Что налоги и их виды. Кто считает взимаемую сумму. Виды налогов по характеру налогообложения

Каждый человек, который хочет вести свой бизнес, должен знать, что такое налоги и их виды. О том, что такое налог в Российской Федерации, можно узнать из восьмой статьи первой части Налогового кодекса. Здесь это понятие раскрывается как безвозмездный платеж обязательного характера, который берут с организаций и физических лиц в денежной форме для того, чтобы обеспечить деятельность государственных и муниципальных образований. Он носит принудительный характер.

Знать, что такое налоги и их виды, не помешает и рядовому гражданину, т.к. большинство из нас платит подоходный и другие. Классификация этого вида государственных поборов достаточно обширна. В частности, по способу налогового изъятия существуют прямые и по тому, кого облагают - налоги с физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Налоги и их виды также различны для разных объектов налогообложения. Здесь можно говорить об облагаемой прибыли, доходах, различных имущественных объектах и т.д. В связи с целевым же назначением выделяют специальные и общие сборы, а по уровням обложения - местные, муниципальные, региональные и

Основные также разделяются по способу их использования. Например, общие налоги идут на пополнение бюджетов различных уровней, без конкретного указания того, как они будут расходоваться. А вот целевые (специальные) сборы могут быть потрачены только строго определенным образом. Так, в частности, используются уплаченные отчисления в дорожные фонды и на нужды социальной сферы.

Специалисты также определяют следующие налоги и их виды с последующей детализацией:

Облагается доход или имущество, и их сложно перенести на потребителя (налог на имущество, подоходный налог и др.). А косвенные представляют собой добавку к цене (экологические платежи, НДС и т.д.).

Подоходные и платятся без привязки к уровню заработков того или иного лица, в отличие от подоходных, которые, как следует из названия, зависят от доходов.

В свою очередь, подоходные платежи делятся на прогрессивные, когда шкала зависит от величины дохода, и пропорциональные, когда такой зависимости нет. При простой прогрессивной ставке налог взимается в больших количествах при повышении уровня, например, зарплаты. При сложной - доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке. Если же применяется регрессивная система, то чем больше лицо получает доходов, тем меньше платит налогов. И наоборот, если получаемый доход уменьшается, то ставка увеличивается. Это хороший повод много зарабатывать.

Для всех лиц, которые профессионально заняты такой тематикой как налогообложение, виды налогов должны быть известны досконально. Так как Налоговый кодекс предусматривает достаточно жесткие меры и штрафы в том случае, если будут выявлены какие-то погрешности при начислении или уплате сборов и налогов.

В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов.

Налог – это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает деятельность государства и других учреждений.

Что такое налог? Существует множество определений этого понятия различных авторов. Все они считают, что налоги – это такие денежные платежи, которые обязаны платить люди своего государства в определённое время.

Виды

Налоги можно разделить на:

  • Прямые.
  • Косвенные.
  • Подоходные.
  • Аккордные.

Прямой налог

Это такой платёж, который налогоплательщик платит с какого-либо дохода или имущества. К прямым налогам можно отнести, например, налог на прибыль. Он платится с прибыли различных организаций, банков, компаний. В России действует с 1995 года и составляет 20% от общей суммы прибыли.

Также жители Российской Федерации, имеющие в собственности зарегистрированное транспортное средство, обязаны платить транспортный налог. К транспортным средствам относятся: автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы, моторные лодки и другие виды.

Величина налога определяется субъектом Российской Федерации, поэтому в разных областях она может быть различной. Его оплачивают один раз в год. За неуплату налога вовремя к его сумме начинают прибавлять пени. Тем самым сумма становится больше.

Косвенные налоги

Сумма определяется надбавкой к цене товара. Напрямую зависит от дохода. Косвенные налоги можно разделить на несколько видов. Это акцизы, таможенные пошлины и другие.

Подоходные налоги

Является основным видом прямого налога. Подоходный налог можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. В России такой налог составляет 13%. Однако, эта ставка может быть и другой. Например, она может составлять 35%, 9%, 15%, 30%. Подоходный налог платится с любых денежных доходов, в том числе с любых выигрышей в лотереи.

Аккордные налоги

Такой вид не зависит от размера доходов и покупок. В качестве примера можно привести подушный налог.

Учёт налогов – это такая система, которая определяет налоговую ставку. В этой системе регистрируются все налогоплательщики. Все сведения, которые включает в себя учётная система налогов, является налоговой тайной.

Налоговый учёт делится на два вида:

  • Для организаций.
  • Для физических лиц.

Учёт налогов производится специальными органами. Целью его является — контроль налогов. За нарушение порядка проведения учёта следует ответственность по законодательству.

Ещё одним региональным налогом является налог на имущество. Ставка его может быть различна в регионах России. Однако, она не должна превышать 2,2%.

Уплата налогов является обязательным действием каждого гражданина любой страны. Неуплата налогов влечёт за собой присоединение штрафов, а в дальнейшем, злостный неплательщик может нести ответственность как административную, так и уголовную.

Жители Российской Федерации и других стран, имеющие в собственности квартиры, дома, дачные постройки, нежилые помещения, земельные участки и другие объекты обязаны платить налог на недвижимость.

Он включает в себя три других налога:

  1. Налог на землю.
  2. Налог на имущество предприятий.
  3. Налог на недвижимость физических лиц.

С недвижимостью можно производить различные действия. Такие как продажа, обмен, покупка и дарение. Поэтому существуют соответствующие налоги, например, налог на дарение недвижимости.

Освобождаются от уплаты этого налога близкие родственники, между которыми состоялось дарение. Близкими родственниками будут считаться супруги, дети, усыновлённые дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Если человек имеет российское гражданство и проживает на территории Российской Федерации, то ставка равна 13%. Налог при покупке недвижимости уплачивается новым собственником.

В нашей стране, как и в других странах мира, существует большое количество различных налогов. Ставки их могут быть различными и с течением времени меняются. Все оплаченные налоговые платежи улучшают деятельность субъектов страны и всего государства в целом.

Уважающий себя гражданин должен знать свои права и обязанности. Строго соблюдать все необходимые правила оплаты налогов. Делая это своевременно, вы сможете облегчить себе жизнь, сохранив нервы и денежные средства.

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

Дальневосточный Государственный Университет

Институт Менеджмента и Бизнеса

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

НАЛОГИ : ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Выполнил: студент I курса

Экономического факультета

Специальности «Финансы и Кредит»

КовалевичИ.О.

Проверил: Доцент к.э.н.

Бобер А.А.

Спасск-Дальний

Введение.

1. Понятие налога. Появление налогообложения………………….3

2. Функции налогов…………………………………………………..3

3. Принципы налогообложения……………………………………...4

4. Прямые и косвенные налоги………………………………………5

5. Виды налогов……………………………………………………….5

6. Таможенная пошлина как вид налогообложения………………..8

7. Налоговая система России………………………………………...8


1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАЛОГА. ПОЯВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходя а из того, что налого­вые поступления являются продуктом двух осн овных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального произв одства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приве­дет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие стра­ны мира, такие, как США, еликобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ст вка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34% в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% а в 1991 году -до 4 %; в Японии - в 1989 году с 42 до 40 , а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и фор­мирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями, складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распо­ряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные усло­вия.

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогообл агаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачивае­мые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - толь- ко физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по харак­теру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они мо гут быть индивидуальными по отдельным видам и группам товаров и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются пр остотой взимания; их применение дает фискальный эф­фект даже в условиях падения производства. Использование в единой сис­теме разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущест во предприятий, создающее материально - техническуюоснову их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочаясила, и получаемый доход. Налоговая система имеет следующий вид.

5.ВИДЫ НАЛОГОВ.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является на­лог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она ста­новится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания аинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект .

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технол огической дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочи­щенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессив ное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Нало г на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства де- \ нежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражда нам

в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата юв елирные и делия и так далее.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляет­ся от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидет ельства превышало его оценку на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участву щими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добав­ленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стои­мости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определя­емой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и ус­луг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки произ­водства и обращения.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвен­ного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.

6. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ВИД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины. Таможенные пошлины бывают ввозные и вывозные. Ввозные таможенные пош­ ины выполняют три функции:

1. Протекционистскую - защита национальных производителей от иностранных конкурентов.

Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания. В целях стимулирования развития и совер­шенствования образовательного процесса установлены дополнительные ль­готы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурные нужды.

Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципи­альные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объек­том налогообложения теперь является не месячный заработок, а сов окупный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных пос­туплений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, получен­ные в натуральной форме, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям.

Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новым является то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождает­ся, хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы.

Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гукасьян Г. И. Экономическая теория. Ключевые вопросы.- М.:- «Инфра-М»,1998,-284с.

2. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: «Инфра-М, 2001,-XXXIV,-974с.

3. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997,-608с.


Мамедов.О.Ю. Современная экономика.,1997.-608с.

Макконелл.К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 2001.-974с.

3 Мамедов.О. Ю. Современная экономика.,1997.-608с.

Гукасьян Г.И. Экономическая теория, 1998.-284с.

Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы:

  • 1. Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
  • 2. Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
  • 3. Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
  • 4. Единица обложения - единица изменения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны; по земельному налогу - гектар, акр).
  • 5. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают:
    • а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
    • б) долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
  • 6. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
  • 7. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).

Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Виды налогов.

По способу изъятия налоги бывают двух видов:

  • 1) Прямые налог (налоги на доходы и имущество): подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008. - 432 с.
  • 2) Косвенные налоги (налоги на товары и услуги): налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.

По субъекту уплаты налога:

  • 1) Юридические лица - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • 2) Физические лица - гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных субъектов, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

По назначению:

  • 1) Общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;
  • 2) Специальные налоги - имеют строго целевое назначение (например, ЕСН).

По способу обложения:

  • 1) Кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);
  • 2) Декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

По принадлежности к уровню власти и управления:

  • 1) Федеральные - устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории государства:
  • 1. налог на добавленную стоимость;
  • 2. акцизы;
  • 3. налог на доходы физических лиц;
  • 4. единый социальный налог;
  • 5. налог на прибыль организаций;
  • 6. налог на добычу полезных ископаемых;
  • 7. водный налог;
  • 8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • 9. государственная пошлина.
  • 2) Региональные - вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории
  • 1. налог на имущество организаций;
  • 2. налог на игорный бизнес;
  • 3. транспортный налог.
  • 3) Местные - вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов
  • 1. земельный налог;
  • 2. налог на имущество физических лиц.

По характеру налогообложения:

  • 1) Пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • 2) Прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается) Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%;
  • 3) Регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Основными налогами являются:

  • 1) Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) - является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога - в Швеции.
  • 2) Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

  • а) Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • б) Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • в) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • г) Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
  • 3) Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
  • 4) Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
  • 5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и экономики в целом.

Были рассмотрены теоретические аспекты налогообложения, обозначены и охарактеризованы существующие в российской налоговой системе налоги.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из определения налога вытекают такие признаки, как: общеобязательность, безвозмездность, налог имеет стоимостной (денежный) характер, устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом), налог социально обусловлен (имеет определённую цель взимания) и основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налог обладает следующими функциями: фискальная, контрольная, распределительная, экономическая, регулирующая функция, социальная (перераспределительная), стимулирующая.

Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект налога или налогоплательщик; объект налога; источник налога; единица обложения; налоговая ставка; налоговый оклад; налоговые льготы.

Существуют также разные налоги и их виды:

По способу изъятия налоги бывают двух видов: прямые (налоги на доходы и имущество) и косвенные (налоги на товары и услуги) налоги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные. По субъекту уплаты налога: юридические и физические лица. По назначению: общие налоги и специальные налоги. По способу обложения: кадастровые и декларационные. По принадлежности к уровню власти и управления: федеральные, региональные и местные налоги. По характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

Основными налогами являются: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций), социальные, поимущественные налоги, налоги на товары и услуги.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.