуратным водителем и получить не скидку, а надбавку к стоимости полиса удерживает многих клиентов от установки телематического устройства, признает заместитель генерального директора по развитию бизнеса СГ «Уралсиб» Иван Шорников. Однако условия каско с телематикой обычно не работают против клиента: если человек не «наездил» себе на скидку, стоимость его полиса просто рассчитывается по базовому тарифу.

Условия предоставления скидки по полису «умного» каско у разных страховщиков отличаются. К примеру, в «Уралсибе» предлагают два варианта. Первый - оплатить полис по полной цене сразу на год и получить скидку в конце периода при продлении страховки либо cash back. Второй вариант - оплата полиса каско в рассрочку: при заключении договора клиент платит 50% стоимости страховки, ездит три месяца с телематикой, а затем вносит вторую половину стоимости - уже с учетом «заработанной» скидки. В «Либерти Страховании» стоимость каско пересчитывают через четыре месяца после использования телематики, в «АльфаСтраховании» принимают решение о предоставлении скидки спустя полгода. Компания «Важно. Новое страхование» дает телематическое устройство на весь период страхования и предоставляет скидку при пролонгации договора. По статистике страховщиков, достаточно легко соблюдают условия аккуратного вождения и могут рассчитывать на дисконт 80-90% водителей, которые поставили себе телематику.

Также ряд страховщиков предлагают клиентам оценить свои шансы на скидку, не приобретая полис, - поставить на машину телематику в тестовом режиме. Компания «Уралсиб» для этих целей запустила первое на рынке , которое позволяет прикинуть, аккуратный вы водитель или нет, даже без установки специального устройства. Кроме того, в некоторых компаниях welcome-скидку в 10-12% на полис классического каско можно получить за сам факт установки устройства в автомобиль.

При этом, по словам старшего вице-президента по развитию телематики Meta System Алексея Шипулина, основной объем скидки приходится на второй-третий год после установки оборудования за счет корректировки стиля вождения.

Куда поедет телематика

На российском рынке каско с телематикой появилось около двух лет назад. Сейчас такой продукт предлагают всего шесть компаний: «АльфаСтрахование», «Важно. Новое страхование», «Ингосстрах», страховая компания «Уралсиб», «Интач Страхование» и «Либерти Страхование». Продукт пока не очень распространен - по оценкам страховщиков, количество полисов «умного» каско находится на уровне примерно 1% от числа всех страховок каско (то есть всего около 40-50 тыс. полисов). Собранная премия по полисам каско с телематикой в 2015 году составляет приблизительно 3 млрд рублей, оценивает генеральный директор компании «Важно. Новое страхование» Валерия Скороходова (при общих сборах по каско в 187,2 млрд рублей). Для сравнения: по данным заместителя генерального директора Meta System Rus Тимура Кузеева, которые он приводит в колонке «Российской газете», в Европе эта технология используется уже около 13 лет, и число полисов с телематикой составляет 6,5 млн (из них более 3 млн - в Италии).

Однако опрошенные Банки.ру участники российского рынка отмечают рост спроса на телематику: по данным Meta System, в I квартале 2016 года количество подключений выросло вдвое. В «Уралсибе» доля продуктов с телематикой составляет 5%, в «Либерти Страховании» - около 20%, в «Важно. Новое страхование» - 90%. В «АльфаСтраховании» число установленных устройств (у автомобилистов с полисом каско и без) приближается к 1,5 тыс. (это примерно 1% от числа действовавших в 2015 году полисов каско компании).

Как и все новые технологии, телематика пока вызывает у многих потенциальных клиентов сомнение, рассуждают страховщики. «Мы сталкиваемся с нежеланием клиента устанавливать в свой автомобиль какой-то гаджет, именно по этим причинам запустили мобильное приложение», - говорит Иван Шорников из «Уралсиба». Автовладельцы опасаются избыточного контроля со стороны страховщика, а также переживают, насколько совместимо телематическое устройство с автомобилем - сохранится ли гарантия на автомобиль при установке устройства, не разрядит ли телематика аккумулятор, рассказывает Валерия Скороходова из «Важно. Новое страхование». При этом телематика может быть полезна и в сочетании с противоугонными устройствами, и в качестве образовательного индикатора, который позволяет водителю делать свое вождение более безопасным, считает директор департамента автотранспортного андеррайтинга «Либерти Страхования» Антон Рюмин.

К 2020 году проникновение «умных» полисов каско на рынке , прогнозировали исследователи консалтинговой компании J"son & Partners Consulting. Рынок каско с телематикой можно будет считать сформировавшимся, когда количество новых подключений будет доходить до 100 тыс. в год, считает Алексей Шипулин из Meta System.

ИГРУШКА ИЛИ НЕТ?

Говорят, что интеллигентный человек - это тот, который может описать Анджелину Джоли, не водя руками по воздуху.

Не получается? Столь же сложно кратко объяснить, что такое телематика. Студент скажет, что это телекоммуникация плюс информатика. Но всё становится понятнее, если вспомнить, что автомобильная телематика - это дочка (или внучка?) противоугонки. Так вот, телематика - это своего рода навороченная противоугонка. Эдакий «Айфон» рядом с обычным телефоном.

Нужна ли телематика лично вам? Опять вспомню про «Айфон». Если вам достаточно просто разговаривать или обмениваться эсэмэсками, то он вам ни к чему. А вот если захочется перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в Интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку, то обычного телефона для этих целей точно не хватит.

То же самое относится к телематике. Точнее, к телематическим охранным системам - последние новинки противоугонного мира называют так. И если вы хотите, чтобы эта самая охрана заодно обеспечивала навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции, связь и что-то еще в этом роде, то новинка - для вас.

Куда отнести все это - к игрушкам или к чему-то полезному?

Предположим, близкий вам человек «сломался» где-то вдали от дома и просит помочь. Но объяснить, куда он заехал, толком не может: что это за шоссе и где тут километровые столбы - без понятия… Зато вы сориентируетесь мгновенно, взглянув на экран любого подходящего гаджета, знакомого с Интернетом. Машина сама сообщает по каналу GPRS свои координаты, определяемые по GPS и ГЛОНАСС.

То же самое происходит и с целью профилактики. Телематический комплекс может подключаться к CAN-шине, постоянно собирая базу данных относительно всех нюансов поведения машины на дороге. В случае ДТП информация понадобится автостраховщикам и ГИБДД - всегда можно выяснить, был ли в момент аварии включен поворотник, как менялось ускорение, с какого момента тормозил водитель. Всю подобную информацию машина выдает на сервер компании-производителя телематического комплекса, а оттуда она отправляется заинтересованным лицам, подключенным к системе, - в идеале это дилеры, страховщики, ГИБДД, скорая. Факт ДТП телематика может установить самостоятельно: встроенный акселерометр при ударе зафиксирует запредельные значения. В любом случае координаты происшествия будут точно известны.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Как все это устроено? Грубо говоря, телематический комплекс - это коробочка типа «черный ящик» плюс онлайн-сервис. Черный ящик - это своего рода мозг телематики, а онлайн-сервис - ее язык и уши. Мозг постоянно собирает информацию, какая ему только доступна, а язык доносит ее до заинтересованных сторон. Уши, в свою очередь, сообщают мозгу пожелания хозяина.

Технически это обеспечено примерно так. В упомянутой «коробочке» установлена симка, обеспечивающая обмен информацией по Сети самыми разными способами - от SMS и передачи данных по каналу GPRS до голосовой связи. При этом у вас должен быть также доступ к Сети - оптимальным вариантом является смартфон с операционной системой Android или iOS. Говорить при этом не нужно: команды подают нажатием кнопок. Разработчики уверяют, что подделать такое соединение в GSM-сети существенно сложнее, чем подменить SMS.

Понятно, что на время отсутствия сотовой сети возможность общаться с машиной пропадает - остаются только штатные брелочки. Но оповещения записываются в память устройства и передаются адресату при восстановлении подключения к сети.

Кстати о брелочках. Побочным эффектом от пришествия телематики является их грядущее вымирание. Кому они будут нужны, когда тот же смартфон уже стал чуть ли не предметом первой необходимости? А возможностей у него, мягко говоря, побольше. Да и экран посимпатичнее. С дальностью тоже все понятно: даже находясь где-то в Кейптауне или Канберре, вы всегда будете знать, что творится с вашей машиной. Никакому двустороннему брелоку это не по силам.

Само собой, данные с моего автомобиля я не хочу слать кому попало. На этот случай придуман «Личный кабинет» с кучей настроек. С другой стороны, заинтересованная организация, будь то автосалон, представительство автопроизводителя или ГИБДД, также являются пользователями телематического портала, и в своих настройках они указывают, какую информацию хотят получать от пользователей. Настройки портала позволяют гибко конфигурировать состав информации и список ее адресатов. Нюансы определяет конкретный бренд фирмы-разработчика. Скажем, автосалон, продавший пользователю автомобиль, заинтересован в своевременном приглашении его на техобслуживание и пользуется сервисом «Напоминание о ТО». Ответственному менеджеру автосалона на его электронную почту приходят оповещения, когда пробег автомобилей приближается к заветному значению или подходит срок ТО по времени. Интересную информацию найдут и страховые компании: их сотрудники на специальной странице портала могут узнать текущее значение пробега автомобиля.

Финансовые вопросы определяются конкретным разработчиком. Как правило, абонентская плата отсутствует. Пользователь оплачивает только трафик сотовому оператору. В комплект приобретаемого устройства входит сим-карта одного из операторов «большой тройки». Стоимость пользования зависит от типа трафика: дешевле всего GPRS (Интернет), чуть дороже - звонки и SMS. Обычно расход на трафик не превышает 100 рублей в месяц.

При этом пользователь свободен в выборе оператора - достаточно поменять сим-карту. Можно сказать, что телематический рынок не нов, поскольку коммерческие предприятия давно используют телематику для контроля расхода топлива и маршрута передвижения автомобилей. Новым является появление в телематике обратной связи для управления охранной системой и традиционных охранных возможностей.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Есть ли от всего этого реальная польза? Да, безусловно. Скажу больше: других «охранок», я думаю, вскоре уже и не будет! Попробуйте сегодня отыскать на рынке телефон без фотокамеры - их практически нет. Так и здесь: телематика постепенно станет чем-то привычным. Как смартфон в руках школьника.

Теперь о ложке дегтя.

Если телефон предназначен исключительно для разговоров, то у «Айфона» эта функция второстепенная - на первом плане всякого рода развлекушки и полезняшки. То же самое, на мой взгляд, относится и к телематике: охрана автомобиля от угона стала чем-то неглавным. Более того, есть проблемы, которые, как мне кажется, уже дают о себе знать.

Речь о безопасности, ради которой все и затевалось. Тот же смартфон, научившийся фотографировать, стал слишком умным, освоив опцию автоматического резервного копирования данных в «облако». И стереть эти данные пользователь просто так не может. Я считаю, что это подарок для хакера . А если такое же «облако» появится у автомобилей? Вас обрадует мысль о том, что некто сможет все это как-то использовать? Производители говорят, что это невозможно, но я что-то не очень верю. А в Сети всё чаще появляется информация о том, как хакеры заставляют чужие машины подчиняться своим командам - примерно как в «Терминаторе‑3». Так что возможно всё!

Копаем дальше. Умная телематика способна при необходимости направить меня с машиной в ближайший сервис, где нас быстренько починят, заправят и подкрутят. Очень хорошо, но что-то подсказывает: в соответствующий перечень попадет далеко не каждый сервис, магазин или АЗС. Иными словами, мной обязательно начнут манипулировать. Это неприятно.

На моей машине никакой телематики сегодня нет. Что будет завтра, не знаю. Может быть, всё произойдет как бы само собой и телематика станет чем-то банальным и привычным. Как фильмы с Анджелиной Джоли.