Блокчейн без посредников: каким будет девелопмент в цифровой экономике. Цифровизация строительной отрасли: место России в мировых тенденциях на примере контроля строительства

В 1973 году министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Ямани сказал фразу которая, вошла в историю:

«Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть…А потому, что появляются новые технологии».

Вот они и появляются в мире, и тот, кто опоздает в этом соревновании, мгновенно, во всяком случае очень быстро попадет в полную зависимость от лидеров этого процесса. Каждая страна и каждая экономика не может ни в коем случае этого допустить. Поэтому цифровизация экономики это рывок и прорыв в будущее!

Существуют разные трактовки, но можно использовать следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

В 1995-ом году американский информатик Николас Негропонте (Массачусетский университет) ввел в употребление термин "цифровая экономика". Сейчас этим термином пользуются во всем мире, он вошел в обиход политиков, предпринимателей, журналистов. В прошлом году один из главных докладов Всемирного банка содержал отчет о состоянии цифровой экономики в мире (доклад вышел под названием "Цифровые дивиденды").

Воспользуемся описанием сути понятия, которое вкладывает в термин цифровая экономика академик РАН, директор Института математики им С.Л. Соболева СО РАН С.С. Гончаров:

Цифровая экономика, во-первых, становится таковой в процессе цифровизации экономики. Это процесс глубокого проникновения идеи создания и использования цифровых моделей в экономическую практику. При этом речь идет не о решении отдельных экономических задач с помощью цифровизации, а о создании, как сейчас модно говорить, экосистем. И во-вторых - собственно сама цифровая экономика как результат повсеместной цифровизации или оцифровки процессов, что позволяет все более эффективно решать, комплексные и масштабные экономические задачи, например, оптимально управлять бизнес-процессами с помощью цифровых моделей.

Одним из главных условий возникновения цифровой экономики является процесс моделирования. Моделирование – это цифровая задача. Моделирование технологических процессов, построение сложных моделей и их последующая оцифровка – основа создания цифровой экономики.
Можно утверждать, что грамотные математические решения являются основой формирования цифровой экономики.

Цифровизация - как процесс глубокого проникновения идеи создания и использования цифровых моделей в экономическую практику; при этом, речь идет не о решении отдельных экономических задач с помощью цифровизации, а о создании как сейчас модно говорить – экосистем.

Цифровая экономика - фровая экономиповсеместной оцифровки процессов, что позволяет все более эффективно решать, комплексные и масштабные экономические задачи, например, оптимально управлять активами с помощью цифровых моделей.

Следствие: Речь идет об использовании цифровых моделей при решении экономических задач, что заставляет акцентировать внимание на умении моделировать.

Что происходит в области цифровизации сейчас. Сейчас цифровизация находится на уровне автоматизации процессов в компаниях, корпорациях. Как правило, процессы согласования документов внутри компании идут на самом передовом цифровом уровне, не на бумаге, а в автоматизированной системе (например ERP системе). И это воспринимается естественно. Так почему цифровизация (автоматизация) между субъектами бизнеса идет по старинке. Идет обмен бумажными формами документов. В лучшем случае, используется электронная подпись, как согласованная форма фиксации отношений.

Здесь важно словосочетание «согласованная форма»! Корпорации не могут найти форму согласования формализованных, автоматизированных отношений. Когда это произойдет, наступит эпоха цифровизации. Произойдет скачок. Ускорятся процессы в бизнес отношениях, сократятся накладные расходы, наступит Эра быстроты и экономии, Эра минимизации потерь на транзакциях.

Первой ласточкой автоматизации отношений между субъектами стали смарт- контракты. Это прорыв, это реальная цифровизация экономических отношений. Но существующие на данный момент смарт- контракты описывают лишь простейшие бизнес отношения. Позволяют выполнять только простые безусловные обязательства.

Сложные договорные отношения, с большим количеством отлагательных условий, несколькими контрагентами, возможности возникновения форс-мажоров, не удается вложить в с нынешнюю структуру смарт-контрактов. Это тупик? Конец светлой идеи всеобщей «цифровизации» экономики? Цивилизация остановилась в своем развитии? К счастью выход есть! Это платформа КИРИК. Платформа семантических смарт- контрактов, которая опирается на теорию семантического моделирования. Что такое семантическое моделирование?

Что же это такое? Можно попытаться объяснить это простым доходчивым языком.

«И так. Методологическую? Можно попытаться объяснить это простым доходчизадачныйгическу, теоретическойкую? Можно попытматематическаяую? Можн(теория нумераций, теория вычислимых моделей, формульная определимость вычислений, вычисление как проверка истинности на вычислимой модели), теория нумераций, теория вычислимых математики.

Описание предметной области и постановка задачи осуществляется в декларативномметнойв виде некоторой логико-вероятностной системы. Подобное формальное декларативное описание предметной области и запросов к ней носит название семантическойрой лог.

Семантическая модель предметной области должна быть исполняемой, т.е. должна существовать возможность интерпретации логико-вероятностных модельных конструкций как вычислительных процедур».

По моему, все очевидно, доходчиво и понятно.

Если серьезно, что происходит сейчас при автоматизации процессов и почему это тупик, но из которого есть выход – Это платформа КИРИК.

Чтобы оцифровать задачу, специалист в предметной области составляет Техзадание. Передает его IT специалисту для подготовки спецификации, потом другому IT специалисту для описания архитектуры системы, потом программисту, который переводит задачу в код. На каждом этапе теряется смысл, изначально вкладываемый специалистом в предметной области в задачу, возрастает вероятность ошибки. И в конце концов, проверить что на выходе в результате такой «цифровизации» получилось то, что планировали, не возможно. Необходимо «аудировать» программный продукт (как и существующие ныне смарт – контракты), а это в автоматическом режиме не возможно!

Что делать? Есть решение – это семантическое моделирование. Оно позволяет на языке спецификаций специалисту в предметной области описать бизнес процесс любой сложности, с отлагательными условиями, с любым количеством контрагентов, с возможностью возникновения форс-мажоров, оцифровать эту задачу и автоматически верифицировать, что полученный результат соответствует исходной задаче. Это и позволяет платформа КИРИК.

Платформа КИРИК позволяет договорные отношения, описывающие бизнес процессы любой сложности переводить в юридически значимые смарт- контракты! Это прорыв. Это реальная цифровизация экономики. Более того, как сказал один из наших клиентов: « Я не понимаю как цифровизация экономических отношений и 4 технологическая революция возможна без КИРИКа»!

Процесс моделирования предметной области в виде семантической модели представляет собой процесс моделирования пинформационной модели, представляющей данную предметную область. Данный процесс протекает в определенной технологическоймодели, основным элементом которой является технологическаятом которо КИРИК.

Плюсы цифровой экономики

Шаг в цифровизацию возможен с помощью КИРИКа. Цифровая экономика, возникновение новых возможностей, безусловно, позитивным образом отражается на жизни человека.

К плюсам развития цифровой экономики Всемирный банк в своем обзоре 2016 года «Цифровые дивиденды» относит:

Рост производительности труда;

Повышение конкурентоспособности компаний;

Снижение издержек производства;

Создание новых рабочих мест;

Преодоление бедности и социального неравенства.

И это всего лишь несколько примеров того, как цифровая экономика положительно влияет на нашу жизнь, давая множество возможностей рядовому пользователю, и тем самым расширяя возможности самого рынка.

Риски цифровой экономики

Внедрение в жизнь «цифры» и электронной коммерции тем не менее несет для человечества и ряд минусов, среди которых:

Риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных (частично проблема мошенничества может решаться внедрением так называемой цифровой грамотности);

- «цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением);

Рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет);

- «цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах).

Главные цифровые экономики мира

Согласно данным исследования Digital Evolution Index 2017, проведенного компанией Mastercard совместно со Школой права и дипломатии им. Флетчера при университете Тафтса (США), у России есть неплохие перспективы занять лидирующие позиции в рейтинге развития цифровой экономики. По мнению экспертов, несмотря на относительно низкий общий уровень цифровизации, наша страна демонстрируют устойчивые темпы роста и находится на пике цифрового развития, привлекая тем самым инвесторов в экономику.

«Цифровыми» странами-лидерами на сегодняшний день являются Норвегия, Швеция и Швейцария. В топ-10 входят США, Великобритания, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Гонконг.

Рассмотрим как цифровизация влияет на некоторые отрасли экономики.

Цифровизация в строительстве

Один из способов цифровизации строительства является внедрение технологий информационного моделирования (BIM) на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства. Практика внедрения этой методики показывает, что применение технологий информационного моделирования только в процессе проектирования и строительства позволит достичь экономии до 20% средств на возведение объекта. Кроме того, использование BIM должно снизить административные барьеры и сократить сроки возведения объекта.

У этих оптимистичных ожиданий есть серьезные основания. Яркий пример - поддержанное на государственном уровне внедрение BIM технологий в Великобритании. Здесь с использованием информационного моделирования по заказу государства были построены многие значимые объекты, начиная со школ и заканчивая инфраструктурой к летней Олимпиаде 2012 года. Технология подтвердила свою высокую эффективность. В сравнении с аналогичными проектами, построенными без использования BIM, сокращение издержек достигало 30%.

В настоящий момент в области строительства существует много информационных систем, которые действуют наряду с крупными ИС в сфере территориального планирования, градостроительной деятельности, ценообразования в строительной сфере, ЖКХ, в области недвижимости и пр.

Внедрение ИТ-технологий в области строительства направлено на стандартизацию и унификацию процессов, снижение издержек участников рынка, упорядочивание сложившихся в отрасли общественных отношений, что создает единое информационное пространство, позволяющее объединить целый ряд систем, оптимизировать их деятельность в части сбора информации и автоматизации в сфере строительства. Требуются решения по сбору информации, создании системы личных кабинетов, актуальности и достоверности данных и необходимости построения единой информационной системы, основанной на обработке big data.

С точки зрения государственных интересов, необходимо создать информационную площадку, осуществляющую децентрализованный сбор и централизованный анализ данных по обязательствам, возникающим в сфере строительного государственного заказа, позволяющую не только осуществлять аналитику информации, но также в скором будущем осуществлять заключение через систему типовых государственных контрактов, подписывая их электронной цифровой подписью. Таким образом, создание единой информационной системы будет способствовать увеличению прозрачности, эффективности, сбалансированности документооборота в строительной отрасли, и тем самым поможет избежать злоупотребления, нарушения законодательства на местах и препятствовать росту коррупции.

Перспективно сферой цифровизации строительной отрасли является автоматизация строительного контроля за всеми этапами строительства в следующих направлениях:

Соблюдения технологии строительства;

Контроль за соблюдением проектных величин нагрузок на конструктивные элементы и фундаменты;

Контроль за соблюдением требований Техники безопасности;

Автоматизация документооборота. При этом полностью избавиться от бумажных носителей российские компании пока не могут, так как по действующим нормам большая часть документооборота по стройке должна быть именно на бумаге. Это и общий журнал работ, и исполнительная документация, и многое другое.

Контроль за соблюдением норм допустимых отклонений при строительстве.

Все эти процессы легко автоматизируются с помощью платформы КИРИК и с уверенностью можно говорить о хороших перспективах развития автоматизации контроля строительства.

Таким образом, резюмируя, хочется сказать, что строительная отрасль имеет хороший потенциал к цифровизации с помощью платформы КИРИК.

Цифровизация в энергетике

В энергетике цифровизация идет по следующим направлениям. Происходит распространение цифровых сетей и интеллектуальных систем управления. Инфраструктура за счет цифровых технологий и автоматики становится активно-адаптивным элементом энергетической системы. В сочетании с системами интеллектуального управления коммерческими и технологическими процессами сетевая инфраструктура преобразуется в новую автоматизированную платформу для гибкого и эффективного энергообеспечения потребителей. Все эти системы описываются с помощью семантического моделирования на платформе КИРИК.

При этом, наибольший эффект от применения цифровых технологий и больших объемов данных, характеризующих объекты и системы отрасли, может быть достигнут при переходе от точечных проектов по цифровизации к полной отраслевой цифровой трансформации, подразумевающей использование единой модели данных, единых стандартов и доверенной цифровой среды.

Переход к широкому использованию технологий информационного моделирования объектов энергетики откроет возможность добиться снижения общих затрат на весь жизненный цикл объектов: от строительства до вывода из эксплуатации и утилизации. Для электроэнергетики в данном аспекте следует ожидать более значительный положительный результат, чем в гражданском строительстве, так как один субъект отрасли выступает заказчиком и основной заинтересованной стороной на всех этапах.

Распространение и широкое применение цифровых технологий информационного моделирования вносит вклад в создание базы для внедрения новых моделей управления, целью которых является повышение эффективности генерации, передачи и распределения электроэнергии.

Для достижения положительных результатов необходимо сотрудничество государства, технологических компаний, субъектов отрасли и потребителей в процессе преобразования отрасли для получения наилучших результатов в интересах всех участников.

Для реального прорыва в цифровизации энергетики необходимо развивать следующие направления и создавать следующие системы:

Открытые модульные цифровые платформы для организации киберфизических систем и сред в электроэнергетике;

Интеллектуальные мультиагентные системы управления;

Системы хранения электроэнергии (от аккумуляторов для электромобилей и бытового сектора до систем хранения электроэнергии большой емкости, в т. ч. технологии хранения электроэнергии в твердотопливных аккумуляторах и в водородном цикле);

Перспективная высоковольтная и высокочастотная силовая электроника;

Технологии «Интернета вещей» (цифровые датчики, сенсоры, актуаторы и средства ком- муникации);

Цифровые финансовые технологии (блокчейн, смарт-контракты, децентрализованные автономные организации).

Данный пакет технологий полностью сформируется, может быть описан на платформе КИРИК и станет основой для новой электроэнергетики в течение ближайших нескольких лет.

Эпоха цифровых и компьютерных моделей, создаваемых на уровне здравого смысла, заканчивается. На смену приходят методы и модели, базирующиеся на результатах глубоких научных математических исследований, семантического моделирования, инженерных разработок и Big data.

Попросту и без ложной скромности говоря, фундамент, заложенный в платформу КИРИК, базирующийся на математических методах и подходах семантического моделирования к решению сложных задач - это основа успеха, основа развития цифровой экономики!

И.А. Болдырев, академик РИА,

директор Новосибирского регионального отделения РИА

Чтобы каждый день получать больше информации, подписывайтесь на нас в социальных сетях.

Не вызывает сомнений, что появление данного документа, ориентированного на экономику в целом, означает необходимость пересмотра и актуализации ранее принятых планов и программ инновационного развития или цифровых трансформаций отдельных отраслей. Что же касается строительной отрасли, то здесь безусловному пересмотру подлежит утвержденная в апреле Дорожная карта по BIM или, как этот документ звучит в официальной версии, «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства».

Что по «карте» и что по Программе?

С одной стороны, принятая Дорожная карта неоднократно подвергалась критике со стороны профессионального экспертного сообщества, в том числе на документ получено от Рабочей Группы по строительству Экспертного Совета Правительства, а с другой — в самой Дорожной карте, подписанной вице-премьером Д.Н. Козаком, указано, что после принятия программы «Цифровая экономика» План (Дорожная карта) должен пополниться соответствующими пунктами и мероприятиями.

Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», определены следующие основные направления: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность.

Если «спроецировать» данные направления на строительство, то становится совершенно очевидным, все эти направления должны найти свое отражение и в отраслевом документе. Однако в подготовленном Минстроем и принятом в апреле Плане (Дорожной карте) указанные направления Программы цифровой экономики либо представлены очень слабо, либо не затронуты вовсе. Так, ничего не говорится о кадрах и образовании, об исследованиях и информационной безопасности, планируется разработка геоинформационной системы поистине гигантского функционала, реализуемость которой вызывает большие вопросы.

Не пытаясь охватить сразу все направления, я хотела бы затронуть всего один аспект — стандартизацию как часть нормативного регулирования, сверить планы из указанных выше документов (Программы «Цифровой экономики» и Дорожной карты по BIM) и дать обзор фактической ситуации в части подготовки нормативно-технических документов в области информационного моделирования в РФ.

Стандартизация в Программе…

В Программе цифровой экономике (п.1.18) на этот счет предусмотрен комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации для обеспечения соответствия системы технического регулирования целям развития цифровой экономики; в том числе работа в партнерстве с отраслевыми, корпоративными, международными и иностранными системами стандартизации; ускоренное принятие национальных стандартов на основе отраслевых (корпоративных) и международных (иностранных) документов; обеспечение возможности применения документов по стандартизации на английском языке, обеспечивающих максимально комфортное развитие современных технологий; формирование библиотеки национальных стандартов по приоритетном направлениям в машиночитаемом формате. Сроки предусмотрены следующие: концепция — II квартал 2018 года, реализация — конец 2020 года с последующей актуализацией.

…И в Дорожной карте

В Плане (Дорожной карте) по BIM в п.14 предполагается «…разработка национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства» со сроком исполнения в январе 2018 года .

И если с программой цифровой экономики все в порядке с точки зрения степени проработки и сроков, то с Дорожной картой по BIM очевидны проблемы, хотя бы потому, что сам перечень необходимых стандартов не был заранее определен, а процесс прохождения документов принял непредсказуемый характер.

Как это было бы в идеале? А как оказалось на самом деле?..

Вопрос этот отнюдь не праздный. Когда возникает новая предметная область, которую следует нормировать и стандартизовать, сначала следует определиться с целями и приоритетами, изучить лучший мировой и российский опыт, после чего разработать взвешенный план. Эта работа должна была быть выполнена Минстроем еще в 2014 году.

Однако в связи с частой сменой заместителей министров-кураторов BIM в ведомстве (за четыре года их было четыре) этого сделано не было. Ближе всего в Минстрое подошли к решению этой задачи в 2016 году, когда вокруг этой работы в ведомстве было сформировано широкое профессиональное сообщество, а кураторы Л.О. Ставицкий (заместитель министра) и А.В. Белюченко (глава департамента) практически довели вопрос с долгосрочным планом по стандартизации до утверждения. Однако времени не хватило, снова произошла полная смена действующих лиц… И все началось с начала.

Документы разработали… И отложили

С 2014 года, момента старта государственной программы по BIM, ведутся работы в области стандартизации информационного моделирования. По сути, разработка стандартов и сводов правил — это единственное направление, по которому на федеральном уровне велась сколько-нибудь результативная работа по BIM. (Оставляю за скобками большие успехи реального рынка, которые достигли за это время проектные, строительные организации и успешные заказчики, не говоря уже об ускорившихся разработках; а также динамично развивающиеся программы по BIM Москвы и Санк-Петербурга).

Подведомственное Минстрою России ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия) в соответствии со своими планами и приоритетами ежегодно инициирует разработку национальных стандартов и сводов правил по данной теме. Так, в 2015 году разработаны, в 2016 году были введены в действие три национальных стандарта. В 2016 разработано еще пять стандартов и четыре свода правил. Все документы прошли предусмотренные регламентами публичные обсуждения, слушания на расширенных заседаниях профильного подкомитета ПК 5 ТК-465. Однако этим документам повезло меньше. Их принятие откладывается под разными предлогами. В частности, отдельными участниками высказываются сомнения в нужности данных документов, а также их качестве. Позволю себе предположить, что причина кроется в другом.

Шаг вперед и два назад

В полном соответствии с подходами, предлагаемыми в Программе «Цифровая экономика в РФ», специалисты ФАУ «ФЦС», планируя разработки, руководствуются, в первую очередь, международными стандартами ISO, поддерживающими информационное моделирование. Среди подготовленных, но не введенных в действие стандартов, присутствует триада стандартов Open BIM (IFC-IFD-IDM), изначально разработанная в международной некоммерческой организации buildingSMART. (Здесь следует заметить, что в июне этого года Россия стала полноправным членом этой организации, открыв отделение на базе ассоциации НАИКС). Другие разработки определяются на основании выполненных ранее исследований и установленных актуальных отраслевых приоритетов. В этом смысле вряд ли может ставиться вопрос о нужности «подвисших» документов с замораживанием их статуса.

В 2017 году ведется работа еще над комплектом из четырех сводов правил. Только что завершилось публичное обсуждение и готовится вторая редакция. Вероятно, их выход столкнется с такими же сложностями.

Резюмируя выше сказанное, приходится признать, что единственное результативное направление деятельности государства по цифровой трансформации строительства — разработка нормативно-технических документов — по уже выполненным работам имеет сейчас весьма неопределенную перспективу.

Если же вернуться к принятой в апреле Дорожной карте по BIM, то встает вопрос кто из ответственных исполнителей и по какому списку стандартов будет давать отчет в январе 2018? Невозможно в оставшиеся месяцы разработать что-то новое. А может, как раз отложенными стандартами и СП и отчитаются?

«ЦЭ» новый шанс для BIM ?

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» («ЦЭ») призвана объединить, скоординировать разрозненные усилия ряда отраслей российской экономики в направлении Индустрии 4.0. Те неуверенные шаги государственной BIM-программы, которые мы наблюдали на протяжении почти четырех лет, завершившиеся принятием весьма неудачной и слабой Дорожной карты, сейчас получили шанс на конструктивное развитие. Появляется уверенность, что в цифровое будущее строительная отрасль пойдет не только в лице бизнеса и участников рынка, но вместе с государством как регулятором и заказчиком.

В качестве постскриптума

Хотя пока некоторые документы не приняты, с ними можно свободно ознакомиться. Вот ссылка для запроса сводов правил 2016 года.

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами»

Своды правил 2017 года. Публичное обсуждение.

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования» https://goo.gl/eu2Sdx

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила применения в проектах повторного использования и при их привязке» https://goo.gl/Z1tVAV

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Требования к формированию информационных моделей объектов капитального строительства для эксплуатации многоквартирных домов, реализованных по проектам повторного применения» https://goo.gl/s9pDE8

Марина КОРОЛЬ,

генеральный директор ООО «КОНКУРАТОР»,

профессор, член-корреспондент МААМ

17 сентября 2018 года стало известно о сроках появления в России единой цифровой платформы для строительных информационных систем. Она создается в рамках федерального проекта «Цифровое строительство», сообщает ТАССсо ссылкой на заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по итогам II Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы».


К этому сроку должна появиться единая цифровая платформа, объединяющая все ИТ-системы в строительной отрасли. Цифровизация строительства предполагает автоматизацию всех стадий и процедур на всем жизненном цикле объекта.

Согласно прогнозу Минстроя, переход на цифровое строительство позволит за 5 лет снизить временные и прочие затраты на объекты, возводимые за счет бюджетов РФ всех уровней, до 20%. При этом сокращение времени от принятия решения о строительстве до ввода объекта в эксплуатацию будет достигать 30%.

Правда, в рамках масштабной цифровизации строительной индустрии предстоит большая работа. В частности, потребуется перевести фонд нормативно-технической документации в области строительства в цифровой формат, сформировать основы перехода на автоматизированную проверку информационной модели объекта капитального строительства, внедрить единую систему классификации строительной информации в целях гармонизации нормативно-технической документации с международным и российским законодательством.

К 17 сентября 2018 года сформирована система нормативных технических документов, обеспечивающих внедрение технологий информационного моделирования в строительстве.

Сферу строительства ждут масштабные ИТ-нововведения

"Дорожная карта" развития строительной отрасли включает множество мероприятий, относящихся к сфере информатизации. В частности, стратегия развития строительной отрасли, которая должна быть разработана к октябрю 2018 года, будет предусматривать её цифровое регулирование. При этом, уже к сентябрю 2018 года должны быть внесены изменения в законодательство, предусматривающие закрепление полномочий по созданию и эксплуатации информационных систем обеспечения градостроительной деятельности за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Большая часть нововведений должна быть реализована к декабрю 2018 года. Так должен быть осуществлен переход к автоматизированному сбору и анализу информации о стоимости строительных ресурсов с использованием федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, что позволит получать достоверную и точную информацию о стоимости строительных ресурсов в реальном времени.

Кроме того, ожидается ввод в промышленную эксплуатацию и наполнение государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства". Использование информации, содержащейся в этом ресурсе, позволит сократить сроки и стоимость как проектирования, так и последующего прохождения экспертизы и строительства.

Должен быть разработан открытый информационный ресурс для публикации сведений по реестрам описания процедур в сфере строительства. Он позволит повысить доступность соответствующей информации для хозяйствующих субъектов.

Также к декабрю 2018 года должен быть проведен мониторинг использования типового программного обеспечения при ведении органами местного самоуправления информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Цель - унификация программного обеспечения.

Дополнительно в этот же период должны быть подготовлены предложения о целесообразности создания федеральной государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности для осуществления на территории страны единого сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и предоставления заинтересованным лицам сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Помимо этого, в законодательство Российской Федерации должны быть внесены изменения предусматривающие установление единого стандарта предоставления региональных или муниципальных услуг по получению разрешения на строительство с использованием инфраструктуры электронного правительства. Это должно ликвидировать сложившуюся неоднородную практику предоставления услуг по выдаче разрешений на строительство в разных субъектах страны и установить единый стандарт предоставления услуг.

Среди других запланированных мероприятий до декабря 2018 года - внесение изменений в законодательство, предусматривающих внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства, включая проектирование, строительство, эксплуатацию и снос. В течение 3 месяцев со дня принятия этих изменений должна быть создана федеральная государственная информационная система ценообразования при строительстве, эксплуатации и сносе объектов капитального строительств. Цель этого нововведения - увеличение точности сметных расчетов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации, в том числе для стадии эксплуатации и для стадии сноса объекта капитального строительства, а также повышение прозрачности оценки стоимости затрат, связанных с эксплуатацией объекта капитального строительства и с его сносом

К декабрю 2019 года планируется переход на единую государственную цифровую платформу в строительстве, обеспечивающую взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления и организаций в цифровом виде по всему циклу процессов в сфере градостроительных отношений. Все это должно обеспечить прозрачность принятия решений органами власти и контролирующими структурами, исключить "человеческий фактор" из этих процессов, а также кратно ускорить работу в сфере градостроительных отношений.

В этот же срок должны быть внесены изменения в законодательство, предусматривающие создание федерального реестра нормативных документов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. В реестр будут включены сведения о строительных нормах и строительных правилах, а также документы федеральных органов исполнительной власти, применение которых оказывает влияние на безопасность, надежность и долговечность зданий и сооружений (в машиночитаемом формате).

BIM-технологии в России

Технология информационного моделирования, или BIM , это подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, предполагающий сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматривается как единый объект. BIM-технологии позволяют сделать большой шаг вперёд при проработке объекта – от принятия концептуального решения при проектировании до вывода объекта из эксплуатации. Внедрение данной технологии значительно повысит качество проектирования и при этом упростит работу на всех этапах жизненного цикла объекта, что позволит перейти на новый этап развития всей отрасли (

Создание цифровой экономики — это один из приоритетов национальной повестки на ближайшее десятилетие. Однако переход к новой концепции подразумевает не столько создание новых инновационных IT-гигантов, сколько изменение подхода к формированию управленческих и стратегических решений.

Главный посыл президента страны заключается в предложении: «Цифровая экономика — новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества». Несомненно, инновации придут во все без исключений отрасли экономики страны. В таких условиях переход на концепцию цифровой экономики даже в отдельно взятой строительной отрасли уже откроет огромные возможности и позволит взглянуть на многие вещи с иного ракурса.

Основа для перехода к цифровой экономике

Внедрение цифровой экономики имеет колоссальное влияние на формат взаимодействия населения и бизнеса с различными государственными институтами. В первую очередь речь идет о взаимодействии непосредственно с властью и банковскими структурами. Так, Минстрой России совместно с региональными властями завершил процесс перевода государственных услуг по выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в электронный вид еще в октябре 2016 года. Теперь застройщики могут получать данные услуги на Едином портале государственных услуг. Безусловно, данное нововведение поспособствует сокращению сроков, унифицирует всю схему документооборота между застройщиками и властью.

Изменения коснутся и последующего взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса. Так, ведомством разработана «дорожная карта» по внедрению технологий информационного моделирования (BIM) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. В BIM-модель будущего объекта можно «зашить» не только характеристики материалов и процессов, но и любую информацию, которая позволит отрасли стать наиболее прозрачной, а также поспособствует повышению уровня безопасности при эксплуатации. Например, данные о поставщиках, планируемых и реальных сроках проведения текущего или капитального ремонта и т. д. Более того, информационные технологии позволяют в режиме виртуальной реальности отслеживать работу инженерных систем и многое другое.

В целом введение механизмов информационного моделирования позволит упростить и, следовательно, удешевить осуществление как строительства (реконструкции, капитального ремонта), так и строительных контроля и надзора, а также обеспечит возможность управления жизненным циклом объекта капитального строительства вплоть до его сноса.

Параллельно с этим со стороны АИЖК внедряются сервисы, которые непосредственно направлены на взаимодействие с населением. Особняком стоит внедрение технологий, позволяющих оптимизировать и автоматизировать процессы ипотечного кредитования от первого контакта с потенциальным клиентом до завершения обслуживания кредита. Так называемый кредитный конвейер позволит изменить бизнес-процессы, достичь полной автоматизации операций, связанных с заведением заявки, скорингом заемщика, расчетом параметров ипотечного кредита, принятием решения и подготовкой документов. Существенным для кредитного конвейера является возможность подключения и формирования запросов из Бюро кредитных историй (БКИ), данных из системы межведомственного электронного взаимодействия (ЗАГС — данные о семейном положении, ПФР — о месте работы и оплате страховых взносов, миграционная служба и пр.), а также информация о накопленной статистике по дефолтам.

В ближайшее время будет внедрена система удаленной идентификации клиентов — физических лиц с использованием информационных систем консорциумов банков или единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая позволит банкам проводить идентификацию клиентов удаленно. Клиенту необходимо будет один раз предоставить документы, биометрические данные (образец голоса и фото), номер телефона, дать согласие на обработку и использование личных данных и зарегистрироваться в единой системе идентификации аутентификации (ЕСИА) или в банке, входящем в консорциум.

В настоящее время одним из шагов по переводу полного цикла ипотечной сделки в электронный вид является возможность регистрации сделок с жильем и ипотекой в электронном виде. АИЖК и его партнеры используют сервис, предоставляемый Росреестром для получения такой возможности. Срок регистрации в электронном виде составляет один-два дня.

Уже сейчас рядом крупнейших банков страны запущен механизм оформления ипотечных займов в электронном виде. Речь идет о так называемой электронной закладной, благодаря которой банки смогут заключать все ипотечные договоры в электронном виде, экономя время и деньги. На текущий момент ставки по ипотечным кредитам уже находятся на относительно низких уровнях. Развитие практики оформления электронных закладных способно привести к еще большему снижению стоимости ипотеки. Помимо ускорения процесса регистрации сделки и упрощения процедуры регистрации внедрение электронных закладных направлено на минимизацию издержек кредиторов и инвесторов. Широкое использование механизма электронной закладной позволит выполнять весь процесс, от покупки недвижимости с помощью ипотеки до регистрации прав на нее в единой электронной системе, в кратчайшие сроки.

Дальнейшая модернизация ипотечного рынка заключается во внедрении умных контрактов. Еще большая степень автоматизации приведет к еще большему сокращению сроков и стоимости.

Смарт-контракты — будущее отрасли

Благодаря постепенному развитию технологий, криптографии мы сейчас можем безопасно совершать покупки в интернете, иметь банковские вклады, не боясь, что их украдут различными способами. С развитием технологий открываются все большие возможности с точки зрения защиты интересов отдельно взятого человека. Внимания заслуживает технология блокчейн, которая позволила развить концепцию «умных» контрактов.

Вся идеи смарт-контрактов завязана на трех составляющих: заинтересованные стороны (подписанты), предмет и условия договора. При этом предмет контракта (любой товар, будь то даже квартира, кредит) должен быть оснащен рядом датчиков либо же подключен к информационной системе, что позволит с точностью определить условия поэтапного исполнения контракта, а также возможные санкции. Такой подход позволяет гарантировать автоматическое выполнение всех условий договора. Заключение контракта и изменения в его условиях производятся с использованием электронных подписей с обеих сторон. После верификации документ (в формате кода) хранится в децентрализованной базе данных, что обеспечивает его надежность и не позволяет ни одной из сторон менять условия соглашения. Внесенную в базу информацию о сделке нельзя ни удалить, ни отредактировать, так как любая правка требует огромных вычислительных ресурсов.

Естественно, возникает вопрос, как рядовому человеку создать этот умный контракт. Трудность заключается в том, что контракт представляет собой некоторый программный код, имеющий определенную логику, синтаксис. В данном случае представляется логичным утвердить со стороны власти шаблоны. Для конечного потребителя остается только взаимодействие с понятным интерфейсом, где ему дается возможность создать контракт по шаблону, выставить условия и подписать своим ключом.

«Умные» контракты позволяют оперативно обмениваться деньгами, собственностью, акциями или другими активами, не прибегая к услугам посредников. Скорость, информационная защита, отсутствие посредников и бумажной волокиты — главные преимущества новой экономики. Было бы ошибкой не воспользоваться механизмом с такими выгодными свойствами в области приобретения недвижимости, особенно на первичном рынке жилья.

В этом месяце глава Минкомсвязи Николай Никифоров , что сейчас рассматривается пилотный проект, который предусматривает использование технологии распределенного реестра при заключении сделок с долевым участием в строительстве. Запуск пилотного проекта может стать переломным моментом для всего жилищного строительства страны — помимо обязательств застройщика, которые диктуются согласно 214-ФЗ «О долевом строительстве», появятся «автоматические» условия по заключенным «умным» контрактам. Особенно интересна интеграция «умных» контрактов с технологией BIM (информационное моделирование здания). BIM позволит четко прописать конкретные условия контракта, в которых будет фиксироваться выполнение основных этапов строительства, уровень соответствия заявленному качеству материала и т. д.

Кроме того, потенциальную пользу блокчейн может принести и при взаимодействии застройщиков с фондом защиты дольщиков. В данном случае логично использование «умных» контрактов, которые отвечают сразу ряду требований: во-первых, защищенности конфиденциальных данных; во-вторых, оперативности взаимодействия; в-третьих, возможности создания сложного расчета условий контракта (как раз уровни ставок взноса в фонд, оперативный мониторинг ключевых финансовых коэффициентов и т. д.).

Вопросы реализации

Вопрос реализации концепций цифровой экономики не заключается только в создании нормативной базы со стороны власти. Немаловажными являются сразу ряд вопросов.

Во-первых, насколько само население, а также бизнес готовы к новым технологиям. Даже при наличии хорошей законодательной базы в России инновации практически всегда воспринимаются с осторожностью: лучше посмотрю со стороны, насколько рабочий механизм предлагается, и только при очевидном доказательстве состоятельности буду рассматривать его как один из возможных вариантов.

Во-вторых, присутствует дополнительный психологический барьер: по факту предлагается все транзакции и заключение договорных отношений проводить через электронные устройства и интернет, это привносит долю скепсиса к таким покупкам, особенно крупным.

Однако все вышеуказанные проблемы преодолимы при условии планомерного развития и информационного продвижения новой парадигмы среди бизнеса и общества.