Структура и особенности экономики франции

Среди стран Западной Европы принято выделять ведущие государства, входящие в «Большую семерку». К их числу относятся:

  • Великобритания;
  • Япония;
  • Канада;
  • Германия;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Италия.

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом (на них приходится 70% населения и 70% ВВП стран ЕС). Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Целью данной работы является рассмотрение экономики Франции, одного из крупнейших государств Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс.м²) и четвертой страны «Большой семерки» по масштабам экономики. Эта тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.

Таким образом, в работе будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны (особенности ее развития) и ее политическом устройстве, особенности быта и деловой этики, а также будут представлены некоторые статистические материалы.

Глава 1. Особенности макроэкономической модели развития Франции

Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Именно из-за высокой роли государства в экономике такую экономическую систему довольно часто называют этатисткой моделью. Один из бывших премьер-министров страны, Эдуард Балладюр, дал довольно точную характеристику такой активной роли французского государства в хозяйственной жизни, назвав его государством-планификатором.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет через консолидированный бюджет свыше половины ВВП (52,1% в 1999г.). Количество занятых в государственном секторе составляет около четверти всего экономически активного населения страны. Почти треть всей собственности в экономике приходится на долю государства. Крупнейшие французские транснациональные корпорации (ТНК) - такие как Elf Aquitaine (добыча и переработка нефти), Thomson (электроника и электротехника), France Telecom (связь), Renault (автомобилестроение) - вплоть до начала радикальной приватизации конца 1990-х гг. являлись либо полностью государственными компаниями, либо предприятиями с государственной долей участия. На примере таких государственных или полугосударственных концернов особенно очевидным стало сращивание экономической и политической власти государства.

Вместе с тем социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма долгое время способствовало сглаживанию отрицательных черт капитализма во Франции. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. К концу 1990-х гг. на социальные цели расходовалось около трети ВВП (30,8% в 1997 г.). Согласно комплексным оценкам международных институтов Франция занимает первое место в мире по эффективности своей системы здравоохранения. Заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Сильные профсоюзы постоянно угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания. Неуклонно снижается продолжительность рабочей недели.

Однако при всех преимуществах своей социальной системы сегодня Франция развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику.

Чтобы не отставать от темпов и качественного уровня развития стран-лидеров мировой экономики (прежде всего США) Франции остро необходимо не только развивать свою собственную технологическую базу, но и существенным образом трансформировать структуру национального хозяйства, что предполагает ослабление внутреннего регулирования и снижение бремени социальных расходов государства. Следовательно, в самое ближайшее время качественные перемены должны произойти в системе социальных гарантий, в характере взаимоотношений между государственным и частным секторами экономики, в сфере профессиональной подготовки кадров и занятости, а также в государственных финансах.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень которой, как и пособий по безработице, весьма высок. Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей и наемных работников. Так, если в 1997 г. социальные взносы равнялись 6,1% ВВП в Великобритании, 7,2% ВВП в США, 10,6% в Японии и 15,5% в Германии, то у Франции на социальные платежи приходилось 18,3% ВВП страны. А всего налоговые платежи и социальные взносы граждан и предприятий Французской Республики достигли 45,1% ВВП, что почти на 7% превысило уровень Германии, традиционно считающейся страной с высоким бременем налогов и социальных взносов .

Вместе с тем высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальные гарантии, свойственные государственному сектору, там не столь велики.

Различие между государственным и частным секторами экономики существуют не только в уровне заработной платы и социальных гарантий. Традиционно экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны ориентировались в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. Научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) государство также оказывает приоритетную поддержку и субсидирует преимущественно общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - поощряется недостаточно.

Отсутствие должного внимания государства по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс и предпринимательскую активность в обществе.

Состояние государственных финансов во Франции довольно благоприятно. Основные финансовые показатели страны удовлетворяют требованиям Маастрихтских критериев валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП (соответственно, - 2,5% и 58,9% ВВП в 1999г.). Однако при сохранении наметившихся тенденций социальная рыночная система Франции способна через какое-то время вызвать ухудшение этих показателей. Ожидаемое замедление темпов экономического роста в связи с мировым спадом хозяйственной конъюнктуры в самом начале XXI в., рост количества пенсионеров и уровня социальных гарантий населения - все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы станы и давлением на курс евро, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.

Сложившаяся система социального рыночного хозяйства Франции, неблагоприятно влияет на конкурентоспособность Франции в мировой, а также европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы нередко делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и боле гибким рынком труда. Даже французские граждане с высокими доходами предпочитают выбирать в качестве налоговых юрисдикций резидентства соседние государства с более низким уровнем подоходных и социальных налогов. Таким образом, и на официальном, и на бытовом уровне французы осознают необходимость перемен в сложившейся системе макроэкономического регулирования, и в конце 1990-х гг. попытка таких преобразований в народном хозяйстве Франции была предпринята.

Глава 2. Структура и особенности экономики Франции

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности - 26,5% ВВП, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высока доля сферы нематериального производства.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает среди развитых стран мира третье место, а в Европе - первое. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей-экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Среди отраслей французской промышленности на мировом рынке получили признание следующие:

· аэрокосмическая промышленность;

· военная промышленность;

· общее машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;

· автомобилестроение;

· цветная и черная металлургия;

· электронная и электротехническая промышленность;

· фармацевтика и парфюмерия;

· химическая промышленность;

· транспортное машиностроение.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности занимает первые места в мире по выпуску железнодорожного подвижного состава (включая скоростные поезда TGV, Thalys и Eurostar, которые производит концерн Alsom), самолетов (Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Arian), атомной энергетике (второй в мире после атомной промышленности США). Франция обладает передовыми технологиями в обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. В промышленности делается упор на высокой концентрации, преобладании крупных производителей. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, особенно в части управления и информационных систем.

Из сферы услуг стоит выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая множество туристов со всего мира. Популярны туристические маршруты, связанные с посещением Парижа и его окрестностей, многочисленных средневековых замков и монастырей, горные маршруты по Альпам и Пиренеям, средиземноморские курорты Лазурного берега. Неплохие доходы приносит и индустрия спорта, особенно футбол, а также горнолыжный спорт. В финансовой сфере стоит выделить деятельность французских банков, крупнейшие из которых - BNP, Credit Agricol, Societe Generale и Credit Lyonnais - являются одними из самых мощных транснациональных банковских империй мира.

В сфере внешней торговли, Франция занимает второе место в мире по экспорту услуг и сельскохозяйственной продукции, четвертое место по экспорту промышленной продукции (в основном оборудования). Положительное сальдо торгового баланса в 1999г. достигло 124 млрд франков (18,9 млрд евро). Экспорт продукции, достигший в 1998г. 1 814,5 млрд франков (276,61 млрд евро), составляет 26% ВВП. Что касается импорта, то он достиг 1 719,5 млрд франков (262,13 млрд евро). Эти цифры показывают значительный рост положительного торгового сальдо в области промышленного производства (67 млрд франков, то есть 10,21 млрд евро), положительный торговый баланс в агропродовольственном секторе (58 млрд франков, то есть 8,84 млрд евро). Промышленность имеет положительное сальдо - 74 млрд. франков (11,28 млрд.евро).

Франция осуществляет 63% своего товарооборота со своими партнерами по Европейскому Союзу. Ее положительное торговое сальдо с ЕС достигло в 1998 г. 63 млрд франков (9,6 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Италия, Великобритания, Бельгия, Люксембург, Испания, а также США.

Глава 3. Франция в период мирового кризиса

В основе нынешней рыночной нестабильности лежат проблемы на мировых кредитных рынках. Финансовую систему лихорадит из-за сомнений в жизнестойкости сектора субстандартного ипотечного кредитования, поэтому Центробанки вынуждены вливать миллиарды долларов для подержания работы кредитного механизма. В результате процесса глобализации финансовые кризисы появляются все чаще и распространяются на все более обширные территории; однако глобализация необязательно увеличивает их опасность и масштабность; раннее вмешательство Центробанков позволяет более эффективно ограничить их распространение, в сравнении с более поздними действиями. В настоящий момент трудно определить, приведет ли финансовый кризис к более существенным экономическим последствиям.

Во Франции, где с глубоким подозрением относятся к «англосаксонской» экономической модели, финансовый кризис на Уолл Стрит встретили с едва скрываемым удовлетворением, как неотвратимое доказательство ошибочности «американского неолиберализма». Почитание государства и недоверие к частному предпринимательству коренится глубоко в сознании французов, поэтому беспорядки на Уолл Стрит были восприняты сторонниками государственного контроля со злорадством.

В связи со сложившейся ситуацией, французское правительство выделило 26 миллиардов евро или около 1,3% ВВП на стимулирование национальной экономики в период финансового кризиса. Исполнение плана должно обеспечить рост экономики на 0,6%, хотя это и приведет к увеличению дефицита бюджета. План предусматривает строительство или приобретение государством, 100 тысяч квартир и домов для малообеспеченных семей, в ближайшие 2 года, кроме того президент Франции предложил пакет мер для защиты граждан в условиях кризиса. Чтобы сделать Францию привлекательной для компаний, которые открывают заводы в других странах, Саркози объявил об отмене профессионального налога, и поднял вопрос о рассмотрении гарантий и дополнительных компенсаций таким категориям трудящихся, как работники с неполной занятостью, по срочным контрактам и молодежь. Именно они, по мнению президента, являются особенно уязвимыми в условиях кризиса. Ранее во Франции прошли массовые акции протеста. Их участники призывали власти остановить рост безработицы, защитить государственный сектор и повысить покупательную способность населения.

Для борьбы с глобальным финансовым кризисом ведущие мировые лидеры совместно решают неотложные вопросы, координируют свои действия, вырабатывают стратегию на будущее. Так в Париже, 4 октября 2008 г. собирались лидеры Великобритании, Франции, Германии и Италии - в противоречиях разработана доктрина - «План стабильности и роста». 12 октября 2008 г., в Париже прошла экстренная встреча президентов и глав правительств Еврогруппы, посвященная мерам по преодолению финансового кризиса, - Саммит 15-ти. Цель Саммита: разработать совместный план действий стран зоны евро и Европейского Центрального банка (ЕЦБ; European Central Bank, ECB), столкнувшихся с финансовым кризисом.

Заключение

В данной работе рассмотрено экономическое положение Франции, по итогам которой можно сделать следующие выводы.

Европы и мира. Она играет важную роль в мировой политике, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, «Большой семерки» и многих международных организаций, а с 2009 года снова и НАТО. Тесное сотрудничество и кооперация с ЕС и Германией в частности обеспечили высокие темпы роста ВВП Франции в последние десятилетия.

Краткий обзор

Французская экономика является хорошо диверсифицированной по всем секторам. Правительство частично или полностью приватизировало большинство крупных компаний, включая Air Telecom, Renault, и Thales. Однако роль государства остается значительной в энергетическом секторе, сфере общественного транспорта и ВПК. Несмотря на террористические акты, забастовки рабочих и плохую погоду Франция остается самой туристически привлекательной страной в мире. В 2016 году ее посетило 83 миллиона иностранцев, причем 530 тысяч из них приезжали на Евро-2016.

Современная ситуация

Политический курс президента Франции направлен на увеличение конкурентоспособности национальной промышленности и уменьшение безработицы. Ожидается, что на выполнение данных задач будет дополнительно выделено около 50 миллиардов долларов США. Пока результаты реализации программы еще не видны. В бюджете на 2017 год Франции также заложено уменьшение подоходных налогов для домохозяйств, малого и среднего бизнеса. Франсуа Олланд уже успел провести две крайне непопулярные экономические реформы, что привело к широкомасштабным протестам.

«Закон Макрона» разрешил предприятиям работать в некоторые воскресенья месяца и гораздо свободнее устанавливать оплату за труд. «Закон Эль Хомри» также был нацелен на данную сферу, что вызвало бурный протест профсоюзов.

ВВП

Франции является третьей экономикой Евросоюза. На первом и втором расположились такие страны, как Германия и Великобритания соответственно. Последняя находится в процессе выхода из Евросоюза, однако пока еще является официальным членом данного объединения. ВВП Франции по паритету покупательной способности составляет, по данным на 2016 год, 2,699 триллионов долларов США. По данному показателю страна находится на одиннадцатом месте в мире. ВВП по официальному курсу. - 2,448 триллионов долларов США. За гранью бедности находится 7,7% населения.

В структуре ВВП Франции ключевую роль играет сфера услуг. Она дает 79,8% ВВП. Ключевой сектор - туризм. Высокая доля сферы услуг в ВВП Франции во многом обусловлена как раз данной отраслью. На промышленность приходится 18,3% Ключевыми секторами является машиностроение, химическая отрасль и металлургия. Сельское хозяйство дает 1,9% ВВП. Экономически активное население, по данным на 2017 год, составляет 30 миллионов человек. Из них в сфере услуг занято 71,8%, на промышленность - 24,3%, сельское хозяйство - 3,8%. Средняя зарплата 34800 евро, после вычета налогов - 26400. Государство находится на 29-ом месте в рейтинге легкости ведения бизнеса.

ВВП на душу населения Франции

В конце 2000-х большинство стран мира накрыла рецессия. Однако Франции удалось быстро прекратить падение экономических показателей. На душу населения, по состоянию на 2016 год, приходится 42400 долларов США. Это 330% от среднемирового показателя. Это рекордно высокий ВВП Франции на душу населения, если рассматривать период с 1960-го по 2016-ый год. Эксперты прогнозируют, что в 2018-ом данный показатель еще больше увеличится.

Рост экономики

В первом квартале 2017 года ВВП Франции увеличилось на 1%. Это на 0,2% меньше, чем в прошлом, однако больше прогнозных показателей. За период с 1950-го по 2017-ый средний рост ВВП Франции по годам составил 3,19%. Самое большое увеличение показателя было зафиксировано во втором квартале 1969 года. Тогда рост ВВП Франции составил 12,5%. Что касается рекордно низкого показателя, то это значение пришлось на недавнюю рецессию. Во первом квартале 2009 года ВВП Франции уменьшилось на 3,8%.

Внешний сектор

В 2016 году объем экспорта Франции в различные страны мира составил 505,4 миллиарда долларов США. Это меньше, чем в предыдущем. На вывоз идут такие товары, как машины и оборудование, летательные аппараты, пластмассы, химикаты, фармацевтическая продукция, чугун и сталь, а также напитки. Среди главных экспортных партнеров Франции на первом месте находится Германия. На нее приходится 16,7% от общего объема.

Среди других экспортных партнеров такие страны, как Бельгия, Италия, Испания, Великобритания, США и Нидерланды. Объем импорта Франции в 2016-ом составил 525,4 миллиарда долларов США. Данный показатель также снизился по сравнению с предыдущим годом.

Сальдо торгового баланса является отрицательным и составляет 20 миллиардов долларов США. Ввозятся из-за рубежа такие товары, как машины и оборудование, транспортные средства, сырая нефть, летательные аппараты, пластмассы, химикаты. Ключевым партнером рассматриваемого государства по импорту является опять же Германия. На нее приходится 19,5% от общего стоимостного объема.

Среди других партнеров по импорту можно выделить такие страны, как Бельгия, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания и Китай. Одним из ключевых пунктов нового является диверсификация рынка сбыта, поэтому эксперты ожидают расширения сотрудничества рассматриваемого государства с Азией. Объем прямых иностранных инвестиций в декабре 2016-го составил 1,1 триллиона долларов. Это больше, чем годом ранее. Совокупный внешний долг - 5,6 триллионов долларов. К сожалению, данный показатель также увеличился в 2016-ом.

Франция остается одной из самых быстро развивающихся стран мира. Но покажут ли результат запланированные правительством и президентом реформы остается под вопросом.

По объему ВВП (2,591 трлн. долл. США) (2014) экономика Франции занимает 9-е место в мире и 2-е в Западной Европе (после Германии) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)).

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности - 26,5% ВВП, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высокая доля сферы нематериального производства.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает среди развитых стран мира третье место, а в Европе - первое. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей-экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла, сыра (производится около 400 сортов).

Среди отраслей французской промышленности на мировом рынке получили признание следующие :

Аэрокосмическая промышленность;

Военная промышленность;

Общее машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;

Автомобилестроение;

Цветная и черная металлургия;

Электронная и электротехническая промышленность;

Атомная энергетика;

Фармацевтика и парфюмерия;

Химическая промышленность;

Транспортное машиностроение;

Водоснабжение и водоподготовка.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда TGV - Train de Grande Vitesse), самолетов (Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Arian), атомной энергетике (второй в мире после атомной промышленности США). Франция обладает передовыми в мире технологиями в обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. В производстве делается упор на высокой концентрации, преобладании крупных производителей. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает Франции доступ к передовым технологиям и рынкам.



Из сферы услуг стоит выделить развитие во Франции туризма и финансов.

Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая множество туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Италию, Германию.

В сфере внешней торговли Франция имеет достаточно крепкие позиции.

Страна имеет большую внешнеэкономическую ориентацию в своем развитии: доля экспорта в ВВП составляет 23,5%. Это пятый в мире экспортер и занимает шестое месте по импорту товаров (по состоянию на 2014 г.), третий в мире экспортер услуг и шестой в мире импортер услуг. Торговый баланс Франции, в отличие от Германии (+278 млрд. долл. – 6,6% ВВП), отрицательный (на 2014 г.), его сальдо - 76,8 млрд. долл. (-2,7% ВВП). Государственный долг – 93,8% ВВП (на 2013 г.)

Экономика Великобритании

Главной отличительной особенностью макроэкономических особенностей развития Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континентальных европейских стран.

Вторая Мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя ее людские потери убитыми и ранеными были меньше, чем в годы Первой Мировой войны. В целом за годы войны страна потеряла около 25% национального богатства. Значительно сократился экспорт английских товаров.

Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза (41-45 гг. на 31,4 млрд. долл. = 450 млрд. долл. современных (в 10 раз больше, чем Франции и 3 раза больше, чем СССР)).

В итоге Великобритании пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешние экономические связи, куда все более внедрялся капитал США.

После окончания Второй Мировой войны начался распад британской колониальной системы (крупнейшей из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах. Наибольшей площади империя достигла в середине 30-х годов XX в., тогда земли Соединённого Королевства простирались на 41,2 млн. км² (включая 8 млн. км² необжитых земель), что составляет около четверти земной суши. Общая численность населения империи составляла примерно 700 млн. человек (примерно одна четвёртая часть человечества). Именно наследием Pax Britannica объясняется роль английского языка как наиболее распространённого в мире в сферах транспорта и торговли). Великобритания предпочла мирно уйти из своих колоний, передав власть стабильным некоммунистическим правительствам, тогда как Франция и Португалия начали дорогостоящие и безуспешные войны, пытаясь сохранить свои империи. В 1947 году независимость получила территория современных Индии и Пакистана, в 1948 г. – Бирма и Цейлон. В течение 1945-1965 годов количество имперских подданных за пределами метрополии упало с 700 млн. до 5 млн., из них 3 млн. проживали в Гонконге (официально передан в юрисдикцию Китая в 1997 г.).

Распад колониальной империи экономически ослабил Великобританию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и политические позиции во многих своих бывших колониях.

В июле 1945 после очередных парламентских выборов к власти пришла лейбористская партия – программа возрождения экономики «Лицом к будущему». Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, ряд электростанций, некоторые сталелитейные заводы, весь внутренний транспорт, телеграфы и радиосвязь; была реорганизована система социального страхования.

Присоединение к «плану Маршала» и американскому займу в 3,5 млрд. долл. помогло Великобритания избежать банкротства (последний платёж по этому займу был проведён лишь в 2006 году).

Во время экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов в Англии. Чтобы приостановить утечку золота и валюты, правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта снизилась с 4,03 до 2,8 долл. Вслед за девальвацией в Англии произошла девальвация валют в странах, входивших в стерлинговую зону или связанных с английским фунтом. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепила позиции доллара.

Важным фактором промышленного развития Англии в послевоенный период была гонка вооружений. Если в 30-е гг. XX века прямые военные расходы составляли 2-2,5% по отношению к национальному доходу, то в 50-е – 10-11%.

Лейбористам не удалось выполнить обещаний в социальной области и к власти вновь пришли консерваторы во главе с У.Черчиллем, которые провели частичную денационализацию черной металлургии.

Происходившие структурные перемены в промышленности привели к упадку ряда отраслей, которые были сконцентрированы именно в беднейших районах (сталелитейная, текстильная, угольная, судоремонтная).

В результате низких темпов роста промышленности Англия с конца 60-х передвинулась со второго места на 4е (после США, ФРГ и Японии) по размерам промышленного производства.

Одной из мер правительства, способной помочь «больной» экономике Англии, было, решение о вступлении в «Общий рынок» (с 1973 года).

Во второй половине 60-х – 70-х годов экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии, которые оказывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности – 26,5%, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Доля промышленности в ВВП в 11 раз больше доли сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем очевидна постиндустриальная ориентация экономики. На сферу услуг приходится более 2/3 ВВП страны. В промышленности занято 26% экономически активного населения, в сфере услуг – 62% и в сельском хозяйстве 5% экономически активного населения.

В последнее десятилетие для экономической политики Франции характерны поддержка и стимулирование мелкого бизнеса. Роль средних и мелких предпринимателей в стране сейчас более значительна, чем в других высокоразвитых странах. Во Франции 95% предприятий имеют численность работающих до 20 человек. Большинство из них не достигает оптимальной величины, необходимой для современного производства. Поэтому государство проводит политику слияния фирм и укрупнения промышленности. Высока доля мелкого предпринимательства в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что всего лишь 100 крупных фирм обеспечивают 2/3 промышленного производства страны.

В начале 1990 гг. экономика Франции характеризовалась кризисными явлениями (табл. 5): сокращались занятость и заработная плата; уменьшились инвестиционный спрос предприятий и личное потребление населения; наблюдалось падение загрузки предприятий до 80%, сокращение объемов производства и при этом рост нереализованных товарных запасов, а также небывалое падение цен. Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств и страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. От повышения банковских ставок пострадали 90%

Таблица 9

Основные показатели экономического развития Франции

Показатели

ВВП, % к предыдущему году

Общие инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

Безработица, % от активного населения

Дефицит госбюджета, % ВВП

Государственный долг, % ВВП

Экспорт, % к предыдущему году

Импорт, % к предыдущему году

Источник: Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. №9. 2001. С. 91–114.

С 1994 г. экономическая ситуация начала улучшаться. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции и составляет 10% совокупного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции.

Со второй половины 90-х гг. ХХ в. темпы роста в стране сохраняются на уровне 2,5–3%, капитальных вложений – примерно 4%, личного

потребления – до 2,5%, инфляция составляет 1,8–2% в год. Под влиянием внутренних и внешних факторов Франция в этот период оказалась в первом эшелоне европейских государств с относительно высокими темпами роста национального продукта, низким уровнем инфляции и внешней задолженности. Ускорение темпов экономического роста с 2,3% в 1997 г. до 3,2% в 1998 г. сопровождалось замедлением роста цен с 1,2% до 0,3%. Во Франции наблюдалось снижение бюджетного дефицита ниже 3% ВВП, сокращение дефицита платежного баланса, увеличение реального дохода на душу населения на 3,5%, повышение потребления на 3,8%.

Национальная экономика слабо отреагировала на финансовые кризисы Азии и России благодаря небольшому удельному весу внешней торговли, приходящейся на данные регионы.

Второй компонент внутреннего спроса – инвестиции – также развивался достаточно динамично. Если в 1997 г. общие инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году были минимальными – 0,1%, то уже в

1998 г. составляли 3,9%, а в 1999 г. несколько снизились до 2,9%. Инвестиционный спрос привел к существенному увеличению производства промышленного оборудования. Благоприятная экономическая ситуация положительно отразилась на уровне занятости. Безработица среди молодежи сократилась на 8,5%, среди лиц в возрасте 25–49 лет – на 5,3%. В целом безработица среди активной части населения снизилась с 12,5% в 1997 г. до 11,2% в 2000 г.

Таким образом, во Франции в качестве «треугольника роста» рассматривается сочетание трех составляющих: использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста; сокращение внутренней и внешней задолженности; снижение нормы налогообложения.

Как и в других развитых странах в экономике Франции большую роль играют ТНК и финансовые банки, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. В качестве примера можно привести «Компани франсез де петроль» и «Эльф-Акитен» (нефтяные), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Пешине-Южин-Кюльман» (алюминиевая), «Мишлен» и «Рон-Пуленк» (химическая и резинотехническая). В число 50 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских («Парижский национальный банк», «Сельскохозяйственный кредит», «Лионский кредит», «Генеральное общество»).

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции ведущие позиции занимали финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. прошлого века началась экспансия двух новых групп – «Париба» и «Суэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги. В состав группы «Париба» входят банк «Банк де Пари», «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон – Брандт» и др. Капиталы групп вложены в нефтехимию, электротехнику, металлургию, машиностроение, издательское дело.

С 1980 г. функционирует Ассоциация французских банков (АФБ), которая основала механизм защиты вкладчиков от финансовых рисков, опирающийся на принцип солидарности между банками-членами АФБ. Французские банки–члены ассоциации не создают гарантийных фондов. В случае банкротства какого-либо банка ассоциация определяет сумму, необходимую для возмещения вкладчикам, затем каждый банк вносит свою долю. Такой механизм обеспечивает вкладчикам такую же надежную гарантию, как и страхование вкладов, поскольку гарантами выступают все банки–члены АФБ. Механизм солидарности касается только банковских вкладчиков наличными, и возмещение потерь занимает не более двух месяцев. Опыт Франции, по рекомендации ЕС, постепенно распространяется на все страны – члены ЕС.

Правительство Франции активно вмешивается в экономику страны, используя финансовые рычаги, влияет на структуру экономики, внешнеэкономические связи. По доле государственного сектора в экономике Франция опережает Германию и Великобританию. Государству принадлежит примерно 25% промышленности; в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Государству принадлежит основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, пытается контролировать развитие и размещение производственных сил.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности, занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда), самолетов, ракет, атомной энергетики, обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает ее доступ к передовым технологиям и рынкам. По вкладу в исследования космоса страна занимает третье место в мире после США и России.

Франция – постиндустриальная страна с большим удельным весом сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы в структуре экономики.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает третье место среди развитых стран мира и первое – в Европе. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей–экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Промышленность. По территории страны промышленность размещается неравномерно. Существует различие между территорией, расположенной к северо-востоку от линии Гавр – Марсель и юго-западными регионами, где позднее начавшаяся индустриализация проявляется слабее. Тем не менее эти различия, особенно явные в 50-е годы, благодаря политике децентрализации промышленности в 60–70-е годы довольно быстро стираются. В западных регионах появились автомобилестроительные заводы в Канне, Рене, Ле-Мане; электротехнические и электронные предприятия – на севере Бретани. Эти мероприятия во многом положительно сказались на периферии Парижского бассейна, прежде всего, на регионах Центр и Бургундия. В целом в провинции было создано свыше 1 млн рабочих мест, 1/3 из которых находится к юго-западу от линии Гав – Марсель.

Старые промышленные районы, опирающиеся на предприятия первого и второго поколений, например, Лотарингия, переживают кризис. Занятость в сфере обрабатывающей промышленности быстро сокращается, многие промышленные предприятия закрываются. Другие промышленные районы, например, парижский округ или Рона-Альпы, пострадали в меньшей степени, поскольку в данных районах производство более диверсифицировано; работают предприятия, использующие новейшие технологии, а также действует сеть конкурентоспособных малых и средних предприятий. Это относится к Эльзасу, который использует близость германского рынка. Динамизм промышленного развития характерен для южных регионов страны. Новые промышленные центры сформировались в Софиа-Антиполисе (первом технополисе Франции) и в Тулузе.

Наиболее развитыми в промышленном отношении являются Парижский бассейн, север Франции и Восточная окраина Центрального массива или долина реки Сена.

В Парижском бассейне наиболее крупной является парижская агломерация. Машиностроение представлено автомобильными заводами, производством точных станков, приборов, вычислительных машин. Предприятия Парижского бассейна дают 80% автомобилей, выпускаемых во Франции.

Северная Франция характеризуется высоким уровнем развития химической, металлургической и текстильной промышленности (производство льняных и шерстяных тканей), машиностроения и металлообработки.

Промышленность восточной части Франции можно подразделить на:

1) старинные независимые центры, в которых развита кожевенная промышленность; производство пергамента; бумаги; мукомольное производство; производство медицинских приборов и оборудования; машиностроительная промышленность;

2) текстильные центры (Лион, Пелюссен);

3) центры добывающей промышленности (Сент-Этьен, Ле-Крезо);

4) угольная и металлургическая промышленность.

Главное место в промышленности занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Электроэнергетика. Одна из важнейших проблем, решения которой добивается Франция, – это ликвидация ее энергетической зависимости, усилившейся за последнее время. В связи с незначительными запасами традиционных энергоносителей после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию атомной энергетики, которая ориентирована на собственную научно-техническую и сырьевую базу и частично на импорт урановой руды из Габона, Нигерии и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2–3тыс. тонн урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает 55 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится 78,5% всей электроэнергии; 8% дают ТЭС, 13,4% – ГЭС, на другие виды приходится 0,1%. Ориентация на ядерную энергетику во Франции была связана с нефтяными кризисами 1973 и 1978 гг. После 1985 г., когда произошло падение цен на нефть, необходимо было сделать выбор. Проблемы окружающей среды, поднимаемые экологами, подчеркивали негативные последствия использования атомной энергетики, особенно после ситуации в Чернобыле. Тем не менее от атомной энергетики во Франции не отказались. Франция вступила в Европейский Совет по ядерным разработкам, штаб-квартира которого с 1952 г. расположена на ее территории, а также вошла в структуру ЕВРАТОМ и МАГАТЕ. Следует заметить, что более 2/3 суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено лишь в нескольких странах – США, Франции, Японии, Германии, Великобритании и России; всего в мире АЭС действуют в 30 странах, годовая выработка электроэнергии на них превысила 2 трлн кВт/ч.

Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. К примеру, в долине Роны – в Трикастене – находится самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг – крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.

Обеспеченность страны собственными энергоресурсами составляет менее 50%. За год добывается менее 10 млн тонн угля, 3–4 млн тонн нефти,

3 млрд куб. м природного газа. Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитие передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков.

Среди нефтяных компаний мира заслуживает внимания французская компания «Эльф Акитэн», занимающая седьмое место. Ее деятельность развивается по четырем основным направлениям: разведка и добыча сырья; нефтепереработка и сбыт; химия; фармацевтика и косметика. Она ведет поисковые работы в 29 странах мира и осуществляет добычу в 15 странах. Компания разрабатывает месторождения нефти в Северном море, в государствах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африке и Мексиканском заливе. «Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов. Нефтепереработка и сбыт компании сосредоточены, главным образом, в Европе. В частности, во Франции работают четыре нефтеперерабатывающих завода и более 3тыс. заправочных станций. В последние годы «Эльф-Акитэн» приобрела большое количество акций нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в Германии, Испании, Великобритании и в странах Африки. Одним из наиболее значимых проектов компании является крупнейший в Западной Европе нефтеперерабатывающий комплекс в г. Лейна (Германия), строительство которого было завершено в 1977 г. За пределами Франции «Эльф-Акитэн» принадлежит около 2 тыс. заправочных станций в странах Европы, 708 – в Западной Африке, 70 – на острове Реюньон и Антильских островах.

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.

Машиностроение и металлообработка. Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой отраслью, требующей больших научно-технических разработок и огромных капиталовложений; объединяет созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В АРКП Западной Европы лидируют Франция и Великобритания. В результате слияния государственного предприятия «Аэроспасьяль» и частной группы «Матра» образовалось пятое по значению в мире объединение в области гражданского и военного авиастроения. Во Франции производятся военные самолеты: тактический истребитель «Ягуар», «Мираж», «Рафаэль», «Альфа Джет», а также пассажирские самолеты, совместно с Великобританией «Конкорд», вертолеты «Дофин», «Пюма», «Газель» и ракеты «Адес». Франция является крупным экспортером продукции авиаракетно-космической промышленности.

Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французкие фирмы пошли по пути объединения своего научно-технического и производственного потенциала на основе корпорации и специализации с аналогичными фирмами других европейских государств. Так, европейский консорциум «Эйрбас индустрии», куда входят авиационные компании «Аэроспасьяль» (Франция); «Даймлер-бенц-Аэроспейс» (ФРГ); «Бритиш-Аэроспейс» (Великобритания); «КАСА» (Испания), в 1997 г. выпустил 182 самолета марки «Эйрбас». В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации и планирует увеличение этой доли. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников. Основной космодром Франции – Куру (Французская Гвиана). Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких, как СПОТ и «Гелиос». Крупнейшие авиационные заводы расположены в Париже, Тулузе, Бордо, Бурже, Мариньяне и др.

Электротехническая и электронная промышленность характеризуются большим разнообразием выпускаемой продукции. В структуре электротехнической промышленности Франции выделяются две группы производств, выпускающих:

1) дорогостоящую продукцию промышленного назначения, особенно электрооборудование (трансформаторы, выпрямители, электромоторы, генераторы), а также оборудование для электросварки, электропечей для выплавки металлов. Компания «Альстон» специализируется на оборудовании для электростанций. Ей принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает целую гамму продукции – от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры и техники широкого спроса. «Шнейдер» занимает ведущее место в сфере электромеханики, а «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры;

2) дешевую продукцию для широкого использования; но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает.

Значительная часть предприятий по выпуску ЭВМ принадлежит американскому капиталу. Около 40% производства электроники приходится на заводы столицы.

Главная особенность современного этапа мирового хозяйства – развитие средств связи и телекоммуникаций. Производство электронных средств связи на 75% сосредоточено в 10 наиболее развитых государствах мира. В число крупнейших фирм мира входит и французская «Алькатель». В секторе телекоммуникаций «Алькатель» – четвертая по значимости в производстве оборудования для телекоммуникационных сетей и является мировым лидером в области создания подводных кабельных сетей. Фирма «Микроэлектроник» хотя и занимает третье место в Европе по изготовлению электронных микросхем, но ее продукция составляет менее 3% мирового производства.

Цифровое телевидение представлено компанией «Томсон Мультимедиа», производящей декодеры для цифрового телевидения. Франция занимает третье место после Японии и США в области научных исследований среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Франция имеет развитую многоотраслевую химическую промышленность, входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов, в первую десятку по производству серной кислоты. Специализация страны – производство минеральных удобрений (на собственной сырьевой базе), синтетического каучука (четвертое место в мире), синтетических смол и пластмасс (седьмое место в мире),

тонкая химия – производство дорогостоящей наукоемкой продукции– фармацевтических препаратов, косметики, парфюмерии, фотохимических изделий и др.

Крупные заводы химической промышленности есть почти во всех районах страны. В Лотарингии на местном сырье развивается углехимия и производство соли, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в

Ландах – лесохимия. В промышленных узлах Марселя и Нижней Сены на импортном сырье работают крупнейшие нефтехимические заводы. В Альпах и Пиренеях на дешевой электроэнергии – электрохимия; в Лионском районе текстильная промышленность послужила стимулом для развития смежных химических производств; в Париже – тонкая химия, а также производство шин. Крупные заводы резиновых изделий находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Они были построены в сельских районах в расчете на дешевизну местных трудовых ресурсов. Развитие трубопроводного транспорта способствовало строительству новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Получила развитие и биоиндустрия. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой в сельском хозяйстве для производства новых сортов семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и используются многими отраслями. В фармацевтике – это новые достижения с появлением антибиотиков; в агропродовольственном комплексе – использование ферментов в молочной промышленности и др.

Франция входит в первую десятку стран мира по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Важнейшая отрасль легкой промышленности – текстильная и швейная – имеют давние традиции. Хотя текстильная промышленность утратила свое былое значение в экономике страны, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. По производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидируют в Западной Европе, причем Франция отличается более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и более низкой в потреблении химических волокон. В настоящее время текстильное производство находится в упадке из-за проблем сбыта товаров на внешних и внутренних рынках, поэтому число занятых в отрасли сократилось в три раза по сравнению с серединой 50-х гг. прошлого века. Размещение текстильных предприятий не менялось. Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. Расположенные на севере Рубе-Туркуэн, Армонтьер, Камбре, Лилль специализируются по производству шерстяных, льняных, джутовых тканей. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности. Крупнейшие центры Мюлуз, Эпиналь, Лион, прежде славившиеся производством тканей из натурального шелка, теперь являются центрами синтетических тканей. Париж, Рубе, Труа – важнейшие производители трикотажа.

Большим спросом пользуются изделия французской швейной промышленности и за пределами страны. Париж – главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи.

Основные промышленные группы индустрии моды и производства предметов роскоши – Ив Сен-Лоран, Шанель, Диор, Картье и др.

Пищевая промышленность – главный потребитель продукции сельского хозяйства. Относясь к числу ведущих отраслей французской экономики, она обеспечивает товарооборот в размере свыше 125 млрд долларов и является третьим по значению работодателем во французской промышленности. Кроме того, пищевая промышленность в значительной степени ориентирована на экспорт. Среди продуктов, пользующихся самым высоким экспортным спросом, первое место занимают вина и крепкие спиртные напитки, зерновые, молочные продукты.

Таким образом, промышленность Франции размещена крайне неравномерно. Более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах (это всего 17% территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции.

Сельское хозяйство. Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы; второе – по производству мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии); является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства. Обрабатываемые земли составляют 54% от общей площади.

После второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия, особенно на рынке ЕС, и интенсивной модернизации, которая привела к сокращению численности занятых в этой сфере. Цифры, подтверждающие этот факт, следующие: 1946 г. – 36%, 1962 г. – 21%, 1972 г. – 12%, 1994 г. – около 5%, 2000 г. – около 2%.

Структура сельского хозяйства характеризуется разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства. На растениеводство приходится немногим более половины доходов сельскохозяйственного сектора. Главное в растениеводстве – производство зерна (сборы 55–60 млн тонн в год). Основная культура – пшеница, под посевами которой занято около четверти пашни и половина площади зерновых. Важнейшие пшеничные районы страны – Северо-Французская и Аквитанская низменности. Франция производит 36 млн тонн пшеницы в год, это первое место в ЕС. Средняя урожайность – более 60 ц/га. Важное значение имеет кукуруза (17 млн тонн) и ячмень (10 млн тонн в год). Длительное время кукуруза выращивалась только на юго-западе, однако благодаря дождевальному орошению и выведению гибридных сортов она распространилась и на Парижский бассейн. На почвах Центрального массива высевают рожь, а в дельте Роны – рис. Широко распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. Сахарную свеклу возделывают на севере Французской низменности, там же расположены и сахарные заводы. Сахар производится также и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. За последние 15 лет расширились посевы рапса, подсолнечника. В некоторых районах выращивают хмель, табак, лен; возле Ниццы располагаются цветочные плантации.

Франция, как и Италия, в числе первых в мире по сбору винограда, изготовлению и качеству виноградных марочных вин (60 млн литров в год). Их производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Лангедок – главный район виноградарства – дает около 1/3 производства столовых вин. Виноградники в районах Арманьяка и Коньяка используются для производства прославленных французских коньяков.

По сбору фруктов Франция занимает третье место в Европе, уступая Италии и Испании. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (на северо-западе), грушевые и персиковые, в Средиземноморских районах – сливы и цитрусовые. Овощи возделываются в «огородном поясе» вокруг крупных городов, Парижа, в первую очередь. В целом виноградарство и овощеводство дают 8–10% всей стоимости продукции сельского хозяйства.

Животноводство мясомолочного направления. По производству мяса Франция занимает первое место среди стран ЕС. Важнейшая отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота. Главный животноводческий район – Северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито коневодство. Вторым по значимости районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней является Центральный массив. По поголовью свиней Франция занимает второе место в Европе. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой. Как и в других европейских странах, потребление свинины, более дешевой в производстве, быстро растет (более 34 кг на душу населения в год; потребление говядины – около 26 кг на душу населения).

Центральный массив – основной овцеводческий район; рост поголовья связан с увеличением спроса на баранину и овечьи сыры. Слабо развито животноводство в средиземноморских районах страны, где бедна кормовая база.

В последние десятилетия хорошо развивалось птицеводство. Увеличилось число крупных инкубаторных птицеферм на западе и юго-западе. Однако самая высококачественная продукция производится в фермерских хозяйствах и гарантируется товарными знаками. Это относится, в первую очередь, к производству паштетов из гусиной печени в Эльзасе и на юго-западе страны.

Большое значение в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша играет рыболовство. Главные рыболовные порты – Булонь, Лорьян, Ла-Рошель и др. Развит устричный промысел.

Из сферы услуг следует выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Грецию, Германию.

Транспорт. Во Франции густая сеть автомобильных и железных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Во внутренних перевозках людей и грузов лидирует автомобильный транспорт. Крупнейшая трансфранцузская автострада Лиль–Париж – Лион – Марсель – Ницца. Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями (на 1000 жителей – 420 личных автомобилей), по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Основная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается железнодорожным и трубопроводным транспортом. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Железные дороги отличаются высокой степенью электрификации (35% электрифицировано, длина сети железных дорог – 34 тыс. километров), большой скоростью движения поездов (270–300 километров в час), хорошим обслуживанием пассажиров. Главные железнодорожные магистрали: Париж – Лион – Марсель; Париж –Тур – Бордо; Париж – Лимож – Тулуза и другие пути, связывающие Париж с периферийными районами. Важнейшие нефте - и продуктопроводы:

Марсель – Лион – Стасбург и Гавр – Париж.

Значительная часть перевозок стройматериалов и топлива осуществляется внутренними водными путями по судоходным рекам и каналам, протяженностью около 7тыс. километров. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень – Сена, которая через Уазу и Сен-Кантенский канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией, Сааром и Рейном. Европейский Союз придает важное значение совершенствованию водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. С этой целью завершаются работы по модернизации каналов Рейн-Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны – Париж, Стасбург, Руан.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.

Географическое положение. Обе страны - Великобритания и Франция - расположены в умеренном поясе на северо-западной окраине Евразии. Великобритания располагается севернее и занимает острова, Франция размещается на континенте и находится южнее.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Территории обеих стран находятся в пределах поясов складчатости: вся Великобритания и большая часть Франции - древнего, французский юго-восток - молодого. По особенностям рельефа обе территории условно можно разделить на две части - низкую и высокую.

Рис. 79. Северо-Шотландское нагорье

В Великобритании более при подняты север и запад: здесь находятся средневысотные (300-800 м) Северо-Шотландское нагорье (рис. 79) и Пеннинские горы . Они расчленены древним оледенением и местами перекрыты лавовыми покровами. Во Франции более приподняты юг и восток. Горы занимают половину территории страны; они выше, чем британские, и более расчленены. Их высота нарастает при приближении к Средиземноморью. В среднегорьях Центрального массива (1886 м), разбитых трещинами и разломами, широко распространены реликтовые вулканические конусы и покровы (рис. 80). Высокие хребты молодых складчатых Альп расчленены на зубчатые гребни, увенчанные крупными ледниками. Здесь находится высшая точка Европы - гора Монблан (4807 м). Выше 3,5 км поднимаются монолитные и труднодоступные горные массивы Пиренеев (рис. 81).

Рис. 80 Центральный массив

Рис. 81 Пиренеи

Юг и восток Великобритании, север и запад Франции занимают низменности.

Британские низменности сложены известняковыми и меловыми толщами, образующими 60-метровые гряды-уступы. А наиболее крупные гряды самой обширной равнины Франции - Па рижского Бассейна (или Северо-Французской низменности) достигают 500 м. Вдоль Бискайского залива простирается заболоченная Аквитанская низменность, или Ланды (рис. 82), отделенная от моря полосой высоких дюн.

Недра обеих стран содержат сходный набор полезных ископаемых. Это каменный уголь и железные руды, запасами которых выделяется Великобритания. Ей также принадлежат нефть и природный газ шельфа Северного моря. Нефтяные и газовые месторождения французских равнин небогаты. Центральный массив вмещает урановые руды, а на средиземноморском побережье есть месторождения бокситов.

Рис. 82. Ланды

Климат. Внутренние воды. Ландшафты. В климате Британских островов проявляются влияние теплого Северо-Атлантического течения и западного переноса. Климат умеренный морской: с теплыми зимами (на западе - выше +4 °С, на востоке - ниже), прохладным летом (от +12 °С - на севере, до +16 °С - на юге). Осадков много - до 750-1000 мм. Климат континентальной Франции отличается значительно большим разнообразием. На севере и западе зимой тепло (+7 °С), а лето прохладное (+17 °С), пасмурное; климат мягкий - умеренный морской. На востоке зимы холоднее, а лето жаркое; здесь умеренно континентальный климат. Побережье Средиземного моря, защищенное от северных ветров горами, имеет климат субтропический средиземноморский: лето сухое и жаркое (+23 °С), зима теплая (+8 °С) и дождливая. На французских равнинах выпадает от 600 до1000 мм осадков, в горах - до 2000 мм.

Обе страны богаты внутренними водами. Одна из крупнейших рек Великобритании - Темза . В ее бассейне живет 20 % населения, на берегах расположена столица - г. Лондон . Во Франции четыре большие реки - Луара, Гаронна, Рона и Сена, на берегах которой стоит столица Франции - г. Париж .

Энергия рек используется в энергетических комплексах обеих стран. В бухтах крупнейших рек расположены морские порты. Системой каналов соединены реки британских островов, французские - между собой и с Рейном, составляя один из важнейших внутренних путей сообщения в Европе.

Естественные ландшафты в обеих странах практически не сохранились.

Леса из дуба и березы в Великобритании занимают всего 10 % территории: их можно встретить в горах, на охраняемых территориях, в виде защитных лесополос и лесопосадок. Во Франции лесами из дубов, буков, платанов, каштанов занято 27 % территории. Благодаря государственным программам с начала XX в. их площадь в стране удвои лась. В низменной части Великобритании преобладают поля и пастбища, в возвышенной - верещатники - вересковые, травянистые и осоковые пустоши (рис. 83) и сфагновые болота. Во французском Средиземноморье среди колючих зарослей маквиса, встречаются леса из маслины, пробкового дуба, алеппской сосны.

Рис. 83. Верещатники покрывающего известняковые скалы

Население Франции и Великобритании сопоставимо по численности - 63 и 62 млн человек соответственно. Все демографические процессы в этих странах также схожи. Коэффициент естественного прироста - 4 ‰ - в большой степени обусловлен высокой рождаемостью среди многочисленных иммигрантов из бывших колоний; их удельный вес постоянно растет. В обеих странах высока продолжительность жизни (около 80 лет) и доля людей пожилых возрастов, что приводит к проблеме старения нации. Высок уровень урбанизации: во Франции горожан - 77 %, в Великобритании - 80 %. Концентрируются городские жители в крупных (более 1 млн чел.) агломерациях. В Великобритании это Большой Лондон , Западно-Мидлендская (центр - Бирмингем ) и Большой Манчестер, во Франции - Большой Париж, в котором проживает около 11 млн чел. - 17 % населения страны. В обеих странах типична постиндустриальная структура занятости: 70 % населения занято в нематериальном производстве. Титульные этносы (англичане и французы) составляют более 80 %, а 20 % населения - это национальные меньшинства и иммигранты. В Великобритании значительно выше, чем во Франции, средняя плотность населения (соответственно около 260 и 115 чел./км 2). Абсолютное большинство верующих во Франции - католики, в Великобритании - протестанты.

Хозяйство. Обе страны входят в группу наиболее экономически развитых стран мира. Их экономики сопоставимы по размерам и имеют постиндустриальную структуру: на сферу услуг приходится 2 / 3 их ВВП. В многоотраслевой промышленности ведущую роль играют современные отрасли: сложное и наукоемкое машиностроение, химия органического синтеза. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем производительности труда и использованием интенсивных технологий.

Промышленность стран имеет сходные черты, но при этом существенно различается . Энергетика Великобритании почти полностью базируется на собственных топливных ресурсах. По запасам первичных источников энергии (нефть, уголь, природный газ) она занимает 1-е место в Европе (без России). Более 60 % нефти, добываемой из почти 130 месторождений шельфа Северного моря, поступает на экспорт. На территории страны находится несколько крупных угольных бассейнов. Как следствие, доминирующее положение в электроэнергетике Великобритании занимают ТЭС. И, наоборот, острый дефицит собственных топливных ресурсов ощущает Франция. Однако наличие крупных запасов урановых руд позволяет развивать атомную энергетику, по масштабам которой страна уступает только США.

Металлургия , некогда игравшая решающую роль в структуре промышленности обеих стран, сегодня утратила свое значение. Использование преимущественно импортного сырья обусловило сдвиг производства в приморские районы. Во Франции в портовых центрах - Дюнкерке и Фоссе (район Марселя) работают крупные комбинаты черной металлургии. В Великобритании производства цветной металлургии (например, алюминиевая промышленность) сосредоточены в Шотландии, где размещаются вблизи ГЭС. Машиностроение в обеих странах обеспечивает около 40 % стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Ведущую роль в нем играет транспортное машиностроение, специализирующееся на производстве автомобилей, авиационной и ракетной техники, в меньшей степени - судов. Более мощно развита эта отрасль во Франции. Ее крупнейшие центры размещены в Лионской и Парижской агломерациях. По производству продукции авиаракетной промышленности (центры Тулуза, Бордо, Бурже) Франция лидирует в Европе. В обеих странах развито производство электроники и электротехники. Британские фирмы специализируются на производстве средств связи, турбин и электродвигателей, французские - станков, сельскохозяйственной техники, подвижного железнодорожного состава. В числе наиболее развитых отраслей обеих стран - химическая промышленность. В Великобритании она специализируется на производстве наукоемкой продукции: фармацевтических препаратов, агрохимикатов, конструкционных пластмасс для авиаракетостроения и микроэлектроники. Предприятия химической промышленности в Великобритании тяготеют к центрам нефтепереработки. Во Франции развито производство минеральных удобрений, синтетического каучука и пластмасс.

В сельском хозяйстве стран различий больше. В Великобритании в его структуре доминирует животноводство: разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развито беконное свиноводство и птицеводство. Растениеводство, производящее преимущественно корма, имеет обслуживающее значение.

Сельскохозяйственные угодья занимают 77 % территории Великобритании. Из них около 30 % - это пастбища, а более 60 % - пашня; примерно 1 / 3 ее занята кормовыми травами и столько же - зерновыми культурами (пшеница, ячмень, овес).

В структуре сельского хозяйства Франции соотношение растениеводства и животноводства примерно равное, и оно характеризуется большим разнообразием отраслей. В растениеводстве ведущим является зерновое хозяйство. Пшеницу выращивают на Северо-Французской и Аквитанской низменностях, кукурузу - в югозападных районах, рис - в дельте Роны. Повсеместно размещены посевы ячменя, картофеля. Основной район производства сахарной свеклы, по которому Франция - мировой лидер, - Северо-Французская низменность; здесь же размещается и большинство сахарных заводов. Повсеместно развито овощеводство и плодоводство.

Франции принадлежит 2-е место в мире по производству винограда. Главный район виноградарства - Лангедок. Основная часть урожая используется в виноделии: марочные вина производятся в районе Бордо, в Шампани, долине реки Луары.

Главная отрасль животноводства - разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления. Развиты свиноводство и коневодство.

Транспортные системы стран имеют существенные различия. Островное положение Великобритании обусловило ведущую роль морского (90% всех грузоперевозок) и авиационного транспорта. Перевозки грузов и пассажиров внутри страны преимущественно осуществляет автомобильный транспорт, а железнодорожный - обеспечивает лишь незначительную их часть. Однако роль железнодорожного транспорта существенно возросла после строительства Евротоннеля, соединившего Великобританию с французским побережьем материка.

Коммерческое движение поездов по тоннелю под Ла-Маншем началось в 1994 г. Три ствола тоннеля проложены на глубине от 25 до 40 м, длина каждого составляет около 50 км (из них 37 км - под водой). По двум стволам идут поезда, третий является служебным (рис. 84).

Рис. 84. Евротоннель

Транспортная система Франции - одна из наиболее развитых и сбалансированных в мире. Во внутренних пассажиро- и грузоперевозках лидируют автомобильный и железнодорожный транспорт. Большие объемы импорта нефти и газа обусловили развитие разветвленной системы трубопроводов. Морской и авиатранспорт обслуживают преимущественно внешние связи.

Туризм. Своеобразие природы и историко-культурные достопримечательности привлекают в обе страны туристов (рис. 85). Франция - мировой лидер в туристической отрасли. Ежегодно страну посещает до 60 млн иностранных туристов, направляющихся на Французское Средиземноморье, Французские Альпы и в Париж - крупнейший центр не только иностранного, но и внутреннего туризма. В Великобритании большинство иностранных туристов стремится в Лондон и богатую природными и историческими памятниками Шотландию.

Рис. 85. Туристические объекты Франции и Великобритании: 1 - замок Шамбор;

2 - Тауэрский мост

Рис. 86. Лазурный Берег

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011