Как отказаться от центрального отопления. Правовые и технические вопросы. Когда отключают отопление

В Москве ежегодно в период с мая по конец августа отключают горячую воду для проведения профилактических работ. График отключения воды составляется и публикуется перед началом сезона плановых отключений. В 2019 году этот график появится в апреле.

2. Для чего в Москве каждый год отключают горячую воду?

Отключение горячей воды является технической необходимостью для подготовки коммуникаций к отопительному сезону, чтобы в период холодов обеспечить надежную работу всех элементов сложной системы централизованного теплоснабжения – тепловых станций, магистральных и разводящих тепловых сетей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов. Проведение профилактических работ, как правило, требует отключения горячей воды у потребителей на непродолжительный период времени.

3. На какой срок отключают горячую воду?

Сегодня в Москве продолжительность отключений составляет не более 10 дней. При этом в 2011 году воду отключали на 14 дней, а еще раньше - на 21 день. 10 дней - это обоснованный срок отключения горячей воды без потери качества и надежности теплоэнергетической системы Москвы.

В новых микрорайонах, где проложены сети нового поколения, оборудованы современные тепловые пункты, срок отключения может сокращаться до минимально необходимого для проведения профилактических работ, обеспечивающих качественную подготовку оборудования. Замена старых двигателей, насосов и теплообменников требует больше времени и внимания. По этой причине срок отключения может отличаться в разных районах, кварталах и даже соседних домах.

Срок отключения горячей воды на период проведения профилактических работ указывается с времени и даты начала отключения до времени и даты окончания отключения горячего водоснабжения, но не может превышать 10 суток, то есть должен быть менее 240 часов.

4. В каких домах в Москве горячую воду не отключают совсем или отключают на короткий срок?

В домах с альтернативным трубопроводом горячая вода может отключаться не каждый год, либо на короткий период времени, потому что есть возможность проверить и отремонтировать основную систему, пока горячая вода поступает по резервным трубам. Однако, даже самое современное оборудование требует профилактики, поэтому полностью отказаться от отключения горячей воды в мегаполисе с централизованной системой теплоснабжения не представляется возможным.

5. Почему не отключают холодную воду?

Многоквартирные дома с центральным отоплением

Желание отказаться от центрального отопления все чаще посещает жильцов квартир в многоквартирных домах. Причин тому много, но основная из них - это высокая стоимость коммунальных услуг. При этом качество обслуживания и уровень комфорта в доме далеко не всегда бывают такими, как хотелось бы. Рассмотрим, как можно законно отключить и создать автономную систему.

Обратите внимание! В России и других странах, например, на Украине юридические тонкости могут различаться, но технически процедура будет примерно схожей.

Что говорит закон

Закон не запрещает жильцам многоквартирных домов отказываться от услуг центрального отопления. Но, прежде чем выполнить отключение системы, необходимо решить юридические проблемы. Основной нюанс, встающий перед владельцами квартир, желающих использовать современные автономные системы, заключается в особенностях благоустройства здания.

Говоря простым языком, центральная система отопления многоквартирного дома - это единая сеть, имеющая общие стояки, трубопровод, арматуру и приборы учета тепла. В результате отключение от такой сети одной квартиры приводит к нарушению работоспособности системы в целом. Для того чтобы отключить одну единицу, требуется кардинальная реорганизация и перестройка всей сети.

Элементы центральной системы отопления здания являются его имуществом, а состав его определяется собственниками, управляющими компаниями и т. п. Вопрос о возможности отказа от центрального отопления должен решаться на общем собрании жильцов, если имущество было определено как принадлежащее дому. Такое требование заложено в Жилищном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 36, отключение одной квартиры от общих коммуникаций приводит к сокращению общего имущества здания. Это требует серьезной реконструкции, поэтому вопрос не может решаться в индивидуальном порядке.

Самовольно, то есть без получения разрешений отключиться от общих инженерных сетей нельзя. Демонтаж элементов отопления и отключение отдельной квартиры от водяного контура должны проводить специалисты на основе принятого решения.

Когда не нужно разрешение других жильцов

Не нужно получать разрешения собственников в том случае, если элементы системы центрального отопления не были ранее определены как общее имущество здания. В этом случае одобрения других жильцов дома не требуется. Конечно, даже здесь не подразумевается самовольное отключение. Потребуется получить разрешения от компетентных в этом вопросе организаций.

Любое вмешательство в центральные инженерные сети требует внесения изменений в техническую документацию. В разделе III техпаспорта многоквартирного дома должны содержаться подробные данные о системах отопления. Любое вмешательство в систему - демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования - требует обязательного внесения изменений в техпаспорт, так как закон определяет подобные действия как переустройство.

Проще отключить отопление в случае, если такое желание выражают жильцы всего дома. Тогда процедура проводится путем реконструкции общего водяного контура дома. Для реализации подобного проекта потребуется согласие общего собрания собственников жилья и проектная документация, прошедшая все необходимые согласования.

Пакет документов

Жилищный кодекс РФ

Ст. 26 Жилищного кодекса гласит, что любой собственник квартиры многоквартирного дома имеет право отключиться от центральных инженерных коммуникаций. Для этого в согласующие органы необходимо подать ряд документов:

  • Заявление. Написать его можно в произвольной форме.
  • Технический паспорт отключаемой квартиры.
  • Правоустанавливающие документы на жилье.
  • Согласие всех проживающих в квартире взрослых жильцов в письменной форме.
  • Заключение о возможности проведения переоборудования.

К этому пакету документов требуется приложить проект переустройства, который должен быть разработан специалистами и также согласован с соответствующими органами.

Проект

Проект переустройства - серьезная техническая документация. Составить такой документ самостоятельно невозможно. Потребуется обязательное обращение к специалистам. Основой для разработки проекта о переустройстве являются расчеты, показывающие влияние элементов отопительной системы, расположенных в отключаемой квартире, на функционирование коммуникаций в целом.

Помимо этого выполняются:

  • Теплогидравлические расчеты.
  • Расчет остаточного обогрева от стояков и лежаков.

Если расчеты покажут наличие технической возможности отключения, проект можно подавать на согласование. Но если изменения, вносимые в коммуникации дома, могут оказать негативное воздействие на уровень теплового режима в других квартирах, проект, скорее всего, согласовать не получится.

Сложности

Батареи отопления в квартире

Законное отключение дома от системы центрального отопления на первый взгляд может показаться простым, особенно, если речь идет не об отдельной квартире, а о подъезде или всем здании. На практике же существует ряд сложностей. Основные из них связаны с ФЗ-190 «О теплоснабжении». В соответствии с положениями этого закона переход на запрещен, что нередко становится причиной отказа. Тем не менее получить разрешение все же можно. Закон не запрещает установку в квартирах индивидуальных котлов, при этом приводит их перечень и требования к ним.

При получении разрешения на переоборудование тип и вид котельного оборудования учитывается в проектной документации. В результате, если проект будет соответствовать закону, регулирующие органы, как правило, не отказывают в проведении переобустройства. В любом случае, начиная процедуру отключения от центрального отопления, не стоит ждать быстрых результатов. Сложностей в этом вопросе немало. С 2011 года отключить от центральных коммуникаций одну квартиру стало практически невозможно.

Технические аспекты вопроса

Получив необходимые разрешения, можно приступать к технической реализации проекта. Демонтаж элементов старой системы отопления должны проводить только специалисты. Конечно, можно срезать батареи самостоятельно, но лучше не рисковать. После демонтажа старой системы останется только смонтировать автономное отопление. В целом реализация такого проекта ничем не отличается от установки котельного оборудования в загородных домах и коттеджах.

Несмотря на то, что подобная работа, как правило, не вызывает сложностей, следует знать несколько нюансов, касающихся установки теплосистем именно в квартирах:

  • Для обустройства , как правило, используется настенное котельное оборудование. Такой котел располагается выше уровня радиаторов, так что обеспечить естественную циркуляцию теплоносителя в системе невозможно.
  • Обеспечить принудительную циркуляцию можно двумя способами - установкой циркуляционного насоса или современного котла, в корпус которого уже установлены все необходимые элементы. Это насосное оборудование, группа безопасности и расширительный бачок. Второй способ предпочтительнее.
  • Тип котла должен соответствовать закону, то есть иметь закрытую камеру сгорания и автоматические системы безопасности. Температура теплоносителя должна быть не более 95 градусов, а давление в системе - не более 1 МПа.
  • Радиаторы для автономных систем лучше выбирать алюминиевые. Они не только надежны, но еще и обладают хорошей теплоотдачей. Для системы трубопроводов хорошо подходят пластиковые трубы - недорогие и простые в монтаже.
  • Разводка выбирается исходя из особенностей квартиры. Проще и дешевле сделать однотрубную разводку ленинградку с параллельным подключением радиаторов. Оптимальный с точки зрения эксплуатации тип разводки - лучевой, но его не всегда можно реализовать в квартирах с низкими потолками, поскольку придется поднимать пол.

Отключение батарей от центрального отопления

При отключении отдельной квартиры от центральных инженерных сетей не всегда возможно полностью переделать разводку. В большинстве случаев не получается перекрыть стояк, поэтому от контура можно отключить только радиаторы. Такой способ отключения имеет свои нюансы. От лежаков и стояков центральной системы квартира все равно будет получать тепло, и его придется оплачивать. Наличие в квартире труб общего водяного контура всегда считается остаточным обогревом, а за него по закону необходимо платить. Такой проблемы не бывает в домах, где стояки изначально были установлены в подъезде. На практике такой водяной контур встречается не так уж часто.

Радиаторы можно подключить с байпасом или без него. В первом случае теплоноситель будет циркулировать через байпас, что позволяет отключить часть батарей. Подобные системы хорошо зарекомендовали себя при однотрубной разводке с параллельным подключением радиаторов. Ведь сокращение числа последних приводит к увеличению температуры теплоносителя в системе. Подключение батарей без использования байпаса фактически является способом заглушки контура. Применять такой метод можно в стояках.

Заключение

Как видите, возможность отключить центральное отопление в многоквартирном доме существует. Решившись на такой шаг, нужно быть готовым к тому, что реализация проекта потребует немало сил. В вопросах теплоснабжения очень много не только технических, но и юридических сложностей. Не учитывать их нельзя, так как самовольное отключение приведет к множеству проблем.

При обнаружении самовольного отключения квартиры от системы центрального отопления собственника обяжут вернуть все на место. Кроме того, ему придется заплатить немалый штраф . Законное оформление, получение разрешений, разработка проекта и его реализация тоже потребуют немалых вложений, но они окупаются примерно в течение двух отопительных сезонов.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 906-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 21 ноября 2006
Дата начала действия: 21 ноября 2006
Дата редакции: 15 октября 2014

О нормативе Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2006/03) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О нормативе Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2006/03) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий *


Снято с контроля на основании
постановления Правительства Москвы
от 13 ноября 2007 года N 992-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 321-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2007).
постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40 (том 3), 24.07.2012);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.10.2014).
____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

В целях обеспечения надежной и устойчивой работы объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйств города Москвы в отопительный период Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Пункт утратил силу - . - См. предыдущую редакцию .

2. Утвердить и ввести в действие новую редакцию норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2006/03) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий" (приложение 1).

3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

12. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

13. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

14. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

15. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

16. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

17. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

18. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

19. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

20. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

21. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

22. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

23. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

24. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

25. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

26. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

27. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

28. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

29. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

30. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

31. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

32. Признать утратившим силу:

32.1. Пункт 2.1 и приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 892-ПП "О готовности города Москвы к работе в зимний период 2005-2006 годов" .

32.2. Пункты 8.14 , 8.17 и таблицу 1.14 "Перечень снегосплавных пунктов для эксплуатации в зимнем сезоне 2006-2007 годов" приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 276-ПП "Об итогах работы топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств города Москвы в зимний период 2005-2006 годов и задачах по подготовке к зиме 2006-2007 годов" .

32.3. Распоряжение Правительства Москвы от 15 августа 2005 года N 1551-РП "О продолжении в 2005-2006 годах работ по оснащению Московской кольцевой автомобильной дороги автоматическими системами обеспечения противогололедной обстановки" .

33. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 322-ПП . - См. предыдущую редакцию .

34. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Норматив Москвы по эксплуатации жилищного фонда. ЖНМ-2006/03 "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий"

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы

НОРМАТИВ МОСКВЫ
по эксплуатации жилищного фонда

РЕГЛАМЕНТ
взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий

Утвержден и введен в
действие постановлением
Правительства Москвы
от 21 ноября 2006 года
N 906-ПП

Перечень органов исполнительной власти города Москвы, организаций и иных лиц для осуществления взаимодействия оперативного персонала диспетчерских служб жилищных и тепло-, водоснабжающих организаций

1. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ДепТЭХ города Москвы).

2. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ города Москвы).

3. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Москве.

4. Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК").

5. Акционерное общество "Мосводоканал" (АО "Мосводоканал").

6. Префектуры административных округов города Москвы.

7. Управы районов города Москвы.

8. Государственные бюджетные учреждения города Москвы Жилищник района (ГБУ Жилищник района).

9. Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.

10. Потребитель - лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившее с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.
(Перечень в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1. Общие положения.

1.1. Настоящий Норматив определяет порядок взаимодействия оперативного персонала диспетчерских служб ДТЭХ, ДЖКХ и Б, ОАО "МОЭК", МГУП "Мосводоканал", ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МГЭК" и диспетчерских служб префектур и управ районов административных округов города Москвы при отключениях систем тепло-, водоснабжения и тепло-, водопотребления жилых зданий.
(Пункт 1.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.2. Действие Норматива распространяется на системы тепло-, водоснабжения и тепло-, водопотребления жилых зданий и обеспечивающие их теплом и водой объекты топливно-энергетического и коммунального назначения (источники теплоснабжения, насосные станции, магистральные и внутриквартальные сети тепло-, водоснабжения, тепловые и водопроводные вводы, тепловые пункты, повысительные насосы холодного водоснабжения, внутридомовое инженерное оборудование систем отопления, холодного и горячего водоснабжения).

1.3. Исполнителями требований Норматива являются владельцы (управляющие) жилых домов, владельцы (управляющие) объектов тепло-, водоснабжения и тепло-, водопотребления коммунального и топливно-энергетического назначения, обслуживающие (ремонтные) предприятия, а также организации - заказчики (подрядчики) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов и объектов инженерного и коммунального назначения (в течение гарантийного срока).

1.4. Владельцы (управляющие) жилых домов и владельцы (управляющие) связанных с ними объектов тепло-, водоснабжения и тепло-, водопотребления коммунального и топливно-энергетического назначения несут ответственность за эффективное функционирование систем тепло- и водоснабжения жилых домов, а также ненадлежащее качество предоставляемых населению коммунальных услуг.

1.5. Обслуживающие (ремонтные и аварийно-ремонтные) предприятия несут ответственность за качество выполненных мероприятий и работ, в соответствии с договором по обеспечению надлежащего тепло-, водоснабжения жилых домов.

1.6. Организации - заказчики (подрядчики) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов и связанных с ними объектов коммунального и топливно-энергетического назначения несут ответственность за непринятие мер к устранению дефектов, выявленных в течение гарантийный срока.

1.7. Основанием для привлечения виновных лиц в установленном законодательством порядке к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) требований настоящего Норматива являются выявленные факты, свидетельствующие о неэффективных, неоперативных, неправильных, нескоординированных действиях оперативного, ремонтного, аварийно-ремонтного и диспетчерского персонала теплоснабжающих, строительных и жилищных организаций при локализации и устранении аварийных ситуаций в системах тепло-, водоснабжения и тепло-, водопотребления жилых домов, при их наполнении и включении, а также при производстве плановых работ на вышеупомянутых системах коммунального и топливно-энергетического назначения, связанных с отключением тепло-, водоснабжения жилых домов, повлекшие за собой нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг населению и нарушения функционирования конструкций и оборудования жилых зданий, а также порчу имущества граждан.

1.8. Ответственными за контроль качества и сроки работ по устранению нарушений в системе тепло-, водопотребления жилых зданий и находящегося в нем инженерного оборудования являются владельцы (управляющие) жилых зданий.

Исполнителями работ в жилых домах являются подрядные организации по обслуживанию (включая аварийное) жилых зданий и находящегося в них инженерного оборудования, а также организации, виновные в допущенном нарушении.

1.9. Ответственными за контроль качества и сроки выполнения работ по устранению технологических нарушений на объектах коммунального и топливно-энергетического назначения являются владельцы (управляющие) этими объектами (ОАО "МОЭК", АО "Мосводоканал"), которые независимо от форм собственности на объекты и управления обязаны соблюдать требования Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (РД 34.801-2000 от 29.12.2000).
(Пункт 1.9 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.10. Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) в случае выявления нарушений требований настоящего Регламента, при выполнении работ, связанных с отключениями в системе тепло-, водопотребления жилых зданий, привлекает к ответственности юридических и физических лиц, ответственных за эксплуатацию, обслуживание, строительство и ремонт объектов и виновных в допущенном нарушении, а также контролирует установленные сроки устранения нарушений.

1.11. Во всех случаях получения информации об отключении тепло-, водоснабжения жилых домов диспетчер районной диспетчерской службы префектуры административного округа города Москвы (далее РДС АО) через объединенные диспетчерские службы ГБУ Жилищник района (далее - ОДС ГБУ Жилищник района) соответствующей управы района города Москвы организует оповещение жителей зданий, отключаемых от тепло-, водоснабжения, посредством размещения объявлений в подъездах, сообщения по телефону и иными способами с указанием сроков производства работ.
(Пункт 1.11 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.12. При получении информации о выбивании воды на поверхность земли или образовании провала или промоины диспетчер каждого городского, окружного и районного подразделения (ОАО "МОЭК", АО "Мосводоканал", РДС АО и ОДС ГБУ Жилищник района) обязан до прибытия персонала владельца поврежденной коммуникации незамедлительно принять меры по ограждению опасной зоны, оповестить органы милиции и независимо от балансовой принадлежности аварийного участка выслать на место повреждения (промоины) аварийные бригады.
(Пункт 1.12 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.13. При получении информации о повышении давления (P2) в обратном трубопроводе тепловой сети ОАО "МОЭК" выше расчетного для: радиаторов типа "Гамма" и "Польза", P2 расч. = 6,0 ати; радиаторов типа "Москва", P2 расч. = 7,5 ати; конвекторов стальных, P2 расч. = 10,0 ати; панельного отопления, P2 расч. = 10,0 ати и повреждении внутренних систем теплопотребления персонал филиалов ОАО "МОЭК" или специализированных подрядных организаций, работающих по договору с владельцами (управляющими организациями), обязан отключить головными задвижками N 1 и N 2 потребителей, система теплопотребления которых присоединена к наружным тепловым сетям по зависимой схеме, убедиться, что давление теплоносителя по направлению к потребителям стабилизировалось на уровне, не превышающем расчетные значения, и сообщить о повышении давления в районные диспетчерские пункты ОАО "МОЭК" с записью в эксплуатационном журнале.
(Пункт 1.13 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.14. При выполнении восстановительных работ на системах теплопотребления зданий в случае отрицательных температур наружного воздуха руководствоваться Типовой инструкцией по дренированию воды из систем теплопотребления (отопления) зданий при повреждениях в сетях централизованного теплоснабжения и последующему наполнению и включению систем отопления после восстановления теплоснабжения зданий (приложение к Нормативу).

1.15. Оперативные переговоры между центральными диспетчерскими службами (ЦДС): ОАО "МОЭК", ДепТЭХ города Москвы, ДЖКХиБ города Москвы и РДС АО осуществляются по прямой (оперативной) связи.
(Пункт 1.15 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.16. Списки лиц (с рабочими телефонами), имеющих право на оперативные переговоры с диспетчерскими службами, должны обновляться и передаваться в смежные организации ежегодно, до начала отопительного периода.

1.17. Ежедневно в 8 часов 00 минут:

Диспетчер ЦДС ОАО "МОЭК" сообщает диспетчеру ДепТЭХ города Москвы о нарушении параметров (P1, P2, Т1) на контрольных тепловых пунктах для принятия мер;

РДС АО, филиалы ОАО "МОЭК" ежедневно незамедлительно информируют друг друга и АО "Мосводоканал" о нарушениях на тепловых и водопроводных вводах для организации совместных мер по их устранению.
(Пункт 1.17 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Плановые работы.

2.1. Плановый ремонт объектов коммунального и топливно-энергетического назначения в период подготовки к осенне-зимней эксплуатации, связанный с отключением горячей воды у потребителей, производится по графику, составленному ОАО "МОЭК" и согласованному ДепТЭХ города Москвы, ДЖКХиБ города Москвы с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. При этом отдельные графики эксплуатационных филиалов ОАО "МОЭК" согласовываются с префектурами административных округов города Москвы.
(Пункт 2.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.2. Внеплановый капитальный ремонт тепловых вводов и сетей, а также оборудования тепловых пунктов в подготовительный период может производиться круглосуточно при условии нормативного обеспечения потребителей горячей водой, для чего используются байпасные линии теплосетей и передвижные бойлерные установки.

2.3. При проведении капитального и текущего ремонта тепловых вводов, оборудования тепловых пунктов, внутриквартальных (разводящих) тепловых сетей и внутридомовых систем теплопотребления в подготовительный период в сроки, не совпадающие со сроками гидравлических испытаний по утвержденному ОАО "МОЭК" графику и принятые в установленном порядке после завершения ремонта, повторному гидравлическому испытанию не подвергаются.
(Пункт 2.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.4. Ремонтные работы в течение отопительного периода производятся без нарушения теплоснабжения жилых домов с использованием байпасных трубопроводов и резервных источников теплоснабжения. Заявки на эти работы передаются от ОАО "МОЭК", ДЖКХиБ города Москвы, ДепТЭХ города Москвы в установленном порядке для согласования с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. При этом:

2.4.1. Диспетчер Центрального диспетчерского управления ОАО "МОЭК" (далее - ЦДУ ОАО "МОЭК") в начале рабочего дня по прямой связи сообщает в диспетчерский отдел ДепТЭХ города Москвы о сроках начала работ и их окончании.

2.4.2. ОАО "МОЭК":

Согласовывает сроки проведения работ с префектурой административного округа города Москвы и территориальными управлениями в письменной форме;

Информирует об этом РДС АО и ЦДУ ОАО "МОЭК" телефонограммой.

2.4.3. Диспетчер ДепТЭХ города Москвы сообщает диспетчеру ДЖКХиБ города Москвы о сроках начала и окончания работ, проводимых ОАО "МОЭК".

2.4.4. ОАО "МОЭК" и специализированные эксплуатационные организации, работающие по договору с ГБУ Жилищник района, согласовывают сроки проведения работ с префектурой административного округа города Москвы, сообщают согласованные сроки соответствующим РДС АО.

Диспетчеры РДС АО телефонограммой извещают ОАО "МОЭК" о начале работ и произведенных переключениях в системах теплоснабжения и теплопотребления жилых домов.

2.4.5. В сообщениях о проводимых работах ДепТЭХ города Москвы, ДЖКХиБ города Москвы, ОАО "МОЭК", префектуры административных округов города Москвы обязаны указывать: причину проведения работ, управу района города Москвы, административный округ города Москвы, сроки начала и окончания работ, а также количество зданий, на которых производятся работы, и меры, принятые по обеспечению теплоснабжения зданий по временной схеме.
(Пункт 2.4.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.5. Пункт утратил силу - . - См. предыдущую редакцию .

2.6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

2.7. Диспетчер филиала ОАО "МОЭК" сообщает в РДС АО об окончании работ и включении тепловых сетей в работу с указанием параметров теплоносителя на тепловом вводе и соответствии их расчетным.
(Пункт 2.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.8. Об окончании работ на внутридомовых системах теплопотребления и включении потребителей в работу по постоянной схеме диспетчеры РДС АО, филиала ОАО "МОЭК" сообщают в префектуру административного округа города Москвы, диспетчерские отделы ДепТЭХ города Москвы и ДЖКХиБ города Москвы.
(Пункт 2.8 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3. Внеплановые (аварийные) работы.

При возникновении аварийного повреждения на магистральных или внутриквартальных (разводящих) тепловых сетях, тепловых вводах, тепловых пунктах, внутридомовых системах теплопотребления оперативный персонал ОАО "МОЭК", ДепТЭХ города Москвы, ДЖКХиБ города Москвы, РДС АО принимает срочные меры для локализации повреждения, а также обеспечивает оперативный контроль за ходом его устранения, восстановлением нормативных температурных и гидравлических параметров и режимов тепло-, водоснабжения потребителей.
постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1. Действия оперативного персонала при аварийных повреждениях в системе централизованного теплоснабжения ОАО "МОЭК":
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.1. Диспетчер ЦДУ ОАО "МОЭК" при возникновении аварийной ситуации на магистральных тепловых сетях и сооружениях или теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) дает команду диспетчеру соответствующего эксплуатационного филиала ОАО "МОЭК" или начальнику смены станции на отключение поврежденного участка (оборудования) и принятие всех надлежащих мер по обеспечению безопасности людей. Сообщает об этом диспетчеру ДепТЭХ города Москвы.
(Пункт 3.1.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.1 (1). Диспетчер ДепТЭХ города Москвы сообщает полученную от ОАО "МОЭК" информацию о возникшей аварийной ситуации в оперативный отдел Управления Мэра Москвы, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, диспетчерам ДЖКХиБ города Москвы, Мосжилинспекции, а также в соответствующую префектуру административного округа города Москвы и при необходимости в другие энергоснабжающие организации.
(Пункт 3.1.1(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП)

3.1.2. ЦДУ ОАО "МОЭК" определяет зоны с нерасчетными режимами у потребителей. Эти сведения диспетчер ЦДС ОАО "МОЭК" передает диспетчерам ДепТЭХ города Москвы, ДЖКХиБ города Москвы, которые совместно с диспетчером РДС АО принимают решение о необходимости и сроках дренирования воды из систем отопления в порядке, установленном Типовой инструкцией по дренированию воды из систем теплопотребления (отопления) зданий при повреждениях в сетях централизованного теплоснабжения и последующему наполнению и включению систем отопления после восстановления теплоснабжения зданий (приложение к Нормативу).
(Пункт 3.1.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.3. После уточнения, диспетчер ЦДС ОАО "МОЭК" сообщает в РДС АО адрес места повреждения, количество отключаемых абонентов, зданий, а также ориентировочные сроки производства работ и зоны с нерасчетными режимами у потребителей.
(Пункт 3.1.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.4. Дежурный инженер района ОАО "МОЭК" сообщает о повреждении дежурному префектуры административного округа города Москвы, диспетчеру РДС АО.
(Пункт 3.1.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.5. Диспетчер ОАО "МОЭК", ГБУ Жилищник района или другого владельца теплового пункта организует отключение потребителей головными задвижками на тепловом пункте.
(Пункт 3.1.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.6. Диспетчер ДЖКХиБ города Москвы совместно с диспетчером РДС АО и дежурным по префектуре административного округа принимают необходимые меры по предотвращению повреждений внутридомовых систем тепло - и водоснабжения и поддержанию минимальной внутридомовой температуры (не ниже +12 градусов по Цельсию), используя для поддержания температуры теплогенераторы и другое оборудование. Через дежурного по префектуре привлекается персонал жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, арендаторов, ведомств или других потребителей для аварийно-восстановительных работ на принадлежащем им оборудовании.
(Пункт 3.1.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.7. Диспетчер ОАО "МОЭК":

Информирует диспетчера РДС АО и дежурного по префектуре административного округа города Москвы о ходе аварийно-восстановительных работ, их завершении и начале заполнения тепломагистрали;

Согласовывает с владельцем (потребителем) порядок заполнения и включения тепломагистрали в работу, включения потребителей, организует работу эксплуатационного персонала потребителя по наладке и восстановлению до нормативного значения режимов теплоснабжения после ликвидации повреждения.
(Пункт 3.1.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.8. Диспетчер ЦДУ ОАО "МОЭК" информирует диспетчера ДепТЭХ города Москвы о ходе ремонтных работ и порядке включения потребителей после завершения работ, а также параметрах теплоносителя. Диспетчер ДепТЭХ города Москвы своевременно передает эту информацию в оперативный отдел Управления Мэра Москвы, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, диспетчеру ДЖКХиБ города Москвы, а диспетчер ДЖКХиБ города Москвы - в Мосжилинспекцию и РДС АО.
(Пункт 3.1.8 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.1.9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

3.2. Действия оперативного персонала при внеплановых (аварийных) повреждениях в системе централизованного теплоснабжения ОАО "МОЭК" на тепловых вводах, ЦТП, разводящих сетях и внутренних системах отопления:

3.2.1. Диспетчер филиала ОАО "МОЭК" при аварийных повреждениях на тепловом вводе, тепловом пункте, внутриквартальных (разводящих) сетях дает команду аварийно-выездной бригаде на отключение поврежденного оборудования и принятие необходимых мер безопасности и информирует об этом диспетчера ДепТЭХ города Москвы.

Диспетчер ДепТЭХ города Москвы сообщает об аварийном повреждении заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, диспетчеру ДЖКХиБ города Москвы.

3.2.2. Диспетчер ОАО "МОЭК", ГБУ Жилищник района или потребитель сообщает об аварии дежурному префектуры административного округа города Москвы и РДС АО. Передает сведения об адресе места повреждения, номере абонента (потребителя), количестве присоединенных зданий и ориентировочные сроки производства работ.

3.2.3. Диспетчер филиала ОАО "МОЭК" обязан оперативно выслать аварийно-выездную бригаду для отключения (при необходимости) потребителя (ей).

Аварийно-выездная бригада ОАО "МОЭК" обязана проверить фактическое отключение теплоносителя в тепловом пункте.

3.2.4. Диспетчер филиала ОАО "МОЭК", ГБУ Жилищник района или потребитель сообщает об окончании аварийно-восстановительных работ и подключении потребителя дежурному РДС АО, который сообщает об окончании работ дежурному по префектуре административного округа города Москвы.

3.2.5. Об окончании аварийных работ диспетчер ЦДУ ОАО "МОЭК" обязан сообщить диспетчеру ДепТЭХ города Москвы, который сообщает об окончании внеплановых (аварийных) работ в оперативный отдел Управления Мэра Москвы и диспетчеру ДЖКХиБ города Москвы.
(Пункт 3.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.3. При повреждении (аварии) на внутридомовых системах теплоснабжения (отопления) жилых зданий диспетчер ОДС ГБУ Жилищник района обязан принять все необходимые меры для обеспечения безопасности людей, отключения поврежденного участка, организации выполнения аварийно-восстановительных работ, сообщить о случившемся дежурному районной управы, диспетчеру РДС АО, который информирует о случившемся дежурного по префектуре административного округа и диспетчера ДЖКХиБ города Москвы, диспетчеру организации, эксплуатирующей (владельцу) тепловой пункт, принять меры по поддержанию минимальной внутридомовой температуры (не ниже +12 градусов по Цельсию).
(Пункт 3.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.4. Все оперативные переговоры дежурного персонала должны быть записаны на регистратор речевых переговоров и в краткой форме в оперативный журнал.

5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию .

4. Расследование и учет технологических нарушений на объектах энергоснабжения, в электрических и тепловых сетях производится в соответствии с действующей Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей.
(Раздел дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП)

Приложение к Нормативу по эксплуатации жилищного фонда. Типовая инструкция по дренированию воды из внутридомовых систем отопления при повреждениях на сетях централизованного теплоснабжения и последующему наполнению и включению систем отопления после...

Приложение
к Нормативу по эксплуатации
жилищного фонда

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по дренированию воды из внутридомовых систем отопления при
повреждениях на сетях централизованного теплоснабжения и
последующему наполнению и включению систем отопления после
восстановления теплоснабжения зданий

I. Общие положения

1. Цель настоящей типовой инструкции - установить порядок действия обслуживающего персонала при нарушениях ситуациях в системе теплоснабжения для сохранности внутридомовых систем в условиях отрицательных температур наружного воздуха.

В типовой инструкции приведены характерные нарушения в системе централизованного теплоснабжения (СЦТ), отражены организационные требования и указано время, отводимое на дренирование теплоносителя (воды) из системы отопления в зависимости от погодных условий, а также дан оперативный план организации этих работ.

2. Дренирование воды из системы отопления в период отопительного сезона следует производить в исключительных случаях для предотвращения повреждения внутридомовых систем отопления при прекращении циркуляции теплоносителя в системе централизованного теплоснабжения в случае отрицательных температурах наружного воздуха.

2(1). Дренирование воды из системы отопления в период отопительного сезона должно производиться только по согласованию с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства.
(Пункт 2(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП)

3. Типовая инструкция предназначена для жилищно-эксплуатационных и теплоснабжающих организаций в качестве руководства для предотвращения повреждения внутридомовых систем отопления.

4. Типовая инструкция должна храниться у главного инженера организации, эксплуатирующей жилищный фонд, и организации, эксплуатирующей тепловые сети и тепловые пункты, совместно со следующими документами по эксплуатационной принадлежности:

4.1. Схемой тепловых сетей.

4.2. Схемой теплового пункта.

4.3. Схемой внутридомовой системы отопления с указанием мест расположения всех отключающих устройств, воздухосборников и дренажей (спускников).

4.4. Приказами на лиц, ответственных за проведение работ на тепловом оборудовании, и лиц, допущенных к производству работ.

4.5. Списком служебных и домашних телефонов с адресами местожительства обслуживающего персонала, а также номера телефонов аварийных служб.

4.6. Схемой оповещения на случай чрезвычайных и аварийных ситуаций.

II. Характер нарушений в системе теплоснабжения и теплопотребления и время, отведенное для дренирования воды из системы отопления

1. К нарушениям в СЦТ, вызывающим прекращение циркуляции теплоносителя, относятся:

1.1. Повреждения трубопроводов на источниках теплоснабжения, тепловых сетях, в тепловых пунктах или системах теплопотребления зданий;

1.2. Функциональные отказы теплофикационного оборудования (или его электроснабжения) на источниках теплоснабжения, тепловых сетях, в тепловых пунктах или системах теплопотребления зданий.

Критерием является снижение температуры теплоносителя во внутридомовой системе отопления до +15 градусов по Цельсию при температуре наружного воздуха 0 по Цельсию и ниже.

2. При нарушении, указанном в пункте 1, время, отводимое для спуска воды из системы отопления, зависит от температуры наружного воздуха:

2.1. При температуре наружного воздуха от 0 до -10 градусов по Цельсию допускается остановка работы системы отопления без слива воды на срок до 6 часов.

2.2. При температуре наружного воздуха от -10 до -15 градусов по Цельсию допускается останов работы системы отопления без слива воды на срок до 4 часов.

2.3. При температуре наружного воздуха ниже -15 градусов по Цельсию слив воды из системы отопления должен производиться не позднее, чем через 2 часа после прекращения циркуляции в системе отопления.

Примечание. При снижении температуры воды в трубопроводах системы отопления до +15 градусов по Цельсию и менее, при отрицательной температуре наружного воздуха, слив воды из системы отопления должен быть произведен вне зависимости от времени перерыва циркуляции, указанного в пункте 2.

III. Организационные требования

1. Исключение несанкционированного доступа посторонних лиц к отключающим устройствам на системах отопления (запорной арматуры).

2. Исправное состояние отключающих устройств (запорной арматуры) в узлах управления и на стояках, а также наличие дренажей и автоматических воздухоотводчиков, обеспечивающих быстрое опорожнение системы отопления.

3. Наличие в узлах управления необходимых контрольно-измерительных приборов (термометров, манометров) в исправном состоянии.

4. Наличие в эксплуатирующей организации:

Схем привязки жилых домов к тепловым пунктам, трансформаторным подстанциям (ТП), котельным;

Схем внутридомовых систем отопления с указанием мест расположения отключающих устройств, спускников, воздухосборников;

Списка всех присоединенных абонентов, в том числе нежилых, с указанием лиц, ответственных за эксплуатацию здания, их домашние телефоны и адреса местожительства;

Списка телефонов диспетчерских и аварийных служб, с которыми в аварийных ситуациях необходимо согласовывать свои действия для обеспечения сохранности систем.

5. Обеспечение незамедлительного доступа в подвальные, чердачные, другие помещения, в том числе арендуемые.

6. Главный инженер эксплуатирующей организации персонал, ответственный за сохранность внутридомовых систем, в случае явной опасности их повреждения принимает самостоятельное решение по сливу воды из системы, не дожидаясь разрешения диспетчера теплоснабжающей организации, сообщив об этом в диспетчерские службы согласно схеме оповещения. Признаком явной опасности следует считать снижение температуры воды в системе до +15 градусов по Цельсию и менее при температуре наружного воздуха 0 градусов по Цельсию и ниже.

IV. Оперативный план дренирования воды из системы отопления зданий

1. Жилищно-эксплуатационные организации должны иметь утвержденный управляющей организацией и согласованный с теплоснабжающей организацией оперативный план дренирования воды из системы отопления в экстренных случаях, связанных с повреждениями на сетях теплоснабжения и теплопотребления зданий.

2. Оперативный план должен включать в себя документы, указанные в разделе 1 пункта 4.

3. При дренировании воды из систем отопления группы зданий, снабжаемых теплом от одного центрального теплового пункта (ЦТП), в первую очередь следует производить слив воды из системы отопления в зданиях с минимальной теплозащитой и низкой теплоаккумулирующей способностью (серии К-7, П-32 и т.п.).

4. Оперативный план должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах, причем один экземпляр должен быть оформлен в виде стенда и находиться в диспетчерской ОДС ГБУ Жилищник района, ОДС ГКУ ИС района, управляющей организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5. По разработанному оперативному плану в соответствии с порядком отключения и опорожнения систем отопления персонал жилищно-эксплуатационной организации должен регулярно, но не реже одного раза в квартал проходить инструктаж по комплексу противоаварийных мероприятий в системах теплоснабжения.

V. Порядок отключения и опорожнения системы отопления зданий

1. При получении сигнала о повреждении в системе теплоснабжения (отопления), поступившего на ОДС, жилищно-эксплуатационный персонал обязан:

1.1. Установить непрерывное дежурство на здании и принять меры по дополнительному утеплению помещений. При утеплении следует устранить выявленные дефекты (в притворах входных дверей, тамбурах и оконных переплетах, на лестничных клетках, в продухах, входных дверях подвалов, в местах выхода на кровлю зданий) и принять меры к поддержанию положительной температуры воздуха внутри помещения при помощи теплогенераторов и иными возможными способами (не ниже +12 градусов по Цельсию).

1.2. Уведомить арендаторов о необходимости принятия мер по сохранности материальных ценностей.

1.3. В условиях низкой температуры наружного воздуха (см. раздел II) через 2 часа после останова теплоснабжения запросить телефонограммой дежурного диспетчера теплоснабжающей организации или вышестоящей организации разрешение на дренирование воды из наиболее уязвимых участков трубопроводов, проложенных по чердаку, а также стояков лестничных клеток.

2. При невозможности устранения повреждения за время, указанное в разделе II, исходя из обстановки, самостоятельно принять решение о мерах по сохранности внутренней системы отопления зданий, находящихся в зоне отрицательных температур, т.е. слить воду из отопительных стояков лестничных клеток при остывании теплоносителя до +15 градусов по Цельсию. Для опорожнения стояков лестничных клеток необходимо перекрыть на них запорную арматуру, вывернуть пробки спускников в нижних точках, открыть воздухосборники (если их нет, - вывернуть верхние пробки нагревательных приборов).

3. В системах с верхней разводкой при охлаждении теплоносителя в трубопроводах, проходящих по чердаку, до температуры, близкой к +15 градусов по Цельсию, и температуре наружного воздуха, близкой к 0 градусов по Цельсию, отключить с помощью задвижек систему отопления здания от теплосети и частично слить воду из системы при открытых воздухосборниках до уровня нагревательных приборов верхнего этажа, продолжая наблюдение за температурой воздуха в помещениях.

4. Для полного опорожнения системы отопления в случае, когда температура воды в отопительных приборах, стояках и температура воздуха в помещениях снизилась до значений, указанных пункте 3, необходимо после закрытия сначала подающей, а затем обратной запорной арматуры в узле управления на вводе в здание открыть все воздухосборники, а также общий дренаж, предварительно соединив его резиновым шлангом с приемным устройством или трапом системы канализации. По окончании слива воды через общий дренаж необходимо открыть спускники в нижних точках трубопроводов нижней разводки системы отопления.

VI. Порядок наполнения и включения системы отопления в работу

1. Наполнение и включение в работу систем отопления жилых зданий после ликвидации повреждений производится при установившемся располагаемом напоре (давлении) в тепловых сетях.

2. Наполнение и включение в работу систем отопления нескольких зданий от одного теплового пункта (ЦТП) производится последовательно от первого по ходу теплоносителя здания до последнего.

К следующему зданию бригада переходит после проверки восстановления работы системы отопления в нормативном режиме.

3. Запорная арматура для выпуска воздуха из систем отопления жилых домов при наполнении должна оставаться в открытом положении до момента прекращения выхода воздуха через нее и появления воды.

После заполнения, из системы отопления удаляется воздух и открывается запорная арматура подающей линии узла управления на вводе в здание и в системе отопления устанавливается циркуляция.

4. Особенности наполнения независимых систем отопления

4.1 В условиях когда давление в обратном трубопроводе на тепловом пункте выше статического давления системы отопления, наполнение системы отопления сетевой водой производят постепенным открытием запорной арматуры на обратном трубопроводе при закрытой подающей линии на узле управления на вводе в здание.

4.2. В условиях, когда давление в обратном трубопроводе на входе в здание ниже статического давления системы отопления и напора подпиточных насосов недостаточно, то наполняют верхнюю часть системы отопления из подающей линии путем частичного открытия запорной арматуры на подающем трубопроводе теплового пункта при одновременном прикрытии задвижки на обратной линии. При этом необходимо следить по манометрам за давлением в системе, чтобы оно не превысило максимально допустимое для установленных нагревательных приборов во избежание их повреждения.

5. Особенности наполнения зависимых системы отопления

5.1. В условиях, когда давление в обратном трубопроводе на входе в здание выше статического давления системы отопления, выполняют операции, указанные в пункте 4.1.

5.2. В условиях, когда давление в обратном трубопроводе на входе в здание ниже статического давления системы отопления, то система отопления наполняется в два этапа. На первом этапе выполняются операции указанные в пункте 4.1. На втором этапе:

5.2.1. При теплоснабжении здания от схемы насосного смешения выполняются операции, указанные в пункте 4.2.

5.2.2. При теплоснабжении здания от схемы с элеваторным смешением последующее наполнение производится через запорную арматуру N 1 на подающем трубопроводе элеваторного узла и далее через подмешивающую линию элеватора (при этом подающая запорная арматура N 3 за элеватором закрыта) и через запорную арматуру N 4 в обратный трубопровод системы отопления. При этом запорная арматура N 2 на обратном трубопроводе элеваторного узла прикрывается частично. В этом случае, наполнение системы следует производить очень медленно и непрерывно следить за показаниями манометра. Как только давление в обратном трубопроводе сравняется со статическим давлением системы, наполнение следует немедленно прекратить закрытием запорной арматуры N 1.

Для предотвращения значительного повышения давления в системе отопления рекомендуется перекрыть запорную арматуру N 1 прежде, чем будет перекрыт последний воздушник.

Не допускается повышение внутреннего давления в системе отопления свыше допустимого для установленных в системе отопительных приборов.

После заполнения и удаления воздуха из системы отопления полностью открывается запорная арматура на обратном трубопроводе N 2, открывается запорная арматура на подающем трубопроводе элеваторного узла N 3 и N 1 и в системе устанавливается циркуляция.

В этот момент следует отрегулировать положение клапана подпора (или запорно-регулирующей арматуры) на обратном трубопроводе при расчетном расходе во избежание опорожнения системы отопления здания.

Приложение 2. Предполагаемые адреса мест (площадок) складирования снега в зимний период 2006-2007 годов (утратило силу)

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . -
См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Приложение 3. План заготовки противогололедных материалов на зимний период 2006-2007 годов (утратило силу)

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . -
См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Приложение 4. Уточненный перечень снегосплавных пунктов для эксплуатации в зимний период 2006-2007 годов (утратило силу)

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . -
См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Приложение 5. Примерный перечень "сухих" снегосвалок на зимний период 2006-2007 годов (утратило силу)

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . -
См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Приложение 6. Перечень ввода в эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых объектов и оборудования электроэнергетики ОАО РАО "ЕЭС России" (утратило силу)

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 607-ПП . -
См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О нормативе Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2006/03) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий (с изменениями на 15 октября 2014 года) (снято с контроля)

Название документа: О нормативе Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2006/03) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при отключениях систем теплоснабжения и водоснабжения, теплопотребления и водопотребления жилых зданий (с изменениями на 15 октября 2014 года) (снято с контроля)
Номер документа: 906-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 06.12.2006
Дата принятия: 21 ноября 2006
Дата начала действия: 21 ноября 2006
Дата редакции: 15 октября 2014

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция среди владельцев жилья в многоквартирных домах перейти на автономные варианты теплоснабжения. Увеличившиеся финансовые возможности собственников квартир позволяют сегодня обеспечить отопление в квартире на совершенно ином, более высоком техническом уровне. Этому в немалой степени способствуют появившиеся автономные приборы и агрегаты, обладающие высокой эффективностью и экономичностью.

Стремление сделать свою квартиру абсолютно независимой от централизованного теплоснабжения вполне понятно и объяснимо. Нередко качество работы системы отопления в зимний период оставляет желать лучшего. Еле теплые батареи, когда за окном лютует зима, необоснованные финансовые расходы – реальные предпосылки для того, чтобы полностью отказаться от отопления в квартире.

Альтернативные варианты отопления. Реальность и последствия этого шага

Основной аргумент, которым руководствуется владелец квартиры, пожелавший отключиться от теплоцентрали и сделать в своем доме автономное отопление – независимость. Для нашей страны характерной особенностью является быстрая смена сезонов. Лето заканчивается быстро, тепло, накопленное в домах за теплый период, быстро улетучивается. Для многих из нас состояние ожидания, когда официально начнется отопительный сезон, связано с дискомфортом. До даты включения централизованного отопления еще достаточно много времени, а в квартире уже холодно и не уютно. Выход есть, и он просто напрашивается.

Свой автономный котел способен решить такие проблемы раз и навсегда. Но как , чтобы самостоятельно принимать решения когда, сколько и за что платить? Все эти вопросы требуют тщательного анализа и грамотного подхода. Основная проблема – огромная бюрократическая работа. Чтобы раз и навсегда отказаться от услуг региональной энергетической компании, потребуется масса разрешений и сопутствующей документации.

Законодательство в данном случае занимает нейтральную, двоякую позицию. С одной стороны, Закон не запрещает нам отказаться от услуг централизованного теплоснабжения, однако само отключение влечет за собой массу юридических формальностей. Сложности для жильцов, которые готовы поставить у себя дома автономное отопление, связаны с техническими нюансами благоустройства многоквартирных домов. Что бы стало понятнее, можно представить свой дом в разрезе. Многочисленные трубы, стояки, змеевики, радиаторы, запорная арматура и счетчики учета тепла представляют собой единую сложную сеть. С теоретической точки зрения отключиться можно, однако, с технической стороны – это настоящая инженерно-техническая проблема.

Любое несанкционированное вмешательство в систему может привести к нарушению работоспособности всего комплекса в целом. Выключение одной квартиры из единой системы отопления потребует проведения переоборудования всей сети и связано с большим объемом инженерно-технических работ.

Важно! Все расходы по проведению реконструкции и реорганизации системы централизованного отопления многоквартирного дома, связанные с отключением от отопления одного абонента, ложатся на его плечи.

Вся система в соответствии с нормами законодательства является частью единого имущественного комплекса, который относится к многоквартирному дому. Состав имущества жилого здания, его функциональность и работоспособность определяется собственниками жилья. Напрашивается вывод - решения о внесении изменений в систему централизованного отопления принимается коллегиально. Такое требование четко прописано в Жилищном Кодексе. Отключение одной квартиры решение индивидуальное. Однако самовольное отключение без получения соответствующих разрешений и согласований, преследуется по закону. В отдельных случаях такие действия со стороны владельца квартиры, могут квалифицироваться как уголовное преступление. Любые работы, касающиеся инженерных сетей в многоквартирном доме, должны выполнять специалисты, руководствуясь соответствующими разрешениями, техническим заданием и проектом.

Решение принято. Как отключиться от теплоцентрали

Отталкиваться в данном случае необходимо от положений, прописанных в «Правилах предоставления услуг по централизованному водо- и теплоснабжению», которые утверждены Постановлением Правительства. В соответствии с правилами вы имеете право отказаться от услуг энергетической компании в поставке тепла и горячей воды. Порядок отказа основан на положениях существующего договора между собственником квартиры и компанией – поставщиком тепла. Любой договор можно расторгнуть. Истинные или фиктивные причины для расторжения договора на поставку горячей воды и отопления всегда можно найти. На сегодняшний день большинство компаний, работающих на рынке теплоснабжения, систематически нарушают договорные условия, не говоря уже о пренебрежении существующими санитарными нормами и правилами.

Вы решили отказаться от централизованного отопления, тогда вас ждет следующее:

  • осуществить за свой счет и своими силами переоборудование системы для обеспечения смежных жилых помещений отоплением и горячим водоснабжением в полном объеме;
  • выполнить работы по возобновлению нормальной работы в смежных квартирах систем вентиляции и водоотвода.

Все работы предусмотрены соответствующими СНиПами (41-01-2003, 23-02-2003 и 31-01-2003). Технические работы без согласия соседей и других жильцов вашего дома, выполнять запрещается.

Существенным препятствием для воплощения своего желания стать независимым от поставщиков услуг, становятся отраслевые Приказы и Распоряжения.

Например: Отключение от и горячего водоснабжения абонента выполняется только при условии –отказываться от услуг должен весь дом. Подобные ограничения вводят негласный запрет на отказ от ЦО и ГВС отдельных квартир. Подобные нормы противоречат положению Жилищного Кодекса, однако с технической точки зрения доказать противозаконность действий коммунальщиков достаточно сложно.

Такая ситуация является массовым явлением и существенно ограничивает наши законные права распоряжаться своим имуществом. Мы попадаем в зависимость от желания других собственников жилья в многоквартирном доме, которых положение вещей устраивает, и они не намерены вносить изменения в существующую ситуацию по разным причинам. Если добиваться защиты своего права собственника через суд, шансы выиграть дело есть, однако, эта процедура может занять много времени. Доводами для отказа на выдачу разрешения на отключение могут стать технические причины, которыми объясняется невозможность проведения работ по отключению без нарушения функциональности всей системы ЦО и горячего водоснабжения.

На заметку: Даже наличие у владельца квартиры задолженности за отопление, не станет для компании – поставщика услуг поводом для отключения. Сеть останется нетронутой, тогда как задолженность будет взыскиваться с должника в судебном порядке.

Поставщики тепла являются монополистами на рынке теплоснабжения, которые стараются всеми средствами сохранить сферу своего влияния на жилищный фонд.

Юридические тонкости и нюансы при отключении ЦО

Существует вариант отключения централизованного отопления без необходимости обращаться за разрешением. Многие из нас редко когда в глаза видели договора с коммунальщиками на поставку тепла в ваш дом. Априори считается, что владельцы жилья многоквартирного дома согласны с условиями поставки услуг по централизованному отоплению. Фактически ситуация является подвешенной в воздухе с правовой точки зрения. Нет договора, нет обязательств.

Тем более практически в каждом доме можно найти жителей, которые самовольно отключились от теплоснабжения и сумели оборудовать свои квартиры автономными системами отопления. Случаев привлечения к ответственности за самоуправство в данной ситуации практически нет, поэтому ситуацию каждый решает на свой страх и риск.

Рассмотрим ситуации, когда для воплощения в реальность вашего желания отказаться от услуг централизованного отопления, согласия жильцов вашего дома и соседей не требуется.

Многоквартирные дома часто имеют до конца не оформленную техническую документацию, касающуюся системы отопления. В связи с этим, часто случается, что элементы отопительной системы не являются частью имущественного комплекса зданий. Несмотря на то, что в такой ситуации вам получать коллективное согласие на переоборудование систем отопления в квартире не потребуется, официальные разрешения от контролирующих и обслуживающих организаций необходимы.

Причина в том, что любое вмешательство в инженерные сети требует обязательной фиксации в технической документации. Для каждого дома имеется технический паспорт, в котором учтены все данные о работающей системе отопления. Снятие радиаторов, врезка и установка заглушек в квартирах, любые другие изменения должны быть отражены в техническом паспорте. Руководствуясь ст. 26 Жилищного Кодекса РФ для дальнейших действий вам потребуется следующий пакет документов:

  • заявление в свободной форме;
  • техпаспорт на отключаемую квартиру;
  • документы, подтверждающие право собственности (пользования) квартирой;
  • письменное согласие всех законных обитателей квартиры;
  • техническое заключение специалистов на возможность проведения отключения и последующего переоборудования коммуникаций.

Для полноты картины требуется приложить к пакету документов проект переустройства, который разрабатывается специалистами соответствующих организаций и инстанций. В составе проектной документации обязательно должны быть расчеты, которые доказывают функциональность центральной системы отопления в доме в отсутствие элементов отключенной квартиры. В дополнение к проекту лучше иметь схему теплогидравлических расчетов объекта, точный расчет остаточного обогрева.

Технически грамотный проект является первым шагом к получению разрешения. Однако если вносимые изменения могут негативно отразиться на теплоэффективности всего дома и вызвать нарушение температурного режима в квартирах других собственников жилья, такой проект будет отвергнут.

Технические сложности

Если вся документация соответствует требованиям, проект переоборудования квартиры согласован, тип автономного источника обогрева удовлетворяет нормам пожарной безопасности и условиям эксплуатации в многоквартирном доме, можно ожидать получения разрешения. Другое дело, что подобные действия со стороны коммунальщиков не встречают энтузиазма и бюрократическая процедура может растянуться на месяцы.

Относительно технической стороны дела, задача с отключением квартиры от централизованного отопления, выглядит не сложной. Для ее решения нужно просто пригласить квалифицированных работников. Демонтаж существующего оборудования и последующий монтаж автономной системы отопления выполняется в строгом соответствии с проектом, при участии специалистов.

В противном случае вы можете столкнуться с рядом проблем, сначала технического плана, а потом и административного.

Каждый год у жителей городов возникает вопрос о том, когда включат и отключат отопление. Зачастую погодные условия и графики начала отопительного сезона не совпадают, и при наступлении холодов батареи остаются холодными, что вызывает дискомфорт. И, напротив, когда на улице становится совсем тепло, коммунальные службы продолжают топить.

Старт и завершение отопительного сезона напрямую зависит от ремонтных и подготовительных работ. В это время коммунальные и аварийные службы функционируют в авральном режиме, не успевая вовремя отвечать на все заявки. Разберемся, каков все-таки температурный график системы отопления и насколько его соблюдают.

Как происходит отключение отопления

Системы теплоснабжения во всех многоквартирных домах отключаются одновременно из-за особенностей устройства. Иногда переход на летний режим подразумевает под собой отключение горячей воды, именно по этой причине стоит заранее знать, когда именно он произойдет. О запланированных гидравлических испытаниях жильцов обязаны оповестить заранее, чтобы те смогли подготовиться.

Как правило, срок отключения отопления приходится на весенние месяцы: вторую половину апреля – начало мая. Но это не значит, что в первые две недели мая батареи выключают, и они сразу становятся холодными.

За отслеживание температурных колебаний отвечают организации, занимающиеся жизнеобеспечением того или иного населенного пункта, а именно:

  • жилищно-коммунальные хозяйства;
  • административные органы.

Они обязаны обладать информацией о том, что дальнейшего понижения в установленном для отключения месяце не предвидится.

Когда отключают

Выбор конкретной даты, когда именно отключают отопление, не зависит от жилищной конторы или сантехников, решение принимает исключительно муниципалитет согласно постановлению правительства РФ . Средняя суточная температура на улице должна продержаться на отметке 8 градусов выше нуля не менее 3-5 суток подряд, и только в этом случае отопление отключат.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • соответствие даты отключения периоду;
  • решение об отключении отопления должно быть согласовано с метеорологическими службами.

Нередко среди зимы устанавливается минимальный температурный режим, при котором нужно перестать топить. Но в силу того, что временной период и график центрального отключения отопления не соответствуют друг другу, остановки подачи тепла не будет, даже если за окном значительно выше нуля долгое время. В этом случае возможно лишь максимально снизить температуру по теплотрассе на системе центрального регулирования.

Подача отопления прекращается после соответствующего указания районной или муниципальной администрации и его публикации, как правило, это происходит после 20 апреля. Этим же органом издается указ о начале отопительного сезона.

Кто принимает решение

Отключение отопления осуществляется местной тепловой электростанцией (ТЭЦ) по решению администрации города после установленной даты. Именно поэтому нет смысла начинать конфликт с жилищным правлением по вопросу наличия или отсутствия тепла, его подачи или приостановки, они не принимают в этом участия.

В силу того, что в России несколько климатических поясов и наступление тепла в них разнится, жителям северных регионов стоит обзавестись дополнительными приборами обогрева. Ведь график отключения отопления одинаков для всей страны. Местные коммунальные службы повлиять на дату отключения тепла не могут. Тепловая электростанция может принять подобное решение только в силу форсмажорных обстоятельств.

ВАЖНО! Если вы летом, обязательно проведите их опрессовку. Перед пуском отопления трубы всегда заполняют для того, чтобы выявить возможные дефекты, и без проведения этой процедуры безопасными они не будут.

Как узнать дату окончания отопительного сезона

Постановления администрации о приостановке подачи тепла должны быть опубликованы на официальном интернет-портале муниципалитета. К сожалению, подобные сайты есть не у всех госорганов, потому параллельно указ печатается в местной городской газете, представляющей интересы муниципальных структур.

Кроме того, местное телевидение и радио, а также электронные новостные системы оповещают о температурном графике отопления и точной дате его отключения. При необходимости все интересующие сведения можно получить, позвонив в комитет управления жилищно-коммунальным хозяйством. Сами ТЭЦ без соответствующего постановления администрации не смогут сообщить точную дату отключения.

Остановка работы отопительной системы и переведение на летний режим не могут быть осуществлены моментально. Их отключают в определенной последовательности:

  • административные и промышленные здания;
  • школы, детские сады и больницы.

Таким образом, зачастую жильцы многоквартирных домов продолжают платить за отопление, несмотря на то, что за окном давно установился температурный минимум, необходимый для его приостановки. В этом случае поможет лишь установка индивидуальных приборов учета или отключение отопления раньше установленного срока после подачи коллективной заявки для теплоснабжающей организации.