В каком году произошла последняя перепись населения. Как проводится перепись

Просмотр в Adobe Acrobat

В России грядет новая, десятая по счету, перепись населения, первая перепись в наступившем веке. Последнее широкомасштабное мероприятие такого рода проходило тринадцать лет назад в иной стране, с иными границами и названием. Понятно, что данные той переписи безнадежно устарели. Как выглядит коллективный портрет россиян и находящихся на территории нашей страны иностранцев, каковы численность населения, национальный состав, социальная структура и условия жизни, покажет новый всеобщий опрос, который будет проходить с 9 по 16 октября текущего года. Мы постарались ответить на дюжину наиболее интересующих людей вопросов, связанных с переписью. Надеемся, что эта публикация поможет вам, наши уважаемые читатели, лучше подготовиться не только к переписи населения, но и к обнародованию ее результатов. Ведь все то, что связанно с размещением и качеством людской популяции, составляет живой интерес любого географа.

1. Что такое перепись населения и зачем она нужна?

Перепись населения - специально организованный периодический или единовременный процесс сбора статистической информации. Перепись обычно проводится одновременно на всей территории страны на основе единой программы и методов. Перепись населения - событие государственной важности, планируемое и подготавливаемое несколько лет. Решение о проведении переписи принимается правительством страны. Качество переписи тем выше, чем больше доля переписанного населения, чем короче сроки переписи, меньше подвижность населения. Говоря проще, перепись - это моментальная фотография всего населения страны в определенную точку времени. Переписчиков меньше всего интересуют понятия «вчера», «завтра». Их больше волнует то, что происходит «здесь и сейчас».

Перепись населения нельзя заменить данными с мест регистрации населения, например из паспортных столов или отделов внутренних дел. Во-первых, перепись учитывает не зарегистрированное на данном участке, а наличное, реально проживающее население. Во-вторых, в базе данных местных органов власти может не оказаться информации о некоторых параметрах, учитываемых переписью. В-третьих, перепись проходит анонимно, рассматриваются данные не конкретного человека, а сразу целой выборки, сформированной по территориальному, национальному, возрастному и другим признакам. Сведения о гражданах, имеющиеся у МВД, могут быть использованы лишь в общем виде для проверки результатов переписи по конкретному участку и восполнения информации о лицах, по тем или иным причинам перепись не прошедших.

Перепись позволяет получить сравнительно полные и объективные данные о населении, которые позволяют планировать социально-экономическое развитие страны на более или менее продолжительный период. Перепись может дать ответы на многие вопросы, связанные с качеством жизни населения в том или ином регионе: об уровне образования людей, об их социальном статусе, численности семей, жилищных условиях. Перепись позволяет определить дефицит или избыток трудовых ресурсов в том или ином регионе страны, указывает на внутренние и трансграничные миграционные потоки, показывает пространственную мобильность населения (для современной России уже не редкость пространственный разрыв между местами проживания и работы ее граждан). Точные сведения о численности населения по районам и городам России позволят скорректировать границы электоральных округов, в которых избираются депутаты различных уровней. Сферы, где могут быть востребованы результаты переписи, исчисляются десятками. Поэтому вполне справедлива недавно появившаяся на улицах Москвы щитовая реклама, призывающая граждан к участию в переписи ради того, чтобы московское правительство, увлеченное дорогостоящими и амбициозными проектами типа монорельсовой дороги или делового центра Сити, знало, «сколько и каких квартир необходимо москвичам».

2. Сколько в России было переписей?

Учет населения в России проводился задолго до того, как была проведена первая перепись. Едва появилась письменность, как стали составляться писцовые книги, куда вносились все проживавшие на некоторой территории крестьяне (только мужского пола). Сообразуясь с этими списками, феодалы облагали повинностями подчиненное им население. В XVII в. с усилением централизации Российского государства появилась практика проведения подворных переписей, так как именно крестьянский двор был единицей обложения податями. В начале XVIII в. «налоговый режим» был пересмотрен, перешли к подушному обложению, единицей которого стала мужская крестьянская душа. Подушные переписи называли ревизиями, а подушные списки - ревизскими сказками. Ревизии проходили в течение нескольких лет, шаг между ними составлял 10 лет. Весь межревизионный период численность населения определялась последней присланной ревизской сказкой, чем пользовались хитроумные мошенники, вроде дворянина Чичикова, скупавшие у помещиков и перепродававшие государству «мертвые души». Бороться с подобными, как теперь сказали бы, экономическими преступлениями при тогдашнем состоянии статистической службы было довольно затруднительно.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи прошла зимой 1897 г. Она стала большим достижением российской науки, в том числе и географической (разработка переписи проходила под началом П.П. Семенова-Тян-Шанского). Переписной лист включал 14 вопросов, затрагивающих основные параметры жизни людей на то время: возраст, пол, семейное положение, сословие, место рождения, место проживания, вероисповедание, родной язык, грамотность, профессиональные занятия. Первая перепись прошла не очень гладко, но была признана состоявшейся. В ней участвовало подавляющее большинство подданных империи, включая население Польши и Финляндии. В переписи участвовал и самодержец Николай II, в графе «Занятие» указавший в переписном листе «хозяин земли Русской».

Вторая перепись состоялась в России в 1920 г. в условиях послереволюционной и послевоенной разрухи хозяйства и перемешанности населения. По оценкам организаторов переписи, было переписано не более 75% населения, население временно неконтролируемых советским правительством областей (Белоруссия, Крым, Закавказье, Дальний Восток, часть Туркестана и др.) не учитывалось.

Перепись 1923 г. проводилась лишь в городских поселениях. Данные о сельском населении планировалось получить по материалам финансовых органов, но таковых оказалось недостаточно, и возникла необходимость в новой переписи. Она прошла в 1926 г. и стала первой всесоюзной переписью, охватившей все республики страны. Данные переписи позволяют говорить о ней как о самой объективной за предвоенный период.

Далее переписи предполагалось проводить с десятилетним шагом. Перепись 1937 г., по мысли советского руководства, должна была подтвердить серьезные успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах. Однако результаты переписи показали существенное уменьшение прироста населения, произошедшее в результате убыли населения в 1929-1933 гг., а также довольно низкий уровень грамотности и сравнительно высокую долю верующих людей. Обнародование подобных результатов в годы существования тоталитарного режима было невозможно. Перепись была признана дефектной, ее организаторы подверглись репрессиям. Точность учета населения в 1937 г. была доказана лишь в начале 90-х годов.

После признания недействительности переписи 1937 г. возникла необходимость в новых переписных мероприятиях. Перепись 1939 г. прошла при жестком контроле властей, но и она не дала желаемой численности населения СССР. Поэтому ее данные были искусственно увеличены почти на 3 млн человек. Эту перепись можно назвать наиболее сфальсифицированной властями за всю историю проведения подобных мероприятий в нашей стране.

Первая послевоенная перепись состоялась в 1959 г. Задержка, видимо, объяснялась нежеланием властей признавать истинную величину потерь, которые постигли советский народ в годы Великой Отечественной войны. Последующие переписи стали более регулярными, их проводят раз в десять лет. В обработке материалов переписи 1970 г. впервые были использованы электронно-вычислительные машины. Переписные листы в 1979 г. были специально сверстаны для упрощения их машинной обработки. Теперь информация с помощью специальных кодов и меток считывалась и распознавалась машиной непосредственно с заполненного листа.

Переписи 1989 г. суждено было стать последней переписью СССР. В нее впервые были включены вопросы о жилищных условиях граждан. Считывание информации с переписных листов проводилось специальными сканерами. Разработка материалов переписи завершилась в конце 1990 г. Итоги переписи по Российской Федерации были опубликованы в 11 томах в 1991-1993 гг.

Подготовка к очередной переписи началась еще в конце ХХ в. В 2000 г. в ряде регионов России была проведена пробная перепись.

3. Когда будет проходить перепись населения России?

Переписи населения в нашей стране, как правило, проходили во второй декаде января. На то были веские причины. В разгар зимы уменьшается мобильность населения, большинство людей находятся в местах своего постоянного проживания. В то же время зимний период не совсем удобен для переписи: ухудшаются связи с труднодоступными районами, закрываются многие горные перевалы, в приполярных регионах мешает чересчур короткий световой день или даже полное его отсутствие. После того как Россия стала по сравнению с Советским Союзом более северной, эти неблагоприятные факторы лишь усилились. Во многом поэтому перепись 2002 г. пройдет в менее дискомфортном октябре. Критическим моментом переписи населения назначено 0 часов 9 октября. Все переписываемое население будет учитываться именно на этот миг, хотя перепись и будет длиться вплоть до 16 октября. В труднодоступных районах переписные мероприятия проводятся уже с лета. Позднее полученная информация будет актуализирована на критический момент переписи.

4. Как будет проходить перепись?

Госкомстат предлагает гражданам несколько путей прохождения переписи. Традиционный путь - визит переписчика на дом. Переписчик со специальным знаком и удостоверением явится в удобное для вас время к вам в дом или на квартиру. Подтвердить право переписчика на обход населения в границах данного участка может окружная переписная комиссия, куда с этой целью можно позвонить. Переписчик задаст вам и членам вашей семьи изложенные в листах вопросы, при этом ответы за малолетних детей будут давать их родители. Планируется, что в среднем процедура опроса каждого человека займет всего около трех минут. Переписчик обязан отмечать на бланках переписных листов исключительно те ответы, что дали участники переписи. Не допускается искаженная запись ответов и самозаполнение листов населением. В случае необходимости переписчик может пояснить вопрос. Если граждане по каким-либо причинам не желают принимать переписчика у себя дома, то возможно ответить на вопросы переписи непосредственно в помещении переписной комиссии, а также отправить свои ответы туда по телефону или Интернету.

В случае если на момент переписи проживающего по данному адресу не оказалось дома, то информацию о нем может дать его семья или проживающие совместно люди. При этом на листе будет обязательно поставлена отметка о временном отсутствии. Если же дома дать о человеке сведения некому (например, человек проживает один или выехал в дом отдыха вместе со всей семьей), то он сможет пройти перепись в администрации дома отдыха, гостиницы, санатория и т. д., где на него составят контрольный переписной лист, который будет направлен в место его постоянного жительства.

Иностранцы, проживающие в России постоянно, будут переписываться в том же порядке и по той же программе, что и все постоянное население страны. Те иностранные граждане, которые в России находятся временно, будут переписаны по сокращенной программе в том месте в России, где они находились на момент переписи населения.

Участие в переписи - добровольное дело. За уклонение от переписи или за дачу ложной информации о себе никакой ответственности не предусмотрено, хотя во многих зарубежных странах уклоняющиеся от переписи обязаны платить значительный штраф (в Англии в 1981 г. он составлял, например, 50 фунтов стерлингов). Согласно социологическим опросам, категорически отказаться от участия в переписи намерены не более 10% населения. В таком случае не прошедших перепись людей учтут по базам данных местных отделов внутренних дел, и нужным образом скорректировать информацию о себе «отказники» не смогут.

5. Почему для переписи выбраны именно такие вопросы?

Количество вопросов и их формулировки не отличались постоянством. Они определялись программой переписи, потребностями экономического и социального развития страны и другими факторами. Количество вопросов переписи не должно быть чрезмерным. В противном случае увеличивается время опроса каждого участника переписи, усложняется и затягивается процесс обработки. Число признаков в российских переписях варьировало от 18 в 1920 г. до 11 в 1970 г. (правда, тогда же каждому четвертому опрашиваемому задавались 7 дополнительных вопросов). В переписи 2002 г. присутствует 13 признаков, часть из которых (например, образование, владение языками) определяется несколькими вопросами.

Для переписи 2002 г. утверждены переписные листы трех образцов. Базовым является лист формы «К» (с. 10), который содержит 11 признаков, дающих основные сведения об отдельном человеке. Эти признаки: родственные отношения, пол, возраст, состояние в браке, место рождения, гражданство, национальность, образование, владение языками, источник доходов, занятость. В идеале на вопросы формы «К» должны ответить все участники переписи. Более полные сведения о гражданине могут быть получены после заполнения формы «Д» (с. 12). Здесь размещены вопросы, определяющие профессиональную принадлежность и экономическую специализацию опрашиваемого. Здесь же участнику переписи необходимо определить свою миграционную подвижность и указать (для женщин в возрасте старше 15 лет) число рожденных детей. Вопросы формы «Д» намечено задавать в каждом четвертом помещении или домовладении, таким образом, выборка по этим признакам должна составить 25% наличного населения России. Лист формы «П» (с. 22) будет заполняться в каждом домовладении. В него внесены вопросы, связанные с жилищными условиями населения (тип жилого помещения, период постройки дома, общее число жилых комнат и др.). Все переписные формы опубликованы в нашей газете, поэтому читатели имеют возможность заранее потренироваться в их заполнении.

В отношении выбранных для переписи параметров и их формулировок нет однозначного мнения. Широкую дискуссию, как в научных кругах, так и в широких слоях общества, вызвало решение организаторов переписи не включать вопрос о вероисповедании населения. Во многом оно было продиктовано отрицательной позицией Русской православной церкви к возможности объективного учета приверженцев распространенных в России конфессий. По непонятной причине в переписной лист 2002 г. не включен вопрос о родном языке. Многими этнологами и демографами его отсутствие воспринимается как серьезная ошибка переписи, ведь указание национальной принадлежности не всегда объективно свидетельствует о принадлежности опрашиваемого к той или иной этнической группе. Например, несколько сот тысяч участников переписи 1989 г., самоопределившиеся как башкиры, в качестве родного языка указали татарский. Таким образом, у данной группы налицо имелась смешанная национальная идентификация. По материалам переписи 2002 г. такие смешанные и переходные группы выявить будет невозможно.

Часть вопросов переписи имеет открытый характер, то есть готовые ответы на них не предлагаются. В их числе вопросы, связанные с местом рождения, владением языками и национальной принадлежностью опрашиваемых. Национальная принадлежность указывается переписчиком по самоопределению опрашиваемого. Она не будет позже скорректирована ни по паспортным, ни по каким иным данным. Переписчик обязан записать именно то самоопределение, какое назвал участник переписи. Для расшифровки и обобщения ответов, данных на открытые вопросы, составлены специальные словари. Например, если опрашиваемый в графе «Национальная принадлежность» указал помор, в результатах переписи он пройдет как русский. В связи с тем, что существует много дискуссионных моментов, связанных с определением границ между этническими и субэтническими группами, вопрос о национальности имеет политический подтекст. Например, руководство Татарии, национальная интеллигенция и татарские национальные партии выступили резко против решения правительства учитывать различные близкие татарам этнические группы особыми строками. То, что в перечне национальностей России появятся мишари, нагайбаки, кряшены и сибирские татары, расценивается многими татарскими политиками как попытка раскола единого татарского этноса и стремление преуменьшить численность второго по величине народа России. Также особая позиция в переписи будет выделена для казаков, которые ранее всегда безусловно учитывались в составе русского населения.

6. Кто будет переписывать население?

Переписчиками могут быть люди разного возраста, профессии, национальности. Непременные условия - прохождение специального инструктажа и обязательство не разглашать первичную персонифицированную информацию об участниках переписи. В проведении переписи будут задействованы 650 тыс. человек, из них 450 тыс. - собственно переписчиков. Практически все они проживают на своих же переписных участках. Это учителя, студенты, работники статистических служб, органов социального обеспечения и связи, а также многие другие: военнослужащие (в военных частях), служители культа (в монастырях), члены команды судов и т. д. За свою работу переписчики получат от государства деньги (1400 руб. за 10 дней работы), такая статья расходов предусмотрена специальным правительственным постановлением о проведении переписи.

7. Не будет ли нарушена конфиденциальность полученной в результате переписи информации?

Это практически исключено. Дело в том, что переписные листы по сути являются анонимными. Там не указывается фамилия или паспортные данные опрашиваемого, переписная информация представляет интерес только после ее обработки и обобщения. Индивидуальные сведения, содержащиеся в переписных листах, являются строго конфиденциальными и не подлежат разглашению, передаче кому бы то ни было. Лица, имеющие санкционированный доступ к ним и допустившие утрату или разглашение этих сведений, могут понести ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Нужно еще отметить, что вопросы в переписи составлены таким образом, что по ответам на них нельзя точно судить о размерах доходов конкретного человека.

8. Сколько стоит перепись?

На проведение переписи Правительством России выделена сумма, эквивалентная 150 млн долл. Таким образом, опрос одного человека и обработка его данных стоит около доллара. Для сравнения - в США на подобные мероприятия выделяется примерно 20 долл. на человека. Финансирование переписи проводится поэтапно. В 2001 г. в ходе подготовки к переписи бо’льшая часть средств направлялась на создание материальной базы переписи населения. В 2002 г. основная часть расходов приходится на оплату труда переписчиков, которые будут привлечены для проведения переписи. В 2003 г. будет оплачиваться обработка материалов переписи.

Финансовые средства для проведения переписи направляются Правительством РФ, оно и контролирует их расходование. Средства перечисляются постатейно и расходование сумм, отраженных в соответствующей статье бюджета, контролируется Госкомстатом России и Министерством финансов России.

9. Как проходят переписи в других странах?

Переписи проходят практически во всех странах мира. Это связано как с собственными интересами стран, так и с давлением международных организаций (прежде всего ООН), которым необходимо иметь объективную картину процессов, происходящих с мировым населением. Механизмы и регулярность проведения переписей, а также их достоверность варьируют в широких пределах. Наиболее профессионально и точно проводятся переписи в странах Европы и Америки. Переписные мероприятия здесь проходят регулярно с постоянным шагом (в Дании, Финляндии, Турции, Японии, Австралии - 5 лет, в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Канаде, США - 10 лет). Хуже обстоит дело с переписями в развивающихся странах. Переписи здесь редки, продолжительны по времени и зачастую не охватывают все население. На их проведение нет средств, кроме того, не хватает обученных переписчиков и разработчиков переписей. Учет же населения в таких бедных и нестабильных странах, как, например, Афганистан, Конго (Киншаса) или Сомали, всерьез практически не ведется. В ряде развитых стран мира (во Франции, Нидерландах и др.) уже отказались от опросной формы переписи населения. Ее заменил государственный регистр населения, в котором отслеживается текущее состояние населения страны. В ряде случаев для коррекции и уточнения данных регистра проводятся общегосударственные или местные опросы населения.

10. Какие сюрпризы может преподнести перепись?

Прогнозирование - дело неблагодарное. Трудно учесть все факторы, которые тем или иным образом смогут повлиять на ожидаемое событие. Все же рискнем предположить, что результаты переписи смогут принести по крайней мере две неожиданности, о которых можно говорить сегодня. Конечно, сюрпризы эти относительные, к тому же они наверняка уже просчитаны какими-нибудь аналитическими центрами, но для восприятия простого человека они небезынтересны.

Во-первых, доля русского населения в России, видимо, будет меньше предполагаемой аналитиками величины и значительно меньше показателя переписи 1989 г. (81,5%). Это связано не только с катастрофической естественной убылью русских, большей, нежели у большинства других народов России, но и с изменением самоидентификации лиц, записавшихся русскими во время предыдущей переписи. В 1989 г. модно и престижно было быть русским, сейчас, после волны национального возрождения 90-х годов, многие вспомнили о своих иных национальных корнях.

Во-вторых, возможно, численность населения России окажется не столь мала, как сейчас об этом принято думать. Согласно расчетам, демографическая катастрофа привела к тому, что население России уменьшилось до 142,9 млн человек. Не исключено, что по данным переписи эта цифра будет несколько выше. Это связано с недоучетом миграционной службы прибывающих в Россию мигрантов и с неоправданным пессимизмом в отношении демографического потенциала нашей страны. Сделают свое дело и приписки мифического населения в регионах, особенно в национальных республиках, где лиц коренной национальности будут искусственно добавлять. В стране, где «подтягивают» проценты на выборах практически всех уровней, от местных до федеральных, мало кто избежит соблазна скорректировать в свою сторону итоги учета населения. Ведь с увеличившимся населением можно претендовать на пересмотр сетки электоральных округов, можно поднять имидж региона, можно развить тезис о повышении благосостояния в отдельно взятой республике или области, что зачтется на предстоящих выборах.

11. Когда мы узнаем о результатах переписи?

Сроки обнародования отдельных результатов переписи будут зависеть от скорости их обработки. Центров обработки переписных листов, оборудованных специальными сканирующими устройствами, по всей России будет 65. Кроме них будет задействован Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России. В 16 центрах, включая ГМЦ, будет проходить формальный и логический контроль введенной в сканирующие устройства информации, а также подготовка файлов на технических носителях для передачи на федеральный уровень для последующей обработки информации.

Предварительные итоги переписи по элементарным показателям (численность населения на 9 октября 2002 г. по регионам и крупнейшим городам, городское и сельское население, распределение по полу) предполагается обнародовать в конце 2002 г. Полные окончательные итоги планируется опубликовать после завершения автоматизированной обработки в 2003 г. Сводные (обобщенные) данные переписи населения будут доступны всем желающим, их намечено публиковать в печатных изданиях, распространять на магнитных и цифровых носителях, а также через Интернет. Госкомстат утверждает, что результаты переписи будут открыты и доступны для ознакомления, изучения по всем вопросам программы Всероссийской переписи населения 2002 г. Остается надеяться, что материалы переписи будут распространяться статистическим комитетом за приемлемую цену. Ведь перепись пройдет за бюджетные деньги, то есть на средства налогоплательщиков. Поэтому наживаться на интересе народа к сведениям о себе самом Госкомстат не имеет ни морального, ни юридического права.

12. Насколько можно доверять результатам переписи?

Любая перепись не представляет и не может представить полной и абсолютно объективной картины населения страны. Любая перепись содержит определенную долю ошибок и неточностей. Чем их меньше, тем полнее и качественнее проведена перепись. Для оценки величины этих ошибок после переписи проводится специальное выборочное обследование, названное послепереписным обследованием. Оно организуется и проводится независимо от переписи и обеспечивает выявление пропусков и ошибочных записей при переписи.

По оценкам Госкомстата, удастся переписать более 90% наличного населения России. Тем не менее сведения о некоторых категориях граждан будет получить затруднительно. Во-первых, это лица без определенного места жительства, которые просто не подпадут под перепись из-за того, что она будет проходить по домовладениям. Во-вторых, крайне низким будет процент участников переписи среди работающих в России иностранных рабочих и нелегальных мигрантов, не горящих желанием «засвечиваться» перед государственными органами. В-третьих, маловероятно полное участие в переписи некоторых этнических групп, например цыган. В-четвертых, известно негативное отношение к переписи ряда религиозных группировок. В-пятых, сегодня нет условий для нормального проведения переписи на территории Чечни и Ингушетии. Все эти факторы несомненно ухудшат переписные показатели. Тем не менее Госкомстат ставит перед собой задачу максимально полно и грамотно переписать абсолютно всех граждан, которые будут находиться на российской территории с 9 по 16 октября этого года.

Я регулярно заглядываю на какой-нибудь новостной портал в интернете, чтобы быть в курсе всего происходящего. Вот и попалась недавно на глаза статья о планируемой в 2020 году в России переписи населения. Хочу вам рассказать о том, что же это такое, и для чего проводят перепись.

Что из себя представляет перепись населения

Последняя перепись в России проводилась в 2010 году. В ее процессе собирается большой объем данных:

  • демографических;
  • экономических;
  • социальных.

Вся эта информация позволяет получить основные характеристики каждого жителя страны. Но для чего же это все делается? А необходима перепись в стране для того, чтобы узнать численность населения, его состав, территориальное размещения. Все это понадобится для организации экономической жизни населения в государстве.


Сравнивая информацию, полученную во время текущей переписи, с информацией прошлых лет, легко подсчитать количество населения на конкретной территории.

Перепись населения проводится по принципу всеобщности. Перед ее проведением правительство устанавливает единую программу переписи. Так как информация должна характеризовать каждого жителя страны, то и опрос проводится поименно.

Какие есть методы проведения переписи населения

Всю информацию, которую планируют получить от каждого жителя, нужно где-то зафиксировать. Вот все данные и вносятся в переписной лист. Он считается главным документом в процессе переписи. Форма листа может быть разная. Все зависит от того, какой метод переписи будет использоваться.

Выделяют три метода:

  • опрос;
  • самоисчисление;
  • анкетный метод.

Именно с помощью опроса и проводились переписи в нашей стране. Переписчик получает всю информацию во время личного общения с человеком. В некоторых странах Европы используют второй метод, когда люди сами заполняют данные в опросном листе, а переписчик только проверяет его. Третий способ используют в США. Людям по почтовому адресу присылают письма с анкетой, которую они должны заполнить и выслать обратно. В ответ от жителей, конечно же, не приходит и половины писем.

1.1.Подворные переписи

1.2. Подушные переписи

2. Советские переписи населения

3. Микропереписи населения

4. Всероссийская перепись населения 2002 года

5. Анализ переписей населения 1992 - 2006 год

Заключение

Список литературы

Введение

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения,обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

Работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи имеет особенно важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома.

Перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии - этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, во времена первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского нашествия (считались дома) данные были нужны, чтобы облагать население Руси данью. В советский период российской истории было проведено семь переписей населения и главной единицей учета была семья.

Целью данной работы является изучение истории развития переписи населения в нашей стране.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

· Изучить историю первой переписи населения (подворная, подушная, первая научная перепись населения);

· Историю советской переписи населения;

· Рассмотреть историю микропереписей;

· А так же историю последней переписи населения.


1. Первые переписи населения в России

История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. Правда, о самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX-XI вв., есть лишь упоминания о сборе дани князьями. Вероятно, при сборе дани учитывалась и численность облагаемого населения, но подробности этого учета неизвестны. Более достоверны летописные свидетельства об учетах населения в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия. С целью сбора дани татарские ханы провели переписи населения в 1246 г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. - в Новгородской. В летописях учитывалось все население, кроме духовенства, освобожденного от дани. Переписи проводили специальные переписчики. Из этого можно заключить, что переписи в то время, скорее всего, были нехозяйственными, как и в других странах, т.е. единицей наблюдения в них было хозяйство («дом»). Учет же населения имел второстепенное значение, во всяком случае, общее число жителей по этим переписям установить не удалось.

В XIV-XVI вв. по мере становления централизованного российского государства развивалось и учетно-статистическое дело. Единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому и переписи были поземельными. Но в них наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые велись постоянно и служили юридическими документами на право владения землей и крепостными.


1.1. Подворные переписи

В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. 26 ноября 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 г., а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни.

Подушные переписи

Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей («ревизий»), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859 г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.

Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления.

И все же, несмотря на существенные дефекты, российские ревизии были значительным шагом вперед в развитии учета населения. Они были поименными, при всех ревизиях учитывался такой важный признак, как возраст (причем в виде числа исполнившихся лет, а не путем отнесения к возрастной группе). Большинство ревизий, кроме первой, второй и шестой, учитывали и женское население (также с указанием возраста) не для исчисления податей, а «для одного только ведома». Некоторые ревизии дали распределение населения по брачному состоянию, национальностям и сословиям.

Последние ревизии охватывали уже более 80% всего населения страны, а на территориях, где они проводились, - более 90%. Это позволяло хотя и с дорасчетом, но все же определить общую численность населения страны, его размещение и состав, опираясь на данные прямого учета.

Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности (как исторический материал).

После отмены крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения и больше не проводились. Между тем по мере развития капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в полных и подробных данных о численности и составе всего населения. Такие данные могла дать только научно организованная всеобщая перепись.

1.3. Первая Всероссийская научно организованная перепись

Была проведена 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Она проводилась в течение трех месяцев вместо предполагавшихся полутора. Такой большой срок проведения не мог не отразиться на качестве собранных материалов. Но если учесть все трудности и сомнения в возможности вообще проведения переписи, такой срок следует признать не самым большим недостатком. В проведении переписи принимали участие около 150 тысяч человек персонала, что также нельзя считать очень большим. Итоги переписи были опубликованы в 1905 г. в 89 томах. Общая численность населения Российской Империи в границах тех лет составила 125 640 тыс. человек.

Материалы переписи показали не только общую численность населения и его размещение по территории страны и ее областям, но и его структуру по широкому кругу показателей: по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению, по грамотности и вероисповеданию, по родному языку (который косвенно выражал национальный состав населения), по занятиям, дающим средства для существования, и по отраслям народного хозяйства и др.

Разработка итогов переписи и их публикация были завершены в 1905 г., и в 1908 г. был поднят вопрос о проведении новой, очередной переписи населения в 1910 г. (т.е. в соответствии с международными рекомендациям» в год, оканчивающийся на 0). Однако по разным обстоятельствам, главным образом финансового свойства, срок проведения второй переписи населения отодвинули на 1915 г., что также не было реализовано из-за начавшейся в 1914 г. первой мировой войны.

Основным источником демографических данных о населении и тенденциях его воспроизводства признаны переписи населения, которые предоставляют относительно достоверные сведения и дают возможность ученым и руководителям всех рангов и отраслей использовать полученную в результате их проведения информацию в своих интересах. Участвующий в переписи населения Москвы в 1882 г. Л. Н. Толстой в статье "О переписи в Москве", посвященной этому событию, писал, что перепись проводится затем, "чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов учредить лучше жизнь людей". По его мнению, "для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас" (Толстой Л. Н. Так что же нам делать? : сб. ст. М., 1906).

Термин "перепись населения" появился во второй половине

XVIII в. Некоторые демографы утверждают, что первая перепись населения была проведена в Швеции в 1749 г., так как в этой стране была создана специальная табельная комиссия, которая стала периодически проверять списки населения. Более распространенной точкой зрения является утверждение о том, что первая перепись населения в современном ее понимании была проведена в США в 1790 г. и длилась на протяжении 18 месяцев. Затем последовали переписи населения в Швеции и Финляндии (1800), в Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801).

Первоначально правила проведения переписи населения устанавливались в каждой стране произвольно. Только с середины

XIX в. стали закладываться основы научной организации и проведения данного мероприятия. Впервые правила проведения переписи были обобщены и приведены в систему в 1846 г. Адольфом Кетле при подготовке к всеобщей переписи населения Бельгии. Особенность этой переписи состояла в том, что она была однодневной, проводилась специально подготовленными регистраторами и учитывала наличное население, т.е. людей, фактически находящихся в том месте, где их застали переписчики.

В дальнейшем методологические основы переписи населения разрабатывались в процессе работы международных статистических конгрессов, которые проводились регулярно с 1853 по 1872 г.

Официально правила переписи населения были утверждены в 1872 г. на Санкт-Петербургском конгрессе Международного статистического комитета. В последующие годы эти правила уточнялись и совершенствовались созданным в 1885 г. Международным статистическим институтом, который раз в три года обсуждал методологию проведения переписи со статистиками из разных стран. В настоящее время корректировкой международных правил переписи населения занимается Статистическая комиссия при ООП, регулярно публикуя информацию об изменениях в них на основных мировых языках в специальных пособиях и справочниках.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии при ООН перепись населения должна проводиться один раз в пять или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 и 0 или близкие к ним цифры. Дополнением к Конституции США для президента и его администрации установлена обязанность проводить переписи населения каждые 10 лет. За 200 с лишним лет в США не было нарушений в регулярности проведения переписи населения. Это вызвано тем, что по результатам переписи в США определяется численность избирателей на территории штатов и соответственно представителей от штата в конгрессе США.

И России интерес к демографической информации, которая получена посредством переписи населения, был обусловлен развитием капитализма. Первая в России перепись жителей Москвы проводилась с 5 по 12 декабря 1871 г. В ней были задействованы 997 счетчиков, из них 759 студентов и 152 чиновника. Согласно данным этой переписи в Москве насчитывалось 354 тыс. мужчин и 248 тыс. женщин. Вдовы составляли 17,7% от всего женского населения, вдовцы - 3,3% от всего мужского населения. Грамоту знали 54,1% мужчин и 37,9% женщин, к купеческому сословию относились 3,9% мужчин и 5,3% женщин, военнослужащих было 10,3% от населения города.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г. на основании утвержденного 5 июня 1895 г. Николаем II "11оложения о первой всеобщей переписи населения Российской империи" и длилась три месяца. Большая заслуга в деле обоснования необходимости и организации проведения всеобщей переписи населения России принадлежит выдающемуся географу и статистику Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914), который в 1864 г. возглавлял Центральный статистический комитет, а с 1874 по 1897 г. - Статистический совет Министерства внутренних дел. В 1874 г. им был разработан проект Всероссийской переписи, на основе которого была составлена программа, включавшая 14 вопросов: пол, возраст, отнон1ение к главе хозяйства и главе семьи, брачное состояние, сословный статус, место рождения и проживания, отметка о постоянной или временной прописке, вероисповедание, язык, грамотность, род занятия, отношение к воинской повинности, наличие физических недостатков или душевных заболеваний. Для проведения переписи было задействовано около 150 тыс. счетчиков. Государство потратило на проведение этого мероприятия около 7 млн руб. Итоги переписи были окончательно опубликованы в 1905 г. в 89 томах.

Согласно переписи населения 1897 г. общая численность населения Российской империи в границах тех лет (без Великого княжества Финляндского за пределами Гельсингфорса) составила 125 млн 640 тыс. чел., из них городское население - 13,4%. Самым крупным сословием было крестьянство - 77,5%. Дворянское сословие составляло 1,5% населения, сословие мещан - 10,7%, казаки - 2,3%, духовенство - 0,5%, купцы - 0,2%. Грамотных было 29,3% мужчин и 13,1% женщин. Национальный состав представляли 44,3% русских, 17,8% украинцев, 6,3% поляков, 4,3% белорусов, 4,0% евреев. В России среди верующих проживало 69,3% православных, 11,1% мусульман, 9,1% католиков и 4,2% иудеев.

Первая Всероссийская перепись населения оказалась последней, проведенной в Российской империи. При советской власти переписи осуществлялись в 1920,1926,1937,1939,1959,1970,1979 и 1989 гг. Перепись 1920 г. проводилась в условиях Гражданской войны и разрухи. Ею было охвачено 72% населения страны. Первая Всесоюзная перепись населения состоялась в 1926 г. Результаты Всесоюзной переписи населения 1937 г. были признаны И. В. Сталиным неточными, поэтому в 1939 г. была проведена повторная перепись. Наиболее полная и научно организованная перепись населения СССР была проведена в 1959 г. С 1970 г. в переписях стал применяться выборочный метод, когда на основную часть вопросов отвечает все население, а на дополнительные вопросы - 25%.

Правительство РФ 22 сентября 1999 г. приняло постановление № 1064 "О Всероссийской переписи населения 2002 года". Всероссийская перепись населения 2002 г. проходила в период с 9 по 16 октября в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения".

Поданным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживаю 145 млн 166 тыс. чел., т.е. на 1,8 млн меньше, чем по данным переписи 1989 г. Результаты переписи по многим параметрам расходились с данными текущего учета как в сторону уменьшения, так и увеличения. Например, в Москве, по данным переписи, проживало 8,5 млн чел., а согласно регистрации - 10,4 млн жителей. На Дальнем Востоке во время проведения переписи оказалось на 150 тыс. чел. меньше, чем было зарегистрировано. В Чукотском автономном округе не досчитались 28% населения. В республиках Башкортостан и Татарстан предпринимались попытки увеличить численность национального состава населения.

Правительство РФ 23 декабря 2009 г. приняло постановление № 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" и утвердило ее проведение в период с 14 по 25 октября 2010 г. Для проведения переписи из бюджета государства было выделено около 17 млрд руб. О том, как за последние 50 лет, согласно данным переписей, изменялась численность населения Российской Федерации, свидетельствуют данные переписей, приведенные в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Изменение численности населения Российской Федерации за 50 лет (данные переписей, млн чел.)

Источник: URL: https://gks.ru.

В современной демографической литературе представлены различные определения переписи. Чаще всего перепись населения определяется как научно обоснованный и организованный государством по единой методике процесс сбора, обработки, анализа и публикации информации о демографических и социально-экономических данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны, включая и тех, кто находится во время проведения переписи за границей. Данное определение в основном согласуется с определением переписи населения, которое было рекомендовано специалистами Статистической комиссии при ООН в 1981 г.: "Перепись населения - это процесс сбора и обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части".

Согласно рекомендациям ООН в большинстве развитых стран переписи населения проводятся регулярно - раз в пять или 10 лет. Основная задача переписи - получение демографической и социально-экономической информации об изменениях, произошедших с населением за межпереписной период. В современных переписях населения, как правило, информация собирается о постоянном населении, совместно проживающем и ведущем общее хозяйство. В России это правило стало применяться только с проведения Всероссийской переписи 2002 г.

В связи с тем, что перепись населения - научно-организованный процесс, при ее подготовке и проведении необходимо следовать установленным принципам. К принципам проведения переписи населения в настоящее время относят всеобщность, одномоментность, самоопределение, поименность, конфиденциальность, системность, централизованность.

Принцип всеобщности переписи населения означает, что сведения собираются обо всех жителях данной страны. Следование данному принципу затрудняется некоторыми объективными и субъективными факторами. Одним из объективных факторов является мобильность населения, смена людьми по необходимости места пребывания в период проведения переписи. В силу этого существует вероятность того, что кто-то из граждан может разминуться с переписчиком как в месте постоянного проживания, так и в месте временного нахождения, а кто-то будет учтен дважды. Чтобы этого не произошло, программой проведения переписи населения предусматриваются специальные меры. Большие затруднения вызывает перепись беженцев, нелегальных мигрантов и бомжей, у которых отсутствует регистрация. Если они не изъявят желания добровольно встретиться с переписчиком, то могут оказаться неучтенными. Для лиц, не имеющих постоянного места проживания, и тех, кто не смог встретиться по той или иной причине с переписчиком дома, в 2010 г. была предусмотрена организация специальных переписных пунктов. Для более полного охвата населения имеет смысл использовать телефонный и письменный опросы.

Из субъективных факторов следует выделить мнение граждан о том, что не нужно, например, переписывать младенцев и очень пожилых людей. Также некоторые граждане, боясь негативных последствий, к которым могут привести полученные о них сведения, стараются избежать встречи с переписчиком или отказываются отвечать на некоторые вопросы, включенные в программу переписи населения, а иногда дают вымышленные ответы. Нежелание отдельных людей участвовать в переписи населения может быть обусловлено плохими социально-экономическими и жилищно-бытовыми условиями их жизни. Недобросовестное отношение некоторых переписчиков к своим обязанностям и ошибки при подсчетах могут привести к неточностям в демографической информации.

Принцип одномоментности переписи населения означает, что все собранные за период проведения переписи сведения о населении относятся к установленному критическому моменту переписи или к моменту счета. В качестве критического момента переписи, как правило, берется 00 ч 00 мин первого дня начала переписи населения. Разность часовых поясов не учитывается. Необходимость установления критического момента переписи обусловлена тем, что численность и состав населения непрерывно меняются. Критическим моментом для Всероссийской переписи 2010 г. было установлено время 00 ч 00 мин 14 октября. Изменения, которые произошли после наступления критического момента до окончания переписи, не учитываются. Так, умершие после наступления критического момента учитываются переписчиками как живые, а рожденные за это время, напротив, не должны регистрироваться переписчиками. В труднодоступных районах, где перепись населения проводится досрочно, полученные сведения фиксируются в соответствии с принципом одномоментности.

Критический момент переписи следует отличать от периода проведения переписи населения. Как правило, для проведения переписи выбирают период времени, когда население менее подвижно. Не рекомендуется проводить перепись в дачный сезон, во время летних отпусков, каникул, многодневных праздников. Перепись населения в большинстве случаев проводится в период от семи до десяти дней. Однако в некоторых странах существуют свои традиции проведения переписи населения. Так, население Турции переписывают в течение одного воскресного дня, в который специальным правительственным распоряжением жителям запрещено выходить из дома, пока их не перепишут. В нашей стране периоды проведения переписи населения были различными: в 1897 г. период проведения переписи населения был установлен в 14 дней для городов и в 21 день для сельской местности; в 1959, 1970, 1979 гг. перепись проводилась за восемь дней, в 1989 г. -за девять дней, в 2002 г. - за шесть дней. Период проведения Всероссийской переписи населения 2010 г. составил 10 дней.

Чем меньше времени отводится на проведение переписи населения, тем больше требуется переписчиков. Например, турецкая перепись 1965 г. потребовала вдвое больше переписчиков, чем перепись населения США 1960 г., хотя население Турции было в семь раз меньше населения США. К участию во Всероссийской переписи населения 2002 г. в качестве переписчиков были привлечены 581 тыс. чел., из них 30% - студенты, учащиеся и преподаватели высших и средних специальных учебных заведений.

Соблюдение принципа самоопределения требует, чтобы все сведения об опрашиваемом гражданине заносились в именной переписной лист с его слов, без предъявления документального подтверждения. Иногда содержащаяся в документах информация не всегда соответствует реальной характеристике их владельца. Так, например, в паспорте указано, что человек зарегистрирован в одном месте, а на момент переписи он проживает в другом. В процессе проведения переписи населения в 2010 г. на Чукотке, Камчатке и в Магаданской области обнаружены целые населенные пункты, где граждане зарегистрированы, но на самом деле там давно никто не живет. Зато в Южном федеральном округе фактическая численность населения оказалась на 1,5 млн чел., а в Москве - на 1,8 млн чел. больше, чем там зарегистрировано.

Однако бывает, что некоторые люди, сообщая сведения о себе, не всегда говорят правду. Например, называют не документально зафиксированную этническую принадлежность, а ту, с которой они ощущают духовную, иногда вымышленную связь. Так, при проведении переписи 2010 г. некоторые пытались отнести себя к несуществующим этническим общностям. Среди выдуманных национальностей были названы скифы, буркинцы, иркуты, чучмеки, москвичи, джедаи, гномы, лешие, гоблины, готы, хоббиты, эльфы, толкинисты, марсиане и др. Всего было использовано более 430 уникальных названий "этносов". В качестве еще одного примера можно привести случаи, когда согласно документам человек считается женатым, но на самом деле он уже давно не живет с указанной в свидетельстве о браке женой.

Применение принципа самоопределения, по мнению специалистов, позволяет повысить доверие населения к переписи и увеличивает точность ее данных. Единственное исключение, когда переписчик обязан потребовать документ, - это при установлении возраста лиц старше 100 лет. Долгожитель должен подтвердить свой возраст, предъявив паспорт, свидетельство о рождении или выписку из церковной метрической книги. Сведения о малолетних детях записываются со слов их родителей.

Принцип поименности требует, чтобы сбор информации производился персонально о каждом гражданине. Если при социологическом опросе сведения о выборочной совокупности собираются, как правило, анонимно, то при переписи населения - о каждом лично и фиксируются в именных переписных листах.

Принцип конфиденциальности переписи населения предполагает сохранение тайны занесенных в переписной лист сведений о гражданах. Результаты переписи населения предоставляются статистическим органам в виде обобщенной обезличенной демографической информации. В законодательствах некоторых стран предусмотрено уголовное наказание за разглашение сведений о переписываемых, так же, как за отказ отвечать на вопросы переписчиков. Несмотря па то, что в нашей стране до 2001 г. закона о конфиденциальности переписи не было, не известно ни одного судебного случая о разглашении переписной информации. В Федеральном законе "О Всероссийской переписи населения" указано, что сведения, "содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению".

Принцип системности подразумевает, во-первых, наличие единой для всех населенных пунктов программы переписи. Во-вторых, опрос населения должен проводиться по единым для всех показателям, а обработка собранной информации - по единой методике. При этом для получения сопоставимых сведений важно соблюдение преемственности с программой предыдущей переписи. Недопустимо при проведении переписи населения делать изменения редакции вопросов, которые могут привести к нарушению сопоставимости полученных в результате переписи населения демографических данных.

Принцип централизованиости требует, чтобы организация и управление процессом переписи населения осуществлялись единым центром - специально созданным государственным органом. Так, в США организацией переписи населения занимается бюро цензов Министерства торговли. В нашей стране централизованная организация переписи населения возложена на управление переписи населения и демографической статистики Росстата. Центру по проведению переписи населения подчинены региональные и местные подразделения (статистические управления и статистические бюро при местных администрациях), которые действуют в соответствии с иерархической вертикалью подчинения. Вся собранная первичная демографическая информация поступает в информационно-вычислительный центр Росстата, где она обрабатывается и анализируется, после чего публикуется в специальных изданиях.

Программа переписи населения - это перечень процедур по проведению данной переписи. Разработка программы - трудоемкий и длительный процесс, занимающий несколько месяцев, а иногда и лет. Программа переписи составляется но определенной методике, включающей сумму правил и требований, аналогичных применяемым при проведении конкретного социологического исследования. При составлении программы переписи населения Российской Федерации учитываются рекомендации, которые предлагает Статистическая комиссия при ООН, Международный статистический институт и Статистический институт стран Европейского сообщества, а также потребности в определенной демографической информации государственных органов управления, научных и общественных организаций. Объем и содержание программы переписи зависит от задач последней, планируемого времени на ее проведение, предполагаемого количества переписчиков и финансового обеспечения.

Программа переписи населения состоит из двух частей. Первая часть - это программа сбора первичной демографической информации. Вторая часть - программа обработки результатов переписи населения. Программа сбора первичной демографической информации включает в себя составление вопросов переписного листа. При составлении перечня вопросов необходимо учитывать их сопоставимость с показателями предшествующих переписей, поэтому часть вопросов задается в тех же формулировках, что и вопросы предыдущих переписей. Желательно также учитывать формулировки вопросов, которые задаются при проведении переписи населения в других странах. Задаваемые вопросы должны быть понятны и не вызывать отторжения у опрашиваемых людей. При этом следует учитывать общий уровень грамотности населения, его национальные особенности, в том числе народные традиции и даже предрассудки.

Программой переписи могут быть предусмотрены сплошной, а также выборочные опросы населения (микропереписи). Сплошной опрос проводится среди всех жителей страны, а выборочные - среди определенной части населения. Выборочные опросы по особой программе в нашей стране проводились при переписях населения в 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 гг. Проведение микропереписи планируется провести в 2015 г. При Всероссийской переписи населения 2002 г. в программу был включен специальный блок вопросов о занятости населения в связи с произошедшими социально-экономическими изменениями в стране, а в 2010 г. - о жилищных условиях и миграции населения. В первом случае опрашивалось 25% постоянного населения, во втором - 20%.

Основным документом программы переписи населения является перепитой лист, представляющий собой бланк для записи ответов па напечатанные вопросы. Переписной лист может быть двух видов: индивидуальный и списочный. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений о конкретном человеке. Списочный переписной лист предназначен для записи сведений обо всех членах семьи или о тех, кто на момент переписи проживает на данной жилплощади. При проведении последних переписей населения в Российской Федерации использовались списочные переписные листы.

Переписной лист, как правило, состоит из трех разделов: адресного, основного и специального. Адресный раздел включает в себя сведения о фамилии, имени и отчестве переписываемого, его месте проживания, отношении к главе семьи (домохозяйству). В основном разделе предусматриваются следующие группы вопросов:

  • - о принадлежности к постоянному или наличному населению;
  • - личных демографических характеристиках (пол, возраст, семейное положение);
  • - социально-экономических характеристиках (социальное положение, уровень образования, источники доходов);
  • - об этнических характеристиках (национальная принадлежность, владение языками, вероисповедание);
  • - о жилищных условиях и миграции.

В ряде стран в программу переписи населения включаются самые разнообразные вопросы, например, о физических недостатках или об уровне обеспеченности населения теми или иными благами жизни. Пока такие вопросы российские переписи не включают. Специальный раздел содержит вопросы выборочного опроса, которые определяются задачами текущего момента, например, вопросы, связанные с социально-экономическими проблемами или жилищными условиями.

При проведении Всероссийской переписи населения использовались три формы бланков переписного листа. Переписной лист формы "Л" содержал вопросы ко всем лицам, постоянно проживающим на территории России, а также к гражданам, находящимся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой, включая членов их семьи. В переписной лист формы "П" были включены вопросы об условиях жизни населения. Переписной лист формы "В" содержат вопросы к лицам, временно находящимся на территории РФ.

Для постоянных жителей страны в программу Всероссийской переписи населения были включены следующие вопросы:

  • 1. Отметьте, кем являетесь тому, кто записан как первый член домохозяйства.
  • 2. Ваш пол.
  • 3. Дата Вашего рождения.
  • 4. Место Вашего рождения.
  • 5. Ваше состояние в браке, зарегистрирован ли Ваш брак?
  • 6. Ваше гражданство.
  • 7. Ваша национальная принадлежность.
  • 8.1. Ваше образование, умеете ли Вы читать и писать?
  • 8.2. Имеете ли ученую степень кандидата или доктора наук?
  • 8.3. Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?
  • 8.4. Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?
  • 9. Владеете языками.
  • 9.1. Владеете ли Вы русским языком?
  • 9.2. Какими иными языками Вы владеете?
  • 9.3. Ваш родной язык.
  • 10. Источники средств к существованию.
  • 10.1. Укажите все имеющиеся у Вас источники средств к существованию.
  • 10.2. Если Вы имеете несколько источников, укажите, какой считаете для себя основным.
  • 11. Занятость и безработица.
  • 11.1. Имели ли Вы какую-либо работу, приносящую заработок или доход с 7 по 13 октября 2010 г.?
  • 11.2. Кем Вы являетесь на основной работе?
  • 11.3. Ваша работа находилась на территории того же населенного пункта, где Вы проживаете?
  • 11.4. Имели ли Вы в этот период вторую работу?
  • 11.5. Искали ли Вы работу в случае отсутствия ее в течение последнего месяца?
  • 12. Миграция.
  • 12.1. С какого года Вы непрерывно проживаете в этом населенном пункте?
  • 12.2. Где Вы проживали в октябре 2009 г., в каком населенном пункте?
  • 13.1. Сколько детей Вы родили (для женщин в возрасте 15 лет и более)?
  • 13.2. Дата рождения первого ребенка.

Вопросы о жилищных условиях: Раздел I - заполняется на жилище.

  • 1. Тип жилища.
  • 2. Время постройки дома.
  • 3. Материал наружных стен дома.
  • 4. Виды благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенические условия проживания.

Раздел II - заполняется на каждую квартиру или одноквартирный дом.

  • 1. Тип жилого помещения.
  • 2. Размер общей площади квартиры или одноквартирного дома.
  • 3. Число жилых комнат квартиры или одноквартирного дома.
  • 4. Наличие коммуникаций.

Раздел III - заполняется на каждое домохозяйство в квартире или одноквартирном доме.

  • 1. Число занимаемых жилых комнат.
  • 2. Доступ в сеть Интернет.

Вопросы для лиц временно находящихся на территории РФ и постоянно проживающих за рубежом.

  • 1. Ваш пол.
  • 2. Год Вашего рождения.
  • 3. Страна Вашего постоянного проживания.
  • 4. Цель Вашего приезда в Россию. Для приехавших с целью работы, учебы.
  • 1. Продолжительность Вашего проживания на территории РФ.
  • 2. Страна Вашего рождения.
  • 3. Ваше гражданство.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" учету подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые на момент проведения переписи находятся на территории России. Учету также подлежат граждане Российской Федерации, находящиеся в период проведения переписи за пределами страны. В соответствии с международными договорами при проведении переписи учету не подлежат иностранный дипломатический персонал и члены их семей, иностранные моряки, которые в период переписи находятся на территории России.

Как правило, при проведении переписи учитываются две группы: постоянное и наличное население. Постоянным населением в демографии считают совокупность людей, зарегистрированных в данном населенном пункте независимо от того, где они реально находятся в период проведения переписи. К постоянному населению относят всех тех, кто называет данный населенный пункт местом своего основного проживания. В качестве критерия отнесения жителя к группе постоянного населения выступает наличие регистрации по месту жительства. В некоторых странах введен временной критерий проживания, который в Российской Федерации сегодня в виде регистрации установлен сроком в один год.

К наличному населению в демографии относят совокупность людей, которые на критический момент переписи находятся в данном населенном пункте независимо от нрава и продолжительности проживания там.

Сведения о постоянном и наличном населении имеют значение для практики государственного и муниципального управления и экономического развития. Так, планирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производство сложной бытовой техники и предметов длительного пользования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а планирование учреждений образования, здравоохранения, торгового и бытового обслуживания, духовной культуры, наличия дорожно-транспортных средств - наличного населения. Известно, что в Москве и Санкт-Петербурге наличное население больше постоянного за счет живущих в пригородах, по работающих в городе, а также командированных, туристов и гостей, приехавших на заработки или лечение, криминальных элементов и бомжей. Начиная с переписи населения в 2002 г. стали учитывать только постоянное население. Однако при принятии решений местными органами управления учитывается статистика наличного населения.

Росстат выступил с инициативой сделать перепись населения обязательной для всех граждан, так как от участия в переписи 2010 г. отказались около 1 млн чел., а многих переписчики не застали дома. С этой целью было предложено, во-первых, предоставить возможность во время переписи присылать сведения о себе но Интернету, во-вторых, за отказ от участия в переписи или за предоставление ложной информации штрафовать граждан. Так, в проекте проведения первой Всероссийской переписи населения 1897 г. предлагалось штрафовать по приговору мирового судьи за отказ и неправильные сведения в размере от 5 до 30 руб. В Великобритании за такой отказ законодательно установлен штраф в 1000 фунтов стерлингов.

При проведении переписи могут применяться два основных метода: метод опроса и метод самоисчисления. Метод опроса предполагает заполнение переписного листа переписчиком в процессе интервьюирования опрашиваемого. Данный метод предпочтителен и эффективен при переписи пожилых и малограмотных людей. Метод самоисчисления предполагает, что переписываемый сам заполняет переписной лист, после чего переписчик проверяет правильность его заполнения и уточняет пропущенные или неясно выраженные сведения. Метод самоисчисления выгоден экономически и позволяет сократить сроки опроса. Однако при этом возможно получение неполных и неточных сведений.

В США, Австралии и многих европейских странах предпочтение отдается методу самоисчисления, для чего используется техника почтового опроса. Переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем собираются счетчиками или возвращаются в заранее оплаченных конвертах. В случае необходимости счетчик уточняет полученную информацию во время посещения переписываемого или по телефону. В Китае жителей обязывают являться на специальные переписные пункты. Всероссийская перепись населения 2010 г. проводилась главным образом в технике непосредственного опроса переписчиками. Однако была предусмотрена возможность проведения опроса в технике телефонного интервью.

Для решения актуальных социально-экономических и бытовых проблем жизнедеятельности населения страны иногда проводятся микропереписи - выборочные опросы части населения но специальной программе. В разных странах выборочная совокупность опрашиваемых может составлять до 10%. В нашей стране были проведены две микропереписи в 1985 и 1994 гг. с охватом переписываемого населения в 5%. Во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года Росстатом был издан приказ от 22 февраля 2013 г. № 74 о проведении во всех субъектах РФ с 1 по 31 октября 2015 г. микропереписи "Социально-демографическое обследование".

Основные этапы подготовки и проведения переписи

Подготовку и проведение переписи можно разделить на три этапа: подготовительный период - с 2007 г. по 13 октября 2010 г., непосредственно сама перепись населения (сбор сведений о населении) - с 14 по 25 октября 2010 г., последний этап - обработка полученных сведений и формирование полученных итогов переписи. На подготовительном этапе уже проведены значительные мероприятия, такие как пробная перепись населения 2008 г., проводившаяся в нескольких регионах страны (г. Хабаровск, г. Санкт-Петербург, город Балашиха Московской области). Пробная перепись показала, например, что метод самосчисления (когда люди сами записывают данные о себе), себя не оправдывает - получить полные данные о людях возможно только путем прямого обхода.

Также подготовительный этап включает в себя мероприятия по созданию материальной и документационной базы переписи: составление списков домов, расчет потребности в переписном персонале, разработка нормативных и организационных документов переписи, изготовление необходимых средств для проведения переписи - бланков переписных листов, портфелей переписчика, гелевых ручек и т.п. Проводится подбор помещений, набор и обучение временных переписных работников.

14 октября - начало Всероссийской переписи населения 2010 г., которая продлится по 25 октября включительно. В отдаленных и труднодоступных районах она проходит в более широкие сроки - с апреля по декабрь 2010. В Свердловской области перепись началась уже в августе: в труднодоступных населенных пунктах г. Ивдель, Тугулымского и Алапаевского районов она прошла с 9 по 20 августа 2010 года; в Таборинском районе - с 1 по 12 сентября; в Гаринском районе - с 15 по 26 сентября перепись прошла в одних населенных пунктах и с 5 по 16 декабря пройдет в других.

После завершения сбора сведений начинается подготовка материалов переписи к автоматизированной обработке и обработка полученных сведений. На этом этапе данные из переписных листов, которые являются машиночитаемыми документами, заносятся в электронную базу данных.

После подсчета данных к апрелю 2011 г. будут опубликованы предварительные результаты переписи. К 2013 г. будут получены окончательные итоги переписи населения на федеральном и региональном уровнях, создана территориальная выборка многоцелевого назначения. Впервые в истории переписей в России данные будут получены в разрезе муниципальных образований.

Как перепишут население

В течение 12 дней - весь период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года - переписчики будут совершать обход всех жилых помещений своего участка. Узнать переписчика будет просто - на нем будет шарф с эмблемой переписи, в руках - синий портфель с надписью «Федеральная служба государственной статистики», а в нем переписные листы светло-персикового цвета. Важно, что у каждого переписчика будет специальное удостоверение с голографической защитой , на котором указываются его должность и имя, а также адрес переписного участка, к которому он прикреплен. Удостоверение действительно только при наличии паспорта. Вы имеете полное право попросить у переписчика документы. Эти меры приняты для защиты населения от мошенников, могущих проникнуть в помещения под видом переписчиков.

Как проходит опрос

Переписчик, застав проживающих в помещении, попросит разрешения войти, чтобы опросить каждого и заполнить переписные листы. Сначала он спросит, сколько человек проживает в вашем помещении, и все ли находятся в данный момент дома. Далее выяснит, проживают ли люди одним домохозяйством, или несколькими. Домохозяйство (основная единица переписи) - это группа лиц, совместно обеспечивающая себя всеми необходимыми средствами к существованию, объединяя полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять и из одного человека.

Получив первичную информацию, переписчик начнет опрос. В целом, на заполнение одного переписного листа может быть потрачено не более 20 минут. За малолетних детей ответы дают родители, а с 14 лет человек сам вправе отвечать на вопросы переписи. При отсутствии кого-либо из членов домохозяйства, переписчик заполнит на него переписные листы со слов остальных членов домохозяйства.

Программы переписных листов - о чем спросят при переписи?

Переписные листы будут трех видов: «Л» (личные данные), «П» (информация о помещении), «В» (вопросы для иностранных граждан).

Вопросы переписного листа формы Л :

Степень родства к остальным членам домохозяйства

Дата рождения

Место рождения

Состояние в браке

Гражданство

Национальная принадлежность

Вопросы об образовании и обучении

Владение языками и родной язык

Источники средств к существованию

Вопросы о занятости и безработице

Вопросы о миграции

Вопросы к женщинам: сколько детей Вы родили и дата рождения первого ребенка.

Вопросы переписного листа формы П :

Тип жилища

Время постройки дома

Материал наружных стен дома

Виды благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенические условия проживания

Размер общей площади помещения

Число жилых комнат в помещении

Наличие телекоммуникаций

Доступ в сеть интернет

Вопросы переписного листа формы В :

Год рождения

Страна постоянного проживания

Цель приезда в Россию

Продолжительность проживания на территории России

Страна рождения

Гражданство

Переписчикам запрещено требовать документы у опрашиваемых для подтверждения их ответов, т.к. переписные листы записываются со слов респондентов .

На некоторые вопросы, например, о национальности, человек может ответить только лично, тем более, что не всегда другие могут ответить за вас уверенно. Поэтому, если переписчик не застал кого-либо дома, он придет повторно, чтобы получить более полную и точную информацию. Кроме того, будут работать стационарные участки по месту жительства, сюда можно будет прийти самостоятельно и ответить на вопросы переписных листов.

Перепись населения будет проводиться по месту постоянного жительства, а не по месту регистрации. В том случае, если у человека два места жительства, он сам определяет, где будет переписываться. В случае затруднения при выборе, человек будет переписан там, где проживает его домохозяйство.

Если переписчик не застанет жильцов дома, он оставит информационную листовку с приглашением прийти на стационарный участок или договориться о встрече с переписчиком по телефону.

Необходимо отметить, что перепись населения включает в себя контрольный обход помещений и проверку правильности заполнения переписчиками переписных документов, который продлится с 26 по 29 октября. Все это время будут продолжать работать стационарные участки. Это дополнительная возможность переписаться для тех, кто отсутствовал или не успел сделать это во время основной переписи.

Конфиденциальность данных

Согласно Федеральному закону «О персональных данных», информация, полученная в ходе переписи, является конфиденциальной, т.е. не подлежит разглашению. Все работники Росстата и его территориальных органов, временный переписной персонал - от руководителя Росстата до переписчика - несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе опроса населения (в соответствии со ст. 8 ФЗ «О Всероссийской переписи населения»). Полученные в ходе переписи персональные данные не могут быть переданы ни в одну организацию, включая государственные учреждения.

Информация, полученная от населения при опросе, нужна для получения обезличенных сводных данных. После обработки переписные документы подлежат уничтожению. Данные остаются лишь в автоматизированной системе, разработанной для подготовки, проведения и обработки материалов переписи. Эта система защищена от несанкционированного доступа, утраты и подделки информации.

Получение итогов переписи. Как будет использована полученная информация?

Предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население будут сформированы к апрелю 2011 г.; окончательные итоги будут готовы к 2013 г.

Итоги будут получены по каждому населенному пункту Российской Федерации.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года будут опубликованы в форме официальных печатных изданий Росстата и его территориальных органов, а также на электронных носителях, популярных изданий для широкого круга пользователей (брошюры, пресс-релизы, атласы, презентационные материалы), размещения итоговой базы данных на сайте Росстата.

Печатные издания с итогами переписи поступят в продажу, кроме того, все тома официальной публикации будут размещены в электронном виде на сайте Росстата, и каждый пользователь сети Интернет сможет ознакомиться с ними бесплатно.

Перепись - источник сведений, без которых невозможна работа органов государственной власти. Информация о численности населения используется для формирования бюджетов Российской Федерации и ее субъектов, бюджетов муниципальных образований. Для формирования политики в сфере труда необходимы сведения о занятости и безработице, которые в масштабах страны могут быть получены только на основе переписи. Исходя из данных переписи, будут рассчитываться социальные стандарты: количество образовательных, медицинских и социальных учреждений на определенное количество человек.

На общегосударственном уровне необходимы данные не только о численности, но и половозрастной структуре населения, его национальном и языковом составе. Полученные сведения имеют значение для науки и культуры страны, они без преувеличения составляют историю современной России.