Без бумажки не могу, или Как не усыпить зал своим выступлением? Без бумажки мы букашки

Приключения «тунеядца»


Недоумеваю ,
дорогая редакция

Писатель?

Твои проблемы

Публикация « Копи , пока молодой » (« ЛГ », № 25–26) практически обо мне . Мне , несмотря на предоставленные справки , при расчёте будущей пенсии насчитали меньше 25 лет стажа . Не был учтён стаж моей творческой работы , хотя я с 1978 года по настоящее время являюсь членом Союза писателей СССР – РФ . За этот период мною выпущено несколько десятков книг , моя творческая работа была отмечена государственными наградами и премиями . В общем , был государству нужен . Пока пенсию не надо было платить …

Егор ВАСИЛЬЕВ,

Иркутская область

Удивительную историю, которой позавидует любой фантаст, рассказал мне писатель, автор бестселлеров для детей «Как Санька стал большим», «Нескучная компания», «Я расту хорошим» писатель Сергей Георгиев.

– Сергей Георгиевич, в литературных кругах о вас ходят легенды как о самом удачливом пенсионере среди писателей…

– Мне позавидовали бы и великие иллюзионисты братья Кио. Судите сами. Всё последнее десятилетие, после увольнения, я был «неработающим». Точнее, таковым считался, так как, разумеется, работал за письменным столом каждый день – писал рассказы, очерки, сценарии… Каждый год у меня выходило по несколько книжек. Но «работодатели» упорно вписывали в соответствующую графу договора этот деликатный синоним слова «тунеядец».

После выступления перед читателями, скажем, в биб­лиотеке, подписываю договор, а там это клеймо – «неработающий». Возражаю: я же только что у вас отработал! Да и вы меня пригласили не как прохожего, а как писателя, автора десятков книг для детей и их родителей. Когда же я писал эти книги? В нерабочее время?!

«Где лежит ваша трудовая книжка?» – спрашивают. – «Дома». – «Дома? Значит, вы, извините, неработающий». Вот так…

Но два года назад я вышел на пенсию, и теперь я «работающий пенсионер». Так пишут во всех документах и договорах, которые я заключаю с публикаторами и другими работодателями.

– Сказочное превращение.

– В своё время я преподавал логику в юридическом институте. Среда законников меня, так сказать, правильно сформировала и сориентировала. Я понял, что с нашим государством шутки плохи, что без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек. Под каждый чих нужен документик. Когда я ушёл «в свободное плавание» писателя, то, заключая договор, обязательно требовал у издателей вписывать в него строчку о том, что «работодатель берёт на себя обязанности платить налоги государству и делать отчисления в Пенсионный фонд РФ».

Когда мне стукнуло 60, я пришёл в ПФ оформлять пенсию…

– Извините, вы пришли в Пенсионный фонд простым российским «тунеядцем»? И как вас там встретили?

– Вы знаете, тепло. Чиновница посмотрела на ворох договоров, которые я с собой принёс, и улыбнулась: «Зачем? У нас всё есть в компьютере». Ушла. Её не было минут 40. Я уже заволновался, что останусь без пенсии. Наконец приходит счастливая. Улыбается с порога: «Я такого за всю свою жизнь не видела!» Показывает мне пачку бумаг, страниц сто. Это распечатка всех моих доходов за последние годы. Даже, помню, какая-­то газетка в Благовещенске перепечатала мой рассказик и заплатила за него 100 рублей. Но и с этой суммы полтора рубля отчислила в ПФ.

В итоге писателю Сергею Георгиеву насчитали 40 лет стажа и максимально возможную в его ситуации пенсию – 15 000 рублей.

Хорошо то, что хорошо кончается. Георгиев в своё время сам о себе позаботился, требуя от работодателей сделать то, что они обязаны были сделать без напоминаний и по закону. «Работающий пенсионер» Сергей Георгиевич Георгиев сейчас «в шоколаде». Не каждому удаётся войти в ПФ «тунеядцем», а выйти уважаемым ветераном труда с приличной (относительно других) пенсией в кармане.

Петру Синявскому, например, насчитали рекордно минимальную пенсию в… 600 рублей. Напомню, кто не знает. Пётр Синявский – член Московской организации Союза писателей России, автор популярных детских книг «Скороболтушки», «Мёдопровод», «Таракан-американ», «Весёлая квампания»… Лауреат премий имени Корнея Чуковского (2009) и Сергея Михалкова (2010). Написал сотни песен для детей и взрослых. В 70–80-е годы вместе с композиторами Сосниным, Хромушиным, Кадомцевым, Парцхаладзе, Крыловым, Изотовым, Томиным создал несколько десятков песен-шедевров для Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством В. Попова. Автор слов к песням, прозвучавшим в спектаклях и многих художественных фильмах. Среди них – «Козлёнок в молоке», «Убойная сила», «Московская сага», «Тяжёлый песок»…

Как поэт-песенник написал тексты для композиторов Марка Минкова, Александра Журбина, Давида Тухманова… Но с точки зрения существующего закона о пенсиях для «самозанятого населения» поэт Синявский – «тунеядец».

Особенно страдают от этой юридической неразберихи писатели, живущие в провинции. Москвичам всё-таки легче – социальный стандарт минимальной пенсии для неработающих пенсионеров равен 14 500. Даже если у тебя пенсия, как у Петра Синявского, тебе доплатит мэрия. А как быть поэтам и писателям российской глубинки, посвятившим жизнь творчеству, в разной степени признанными читателями, но не вооружёнными, как Сергей Георгиев, знаниями юридических тонкостей? До последнего веривших государству, интересам которого верно служили, что оно их не оставит один на один со старостью и немощью?

Гонорар? А что это?

При подготовке публикации я пересмотрел массу документов и комментариев к ним, продираясь сквозь запутанный, как колючая проволока, казённый текст, раздражаясь на тех, кто так до неузнаваемости изуродовал самый красивый в мире русский язык. (Один опытный юрист намекнул мне, что юридические и толкующие законы тексты специально написаны так, чтобы легче было «пудрить мозги» неискушённому.) Так вот. Я нигде не встретил главного для «неработающего» писателя термина – «гонорар». В ПФ такого слова вообще не знают. А если и слышали, то в контексте с другим, на букву «г» – «геморрой».

– Для ПФ не существует такого понятия – гонорарная система, – рассказала мне одна очень уважаемая главный бухгалтер, каждый день по роду своей работы обслуживающая интересы пишущей братии. – Раз в квартал (три месяца) работодатель отправляет в ПФР персонифицированные отчёты о начисленных взносах. В них среди прочей рутины указаны сумма взносов и стаж конкретного сотрудника. С работающими в штате всё понятно. А как быть с так называемыми нештатниками? С авторами журнала, работающими за домашним письменным столом? Даже в автоматизированной системе бухгалтерского учёта нет такой опции, фиксирующей срок работы над текстом. Напечатался автор, скажем, в июле, мы и вбиваем в отчёт месяц публикации. Он и засчитывается ПФ в стаж писателя.

Не логичнее ли включать не месяц публикации произведения и выплаты за него гонорара, а период между заключением договора и сдачей публикатору работы (книги, рассказа, очерка…)?

Авторы, которым до стандартного минимума пенсии доплачивает Москва, идут на хитрость. Чтобы им сохранили стандартный минимум пенсии, они размечают гонорары на работающих родственников или друзей. (А те, разумеется, передают наличкой гонорар писателю.)

Государство неповоротливостью законов наказывает своих граждан – граждане вынуждены обманывать государство. Порочный круг.

– Пенсионный фонд только-только начинает выстраивать свои отношения с «самозанятым населением». Это мне объяснила тамошняя сотрудница, – рассказывает писатель Наталия Ермильская. – «Самозанятое население»! Это пароль. Иначе там вас не поймут. Но чемодан с книжками, совершенно точно, не произведёт на ПФ никакого впечатления. «Вы же не понесёте сюда журналы, в которых печатались», – укорила мне сотрудница ПФ.

Вот ещё одна бюрократическая заноза. К договору о проделанной работе надо прилагать акт приёма-передачи. Возможно, писатели, которые читают эти строки, вообще впервые слышат об этом. Мало кому такой акт в издательствах выдавали, но без него ПФ вправе не поверить, что работа выполнена (даже если твоя книга стоит на полке в кабинете этого самого чиновника).

На проблему писательских пенсий в ПФ обратили внимание сравнительно недавно. Правовой механизм реакции раскручивается медленно. Госдума с законом об общественных творческих организациях не торопится. Наверное, когда-нибудь будет найдено решение, которое всех устроит, но когда? Жизнь конкретного писателя, увы, не вечна…

«ЛГ»-ДОСЬЕ

С 1 января 1991 г . согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года ) время работы лиц , занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью , устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР . В соответствии со ст . 89 Закона о государственных пенсиях период работы членов творческих союзов писателей , художников , композиторов , кинематографистов , театральных деятелей , литераторов и других лиц , занимающихся творческой деятельностью , не являющихся членами соответствующих творческих союзов , приравнивается к работе в качестве рабочих и служащих . В подтверждение творческой деятельности принимаются справки о периоде уплаты страховых взносов в ПФР , выданные предприятиями и организациями (например , издательствами ). При невозможности представления подтверждения соответствующих справок указанные периоды не могут быть учтены при подсчёте трудового стажа (письмо Минсоцзащиты России от 20.12.93 № 4-911-VII).

До уплаты указанных страховых платежей творческая деятельность членов Союза писателей СССР и РСФСР , Союза художников СССР и РСФСР , Союза композиторов СССР и РСФСР , Союза кинематографистов СССР и РСФСР , Союза театральных деятелей СССР и РСФСР , а также литераторов , не являющихся членами Союза писателей , но состоявших членами профессионального Союза работников культуры и объединяемых профессиональными комитетами литераторов , подтверждается справками (выписками из протоколов ) секретариатов правлений творческих союзов СССР или РСФСР , Союза художников Москвы и Санкт -Петербурга об установлении творческого стажа .

В качестве доказательства трудового стажа принимаются расчётные книжки и членские билеты профсоюзов , учётные карточки члена профсоюза . При этом расчётные книжки подтверждают периоды работы только за время , за которое имеются отметки о выплате заработной платы , а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза – за время , за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии .

В письме Минсоцзащиты России от 16.08.95 № 4-С-17117 рассмотрен вопрос о подтверждении периода творческой деятельности после 1 января 1991 года. Если издательство заключает с автором произведения договор на его издание, это свидетельствует о том, что лицо занимается творческой деятельностью, и весь период его творческой работы по данному договору должен быть засчитан в стаж, независимо от того, что гонорар, с которого производилась уплата страховых взносов в ПФР, выплачивался в отдельные месяцы этого периода. Необходимо иметь в виду, что авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора. Поэтому периоды авторской работы не могут быть засчитаны в стаж на основании одного только договора без подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР.

В далекие времена над идентификацией личности человека мало кто задумывался. Для правителей высокого ранга существовали отличительные знаки, например, в виде богатой одежды, рабов клеймили как скот, а вот промежуточное сословие в виде рядовых граждан никаких документов относительно своей личности не имело, за исключением редких случаев.

Если обратиться к письменным памятникам, там можно найти скудные упоминания о том, как люди пытались удостоверить свою личность.

Всегда с собой!

Например, в Древнем Египте никто не мог отлучиться без разрешения местных властей. «Кто где-либо в пути, или при переезде с места на место, или при пересадке на берег, или при посадке на корабль будет обнаружен без сиджил, того следует задерживать, судно и его содержимое должно быть конфисковано и сожжено», — такое указание о наличии документа, удостоверяющего личность, датированное 720 годом до нашей эры, было начертано на листе папируса. Чуть позже для тех, кто решил покинуть Египет, был введен джаваз, в котором отмечались дата выезда и сопровождающие — слуги и рабы. А документ выдавал сановник, палец которого украшал золотой перстень с вырезанным именем фараона, удостоверяющий полномочия чиновника. В Древнем Китае и Золотой Орде таким символом власти являлись золотые таблички с именем правителя и полной расшифровкой ранга владельца. В Древнем Риме и Древней Греции удостоверения выдавались только для выполнения особой миссии или за особые заслуги перед отечеством.

Упоминание о первом паспорте можно найти в Ветхом Завете. Тогда некто Неемия, житель Персидского царства обратился к правителю Артаксерксу с разрешением на путешествие от Персии до Иудеи. «И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме [Божием], и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною».

Объявлен учет

Главная история паспорта в Европе началась во времена Средневековья. Да и само название «паспорт» появилось от словосочетания французских слов passe («проход») и port («порт»). Первоначально оно обозначало пропуск для прохода в гавань, за исключением сухопутных путешественников. Потом и для этой категории были введены соответствующие удостоверения. Сделано это было для того, чтобы отделить законопослушных граждан от бродяг и нищих. Немного позже с целью выявления дезертиров были введены военные паспорта, а для граждан стран, где свирепствовали эпидемии, — так называемые чумные паспорта. Затем паспортизация коснулась представителей некоторых национальностей и сословий, например, евреев и учеников ремесленников. Во Франции пик учета пришелся на конец XVIII века, когда была запрещена любая отлучка с постоянного места жительства без паспорта — так политическая полиция пыталась бороться с государственными преступниками, в том числе и со шпионами. Подобная политика стремительно набирала обороты и в других европейских странах, пока правители не сообразили, что подобные документы, ограничивая свободу передвижения человека, тормозят развитие промышленности. А «нехорошие люди» могут жить и по фальшивому паспорту.

До начала Первой мировой войны паспорт считался необязательным документом, поскольку развитие железнодорожной сети привело к огромному росту числа туристов и коммивояжеров, а контроль их передвижения через границы оказался очень затратным. И только с начала боевых действий паспорт снова был введен в оборот для учета военнообязанных, управления миграционными потоками и для борьбы со шпионами. После окончания Первой мировой войны созданная Лига Наций, начиная с 1920 года, несколько раз созывала конференции по поводу унификации паспортов, но только в 1963 году ее преемница в виде ООН определилась со внешним видом паспорта: многостраничный буклет размером 88×125 миллиметров.

Серпастый, молоткастый…

А вот история паспортизации в России началась с 1649 года после появления Соборного уложения. Тогда желающим отправиться в путешествие следовало «челом бить» государю о выдаче так называемой «проезжей грамоты». Впрочем, таких желающих поначалу было немного, а когда их число начало увеличиваться, то выдавать такие грамоты стали Посольский, Иноземский, Разрядный, а также Сибирский и Казанский приказы. Чуть позже подобные удостоверения личности в отдаленных местностях было разрешено выдавать воеводам. Серьезная реформа была проведена во времена правления Петра I. Тогда начался самовольный уход крестьян в Сибирь и на Дон, что стало серьезной проблемой для власти. В результате был организован строгий учет, и каждый крестьянин, отправляющийся на заработки в другие места, должен был получить «пропускное письмо», в котором описывалась внешность подателя. Немного позже такие документы стали получать мастеровые, которым разрешили свободно передвигаться по территории России. А за подделку документа мошеннику грозила вечная каторга. Тогда же, при Петре I, были установлены документы для выезда дворян за границу. В 1803 году, кроме крестьян, удостоверения личности стали выдавать купцам и мещанам. Во второй половине XIX века была создана Паспортная комиссия, которая предложила ввести в обиход понятие «вид на жительство». При этом удостоверение личности при оседлом образе жизни не требовалось, его следовало получать в случае отъезда с постоянного места жительства, причем представителям всех сословий. Мужчинам паспорт выдавали по достижении 18 лет, а женщинам — после 21 года. Мещане, например, могли получить документ на срок от года до пяти. Рабочие же — только на полгода и при наличии рекомендации цехов, артелей или общин. Такие ограничения способствовали привязке людей к конкретному месту жительства. Тогда же появились и бессрочные паспорта, которые выдавали отставным офицерам, дворянам, гильдейским купцам и чиновникам. И только в 1906 году появилась похожая на современную «паспортная книжка», в которой помимо фамилии, имени и отчества содержались сведения о семейном положении, месте жительства и наличии детей.

После Октябрьской революции паспорта хотя и остались на руках у населения, но свое былое значение сильно утратили. Сначала документ был объявлен пережитком прошлого, орудием полицейского произвола, и в январе 1922 года ВЦИК объявил о свободе передвижения. А летом следующего года паспорта и понятие «вид на жительство» были вообще отменены. Удостоверения личности (например, в виде мандатов) могли бессистемно выдавать многочисленные организации и ведомства с указанием места прописки. На такой бумаге достаточно было подписи ответственного лица и печати. Так продолжалось до конца 1920-х годов, когда началась индустриализация страны. И тут появилась проблема. С одной стороны, на предприятиях требовались рабочие руки, причем к тому времени значительную часть трудящихся в промышленном секторе составляли крестьяне, перебравшиеся из бедных деревень в богатые города. С другой — всю эту многочисленную армию нужно было кормить. Вот тогда для балансировки людских потоков было решено возобновить паспортную систему, причем удостоверения личности выдавать только жителям городов, но не крестьянам. 1932 году появился первый советский паспорт, который выдавался лицам, достигшим 16-летнего возраста. Когда владельцу исполнялось 24 года, в течение суток он должен был оформить прописку. Кроме того, на страницах паспорта, в дополнение к образцу 1906 года, делались отметки о месте работы и социальном положении. А в 1937 году на первую страницу стали приклеивать фотографию владельца. В середине прошлого века гражданам, достигшим 40-летнего возраста, стали выдавать бессрочные паспорта. Но, кроме общегражданского паспорта, существовали еще несколько его разновидностей — например, дипломатический паспорт или паспорт моряка.

Вся блогосфера вот уже второй день взбудоражена «неожиданным» заявлением омбудсмена по правам человека Татьяны Москальковой о назревшей необходимости «паспортной амнистии».

Следующая новость

В действительности этот вопрос поднимался той же Татьяной Москальковой, генерал-майором полиции в отставке, а ныне уполномоченной по правам человека, еще в ноябре прошлого года во время посещения Севастополя.

Вот, что она заявила еще тогда на встрече с журналистами в Севастополе: «По одним данным, это четыре тысячи граждан, по другим - две. Нужно провести реестр. Я написала обращение в Министерство внутренних дел и буду выделять своих сотрудников для проверки вместе с правоохранительными органами».

Прежде чем это сказать, Москалькова встречалась с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым. Выяснились довольно неприятные вещи. Оказывается, в тот период, когда Крым только-только входил в состав Российской Федерации, и контроль за оборотом государственных бумаг и основополагающих документов о гражданстве был еще недостаточно пристальным, около четырех тысяч человек сумели получить российское гражданство в обход всех существовавших и существующих до сих пор правовых процедур.

Теперь же, когда эти люди обратились в органы власти за положенными российским гражданам льготами или же в связи с заменой паспортов, у них их стали изымать, а гражданство аннулировать. Они вдруг оказались людьми без гражданства и без соответствующих прав. Причем, это либо прямо, либо косвенно затронуло интересы их семей. Можно себе представить семью, в которой, например, глава или мать семейства, вдруг оказывается «лицом без гражданства». Его нахождение на территории Российской Федерации не может быть оформлено должным образом. Кроме того, человек, лишенный гражданства по подобным причинам, то есть в связи с незаконностью его получения, практически не может рассчитывать на скорый пересмотр его проблемы.

Источник фото: РИА «Новости»

Татьяна Москалькова постаралась сгладить ситуацию тем, что назвала упомянутые выше причины лишения гражданства «техническим вопросом». Когда и где вкралась ошибка, разбираться следует с каждым случаем персонально. Это тоже ее слова. Но тем не менее, необходимо объявить «паспортную амнистию», которая должна коснуться каждого, кто попал в это труднейшее положение.

Паспорт - ведь это не только единственное свидетельство о принадлежности человека государству в качестве его полноправного гражданина, но и легальное удостоверение личности. На основании его оформляются десятки других документов и прав, без которых никто полноценно существовать не может: это и свобода передвижения, и медицинское обслуживание, и пенсионное обеспечение, и вопрос выдачи и легализации водительских удостоверений, и законные права на распоряжение, наследование недвижимостью, вплоть до основного права владения ею. Даже оформить брак или зарегистрировать новорожденных детей невозможно без предоставления обеими сторонами паспортов - либо гражданина России, либо иностранца.

Офис уполномоченного по правам человека Москальковой принял уже тысячи заявлений с отчаянными просьбами решить проблемы как можно скорее и эффективнее - то есть в их пользу.

По словам не только Москальковой, но и многих частных лиц в той же блогосфере, перекладывать на плечи людей вину за так называемые технические ошибки, значит, прежде всего, покрывать тех недобросовестных чиновников, кто эти «ошибки» допустил. Необходимо ввести понятие «статус-кво» российского гражданства в отношении крымчан, у которых вдруг аннулировали гражданство и отняли паспорта, а потом уже, по следам некоторых дел, выяснить, на ком в действительности лежит вина.


Источник фото: РИА «Новости»

Припоминаю, что еще в период, когда Крым входил в состав Украины, проблемы с гражданством уже возникали в самых неожиданных случаях. Например, слышал жалобы от отставного военного моряка, что его сын отчислялся с последнего курса военно-морского учебного заведения в Санкт-Петербурге лишь потому, что не был гражданином России, а от гражданства Украины решил отказаться. Таких случаев было много не только в военном городе Севастополе, который всегда расценивался как русский черноморский форпост, но и на всей территории полуострова. Это же коснулось и тех, кто владел на территории Крыма даже самой скромной недвижимостью. Не всегда проблема была связана с гражданством напрямую, но так или иначе затрагивались права и материальные интересы огромной категории людей.

К тому же, совсем недавно президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий отменять решения о приобретении российского гражданства в отношении лиц, уличенных в терроризме или экстремизме, а также ввел процедуру принесения присяги при вступлении в гражданство. Получается, что рутинные «технические ошибки» в отношении почти четырех тысяч человек в Крыму уравнивают их с теми, кто не заслуживает гражданства по очевидным криминальным причинам.

Кроме того, на территории России действуют законы, упрощающие получение гражданства или постоянного вида на жительство гражданами Украины. И вновь те, которые оказались в двусмысленном положении в Крыму, теперь пребывают в худшем положении чем те, кто гражданство еще не получили, но претендует на него.

Поэтому, видимо, Татьяна Москалькова и подняла вопрос о паспортной амнистии вновь, вспомнив свои первые заявления в ноябре 2017 года в Севастополе. Тогда этот вопрос решен не был. Москалькова, тем не менее, оговаривается, что имеет в виду только «добропорядочных граждан», то есть тех, в отношении которых нет подтвержденной информации о их преступной деятельности.


Источник фото: РИА «Новости»

Было также заявлено, что незаконное получение российского гражданства или с нарушением соответствующей процедуры происходило не только во время принятия Крыма в состав Российской Федерации, но еще в отдаленные девяностые годы. Тогда многое на полуострове решалось если уж и не очевидно незаконно, то уж точно с вопиющими нарушениями гражданских прав людей. Этого нельзя не учитывать при обсуждении «паспортной амнистии» для всех потерпевших.

Когда Москалькову спросили о количестве проживающих в России людей без удостоверений личности, она ответила: «Никто не может точно назвать цифру. 20 тысяч - сведения, которые есть в ФМС: столько было аннулировано паспортов. Но при последней переписи населения около миллиона граждан заявили, что у них нет документов, удостоверяющих личность».

Так что в самое ближайшее время речь об этом пойдет не только в Крыму, но и на всей территории страны. Как видно, это проблема вовсе не локальная и совсем даже не частная.

В старой шутливой песенке пелось о том, что без бумажки ты «букашка», а с бумажкой - человек. Но тогда имелось в виду не гражданство, а всего лишь многие бытовые проблемы и вред, наносимый бюрократией и мздоимцами около нее. Без паспорта же, то есть без легального удостоверения личности, жизнь настолько затруднительна в любой точке мира, что речь уже даже порой заходит о самом ее гуманитарном значении. Вот Москалькова и поставила этот вопрос перед «законодателями и ведомствами», как она сама об этом сказала. Если решить этот вопрос в Крыму, то будет создан правовой прецедент, который позволит продолжить соответствующую работу на всей территории России.

Для этого понадобится срочно создать государственный реестр, который точно определит, насколько проблема широка.

И последнее - «люди без гражданства» давно существуют на ближайшей государственной территории, граничащей с Россией - в Латвии, территории ЕС. Их положение там незавидно. Не имеет смысла просто даже перечислять то, чего они все лишены. Такое положение вещей наносит тяжелый ущерб не только этим людям, но и самому понятию государственности и гуманности, которые в демократическом мире должны быть почти синонимами.

В России же эта вдруг обнаруженная проблема должна быть решена в самое короткое время.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Следующая новость

В конце этого года банки получат доступ к справкам по форме 2-НДФЛ и данным Пенсионного фонда.

Когда в прошлом году ПФР фактически заблокировал инициативу сделать СНИЛС одним из обязательных документов при обращении заемщика в банк (и основных идентификаторов), казалось, что эта крепость будет стоять вечно. Но то ли на песке покоилась вся ее каменная мощь, то ли штурмующие оказались слишком искусны, но она обрушилась, прихватив с собой стоявший неподалеку бастион ФНС. С конца этого года банки получат беспрепятственный доступ к данным Пенсионного фонда и сведениям о доходах граждан. Словосочетания «в порядке эксперимента» и «ограниченное число банков» все еще звучат, но кажутся всего лишь необходимыми оговорками. Многие заговорили о начале эры «бесконтактного» кредитования. Которое возможно, и более чем. Особенно если заемщики смогут удаленно давать согласие, как декларируется, не только на получение выписки из ПФР, но и к кредитной истории.

Но и без дистанционных кредитов некоторые прорывные моменты очевидны.

· Банки смогут качественнее оценивать финансовое положение заемщика. Написать в справке по форме банка можно все что угодно. 2-НДФЛ и отчисления в Пенсионный фонд покажут, какая у заемщика «официалка», косвенно позволят установить, насколько вменяемый и «белый» у заемщика работодатель, ценит ли он заемщика как сотрудника.

· Кредиторы смогут лучше идентифицировать заемщиков. Отчего, например, и кредитные истории реже станут портиться записями о «левых» кредитах и обращениях в банки от тезок, проживающих в одном регионе с ничего об этом не подозревающим заемщиком. Тоже хорошо.

Но вообще доступ к данным налоговиков и Пенсионного фонда - логичное продолжение кампании по обеспечению банков всей полнотой информации о заемщике. В одной канве с идеей объединять отчеты из всех кредитных бюро, чтобы оценка кредитной нагрузки заемщика была предельно точной.

Не просто так, конечно, а с умыслом. Регулятор неоднократно заявлял, что высшая цель всех последних мероприятий - ограничить одних в возможности набирать кучу непосильных кредитов, а других - выдавать их и затем оправдываться, что часть-то информации была скрыта и оценку произвести мешала.

Дальше (вероятно) в ход пойдут соответствующие изменения в закон «О кредитных историях», ограничение прав кредиторов по взысканию задолженности по кредитам, которые были выданы уже закредитованному заемщику, введение какого-нибудь специального индекса для физических лиц, определение максимально допустимой долговой нагрузки. И что-нибудь еще.

Но если в итоге одни - неадекватно оценивающие свои шансы вернуть полученный кредит - не смогут влезать в критичные для себя долги, а другие - наоборот, ответственные потребители финансовых услуг - получат возможность оформлять кредиты на покупку чего-то серьезного, включая ипотеку, прямо из дома, значит все было/делается не зря. И пусть себе отдает легкой замятинщиной (кто не знает, я имею в виду Евгения Замятина и его знаменитую антиутопию «Мы»). Глобализация данных неизбежна. Главное, чтобы было а) в обе стороны безопасно; б) удобно.

«Но чтобы это была такая бумажка... Окончательная бумажка.

Фактическая. Настоящая. Броня!»

Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

Практически все консультанты по публичному поведению озвучивают своим клиентам главное правило выступлений: речь «по бумажке» – это плохо, по-возможности, необходимо от нее отказываться. Это аксиома. Но также верно и то, что многие спикеры не могут от нее отказаться. «Я все понимаю, но буду чувствовать себя гораздо увереннее, если в момент выступления со мной будет текст. Или хотя бы короткий конспект». Эту фразу постоянно слышит любой пресс-секретарь или советник по публичным коммуникациям. Психологический механизм такого явления понятен, но это не значит, что любой спикер может легко преодолеть этот барьер. Интересный факт: известный советский ученый, психолог Лев Выготский всегда выходил на свои лекции с листом бумаги. Располагал его перед собой и в процессе выступления иногда поглядывал на него. Каково же было удивление его студентов, когда они обнаружили, что этот лист был совершенно чист! Однако Выготский практиковал это на протяжении всей своей работы, которая, кстати, была посвящена изучению речевого мышления. На практике часто бывает так, что спикер поначалу своей публичной деятельности обязательно использует записи на выступлениях, но с течением времени и приходящим опытом отказывается от них, иногда частично, иногда совсем.

Есть несколько простых правил, проверенных опытом, которые помогут сделать использование записей для публичных выступлений наиболее эффективным.

Леонид Брежнев выходил на трибуну и в течение двух часов зачитывал доклад по напечатанному тексту, лишь изредка поднимая глаза и оглядывая зал. Люди старшего поколения помнят эти съезды и выступления политиков. Монотонное зачитывание написанного на листах бумаги текста навивает скуку. В современном мире тоже часто попадаются похожие примеры: менеджер, читающий текст презентации «с листа». Доклад чиновника, выступление руководителя… Отличие от советской эпохи в том, что на их фоне мы видим большое количество спикеров, которых слушать интересно. И они всегда либо не имеют конспекта на выступлении, либо используют его минимально.

Если все-таки спикер решил брать на выступление бумажку – то что на ней записать?

Первое правило настолько же просто, насколько и очевидно: по-возможности, никогда не читать полный написанный текст . Потому что спикер делает выступление, а не «чтение». Помимо того, что это неэффективно, это может привести к неприятным или курьезным моментам. Виктор Суходрев, переводчик и помощник нескольких руководителей СССР часто выполнял функции консультанта для своих «подопечных». По словам одного из членов Президиума ЦК КПСС: «С Виктором хорошо – что-то сморозишь, а он исправит». В видеофрагменте ниже Суходрев рассказывает забавный случай с Брежневым, который произошел именно потому, что Брежнев просто зачитывал полный написанный текст.

Итак, чтобы подобного не происходило, первое правило: не читать полный текст. А значит – не писать его на бумагу! Чтобы не сбиться, нужно не читать, а рассказывать. Чтобы не забыть, нужно не выучивать речь, а максимально импровизировать : публичное выступление в современных условиях, чаще всего, ситуативно. Оно предполагает не жесткое следование задуманному порядку, а интерактив, реагирование на обстоятельства «здесь и сейчас». Записать можно только отдельные тезисы, в виде плана. Нечто, похожее на оглавление книги, основным содержанием которой и будет ваша устная речь. И тут работает второе правило: количество записей нужно минимализировать . Даже если предполагается долгое выступление. Записи служат только одной цели: напомнить выступающему какие-то содержательные части, которые он продумал заранее. Тогда спикер будет импровизировать по плану, и речь получится живой. Во всяком случае, по сравнению с чтением. Кроме того, в большом количестве записей легко запутаться и начать перебирать листы, возникает ненужная пауза.

Но из всех правил бывают исключения . В особо торжественных, ответственных случаях и тогда, когда спикер категорически не хочет выходить на публику, не имея полного текста перед глазами. Примером может служить торжественная речь на параде Победы 1945 года маршала Георгия Жукова. На снимке ниже две из уцелевших страниц, по которым Жуков читал речь.

Как мы видим, на листах напечатан полный текст, который оратор дословно зачитывает. С пометками «тише», «быстрее», «торжественнее», «суровее». Это работает, когда речь не очень длинная. Торжественные речи, как в этом случае, обычно записываются как песня, своеобразными «куплетами». Каждый такой «куплет» становится относительно законченным по смыслу и умещается в один ритмический и интонационный такт. В фонетике такому отрезку речевой цепи есть свое название: «синтагма». Такой способ записи существенно облегчает оратору задачу, по сравнению с речью, напечатанной сплошным текстом.

Третье правило для записей: во всех случаях, что бы ни было напечатано или написано на бумаге, это должно быть отображено относительно крупным шрифтом . Настолько крупным, чтобы, бросив мимолетный взгляд, спикер мог в долю секунды разобрать необходимое ему предложение, не напрягая зрение. Иногда можно наблюдать, как выступающий щурится и приближает записи к лицу, чтобы разобрать написанное. Опять повисает ненужная в этом случае пауза. На примере текста Жукова видно, что шрифт, используемый в этом случае, довольно крупный.

Иногда спикеру бывает удобнее записывать тезисы не в виде списка, а в виде некоего графического представления. Своеобразная «маршрутная карта» выступления , на которой указываются основные содержательные пункты и связи между ними. Такой прием широко распространен на Западе, и многие авторы подробно описывают его и рекомендуют использовать. Например, известный американский специалист по публичным коммуникациям Рон Хофф : в его работах можно найти много информации по этому поводу. Практика работы с клиентами показывает, что немногим нашим соотечественникам удобен такой способ, особенно это касается представителей старшего поколения. Но в последние годы его используют чаще и чаще. Снимок ниже – это конспект длинной предвыборной речи одного из кандидатов на пост губернатора Красноярского Края. В этом конспекте отражены основные содержательные блоки, объединенные в более крупные главы, показаны связи между ними. Естественно, такая карта служит все той же цели: напомнить выступающему о том, что он уже и так подробно продумал и сформулировал. Некоторые ораторы и вовсе отказываются в этом случае от словесного выражения, используя удобные им рисунки или знаки. Подобная карта всегда очень индивидуальна.

Кликните на изображение, чтобы увеличить его

Еще одно важное замечание. Чаще всего спикеры используют для записей листы формата А4. Это не только неудобно, но и некрасиво: сам вид стопки таких листов заранее настраивает аудиторию на то, что будет долго, нудно и неинтересно. Поскольку мы отказываемся от написания сплошного текста, то и формат листов может быть изменен в меньшую сторону. Оптимальным вариантом можно считать так называемые «карточки», форматом А6 . Их удобно взять с собой и оперировать ими, даже если вы выступаете стоя. На каждом таком листке записан один законченный логический блок, их удобно перебирать, если запланированный порядок речи нарушился. В этом случае, как и во всех остальных, действует то же правило: чем меньше карточек, тем лучше. Но, конечно, их количество будет зависеть от продолжительности выступления, объема информации. На них удобно записывать нужные цифры и факты, образы и метафоры.

Фото из фильма «Король говорит»

Конечно, в каждом конкретном случае количество, содержание, форма представления записей индивидуальны. Кому-то удобнее маленькие карточки, а кому-то план-оглавление. Каждый спикер определяет это для себя опытным путем. Если это дает уверенность, если есть положительный опыт использования, то записи помогут. Особенно, на первых порах. Но все же, лучшая бумажка – это ее полное отсутствие.