Почему очередь на страховку автомобиля. Выплаты по полису осаго в приморье: давка и круглосуточные очереди. Что делать, если навязывают допуслуги

В Москве и Подмосковье страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО гражданам с иногородней пропиской. Об этом Лайфу сообщил лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин. На основе многочисленных отзывов пострадавших граждан правозащитник направил письмо (есть у Лайфа) в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) с требованием провести проверку этих фактов. Эксперты убеждены, что страховщики не хотят страховать региональных водителей из-за низкого заработка на региональных тарифах.

Ко мне идёт буквально шквал обращений со стороны иногородних россиян о том, что они не могут оформить полис ОСАГО в Подмосковье и Москве в офисах продаж страховых компаний. Для начала их просят написать какие-то заявления – просьбы на заключение договора ОСАГО, обещают ответить "оперативно" - в течение двух недель, - обеспокоен Похмелкин. - Ещё один вариант: скажем, вы временно проживаете в подмосковном городе Электростали и приходите в местный офис продлить или купить новую страховку, а вам говорят: "Поезжайте в центральный офис в Москве. У нас только там для регионалов продаются страховки". А в центральном офисе выясняется, что помимо полного пакета документов, включая ПТС, водитель обязан предоставить автомобиль на осмотр, что формально не противоречит закону, хотя для москвичей и жителей Подмосковья у страховщиков такой опции нет.

Правозащитник напоминает, что уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является прямым нарушением закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вдобавок договор ОСАГО является публичным (п. 3 ст.426 ГК РФ) и не приемлет отказа.

В страховых компаниях не готовы объяснять причину отказов.

Мы отправим на осмотр в Москву на Хлебозаводской проезд проверять машину на целостность. Мы не имеем права осматривать, эксперты будут делать это, у нас такой регламент. Теперь у нас так, все региональные машины осмотр проходят. Пожалуйста: заводим договор, я выдаю направление в Москву, за осмотр платить не нужно, - сообщил менеджер в офисе Ингосстраха в городе Видном, отказав в оформлении страховки на месте.

В Домодедове один из страховых агентов пообещал застраховать иногороднего водителя при условии покупки допстраховки.

С региональными водителями у нас только полисы "Росгосстраха" и там будет дополнительный полис за 1 тыс. руб. Только с этим условием нам бланки дают. В других компаниях вообще нет возможности, - сообщила страховой агент Ольга.

В Северном Бутове в офисе СК "Согласие", узнав о неместной регистрации водителя, направляют вместе с машиной в главный офис в Южнопортовом проезде. На просьбу оформить договор непосредственно в Бутове отвечают отказом. Ровно так же поступают в подразделении страхового дома ВСК в Апрелевке, обещая волокиту с получением полиса на месяц.

У нас сейчас нет полномочий [оформлять ОСАГО], только через центральный офис, - объяснила сотрудница ВСК.

В кол-центре "Ренессанс страхования" операторы заявляют, что оформление договоров ОСАГО для региональных водителей возможно только после ограниченной до 1 часа в неделю процедуры осмотра.

Получение полиса возможно только в центральном офисе, после предъявления автомобиля на осмотр. Машина должна быть после мойки. Осмотр производится по понедельникам с 10:00 до 11:00 утра, - сообщила представительница "Ренессанс страхования".

Ответы не связанных друг с другом представителей страховщиков словно написаны под копирку. Первым или вторым вопросом они выясняют место прописки собственника, затем повторяется мантра про скованные во времени центральные офисы.

Проблема распространилась на весь столичный регион. Хуже всего, что недуг охватил и компании с большим числом территориальных офисов, таких как "Ресо-гарантия" и "Росгосстрах". Обе компании проигнорировали запросы Лайфа.

В Мытищах представитель "Эрго" признался, что внутренняя программа даже не даёт возможности внести данные иногороднего человека. В головном офисе Лайфу этот инцидент объяснили ошибкой.

Проблемы при покупке полиса ОСАГО в Мытищах могли возникнуть с техническими неполадками в системе, через которую осуществляется оформление полисов. Наши специалисты делают всё возможное, чтобы устранить неполадки в ближайшее время, - сообщила Кира Беззубенко, специалист управления клиентского сервиса "Эрго".

Центробанк, главный регулятор отрасли, призванный наказывать страховщиков за дискриминацию страхователей, знает о проблеме, но решать её не спешит, сетуя на недостаток жалоб.

Подобные обращения граждан есть, однако их число незначительно, - сообщили Лайфу в пресс-службе Центробанка. - На основании полученной жалобы Банк России в рамках компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с законодательством РФ.

Центробанк вправе за отказ оформления полиса накладывать штраф (50 тыс. руб.) на должностное лицо, совершившее правонарушение, соответствующие положения содержатся в ст. 15.34.1 КоАП РФ.

В случае отказа или уклонения от заключения договора ОСАГО в ЦБ порекомендовали автовладельцам обращаться с жалобой и имеющимися доказательствами прямо к ним. В ведомстве заверили, что отказ в заключении договора может быть зафиксирован любыми законными способами (в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей), позволяющими сделать вывод о факте правонарушения.

В профессиональном объединении торговцев автогражданкой - Российском союзе автостраховщиков - считают, что проблема носит незначительный характер и комментировать её не желают.

Мы не комментируем деятельность отдельных страховых компаний, - заявил представитель пресс-службы РСА.

Автомобильные адвокаты объясняют отказы страховщиков нежеланием получать маленькую премию по страховкам, заключённым с региональными водителями. Сейчас для легкового автомобиля минимальный базовый тариф по ОСАГО для физлиц составляет 3432 руб. Эта сумма умножается на региональные коэффициенты, к примеру, в Курской области это 0,6. При отсутствии дополнительных повышающих (возраст, стаж, лошадиные силы мотора) и понижающих коэффициентов стоимость страховки в Курске составит 2077 руб. В случае Москвы (2) и Подмосковья (1,7) этот же полис обойдётся в 6864 руб. и в 5834,4 руб. соответственно.

Страховые компании сегодня пытаются искусственно ограничить продажи в регионах, которые они считают убыточными. На самом деле эти регионы просто приносят меньше прибыли страховщикам. В Москве из собранных 100 рублей компании выплачивают по ОСАГО 30-40 рублей, а, к примеру, в Волгоградской области - 65. Естественно, они хотят продавать полисы только в городах с высокими коэффициентами, считает глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.


Побороть эти нарушения не удастся, пока по каждому случаю отказа автовладелец не будет писать жалобу в ЦБ и требовать наказания для страховщика, убеждены правозащитники.

Страховые компании в Уфе оказались не готовы к наплыву клиентов после ухода с рынка автострахования других игроков. За оформлением полисов ОСАГО в офисах страховщиков выстраиваются очереди. В страховых компаниях говорят, что помимо сокращения предложения на рынке ОСАГО трудности создает работа с базой Российского союза автостраховщиков (РСА), которая периодически дает сбои. Но автомобилисты и эксперты рынка усматривают в сложившейся ситуации попытки направить водителей к страховым агентам, не продающим полисы без дополнительных услуг.


В офисах страховых компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке ОСАГО в Уфе, выстроились очереди за полисами, рассказали „Ъ“ очевидцы. По словам автовладельцев, страховки оформляются очень медленно. Сотрудники страховых компаний заранее составляют списки желающих получить полис, но в течение дня успевают обслужить лишь небольшую часть клиентов. «В списке страховой компании, куда я заезжал 1 и 2 марта, было больше 40 человек, но с утра до обеда в офисе приняли не больше пяти. Остальным предложили стоять в очереди дальше, приехать на следующий день или воспользоваться услугой страхового агента. Но агенты чистое ОСАГО не продают, а только с дополнительными опциями. Аналогичная ситуация и у других страховщиков»,- рассказал „Ъ“ один из автомобилистов. По словам автовладельцев, сотрудники страховых компаний объясняют задержку при оформлении ОСАГО отсутствием бланков, а также техническими сбоями в работе автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков, которая помогает определить коэффициент «бонус-малус» (считает скидку за безаварийную езду в течение года). Согласно поправкам, принятым в закон об ОСАГО в 2014 году, использование этой системы для страховщиков является обязательным. По данным „Ъ“, трудности с оформлением полисов ОСАГО возникли у автомобилистов в «Росгосстрахе», ВСК и «Согазе». «В «Росгосстрахе» на улице Жукова один полис оформляют по полчаса и дольше. В этот понедельник к концу дня сотрудница в офисе осталась одна и попросила всех разойтись, так как успеет принять не больше семи человек. В очереди было человек 30»,- рассказал один из очевидцев. Несколько клиентов СК сообщили „Ъ“ также, что сайты страховщиков не позволяют оформить электронный полис ОСАГО.

Страховщики подтвердили информацию о наплыве посетителей и очередях. В «Росгосстрахе» сообщили, что в 2015 году с рынка ОСАГО в Башкирии ушли девять компаний, ряд других сократили офисы в районах и весь поток клиентов направился в крупные города. Время обслуживания клиентов выросло из-за необходимости сверять данные об автомобилистах в базе РСА. «К сожалению, она нередко сбоит»,- отметили в компании. Собственные сбои с онлайн-сервисами в компании не подтвердили. Директор уфимского филиала «Согаза» Иршад Ахмеров добавил, что на эти сложности наложилось и ежегодное весеннее увеличение потока автомобилистов за полисами, так как «многие не эксплуатируют автомобили в зимний период и заключают договоры ОСАГО выборочно по сезонам». При этом, отметил представитель СК, поскольку прогнозировать отток и наплыв клиентов невозможно, увеличивать штат сотрудников для оформления полисов в компании не планируют. Представители ВСК для комментариев были недоступны.

В РСА „Ъ“ сообщили, что 1 марта не зафиксировали сбоев в работе системы. «Они были в минувшие выходные, во время проведения плановых работ»,- отметили в организации.

Юрист Николай Костенко, специализирующийся на урегулировании споров автовладельцев со страховыми компаниями, отмечает, что «разговоры про зависание базы РСА - это ерунда». «Есть телефон горячей линии ассоциации - там всегда скажут, когда есть, а когда нет сбоя. Они редки. То же показывает введенная недавно система «Светофор» на сайте РСА».

Представитель регионального филиала Федерации автомобилистов России Азамат Валеев полагает, что ситуация в офисах страховых компаний может быть спровоцирована искусственно, с целью навязывания автомобилистам дополнительных опций страхования. «Проблемы начались еще в начале года,- отмечает он.- Не исключаю, что идет затягивание оформления документов, чтобы вынудить автовладельца к вызову агента и покупке более дорогой страховки».

Марат Каримов, Наталья Павлова

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

Дефицит на ОСАГО и создание искусственных очередей. Челябинские страховщики придумывают все новые ухищрения при продаже полисов. Чтобы получить документы, автомобилистам приходиться занимать очередь ночью или переплачивать крупные суммы. Ситуацию даже взял на контроль губернатор Челябинской области. Почему страховым компаниям не выгодно продавать ОСАГО?

«На часах сейчас 8 утра, до открытия офиса страховой компании осталось полчаса, однако очередь уже растянулось на 20 человек — для людей это единственный шанс получить полис ОСАГО».

Здесь все как в Советском Союзе. Большой дефицит и запись по талонам. Чтобы получить документы, народ занимает очередь с 2 часов ночи. Вчера, например, выдали всего 25 полюсов. К примеру, пенсионер Анатолий Соловьев, уже второй день не может застраховать машину. Вчера получению заветной автогражданки помешал сбой техники.

«Завис компьютер, я говорю, что я завтра с утра приеду и мы допишем, он говорит завтра, уже на этом месте будет другой агент сидеть, а с этим полюсом, ему подсказывает соседка, он говорит, а что мне с этим полюсом делать, уничтожить, было время, когда не хватало полюсов, а сейчас он говорит, уничтожить».

Сотрудники ссылаются на отсутствие полюсов, однако при покупке дополнительной страховки ОСАГО волшебным образом появляется. Несколько лет назад компании активно штрафовали за навязывания допуслуг. Сегодня схема осталась та же, только страховые стали действовать хитрее. Сейчас все бланки доступны через агентов, которые добавляют к стоимости несколько тысяч.

«Это уже со страховкой жизни? — Да. — А сколько она? 3 200. 3 200 и входит в стоимость. 1075 техосмотр на 2 года. — А почему в других офисах нет страховки? В АСКО по-моему нет такого. — Ну в Росгосстрахе так».

Но даже на этом мучения автомобилистов не заканчиваются. Даже если человек готов переплатить за страховку, агенты примут далеко не всех. Челябинские водители утверждают, у всех сотрудников есть черный список автомобилей, которые просто не страхуют в Челябинске. Потому что выплаты по ним производят чаще всего.

Чтобы на машину оформили полис авто должно быть не старше 2009 года и иметь свыше 100 л.с.; прописка у собственника обязательно челябинская.

В черный список входят все отечественные авто а также японцы,с правым рулём — Мазда, Субару и Мицубиши.

Страховые агенты тоже не в простой ситуации — такую политику им диктует начальство, а их зарплата напрямую зависит от навязывания дополнительных услуг. Поэтому челябинцам приходиться оформлять полисы, что называется по блату, либо переплачивать. Сложнее всего приходиться владельцам старых машин. Некоторые компании вообще отказываются их страховать.

«Другие федеральные компании, они старые машины 2009 и 8 начинают брать, остальные не берут, и здесь стараются их не брать, потому что старые и агентские не платят».

После многочисленных жалоб горожан, разобраться в ситуации решил губернатор Челябинской области. Глава региона поручил взять ситуацию на контроль. Борис Дубровский уверен, ажиотаж и очереди искусственно созданы и надуманны.

«Сегодня весь день по городу, во многих отделениях будет происходить контрольная закупка штаба общественной поддержки губернатора, по всему городу, во многих отделениях, и по итогам мы увидим, какая ситуация складывается в страховом бизнесе города Челябинска».

В итоге ситуация без выходная. Ездить без ОСАГО незаконно. А получить его практически нереально. Из-за того, что страховым компаниям просто невыгодно продавать полисы, страдают простые автомобилисты. Как результат, горожане все чаще выбирают липовое ОСАГО».

Следите за главными новостями региона на нашей странице в

Уже не первый месяц в отделе урегулирования убытков крупнейшей страховой компании «Росгосстрах» во Владивостоке собираются очереди, в которых люди тратят многие часы, а то и дни, ради прохождения процедуры оценки ущерба и получения выплат по полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Некоторые являются к офису страховщика на ул. Пионерской глубокой ночью, чтобы с утра оказаться в первых рядах.

Корр. PRIMPRESS попытался выяснить, чем вызваны очереди в офисах «Росгосстраха».

«В первый день я получил заявление для осмотра моего автомобиля, но непосредственно на осмотр попасть не удалось. Отдел оценки закрыли, когда нас в очереди осталось двое. Оказалось, что этот отдел работает на час меньше, чем весь офис "Росгосстраха". Приехав на следующий день к девяти часам утра, в очереди я оказался 33-м. К полудню в кабинет вошел лишь седьмой по списку. За весь рабочий день из 50 человек процедуру оценки ущерба смогли пройти лишь 15. Я просидел до закрытия, надеясь на чудо. Но чуда не произошло», - рассказал Александр, клиент страховой компании. Он задается вопросами: разве может страховая компания, дорожащая своей репутацией, так относиться к своим клиентам и кто компенсирует ему потерянное в росгосстраховских очередях рабочее время?

«ДТП я оформляла через службу аварийных комиссаров, которые предложили мне еще одну услугу - чтобы за меня в очереди стоял человек. Я очень удивилась: как это - платить человеку за очередь? Но согласилась. А столкнувшись с сервисом "Росгосстраха" я убедилась, что не зря. Очередь мне заняли на рассвете, я подъехала к девяти и далее сама ждала приема. В это время листы с порядком очереди почему-то пропали. Из-за этого люди начали ругаться, дело дошло даже до мелкой потасовки. Но стоит отметить, что оценщики работали не покладая рук. Вся проблема в том, что их всего двое», - рассказала Виктория, клиент страховой компании.

PRIMPRESS пытался получить комментарий в ООО «Росгосстрах – Дальний Восток», но десятки попыток дозвониться в главный офис не увенчались успехом. Зато знакомый специалист страхового дела на условиях анонимности раскрыл некоторые причины происходящего.

«Нет ничего необычного в очередях в отделах регулирования убытков страховых компаний, - сказал он. - Как правило, на одного клиента специалист тратит от 20 до 40 минут, в зависимости от сложности страхового случая. Влияет еще и дорожная обстановка на дорогах края – количество ДТП увеличивается, а вместе с ним увеличивается и количество клиентов».

Отметим, что для оформления полиса ОСАГО в том же "Росгосстрахе" клиентам также приходится тратить порой по несколько часов.

«Такие очереди могут быть созданы искусственно, - пояснил наш собеседник. - Зачем? Чтобы сдержать продажи полисов ОСАГО. Игроки страхового рынка сейчас терпят убытки, компаниям просто невыгодно оказывать услуги обязательного страхования».

Отметим, что с 1 января 2017 г. каждый автовладелец может самостоятельно оформить полис ОСАГО в Интернете. Однако как это делать мало кто понимает, а разъяснительную работу страховщики не горят желанием проводить. Кому же нужны такие страховые компании? Уж точно не клиентам, которых они "облагодетельствовали".