Современные модели социально-экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французск. Методы экономической теории


Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель - материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию.
Можно дать и иное определение экономической модели: «Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования».
Р. Нуреев также указывает на основные достоинства метода экономического моделирования:
«Во-первых, модель, значительно упрощая действительность, помогает отделить главные характеристики исследуемого явления от второстепенных, внутренние от внешних, постоянно повторяющиеся от случайных. Во-вторых, модель помогает формализовать происходящие в обществе события. Формализация позволяет в значительной степени уточнить первоначальные эксплицитные представления, типичные для обыденного сознания и неформальных (т.е. полностью неформализованных. - А.О.) моделей. В-третьих, модели предоставляют возможность более точно описать существующие закономерности, о наличии которых мы могли догадываться и до создания модели, более строго определить структуру тех или иных явлений, временные лаги и т.д. .В-четвертых, моделирование позволяет установить сущностные взаимосвязи более высокого уровня, увидеть черты общности у разнородных явлений».
Тем не менее существенной характеристикой любой экономической модели остается ее неполнота. Экономическая модель неполна, потому что она абстрактна, и, сделав акцент на одни характеристики хозяйственного процесса, она отвлекается от других.
«Так, в простейшей модели спроса считается, что величина спроса на какой-либо товар определяется его ценой и доходом потребителя. На самом же деле на величину спроса оказывает также влияние и ряд других факторов: вкусы и ожидания потребителей, цены на другие товары, воздействие рекламы, моды и так далее. Обычно предполагают, что все факторы, неучтенные явно в модели, оказывают на объект относительно малое результирующее воздействие в интересующем нас аспекте. Состав учтенных в модели факторов может быть уточнен в ходе совершенствования модели».
Экономические модели удобно классифицировать тем же способом, как в одной из предыдущих глав мы классифицировали экономические эксперименты. Во-первых, все экономические модели следует разделить на идеальные экономические модели и предметные (вещественные, натурные) экономические модели. Далее идеальные экономические модели можно разделить на мысленные экономические модели, компьютерные (виртуальные) экономические модели и математические экономические модели (экономикоматематические модели). Предметные экономические модели делятся на лабораторные экономические модели и полевые экономические модели.
Далее мы подробно рассмотрим экономико-математическое моделирование и деловые игры, которые представляют собой тип лабораторной экономической модели - иногда с элементами виртуального (компьютерного) моделирования.
Приведем несколько определений экономико-математической модели:
«Математическая модель экономического объекта - это его гомоморфное отражение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков».
«Экономико-математическая модель - математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляют как синонимы)».
«Эти (экономико-математические. - А.О.) модели можно определить как систему имеющих экономический смысл математических символов, формул, призванных отразить наиболее существенные черты изучаемого объекта и определить пути его эффективного развития. К экономико-математическим моделям относят числовые и графические модели, если в последних графические изображения сочетаются с числами и математическими символами».
Из вышеприведенных определений хорошо видна главная задача экономико-математического моделирования - это отображение и воспроизведение на математическом языке основных свойств исследуемого хозяйственного объекта с целью анализа и прогнозирования развития этого объекта. Согласно точке зрения И.П. Суслова, экономико-математическая модель выполняет три основных функции: вычислительную (помогает вычислять), управленческую (выступает исходным пунктом управления и инструментом прогнозирования) и познавательную.
Далее российский исследователь замечает:
«Модели представляют собой одно из лучших средств восприятия и понимания объектов больших масштабов и сложности. Они позволяют рассматривать сложные объекты как совокупность взаимосвязанных систем, помогают объяснить механизм процесса. Экономико-математические модели экономны и емки, они заменяют длинную цепочку слов короткой записью на языке математических символов, тем самым обеспечивая и упрощая понимание и чтение мыслей, делая более эффективным процесс познания в целом».
Существует почти безграничное число классификаций экономико-математических моделей. Их можно делить: а) по результатам - на оптимальные и неоптимальные; б) по характеру связи - на однозначные и стохастические; в) по динамике - на статические и динамические; г) по масштабу - на макроэкономические, микроэкономические, межотраслевые, отраслевые и т.п.; д) по конструкции - на аналитические, графические, числовые; е) по равновесности - на равновесные и неравновесные; ж) по задачам - на дескриптивные и прескриптивные; з) по открытости - на открытые, закрытые и изолированные и т.д.
В современной экономической науке также широко обсуждается проблема математического компьютерного моделирования.
Такое моделирование de facto есть не только определенная форма экономико-математического моделирования, но одновременно его можно рассматривать как вариант математического эксперимента (поскольку такое моделирование, как правило, бывает многократным), и, естественно (что вытекает из самого определения), модели подобного вида есть разновидность виртуальных (компьютерных) моделей.
Вот как резюмируют основные цели математического компьютерного моделирования Р. Нельсон и С. Уинтер:
«Техника компьютерного моделирования применяется в экономическом анализе по множеству разных причин. В некоторых случаях (вероятно, охватывающих наиболее широкие известные приложения) есть убежденность в том, что модель основана на хорошем понимании большого числа различных компонентов целостной проблемы. В крупномасштабных макроэкономических моделях эти компоненты могут принимать форму оцениваемых поведенческих отношений. При этом желательно проанализировать воздействие разнообразных гипотетических изменений (протекание времени, увеличение ставки налогообложения) на совокупность переменных, представляющих интерактивный результат большого количества этих процессов (как-то: валовой национальный продукт, занятость, потребительские расходы). Однако эта задача слишком сложна и имеет слишком много ограничений, чтобы решать ее аналитически. Поэтому аналитик закладывает всю модель в компьютер и “экспериментирует” с переменными, воздействие которых хочет оценить. В ситуациях такого рода аналитик держит в голове ясную “структуру” модели, которую он хочет анализировать. Хотя он может анализировать весьма упрощенную форму модели и с более традиционной техникой, компьютерное моделирование диктуется нежеланием нести издержки такой “сверхупрощенности”».
Но у математического компьютерного моделирования есть свои недостатки, и в целом они вполне соотносимы с недостатками математического метода, о которых мы писали в главе 9.
«Нет надобности говорить, что у компьютерного моделирования в сравнении с аналитической моделью есть известные издержки. Прежде всего, - неопределенная степень общности результатов. Если область определения представляющих интерес независимых переменных и параметров достаточно велика, то решительно нет никакой возможности обследовать все ее части. Задача еще более осложняется, если модель стохастическая. Тогда возникает неуверенность по поводу репрезентативности результатов даже в обследованных частях области определения. Однако, по нашему мнению, наиболее серьезной проблемой многих компьютерных моделей является недостаток прозрачности: модели дают результаты, которые нелегко понять. Хотя в случае компьютерных моделей эта опасность очевиднее, чем при других стратегиях моделирования, было бы ошибочным полагать, что непрозрачность органически присуща компьютерным моделям или что результатам применения более традиционной аналитической техники органически присуща прозрачность. Случайная выборка статей из современных журналов по экономической науке, похоже, содержит изрядную долю примеров, где “заключения”, выводимые с помощью традиционной аналитической техники, имеют вид сложных математических выражений, за которыми исключительно трудно (а порой и невозможно) разглядеть самостоятельный экономический смысл».
Экономико-математическая модель - важнейший инструмент познания хозяйственных явлений. И хотя проблема «замоделиро- ванности» современной экономической науки стоит очень остро, никто из экономистов-исследователей еще пока не поставил под сомнение высокую продуктивность разработки подобных моделей.

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ:

  1. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста.
  2. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
  3. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.
  4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  5. 2. Основные направления анализа поведения человека в различных экономических системах. Модели человека в экономической теории
  6. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  7. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
  8. 1.Экономический рост и его типы. Факторы и проблемы экономического роста

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на доминировании частной собственности, соотношении спроса и предложения и действии сил конкуренции, экономическое и социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных черт, формирующих специфику той или иной рыночной модели. Это и соотношение рынка с государственным регулированием, и состояние предпринимательского климата в стране, и господствующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства. Опыт показывает, что в совокупности эти факторы могут играть едва ли не более существенную роль, чем базисные принципы рыночной экономики. В таком контексте и предстоит рассмотреть основные черты современной социально-экономической модели США. Во многом именно она предопределяет высокий уровень жизни и экономического развития этой страны, а также лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

американская модель экономика

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Экономическая модель-- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

Методология экономической теории - это совокупность методов познания экономических явлений и процессов, категорий и законов

. Метод - система средств, мер, подходов и путей, с помощью которых осуществляется познание категорий, законов и тенденций хозяйственной жизни. Какой предмет науки, такой и его метод исследования: предметом ет порождает особенности метода, а метод производит инструментарий познания, с помощью которого экономисты проникают в сущность экономических явлений и процессов, формулируют понятие, открывают новые законы особенности развития общественного производства, формируя предмет экономической теорииї.

Метод экономической теории использует достижения многих наук (формальной логики, философии, статистики, истории, математики) и производит свои средства изучения хозяйственной жизни

Какие характеристики, способы и средства присущи метода экономической теории?

Метод экономической теории может иметь субъективный или объективный характер. Субъективный подход означает, что ученый изучает экономические явления, делает выводы и оценивает их с позиции своих интересов и убеждает объединений. С помощью такого метода, как правило, экономику исследуют односторонне, выводы и теории извращаются. Применение объективного метода означает, что ученый использует научные средства и подходов ди, всесторонне, беспристрастно исследует экономические явления и процессы. Экономисты должны изучать хозяйственную жизнь посредством научный инструментарийарію.

В экономической теории широко применяют системный метод, который предусматривает рассмотрение каждого экономического явления как системы. Целостность является важным элементом системного подхода, требующий исследовать окр. Реми составные элементы любого явления, изучение внутренних связей между этими элементами и подсистемами, выявление общей цели системы. Исследователь установить сущность, место и роль каждого элем ента системы, их взаимосвязи. Последние бывают: координационными (определяют согласованность и место структурных элементов системы); субординационными (указывают на соподчиненные связь элементов системы) г енетичнимы (указывают на связь элемента с историей развития системы). Каждому экономическому явлению (товар, деньги, средства производства, рынок и др.) присущи свои внутренние, существенные признаки и системные, др. теграцийни особенности, являющиеся результатом взаимодействия элементов этого системного явленийявища.

. Анализ - метод научного познания, основанный на разделении целого на составные части, элементы, что позволяет проникнуть в сущность этого явления

. Синтез - метод, который заключается в объединении познанных внутренних взаимосвязанных между собой элементов явления в единое целое

. Индукция - это метод познания, основанный на формировании умозаключений от части к целому или принципов из фактов. Этот метод предполагает, что изучение любой проблемы начинается с обретения фактов, затем м систематизируют и анализируют таким образом, чтобы можно было сделать обобщение, то есть с начальных знаний получить заключение об общем. Применение индукции может привести к неполному выводу, адж е этот метод не может четко обосновывать общее, так получается только из частейни.

. Дедукция - метод исследования, основанный на умозаключениях от целого к его части. Он дает возможность выдвинуть гипотезу, то есть научно обоснованное предположение о природе, структуру или закономерность решения развития явления, процессу.

Метод научной абстракции заключается в выделении существенных характеристик процесса, исключении из изучения всего второстепенного, случайного для раскрытия его внутренних, устойчивых связей, действительной тен нденции движения. С помощью этого метода обосновывают экономические категории и законы, которые имеют конкретные проявления. Метод абстракции органически связан с понятием конкретного, т.е. целостного объекта в единстве ности его различных сторон, свойств, черт. Процесс познания на основе единства абстрактного и конкретного предполагает движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но уже вивченогого.

В экономической теории используют также метод сочетания логического и исторического подходов, который предусматривает необходимость познания экономических явлений с момента их возникновения, в процессе развития и исчезнет ения, открытие качественно новых форм проявления. Логическое и историческое дополняют друг друга и позволяют всесторонне исследовать экономические явленийа.

Экономисты широко используют качественный и количественный анализы. Качественный подход применяется преимущественно при характеристике сущности экономических категорий и законов. Например, качественной стороной товара вы иступае его потребительская стоимость, а количественной - стоимость. Количественный подход позволяет выявить вещественное содержание, при этом применяются средства математики, статистики. Например, при исследовании категории"р обочь сила"обнаруживаем ее качественную сторону - способность к труду, а затем и количественную - количество самой рабочей силы. Математический и статистический методы анализа дают возможность проникнуть в содержание экономических них явлений только тогда, когда они тесно связаны с качественным подходомходом.

На современном этапе развития экономической науки и практики хозяйствования возможно создание моделей и экспериментов. Экономическая модель - это абстрактная теоретическая конструкция, формализованное описание экономи ичного явления, структура которого определяется объективными свойствами объекта и субъективными целями исследования. Известные величины, исследователь вводит в модель в готовом виде, называют экзогенным мы; величины, возникающие в рамках модели при решении определенной задачи, - эндогенными. Модели отражают экономическую жизнь, выступают механизму условного воспроизведения и служат для преобразования е го соответствии с целями исследования. В экономической теории модели используют с помощью графиков при изучении микро-и макроэкономикиміки.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения их в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность научных рекомендаций

Критерием правильности теоретических выводов выступает практика, которая может определить подлинность или ложность обоснованных исследователем теоретических понятий

Процесс познания предмета экономической теории предусматривает рассмотрение различных законов и категорий

Экономический закон выявляет общие, объективные, необходимые, стали причинно-следственные связи между экономическими категориями, явлениями и процессами. Как и законы природы, экономические законы носят объективный и характер. Но они возникают, развиваются и действуют только в процессе экономической деятельности людей, т.е. имеют исторический харакер.

Различают экономические законы общие, общие и специфические, которые действуют вместе и создают целостную систему экономических законов. Самом экономические законы действуют во всех экономических системах ((закон экономии времени, повышения потребностей), общие законы - всего в нескольких экономических системах (законы товарного производства). Специфические законы характерны для определенной экономической системы и отдельно й ее сферы (законы прибавочной стоимости, монопольной прибылиу).

Понятия, отражают в обобщенном виде условия или стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями (товар, деньги, стоимость, прибыль, заработная плата, расходы). Экон номических категории более изменчивы, чем экономические законы, то есть с развитием производственных отношений, производительных сил происходит процесс трансформации каждой категории и всего категориального аппарата эко номической теорииї.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.

Функциональный метод , для которого характерен анализ всех категорий не в причинно-следственной связи, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. Скажем, можно утверждать, что цена товара зависит от спроса на него. Но справедливо и то, что объем спроса сам зависит от цены. Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели.

Метод агрегирования , то есть объединение отдельных объектов, фактов, явлений или данных в единое понятие или показатель. Например: все компоненты, участвующие в производстве, экономическая теория агрегирует в четыре большие группы, которые называются факторами производства: труд, земля, капитал, предприимчивость; при изучении национальной экономики экономисты различают в ней лишь три экономических субъекта: домашнее хозяйство, фирма и государство.

Метод экономико-математического моделирования (эконо-

метрика), который позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Позитивный и нормативный анализ

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле, что было или может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решитьпроверкой фактов . Нормативный анализ основан на исследовании того,что и как должно быть. При нормативном анализе выносятсяоценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Функции экономической теории

Роль экономической теории в обществе определяется ее функциями:

- познавательной – описание и объяснение экономических явлений и процессов, поведения хозяйствующих субъектов;

- методологической – экономическая теория является теоретическим фундаментом комплекса конкретных экономических наук;

Практической – теоретические знания служат научным ориентиром для экономической политики государства и принятия решений всеми хозяйствующими субъектами.

В основе экономической науки лежит хозяйственная деятельность, которая служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов человека, общества в целом. Потребности движут хозяйственную деятельность качественно и количественно. Воздействие потребностей на хозяйственную деятельность осуществляются не непосредственно, а через экономическую политику. В свою очередь экономическая политика подвержена воздействию не только хозяйственной деятельности, но и экономической науки.

ТЕМА 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

2.1 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР

2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ

2.3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

2.4 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.1 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР

Экономические потребности Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо необ-

ходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу (см. рис.2-1), согласно которой все потребности располагаются в следующем восходящем порядке:

1) Физиологические потребности (в еде, питье, жилье, воспроизводстве рода и т.д.)

2) Потребности в безопасности (защита от преступников, от нищеты, боли, страха и т.д.)

3) Потребности в социальных связях (в любви, дружбе, общении с людьми и т.д.)

4) Потребности в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения)

5) Потребности в самореализации (проявлении способностей, понимании, осмыслении и т.д.)

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка (элементарные), последние три – высшего (социальные). До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др.

Экономические потребности проявляются как внутренние мотивы

(побудители) экономической деятельности.

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ.

Экономические блага

Средство для удовлетворения потребности или способность удовлетворять потребность, быть полезным для индивида или общества в целом называется благом .

Чтобы подчеркнуть, что не все в окружающем нас мире приносит пользу, выделяют антиблага.

Антиблагом называют отходы производства, не подлежащие дальнейшей переработке.Примеры антиблаг: выхлопные газы автомобилей, кислотные дожди, шум двигателей, магнитные бури.

В зависимости от доступности и характера использования различают частные и общественные блага.

Благо называется частным, если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность одновременного потребления его другими субъектами.Например: свитер, пирог.

Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многи-

ми субъектами. Например: знания, национальная оборона.

Одни блага равнодоступны и имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух, вода в море), другие – в ограниченном размере.

Свободные (неэкономические) блага – это равнодоступные всем членам общества вещества природы, количество которых достаточно для полного насыщения ими на данный момент времени (сегодня не нужны, но завтра могут понадобиться вновь).

Экономические блага – все виды благ, обладающие свойством ограниченности или редкости.

Экономические блага могут быть веществами природы и продуктами.

Блага, которые способны удовлетворять потребности человека без предварительной обработки, в их первозданном виде называют-

ся веществами природы. Например: лес, полезные ископаемые.

Продукт – это результат воздействия человека на вещество природы с целью удовлетворения потребностей.Продукты могут быть вещами или услугами.

Вещь – это разновидность продукта, потребительские (полезные) свойства которого полностью проявляются после окончания процесса производства.

Услуга – это разновидность продукта, потребительские свойства которого проявляются в самом процессе производства.

Экономические блага делятся на долговременные ,предпо-

лагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т, д.), и разовые, исчезающие в процессе потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементы).

Субституты – это блага, удовлетворяющие одну и ту же по-

требность. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д.

Комплементы – это блага, удовлетворяющие какую-либо потребность только в совокупности.Примерами комплементов являют-

ся стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Экономические блага могут также быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) икосвенные (производственные).

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы.

Экономические ресурсы Экономические ресурсы – это компоненты, используемые для

производства экономических благ. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, также называют факторами производства. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля (Т – от франц.terre ) в широком смысле включает все природные ресурсы (собственно землю, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы, кислород и т.д.). Собственник земли, сдавая ее в аренду, получает доход, который называетсярентой (R).

Труд (L – от англ. labour ) представляет комбинацию физических и духовных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ. Владельцы этого фактора производства зарабатывают доход, называемыйзаработной платой (w).

Капитал (К – от нем.kapital ) – это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, железные дороги, удобрения и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда и земли.

Различают физический, человеческий, финансовый капитал:

Физический капитал – это созданные в производстве блага, которые затем снова можно использовать для производства товаров и услуг.Физический (реальный)капитал подразделяют на основной(ре-

сурсы, многократно используемые в производстве – здания, сооружения, оборудование)и оборотный капитал (ресурсы, потребляемыеоднократно – сырье, топливо, вспомогательные материалы);

Человеческий капитал возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья.

В краткосрочном периоде выделяют финансовый капитал , т.е. деньги, которые можно заплатить, чтобы купить физический капитал. Капитал создается и увеличивается на основесбережений, которые экономика может себе позволить. Они могут бытьинвестированы с целью повысить отдачу земли и труда либо в машины и оборудование, либо в человека.

Плату за услуги капитала называют процентом (r). Предпринимательство – специальные способности людей: управ-

ленческие и организаторские навыки, необходимые для того, чтобы соединить остальные факторы производства наиболее эффективным, рациональным способом для производства товаров и услуг. В случае успеха предприниматель получает прибыль, при неудаче – несет убытки.

Предпринимательская прибыль (pr) – это цена фактора пред-

принимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора – труд, земля и капитал.

Ограниченность ресурсов

Люди живут в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место.

Ограниченность означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.

Экономический выбор

Безграничность потребностей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора, т.е.выбора наилучшего из воз-

можных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: что, как и для кого производить, т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем, т.е. пытается вывести законы рационального ведения хозяйства

Обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает «homo economicus» – разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт («человек-оптимизатор»).

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей,фирмы – прибыли,профсоюз – доходов его членов,государство – уровня народного благосостояния.

Альтернативные издержки (альтернативная стоимость)

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками, так как производство одного продукта означает отказ от другого.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернатив-

ными издержками (opportunity costs), издержками упущенных возможностейили вмененными издержками.

Кривая производственных возможностей

При рассмотрении большинства проблем экономисты широко используют разного рода модели, которые, хотя и упрощают реальную действительность, позволяют кратко иллюстрировать выводы. Для решения основных экономических проблем – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ).

Представим себе гипотетическую страну, жители которой могут использовать все свои ресурсы для производства двух групп товаров –

(X) и (У).

КПВ их экономики строится следующим образом:

Если все ресурсы страны будут вовлечены в производство товара Y , то страна сможет их произвести в объемеА, при этом производство товараX будет равно нулю, и, наоборот, если все ресурсы будут вовлечены в производство товараX, страна сможет получить его в объемеD, но при этом она не сможет выпустить ни одной единицы товараY. Если же ресурсы будут распределяться в определенных пропорциях между производствомX иY, то они смогут выбрать любую комбинациюХ иY.

Соединив все возможные точки, характеризующие желаемый выпуск двух групп товаров, получим КПВ данной страны. (рис. 2-2)

КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: а) ограниченности (редкости) ресурсов; б) эффективности экономики; в) экономическом выборе; г) альтернативной стоимости.

КПВ показывает максимально возможные и желательныеобъе-

мы производства товаров Х иY приполном использовании имеющихся ресурсов. ТочкиА, В, С иD, как и любая другая точка на КПВ отражают эти максимальные объемы.

Если возьмем точку F внутри пространства, очерченного КПВ, то увидим, что в этой точке производится меньше как товараX, так и товараY, чем экономика способна производить при полном использовании имеющихся ресурсов. Это будет означать, что-либо часть ресурсовне задействована в производстве (существует безработица, простаивают

производственные мощности и т.п.), либо ресурсы используются неэффективно (имеют место потери сырья, рабочего времени, низкая производительность труда).

Если посмотрим на точку Е , находящуюся за пределами КПВ, то сделаем вывод о том, что она недостижима при наличных ресурсах. Таким образом, КПВ дает представление оредкости: за ее пределами страна при данных технологиях производить не может. ТочкиА, В, С иD показывают максимально возможные комбинации получаемых благ.

Экономисты определяют точки А, В, С иD какэффективные.

Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого.

Так, если страна пожелает выбрать вместо точки А точкуВ , то она должна будет отказаться от производства части товараY для увеличения объема выпуска товараХ.

Точка же F определяется какнеэффективная, поскольку увеличение выпуска одного из товаров можно обеспечить без сокращения выпуска другого.

Принцип эффективного распределения ресурсов получил в экономической теории название Парето-эффективности (по имени итальянского экономиста В. Парето).

В трактовке Парето-эффективности слово«эффективность» употребляется экономистами в специфическом смысле для обозначения

условия, при котором все участвующие в производстве ресурсы используются полностью, и увеличение выпуска какого-либо блага возможно лишь при сокращении выпуска других.

Конкретизируем ситуацию и введем следующие условия: единица труда может создать 2Y илиХ. Всего в производстве используется 100 работников.

КПВ при таких условиях будет иметь вид (см. рис. 2-3).

Допустим, что общество вместо набора А (0;200) решило выбрать наборВ (25;150). Как видно из графика, производство 25 ед. товараХ означает, что общество должнопожертвовать 50 ед.Y. То естьальтернативная стоимость производства 25 ед.X равна 50 ед.Y.

С другой стороны, чтобы произвести 150 ед. Y, необходимо пожертвовать 75 ед.X, которые можно было произвести дополнительно к 25 ед.X, если не производить товарY.

Кривая производственных возможностей обычно имеет вогнутую к началу координат форму (если смотреть из начала координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу товара Х, экономика будет использовать сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Каждая дополнительная единица Х требует все большего сокращения производства товара Y.

Отмеченный факт нашел отражение в законе возрастания аль-

тернативной стоимости:

По мере увеличения объема производства продукта альтернативная стоимость каждой последующей единицы этого продукта будет возрастать.

2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты Экономические агенты – субъекты экономических отношений,

участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Субъектами рыночной экономики являются предприниматели и наемные работники, собственники земли и частных капиталов, владельцы ценных бумаг, банкиры, представители власти и много других людей, которые принимают хозяйственные (экономические) решения – о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим