Курс на ускорение социально экономического развития ссср. Ускорение социального и экономического развития

Курс на ускорение социально-экономического развития страны

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС :

Научно-техническое обновление производства;

Достижение мирового уровня производительности труда;

Активизация деятельности политических и общественных институтов;

Совершенствование экономических отношений;

Ускорение научно-технического прогресса;

Основные капиталовложения в отечественное машиностроение.

Но:

Отсутствие ускорения и кардинальных изменений в экономике;

Неудача преобразований из-за использования традиционных командно-административ-ных мер.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания , осно­ванная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производ-ство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате суще­ственно сократились поступления в госбюджет. Социальные и эконо­мические издержки такой инициативы самым негативным образом по­влияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Черно­быль-ской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.:

Погибли люди,

Радио­активное облучение получили десятки тысяч человек,

Заражению под­верглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало ис­кать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со­кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосу­дарственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направ­ления перестройки управления экономикой.

Вскоре на сессии Верхов­ного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Ми­нистров утвердил постановление о перестройке планирования, ценооб­разования, финансов. К мерам, которые выдавались за ра­дикальную экономическую реформу, относились следующие:

Перевод предприятий на полный хозрасчет;

Радикальная перестройка централизованного руководства эконо­микой;

Коренное изменение планирования;

Реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;

Создание новых организационных структур управления;

Всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно:

Планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами,

Осуществлять прямые го­ризонтальные связи с другими организациями.

Но реального воплоще­ния эти меры практически не получили:

Сохранялся диктат централь­ных ведомств в установлении всякого рода нормативов,

Господствова­ла система поставок по «лимитам»,

Отсутствовала оптовая торговля,

Затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности . Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства това­ров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн. граждан (5% активного населения) и еще 1 млн. - в индиви-дуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направле­ния сопровождалось большими трудностями:

Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству,

Возму­щалось непривычно высокими ценами,

Опасалось криминального харак­тера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова нако­нец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реаними­ровать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной эко­номике.

В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономи­ки страны на рыночные рельсы:

- одна программа была пред­ложена правительством Н.И. Рыжкова;

Другая - группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе:

Жесткие директивные меры;

Экономические рычаги.

Особое значение при­давалось реформе цен, согласно которой предполагалось админи-стра­тивным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб - с 1 июля 1990 г.

Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были:

Сочетаемость админис­тративных и рыночных начал,

Контролируемость уровня цен и посте­пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Сове­та РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

Максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

Полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равнопра­вие всех видов собственности, включая частную;

Конкуренции производителей как важного фактора стимулирова­ния хозяйственной активности;

Свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффек­тивны только в том случае, если подавляющее большинство цен уста­навливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;

Создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении зна­чительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохране­ние, наука, культура);

Открытости экономики, ее последовательной интеграции в систе­му мировых хозяйственных связей;

Обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;

Отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в госу­дарственном и общественном регулировании с целью упреждения та­ких негативных последствий, как нестабильность производства, чрез­мерная имущественная и социальная дифференциация, неравномер­ность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубеж-ных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку , что, по-видимому, было весьма утопично.



Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки.

М.С. Горбачеву было по­ручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный до­кумент «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике» , который носил декларативный ха­рактер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к ры­ночной экономике . Тем более вскоре выясни-лось, что ни одна из союз­ных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий то­варный дефицит и введение талонов на основные потребительские то­вары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко­номике усиливали социальную напряженность в обществе.

В стране на­чались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение само­стоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процес­сов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г. , чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горба­чев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной . В ней предусматривались меры по:

Разгосударствлению и приватизации собственности,

Стабилизации фи­нансово-кредитной системы,

Привлечению иностранного капитала и т.п.

Но осуществление этой программы так и не началось ввиду пос­ледовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация об­щественной жизни способство-вали всплеску межнациональных проти­воречий , которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавля­лись властью.

Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным. Про­тив демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кад­рам, была применена сила.

Острые межнациональные конфликты ста­ли разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская ав­тономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между дву­мя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор.

С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты , выс­тупавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР.

Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли.

Разворачивались эт­нические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии.

Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Причины:

Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства;

Непоследовательность и противоречивость национальной политики.

Следствие: углубление межнациональных противоречий

Начало открытых в условиях развития гласности и демократии националь-ных конфликтов:

■ митинги и демонстрации в Ал­ма-Ате (Казахстан) против ру­сификации (1986);

■ создание народных фронтов в союзных республиках, превра­тившихся в центры сепаратист­ских движений (с 1988 г.);

■ вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.);

■S карабахская проблема, кон­фликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.);

■ волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989);

■ межэтнические столкновения в Киргизии (1989)

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Дек­ларации о суверенитете приняли большинство союзных республик.

В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд на­родных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день - на­циональный праздник Российской Федерации.

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, кото­рый должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.

Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принима­ла законы направленные на правовое оформление независимости. По­литический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события выз­вали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав выс­шее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

Распад СССР (1990 - 1991)

Декларации о суверенитетах в 1990 г.:

Провозглашение независимости в 1991 г.:

Попытки центра (М. С. Горбачева) стабилизировать ситуацию в области национальных отношении: ПОИСК ПО САЙТУ.

Перестройка в СССР.

1.УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества. Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. В двенадцатой пятилетке намечено повысить темпы прироста производительности труда до 23 % по сравнению с 16,5 % в одиннадцатой пятилетке. Прирост национального дохода составит 22,1 %, реальных доходов на душу населения 14 % по сравнению соответственно с 16,5 и 11 %. Сущность ускорения состоит в достижении нового качества экономического роста, т. е. на основе всемерной интенсификации производства, научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. К 2000 г. намечено добиться удвоения национального дохода страны без увеличения численности работников материального производства и при снижении его металлоемкости в 2 раза и энергоемкости не менее чем в 1,4 раза. К середине этого периода предстоит стабилизировать фондоемкость продукции, а затем и снизить ее. В условиях интенсификации общественного производстза и последовательного осуществления политики ресурсосбережения ускорение социально-экономического развития предполагает ориентацию на повышение конечных народнохозяйственных результатов, улучшение качества продукции, выпуск принципиально новой, более производительной техники, быстрый рост эффективности общественного труда. Важные показатели ускорения - сокращение сроков обновления основных производственных фондов, ассортимента выпускаемой продукции, коренное повышение ее технического уровня и качества. Для ускорения социально-экономического развития страны приводятся в действие две группы резервов и источников. К первой из них относятся лучшее использование имеющегося производственного потенциала и наличных трудовых ресурсов, решительная борьба с потерями сырья и рабочего времени, наведение порядка, укрепление организованности и дисциплины. Мобилизация этих резервов не требует, как правило, значительных затрат и дает сравнительно быстрые результаты. В долговременной перспективе ускорение требует использования глубинных резервов экономического роста, решающая роль среди которых принадлежит научно-техническому прогрессу. Предстоит осуществить кардинальное преобразование производительных сил, опирающееся на овладение новейшими достижениями научно-технической революции. Первостепенное значение при этом имеет быстрое обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект. Ускорение социально-экономического развития страны зависит также от дальнейшего совершенствования всей системы производственных отношений, перестройки ферм и методов хозяйствования, внедрения эффективных форм материальной заинтересованности и ответственности. Особое внимание уделяется демократизации всей общественной жизни, развитию социальной активности масс, воспитанию хозяйского отношения к труду и его результатам (см. также Темпы экономического развития, Экономическая политика КПСС).

Гласность - политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. В конечном итоге именно гласность стала детонатором последующего распада советского строя и СССР.

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в Россиив конце1850-х, обозначая ослаблениецензурногоконтроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамкахсудебной реформыАлександра II, пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Митинг гласности- митинг, проведённыйдиссидентамии сочувствующими5 декабря1965года наПушкинской площадивМоскве. Стал первой публичной политической демонстрацией в послевоенном СССР.

Вошло в широкий обиход с 1987 годакак обозначение одного из ключевых направленийреформ(«гласность -перестройка-ускорение»), проводившихся в 1987-1991 годахМ. С. Горбачёвымна посту Генерального секретаряЦК КПССи ПрезидентаСССР, широко известных под общим названием «Перестройка». Тогда же возникли и лозунги момента: «Больше гласности! Больше демократии!». При этом «первым бликом зари гласности» называют статьюЕвгения Додолевав газете «Московский комсомолец» за ноябрь1986 года, получившую широкий резонанс.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

К 1990 году положительно отзываться о чём-либо советском становится дурным тоном. В обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссидентыи правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

С марта 1987 годав связи с объявленной гласностью в библиотеках началось возвращение книг из спецхранов в открытые фонды.

После публикации 13 марта1988 годав газете «Советская Россия» антиперестроечной статьи «Не могу поступаться принципами» публикациясталинистскихстатей в прессе, по мнению некоторых, стала пресекаться.

Некоторые деятели оппозиции считают, что период гласности закончился в период президентства Владимира Путина. Начиная с 2000 годазакрывались независимые телеканалы и газеты, из страны изгонялись олигархи, владевшие медиа-активами и отказывающиеся на депминговые сделки со ставленниками Путина по их перераспределению (Гусинский, Березовский и др.). Повсеместно вСМИпо указу «сверху» вводилась самоцензура. Медведев заявил, что гласность стране не нужна.

Ряд политологов говорит о начале Гласности-2 в связи с развитием Рунета и независимого блоггинга.

Перестройка - общее название нового курса советского партийногоруководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших вСССРс 1986 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январскомпленуме ЦК КПССперестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введениегосприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалосьпо-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».Николай Рыжковвспоминал (в газете «Новый Взгляд», 1992):

В ноябре 82-го года меня - совершенно неожиданно - избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83-84-х годах. Не пошли бы на это - было бы ещё хуже.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политикагласности- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первыемежнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 - 1991). Заключительный этап,в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовымиантикоммунистическиминастроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии ирыночной экономикикапиталистическоготипа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статуссверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов».

2. Экономические реформы периода «перестройки».

а) Закон о государственном «предприятий (объединение)» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 07.04.1989 - Ведомости ВС СССР, 1989, N 15, ст. 105; Законом СССР от 03.08.1989 -Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 9, ст. 214)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений) укрепляет государственную (общенародную) собственность на средства производства в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе и других отраслях, расширяет возможности участия трудовых коллективов в эффективном использовании этой собственности, в управлении предприятиями и объединениями, в решении государственных и общественных дел. Закон углубляет

централизованные начала в решении важнейших задач развития народного хозяйства как единого целого, предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного

хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократических основ и развитие самоуправления, определяет отношения между предприятиями (объединениями) и органами государственной власти и управления.

б) Закон о кооперации. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" (с изменениями от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г., 8 декабря 1995 г., 8 мая 1996 г., 15 апреля 1998 г.)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР.

Закон призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально-экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс колхозному движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направлен на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. Закон устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда.

Закон гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

Закон о кооперации в СССР направлен на равноправное взаимодействие государственного и колхозно-кооперативного секторов социалистической экономики, способствует дальнейшему развитию политической и экономической систем СССР.

в) Экономическая программа В.С. Павлова. Валентин Сергеевич Павлов (26 сентября 1937 - 30 марта 2003) - Премьер-министр СССР (единственный, занимавший должность с таким названием) с 14 января 1991 года по 22 августа 1991 года, член ГКЧП. Основная статья: Денежная реформа 1991 года в СССР .

Принимал участие в создании Пенсионного фонда, налоговой инспекции, в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании первых кооперативов и совместных предприятий.

Одной из оставшихся в памяти народа акций Павлова стало изданное через восемь дней после его назначения (22 января 1991) распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100рублей в ограниченный во времени период (три дня) и замену их на купюры нового образца, что привело к значительному ажиотажу и росту недовольства в стране. Эта «реформа» была выполнена через три года после аналогичной реформы денежной системы в Бирме, проведённой в 1987 Сейн Львином - тогда результатом реформы стали серьёзные волнения, долгосрочная дестабилизация положения в стране с кровопролитиями и обвалом экономики. См. История Бирмы.

Вторая подобная акция - подъём в 2-3 раза цен на основные потребительские товары со 2 апреля 1991 г. согласно Постановлению Кабинета министров СССР. До этого момента цены были постоянны в течение десятилетий (со времен Хрущёва). После этого момента постоянным спутником экономической жизни стала инфляция.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля--б марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986--1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н.И.Рыжков сменил престарелого Н.А.Тихонова на посту премьер-министра, Н.В.Талызин стал вместо Н.К.Байбакова председателем Госплана СССР. Секретарь ЦК КПСС Б.Н.Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены политбюро. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС.

По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985--1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.

Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение в стране пресловутого «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» -- Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции -- госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях.

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, -- такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985--1990 гг.) в 1985--1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

  • 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;
  • 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;
  • 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.

Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий.

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже -- землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-- 1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения.

Самое главное -- пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

  • 1. Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.
  • 2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным».
  • 3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был маленький, но клин в основы строя, закрепленные Конституцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы -- Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако цены как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.

Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию управления Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Делу придали большую общественную значимость. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первостепенные резко сокращены. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда провозглашала резкое сокращение управленческого аппарата и без того плохо управляемой страны неким триумфом рациональности над безумием брежневского администрирования. Нужно отметить, что еще некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управления еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях вели к кризису всей системы.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев сделал упор на необходимость раскрепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходимость частной собственности. В ноябре 1988 г. на заседании Президиума ВС СССР он критиковал «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «...Частная собственность, -- говорил он, -- это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народа. Пытаться восстановить ее -- значит толкать назад, это глубоко ошибочное решение».

Тем не менее Закон о кооперации стал самым серьезным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Кооперативы оказались в выигрышном положении -- они могли платить работникам зарплату в 2--3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы.

Кроме того, кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производительность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раздавила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредприятии (объединении). Это право использовалось для перекачки товарной и денежной массы за рубеж.

В 1989 г. начались социально-экономические преобразования аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986--1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агроком-бинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. Признание целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» -- Продовольственная программа -- провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огородов.

Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала экономику. Страна встала перед необходимостью резко ограничивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров

На рубеже 1989--1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину -- провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Этот переход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик -- академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990--1992) предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993--1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства.

Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В июле 1990 г. на встрече Президента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы.

Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя председателя Совета министров РСФСР Г.А. Явлинского.

Ими был разработан альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличии от правительственной, программа «500 дней» нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. В силу политических причин программа Шаталина-Явлинского несла значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения жизненного уровня. Многие принципиальные вопросы в ней были едва обозначены или вовсе обойдены. Прежде всего, программа «500 дней» не давала однозначного ответа на такие принципиальные вопросы, как проведение приватизации, денационализации земли, о том какой быть политической системе (Советы или парламентская республика). Также был обойден вопрос о денежной реформе.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Они довольно быстро принимались Верховным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы экономических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельность предприятий в СССР, организацию местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных обществ, развитию мелких предприятий, развертыванию свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.

Если в 1986--1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться людьми. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР в вопросах ценовой политики. По инициативе Рыжкова в 1986 г. в последнюю советскую пятилетку была заложена реформа ценообразования путем освобождения цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных дотаций сельхозпроизводства. Горбачев в 1986--1987 гг. придерживался несколько иной позиции. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он предполагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. провести сбалансированную реформу ценообразования. Однако в 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необходимость одновременного повышения цен и на продовольственные, и на промышленные товары, обещая сопроводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потрясений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

В 1991 г. новый премьер-министр СССР B.C. Павлов осуществил денежную реформу. В январе 1991 г. он провел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, так как подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых, поставить под контроль и частично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией вкладов, которой можно было воспользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вклады граждан в Сбербанк были заморожены -- введены ограничения на снятие средств и закрытие счетов. Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические, методы руководства.

Концепция «ускорения социально-экономического развития» страны.

Избрание весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева многим советским людям дало надежду на серьезные перемены во всех сферах жизни общества. Горбачев провозгласил программу «ускорения социально-экономического развития СССР», которую поддержал состоявшийся в феврале1986 г. XXVII съезд КПСС,

Под ускорением подразумевался процесс перехода от экстенсивного к интенсивному производству на основе структурной перестройки промышленности в пользу машиностроительного комплекса и новых наукоемких отраслей; активного внедрения достижений научно-технического прогресса; перехода к человекосберегающим технологиям и др.

Эта программа была направлена на форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин, высокотехнологического оборудования. При этом всерьез ставилась задача догнать к 2000г. США по уровню промышленного развития, а каждой советской семье предоставить отдельную квартиру. Требование «ускорения» не соответствовало крайне сложному состоянию экономики, поэтому программа «ускорения» была трансформирована в идею перестройки всего народнохозяйственного механизма, что объяснялось необходимостью преодолеть многочисленные недостатки в управлении экономическими процессами и структурами, в том числе в системах планирования, ценообразования, финансирования, стимулирования труда, в управлении научно-техническим прогрессом, в стиле деятельности кадров управления. Эти позиции сводились в целом к борьбе с диспропорциями в экономике.

Политика гласности была призвана довести намерения партийно-государственного руководства до широких масс, демонстрируя положительные примеры и критикуя вопиющие недостатки в разных регионах страны.

Перестроечные меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности руководящих кадров дали некоторые результаты на первом этапе перестройки. Во всем уральском регионе активизировался процесс строительства жилья, предприятия начали переход на хозрасчет, была введена госприемка продукции и т. д.

Получило развитие кооперативное движение. В Челябинской области за счет кооперативов темпы роста торговли и бытового обслуживания населения в 1988 г. составили 107,2 %, по отношению к предыдущему году; в Свердловской области эти темпы были еще выше - 111,3%. В крупных городах Урала - Свердловске, Перми, Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Уфе - активизировалась привокзальная торговля, появились различные лотки, с которых продавались не очень качественные, но достаточно дешевые изделия легкой промышленности.


Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. определяют конкретные задания по реализации программных целей КПСС, стратегии ускорения социально-экономического развития страны.

РОСТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА ПЕРИОД ДО 2000 года

(1985=1)

Национальный доход

почти в 2 раза

Продукция промышленности.

не менее чем в 2 раза

в 2,3—2,5 раза

в 1,6—1,8 раза

Выплаты и льготы, получаемые населением из общественных фондов потребления

примерно в 2 раза

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли

примерно в 1,8 раза

Объем платных услуг населению

в 2,1—2,3 раза

К 2000 г. предусматривается нарастающая динамика национального дохода. Темпы его прироста повысятся с 3,1% в среднем за год в одиннадцатой пятилетке до 5% в четырнадцатой пятилетке.

Более чем вдвое снизится доля ручного труда. Это позволит освободить от малоквалифицированной работы свыше 20 млн. человек, сделать их деятельность содержательной, приносящей удовлетворение.

Ресурсосбережение превратится в решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Поставлена задача: прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75—80% удовлетворять за счет их экономии. Энергоемкость произведенного национального дохода намечено снизить к 2000 г. не менее чем в 1,4 раза, металлоемкость произведенного национального дохода—почти в 2 раза. О народнохозяйственной эффективности такого направления развития дает представление следующий пример. Если бы характер роста экономики оставался прежним, к концу столетия нам потребовалось бы примерно на 50 млн. т проката больше, чем сейчас проектируется.

В 1986—2000 гг. намечается внести перелом в динамику фондоотдачи: на первом этапе—в первой половине 90-х годов—стабилизировать, а в последующем—обеспечить ее рост.

В этот период предусмотрено последовательно решать важнейшую социальную задачу по обеспечению практически каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. Будут введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью не менее 2 млрд. м 2 .

На основе ускорения социально-экономического развития советскому обществу предстоит выйти на новые рубежи в экономической, социальной, политической областях, в духовной жизни.

Результатом этих преобразований явится качественно новое состояние советского общества, в полной мере раскрывающее огромные преимущества социализма во всех сферах жизни.

Двенадцатая пятилетка занимает особое, ключевое место в пятнадцатилетней программе, в ускорении социально-экономического развития страны. В течение нынешней пятилетки должны быть преодолены негативные тенденции, сложившиеся в развитии народного хозяйства в конце 70-х и начале 80-х годов, обеспечены главные заделы в экономике, в сфере управления, социальной политике, повышении динамизма политической жизни, в освоении новых методов работы.

Текущая пятилетка призвана создать самые благоприятные стартовые условия для дальнейшего ускоренного движения вперед по всему фронту экономического и социального развития. Пятилетний план нацелен на существенное повышение темпов экономического роста, коренное улучшение эффективности производства на базе ускорения научно-технического прогресса, на то, чтобы внести перелом в динамику экономического развития.

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ (1986—1990 гг.)

(в процентах)

По пятилетнему плану

Продукция промышленности

Производство средств производства (группа «А»)

Производство предметов потребления (группа «Б»)

Из общего объема продукции промышленности:

машиностроение и металлообработка

производство вычислительной техники

рост в 2,4 раза

Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Капитальные вложения (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Производительность общественного труда

Производительность труда:

в промышленности

в сельском хозяйстве (общественный сектор; среднегодовой уровень 1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

в строительстве

на железнодорожном транспорте

Энергоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 8,5

Металлоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 14

Реальные доходы на душу населения

Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих

Среднемесячная оплата труда колхозников в общественном хозяйстве колхозов

Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (без объема реализации алкогольных напитков)

Объем платных услуг населению

рост в 1,5 раза

В двенадцатой пятилетке более чем на треть обновится активная часть - производственных основных фондов. Объем выбытия устаревших производственных основных фондов увеличится по сравнению с одиннадцатой пятилеткой вдвое.

Уровень автоматизации производства поднимется примерно в 2 раза.

Намечаемый на двенадцатую пятилетку рост экономики и ее эффективности создает прочную основу для существенного продвижения вперед в реализации программных установок КПСС— поднять жизненный уровень советских людей на качественно новую ступень, обеспечить неуклонное улучшение условий их труда и жизни.

В соответствии с пятилетним планом среднемесячная заработная плата рабочих и служащих к концу двенадцатой пятилетки будет повышена до 218 руб. в месяц. Осуществление намеченных мер в области оплаты труда и развития общественных фондов потребления приведет к реально ощутимым переменам в условиях и уровне жизни самых широких слоев общества. Только за счет общегосударственных мер по повышению заработной платы, пенсий и пособий доходы возрастут более чем у половины всего населения. Это почти вдвое больше, чем за последние пять лет. К концу пятилетки свыше 50% всех семей будут располагать среднемесячным доходом на одного человека более 125 руб. Практически не останется семей с доходом на душу населения до 50 руб. в месяц.

Поставлена задача улучшить обеспечение населения продуктами питания, промышленными товарами и услугами. На это нацелены Продовольственная программа СССР, Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

В 1986—1990 гг. будут введены в действие жилые дома общей площадью 630,4 млн. м 2 , построены дошкольные учреждения на 4,4 млн. мест, общеобразовательные школы на 7,4 млн. ученических мест и профессионально-технические учебные заведения на 810 тыс. мест, будут введены в действие больницы на 378 тыс. коек и амбулаторно-поликлинические учреждения на 958 тыс. посещений в смену.

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР (в процентах)

1981—1985

1986—1990 (по пятилетнему плану)

Произведенный национальный доход

Национальный доход, используемый на потребление и накопление