Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


14 января 1991 г. на пост Председателя Правительства СССР был назначен Валентин Павлов, ранее - президент всесоюзного экономического общества.

Занимавший ранее пост Министра финансов СССР, Павлов уже прорабатывал различные варианты изъятия «избыточной денежной массы».

К 1991 г. на волне кооперации уже сложилась небольшая прослойка дельцов, обладавших значительными суммами. Кроме того, в условиях товарного дефицита, когда деньги потратить в общем-то особо не на что у населения на руках оказалась огромная сумма денег, которую невозможно было отоварить.

В интервью для программы «Время», комментируя необходимость проведения реформы, Валентин Павлов отметил, что по его мнению купюры номиналом 50 и 100 рублей являются «важнейшим элементом теневой экономики» поскольку обслуживают денежный оборот в непрозрачных сферах экономики.

При этом по оценкам Председателя Правительства СССР купюры номиналом 50 и 100 рублей составляли «более трети» от находившихся в наличном обороте купюр.

Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике.

Суть реформы заключалась в следующем: 22 января 1991 г., вечером по Центральному телевидению СССР в программе "Время" было объявлено о том, что «в интересах подавляющего большинства населения страны», купюры номиналом в 50 р. и 100 р. 1961 г. выпуска не будут приниматься «во все виды платежей» через каких-то 3 часа, т.е. с 0 часов 23 января.


Чтоб не потерять абсолютно все деньги, имевшиеся в таком номинале, населению была предоставлена призрачная возможность обменять «полтинники» и «стольники» 1961-го года на купюры более мелкого номинала того же 1961 г. выпуска или того же номинала, но образца 1991 г.

Срок, отведённый на обменные операции, был крайне мал и неудобен (3 рабочих будних дня, со среды по пятницу). Естественно, что не все сумели разменять свои накопления. Таким образом, в давках у заветных окошек сберкасс, население потеряло часть своих средств, отложенных «на чёрный день».


В вопросе размена денег люди шли на всевозможные ухищрения, например, срочно разменивали деньги у таксистов, ещё не слышавших об указе.

Указ был обнародован 22 января в программе «Время» т.е. в 21 час вечера, однако оборот купюр прекращался только в 0 часов 23 января – таким образом, самые оборотистые получили 2-3 часа на проведение таких махинаций как денежные переводы самому себе, покупка билетов в железнодорожных кассах, кассах «Аэрофлота» и тому подобное.

Кроме того, павловская реформа подразумевала ограничения на снятие наличных денег со счётов в Сберегательной кассе, где так изящно в своё время рекомендовалось хранить деньги гражданам СССР. Теперь каждый вкладчик мог снять со своего счёт не более 500 р. в месяц.

Павловская реформа была призвана изъять из обращения излишнюю денежную массу. В итоге из оборота было извлечено 14 миллиардов наличных рублей, однако другим результатом этой реформы стало обрушившееся окончательно доверие населения к действиям правительства.


Кроме того, возникали нарекании и к практическому проведению денежной реформы в жизнь.

Так например, в выпуске программы «Время» от 23 января демонстрировался сюжет о том, что некоторые сберегательные кассы не проводили обмен купюр 23 числа, сославшись на то, что «никаких распоряжений не было».

Паника, вызванная срочной необходимостью обмена купюр, привела копределённому падению трудовой дисциплины и соответственно производительности труда. Оно и понятно – людей вполне обоснованно волновало будущее «кровно заработанных» и дела на работе отходили на второй план.

Последующее увеличение темпов эмиссии рублей в 1991 г. свело на нет весь смысл реформы. В своей книге «Гибель империи» Егор Гайдар приводит
следующие данные по денежной эмиссии в 1991 г.: апрель – 4,77 млрд., май – 5,50млрд., июнь - 18, 74 млрд. (Гайдар Е.Т. Гибель империи, М.: РОССПЭН, 2006, стр.367)

А уже через 2 месяца - 2 апреля 1991 г. выйдет постановление о новых государственных розничных ценах, взвинтившее цены в магазинах в среднем в 3 раза.

Из-за последующей эмиссии, павловская реформа не привела к уменьшению денежной массы, при этом именно в ходе этой реформы у населения СССР по сути были конфискованы значительные личные сбережения.

Получившая в народе название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов СССР Валентина Павлова.

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, «забрасываемыми недругами из-за рубежа», а также с нетрудовыми доходами граждан. Неофициально — необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, которая разгоняла дефицит товаров народного потребления. Также причиной послужило введения частной собственности на средства производства, что позволило особо предприимчевым гражданам выкачивать деньги из государственных предприятий.

Инициатором реформы стал министр финансов Валентин Павлов, который с августа 1986 года возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов рассматривались более десятка различных концепций. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых «параллельных денег» по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Павлов хотел провести всё в максимально сжатые сроки, чтобы хранящиеся дома денежные накопления либо не успели сдать в полном объеме.

Проведение ревормы было очевидно и Горбачёв искал человека, который смог бы взять ответственность за непопулярные шаги. Валентин Павлов и его план реформы прекрасно подходили для этой цели. 14 января 1991 года он был утверждён премьер министром СССР.

Подготовка к реформе началась с откровенной дезинформации.

— Никакой подготовки к реформе не ведется, — уверял Павлов. — Во-первых, денежная реформа — это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Но общество уже не доверяло первым лицам государства. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых. Накануне часть населения успела сбросить часть крупных денег в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней — со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы «Время», когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Расторопные граждане пытались спасти свои сбережения. Кто-то решил отправить перевод на имя жены, кто-то покупил несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов). Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить только в следующем году. Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

В рамках второго этапа реформы со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения. По опросам общественного мнения, именно «павловская реформа» послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года (в составе ГКЧП фигурировала и реформатор Валентин Павлов)

Перевод экономики на рыночные принципы и дальнейшее осуществление программы реформ требовали стабилизации денежного обращения. Падения курса рубля и рост избыточной денежной массы становились тем узким местом, которое затрудняло решение экономических задач.

И хозяйствующие субъекты, и население все меньше доверяли рублю и старались от него избавиться, приобретая материальные ценности.

В качестве меры, способной привести к стабилизации финансовой системы, виделась реформа денежного обращения. Первые предложения о проведении такой реформы стали появляться во второй половине 1980-х годов. Эти предложения звучали в средствах массовой информации, в выступлениях народных депутатов СССР, на некоторых общественных форумах. В то время общее мнение сходилось на том, что основу реформы должен составить регрессивный обмен денег.

Денежные реформы в виде замены одних денежных знаков на другие, как правило, преследуют либо конфискационные цели, либо носят технический характер. Денежные реформы с регрессивным обменом денег осуществляются в случаях, когда масштабы расстройства денежного обращения носят чрезвычайный характер и достижение стабилизации положения в экономике не представляется возможным обеспечить иначе, как путем конфискации основной или значительной части денежных средств, принадлежащих населению.

Состояние денежного обращения в СССР было достаточно сложным, особенно оно обострилось в 1988 - 1989 годах. Но в то же время, по мнению Госбанка СССР, было преждевременным говорить о его полном расстройстве. За 1986 - 1989 годы количество денег в обращении увеличилось на 56 %, в том числе у населения - на 53 %, при росте денежных доходов граждан на 33 % и расходов на покупку товаров и оплату услуг - на 24 %.

В принципе, пять лет перестройки экономики можно сопоставить с периодом экономической реформы 1965 - 1969 годов, когда также имело место резкое возрастание денежных доходов населения. В те годы сложился более серьезный разрыв между ростом количества денег и денежных доходов, однако предложений о де- нежной реформе не возникало. Так, за 1966 - 1969 годы количество денег в обращении увеличилось на 88 %, денежные доходы населения - на 40 %, расходы населения на покупку товаров и оплату услуг-на 38 %.

В конце 80-х годов многие экономисты в подтверждение необходимости реформы денег говорили о так называемом «бегстве населения от денег». Такое действительно наблюдалось, но в значительной степени это было вызвано как раз самими заявлениями о скорой денежной реформе. В этой связи, боясь потерять свои накопления, население стало покупать впрок различные товары, в том числе повседневного спроса - мыло, моющие средства, чай, соль, спички и тем самым создавать дома излишние запасы. При этом сберегательные кассы сохраняли доверие у населения. За 1986 - 1989 годы остаток вкладов в Сберегательном банке СССР вырос на 53 %.

Некоторые экономисты вносили предложения о введении в стране параллельной валюты - «новых рублей», сертификатов и т.п. - и продаже за новые платежные средства дефицитных товаров. Таким образом, введение в обращение «привилегированной» по сравнению с рублем валюты означало бы постепенное проведение денежной реформы путем последовательного вытеснения «старых» денег новыми.

Госбанк СССР высказывал опасения, что продажа дефицитных товаров за «новые» рубли приведет к сокращению и без того скудного предложения в магазинах, торгующих на обычные рубли. Поэтому параллельное хождение валют неизбежно будет сопровождаться инфляционным взрывом в секторе экономики, обслуживаемом «старыми» рублями. Деньги худшего качества станут «жечь руки», цены в рублях повысятся, произойдут резкое обесценение средств населения и предприятий и массовое изъятие денег из Сберегательного банка. Наиболее болезненный удар мог быть нанесен малообеспеченным слоям населения. При этом развернулась бы спекуляция новой валютой.

По сути, что введение параллельной валюты означало несколько замаскированный и растянутый во времени способ проведения денежной реформы за счет населения. В этой связи, рассматривая вопрос введения параллельной валюты, руководство Госбанка СССР докладывало М.С. Горбачеву, что эта мера могла привести лишь «к кратковременному балансированию рынка в узком секторе экономики, где будут обращаться новые деньги».

В целом, позиция Государственного банка СССР по вопросу проведения денежной реформы была следующей: «... надежды на укрепление денежного обращения через реформу являются совершенно несостоятельными, так как стабилизация денежного обращения возможна только на пути укрепления экономики, обеспечения пропорционального, сбалансированного развития всех отраслей хозяйства, оздоровления финансов, перекрытия каналов поступления в оборот «избыточных» денег. Денежная реформа нанесет материальный ущерб всем слоям и группам общества и, прежде всего, миллионам честных тружеников, приведет к усилению социальной напряженности в обществе, снизит заинтересованность граждан в повышении производительности труда, подорвет доверие населения к государству»391.

Несмотря на достаточно широкий круг участников дискуссии о путях осуществления денежной реформы, проведение обмена денег связано в первую очередь с именем Валентина Сергеевича Павлова.

Часто идея денежного обмена представляется как скоропалительное решение B.C. Павлова, только что ставшего премьер- министром. Однако, как пишет сам Павлов, «во-первых сам по себе обмен купюр был лишь малой частью задуманной денежной реформы, а во-вторых... «эмбриональная» подготовка реформы началась еще в 1986 году»392. Таким образом, Павловым готовилась комплексная реформа ценообразования, предусматривавшая нормализацию денежного обращения и постепенную, поэтапную либерализацию цен, но из всего этого стабилизационного пакета удалось осуществить только обмен денежных знаков. Уже в 1989 году Павлов показывал М.С. Горбачеву эскизы новых денег393.

Летом 1990 года министр финансов B.C. Павлов в секретной записке довел до сведения президента СССР М.С. Горбачева и председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала394. По мнению Павлова, за рубежом находилось более 10 млрд. рублей. Правда, в ответ на запрос Рыжкова главное таможенное управление сообщило, что за рубеж нелегально уходят в основном десятирублевые купюры395.

Согласно официальной позиции, денежная реформа преследовала цель уменьшения давления денежной массы на потреби- тельский рынок, а также изъятия денег, приобретенных, с точки зрения властей, незаконным путем и сосредоточившихся, главным образом, за границей396.

Чуть позднее, B.C. Павлов в интервью газете «Труд» озвучил дополнительное обоснование необходимости обмена денежных знаков. По его сведениям, западные банки организовали финансовую диверсию против Советского Союза с целью дезорганизации денежного обращения в стране. В частности, иностранные банки осуществили контрабандный ввоз наличных денег из-за рубежа397.

Попробуем разобраться, насколько провозглашенные цели реформы соответствовали истинному положению в социально- экономической сфере.

В то время действительно бытовало мнение о сосредоточении основной массы денег у спекулянтов и дельцов теневой экономики, которых грядущая реформа как раз и должна была «наказать».

Подавляющая часть денежных средств населения была сосредоточена в организованных формах сбережений - во вкладах, облигациях внутреннего выигрышного займа, в полисах страхования жизни, в сертификатах Сбербанка СССР. На эту часть денежных средств населения приходилось по состоянию на начало 1990 года 384 млрд. рублей из 489 млрд. рублей, которыми распо-

лагало население, или 79 % всех средств.

Основная масса денежных средств населения - 338 млрд. рублей была помещена во вклады в Сберегательном банке СССР. При этом деньги, хранившиеся во вкладах, принадлежали большому числу граждан страны. Из обследований, проведенных Госкомстатом СССР, вытекало, что более 80 % населения для хранения сбережений пользовались услугами Сбербанка399.

По состоянию на 1 января 1990 года количество счетов по вкладам составило 20 миллионов, средний размер вклада - 1616 рублей, срок хранения рубля на вкладе в 1988 году составил

2,1 года, в том числе на срочном вкладе - около 7 лет.

Из общей суммы вкладов 12 % приходилось на вклады до одной тысячи рублей на счете, 78 % - от 1 до 10 тыс. рублей. По количеству счетов на первую группу приходилось 56 %, на вторую - 43 %401.

На счетах свыше 10 тыс. рублей хранилось 10 % общего остатка вкладов, таких счетов на 1 января 1990 года было 2,3 млн., средний размер вклада этой категории счетов составлял около 15 тыс. рублей402. Следует заметить, что при существовавших це- нах на легковые автомобили, кооперативные квартиры, дачи, затраты на строительство и обустройство садовых участков размер вкладов даже у этой категории вкладчиков не представлялся чрезмерным.

При оценке состояния сбережений необходимо учитывать, что около 67 % семей, имевших сбережения на вкладах, предназначали их для помощи детям и поддержания сложившегося уровня жизни после ухода на пенсию, а около 27 % - для предстоящих крупных расходов403.

Кроме того, как показывали обследования, около половины семей при создании сбережений ограничивали свои текущие обычные расходы. Период накопления денег для крупных расходов был весьма длительным. Так, свыше трети семей рабочих и служащих копили деньги для вступления в жилищно-строительные кооперативы и для покупки автомобиля от 5 до 10 лет, а 32 - 49 % - 10 и более лет404.

Это означало, что основная, подавляющая часть сбережений носила трудовой характер.

Об этом же свидетельствует и то, что денежные средства, находившиеся на вкладах, постоянно работали - обновление вкладов за год на протяжении многих лет составляло 29-31 %.

Наличных денег у населения к концу 1990 года было около 105 млрд. рублей. Из них на оборотную кассу (т.е. сумму, необходимую, чтобы прожить «от получки до получки»), учитывая частоту выплат заработной платы и других расходов, приходилось около 21 млрд. рублей. Часть населения страны (особенно в регионах Средней Азии, Казахстана, Закавказья) предпочитало иметь сбережения в наличных деньгах, не прибегая к услугам сберегательного банка. Такие сбережения в наличных деньгах оценивались в сумме около 37 млрд. рублей405.

Значительная часть остальной суммы наличных денег у населения - по оценке до 30 млрд. рублей - представляли собой неудовлетворенный спрос из-за недостатка предложения товаров406. За ними стояла острая потребность во многих товарах обычного и повседневного спроса, как изделиях легкой промышленности, хозяйственных, культурно-бытовых, так и продовольственных.

Население было вынуждено постоянно носить при себе крупные суммы денег на случай, если нужные вещи появятся в продаже. Многие граждане выезжали для покупки товаров в областные и республиканские центры или в столицу. Например, по данным Мо- сковского ГУМа, удельный вес приезжих покупателей в товарообороте магазина составлял 63 - 65 %.

В 1989 - 1990 годах Госбанк СССР полагал, что если и проводить денежную реформу (что в условиях сложной социально- политической обстановки в обществе крайне рискованно), то ее целью должна была, в первую очередь, быть конфискация денег у всего населения407. Таким образом можно было бы существенно снизить неудовлетворенный платежный спрос населения. В наличие большого числа нетрудовых доходов Госбанк не верил.

«Павловская» реформа денежного обращения, будучи нацеленной на подрыв финансовой системы теневой экономики, исходила как раз из обратных посылов.

В.В. Геращенко, которому было поручено объявить населению о проведении денежной реформы, считает, что мотивы организации обмена денег основывались на данных КГБ и некоторых независимых экономистов, полагавших, что за границей оказалось слишком много наличных советских денег (невзирая на то, что эти данные никак не подтверждались Госбанком)408.

Итак, 22 января 1991 года президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100- рублёвых купюр образца 1961 года. В соответствии с Указом был произведен обмен 50-ти и 100-рублевых денежных знаков образца 1961 года на купюры адекватного номинала образца 1991 года. Гражданам отводился трехдневный срок для обмена наличных денег - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Сразу же в Госбанк СССР стали поступать многочисленные жалобы и просьбы о продлении срока обмена старых банкнот для находившихся в длительных рейсах и командировках отдельных категорий граждан, в частности, моряков, рыбаков, железнодорожников, нефтяников, военнослужащих Минобороны СССР, лиц, находившихся за границей и

т.д. В итоге, для некоторых групп населения этот срок был немного продлен.

Старые купюры номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года.

Свободный обмен денег производился только в пределах 1000 рублей. При обмене свыше этой суммы, решение должны были принимать специально созданные комиссии при местных органах власти, которые работали до конца марта 1991 года.

Обмен денег не достиг заявленных целей. По мнению A.

Н. Илларионова, объем наличных денег был сокращен всего на 6,1 млрд. руб., или на 7,8%410. Этой же оценки придерживается B.

В. Геращенко411. Отечественный экономист JI.M. Григорьев, входивший тогда в состав Комиссии по экономической реформе Правительства СССР, считает, что в результате денежного обмена удалось изъять 8-10 млрд. рублей, но это мало повлияло на избыток денег в обращении, поскольку текущая эмиссия намного превышала объем изъятых денег412.

Таким образом, ликвидировать якобы имевшуюся крупнорублевую массу за границей, которая, по оценке B.C. Павлова, измерялась десятками миллиардов рублей, не удалось. Результаты обмена говорят о ложности этой цели.

Не получилось и «наказать» граждан, связанных с нелегальной экономикой. Под влиянием различных слухов о скором обмене денег дельцы теневой экономики успели разместить свои денежные накопления в сберегательных кассах либо разбили их на мелкие суммы и успешно обменяли на новые деньги. Кроме того, существует точка зрения, что эта группа населения в принципе не имела крупных рублевых накоплений, предпочитая держать деньги в валюте или материальных ценностях413.

К неуспехам денежной реформы следует также прибавить потери на производстве, произошедшие за те несколько дней, когда все население страны было занято обменом наличных денег. Можно сказать, что страна в эти дни не работала. В первые два дня в обществе царила паника, люди фактически штурмом брали сберегательные кассы. Оказалось, что накануне павловской реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене414. Особенно волнительными эти дни оказались для людей пожилого возраста, которые боялись не успеть сдать старые деньги.

Кроме того, в скором времени отсутствие запасов денежных знаков затруднило своевременное обеспечение резко возросших потребностей в наличных деньгах. Например, в III - IV кварталах 1991 года потребности союзных республик в выпуске банкнот удовлетворялись менее чем на 50 %, что приводило к массовым случаям задержек выплаты заработной платы и других платежей населению во многих регионах практически всех союзных респуб- лик415.

Однако, в целом, как показали результаты проведенных в тот период опросов, половина респондентов из различных городов поддерживали идею обмена денег как средство борьбы с «теневи-

Если проведение денежного обмена доставило людям лишь кратковременные неудобства, то «замораживание» вкладов физических лиц в сберегательных кассах вызвало продолжительную и бурную негативную реакцию.

С конца января 1991 года было запрещено снимать со вкладов более 500 рублей в месяц417. Причем получить эти деньги можно было только в отделении Сберегательного банка по месту жительства или работы. Это решение союзного правительства откликнулось большим недовольством населения. Под воздействием всевозможных домыслов и слухов вкладчики Сберегательного банка стали всерьез опасаться за сохранность своих сбережений. Однако, в отличие от денежного обмена, приостановка выдачи вкладов являлась более эффективной мерой в части нормализации денежного обращения, поскольку отсекала большую часть ничем не обеспеченных денег и тем самым сокращала платежеспособный спрос населения.

В непосредственной связи с денежной реформой было проведение компенсации сберегательных вкладов населения в связи с разовым повышением цен. В соответствии с указом президента СССР М.С. Горбачева от 22 марта 1991 года «О компенсации потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» учреждения Сбербанка СССР приступили к начислению компенсации по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 года.

В начале апреля того же года было проведено повышение в 2-3 раза розничных цен. Такое повышение преследовало цель снять проблему дефицита, фактически сведя на нет сбережения граждан. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией остатков вкладов и нарицательной стоимости государственных ценных бумаг, размещенных среди населения. В денежном выражении это составляло более 160 млрд. .рублей и по ценным бумагам - 11 млрд. рублей. Сразу выплатить такие суммы в условиях крайне напряженного состояния денежного обращения и разбалансиро- ванности спроса и предложения товаров и услуг не представлялось возможным. В этой связи было решено, что воспользоваться этой компенсацией можно будет по истечении трех лет.

Сам инициатор денежного обмена, B.C. Павлов, остался удовлетворен проведенной денежной реформой. В своих воспоминаниях Павлов отмечает, что, к примеру, в марте 1991 года правительству удалось вывести из оборота 34 млрд. рублей, что, по его мнению, спасло потребительский рынок: полки магазинов не опустели, в апрель страна вошла практически с прежними товарными запасами418.

А вот, что докладывал в Госсовет СССР в конце октября 1991 года председатель союзного Госбанка В.В. Геращенко: физический объем розничного товарооборота в январе - сентябре 1991 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 1990 года на 12 %419. Полки магазинов не опустели полностью, но неудовлетворенный спрос на товары и услуги существенно возрос, усилилась спекуляция. Потребительский рынок, несмотря на то что розничные цены повысились за этот период в 1,7 раза, характеризовался дефицитностью практически по всем видам товаров. В целом за 1991 год денежные доходы населения оценивались с ростом против 1990

года на 90 %420.

Да и сам B.C. Павлов в своей же книге признает, что летом 1991

года проблема обеспечения продовольствием еще более обострилась, в связи с чем правительству пришлось начать активные переговоры о поставке кукурузы из ЮАР и риса из Южной Ко- реи421.

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от «лишней» денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

Денежный механизм СССР функционировал в условиях падения производства. В это время на территории СССР имели хождение безналичный рубль, наличный внутренний рубль, наличный инвалютный рубль (в 4,6 раза больше внутреннего рубля), переводной рубль системы СЭВ, сертификатные рубли Внешэкономбанка, боны союзного Минморфлота.

Предпосылками для реформы было то, что к середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР Михаилу Горбачеву было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике; наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Григория Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР, которое, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, предлагало растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства и в январе 1991 года началась ее реализация.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан». О подписании Указа было сообщено в программе «Время», когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

В соответствии с Указом Президента СССР с 0 часов 23 января 1991 г. был прекращен прием во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР образца 1961 г. и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 г., а также введены ограничения в первом полугодии 1991 г., начиная с 23 января 1991 г., выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях Сберегательного банка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц».

По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию.

Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов СССР Валентин Павлов, который еще летом 1990 г. секретной запиской довел до сведения президента СССР Михаила Горбачева и председателя Совета министров СССР Hиколая Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50 и 100 рублевых купюр образца 1991 г. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала.

14 января 1991 года, незадолго до начала денежной реформы, Валентин Павлов был назначен председателем Совета министров (правительства) СССР. Таким образом, было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы.

По условиям реформы, обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: граждане могли обменять 50- и 100-рублевые купюры на новые только в течение трех суток - с 23 по 25 января. Поменять деньги после указанного срока можно было только по решению специальных комиссий. Обменять можно было только наличными сумму не более 1000 рублей на человека - возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 г. В Сбербанке со вклада можно было получить только 500 руб. новыми, кроме того, был установлен порядок оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм.

С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 г. достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже.

Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 г. и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 г. Новая купюра 25 рублей не выпускалась.

Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года, отличающиеся от прежних размеров номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей, 50 рублей (биметалл).

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и «в чулке», и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Между тем менее чем за две недели до этого, 10 января 1991 г., на заседании Верховного Совета Валентин Павлов опроверг слухи о грядущей реформе.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5% от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты «КоммерсантЪ» подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом «павловской» реформы цены за год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).