Выплачивают ли деньги по осаго. ДТП с участием нескольких машин: изменения в правила прямого урегулирования. Новые правила осаго: на кого распространяются

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Страхование автогражданской ответственности должны производить все автовладельцы, которые хотят защитить себя от расходов на случай аварии. Максимальная выплата по ОСАГО была увеличена, в 2017 году она оставила 400-500 тысяч рублей. Сумма компенсации зависит от степени повреждения имущества или травм, появившихся в результате ДТП.

Основные положения по ОСАГО при ДТП


Участники интересуются, как получить максимальную выплату по ОСАГО и кому полагается такая компенсация. Сразу стоит отметить, что на возмещение ущерба могут претендовать только те участники аварии, которые признаны потерпевшими. Для того чтоб страховая фирма ответчика взяла на себя обязательство по покрытию расходов потерпевшего лица, у всех автовладельцев-участников должны быть полисы.

Возмещению по ОСАГО 2017 подлежит материальный урон, а также . Сумма зависит от федеральных нормативов, регулирующих начисление компенсации и степени повреждений. Компенсация будет иметь место, если был страховой случай. В эту категорию попадают ситуации, когда в аварийном положении пострадало имущество, здоровье человека.

Как оценивается урон


Если пострадал автомобиль, проводится экспертиза машины для установления степени и вида повреждений. Точно так же, при помощи анализа оценивается ущерб, нанесенный другому виду имущества. Когда страдает здоровье участника дорожного движения, проводится диагностические мероприятия, назначается лечение. Страховая компания должна компенсировать все расходы на лечение, восстановление, питание пациента.

Обратите внимание! Компенсируются все расходы на восстановление машины, здоровья потерпевшего, но строго в рамках максимально допустимой суммы.

Максимальные выплаты по ОСАГО

Еще несколько лет назад обязательное страхование предусматривало максимальную сумму 160 000 рублей. На сегодняшний день показатели были повышены. Кроме того, у пострадавшей стороны появились дополнительные привилегии, а именно:

  • более высокий порог максимальной суммы;
  • возможность взыскания денежной компенсации непосредственно с ответчика, если страховых средств не хватает на восстановление;
  • возможность получения средств на восстановление автомобиля, .

На размер компенсации напрямую влияет ряд коэффициентов, которые предусмотрены законом. На сумме отразится бонус за безаварийную езду водителя, результат экспертизы, количество потерпевших граждан. Учитывается степень , необходимость в проведении реабилитационных мероприятий.

Итак, максимальная выплата по ОСАГО в 2017 году составляет:

  • 400 000 руб. – максимум при возмещении ремонта автомобиля;
  • 400 000 руб. – в рамках этой суммы выделяются средства на восстановление ущерба по другому имуществу;
  • 500 000 руб. – максимально допустимая сумма, что может быть выплачена на лечение, восстановление, возмещение утраченной выгоды;
  • 500 000 руб. – порог, в рамках которого выплачивается компенсация в случае ;
  • 100 000 руб. – предел, который может быть выделен на возмещение ущерба пострадавшего лица, если авария была оформлена по европротоколу.

Обратите внимание! Инвалидность, полученная ребенком в аварийном происшествии – основание для назначения ему максимальной суммы выплаты, а именно 500 тыс. руб. Денежные средства выплачивают за минусом средств, выделенных ранее на лечение этого гражданина.

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обоих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

  • если есть пострадавшие, звонить в «Скорую помощь»;
  • вызвать представителя ГИБДД;
  • уведомить страховую компанию о страховом событии;
  • собрать нужные документы;
  • оформить письменное заявление и направить страховой организации по месту ее нахождения или ее представителя;
  • дополнительно, помимо письменной формы, документы можно отправить в электронном виде.

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

С апреля 2017 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об обязательном страховании». Они практически полностью изменили механизм выплаты по ОСАГО. в 2018 году выплаты по ОСАГО при ДТП осуществляются по новому.

С каждым годом убытки от ОСАГО повышались. Вызвано это было и тем, что опытные автоюристы подчас организовывали автоподставы и отсуживали максимальные выплаты, которые, по сути, и не требовались. Ситуация осложнялась и тем, что в некоторых регионах стало очень сложно приобрести полисы по ОСАГО или оформить его без дополнительных комиссий. Для исключения мошеннических действий руководством страны было дано поручение проработать более совершенный механизм страхования. Какие изменения произошли, рассмотрим подробнее.

Размер максимальных страховых выплат в 2018 году

Покупка полиса дает возможность обратиться за выплатой при аварии на дороге. Еще в 2014 году страховые суммы увеличены и не изменены поправками в закон 2018 года, теперь максимальные суммы по ОСАГО, которые можно получить при ДТП в 2018 году составляют:

  • если потерпевший умер или ему причинен большой вред здоровью, страховая компания заплатит до 500 тысяч рублей
  • Лимит выплаты на восстановление автомобиля составляет 400 тысяч рублей.

Суммы указанные выше, выплачиваются за каждый случай отдельно. То есть годового лимита выплат по ОСАГО нет.

Указанный лимит выплат вовсе не означает, что пострадавший получит всю выплату в полном объеме. Как правило их размер устанавливается самими страховыми компаниями, но не должен быть больше установленных законом сумм. Если страховая компания действует незаконно и старается занизить сумму к выплате, потерпевший имеет право обратиться за защитой в судебные органы.

Как получить максимальный лимит компенсации ущерба после ДТП в 2018 году. Тонкости проведения независимой экспертизы.

Порядок действий для получения компенсации

Для получения страховых выплат по ОСАГО при ДТП следует обратиться в страховую компанию. Выплата будет произведена после проведения независимых экспертиз. Сумму, которую удастся получить, будет зависеть от марки, года выпуска авто, повреждений. К слову, если водители договорились не оформлять ДТП, выплата назначена не будет. Также не положена выплата при ДТП на учебной площадке. Воспользоваться компенсацией возможно лишь при законном оформлении. Указанный выше порядок распространяется на владельцев полисов, купленных до 28 апреля 2017 года.

Воспользоваться денежной компенсацией после оформления полиса позднее этой даты не получится. Сейчас компенсация заменена ремонтом. В выплате отказано владельцам легковых автомобилей, принадлежащих гражданам России. Т.е. в случае необходимости проведения ремонта страховая компания отправит водителя пострадавшего авто в специализированную мастерскую и оплатит ее работу.

По закону страховая компания отправляет на ремонт автомобиль в течение 20 календарных дней. При этом при ремонте используются только новые, а не б/у запчасти. Расчет стоимости ремонта производится по методике ЦБ. В расчет принимаются не фактически затраченные материалы, а усредненные. Иначе говоря, если суммы, выделенные страховой компанией для проведения ремонта не хватит для проведения всего ремонта, владельцу придется доплачивать за него самостоятельно. Лимит ответственности в этом случае не изменился и составляет 400 тысяч руюлей.


Условия выплаты наличных денег в 2018 году

Вместе с тем, закон все же позволяет в некоторых случаях произвести выплату по ОСАГО:

  • Если сумма ущерба причиненного автомобилю превышает лимит в 400 тысяч рублей
  • Машина не подлежит ремонту
  • Потерпевший в аварии погиб, а его родственники не хотят заниматься ремонтом авто
  • Потерпевший является инвалидом
  • Собственник автомобиля - юридическое лицо
  • Невозможность в установленные законом сроки восстановить автомобиль
  • Автомобиль старше 20 лет
  • Достигнуто обоюдное согласие между страховой и водителем.

Согласно новым изменениям, водитель теперь сможет воспользоваться правом самостоятельного выбора сервиса, с одной оговоркой. Ремонт машин осуществляется только в СТО, которые являются партнерами страховой компании. Вместе с тем, сервис не должен находится дальше 50 километров от места проживания потерпевшего или места ДТП. Ремонтировать автомобиль закон разрешает 1 месяц.

Срок исчисляется в рабочих днях и может быть увеличен при согласии водителя. Если работы сервисом проводятся крайне медленно и наблюдается необоснованное затягивание ремонта, водитель праве взыскать с СТО неустойку.

За качество проведенного ремонта ответственность несет страховая компания. Законом установлен шестимесячный срок гарантии на запчасти, лакокрасочные работы - 1 год.


Как быть с новыми машинами по гарантии? Законом установлено, что страховая компания обязана произвести ремонт автомобиля в сервисе, у которого есть соответствующая лицензия на обслуживание конкретной марки. Если с ним у страховой договор не заключен, водитель вправе отказаться от ремонта. В таком случае он получит на руки выплату и сможет произвести ремонт в дилерском центре. Это правило распространяется на машины не старше 2 лет.

За качество работ придется отвечать теперь страховой компании. Если работы проведены плохо или не в полном объеме, у водителя есть претензии, то сначала следует отправиться в страховую компанию, написать заявление и изложить в нем все свои претензии. Ели выясниться, что устранить недочеты невозможно, стоит потребовать неустойку, а в случае несогласия страховой компании подать иск в суд.

Полагаются ли выплаты виновнику ДТП

Водителей интересует вопрос. Полагаются ли выплаты виновнику ДТП по ОСАГО? Рассчитывать на выплату или ремонт за счет страховой компании водитель-виновник может, если ДТП произошло с участием нескольких машин. Т.е. виновник признается дополнительно и потерпевшим. Такая ситуация возможна если помимо несоблюдения правил движения водителем иной участник ДТП также их нарушил.


Если страховая компания откажется от возмещения ущерба (а такое возможно в большинстве случаев) доказывать право на получение компенсации придется в судебном порядке. Многое будет зависеть от квалификации правонарушения самим судьей. Если судья разделит ДТП на 2 состава правонарушения, виновник сможет получить компенсацию за причинение вреда другим лицом. Получить выплату за ситуацию, в которой водитель сам виновник он не сможет.

Поскольку, как видно из примера, доказать право на получение компенсации по ОСАГО в случае сложного ДТП будет утомительно и долго, сказывается и несовершенство судебной системы в стране и отсутствие прецедентов. Решение спорных ситуацией производится судьей единолично и от того, какая норма права будет применена зависит исход дела. Поэтому водителю имеет смысл задуматься об оформлении КАСКО, где выплата производится обеим сторонам и в повышенном размере.

Есть еще один вариант когда компенсация положена обоим участникам ДТП -

Заключение

Теоретически принятые поправки в законе должны удовлетворить обе стороны. Как показало время все страховые начали ремонтировать автомобили. Выплат по ОСАГО при ДТП в 2018 году становится все меньше. В большинстве случаев восстановление автомобиля производят качественно и в срок.

Рынок обязательного автострахования, как и все финансовые рынки, постоянно изменяется. При этом на основе данных за последний отчётный год существования этого рынка можно сделать определённые выводы.

Для этого рассмотрим и сборы страховой премии, и число проданных страховок, и общий размер возмещенного ущерба (включая выплаты по судебным делам), и количество заявленных гражданами убытков. Также в обзоре найдёт отражение информация об общем количестве отказов в возмещении ущерба.

К сожалению, статистика Центробанка не позволяет судить, были ли при этом у страховых компаний объективные причины для отказа.

И без того обзор официальной статистики страховых компаний позволяет судить про их общее финансовое положение именно в сфере обязательного автострахования .

Сборы и выплаты

Итак, по официальным данным Центробанка, в 2017 году российские страховые компании получили от клиентов за полисы ОСАГО 222 миллиарда 75 миллионов 980 тысяч рублей. При этом регулятор в отчётности не уточняет, какая именно часть этой суммы приходится на электронную автогражданку.

Но и без того, если объединить электронные и офисные продажи, цифра внушительная, сравнимая, например, с бюджетом азиатской или ближневосточной страны со слабым экономическим развитием.

Выплатили же отечественные страховые компании, по данным всё того же Центробанка, 175 миллиардов 516 миллионов 252 тысячи рублей. Таким образом, сборы в 2017 году превысили выплаты на целых 46 миллиардов 559 миллионов 728 тысяч рублей. Так почему же ТОП-менеджеры страховых компаний как заговорённые твердят про убыточность этого вида страховых услуг?

Как известно, от общих сборов страховые компании отдают три процента в компенсационный фонд Российского Союза Автостраховщиков и ещё двадцать тратят на ведение дела.

К последней статье расходов относятся зарплата персонала, документооборот, аренда офисных площадей. Функционирование тех же компьютерных серверов, без которых невозможна продажа страховок в электронной форме .

Всё ли так просто?

Так вот, если вычесть из общих сборов страховщиков ОСАГО за 2017 год все эти расходы, то получится сумма в 170 миллиардов 998 миллионов 504 тысячи рублей, что на четыре с половиной миллиарда рублей превышает сборы. То есть автогражданка убыточна уже сегодня, а ведь у страховых компаний есть не урегулированные в силу обстоятельств страховые случаи за 2017 год.

Эта цифра, возможно, несколько бы снизилась, если бы страховым компаниям не пришлось выплатить по решениям судов различных инстанций 10 миллиардов 961 миллион 394 тысячи рублей. Как правило, при выплате по суду к страховой части возмещения ущерба добавляются и судебные издержки.

Убытки: заявленные и урегулированные

Здесь необходимо небольшое пояснение: заявленный убыток – пакет документ, ожидающий решения менеджеров страховой компании, урегулированный убыток – то, по которому было принято конкретное решение (выплата или отказ).

В общей сложности в 2017 году граждане заявили в страховые компании 2 миллиарда 778 миллионов 113 тысяч убытков. При этом урегулировано страховщиками было 2 миллиарда 804 миллиона 881 тысяча убытков. Подобное расхождение кажется нелогичным, но только если не принимать в расчёт, что часть урегулированных убытков была заявлена ещё в 2016 году.

Например, по сложным случаям, когда виновность сторон устанавливает суд или есть человеческие жертвы, рассмотрение страхового события может существенно затянуться.

Поэтому расхождение между количеством заявленных и урегулированных дел по автогражданке вполне объяснимо.

На два с лишним миллиарда урегулированных в 2017 году убытков отказы в возмещении ущерба были по 74 миллионам 314 делам. Сложно судить, сколько из них были обоснованы, например, вследствие разоблачения аферистов, зарабатывающих на страховых выплатах.

Сколько в среднем стоит полис ОСАГО?

Чтобы определить, во сколько именно обходился в среднем в 2017 году полис обязательного автострахования, достаточно взять два показателя: общее число договоров и общие сборы страховщиков. При этом цифра получится очень усредненная, так как фактически в разных регионах цена полисов ОСАГО сильно колеблется в зависимости от статистики аварий.

Путём несложных вычислений выходит, что в среднем автогражданка обходилась в 2017 году в расчёте на одно транспортное средство в пять тысяч восемьсот восемнадцать рублей. Конечно, на легковые автомобили из столицы, Питера или, скажем, Мурманска или Челябинска ценник гораздо выше. Как и на грузовики из любых регионов.

Вполне вероятно, что с падением продаж новых легковых автомобилей и увеличением износа старого парка, преимущественно грузовых машин, средняя цена автогражданки на будущий год увеличится ещё больше, но возможна и иная динамика, например, при уменьшении цены полисов в отдельных регионах.