Предлагаем обсудить проект "выход из кризиса". Развитие страны - выход из кризиса

Михаил Дмитриев

Сырьевая модель роста больше не работает. Если страна хочет развиваться, необходимо строить новые дома и дороги, а инвестировать в инфраструктуру будут сами потребители

Потребляем больше, чем производим

Возобновление устойчивого экономического роста и предотвращение риска сползания в долгосрочную депрессию — это сейчас главный вопрос для экономики. Предыдущий этап был основан на опережающем росте потребления, а не инвестиций, но в нынешних условиях старая модель работать уже не может.

Прежняя модель была основана на беспрецедентном повышении цен на российский сырьевой экспорт. Потребление в стране долгое время устойчиво росло быстрее, чем ВВП. Такое возможно, когда валовый национальный доход (ВНД) — показатель, который отражает не только внутренне производство, но и результаты внешнеэкономической деятельности страны, — растет быстрее, чем ВВП. В нулевые годы ВНД рос быстрее именно потому, что очень быстро росло долларовое выражение экспорта, несмотря на медленный рост его физических объемов. А это значит, что происходило удорожание рубля по отношению к другим валютам и рост покупательной способности населения, выраженный в импортных товарах. В результате можно было не увеличивать производство: добыча нефти за эти десять лет выросла всего в полтора раза, а долларовая выручка от продажи нефти увеличилась примерно в десять раз с самого пикового падения в 1998 году, когда цены опускались до $4 за баррель.

Все это не требовало особенных инвестиций. Добычу нефти и газа не надо было усиленно наращивать — в основном эксплуатировались уже освоенные месторождения. Самые большие деньги тратились на строительство нефте- и газопроводов, да и это на фоне общих масштабов российской экономики было копейками: менее 1% ВВП в год. Поэтому основной прирост импорта шел не столько на закупки оборудования, сколько на закупки потребительских товаров. И масштабы этого роста импортного потребления были настолько велики, что долгие годы заработные платы росли двузначными числами, намного опережая ВВП, а доходы населения в реальном выражении выросли в три раза, хотя ВВП едва-едва удвоился.

$50 за баррель

Сейчас, после двух последних кризисов, которые привели к завершению мирового энергетического суперцикла, надежды на повторение такого роста уже нет. Потому что главный источник валюты для России — это нефть, которая дает почти половину всей экспортной выручки, а она имеет четкий потолок максимальной цены.

Связано это с добычей сланцевой нефти, для которой не нужны большие длительные инвестиции. В традиционных месторождениях старой эпохи 90% всех затрат на добычу нефти было связано с капитальными расходами: нужны были первоначальные стартовые вложения, чтобы пробурить большое количество глубоких скважин, протянуть трубопроводы, создать очень дорогую инфраструктуру для освоения нефтяных полей. А дальше можно просто качать нефть из этих скважин.

С добычей сланцевой нефти ситуация другая. Капитальные затраты на запуск месторождения составляют около 40% от затрат жизненного цикла, а 60% — это операционные затраты, но они настолько высоки, что сланцевая нефть рентабельна только при ценах на нефть выше $50 за баррель. Сейчас, когда цены на нефть упали, добыча сланцевой нефти моментально свернулась. Но как только цены на нефть снова поднимутся выше $50 за баррель, добыча на сланцевых месторождениях опять станет рентабельна, и тут же начинается очередной всплеск добычи. Большинство мировых аналитиков сейчас согласны, что при такой новой компоненте предложения нефти цена на нее не может устойчиво пробивать потолок $90 за баррель. Сланцевая нефть будет постоянно сбивать цену на мировом рынке. Поэтому никаких шансов дождаться момента, когда цена на нефть опять подскочит почти до $150, как это было в 2008 году, у России нет. А это значит, что валовый национальный доход, который кормил российского потребителя последние 15 лет, будет расти практически тем же темпом, что и российский ВВП: если не поменяются принципы функционирования российской экономики, это всего лишь 2% в год.

Мы вступаем в период долгосрочного стагнационного депрессивного роста, который, если все оставить как есть, при всех самых благоприятных изменениях на сырьевых рынках приведет к дальнейшему отставанию России от средних темпов роста не только мировой экономики, но и даже развитых стран мира.

Инвестиции в мегаполисы

Нет сомнений, что экспорт газа, нефти, угля, металла все равно будет основным источником поступления валюты в страну. Но из двигателя роста он превращается всего лишь в способ поддерживать в устойчивом состоянии платежный баланс страны. Для нового роста нужен новый источник. Необходимо переключение на инвестиционную модель: когда экономический рост может ускориться, но не за счет более быстрого роста потребления по отношению к ВВП, а, наоборот, более медленного. На первом этапе выхода из долгосрочной депрессии двигателями роста могут стать только инвестиции. Предпосылки для этого уже возникают: за последние два года доля прибыли в ВВП выросла на 4% за счет снижения доли заработной платы. Но на фоне рецессии бизнес не спешит инвестировать полученную прибыль, а придерживает ее до лучших времен.

Очень важно, чтобы для вложения денег стали привлекательными те сектора, которые действительно могут в этих условиях развиваться. Вкладывать деньги сейчас в добычу нефти и газа на новых месторождениях бессмысленно. Себестоимость совокупной добычи нефти на них сейчас выше, чем потенциальная цена на этом рынке, поэтому осваивать тундру, как мы это делали на протяжении нулевых годов ради увеличения добычи экспорта сырья, совершенно бесполезно. Это не ускорит темпов экономического роста.

Но подобно тому, как сырьевая экономика территориально привязана к месторождениям сырья, несырьевая экономика тоже имеет вполне конкретную географическую привязку. «Месторождения» несырьевой экономики расположены в зонах с высокой концентрацией населения и предприятий. По оценкам McKinsey, две третьих всего мирового прироста ВВП в период до 2030 года будет сосредоточено всего лишь в 600 крупнейших городах мира и прилегающих к ним агломерациях, которые по площади составляют территорию меньше современного Судана. А треть ВВП — это вся остальная поверхность Земли. Из числа крупных мировых агломераций порядка 12-15 находятся в России. Именно они и могут стать зонами опережающего роста несырьевых отраслей с высокой производительностью. И если мы говорим о несырьевой экономике, то именно там будет возникать основной дополнительный прирост добавленной стоимости. Но для этого нам нужна комбинация экономических мер, сочетающих стимулирование спроса (более или менее в русле кейнсианских традиций) и стимулирование предложения (прежде всего создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций).

Смысл кейнсианских мер — это создание денежных и инвестиционных стимулов для потребителей, наделение их большими ресурсами, с помощью которых они могут создать цепочку мультипликативного спроса на товары и услуги, и тем самым стимулировать выход из кризиса. Одним из традиционных, всем нам известных воплощений такого кейнсианского подхода была рузвельтовская программа строительства дорог и привлечение безработных на реализацию больших инфраструктурных проектов: электроэнергетика, дороги, орошение и многое другое. В конечном счете все это было направлено на стимулирование спроса и использование эффекта мультипликатора спроса.

Дороги и жилье

По количеству автомобилей на сто человек населения Московская область сопоставима с большинством крупнейших агломераций Европы и превосходит пригороды Лондона, Парижа, Хельсинки, но плотность дорог в четыре раза меньше, чем в среднем по Европе. На всех этих автомобилях в Подмосковье по большому счету некуда ездить. Даже в электричках время в пути до недавнего времени было в два раза дольше, чем в среднем в европейских агломерациях. В этих условиях бизнесы просто не могут эффективно работать. Рынки сужаются, потому что увеличивается расстояние, осложняется сбыт и взаимодействие, все эффекты масштаба сжимаются.

Значит, большая часть несырьевых секторов может обеспечивать гораздо меньший прирост на рубль инвестиций, если мы не решим эту проблему отсталой инфраструктуры в центрах несырьевого роста. Дополнительные вложения в инфраструктуру, которые нужны, чтобы эту проблему решить, сейчас мы оцениваем примерно в 1-1,5% ВВП в год на протяжении ближайших десяти лет. Это немногим больше, чем на предыдущем этапе роста тратилось на нефте- и газопроводы. Теперь инвестиции должны уйти в агломерации и расширение зоны их влияния.

Эффективный рынок труда в наших агломерациях не может возникнуть также при нынешнем уровне обеспеченности жильем. С точки зрения достигнутого уровня доходов и потребления обеспеченность жильем в России должна быть на уровне 28-30 кв. м на человека. В Москве сейчас — 20 кв. м. Этот показатель практически не рос в течение последних 20 лет. Сейчас в Китае уже больше 20 городов, в которых обеспеченность жильем превышает 35 кв. м на человека. Большинство агломераций в России недоразвиты, в результате они не могут привлечь больше людей для работы на высокооплачиваемых производительных предприятиях, потому что этим людям просто негде жить.

Жилье стоит запредельно дорого из-за дефицита предложений жилья и барьеров на рынке, которые завышают цену. И поэтому решать надо одновременно и проблему инфраструктуры, и снимать барьеры на рынке жилья. Необходимо создание новых механизмов финансирования социального арендного жилья для людей, приезжающих на работу в эти зоны ускоренного высокопроизводительного развития. Мы вкладываем в инфраструктуру и жилье, а они создают спрос на стройматериалы, оборудование и другие товары, которые не импортируются, а производятся внутри страны.

Далее возникает уже другой, некейнсианский мультипликатор — агломерационные эффекты, которые действуют не со стороны спроса, а со стороны предложения. Новая инфраструктура и жилье создают условия для роста производительности несырьевых бизнесов в агломерациях, а также способствуют притоку капитала и рабочей силы в те места, где их можно использовать наиболее производительно. Это, собственно, и дает толчок росту несырьевой экономики в агломерациях.

Где деньги?

Принципиально важно создание нормальной регуляторной среды, не должно быть избыточных барьеров, должны быть защищены права собственности, должна быть эффективная финансовая инфраструктура, которая открывает доступ к капиталу для осуществления инвестиций. Многое из того, чего сейчас остро не хватает. Снос торговых павильонов у метро — это пример того, когда московские власти в разгар кризиса, фактически ничего не предлагая взамен, по сути, убивают очаги экономической активности.

Еще один элемент экономики предложения тесно переплетен с кейнсианством. Дополнительная инфраструктура может быть создана за частные деньги. Чтобы это произошло, должен возникнуть рынок долгосрочных инфраструктурных инвестиций, размеры которого не такие уж и большие. Это всего лишь 1,5-2% ВВП в год. У нас колебание нормы накопления достигает 5% ВВП в год. То есть это макроэкономически незначительная величина.​

Частный инвестор пойдет в инфраструктуру, вложит свои деньги и существенно ускорит развитие всей несырьевой экономики. Но это произойдет при одном условии: этот рынок должен выйти из нынешнего состояния отсутствия стандартов и понятных для всех правил игры.

Позитивные примеры уже есть. Десять лет назад менее 5% покупок жилья делалось с помощью ипотечных кредитов. После реализации приоритетного национального проекта «Жилье» появилась возможность штамповки ипотечных сделок на конвейере по стандартным понятным правилам. Объемы ипотечных кредитов выросли в 30 раз. К 2014 году около половины жилья покупалось с участием ипотечных кредитов. Именно это позволило за десять лет, несмотря на два эпизода рецессии, удвоить вводы жилья и довести их до исторических максимумов.

Инвестор не идет не потому, что инфраструктура у нас непригодна для инвестиций, и не потому, что в принципе в России нет длинных денег, а потому, что каждый проект приходится «собирать вручную», как роллс-ройс. Мы уже видим, что целый ряд довольно простых и уже реализованных в России решений наподобие мер по развитию ипотечного кредитования может превратить выпуск инфраструктурных инвестиционных инструментов в массовое конвейерное производство. Уже в ближайшее время мы совместно с участниками рынка рассчитываем подготовить и вынести на публичное обсуждение детальную дорожную карту таких мер.

Если мы это делаем, то сразу снимаем еще одно узкое место: мы направляем значительный поток денег из других финансовых рынков в рынок инфраструктуры, мы активируем сразу и мультипликаторы спроса за счет прямых эффектов от инвестиций, и мультипликаторы предложения в виде агломерационных эффектов. И, если это все будет сопровождаться улучшением бизнес-среды и повышением защиты прав собственности, да еще плюс реформой таможни, то появится шанс выйти из долгосрочной депрессии на принципиально новой экономической основе.

Если мы запустим такую модель всерьез, а для этого, я считаю, в стране есть хорошие предпосылки, то темпы роста российской экономики в ближайшие 10-15 лет могут в среднем оказаться на 1,5-2% выше инерционного, «депрессивного» тренда. 3,5-4% в год при достигнутом в России уровне доходов — это очень высокие темпы роста. При таких темпах мы продолжим наверстывать отставание от развитых стран и примерно на рубеже 2030 года окажемся по формальным критериям страной с высоким уровнем дохода.

Проект разработан в сотрудничестве следующих специалистов:

▪ доктор технических наук, профессор, автор теории субстратно-оптимального управления Румянцев Анатолий Александрович, г. Краматорск, http://www.kegi.com.ua/naychnaja%20shkola.htm

▪ кандидат экономических наук, доцент по специальности «Экономика», магистр (MBA) Терещенко Виктор Иванович, г. Минск; http://vikte.ru/

▪ экономист-аналитик и практик, разработчик концепции и описания проекта
Довгель Евгений Станиславович, г. Минск, http://dovgel.com/ob_avt.htm

ДОСТИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
В результате многолетних целенаправленных научно-практических поисков, специалистами в области экономики, менеджмента, социологии и теории систем, на уникальной методологии субстратной оптимизации систем и процессов управления, выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, цен, безработицы. Разработаны имитационные модели, показывающие процесс углубления кризиса в каждой из стран. И найден метод оптимального преодоления кризисных явлений в экономике любой из стран путем субстратной оптимизации общественных производственных отношений. Особое значение имеет этот метод для освоения рациональных результатов научных разработок и максимизации до предельно возможного уровня конкурентоспособности национальных экспортеров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Применение вышеуказанных научных достижений для субстратной оптимизации общественных производственных отношений в любой из заинтересованных стран с преодолением в кратчайший срок кризисных явлений в ее национальной экономике, получением высокого экономического, политического и социального эффекта. Концепция преодоления в стране кризисных тенденций, явлений и оптимизации производственных отношений включает следующие блоки:

национальная денежная система как источник государственных инвестиций в эффективные и перспективные бизнес-проекты и средство удовлетворения потребностей национальной экономики в деньгах без инфляции;

налоговая система как инструмент активизации и оптимизации национального производства, максимизации конкурентоспособности продукции национальных производителей и обеспечения бездефицитности госбюджета;

▪ система по созданию в стране условий высоких мотиваций работникам к заинтересованному труду и вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов с наибольшей выгодой для предприятий, корпораций, государства, собственников и работников предприятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Разработки имеют принципиальную новизну и не имеют аналогов.
Любое заинтересованное государство, системно применив их, сможет в течение 9 ‑ 12 месяцев вывести свою страну из-под влияния условий мирового финансово-экономического кризиса, организовать безинфляционное развитие национальной экономики с ростом числа рабочих мест, создать в стране условия высоких мотиваций населению к труду, предпринимательству, сбережениям и инвестициям, обеспечить бездефицитный госбюджет, рациональные темпы экономического роста, с устранением в производстве антагонистических противоречий и удовлетворением всех слоев общества реальной динамикой роста их уровня жизни.

Выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, безработицы, цен. Разработаны имитационные модели, показывающие, как действуют эти механизмы в экономике, ведя к углублению кризиса в каждой из стран. Разработаны методы преодоления кризисных явлений и субстратной оптимизации производственных отношений в экономике любой страны (http://dovgel.com/zenyi.htm).

Накоплен, научно обоснован и оптимизирован уникальный опыт разработки и внедрения систем высоких мотиваций для работников на предприятиях. Разработан метод изучения и измерения вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов. Подготовлен семинар для руководителей, экономистов и профкомов предприятий на тему «Теория и опыт по созданию высоких мотиваций работникам к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства».

Продумана система мер и правовых норм, необходимых для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений, формирования бездефицитного госбюджета, устранения экономических причин преступности в любой из стран с учетом их специфики, традиций, верований.

Подготовлена программа учебного курса на 20 учебных часов, планы лекций и тексты докладов, видеоролик (на 1 час) для специалистов предприятий.

Реализация разработок возможна по следующей схеме:

1. Контакт заинтересованных с разработчиками проекта. Совместная организация в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи, на русском языке с возможностью синхронных переводов) и представление заинтересованной аудитории базисного доклада «Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны» с наглядной демонстрацией на математических (имитационных) моделях механизмов кризиса и механизмов будущего экономического роста.
План базисного доклада см. в конце страницы.
Для полной версии доклада необходимо 2 часа. В целях предварительного ознакомления
основные положения доклада могут быть представлены в кратком изложении за 40 минут.

Тезисы доклада в самом кратком объеме (6 стр. + 4 стр. ответы на вопросы) в виде главы из книги профессора Румянцева А.А. «Теория и практика субстратной оптимизации систем и процессов управления», уже опубликованной издательством LAMBERT Academic Publishing (Германия), представлены Основные положения доклада в более полном объеме (30 стр.) см. http://dovgel.com/zenyi.htm .

2. Организация совместно заинтересованными сторонами и разработчиками проекта занятий в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи на русском языке с возможностью синхронных переводов) для руководителей и специалистов органов госуправления, корпораций, предприятий по изучению учебного курса «Проблемы современной экономики и пути их оптимального решения в любой стране» объемом на 20 учебных часов (по 2 часа в день, с дополнительными занятиями при необходимости);

3. Подготовка по итогам занятий специалистами заинтересованных государств к зачету по изученному курсу концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, а также планов по реализации разработанных концепций с целью субстратной оптимизации в своей стране производственных отношений на всех уровнях национального производства;

4. Консультирование разработчиками проекта специалистов органов госуправления, корпораций, организаций, прошедших обучение по пунктам 2 и 3, в вопросах практической реализации разработанных ими концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, внедрения субстратно-оптимальных решений в экономику их реальных объектов. Проведение экономических экспериментов различного масштаба (предприятие, населенный пункт, район, отрасль производства) в любой из стран, для предварительной проверки эффективности и оптимизации разработанных мер.

Проект на начальном этапе требует информационной поддержки. В остальном же он рассчитан на полную самоокупаемость, самофинансирование, получение в любом из государств достаточных доходов на его саморазвитие с должной прибылью для инвесторов. Источником доходов будут заказы на внедрение субстратно-оптимальных решений в экономику государств, корпораций, организаций и отчисления заказчиков по договорам от экономического эффекта при внедрении проектов в экономику их объектов.
----------------


ПЛАН БАЗИСНОГО ДОКЛАДА
«Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны»
(необходимое время – 120 минут)

I. Доклад с раскрытием вопросов:

ВСТУПЛЕНИЕ. «Думать – самая трудная работа из всех существующих – поэтому так мало людей занимаются ею» (Генри Форд).
Думать – это значит ДЕЛАТЬ ЧТО И КАК ИМЕННО?
Суть методологии субстратной оптимизации экономических систем и управления ими.

1. О типичных проблемах в экономике стран СНГ и других стран
(показ общих проблем на статистических примерах Республики Беларусь).
1.1. Инфляция национальных денег. Суть явления и в чем его неверно понимают.
1.2.«Модель-инфляция-экспорт». За счет чего девальвация, инфляция национальных денег временно повышают конкурентоспособность национальных экспортеров и механизм закономерного падения их конкурентоспособности в дальнейшем.
1.3.Показ истинного масштаба роста цен в мире и СНГ.

2. Причина и экономические механизмы мирового валютно-финансового и долгового кризиса, инфляции, роста цен…
2.1. Суть причины мирового кризиса (модель механизма).
2.2. Механизм обесценения денег, демонетизации и долларизации экономик, роста цен.
2.3. Сравнение количества национальных денег к ВВП и на душу населения в СНГ с тем, что имеют к ВВП и на душу населения страны с высоким уровнем доходов населения (Япония, Англия, Швейцария и др. – графики сравнения).

3. Слагаемые закономерно снижающейся в настоящее время конкурентоспособности товаров из стран СНГ в зоне влияния ВТО.
3.1.Показ всеобщих тенденций в кредитно-денежных системах (модель 1).
3.2.Показ принципиальной невозможности роста на кредитных схемах (модель 2).
3.3.Показ принципиальной ошибки в налоговых системах (схема 3).
3.4.Показ нерациональности условий в странах СНГ (схема 4) для инвесторов, работников и государств в сравнении с передовыми странами.
●Показ негативных тенденций в экономике стран СНГ, если не оптимизировать систему денежно-кредитных, налоговых и мотивационных отношений.

4. Как рационально, без общественных противоречий трансформировать экономику в любой из стран из ее современного состояния в субстратно оптимальное.
●как оптимизировать национальную денежную систему в стране;
●как изыскать достаточный национальный источник для инвестиций, оптимизировать налоги в стране, обеспечить освоение эффективных научных разработок, высокую конкурентоспособность национальных экспортеров и бездефицитный госбюджет;
●как создать оптимальные для общества и государства условия высоких мотиваций населению к сбережению средств, инвестициям, предпринимательству; работникам – к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства; решить проблему надежного источника для трудовых пенсий, не повышая пенсионный возраст;
●алгоритм внедрения и последовательного расширения внутрихозяйственного хозрасчета на предприятиях в условиях общественно целесообразных мотиваций для работников.
4.1.Пути, ресурсы и время для практической реализации концепции и разработок.

4.2.Обоснование целесообразности для стран СНГ создания общей валюты СНГ.
4.3.Как оптимально создать общую (не единую!) валюту СНГ (при сохранении и стабилизаци всех национальных валют) и выйти из финансово-экономического кризиса всей территорией СНГ.

II. Полные и доказательные ответы разработчиков на вопросы
по докладу до их полного исчерпания.

Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях - ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

Если обобщить: экономический кризис - это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

    Рост уровня безработицы.

    Существенное падение курса национальной валюты.

    Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

    Уменьшение платежеспособности граждан.

    Уменьшение ВВП (или остановка роста - если до этого ВВП стабильно увеличивался).

    Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

    Отток зарубежного капитала.

    Снижение стоимости сырья.

Перечисленные «симптомы» являются лишь основными - на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики - это уже кризис.

Классификация кризисных ситуаций

Поскольку кризис - это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

    Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

    Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

    Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным - не повторяется примерно в равных временных промежутках.

Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис - это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

Современная классификация экономики

По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

Экономический цикл

    Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

    Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

    Дно (самая низкая точка спада).

    Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис - явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

    1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже - и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы - еще Российской Империи) начался еще раньше - в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия - до 1909.

    1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий - когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

    «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

    «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере - Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

    1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

    Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

    Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере - на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

    Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при приватизации государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

    Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

    Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие - это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем - их дестабилизации и падению.

    2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше - до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

    Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


Экономическая ситуация России

Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта - около 55-60 рублей за доллар.

Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

    Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

    Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

    Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

    Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

    Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

    Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

Прибавьте к этому и другие - нематериальные - проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение - у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства - кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит - иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает - начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

    Неконтролируемый рост инфляции.

    Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

    Политическая нестабильность.

    Ошибки в управлении.

    Устаревание производства.

    Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Пути выхода из кризиса

К аждая кризисная ситуация - индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

    Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России - цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

    Создание рабочих мест - для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

    Сдерживание инфляции.

    Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

    Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

    Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

    Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости - корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.

Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.

«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.

В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.

Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.

«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».

План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. ). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. ).

Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. ).

Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.

Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.

Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».

На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.

Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.

«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.

И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.

Уважаемые товарищи!

Мои земляки и соотечественники!

Смысл проведения Орловского экономического форума состоит в том, чтобы активизировать поиск путей вывода России из кризиса. Увы, положение дел в нашей стране близко к критическому. В этом году исполняется 25 лет прихода Ельцина к власти. За это время мы пережили много испытаний. Был расстрел парламента. Воровская приватизация. Был дефолт 1998 года. По стране прокатился всплеск терроризма – Дубровка, Беслан, взрывы в московском метро. Разразился мировой финансово-экономический кризис, больно ударивший по России. Но нынешняя ситуация куда опаснее. Если не предпринять срочных мер, она обернется самыми тяжелыми последствиями.

Облик мирового кризиса


Системный кризис в нашей стране вызван как внешними, так и внутренними причинами. Мир вновь вошёл в полосу потрясений . Джордж Сорос , а он знает, что говорит, не преминул заявить, что сегодня ситуация на рынках подобна той, которая сложилась в 2008 году. В основе мировой нестабильности – все те же противоречия между трудом и капиталом, между интересами узкого круга господ и всего остального населения планеты.

За последние два века капитализм пережил двенадцать кризисов . Два самых острых из них завершились страшными мировыми войнами. Из Первой мировой человечество вытащил Великий Октябрь во главе с Лениным. Из второй – Великая Победа во главе со Сталиным. Развязывая конфликты, стравливая народы и уничтожая целые цивилизации, мировой капитал пытается устоять, ищет новую пищу для своего бездонного чрева. Нынешний кризис – не исключение. Пресловутая «Арабская весна» ввергла в пучину кровавых междоусобиц Ближний Восток. Провоцируется вражда между различными течениями в исламе. На древних землях Ирака и Сирии полыхают войны.

Накаляется обстановка и на другом конце азиатского континента. Соединенные Штаты пытаются ослабить Китай. Их не устраивает тот факт, что красный дракон превратился в ведущую экономику мира и бросил вызов гегемонии США. Совсем недавно американский эсминец вошел в территориальные воды Китая. Пекин назвал это нарушением суверенитета, но в Вашингтоне демонстративно проигнорировали протест. Уверен, что подобные провокации продолжатся и дальше. Транснациональным монополиям не нужны конкуренты. Для борьбы с ними мировая олигархия активно опирается на мощный военно-полицейский аппарат .

Делу пресечения конкуренции служат и два международных соглашения, проталкиваемых американцами – Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерство. Речь идет о попытках крупнейших западных корпораций установить полную и непререкаемую власть над мировой экономикой. Странам и народам предлагают отказаться от самостоятельного курса и сдать свои национальные интересы. Неудивительно, что названные соглашения готовились в строжайшей тайне. Даже депутаты Европарламента не знали, какого кота в мешке им подсунут из Вашингтона.

США используют своё политическое влияние и возможность печатать доллары, чтобы дирижировать мировой экономикой . Резко упали цены на нефть. Страны ОПЕК стали наращивать её добычу, чтобы залатать бюджетные дыры. На мировой рынок «черного золота» вновь выходит Иран. Спустя 40 лет запрет на экспорт нефти сняли и США. Её избыточное предложение способствует дальнейшему снижению цен.

Россия находится в числе лидеров списка стран, приговорённых империалистическим монстром . Нам уже не первый раз выносят «черную метку» за то, что мы являемся мировой кладовой богатейших природных ресурсов. Вспомним, как пытались уничтожить молодую советскую республику полчища Антанты. 14 государств выступили тогда против истерзанной и обескровленной страны!

В той ситуации Россию от гибели спасла Советская власть. Большевики дали по зубам интервентам и их прихлебателям. Объединив миллионы людей идеями справедливости, равенства и братства, они совершили невозможное – собрали распавшуюся страну, а затем утвердили её единство союзным договором. В невиданно короткие сроки СССР построил исключительно эффективную народнохозяйственную систему, позволившую победить фашизм, вывести человека в космос и создать ракетно-ядерный щит.

Именно за это ненавидит большевиков вся сволочь мира и местные компрадоры. Но грязь антисоветизма и русофобии не пристаёт к великим свершениям. У каждого российского патриота есть основание низко поклониться трудовому народу за Великие Победы и верность исторической правде. Для её торжества КПРФ делает всё возможное. В этой связи всем рекомендую следить за новинками нашего телеканала «Красная линия ». Сейчас на нём выходит крайне поучительный черытёхсерийный фильм «Модель Сталина ». Он наглядно показывает то, как стремительно наша страна превратилась в мощнейшую индустриальную и культурную державу.

Факты истории ценны своими уроками для настоящего и будущего. Вот и в современном мире не выжить без самостоятельной политики, без реального суверенитета, без сильной и эффективной экономической системы. Или её удастся создать, или нас уничтожат, сомнут, растопчут!

Сегодня Россия вновь столкнулась с агрессивностью Запада. Новая Антанта в лице НАТО вышла на наши границы и окружила военными базами. Натовские танки стоят в эстонской Нарве – в 140 километрах от нашей северной столицы! Противники провоцируют антироссийскую истерию, вводят санкции, поджигают конфликты у рубежей страны, стравливают братские народы. На Украине при непосредственной поддержке США и их сателлитов к власти пришел фашистско-бандеровский сброд.

При этом крайне важно понять: в том, что происходит в мире, нет ничего случайного и удивительного. Как нельзя отучить волка питаться мясом, так и глобализм немыслим без экспансии, агрессии и войны. В этой исключительно ответственной ситуации Россия должна ответить на судьбоносный для неё вопрос: Как защитить себя, как сохранить право на самостоятельное развитие? Как обеспечить достойное будущее своим детям и внукам?!

Либеральный тупик


История России, да и всего мира показывает: встав на рельсы «свободного рынка» и американского либерализма из тупика не выбраться. Это означает принять заведомо невыгодные правила игры, подписать стране смертный приговор. Нынешнее руководство России этого как будто не понимает . По сути своей оно продолжает социально-экономический курс, начатый Горбачевым и Яковлевым, Шеварднадзе и Ельциным, Гайдаром и Чубайсом. Этот курс привел к разрушению СССР и разгулу «лихих девяностых». Либерально-демократическая свора растащила уникальный советский народнохозяйственный комплекс, повела страну путем деградации и обнищания.

Свежий опрос «Левада-центра » свидетельствует: только 14 процентов россиян положительно отзываются о Ельцине и лишь 11 процентов хорошо относятся к гайдаровским реформам. Подавляющее большинство населения считает этих людей предателями, убийцами советской страны и социалистической экономики. Народ вынес свой вердикт. Он отвёл Горбачеву, Ельцину и их приспешникам ту самую нишу перевёртышей и предателей родины, в которую уже давно помещены гетман Мазепа, атаман Краснов и генерал Власов.

Сильнейший патриотический запрос общества позволил сегодня внести серьёзные коррективы в российскую внешнюю политику. Но свернула ли страна с гибельного пути? Внутри России бал по-прежнему правят либералы . Высокие цены на нефть помогли на какое-то время прикрыть зияющие бреши и погасить нараставшее недовольство масс. Однако решением системных проблем власть не занималась. Большая часть доходов от продажи минерально-сырьевых ресурсов шла в карманы нуворишей, вкладывалась в покупку замков, особняков и супер-яхт, но никак не в развитие промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства. Все эти годы только ленивый не говорил о диверсификации экономики, но слова так и остались красивым лозунгом.

Похмелье наступило, когда цена барреля нефти упала со 140 до 30 долларов. Зависимость от экспорта сырья, об опасности которого все эти годы повторяла КПРФ, предстала во всей красе. Валовой внутренний продукт по итогам года сократился на 4%. Произошел резкий спад промышленного производства. Ушли в пике реальные доходы населения и потребительский спрос. Стало ясно, что мнимое благополучие многих рядовых граждан держалось на нефтегазовых огрызках с олигархического стола. Упали цены на сырье – и населению сказали: затягивайте пояса! Платите за капремонт! Ждите повышения пенсионного возраста!

Это хорошо видно на примере государственного бюджета текущего года. Правительство подсунуло нам бюджет-обрубок с доходной частью меньше 14 триллионов рублей. Дефицит – больше 2 триллионов. По целому ряду статей произошло не просто существенное, а прямо-таки обвальное сокращение. Это при том, что из 20 триллионов рублей, вырученных за проданное сырье, в бюджет попало только восемь!

Власть решила экономить на самых социально-незащищенных слоях . Вдвое сокращено финансирование сферы ЖКХ. Расходы по капитальному ремонту перекладываются на плечи жителей. Пенсию проиндексируют всего на 4%. И это при том, что инфляция была 13%.

Сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики . О диверсификации, импортозамещении и сползании с нефтяной иглы приказано забыть. Как тут не вспомнить о великом опыте нашей страны, когда за 10 предвоенных лет было построено 9 тысяч передовых предприятий. Буквально с нуля создавались целые отрасли – станкостроение, машиностроение, самолетостроение. Только вдумайтесь: в третьей пятилетке каждые 7 часов в строй вводился новый завод или новая фабрика!

Что, возможностей тогда было больше? Нет. Просто руководство страны во главе со Сталиным понимало: если топтаться на месте, нас уничтожат. Великая Отечественная война доказала мудрость и своевременность этой политики. Сразу после войны Советский Союз строил по полторы тысячи заводов и фабрик в год. В кратчайшие сроки страна восстановила производственный потенциал и наполнила бюджет. Одновременно были освоены новейшие технологии в атомной энергетике и проложена дорога в космос. Всё это – несомненная заслуга оболганной «перестройщиками» Советской власти и плановой экономики. Нынешние рыночные рельсы, насильно навязанные стране либералами, оказались крайне неповоротливыми, кривыми, ведущими в никуда.

Выход существует


Выход один: нужно менять всю экономическую и социальную политику. Необходимо разворачивать курс от спекулятивной экономики к реальному производству. Как это сделать наиболее эффективно? Сегодня мы имеем хорошую возможность обсудить это здесь, на Орловском форуме. Тем более, что у нас накоплен очень интересный опыт.

Правительство страны демонстрирует поразительную узколобость. Надев на себя американские шоры, оно не способно адекватно оценить обстановку. Не слушая здравых советов, оно прёт по пути, в конце которого – пропасть. Смешнее любого КВНа выглядят люди, давшие десятки разноречивых прогнозов, ни один из которых не сбылся. Вспомните Алексея Улюкаева , вещавшего о прохождении Россией «дна кризиса». Это улюлюканье уже вызывает всеобщее раздражение. Весь интернет заполнен насмешками на эту тему!

Жутко наблюдать за теми, кому доверена власть, но кто не в состоянии управлять страной. Корабль под названием «Россия» они ведут не по четкой и ясной карте, а по каким-то обрывкам из старых либеральных учебников. Недавний «Гайдаровский форум» это ещё раз подтвердил. Вот выступает первый зампред правительства Игорь Шувалов и уверяет, что в 2015 году «мы ни разу нигде не предоставили никакой ложной информации ». И это при том, что экономические прогнозы многократно пересматривались, а бюджет корректировался четыре раза. Идем дальше. Оказывается, кризис полезен для России, потому что люди «стали думать» в рублях, а не в долларах. Вот уж действительно великое достижение! Кроме того, Шувалов обмолвился, что падение цен на нефть и обрушение курса рубля позволит «перейти к более диверсифицированной экономике». Подобные заклинания повторяются больше 15 лет и порядком набили оскомину.

Реально правительство не предлагает ни конкретных мер, ни путей выхода из кризиса. Происходит обратное. На том же «Гайдаровском форуме» премьер Дмитрий Медведев предложил резко сократить бюджетные расходы и приватизировать госактивы. Да, это чудовищно, но речь идёт о новом витке приватизации! Впечатление такое, что человек, именем которого назвали форум, до сих пор незримо присутствует среди членов правительства и нашептывает им свои губительные рецепты.

Крупнейшая экономика мира – китайская – совершила свой рывок благодаря ведущей роли государства. Даже на Западе сегодня все чаще признают: рыночная стихия разрушительна. Вчитайтесь в материалы последнего Давосского форума. Его состав никто не заподозрит в коммунистичности. Тем не менее, участники встречи признали: перед миром никогда не стояло столько проблем и вызовов, как сейчас. Одна из фундаментальных опасностей – неконтролируемый свободный рынок. Как заявил президент Швейцарии Йохан Шнайдер-Амманн , «бизнес нуждается в качественных государственных институтах ». Он призвал увеличить инвестиции в образование и бросить силы на поддержку не олигархии, а среднего класса.

Еще конкретнее высказался лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц . Он подверг резкой критике меры жесткой экономии и подчеркнул: ключевой проблемой современных экономик является растущий уровень неравенства и невозможность самореформирования рыночных структур. В его речи содержится призыв обеспечить приоритет государственного регулирования перед своеволием рынка. Именно государство, по мнению Стиглица, должно контролировать направления развития бизнеса.

Позорным диссонансом с этими здравыми мыслями прозвучали в Давосе выступления членов российской делегации. Её глава, зампред правительства Юрий Трутнев заявил о «позитивных последствиях кризиса для России ». Это называется – делать хорошую мину при плохой игре.

Свой приговор капитализму вынесла и Парижская конференция по климату, состоявшаяся в конце прошлого года . Она показала, что господствующая в мире социально-экономическая система может породить глобальную экологическую катастрофу.

Но то, что для мира всё очевиднее, для нашего правительства – дремучий лес. Нас упорно хотят вернуть в «лихие девяностые» с их нищетой, разгулом преступности, беспределом чиновников и олигархов. Нас опять пытаются убедить в том, что только свободный рынок может спасти Россию. Всё! Хватит! Наелись! Нам нужен другой путь.

Страна обязана найти выход из кризиса. Если его не ищет власть, то это призван сделать сам народ . Ради этого нужно объединить все государственно-патриотические силы, включать все интеллектуальные возможности, привлечь к совместной работе самое широкое экспертное сообщество. Лучшие умы России должны вести поиск путей к её достойному будущему. И я уверен, что вместе мы сможем не только предложить, но и реализовать альтернативу губительным неолиберальным концепциям.

Чем скорее произойдет кардинальная смена курса развития страны, тем меньше потерь понесёт Россия. Левоцентристское правительство народного доверия и программа экономического роста – вот ближайшие задачи российской повестки дня.

События 1998 года уже прочно вписаны в новейшую историю страны. Именно тогда экономика России, доведенная «до ручки» чубайсами и гайдарами, была спасена правительством Примакова-Маслюкова-Геращенко. Оно решительно пресекло дикий отток капиталов и валюты за границу, ограничило олигархическую вольницу, дало толчок промышленному развитию. И это, напомню, в условиях, когда баррель нефти стоил 15 долларов, а правительству дали поработать считанные месяцы. Едва ситуация стабилизировалась, левоцентристский кабинет был отставлен Ельциным. Но опыт его деятельности остался с нами.

По нашему убеждению левый поворот сегодня – единственный выход для страны. Нужно выявить и объединить силы, способные этот поворот совершить. КПРФ готова к этой многогранной работе, к сложению усилий всех прогрессивных, национально-ориентированных сил. Мы открыты к самому широкому обсуждению назревших проблем. Общими усилиями мы должны сформировать тот прочный и убедительный национальный консенсус, который определит новый вектор развития страны . Надеюсь, что Орловский форум внесёт в это дело свой достойный вклад.

«Левый поворот» – спасение страны


Олигархи и сращенные с ними чиновники превратили экономику России в донора для своих утех и банковских счетов. Чтобы обеспечить развитие страны, предстоит вырвать её из корыстных рук, поставив власть на службу народу. Полагаю, что программу необходимых антикризисных мер можно выразить в десяти пунктах.

Первое. Необходимо восстановить экономический суверенитет и реальную независимость страны.

Для этого, прежде всего, предстоит установить должный государственный контроль над банковской системой и валютными операциями.Только по данным статистики за последние 14 лет из России легально вывезено 789 млрд долларов или 39 триллионов рублей. Добавьте к этому различные «серые» схемы. Весь этот дикий отток капитала и валюты за кордон пора прекратить.

Центральный банк должен служить интересам России, делу развития её экономики, промышленности и сельского хозяйства. Крайне важно вывести его из-под влияния ФРС США и прямо подчинить российским властям.

В перспективе необходимо отвязаться от доллара. Почему Россия должна покупать пустую бумажку за 75 рублей? В свое время Сталин не стал тратить деньги на зеленые фантики, а приравнял рубль к золотому эквиваленту. Так была обеспечена защита Советского Союза от кризисов и санкций.

Стоит вопрос и о выходе России из ВТО. За три года в составе этой организации потери бюджета страны достигли почти 800 млрд. рублей. Косвенные потери оцениваются в 4 триллиона. Смирительную рубашку ВТО с нашей экономики следует снять.

Второе. Минерально-сырьевая база России обязана служить народу.

Выручка от экспорта сырья должна идти в казну, а не обогащать олигархов и их челядь. Мы уверены, что 90% избирателей проголосуют на референдуме за решение о национализации минерально-сырьевой базы страны. Только это позволит поднять доходы бюджета с 13 до 20 трлн рублей и сделать его бездефицитным.

Назрела задача создания мощного государственного сектора в экономике . Для этого необходима национализация не только нефтегазового комплекса, но и других ведущих отраслей, таких как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, система связи. Во-первых, сильный госсектор будет служить целям пополнения госбюджета. Во-вторых, он придаст предсказуемый, плановый характер экономическому развитию.

Выход из кризиса диктует необходимость перевода экономики на плановые начала с использованием государственного и муниципального заказа. В минувшем году по инициативе депутатов-коммунистов принят закон «О стратегическом планировании ». Первый шаг сделан. Теперь необходимо вводить тактическое планирование на 5 лет, стратегическое – на 10 и более лет. Только в этом случае в полной мере заработает и закон «О промышленной политике ». Фракция КПРФ в Госдуме смогла добиться его принятия.

Пора открыть дорогу к новой индустриализации, к четвёртой промышленной революции. Чтобы не зависеть от внешних рисков, долю обрабатывающей промышленности в объеме ВВП России необходимо повысить с 14,5% до 70-80%. Напомню, что в современной Германии этот уровень – 83%.

Хватит пустых заклинаний о «создания инвестиционного климата и конкурентной среды». Нужно строить и поддерживать конкретные предприятия. Такие, как Петербургский тракторный завод во главе с С.А. Серебряковым . Даже в это не простое время коллективу завода удалось разработать и изготовить 8 новых образцов уникальной техники. Своих потребителей она находит не только в России, но и за рубежом.

Третье. Экономика должна стать наукоемкой, развиваться на основе высоких технологий и новейших достижений .

Пора остановить губительные реформы в сфере науки. Предстоит на порядок увеличить финансирование исследований отечественных ученых, довести удельный вес организаций, осуществлявших инновационные разработки с 10 до 40%. Именно так обстоит дело в развитых странах.

Мы не можем согласиться с тем, что на образование и на науку выделяется по 3% от ВВП. Причём даже эти жалкие средства тратятся на редкость бездарно. Ливановская «ЕГЭидиотизация», эта «баба Яга», и погром в Российской академии наук ведут в тупик. «Вход в школу через кассу», - эта горькая шутка всё чаще появляется на устах у родителей. Если большевики за двадцать предвоенных лет добились практически всеобщей грамотности населения, то нынешняя власть действует в обратном направлении. Раньше наши школьники и студенты стабильно занимали первые места на международных конкурсах, а сегодня многие и читать толком не умеют.

Высокое качество школьного образования крайне необходимо возродить. Это нужно и для промышленности, и для развития науки страны, и для поднятия культурного уровня нации. Также на данном этапе крайне важно восстановить систему профтехобразования по всем профилям обучения, вернуть престиж техническим и педагогическим ВУЗам.

Две недели назад вместе с И.И. Мельниковым , Ж.И. Алферовым и О.Н. Смолиным мы представили в Государственной думе проект нового закона «Образование для всех ». Этот документ впитал всё лучшее из русской и советской школы. Если он будет принят, ситуация в сфере образования изменится качественно. Закон предусматривает доступность образования, рост бюджетного финансирования, ликвидацию дикой бюрократии, которая поразила школы и вузы.

Четвертое. Срочных мер по спасению требует сельское хозяйство.

В стране 42 млн гектаров заросли бурьяном. Это уже треть всей пашни. Учеными доказано, что Россия способна прокормить не только собственное население, но и ещё свыше пятисот миллионов человек. Вместо этого мы завозим половину продовольствия, зачастую негодного качества. Стыдно и позорно!

Земли сельхозназначения необходимо вернуть в оборот. Предстоит восстановить почти полностью утраченные семеноводство и племенное животноводство. Решить этот комплекс задач можно только на основе реконструкции сельскохозяйственного производства. Давно доказано, что крупные предприятия лучше адаптируются к постоянным изменениям на продовольственном рынке. Их неоспоримые преимущества: разноотраслевое производство, более высокая прибыль, наличие собственных средств и ликвидного имущества. Для таких предприятий легче получить кредит. Для них доступен лизинг. Им могут продать сырьё без предоплаты. Да и малому бизнесу на селе легче выживать в связке с крупными хозяйствами.

Продовольственную безопасность страны можно обеспечить за два-три года. Для возрождения российского агропрома основную ставку нужно делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Это должно стать главной идеей государственной программы развития села. На поддержку агропромышленного комплекса нужно выделять не менее 10% расходной части федерального бюджета. Кроме того, комплекс мер должен предусматривать ликвидацию паучьей сети перекупщиков, не позволяющих крестьянам попадать на рынки со своей продукцией.

Пятое. Необходимо всемерно поддерживать народные предприятия, ярко демонстрирующие свою эффективность.

Вот почему мы неустанно пропагандируем опыт подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина » под руководством П.Н. Грудинина , СПК «Звениговский » , созданного в Марий Эл И.И. Казанковым, Усольского свинокомплекса в Приангарье, руководимого И.А. Сумароковым, колхоза «Терновский» , возглавляемого И.А. Богачёвым.

Свою перспективность народные предприятия демонстрируют не только на селе, но и в промышленности. Достаточно упомянуть картонно-бумажный комбинат в Набережных Челнах или народное предприятие «Знамя» в Свердловской области . Сам характер этих предприятий таков, что они развивают не только производство, но и социальную инфраструктуру. Уже в марте на Пленуме ЦК КПРФ мы намерены провести большой разговор о роли народных предприятий.

Шестое. Наступило время мобилизовать кредитные ресурсы для возрождения страны .

Нам надоело слушать, что у правительства нет денег. На декабрь 2015 года золотовалютные резервы России, вместе со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, составляли 36 триллионов рублей. На депозитах в банках находилось ещё 22 триллиона. Таким образом, помимо бюджета имеется 58 триллионов рублей, которые можно использовать на кредитование.

Седьмое. Мы не раз предлагали ввести контроль над ценами на товары первой необходимости и на лекарства.

В прошлом году наша фракция внесла поправки в закон о торговле, предложив установить порядок и размер торговой наценки на отечественную продукцию. Этот порядок мог бы остановить и рост потребительских цен, и общую инфляцию. Однако единороссов этот подход не устроил. Цены на продукты питания за год подскочили на 20-25%.

И в царское, и с советское время доказала свою эффективность монополия государства на производство и реализацию винно-водочной продукции. Сегодня же огромные деньги текут в карманы водочных королей. Госмонополия на производство и реализацию спиртосодержащей продукции даст в бюджет страны ещё 3,3 триллиона рублей . Кроме того, она позволит остановить страшную тенденцию последних лет, когда тысячи людей гибнут от паленой водки.

Восьмое. Предстоит изменить налоговую систему.

Нынешнее налогообложение тормозит развитие экономики во всех её отраслях. К примеру, налога на добавленную стоимость в СССР не было. Нет его и в США. Наличие НДС приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 18%. Это делает её неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и провоцирует коррупцию. Фактически этот налог существенно уменьшает и зарплату наших граждан.

Налог на имущество и земельный налог с кадастровой стоимости выросли в несколько раз. Они больно бьют по малому бизнесу и сельскому хозяйству, углубляют нищету простого народа. Налог на имущество и поселенческую землю просто разоряет граждан и сгоняет их с родных и обжитых мест. Это хуже ордынского ига. Тогда со двора брали десятину. Этот разбой надо немедленно прекратить.

Выпадающие из бюджета доходы есть чем компенсировать. В десятках стран мира важнейший источник пополнения госбюджета – прогрессивный налог на доходы физических лиц . Он введен в США, Китае, Франции, Германии, Швеции и многих других государствах. Мы просто обязаны ввести этот налог в России, где 110 человек захватили более трети национальных богатств. Прогнозируемый экономический эффект превышает 4 трлн. рублей. Кроме того, это будет более чем справедливо. Не рабочие, учителя, врачи, военные, студенты и пенсионеры повинны в экономическом кризисе. Не они должны за него расплачиваться. За дело рук своих пусть отвечают, прежде всего, олигархи и их бездарные чиновники.

Девятое. Наш принцип: «Забота о стране – это забота о людях».

Когда 10% населения завладели почти 90% национального богатства, не стоит удивляться диким масштабам бедности. Пора превратить Россию в социальное государство не только по записи в Конституции.

Нашей стране не ответить на смертельные вызовы с необразованным и больным населением. Так называемая оптимизация здравоохранения резко снизила доступность медицинской помощи. Уже в этом году смертность в России может снова превысить рождаемость. Над страной вновь навис тот самый «русский крест», что уже стоил нам миллионов жизней.

Много лет КПРФ добивается принятия закона о «детях войны». Всякий раз наша инициатива блокируется «Единой Россией». А вот тем, кто пережил самую страшную войну и отдал свои силы на восстановление страны, они считают можно жить и на 10-12 тысяч рублей в месяц. В последний раз наш проект закона о «детях войны» набрал 205 голосов депутатов Госдумы. Этого вновь не хватило. Но мы не отступимся! Принятие этого закона - дело чести всех патриотов!

Не только тормозом для развития экономики, но и непосильной ношей для населения стало состояние ЖКХ. По официальным данным, износ оборудования в этой сфере составляет в среднем более 60%. Значительная его часть находится в аварийном состоянии. Дряхлеющая инфраструктура не только не может принять новую нагрузку, но и не способна справиться с действующей. По данным Минрегионразвития на восстановление предприятий ЖКХ требуется свыше 10 триллионов рублей. Необходимо снести около 100 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья и построить новое. Нужно построить ещё 1,6 млрд. кв. метров жилья для нуждающихся. На все это потребуется 65 трлн. рублей – пять нынешних годовых бюджетов страны!

Это означает, что проблемы модернизации объектов ЖКХ, строительства и ремонта жилого фонда не разрешить без участия государства. Его же задачей должно стать строительство социального жилья. Тарифы же с граждан не должны превышать 10% семейного дохода. Позорный налог на капремонт должен быть отменен немедленно.

Десятое. На уже упомянутом Давосском форуме был затронут вопрос о судьбе культурно-нравственных ценностей в современном мире .

Основатель и президент форума Клаус Шваб заявил о том, что над человечеством нависла угроза лишиться души и сердца. Для России эта угроза более чем реальна. Души людей разлагают как пропагандой насилия и безнравственности, так и при помощи антисоветизма и русофобии. Отвратительные выходки некоторых известных деятелей – лишь небольшой штрих в этой картине. По государственным телеканалам по-прежнему крутятся лживые фильмы и передачи, мажущие грязью священные страницы и образы нашей истории. И это – смертельно опасная мина, закладываемая под будущее России. Но обезвредить её, безусловно, можно. Главным нашим союзником в данном деле является сам наш народ. Он уже показал это, уверенно встав в ряды «бессмертного полка».

Мы – правы! Мы – сможем!


На фоне кризиса политический маятник явно качнулся влево. В обществе растет запрос на патриотическую идею . Это показывают все социологические опросы. Народ всё больше осознает негодность неолиберальных рецептов, блюда по которым способны испоганить любой стол.

КПРФ не только критикует своих оппонентов, но и предлагает подробный антикризисный план, отраслевые программы развития страны . Они затрагивают все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни. Наша цель – предложить людям альтернативу либеральному словоблудию. Для этого у патриотов России есть возможность опереться на конкретный опыт в истории и современности. Перспективность нашей программы развития подтверждена преимуществами советской экономики, практикой народного Китая и братской Белоруссии, результатами работы правительства Примакова-Маслюкова, опытом народных предприятий в России .

Надежды на программу перемен растут. Расширяется и доверие к тем, кто выступает с позиций созидания, развития и подлинного народовластия. Уверенно руководят своими территориями мэр Новосибирска А.Е. Локоть , набирают обороты губернаторы Орловской и Иркутской областей В.В. Потомский и С.Г. Левченко . Эти руководители доказывают любовь к своей земле делом. Они не забывают держать совет с людьми, с представителями партий и движений, с экспертным сообществом, со всеми конструктивными силами. Это создаёт хорошую основу и для сегодняшнего разговора.

В сентябре пройдут выборы в Государственную Думу. По нашему мнению, избирательная кампания призвана подстегнуть выработку перспективной программы социально-экономического развития страны. Основой для этого могла бы стать открытая и честная общественная дискуссия. КПРФ не только готова к ней. Мы крайне заинтересованы в самом широком общегражданском диалоге. Перед Россией стоят слишком серьёзные вызовы, слишком большие угрозы. Они требуют максимальной концентрации сил и энергии российского общества .

Совместный поиск путей выхода из кризиса – смысл нашей орловской встречи. Наши усилия призваны помочь стране уверенно шагнуть в будущее. «Мы правы! Мы сможем!» - эти слова должны стать главным девизом национально-ориентированных сил России.