Национальная экономика. Совокупный экономический потенциал: понятие и виды. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Национальная экономика и результаты ее функционирования

1. Национальная экономика и цели ее развития

Учитывая, что объектом анализа макроэкономики является национальная экономика, следует дать ей определение. Национальная экономика - это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации.

Цели макроэкономики определяют государственную экономическую политику, которая должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании перечисленных целей. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, могут стать первоочередными, например, задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными - достижения стабильного уровня цен.

Макроэкономическая теория различает конечную (высшую), долгосрочные и краткосрочные цели развития национальной экономики.

Конечной целью любой экономической системы является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности общества и каждого его члена на основе экономического роста. Реализация этой цели предлагает выбор определенной социально-экономической модели развития общества (экономической системы) .

Долгосрочные цели направлены на реализацию выбранной обществом модели социально-экономического развития. В современных условиях в наиболее развитых странах мира распространена модель социально ориентированной рыночной экономики. Целью проводимых в России радикальных экономических реформ как раз и является построение такой модели.

Краткосрочные цели предполагают конкретизацию основной цели на каждый данный момент. В частности, для российской экономики такими целями являются достижение устойчивого экономического роста в реальном секторе экономики, оздоровление финансово-банковской и налоговой систем, дальнейшее развитие и совершенствование рыночных отношений, повышения уровня жизни населения.

В реальной экономике речь идет о целом комплексе взаимосвязанных друг с другом конкретных целей экономического развития общества, реализация которых обеспечивает условия для повышения благосостояния и всестороннего развития членов общества .

К этим целям относятся:

1) Высокие и устойчивые темпы экономического роста, позволяющие повышать уровень жизни членов общества на основе роста национального продукта и совершенствование его качества. Чем больше товаров и услуг будет произведено и экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ.

Факторами экономического роста являются:

Природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);

Трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);

Основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);

Научно-технический прогресс;

Совокупный спрос.

2) Оптимальная занятость, которая предполагает, что все граждане желающие работать, находят работу, затрачивая на ее поиски минимум времени.

Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно, и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это процент безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную безработицу, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

3) Стабильный уровень цен, означающий отсутствие резких скачков в их динамике. Следует иметь в виду, что общий уровень цен - новая категория, отличная от цен на микроуровне. Этот показатель отражает стоимость широкого ряда разнообразных товаров и услуг в разные моменты времени. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования цен, основывающихся на равновесии спроса и предложения товаров. В условиях острого дефицита, при значительном повышении спроса складывается высокий уровень цен. В этом случае возникает ценовой диктат со стороны поставщиков, снижается покупательная способность денег, развиваются инфляционные процессы. В условиях перепроизводства складывается низкий уровень цен. В результате снижаются стимулы к развитию производства, его обновлению на основе научно-технического прогресса.

4) Экономическая эффективность, предполагающая рациональное использование экономических ресурсов, позволяющее производить больше благ с меньшими затратами. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину затрат. Эффективно все то, что в наибольшей мере способствует оптимальным темпам экономического роста. По тому, какую отдачу дают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), можно судить о правильности и разумности принимаемых хозяйственных решений. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения. Соизмерение темпов прироста национального дохода позволяет выбрать оптимальные варианты решения экономических проблем. Чтобы добиться эффективности, ситуация в стране должна приближаться к такой, когда любое увеличение выпуска какого-либо продукта будет приводить к сокращению производства другого.

5) Справедливое распределение доходов - также важная цель экономики. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы, во много раз превышающие доходы остального населения. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна - это означало бы "уравниловку". Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Реализовать ее можно через разнообразные программы безвозмездных социальных выплат (пособия на детей и профессиональную подготовку, льготное кредитование и дотации на переориентацию производства, эффективное налогообложение). Следует иметь в виду, что распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и "уравниловки".

6) Дополняет предыдущую цель экономическая обеспеченность, касающаяся только определенной части населения - нетрудоспособных граждан: хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий граждан особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход - субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Они получают и различные виды натуральной помощи - бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.

7) Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

8) Экономическая свобода - и цель, и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако экономическая свобода не означает, что у нее нет границ. Предпринимательская деятельность, например, ограничена спросом на те или иные виды продукции и размерами имеющегося капитала. Перелив капиталов ограничивается различными препятствиями вступления в отрасль. Свободу каждого потребителя ограничивают доходы. Поэтому точнее было бы сказать, что целью макроэкономики является расширение границ экономической свободы, естественно, до оптимального уровня.

9) Все более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы.

Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом .

Реализация целей макроэкономического развития тесным образом связана со структурой национальной экономики.

Макроэкономические показатели в национальной экономике

Основным показателем результатов экономической деятельности является валовой национальный продукт (ВНП), включающий всю стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за год. Конечный продукт - это продукт...

Национальная политика и ее понятие

Национальная экономика

Национальная экономика

Национальная экономика: цели и результаты

Национальная экономика подразумевает под собой деятельность хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленном на удовлетворение потребности нации. Понятие нации происходит от natio (лат...

Национальная экономика: цели и результаты развития

Макроэкономика -- наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений . Это раздел экономической теории...

Современные экономические проблемы России

Современный этап развития теории и практики мирохозяйствования характеризуется масштабными и качественными преобразованиями, происходящими в различных областях жизнедеятельности общества и государства...

Структура национальной экономики

Национальная экономика любой страны -- сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов...

1.1 Цели национальной экономики Национальная экономика -- это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства...

Структура национальной экономики России

В самом начале хочется сделать краткий экскурс в историю. Любая периодизация истории экономики, каким бы методом она ни осуществлялась, всегда будет грешить условностью. Но, признавая эту условность...

Эластичность спроса по цене и по доходу

Национальная Экономика- это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально- экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используется функциональные, территориальные я и отраслевые признаки.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которым располагает данное государство: человек, природа, капитал.

Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:

    Материального производства – относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию

    Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.

Это легло в основу деления н.э. по отраслевому признаку.

Национальная Экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих сельскую хозяйственную деятельность на определенной территории страны – это легло в основу деления национальной экономике по территореальному принципу. РФ территориальность состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы.

Основная цель национального развития - обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста (повышение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, понижение уровня безработицы и т.д.)

Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разработала систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющую экономическую политику.

К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная система.

Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментами различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условия рыночной экономике используются монетарные и фискальные виды экономической политики.

Монетарный подход связан с достижением представлен в макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.

Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налогов и бюджетной системы.

Сущность, основные черты макроэкономики.

Выделяется два уровня развития национального хозяйства:

    микроэкомика

    макроэкономика

Микроэкономика – сориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуаций, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика – это целостная экономическая система, представлена совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Для макроэкономике характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделение труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны между собой то ли рынком, то ли общей экономической программой, объединяющий участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на контрагентов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйственных субъектов:

    прямого или косвенного регулирования

    экономического или внеэкономического «воздействия» на частников экономического процесса.

Методы прямого регулирована предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить «обязующие» решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего «взаимодействуют» с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях.

Методы экономического «воздействия» - прежде всего стимулирующие методы, как правило, связаны с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, направляемая зависит от уровня получаемых доходов и выплачевыемых налогов.

Чем больше материальной заинтересованности, тем больше « устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы – это директивные, обязательные, так называемые «административные» методы, основанные на « директивных сверху», имеют широкое распространение в условиях централизовано управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут в каждой экономической системе.

Существуют различные подходы к оценке и определение роли макроэкономики в экономическом процессе.

Важнейшая – обеспечение эффективного функционирования экономики.

На ряду с общей можно выделить систему основных ориентиров:

    определение объективного обособленных особенностей макроэкономической конъюнктуры

    разработка политики механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирования экономики

    по мере необходимости – определение не посредственных участников процесса.

Вместе с тем необходимо определение ряда других параметров, которые не могут быть решены на макроуровне.

В частности, исследователи выделяют три важнейших проблемы, требующих решение на макроэкономическом уровне:

1. обеспечение устойчивого экономического роста

2. полной занятости ресурсов

3. минимизации инфляций.

На макроуровне формируется кредитно денежная, финансовая политика, в значительной мере – социальная политика, играющие важнейшую роль в экономике, во многом обеспечивающие ее эффективность.

Например, макроэкономические факторы – инфляция, налоговая, инвестиционная политика и др., оказывают влияние на макроэкономические решения хозяйственных структур, связанны с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т.д.

Таким образом, микро- и макропроцессы тесно взаимосвязаны, переплетающимся в воспроизведенном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве .

В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственником которые являются известные нам основные субъекты рыночной экономики. Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует приделу продукта данного фактора в денежном выражении (MRP). Но доходы одних субъектов, являются расходами других, поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте в масштабах национальной

Экономике.

Денежные потоки

Реальные потоки

На схеме видно что по часовой стрелки от дом. хозяйства через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (усл.труда, капитала, земли, предпринимательства) В свою очередь, через ранок благ от фирм к домашнему хозяйству, поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие; автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.д. Этот процесс также происходит на нашей схеме по часовой стрелке. Но движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплаченных денежными потоками. Поэтому против часов стрелки пунктирными линией показано встречными движении денежных средств. Для дом. хозяйства – это доходы, а для фирм эти платежи эти платежи за конечные товары и услуги. Для дом.хоз. эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами. Таким образом, здесь показано циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если же помимо фирм и дом. Хозяйств вести государство, то оно взимает налоги с фирм и дом. Хоз., представляя вместе с эти транссферы и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке благ - производственные фирмы.

Национальная экономика любой страны -- сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • 1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • 2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
  • 3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Объект национальной экономики -- это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально - ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане - это хозяйственные комплексы промышленности, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (АПК), топливо - энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и другие.

В функционально - ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезауровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Национальная экономика выступает как сложное и многомерное общегосударственное формирование, которое обладает многочисленными признаками:

Ne = (А1, А2, А3, Аn) (1)

где Ne -- национальная экономика;

А (от 1 до n) -- соответствующие признаки национальной экономики.

По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д.

Перед национальной экономикой ставятся цели:

  • 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
  • 2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
  • 3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
  • 4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства в республике не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения республики.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы -- совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально- экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль -- машиностроение и металлообработка--имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

Сельское хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит все остальные западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.

Таким образом, структура национальной экономики Республики Беларусь является довольно динамичной. Это проявляется в постоянном видоизменении отраслей. Сегодня можно видеть тенденции к централизации отдельных предприятий в концерны, холдинги и т.д. Что касается доли отдельных отраслей в ВВП, то сегодня можно видеть постоянный рост доли услуг, что является общемировой тенденцией.


Введение

1. Национальная экономика: ее сущность, структура и цели

Основные макроэкономические показатели

Система национальных счетов (СНС)

1 Экономические субъекты и операции в СНС

2 Структура СНС

ВВП, его формы и методы измерения

1 Номинальный и реальный ВВП и ВНП

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика - саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально - экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.


1. Национальная экономика: ее сущность, структура и цели


Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Объект национальной экономики - это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъект национальной экономики - органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

Стабильного роста национального объема производства;

Высокого и стабильного уровня занятости при снижении уровня безработицы до 5%экономически-активного населения;

Стабильного и невысокого уровня инфляции;

Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования. Ими являются:

фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом поле или экономическом пространстве страны.

Межстрановый уровень, т. е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.

Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.

Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

Комплексы отраслей национальной экономики: агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.

Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы - промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.

Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.

Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.

Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества - АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).

10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

Все уровни функционирования экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

-формами собственности;

-движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;

-потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.). Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

Деятельность отдельных составляющих экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т.д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

В настоящее время в хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

) производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.

В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:

развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам;

не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;

находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;

поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;

не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;

требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении. Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:

) объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;

) темп развития (спад или подъем);

) пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно.

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев хозяйствования, в экономической системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего стандарта благополучной хозяйственной системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука, которую можно рассматривать как отрасль национальной экономики.


2. Основные макроэкономические показатели


Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют следующие макроэкономические показатели:

) валовой национальный продукт (ВНП);

) чистый национальный продукт (ЧИП);

) национальный доход (НД);

) личный доход (ЛД);

) валовая продукция (ВП);

) валовой внутренний продукт (ВВП) и т.д.

Однако наиболее широко используют три показателя: валовая продукция, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Валовая продукция (ВП) - это показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли, в стоимостном (денежном) выражении; рассчитывается всопоставимых и текущих ценах.

Показатель ВП используется при определении размеров и темпов роста общего объема производства по стране в целом, а также по отдельным отраслям, предприятиям и т.п. Показатель ВП используется также для расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и т.д.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов данной страны.

ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, используемых для конечного потребления. ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния населения, т.к. конечная продукция в основном потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие страны. ВВП - это валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад и стоимость продукции, произведенной на предприятии. Рассчитывается тремя методами:

) по доходам - суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности;

) по расходам - суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли;

) по добавленной стоимости (производственный метод) - суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики.

Валовой национальный продукт (ВНП) - стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в течение года. Полуфабрикаты и сырье при этом не учитываются. Чтобы избежать повторного счета (т.е. когда в стоимость готового продукта включается стоимость вошедших полуфабрикатов), на практике суммируют всю добавочную стоимость, созданную во всех хозяйствах страны. ВНП в системе национальных счетов - это общий объем доходов, полученных в данной стране, а также доходов, полученных за рубежом и выплаченных за рубеж. ВНП за вычетом износа основных средств образует чистый национальный доход. Номинальный ВНП - сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Реальный ВНП - стоимость товаров и услуг, пересчитанная в постоянных ценах (ценах базового периода).

Валовой национальный продукт (ВНП), в т.ч. импорт, экспорт

Продукция отечественных производителей за рубежом

Валовой внутренний продукт (ВВП), в т.ч. амортизация (А)

Продукция отечественных производителей

Продукция иностранных производителей

Чистый национальный продукт (ЧНП), вт.ч. косвенные налоги (КН)

Отечественные предприятия

Иностранные предприятия

Национальный доход (НД)

Отечественные предприятия

Соотношение макроэкономических показателей

Дефлятор ВНП - это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Национальный доход (НД) - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды доходов (заработную плату, ренту, процент, прибыль).

Личный доход (ЛД) - весь доход, заработанный человеком, в т.ч. трансфертные платежи.

Располагаемый доход (РД) - личный доход, остающийся после уплаты налогов, используемый на потребление и сбережения. Все эти показатели взаимосвязаны и объединены системой национальных счетов (СНС).

Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей

Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей:

ВНП - валовой национальный продукт;

А - амортизация;

ЧНП - чистый национальный продукт;

КН - косвенный налог;

НД - национальный доход;

ПН - прямые налоги;

ВВ - внебюджетные взносы;

ТП - трансфертные платежи;

ЛД - личный доход;

ПодН - подоходный налог;

РД - располагаемый доход {потребности + сбережения).

национальный макроэкономический валовый показатель


3. Система национальных счетов (СНС)


СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Она появилась в 40-50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС, которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в качестве международного стандарта.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.

Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем.

Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пассивы производственного процесса.


.1 Экономические субъекты и операции в СНС


В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов:

) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;

) финансовые учреждения и организации - коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;

) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства); государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и т.д.) и др.;

) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);

) заграница (остальной мир) - все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.

Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и внутри них.

В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами:

) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;

) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.);

) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).


.2 Структура СНС


Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах "затраты - выпуск". Третий блок представляет собой счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный статистический и бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и другие виды отчетности в СНС.

Переход к СНС следует рассматривать как длительный поэтапный процесс совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогноза развития национального хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики.

Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.

На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности получения статистических данных о произведенном ВВП, НД, конечном потреблении, валовой прибыли, национальном сбережении и др.


4. ВВП, его формы и методы измерения


Для измерения НП в СНС служат различные макроэкономические показатели: (ВВП), (ВНП), НД, чистый национальный продукт (ЧИП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок расчета ВНП достаточно подробно излагаются в переводных американских учебниках по макроэкономике. В других странах, в том числе и в РБ, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП незначительны.

ВВП - основной макроэкономический показатель, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

ВВП - обобщающий показатель результатов производства товаров и услуг. Он измеряет в ценах конечного покупателя стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за тот или иной период.

В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год.

Есть три метода исчисления ВВП: производственный, распределительный, конечного использования.

Производственный метод состоит в исключении из стоимости всех произведенных товаров и услуг той их части, которая была израсходована в производстве.

В соответствии с производственным методом исчисления ВВП есть сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому в нее не включается стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, из объема продаж фирмы нужно вычесть стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков.

Продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на другом, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При суммировании всей добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт исчезает. Остаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т. е. конечный продукт.

Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку работы фирмы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости НП. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавленные всеми производителями данной страны

ВВП, рассчитанный по производственному методу, кроме суммы добавленных стоимостей включает в себя и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Они представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями, полученными ими от государства.

ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию, но часть ее не продается на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания. Существует также "теневая экономика": незаконные доходы от выпуска "левых товаров", самогоноварения, продажи наркотиков и т. п. Объем "теневой экономики" достигает значительных размеров ВВП: от 3 до 25%. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует условно начисленную стоимость.

Нужно также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, т.к. они не являются результатами текущего производства. Вместе с тем если дом построен в этом году, то его стоимость целиком учитывается в ВВП этого года.

Расчет ВВП по распределительному методу требует рассмотреть поток доходов владельцев факторов производства.

Совокупный доход в экономике, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом.

Если к валовому внутреннему доходу, представляющему собой сумму первичных доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, то получим показатель - валовой национальный доход.

Различают два вида доходов: трудовой доход и доход на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Кроме того, сюда входят доходы владельцев некорпорированных предприятий, получаемые как вознаграждение за их труд.

Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя:

) рентные доходы - доходы от передачи прав, (на землю, патенты, разработку недр и др.);

) прибыль от вложения собственного капитала в свои предприятия;

) прибыль корпораций - доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпорированном секторе экономики;

) чистый процентный доход - выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.

В анализе движения доходов принято различать следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения.

Располагаемый доход - это доход, поступающий домашним хозяйствам. Однако валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств не весь, т.к. его отдельные элементы исключаются из выплат этих хозяйств. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступающие домашним хозяйствам, не включаются в валовой национальный доход, но они должны быть добавлены к нему.

Следовательно, валовой располагаемый доход (ВРД) = ВИД - доходы корпораций + дивиденды по акциям + проценты правительства + непроцентные трансферты - налоги.

Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних хозяйств - суммарные затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90% ВРД. Остаток валового располагаемого дохода представляет собой национальные сбережения.

Сбережения - та часть ВРД, которая идет на накопления. Сбережение осуществляется путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также помещения денег на депозит в банке. Доля личных сбережений валового располагаемого дохода называется нормой личных сбережений. В разных странах она различна: в Италии - примерно 22%; Японии - 18 и в США - до 4%.

ВВП может определяться по методу конечного использования. Как уже отмечалось, ВВП можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, которую можно определить как сумму покупок этих товаров и услуг или сумму расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.

Поток расходов включает:

) расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть расходов в экономике. Эти расходы есть потребление домашних хозяйств. Обозначим их C.

) расходы фирм на товары и услуги. Это расходы двоякого рода. Фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом IG.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) - общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданного в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть ту их часть, которая пошла на замену износившихся зданий и оборудования (амортизационные отчисления - АО), то мы получим чистые инвестиции (ЧИ). Таким образом,


ЧИ = ВИ - АО;


) расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих. Обозначим их G.

) расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт XN. Можем составить уравнение, выражающее ВВП по сумме расходов на покупку конечной продукции:


ВВП= C+IG+G+XN.


4.1 Номинальный и реальный ВВП и ВНП


Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой показатель объема национального продукта - валовой национальный продукт.

Различия между ВВП и ВНП незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчету. При определении ВВП используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создается внутренними для данной страны факторами производства независимо от того, кто ими владеет.

ВНП же измеряется по национальному принципу, т.е. по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где они находятся.

Чтобы получить ВНП, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране.

(Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на срок менее года). Количественное различие между ВВП и ВНП незначительно и в развитых странах не превышает 2% ВВП.

Стоимостная оценка НП невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке НП используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки.

Однако часто возникает необходимость сравнения объемов НП, произведенного за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, т.к. они,особенно в условиях инфляции, могут существенно отличаться в начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основе чего произошел рост НП, - увеличения объема производства или увеличения роста цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые, а также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен - дефляторы ВНП.

Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными - в базовых. Так, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года.

Реальный ВВП - это то же количество товаров и услуг, измеренное в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор ВВП. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т. е. величину инфляции в стране.


Заключение


Основные признаки национальной экономики - наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны; общая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; общая система экономической защиты.

Национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию, равновесию совокупного спроса и совокупного предложения, равновесию спроса и предложения денег, равновесию на рынке труда и т.д.

Система национальных счетов позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов в любой стране мира. Валовой национальный продукт, произведенный в течение года, - основной показатель экономического состояния общества.

ВВП - это рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени, чаще всего года; рассчитывается тремя методами:

а) по добавленной стоимости - как сумма добавочной стоимости всех отраслей национальной экономики, в т.ч. сферы услуг;

б) по расходам - как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта услуг;

в) по доходам - суммируются доходы всех хозяйствующих субъектов страны.


Список литературы


1.Андряков А. Согласование макроэкономических прогнозов в методологии системы национальных счетов / А. Андряков, Е. Гурвич, А. Чернявский // Вопросы экономики.- 2006.- №8;

2.Гранберг А. Типы роста в национальном экономическом пространстве / А. Гранберг, Ю. Зайцева // Вопросы экономики.- 2002. - №9;

.Заика И. Национальная экономика и инвестиции / И. Заика, А. Крюков // Экономист.- 2003.- №7;

.Крюков В. Подходы к управлению национальным имуществом / В. Крюков, Н. Петров // Экономист.-2007.- №8;

.Кушлин В. Движущие силы эволюции национальной экономики / В. Кушлин // Экономист.-2003.-№8;

.Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. - 608с.;

7.Протас В.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.-271с.;

8.Сильвестров С. Национальное богатство: оценка и управление экономическим развитием С. Сильвестров, Б. Порфирьев; под ред. С. Шахрая, Е. Ивановой; НИИ СП. - М.: Экон. науки, 2008. - 100 с.;

.Сухарев О. Национальное богатство и структурная политика / О. Сухарев // Экономист.-2006.- №2;

.Федеральная служба государственной статистики

.Цыгичко А. Как посодействовать удвоению ВВП / А. Цыгичко // Экономист.-2004.- №2;

12.Чередниченко Л. Необходимые условия роста ВВП / Л. Чередниченко// Экономист.-2004.- №3.


Приложение


О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале 2012 года


Объем ВВП России за II квартал 2012 г. составил в текущих ценах 14571,1 млрд. рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2011 г. составил 104,0%, относительно I квартала 2012 г. - 106,0%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2012 г. по отношению к ценам II квартала 2011г. составил 107,4%. Объем ВВП за I полугодие 2012г. составил в текущих ценах 28061,7 млрд. рублей, индекс его физического объема относительно I полугодия 201 1 г. составил 104,5%.

Внутригодовая динамика производства ВВП: в постоянных ценах


В % кСоответствующему периоду предыдущего годаПредыдущему периоду2011 г.I квартал104,084,6II квартал103,4106,9I полугодие103,7III квартал105,0110,7Январь-сентябрь104,2IV квартал104,8104,5Год104,32012г. I квартал104,984,8II квартал104,0106,0I полугодие104,5

Индекс физического объема ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в постоянных ценах:


2012г.2011г.I кварталII кварталI полугодиеI кварталII кварталI полугодиеВаловой внутренний продукт в рыночных ценах104,9104,0104,5104,0103,4103,7в том числе:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство101,8102,5102,296,296,196,1рыболовство, рыбоводство100,2103,5101,6133,390,5110,7добыча полезных ископаемых102,0100,5101,2102,9100,4101,6обрабатывающие производства103,5102,9103,2111,2105,8108,3производство и распределение электроэнергии, газа и воды101,6100,4101,199,4101,8100,4строительство104,7104,2104,499,7101,1100,5оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования109,1106,9108,0101,9105,1103,5гостиницы и рестораны103,3102,5102,9103,4103,8103,6транспорт и связь103,9101,3102,6102,4102,3102,3финансовая деятельность116,1117,3116,7105,1104,4104,7операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг105,7107,9106,8103,7102,6103,2государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование101,3100,7101,0101,9102,0102,0образование99,599,999,799,399,299,2здравоохранение и предоставление социальных услуг99,8100,8100,3103,6103,6103,6предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг99,496,998,199,999,599,7деятельность домашних хозяйств105,1105,9105,5106,3107,3106,8Чистые налоги на продукты106,1104,0105,0107,1106,4106,8


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

План лекции 1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство 2. Основные макроэкономические показатели 3. Система национальных счетов: сущность и структура

1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство

Национальная экономика Национальная экономика - это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Основные признаки национальной экономики 1) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда; 2) единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; ее образуют: а) единое хозяйственное законодательство; б) единая денежная система; в) общая финансовая система; 3) общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает государство; 4) общая система экономической защиты. Это своего рода экономические границы в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т. д.

Важную роль в развитии национальной экономики играет государство. Его основные экономические функции: 1) Формирование правовой основы экономической деятельности хозяйствующих субъектов. 2) Защита и развитие цивилизованной конкуренции; 3) Организация производства товаров и услуг общественного пользования (образования, медицинского обслуживания, обороны, внутренней безопасности). 4) Перераспределение доходов (с помощью налоговой системы) через трансфертные платежи; 5) Осуществление макроэкономической стабильности.

Государственная политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать: 1) экономическому росту; 2) стабильности цен; 3) достижению полной занятости.

Национальное богатство Национальное богатство - это стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за вычетом долгов данного государства. Важные составляющие Национального богатства - нематериальные ценности: уровень квалификации трудоспособного населения, достижения науки, техники, культурные ценности и прошлый опыт.

Макроэкономические показатели Валовая продукция (ВП). Промежуточное потребление (ПП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый доход (РД) и др.

Валовая продукция (ВП) Валовая продукция (ВП) - это показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли, в стоимостном (денежном) выражении; Валовая продукция (ВП) рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах. Показатель ВП используется при определении размеров и темпов роста общего объема производства по стране в целом, а также по отдельным отраслям, предприятиям и т. п. Показатель ВП используется также для расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и т. д.

Промежуточное потребление (ПП) Промежуточное потребление (ПП) — это стоимость материалов и нематериальных услуг потребленных в процессе производства товаров и услуг (за исключением потребления основных фондов).

Валовой внутренний продукт (ВВП) Валовой внутренний продукт (ВВП) — отражает стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории данной страны в течение определенного срока, за вычетом промежуточного потребления.

Потребление основного капитала (ПОК) Представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его морального и физического износа. ПОК — это сумма амортизации основных средств за год во всех отраслях народного хозяйства + недоамортизированная стоимость выбывших основных фондов.

Валовой национальный доход. Псцрын ДДВВПВНД. СД ПД чистые доходы от собственности, полученные из-за границы; чистые предпринимательские доходы, полученные из-за границы.

Номинальный ВНП - сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Реальный ВНП- стоимость товаров и услуг, пересчитанная в постоянных ценах т. е. в ценах базового периода. Дефлятор ВНП - это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Национальный доход (НД) Национальный доход (НД) - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды доходов (заработную плату, ренту, процент, прибыль).

Личный доход (ЛД) и располагаемый доход (РД) Личный доход (ЛД) - весь доход, заработанный человеком, в т. ч. трансфертные платежи. Располагаемый доход (РД) - личный доход, остающийся после уплаты налогов, используемый на потребление и сбережения.

Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей валовой национальный продукт (ВНП) – амортизация (А) = чистый национальный продукт (ЧНП) чистый национальный продукт (ЧНП) – косвенные налоги (КН) = национальный доход (НД) национальный доход (НД) – прямые налоги (ПН) – внебюджетные взносы (ВВ) + трансфертные платежи (ТП) = личный доход (ЛД) личный доход (ЛД) – подоходный налог физических лиц (НДФЛ) = располагаемый доход (РД) располагаемый доход (РД) = потребление + сбережение

Методы расчета ВВП 1) по доходам - суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности; 2) по расходам - суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли; 3) по добавленной стоимости (производственный метод) - суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики. СНППцосновв. ВВВВП). (

Система национальных счетов Система национальных счетов - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических явлений и процессов; дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении. Система национальных счетов - это система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы.

Основные этапы развития СНС В настоящее время все государства мира используют систему национальных счетов (СНС), разработанную статистической комиссией ООН в 1953 г. Основные этапы развития СНС Этап 1 - 1930 -е гг. - зарождение СНС в развитых странах Запада. Этап 2 - 1940 -1950 -е гг. - формирование СНС. ООН опубликовала первый международный стандарт ВВП. Этап 3 - 1968 г. - принятие вариантов СНС - Голубой книги. Этап 4 - начало 1980 -х гг. - совершенствование методологии СНС. Этап 5 - начало 1990 -х гг. - принятие новой СНС, включающей пять секторов (групп экономических единиц).

Классификация институциональных единиц по секторам Различают следующие укрупненные секторы: — нефинансовые предприятия; — финансовые учреждения; — органы государственного управления; — некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; — внешнеэкономические связи («остальной мир»).

Сектор «нефинансовые предприятия» Это институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции. К данному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т. п.). В этот сектор включаются предприятия независимо от формы собственности: государственные, акционерные, арендные, совместные кооперативные и частные. Включаются и общественные (некоммерческие) организации, создаваемые различными группами производителей, которые финансируют свои издержки за счет взносов предприятий (например, различные ассоциации предпринимателей и т. д.).

Сектор «финансовые учреждения» Это институциональные единицы, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности. Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг) и вспомогательная финансовая деятельность. Финансовые посредники (банки) берут обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам.

Сектор «органы государственного управления» Это институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К данному сектору относятся: — государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения; — фонды (организации) социального страхования; — государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; — государственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; — некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.

Сектор «некоммерческие организации Это институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг для особых групп домашних хозяйств. В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресурсы складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и их дохода от собственности. К этому сектору относятся: — общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом, в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д.), так и их коллективные потребности — политические партии, профсоюзные организации и т. д.).

Сектор «домашние хозяйства» Данный сектор охватывает как потребителей так и предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства – резиденты данной страны независимо от их размещения и формы, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса.

Сектор «остальной мир» (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Принципы СНС Принципы системы национальных счетов: 1) балансирование доходов и расходов по методу двойной записи; 2) стоимостная оценка всех товаров и услуг; 3) раздельный учет на специальных счетах финансовых и пере- распределительных потоков.

СНС, реализуемая в РФ, включает счета внутренней экономики и счета внешнеэкономической связей К счетам внутренней экономики относятся: — счет производства; — счет образования доходов; — счет распределения первичных доходов; — счет вторичного распределения доходов; — счет использования национального располагаемого дохода; -счет операций с капиталом; финансовый счет. К счетам внешнеэкономических связей («остального мира») относятся: — счет текущих операций; — счет капитальных затрат; — счет товаров и услуг.

счет производства «использование» — промежуточное потребление — валовая добавленная стоимость (ВДС). «ресурсы» — валовой выпуск в факторных ценах — налоги на продукты и импорт за минусом субсидии

счет образования доходов «использование» — оплата труда (ОТ); — налоги на производство и импорт за минусом субсидии; — валовая прибыль экономики (валовые смешанные доходы). «ресурсы» — валовая добавленная стоимость (ВДС).

счет распределения первичных доходов «использование» — доходы от собственности, переданные остальному миру; — валовой национальный доход. «ресурсы» — оплата труда (ОТ); — валовая прибыль экономики (валовые смешанные доходы); — налоги на производство и импорт за минусом субсидии; — доходы от собственности, полученные от остального мира.

счет вторичного распределения доходов «использование» -Текущие трансферты, переданные остальному миру; -Валовой национальный располагаемый доход. «ресурсы» — Валовой национальный доход; — текущие трансферты, полученные от остального мира.

счет использования доходов «использование» — расходы на конечное потребление, в том числе по сектором экономики; — Валовое национальное сбережение. «ресурсы» — Валовой национальный располагаемый доход.

счет операции с капиталом «использование» — капитальные трансферты, переданные остальному миру; -валовое накопление основного капитала; — чистое кредитование (+), чистое заимствование (-). «ресурсы» — Валовое национальное сбережение; — капитальные трансферты, полученные от остального мира.

финансовый счет «Использование» — приобретение финансовых активов. «Ресурсы» — чистое кредитование (+), чистое заимствование (-); — принятые финансовые обязательства.

счет текущих операций «Остального мира» «Использование» — экспорт товаров и услуг; — конечное потребление домашних хозяйств – не резидентов на экономической территории страны; — оплата труда работников – резидентов нанимателями – не резидентами; — субсидии на производство продукции и импорт, полученные от остального мира; — доходы от собственности, полученные от остального мира; — текущие трансферты, полученные от остального мира. «Ресурсы» — импорт продуктов и услуг; — конечные потребления домашних хозяйств – резидентов за рубежом; — оплата работников — не резидентов резидентами; — налоги на производство, продукты и импорт, оплаченные остальному миру; — доходы от собственности переданные остальному миру; -текущие трансферты, переданные остальному миру; — сальдо текущих операций с остальным миром.

счет капитальных затрат остального мира «Использование» — сальдо текущих операций с остальным миром; — чистые покупки земли и нематериальных активов от остального мира; — капитальные трансферты, полученные от остального мира. «Ресурсы» — капитальные трансферты, переданные остальному миру; — чистые кредиты (+), чистые долги (-).

счет товаров и услуг «Использование» — промежуточное потребление; — расходы на конечное потребление; — валовое накопление основных средств; — изменение запасов материальных оборотных средств; — импорт товаром и услуг. «Ресурсы» — валовой выпуск; — налоги на продукты и импорт (+); — субсидии на продукты и импорт (-); — импорт товаром и услуг.